Научная статья на тему '«Старт Мечты» движение к результату…'

«Старт Мечты» движение к результату… Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варанкина Елена Геннадьевна

«Старт мечты… Путь от идеи до результата». Проект молодёжного клуба «СтартМ» в г. Павловский посад Московской области, в Краснодарском крае, в Москве. Специфика клубного лагеря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Варанкина Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Старт Мечты» движение к результату…»

«Старт Мечты» Движение к результату...

Елена Геннадьевна Варанкина, г. Краснодар

Ключевые особенности, которые выявлены нами на протяжении 5 лет проведения лагеря «Старт Мечты»:

1. Есть основной состав участников клубных смен — это ребята, которые приезжают в лагерь каждый год.

2. Вожатыми постепенно становятся старшие участники смены.

3. Новичкам легко адаптироваться к условиям и отношениям в лагере.

4. С каждым участником проводится индивидуальная работа по целеполаганию по теме «Мечта».

5. Основное содержание смены выстраивается по запросу участников и ими же самими.

6. В течение года идёт активное общение среди участников, проходят клубные встречи, клубная деятельность по интересам по месту жительства участников смены.

7. Наиболее ценным для участников смены становится общение друг с другом, с вожатыми, с другими взрослыми, которые работают на программе или живут по соседству. Коммуникативные отношения выстраиваются со всеми возможными людьми.

8. Программа смены может формироваться под запрос конкретных

/~1

участников или родителей. С родителями установлен постоянный контакт.

9. Лагерь как место встречи ребят из других городов.

10.Лагерь как методическая площадка. Площадка для обсуждения, отработки идей и выстраивания перспектив.

11. Смены в разных местах как возможность познания мира и географии Чёрноморского побережья. (Орленок, Подмосковье, Сочи, лето 2011 — Азовское море, есть планы провести лагерь за границей).

12. Возможность отслеживать формулирование мечты, видение пути реализации своих желаний и своего потенциала у одних и тех же ребят в течение нескольких лет.

13. Сложилась система круглогодичной деятельности, реализуемая в реальности и в виртуальном пространстве: Лето — клубный лагерь, в течение осени, зимы, весны — молодёжный тренинг, регулярно — клубные встречи, короткие выезды. Информационная поддержка, обмен фото, видео, аудио на сайте WWW. vkontakte.ru, группы http://vkontakte.ru/club5567529, http://vkontakte.ru/club15542360

Но самым главным результатом традиционного лагеря «Старт Мечты» стал молодёжный клуб «СтартМ».

1. Клуб — это безопасное организованное неформальное пространство под присмотром педагогов. Аналога — нет.

2. Клуб — навыки самоорганизации!!! Дома организуют родители, в школе — учителя, в секциях и кружках — тренеры. В клубе — сами.

3. Клуб — навыки совместного творческого делания, командной работы. Один за всех и все за одного.

4. Клуб — безопасное пространство для проявления себя. Все наравне.

5. Для поддержания атмосферы и повышения КПД выезды короткие на 3 дня и смены — просто необходимы!

6. Клуб — позитивная деятельность + результаты. Что сделал — то твоё, чего нет — то не сделал.

Какие ассоциации вызывает у вас слово «Мечта»? Позитивные? Негативные?

Мы чаще всего мечтаем в юности, а потом жизнь устраивает много проверок на прочность, и мы перестаём мечтать, живём, как привыкли, как живётся. Поэтому тема мечты понятна и близка подростку и молодому человеку, а также неравнодушному взрослому, в котором живёт юность, не смотря на возраст.

Старт мечты — это энергичное начало движения к себе лучшему, к своей лучшей жизни.

Каким же образом можно дать старт своей мечте?

Создать комфортное пространство, в котором хочется быть, дружить, мечтать — это собственно клуб.

Затем обеспечить значимое для участников содержание деятельности Например, открытие «Формулы Мечты».

На протяжении ряда занятий раскрываются составляющие этой формулы, на последнем занятии («Как успеть?») выстраивается соотношение составляющих мечты и принимается вся формула. То есть ответ на вопрос: «Как реализовать свою мечту?», Или «Что должно быть, присутствовать в моей жизни, чтобы она была успешной?»

Например: Любовь умножить на Внимание, умножить на Заботу, всё это разделить на Каждый день и прибавить Самоуважение и Достаток получится Счастливая семья.

Для того, чтобы запустить игровую модель занятий, необходимо провести следующую работу:

Каждому участнику предложить заполнить следующую форму

Я сегодня Путь к мечте Я завтра (Я МЕЧТА) (...такой, о котором мечтал, я лучший)

Дата, событие Соображения, намерения, планы, действия Результаты

Я знаю о себе: Я умею: Я знаю о себе: Я умею:

У меня есть: Я могу: У меня есть: Я могу: Результаты: физические, образовательные, личностные (социальные — какой я сын, какая я дочь, одноклассник, друг, гражданин).

По итогам встречи в разделе «Путь» появляются соображения участника, намерения о продвижении от «Я сегодня» к «Я мечта». От встречи к встрече добавляются идеи, переосмысляется прошлый опыт, конкретизируются планы и фиксируются промежуточные результаты. Данная форма служит своего рода Путевым журналом, Бортовым журналом, в котором отражён путь.

Понимание здоровья, творчества, общения, бизнеса (профессии) тоже идёт через призму мечты. О какой физической форме я мечтаю? Какой хочу быть? Как я хочу проявляться? Какие доходы я хочу иметь? Откуда я буду брать деньги?

Далее следует ряд конкретных упражнений, игр, мероприятий по выше указанным темам, которые позволяют раскрыть понимание себя сегодняшнего и формулировка пожеланий к изменениям в себе: что я хочу узнать, чему научиться, что освоить и т. п.

В процессе самостоятельно организованных мероприятий участники клуба проявляют свои организаторские и лидерские качества, творческие способности и коммуникативные таланты, что позволяет при умелой рефлексии зафиксировать ситуацию успеха, а значит шаг или несколько к своей мечте.

Основная идея программы

Старт мечты — это энергичное начало воплощения мечты от её понимания до выстраивания плана конкретных действий и осуществления запланированного.

Программа сложилась из ответа на вопрос о том, какие условия необходимы, чтобы мечты сбывались. Необходимо уметь формулировать цели, планировать их поэтапное достижение, быть организованным, пунктуальным, нужно хорошо себя чувствовать и быть закалённым, сильным, и гибким; нужно уметь общаться с людьми, создавать и укреплять отношения, быть добрым и внимательным, уметь доверять; заинтересовывать других людей своими идеями, создавать команду единомышленников, быть лидером, быть ответственным за результат и за людей, которые пошли за тобой; быть артистичным, творчески подходить к выполнению любой работы; иметь средства для реализации своих планов, знать основы финансовой грамотности, культуру и этикет бизнеса, уметь продавать свои идеи; нужен многообразный опыт применения всех этих умений на практике. Практически всегда этими навыками человек овладевает уже во взрослом

состоянии, преодолев множество препятствий. Специального

организованного обучения подобным умениям нет. Программа предлагает освоить комплекс вышеуказанных умений и навыков, начиная с 12-14 лет, что позволит подростку и молодому человеку выбирать свой профессиональный и жизненный путь согласно своим интересам и своей мечте. А взрослым в любом возрасте вернуться к своим истинным потребностям и реализовать их.

Обоснование программы

В сложившейся социальной, экономической, исторической ситуации особого внимания заслуживают задачи социального становления подростков и молодёжи на основе их свободного выбора и ответственности за этот выбор в специально созданной управляемой среде. Решение этих задач повысит социальную успешность, уровень культуры подростков и молодёжи, значительно уменьшит подростковую безнадзорность и беспризорность, правонарушения в молодёжной среде.

Программа «Старт Мечты» рассчитана на подростков и молодёжь от 12 лет, взрослых в любом возрасте. У каждой возрастной категории есть ряд проблем, которые решает данная программа.

Подростковый возраст — самый проблемный для родителей, да и для самих детей, возраст активного взросления, переоценки ценностей, поиска себя. Часто причинами конфликтов и стрессовых ситуаций для подростков является незнание самого себя и окружающих.

На этом фоне особенно важно создать пространство для общения подростков — клуб, где под руководством взрослых каждый участник сможет найти применение своим силам, проявить и реализовать свой интерес, получить новые знания и применить их в своей жизни.

Для 15-17-летних наиболее актуальным становится профессиональный выбор, поиск своего призвания, самоутверждение во взрослом мире.

Для 18-30-летних наиболее важным является приобретение финансовой независимости и стабильности, создание семьи и профессиональная успешность.

Для молодых людей от 15 до 30 лет важен осознанный и самостоятельный выбор образа жизни, привычек, ведущих либо к успехам и благополучию во всех сферах жизни, либо к проблемам и сложностям со здоровьем, с отношениями с людьми, финансовой обеспеченностью и др.

Для более старшего поколения важно не забывать о том, что мечты сбываются, если уделять этому время и силы, а не тратить всю свою энергию на работу, дом, детей.

Клуб как пространство свободного общения, пространство для социальных проб актуален для всех возрастных категорий подростков и молодёжи и взрослых. Именно поэтому программа «Старт Мечты» реализуется через круглогодичную системную деятельность.

На сегодняшний день программа «Старт Мечты» реализуется

1. В формате клубного лагеря, объединяющего представителей разных городов и разных клубов.

2. В формате молодёжного тренинга, который интенсивно идёт в течение недели. Проходит в городе, набирается группа участников, они ставят задачи, которые хотят решить на тренинге, проходят собеседование

3. В формате молодёжного клуба «СтартМ». Сегодня есть два клуба в г. Павловский Посад Московской области (руководитель клуба Скурихина Анна) и Краснодарском крае (Руководитель клуба Садовский Дмитрий).

4. В формате выездной школы здоровья «Старт Мечты» для взрослых с детьми. Это о том, как легко, быстро и надолго получить прекрасное самочувствие, отличное зрение, стройную фигуру и бодрое настроение в любом возрасте. Предметы Школы здоровья: Великолепное самочувствие; Отличное зрение взрослым и детям; Простые секреты стройной фигуры; Финансовое здоровье — от игры к жизни; Рецепты прекрасного настроения.

5. в формате клуба для взрослых «Старт Мечты». Клуб начинает развиваться в г. Краснодаре, участники его те, кто стремится к изменениям к лучшему в своей жизни, к лучшему себе, кто готов действовать; выпускники оздоровительных курсов, тренингов, семинаров по финансовой грамотности, заинтересованные в общении по своим интересам, во взаимоподдержке и воздании пространства свободного общения.

Взаимодействие участников, личное общение, профессиональное общение проходит на наших сайтах, в группах ВКонтакте, при личных встречах.

Методологическая основа программы «Старт Мечты»

В основе программы лежит философия экзистенциализма (Ж.П. Сартра, К. Ясперса, М. Хайдеггера), основными ценностями которой является свобода, выбор и ответственность, педагогика индивидуальности (О. С. и Т.Б. Гребенюк), экзистенциальная педагогика М.И. Рожкова, теория клубности М. Р. Мирошкиной.

Целевые установки Цель деятельности — социальное становление подростков и молодёжи, создание условий для самореализации участников через позитивный социальный опыт коллективного взаимодействия в заданной системе ценностей.

Исходя из этого ведущей задачей станет — создание клубного пространства, комфортной среды для общения и деятельности участников.

В свою очередь эта задача определяется системой задач второго уровня:

> привлечение участников в клубы по месту жительства «Старт Мечты»;

^ разработка программ, игр, участие в которых обеспечивает позитивный социальный опыт;

^ реализация обучающей программы «Старт мечты», других программ, игр в рамках клуба;

^ создание и отработка игровой модели функционирования клубов, системы самоуправления и самоорганизации;

^ разработка и реализация системы межклубного взаимодействия;

^ подготовка актива клубов к проведению игр, мастер-классов, созданию и сопровождению социальных проектов по месту жительства;

> участие в грантовых, конкурсных проектах на уровне города, России, международных;

Предполагаемый результат

1. Созданные условия для социального становления подростков и молодёжи;

2. Реализация социальных инициатив молодёжи, как показатель их социального становления, направленных на место жительства и людей в нём;

3. Расширение системы клубов по месту жительства;

4. Повышение уровня культуры подростков и молодёжи;

5. Снижение подростковой безнадзорности и беспризорности, правонарушений в молодёжной среде.

Система понятий

Старт Мечты — это энергичное начало воплощения мечты от понимания своей мечты до выстраивания плана конкретных действий и осуществления запланированного.

Клуб — это добровольное объединение людей для реализации своего интереса, это пространство, место, сфера для общения.

Участники клуба: подростки и молодёжь, которым интересно найти себя, своё пространство для реализации, сформулировать и достичь свою мечту, заинтересованные в общении, направленном на интерес, поддержку, признание, творчество, а также взрослые, заинтересованные в поддержке начинаний молодёжи и реализации своих идей.

Клубное пространство1, многомерное и многоуровневое, авторская модель Мирошкиной М.Р., определяется интеграцией воспитательного, коммуникативного, образовательного, досугового, информационного, физического пространств и задаёт систему связей между участниками клубной деятельности, проявляющуюся в наборе специфических ролей субъектов клуба, системе организации их общения и взаимодействия, взаимообусловленности и взаимозависимости различных видов деятельности, способе организации интерьера клуба.

Воспитательное пространство клуба определяется как совместное бытие

1 Мирошкина М.Р. Социальное становление молодежи в клубе по месту жительства, автореферат дис. доктора педагогических наук : 13.00.01 / Ярославский. гос. ун-т им. К.Д. Ушинского, 2008 г.

в клубе и в более широком пространстве — микрорайоне, городе, регионе, стране, Европейском континенте — всюду, куда устремлены интересы клубного сообщества.

Коммуникативное пространство клуба или пространство общения в

настоящее время наиболее слабо развитое пространство в клубах по месту жительства, однако именно оно наиболее востребовано молодёжью.

Деятельность в коммуникативном пространстве беспрограммна, требует мобильности, гибкости педагогического коллектива клуба.

Образовательное пространство реализуется в программах дополнительного образования. При этом взрослые выступают в роли педагогов дополнительного образования (тренера, художественного руководителя, мастера), молодые люди — в роли обучающихся. В зависимости от заданной темы клуба строится адекватная система отношений и нормы поведения в образовательном пространстве. Это могут быть отношения субординации, со-творчества, ученичества.

Досуговое пространство клуба — пространство, в котором реализуются досуговые функции клуба. Механизмом организации этого пространства служат досуговые программы, многообразие которых подразумевает многообразие ролей, отношений, стиля общения.

Организационное пространство — система связей между субъектами организационной деятельности клуба (участниками клубных программ, кандидатами, членами, руководителями, учредителями клуба), обеспечивающая целостность клуба во внешней среде.

Информационное пространство клуба — виртуальное пространство, в котором происходит информационный обмен субъектов клубной деятельности, способствующее решению коммуникативных, образовательных, досуговых задач клуба.

Правовое пространство клуба — совокупность правовых средств и явлений, участвующих в регулировании общественных отношений субъектов клубной деятельности, основанных на системе национального, регионального законодательства, нормативных актов органов местного самоуправления, специальных ведомственных документов.

Физическое пространство должно быть многофункциональным, легко трансформируемым и специально оборудованным под тематическую деятельность клуба.

Принципиальные подходы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> Клуб «Старт Мечты» — это пространство для общения подростков, молодёжи и взрослых, где каждый участник сможет найти применение разным сторонам своей личности, проявить и реализовать свой интерес, свою мечту ^ Здесь происходит открытие и оживление намерений, стремлений, которые могут стать вначале мечтой, а потом реальностью.

^ Здесь каждый — индивидуальность со своим особым внутренним миром, своими интересами и внешними проявлениями, все вместе — «единство непохожих», калейдоскоп, яркий пазл, составляющий целостную картину.

> Главный принцип — свободное живое общение свободных людей, свобода которых ограничена только свободой другого человека.

Основное содержание деятельности клуба «Старт Мечты»

Содержание программы «Старт мечты» Программа направлена на то, чтобы помочь подросткам и молодёжи от 12 до 17 лет легко адаптироваться в социуме, определиться в своих жизненных приоритетах, ориентирах и научиться реализовывать свои идеи на практике, самостоятельно или в группе единомышленников. А поскольку возрастные различия достаточно сильные, возможен активный обмен опытом, помощь старших участников.

Содержание деятельности клуба по месту жительства «Старт Мечты» может осуществляться на следующих уровнях:

1. уровень клуба, где проходят клубные встречи, мастер-классы,

обучающие занятия, игры, социальные и творческие пробы.

2. уровень двора, места жительства, где участники клуба

реализуют свои социальные проекты, практикуются в лидерстве, организуют досуг и праздники жителям;

3. уровень межклубного взаимодействия, на котором происходят

встречи разных клубов и обмен информацией, опытом, знакомство и создание совместных проектов.

4. представительский уровень, на котором клуб может участвовать в общероссийских фестивалях, сменах, конференциях.

На уровне клуба принципиальна реализация пяти ниже описанных направлений, поскольку реализация их является сутью программы «Старт Мечты». Однако акцент может быть сделан на любом из них, или же другом направлении, не указанном ниже, но определённом участниками и руководителем клуба.

Направление «Мечта» Цель: формирование навыков целеполагания, планирования, анализа деятельности и извлечения уроков из происходящих событий. Чёткая формулировка мечты, преобразование её в цель и выработка путей достижения цели. Формы работы:1) Мастер-классы на темы: Как сформулировать свою мечту; Как преобразовать её в цель; План достижения цели; Как преодолевать трудности на пути к мечте; 2) Просмотр и анализ художественных фильмов на тему; 3) Огоньки, тренинги, встречи с людьми, реализовавшими свою мечту.

Направление «Здоровье» Формированию навыков и привычек здорового образа жизни отводится первостепенное внимание потому, что наличие хорошего здоровья представляется авторам программы основой для достижения ощутимого успеха во всех сферах жизни. Здоровье понимается в широком смысле этого слова. Это не только отсутствие болезни, но и

состояние полного физического, морально-нравственного, психо-

эмоционального, социального, интеллектуального благополучия. По данным Всемирной организации здравоохранения здоровье зависит от нескольких факторов: от наследственности (около 20%), окружающей среды (около 20%), медицинского обслуживания (около 10%) и от образа жизни (около 50%). Если считать наследственность образом жизни родителей, то роль образа жизни увеличивается до 70%. Следовательно, быть здоровым может

V-» •• V/ /» п ^ Г"

человек, который ведёт здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни — единственно возможный способ сохранения и укрепления здоровья человека. Необходимые составляющие здорового образа жизни: двигательная

активность, положительные эмоции, трезвость, личная гигиена, режим дня,

т V/

рациональное питание, закаливание. 1олько пройдя эту ступень можно заявить о себе как об энергичном, собранном, мобильном и выносливом человеке. Отвечая этим требованиям, можно легко адаптироваться в любых условиях социума, двигаться дальше по пути к своей мечте.

Цель: Формирование навыков и привычек здорового образа жизни у подростков. Содержание направления: ценность здоровья, мотивация на моду на здоровье, освоение методик улучшения самочувствия, зрения, координации движений. Формы работы: 1) мастерские здоровья —

информационно-познавательные занятия, освоение методиками улучшения самочувствия, зрения, информация о трезвости как норме жизни, профилактика зависимостей; 2) студия красоты, дающая ответы на вопросы, как ухаживать за собой, чтобы кожа, волосы, зубы, суставы, мышцы были в тонусе, основы стиля и имиджа; встречи со специалистами;3) стиль жизни — клубные встречи со спортсменами и любителями в разных видах, жизненные истории, секреты спортивных побед, спорт и физкультура для жизни и жизненных побед.

Направление «Общение» Цель: Формирование коммуникативного опыта подростков в условиях клубного пространства. Содержание: приобретение навыков самопрезентации, установление коммуникации, правила и нормы этикета, отношения со взрослыми, родителями, учителями, выстраивание позитивных отношений с представителями противоположного пола, ведение дискуссии, диспута, обсуждения, принятие командных решений, командообразование. Формы работы: 1) «Всё начинается с

любви...» — лирические вечера о сильных чувствах, о романтике и создании отношений, о соблазнах и подводных течениях, которые уводят от настоящих чувств; 2) «Отцы и дети» — взаимоотношения с родителями, учителями, другими взрослыми, как их наладить и перевести в конструктив и партнёрство; 3) «Я и они» поиск себя, своего способа создания отношений и коммуникаций, какой я собеседник, умею ли я слушать, вести беседу, как стать интересным человеком, быть полезным, уметь воспринимать и понимать другого человека.

Направление «Творчество» Цель: Формирование опыта творческой деятельности подростков. Творчество — как самовыражение, получение

позитивных эмоций в процессе созидания: приобретение навыков

оформления пространства, выработки стиля и имиджа современного молодого человека, изучение основ фотографии, киноискусства, сценической речи и др. Формы работы: «Малая сцена» — разработка и реализация сценариев творческих вечеров, участие в творческих конкурсах, подготовка мини-спектакля; «Музыкальная волна» — вечера музыки, классической, инструментальной, лирической, современной, неформальной, подготовка творческих номеров для участия в конкурсах и музыкального оформления клубных встреч, «Культпоход» — организация посещения выставок, театров, музеев; «Танцуют все!» — движение-импровизация, навык чувствовать музыку и двигаться под неё; «Проба пера» — мастер-класс по журналистике, участие в журналистских конкурсах. Наиболее успешно данное направление реализуется во время летних смен в подготовке и проведении клубных праздников.

Направление «Бизнес»

Цель: Формирование навыков ведения домашнего хозяйства, управления личными финансами, финансового планирования. Содержание: освоение основами финансовой грамотности, приобретение навыка планирования времени, занятости, постановка стратегических и тактических задач, выработка качеств делового человека, умение управлять проектами. Формы работы: «Рычаги вашей свободы» — деловая игра для подростков; создание бизнес-проектов для молодёжи; Финансовое планирование; «библиотека успешного человека» — создание мини — библиотеки по бизнес-направлению программы. Отработка умения ошибаться и восприятие ошибки как обязательного этапа любой деятельности.

В процессе приобретения собственного опыта ведения бизнеса, автором программы внесены корректировки в данное направление. Не каждый человек может управлять делом, людьми, далеко не каждый. Но каждый может найти своё предназначение, профессию, которая будет кормить его, его семью, доставлять удовольствие самому и людям, которые будут пользоваться результатами его труда. Поэтому наиболее важно определить своё призвание. Причём это процесс длительный, может иногда идти методом проб и ошибок. Однако кто ищет, тот найдёт! Именно поэтому участники молодёжного клуба «СтартМ» г. Москва, МУ «Центр молодёжных инициатив» р-на Орехово-Борисово Северное разработали проект «Пойми себя».

СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ИНИЦИАТИВНЫЙ ПРОЕКТ В СФЕРЕ РАБОТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

«Пойми себя»

Авторы проекта: Молодёжный клуб «Старт Мечты» - Скурихина Анна, Арефьева Евгения, Черепанова Фаина, Черепанова Валентина, Пушкин Иван, Некрасов Павел, Моисеев Денис

1. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1.1. ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА.

Причина большинства проблем (в том числе и финансовых) в жизни людей заключается в том, что человек не знает своего предназначения, не видит своего места в жизни, занимается нелюбимым делом или ходит на нелюбимую работу ради денег.

Многие люди сегодня думают, что они не способны и не достойны жить полноценной жизнью, имея полный достаток. Они думают, что единственно, что им нужно — это найти работу с более высокой зарплатой. Но это одно из глубочайших заблуждений человека!

Именно то, что сокрыто в нас самих, может сделать нас успешными во всех сферах нашей жизни, самодостаточными и свободными.

А проблема как раз в том, что МНОГИЕ, НЕ ЗНАЯ СВОЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ, НАХОДЯТСЯ НЕ НА СВОЕМ МЕСТЕ И ЗАНИМАЮТСЯ НЕ СВОИМ ДЕЛОМ!

Но если помочь людям найти себя, начать развивать себя — это неминуемо приводит к результатам!

Речь идёт о РАСКРЫТИИ СВОИХ ДАРОВ И СПОСОБНОСТЕЙ, И ОБ УМЕНИИ РЕАЛИЗОВАТЬ ИХ В ОБЩЕСТВЕ.

Можно сколь угодно долго изучать мир внешний, но, не зная мира внутреннего, в мире внешнем можно только заблудиться. Особенно при наличии того информационного шквала, который сегодня обрушивается на нас со всех сторон.

Мир внутренний — это мир наших личностных качеств, способностей, талантов и дарований. Это не то, что было, есть или будет у кого-то, это то, что уже есть у нас.

Жизнь доказывает, что человек, не нашедший себя и не умеющий реализовать свой внутренний потенциал, остаётся несчастным при наличии любого строя, в любых апартаментах и при любых деньгах. Но если человек будет знать, КТО он и КАК реализовывать свой безграничный потенциал, тогда перед ним не будет существовать никаких преград в жизни.

Вот поэтому, для решения этой проблемы, на наш взгляд, необходимы две вещи:

1. Знание себя и своего личностного потенциала.

2. Приобретение навыков успешной реализации этого личностного потенциала.

Вот почему научиться реализовывать свою уникальность, получая и моральное удовлетворение, и финансовое обеспечение — это самая важная задача в жизни.

Потому и был создан наш проект «Пойми себя», участвуя в котором можно получить, как теоретическую, так и практическую помощь. Проект «Пойми себя» является инструментом, с помощью которого решается перечисленная проблема.

Проблема профориентации всегда актуальна. При выборе области деятельности критериями являются чаще всего стереотипы, мода, желания родителей, случайной стечение обстоятельств. В школе подростку предлагается много разного рода знаний и зачастую он не успевает сориентироваться, не имеет возможности уделить достаточно времени и внимания выбору профессиональной сферы своей будущей деятельности, не складывается адекватное восприятие мира профессий.

Кроме того, подростку приходится быстро принимать решение под давлением внешних обстоятельств, времени, родителей, педагогов, друзей, не зависимо от своих предпочтений, привязанностей, понимания себя как личности, понимания своих сильных сторон и дарований.

Любому человеку важно понимать свои сильные стороны, чтобы их развивать. В уже имеющейся системе образования не существует механизмов раскрытия потенциалы отдельно взятого ребёнка. Наша программа может стать положительным опытом для решения этих задач, использоваться в дальнейшем в школах, досуговых учреждений и центрах дополнительного образования, центрах занятости, социальной помощи и поддержки.

Анализ политических факторов отражает социальный заказ проблемы. Существуют грантовые программы в данной области и имеются социальные службы, направленные на решение этой проблемы. Исходя из актуальности и востребованности проекта, мы имеем возможность выиграть грант на реализацию молодёжного проекта или получить финансирование в рамках муниципальных и городских конкурсов. Кроме того, можно утверждать, что имеется государственный заказ внутри Управления образования на проведение профориентации среди школьников (проводятся тестирования).

Анализ экономических факторов показал, что на рынке социальных услуг есть коммерческие предложения, такие как тренинги и семинары в тренинговых компаниях и консалтинговых центрах, и бесплатные предложения, в том числе тестирования, проводимые в школах и центрах занятости. Коммерческие предложения не могут считаться общедоступными ввиду высокой стоимости. Бесплатные тестирования дают формальную резолюцию профпригодности, но в их задачи не входит раскрытие внутреннего потенциала и тем более приобретения навыков в выбранной сфере деятельности.

Социальные факторы отражают несколько аспектов. Один из них, о востребованности профориентации для каждого человека, мы описали выше.

Другой заключается в том, что работодатели вынуждены брать на работу специалистов, которые выбрали ту или иную сферу деятельности не исходя из личного потенциала, потребностей и особенностей, а под давлением

т V/

стереотипов и окружения. 1акие сотрудники не заинтересованы своей деятельностью, не вовлечены в неё, не могут предложить новаторские идеи и решения. Всё это существенно ухудшает качество работу, негативно влияет на климат внутри коллектива, препятствует раскрытию личностного потенциала сотрудников. Ещё один важный аспект социальных факторов — отношение потребителей к данной социальной услуге. На наш взгляд среди населения господствует равнодушное отношение к столь важному вопросу.

Анализ технологических факторов показал, что в данной области имеется ряд методических наработок, таких как тестирования и тренинги. В системе образования в обязательном порядке должна проводиться профориентация, которая реализуется с использованием технологии тестирования, недостатки которого мы уже отмечали. Наша программа представляет комплексный подход к решению поставленной задачи. В предлагаемую программу входит не только тестирование, но и ролевые, моделирующие и ситуативные игры, индивидуальное консультирование с психологом и специалистами различных профессий, а также возможность приобретения практических навыков в выбранной сфере деятельности, внутреннюю работу над собой.

Целевая группа проекта: школьники, учащиеся 9-х — 11-х классов.

1.2. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

1. Обнаружение своего призвания, своих талантов и дарования

2. Умение создавать своё дело, используя те ресурсы, которые человек уже имеет

3. Приобретение навыков управления своим делом и жизнью в целом

4. Приобретение твёрдого основания — фундамента для всей дальнейшей жизни и своего дела

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

№№ Желатель ные параметр ы будущего состояния социально го объекта Задачи Подзадачи Проектные решения (решения относительно работ по реализации социального проекта)

1 Знание себя и своего личностно го потенциал а. 1. Собеседован ие. 2. Тестирование 3. Моделирующ ие групповые игры 4. Индивидуаль ное консультиров ание. 1. Найти и адаптировать к нашим задачам тесты, игры методики, методический материал. 2. Приглашение участников проекта. 3. 1. Согласование с Муниципалитетом и руководством МУ «Досуговый клуб «Борисово» 2. Реклама в школах, информирование через молодёжную Палату района, учреждения дополнительного образования и досуговые клубы, Интернет ресурс ( сайты школ, бесплатные объявления, ссылки на сайт МУ и клуба «Старт Мечты»), общение с социальными работниками школы, старшими вожатыми, детьми в школах, ТУ, радио. 3. подготовка

3. ВЫПОЛН [ЕНИЕ РА] БОТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

№ п/п Наименование работ Задачи Проектные решения Ответстве нные сроки выполне ния Стоимос ть

1. Согласование с Муниципалитете м и руководством МУ «Центр молодёжных инициатив» 1. Встреча презент ация проекта. 2. Подпис ание договор а 1. Проведение презентации проекта в МУ. Некрасов Павел 01.12.200 8 0

2. Приглашение специалистов (2 психолога и методист) Поиск и создание договорённ ости о совместной реализации проекта. Поиск партнёров среди сотрудников МУ, друзей и коллег Скурихина Анна, Пушкин Иван. 05.12.200 8 0

3. Подготовка методического материала. Найти и адаптирова ть к нашим задачам тесты, игры методики, методическ ий материал. 1. Найти и изучить существующие методические пособия по профориентировани ю. 2. Сделать подборку материала и адаптировать его под нащ проект. Арефьева Евгения, Моисеев Денис. 15.12.200 8 1500р. (книги)

4. Приглашение участников проекта Информиро вание школьников 9-11-х классов о предлагаемо й программе. Размещение в школах рекламных плакатов; информирование через молодёжную Палату района, учреждения дополнительного образования и досуговые клубы, Интернет ресурс (сайты школ, бесплатные объявления, ссылки на сайт МУ и клуба «Старт Мечты»), общение с социальными работниками школы, старшими вожатыми, детьми в школах, ТУ, радио. Некрасов Павел, Черепанова Фаина, Черепанова Валентина. 20.12.200 8 500р. (рекламн ые плакаты)

5. Знакомство команды с участниками проекта и подробное информировани е их о программе мероприятий и Проведение собеседова ний на базе МУ в неформальн ой обстановке. установлен ие личного Подготовка раздаточного материала (информационных буклетов с программой мероприятий в рамках проекта) и тестов. составление графика Пушкин Иван, Черепанова Фаина. 10- 31.01.200 9 1000р. (расходн ые материал ы.)

сроках проведения. контакта и создание доверитель ных отношений. проведение тестирован ия. вручение информаци онных буклетов. собеседований. Проведение собеседования. Создание базы данных участников.

6 Выявление сильных сторон и талантов участников проекта. Подготовка и проведение привлечённ ыми специалист ами (методист, психологи) моделирую щих игр. Поиск помещения. Приобретение инвентаря, расходных материалов, продуктов питания. Скурихина Анна, Моисеев Денис 05.02.200 9 50000 (з/п психолог ов и методист a, налоги, расходны е материал ы, инвентар b, продукты )

7. Определение участниками проекта сферы профессиональн ой пренадлежности Индивидуа льное консультир ование с психологом «В чём я хочу себя попробоват ь?» Подготовка анкет «Путешествие в мир себя». Составление плана-графика консультаций Пушкин Иван 6- 28.02.200 9 2000р (расходн ые материал ы)

8. Приобретение навыков успешной реализации личностного потенциала. Профессио нальная деятельност ь участников проекта совместно со специалист ами выбранной сферы деятельност и. Создание базы данных предприятий района, поиск партнёров, изучение юридической базы, трудового законодательства по трудоустройству несовершеннолетних. организация практической деятельности участников проекта на базе организаций-партнёров и МУ. Некрасов Павел, Черепанова Валентина 1- 15.03.200 09 0

9. Подведение итогов проекта Проведение мониторинг а эффективно сти проекта и сбор результатов . итогового мероприяти я, конференци и, праздника Поиск площадки, приглашение гостей из госструктур, артистов. Написание сценария праздника, награждение участников и организаторов. Скурихина Анна 30.03.200 9 40000р. (организа ция итогового мероприя тия)

4. РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА

5.

Результаты проекта остались на бумаге. Была проведена предварительная работа, анкетирование школьников, которое показало, что реализация данного проекта просто необходима. Но проект так и остался проектом. Наработки используются авторами в клубной деятельности, в выборе профессии и своего призвания.

АНКЕТА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ:

1. Хотели бы Вы знать, в какой сфере деятельности Вы могли бы быть максимально успешным? Да — 24, нет — 3

2. Считаете ли вы, что профориентация: тестирования, игры, встречи со специалистами и студентами разных специальностей, практика в организациях — помогла бы Вам определить свои сильные стороны и сферу деятельности, где вы могли бы максимально реализоваться? Да — 20, нет — 4, очень, может быть, нет ответа -2

3. Хотели бы Вы участвовать в такой программе?

да — 10 , нет ответа — 3, может быть, возможно — 2, нет — 9, не знаю

4. Проводилась ли в Вашей школе профориентация?

Да -25 , нет, нет ответа

5. Участвовали ли Вы в занятиях по профориентации? В каких?_

Да — 17 (в разл. тестах — 3, во многих — 2, занятия в центре Перспектива -5), нет — 10

6. Помогли ли Вам эти занятия выбрать будущую профессию?

Нет — 14, да — 6, поможет, наверно — 2, не могу сказать — 4

7. Какие организации, занимающиеся профориентацией школьников, вы знаете?

МТК(ул маршала Захарова) — 11, милицейский колледж — 4, центр «Перспектива» — 13, МФПА — 2, нет ответа, колледжи — 7, не интересуюсь — 2, никакие, ЦТЗМ-ЮАО — 9

Имидж молодёжного клуба по месту жительства «Старт Мечты»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для определения имиджа клуба прежде всего следует остановиться на понятии клубность2.

Клубность — совокупность признаков клуба как формы общественной самоорганизации:

1. Общение как основа клубной самоорганизации:

2. Наличие собственной темы клуба, отражающей цели и содержание деятельности клуба;

3. Степень открытости и доступности клуба для различных категорий граждан, определяемая специальными характеристиками института членства и зафиксированная в уставных документах клуба;

4. Стиль клуба (клубный стиль) как совокупность принятых образцов поведения членов клуба и имиджевых характеристик в клубе и вне его;

5. Возрастные характеристики членов клуба, определяющие его социальные функции;

6. Специфическое социальное пространство клуба.

Исходя из того, что клубность — это практически стиль жизни, таким образом под клубным стилем будем понимать совокупность принятых образцов поведения индивида и группы в клубе и вне его, а также имиджевых характеристик клуба, обусловленных темой клуба, ведущим типом общения и зафиксированных в его регламенте и традициях.

В практике подростково-молодёжных клубов имиджевыми характеристиками являются обычно форменные футболки, бейсболки, значки.

Имиджевые характеристики молодёжного клуба по месту жительства «Старт Мечты» будут проявляться.

2 Мирошкина М.Р. «Клубные технологии. Социально-педагогические технологии организации работы с подростками и молодежью по месту жительства» Учебно-методическое пособие для работников подростково-молодежных клубов по месту жительства в системе Государственной молодежной политики. М.2005. С 15.

1) во- первых, в образе участника клуба, его манере поведения, отношения к себе и людям, к своему дому, месту жительства, своей стране, а также в традициях клуба;

2) во-вторых, поскольку одно из направлений деятельности клуба — бизнес — значит предполагается разработать представительский пакет — визитки, блокноты, конверты, ручки, с логотипом клуба;

3) в-третьих, необходимо представительство в СМИ, собственный сайт , представительство в социальных Интернет-сетях, где будет освещаться деятельность клуба, представлены участники клуба и т. п.;

4) в-четвёртых, в форменных футболках, бейсболках значках;

5) в-пятых, клубная карта для участника клуба, которая может стать

дополнительным источником мотивации к деятельности.

Результаты существующие, отражающие имидж клуба: логотип, песня, футболки, традиции.

Моих идей насчёт СТАРТА МЕЧТЫ было много, но остановилась пока на самой простой и спонтанно нарисованной!!! Почему-то у меня мечта ассоциируется со звездой! (дотянуться до звёзд!), а старт — это зарождение плана мечты, неожиданно выскакивающее из маленькой коробочки, именно той, в которой так долго томилась необычная и самая яркая мечта!!! Остаётся повод для воображения: «Что было там, в этой коробочке до того, как созрела звезда, или что значат эти звёзды, устремляющиеся ввысь?!!» Звёзд пять — и каждый может дать звезде своё имя — у меня это стремление, улыбка, друг, мир и семья — вот что помогает мне идти — лететь к своей мечте!!!

Лена Варанкина, 15 лет, х. Бойко-Понура, Краснодарский край

Что такое клуб «Старт мечты» («Старт М»)?

«Это объединение людей...

... начало пути к лучшему.

... начало нового общения...

... энергичное начало...

... начало воплощения мечты...

... начало движения к лучшему.

.первый шаг.»

Реплики участников клубной смены «Старт мечты» август 2009г

"Это невозможно" — сказала причина,

"Это безрассудно" — заметил опыт,

"Это бесполезно" — отрезала гордость, "Попробуй..." — шепнула мечта...

Наш гимн

Автор музыки и слов Евгения Ефимова, г. Орехово-Зуево Московской обл.

1. Солнце светит// Взрослым и детям,//

И от улыбок светло!

Яркие взгляды,// Смех до упада//

Главное, рядом все мы!

Припев: Старт М,//и нет печали,

Старт М,//и дружба с нами,

Старт М,//мы любим тебя!

2.Каждый может// Стать дороже//

И воплотить в реальность мечту И о победах// Говорим смело//

Делаем умело, ведь это Старт М!

3. У наших вожатых // Добрые взгляды//

Они всегда рядом и согревают теплом.

Звонкие ребята// Звонкие девчата//

Делаем как надо, ведь это все мы!

Проблемы, с которыми мы сталкиваемся:

Руководители и молодёжных и взрослых клубов — энтузиасты, работают потому, что им это нравится, что они нужны детям. Соответственно, своими усилиями находят помещения, договариваются, чтобы за них не нужно было платить, делают там ремонт. Если вступать в какую-либо систему и получать заработную плату, пусть даже самую маленькую, то нужно играть по правилам этой системы. А значит терять свою индивидуальность. Может, просто ещё не найдены те партнёры, которым будет выгодна наша программа и которые готовы предоставить помещение и софинансировать клубный лагерь. Пока поездка детей в лагерь оплачивается родителями на 100%. Мы проводим лагерь в разных местах на Чёрноморском побережье и сделали грустный вывод о том, что с гостеприимством у тех, кто принимает группы, да и не только группы, плоховато. Все занимаются размещением отдыхающих. А это колоссальная разница.

Перспективы: Судя по тому, что идея жива и развивается, у неё появляются сторонники и последователи, это нужное дело! А значит, при постоянстве и настойчивости активных участников и руководителей проблемы будут решены, появятся партнёры, проекты, которые могут приносить доход и обеспечивать жизнедеятельность клубов. Такая мечта есть! И всё-таки будет такое место на море, куда можно приехать с группой в любое время года, где будет доступная ценовая политика, вкусное и здоровое питание, необходимая инфраструктура, доброжелательный персонал, площадки для проведения занятий и со взрослыми и с детьми. Видимо, пора создавать проект такого места! И это будет стартом мечты и первым шагом к её осуществлению!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.