Ипатьевский вестник. 2024. №3 (27). С. 140-154 Ipatievsky vestnik. 2024. №3 (27). Р. 140-154
ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Научная статья УДК 281.93:092
DOI: 10.24412/2309-5164-2024-3-140-154
Старший брат православного
иерарха советской эпохи профессор
В. М. Толстопятов
Игумен Агафангел (Гагуа Александр Кондратьевич) Доктор медицинских наук, профессор. Помощник Митрополита в Представительстве Митрополичьего Округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан в г. Москва /
Abbot Agafangel (Gagua Alexander Kondratievich) DPh of Medical Sciences, Professor. Assistant Metropolitan in the Representation of the Metropolitan District of the Russian Orthodox Church in the Republic of Kazakhstan in Moscow
Игумен Агафангел (Гагуа Александр Кондратьевич) Представительство Митрополичьего Округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан в г. Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена жизненному пути профессора В. М. Толстопятова, который был старшим братом выдающегося православного иерарха советской эпохи архиепископа Александра (Толстопятова), который своим происхождением связан с Костромой. В. М. Толстопятов — теоретик и практик развития железных дорог в России, в том числе делавший интересные предложения по их развитию в Костроме, которые оказались не реализованы.
Ключевые слова: Толстопятовы, архиепископ Александр, В. М. Толстопятов, Кострома, профессор
Для цитирования: Агафангел (Гагуа), игумен. Старший брат православного иерарха советской эпохи профессор В. М. Толстопятов // Ипатьевский вестник. 2024. № 3. С. 140-154 https://doi.org/10.24412/2309-5164-2024-3-140-154
CHURCH-HISTORICAL STUDIES
Scientific article
The elder brother of the
orthodox hierarchy of the soviet era, professor
V. M. Tolstopyatov
© Агафангел (Гагуа), игумен, 2024. 140
Hegumen Agafangel (Alexander Kondratyevich Gagua), the Office of the Metropolitan District of the Russian Orthodox Church in the Republic of Kazakhstan in Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article is devoted to the life of Professor V. M. Tolstopyatov, who was the elder brother of the outstanding Orthodox hierarch of the Soviet era, Archbishop Alexander (Tolstopyatov), who is connected with Kostroma by his origin. V. M. Tolstopyatov is a theorist and practitioner of the development of railways in Russia, including making interesting proposals for their development in Kostroma, which were not implemented.
Keywords: Tolstopyatovs, Archbishop Alexander, V. M. Tolstopyatov, Kostroma, Professor For citation: Agafangel (Gagua), hegumen. The elder brother of the orthodox hierarchy of the soviet era, professor V. M. Tolstopyatov// Ipatievsky vestnik. 2024. № . 3. Р. 140-154 (In Russian). https:// doi.org/10.24412/2309-5164-2024-3-140-154
АРХИЕПИСКОП Александр (Толстопятов, 1878-1945) — один из тех иерархов
Русской Православной Церкви XX столетия, осмысление жизненного пути, служения и наследия которых имеет большое значение для общего понимания процессов церковной истории советского периода.
Формирование личности архиепископа Александра (Толстопятова) протекало под сильным влиянием его семьи, где сформировался его интерес к науке, преподаванию, глубокая религиозность, любовь к музыке и художественному творчеству.
Особое значение в его жизни имел личный пример отца — заслуженного профессора Императорского Московского университета Михаила Александровича Толстопятова (1836-1890), от которого иерарх унаследовал свои блестящие способности к научной работе и педагогической деятельности, умение всего добиваться своим упорным трудом. Как правило, местом рождения профессора М. А. Толстопятова указывается г. Василь (Васильсурск) Нижегородской губернии1. В метрических книгах церкви г. Василя Нижегородской губернии за 1834-1837 гг. сведений о рождении Толстопятова Михаила Александровича не обнаружено2. Можно предположить, что Михаил Александрович родился уже в Костроме, куда был переведен в качестве секретаря Костромской думы его отец А. А. Толстопятов — как делают авторы статьи о нем в «Большой биографической энциклопедии»3. Однако точно это подтвердить на настоящий момент невозможно, так как в Государственный архив Костромской области
1 См. напр.: Императорский Московский университет, 1755-1917 [Текст]: энциклопедический словарь / Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Ист. фак.; [авт. проекта, сост. А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков]. Москва: РОССПЭН, 2010. С. 721; Толстопятов Михаил Александрович. — URL: Ьнр://рег$ош.гш$1апишуег$куЫ$югу.г$и.ги/сош:еш:/толстопятов-михаил-александрович (дата обращения: 8.07.2023).
2 Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). Архивная справка № 691/т от 1.04.2024 г.
3 Толстопятов, Михаил Александрович (1836, Кострома — 1890, Москва). — URL: https:// scanwordbase.ru/vocabulary.php?slug=tolstopatov-mihail-aleksandrovic&type=bol-saa-biograficeskaa-enciklopedia (дата обращения: 03.06.2024).
не поступали метрические книги церквей г. Костромы за 1835-1836 гг., по которым это можно было бы установить1. В любом случае детство будущего профессора М. А. Толстопятова прошло в Костроме, поэтому как об архиепископе Александре (Толстопятове), так и о его братьях и сестрах можно говорить, что они имели костромские корни.
Светский период жизни иерарха (1878-1920) — от рождения до принятия священного сана — в целом оказался достаточно благополучным и плодотворным. А. М. Толстопятов (архиепископ Александр) успешно реализовывал себя в различных сферах: как военный моряк, ученый, преподаватель, литератор. Этот период стал временем раскрытия многочисленных талантов личности будущего иерарха, его подготовкой к монашеской жизни и пастырскому служению Церкви Христовой.
Второй период жизни архиепископа Александра (1920-1945), имеет ярко выраженный подвижнический и исповеднический характер. Череда тюремных заключений и ссылок (1922-1923; 1924-1928; 1931-1933; 1936-1939) закалили его духовно в страданиях за веру и Церковь.
Архиерейское служение Преосвященного Александра в качестве управляющего сначала Алма-Атинской, а потом Молотовской (Пермской) епархиями пришлось на разные периоды советской государственной религиозной политики. В каждый из них, сообразуясь с обстоятельствами времени, архипастырь делал все возможное для укрепления церковной жизни на вверенных ему канонических территориях.
Важнейшей чертой церковного служения архиепископа Александра является его научно-богословская деятельность, связанная с написанием апологетических трудов. Важнейшие из них—«Научное обоснование Библейского сказания о творении мира» (1928) и «Щит веры» (1945). Апологетические труды архиепископа Александра (Толстопятова) — уникальные памятники православной богословской мысли советского периода истории Русской Церкви. В своих взглядах на вопросы защиты православной веры и Церкви перед лицом «воинствующего безбожия» Преосвященный Александр близок святителю-исповеднику Луке (Войно-Ясенецкому).
На судьбу архиепископа Александра в годы его юности косвенно, но судьбоносно повлиял его старший брат Владимир Михайлович Толстопятов.
В своей автобиографии иерарх писал: «В 1894 году мой старший брат Владимир поступил в Санкт-Петербургский институт инженеров путей сообщения, и вся наша семья (отец тогда уже скончался) переехала в Петербург»2. Этот переезд имел огромное значение для определения жизненного пути владыки. Именно в столичном Санкт-Петербурге тогда еще у юноши Анатолия Толстопятова появилось «...желание поступить во флот», в то время как в Москве он «... намеревался по окончании гимназии поступить в духовную академию и принять монашеский постриг»3.
1 Государственный архив Костромской области (ГАКО). Информационное письмо № Т-592/850 тем. от 08.05.2024 г.
2 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р — 6991. Оп. 7. Д. 2. Л. 2.
3 Там же.
Так жизненный выбор брата, косвенно поспособствовал тому, чтобы до вступления на путь монашества и священства будущий архиепископ Александр (Толстопятов) состоялся и как морской офицер и преподаватель.
Несмотря на многие изданные труды, ответственные посты, которые занимал В. М. Толстопятов, о нем практически отсутствуют какие-то исследовательские публикации, посвященные его жизни и деятельности. Единственное исключение — статья Н. Кузнеделевой, вышедшая 17 ноября 2017 года в ведомственной газете «Гудок». Ее автор, приводя достаточно краткие биографические сведения о В. М. Толстопятове, отмечала, что «Владимир Толстопятов руководил Юго-Восточной магистралью в первые послереволюционные годы. Имя этого руководителя до недавнего времени оставалось неизвестным»1. Вскользь упоминается В. М. Толстопятов в мемуарах врача-фтизиатра А. Т. Ткаченко, которые были опубликованы в журнале «Звезда» в 2013 году2.
Для воссоздания жизненного пути незаслуженно забытого ученого и практика потребовалось обратиться к материалам Российского государственного исторического архива, Российского государственного архива Военно-Морского Флота, Центрального государственного архива Москвы, Центра хранения страхового фонда в Ялуторовске Тюменской области, в который было передано дело В. М. Толстопятова из Государственного архива Российской Федерации, к публикациям «Сенатских ведомостей» и «Вечерней Москвы», трудам В. М. Толстопя-това, вышедшим в свет как до революции, так и в советское время.
Толстопятов Владимир Михайлович родился 21 ноября (по старому стилю) 1873 года3. В выписке их метрической книги указано, что его родители Императорского Московского университета ординарный профессор коллежский советник Михаил Александрович Толстопятов и законная жена его Елизавета Дмитриевна, оба православного исповедания и в первом браке. Крестил его 2 декабря в церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Малой Дмитровке в Москве священник Михаил Апостольский. Крестными были почетный гражданин Андрей Александрович Корзинкин и жена почетного гражданина Екатерина Ивановна Медведникова4.
В 1892 году он окончил с золотой медалью 3 классическую гимназию в Москве5.
В формулярном списке о службе инженера путей сообщения коллежского секретаря Толстопятова, выданном в 1898 году для представления в Департамент герольдии Правительствующего Сената содержится информация о том, что в 1897 году В. М. Толстопятов окончил полный курс наук в Институте инженеров путей сообщения Императора Александра I со званием инженера пу-
1 Кузнеделева Н. И практик, и теоретик. — URL: https://gudok.ru/zdr/167/? ID=1393395 (дата обращения: 17.08.2023).
2 Ткаченко А. На двух войнах. Воспоминания врача. Литературная обработка, публикация и вступительная заметка Александра Матвеева // Звезда. 2013. № 7. — URL: https://magazines. gorky.media/zvezda/2013/7/na-dvuh-vojnah.html (дата обращения: 15.04.2023).
3 Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГАВМФ). Ф. 432. Оп. 5. Д. 7844. Л. 3; РГИА. Ф. 1343. Оп. 36. Д. 25192. Л. 22.
4 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1343. Оп. 36. Д. 25192. Л. 22.
5 ГАРФ. Ф. Р-9506. Оп. 23. Д. 5651. Л. 10.
Рис. 1. Копия метрического свидетельства о рождении В. М. Толстопятова. РГИА. Ф. 1343. Оп. 36. Д. 25192. Л. 22.
тей сообщения с правом составления проектов и производства всякого рода строительных работ и с правом на чин коллежского секретаря при вступлении на государственную службу. Он являлся к исполнению воинской повинности при призыве 1895 года и по вынутому жребию был зачислен к третьему участку г. Москвы в ратники ополчения первого разряда до 43летнего возраста, т.е. до1 января 1917 года. Приказом Министерства путей сообщения определен на службу по сему министерству. <.. .> 10 сентября 1898 года утвержден по званию инженера путей сообщения в чин коллежского секретаря. На момент составления формулярного списка был холост1.
Не удалось найти данных о том, был ли В. М. Толстопятов женат и в других документах. В исповедных ведомостях Харитоновской церкви в Огородниках за 1901 год указан проживавший в доме купца Грибова дворянин Владимир Михайлов Толстопятов 27 лет, какие-то сведения о том, что он в браке отсутствуют2; такая же информация содержится и в исповедных ведомостях по этой церкви за 1902 год3. Не получилось выявить сведения о том, был ли В. М. Толсто-пятов когда-либо в браке, и были ли у него дети и в более поздних документах. Но и однозначно утверждать, что в браке не был и детей у него не было на основании имеющихся данных, также не представляется возможным. В этом случае
1 РГИА. Ф. 13. Оп. 36. Д. 25192. Л. 19-20.
2 Центральный государственный архив г. Москвы (ЦГАМ). Ф. 2126. Оп. 1Д. 117. Л. 4.
3 ЦГАМ. Ф. 2126. Оп. 1Д. 117. Л. 30 об.
он, судя по всему, является единственным из 8 детей Михаила Александровича и Елизаветы Дмитриевны Толстопятовых, продолжившим их род.
После поступления на государственную службу В. М. Толстопятов был направлен на постройку новых линий и ветвей Московско-Киево-Воронежской железной дороги, занимая должности производителя работ, инженера, начальника изыскательской партии. С 1900 по 1907 годы служил в техническом отделе службы пути управления Северных железных дорог, сначала старшим инженером, а затем начальником технического отдела. С 1907 по 1912 год состоял помощником начальника службы пути Юго-Восточных железных дорог. С 1912 по 1914 год работал помощником управляющего техническим отделом Министерства путей сообщения1.
Это было время бурного развития железных дорог в Российской империи. С 1902 по 1912 г. протяженность сети железнодорожных путей сообщения России увеличилась на 10280 верст2.
В этих условиях В. М. Толстопятов выдвигает предложение, связанное с железнодорожным сообщением города Костромы, в котором прошло детство его отца3. Этот проект предусматривал строительство в Костромской губернии новых магистральных железнодорожных линий: новой, прямой магистрали Ярославль-Кострома через Гузицыно-Саметь, Кострома-Вологда через Сандо-гору и Кострома-Мантурово через Судиславль-Игодово. Реализация этих проектов позволила бы установить удобное железнодорожное сообщение Костро-
мент. 1913 г. _:_
1 ГАРФ. Ф. Р-9506. Оп. 23. Д. 5651. Л. 10.
2 Катарин Д. Н. С. Ю. Витте, В. Н. Коковцев и реформы железных дорог в Российской империи в 1902-1913 гг. // Пятнадцатые Романовские чтения. Всероссийская научно-практическая конференция: материалы. М-во культуры СО; СОКМ; ОО «Обретение»; МО «Город Алапаевск»; УрГЮУ; УрГПУ. 2015. С. 105-113. С. 109.
3 Толстопятов В. М. О наилучшем соединении города Костромы непрерывным рельсовым путем с общей сетью железных дорог Империи. Воронеж,1910. 11 с., 1 л. карт.; 25.
екту инженера В. М. Толстопя-това. Фраг-
Рис. 2. Приложение к про-
мы с большинством регионов России. Первоочередное значение придавалось новой линии на Ярославль. Стальная магистраль должна была соединить два крупных промышленных и административных центра кратчайшей дорогой по левому берегу Волги. Проект был одобрен. Новый путь сократил бы расстояние между городами на треть. Путеукладочные работы планировалось начать в 1914 году, но им помешала Первая мировая война1.
В апреле 1914 года В. М. Толстопятов был назначен начальником службы пути Северных железных дорог. В условиях военного времени под его руководством было уложено 400 километров вторых путей, около 800 километров станционных путей, построено свыше 100 разъездов, построена новая линия Буй-Данилов. Он также активно участвовал в перестройке на широкую колею узкоколейной Ярославско-Архангельской линии2.
Рис. 3. Фото, иллюстрирующее статью Н. Кузнеделевой о В. М. Толстопятове
Еще до революции Владимир Михайлович Толстопятов начинает преподавательскую деятельность, в том числе выходят в свет подготовленные им учебные пособия3.
С 1901 по 1907 годы он преподавал в Московском инженерном училище Ведомства путей сообщения, которое было создано в 1896 году и которое в 1913 году было реорганизовано в Императорский институт путей сообщения4.
В 1905 году В. М. Толстопятов был командирован в качестве делегата от Северных железных дорог на Международный железнодорожный конгресс в Ва-
1 Сарычева А. А. Развитие железных дорог Костромского края в XX веке // История и перспективы транспорта на севере России. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции С. 58.
2 ГАРФ. Ф. Р-9506. Оп. 23. Д. 5651. Л. 44-45.
3 См. напр: Толстопятов В. М. Проектирование верхнего строения железнодорожного пути: Пособие для студентов Имп. Моск. инж. уч-ща к упражнению по проектированию верх. строения ж.-д. пути. Москва: Унив. тип., 1907. — [6], 51, [3], XVI с., 5 л. черт.: табл., черт.; 25.
4 ГАРФ. Ф. Р-9506. Оп. 23. Д. 5651. Л. 11.
шингтоне в США, где был избран в число секретарей I сессии конгресса. Знакомство с Америкой и с руководителями постоянной международной комиссии конгресса, находящейся в Брюсселе, дало ему «толчок» для работы в области установления международных мер измерения.
В 1910-1912 гг. им был проведен опыт применения десятичной системы к организации технического архива Службы пути Юго-Восточной железной дороги по аналогии с десятичной системой Брюссельского международного библиографического института. Попытка эта дала хорошие результаты, которые использовалась и другими ведомствами1. Разработанные международным библиографическим Институтом в Брюсселе методы десятичной классификации и организации карточного каталога, — в виде сжатого извлечения из трудов Института, а затем применения этих методов, а также способа вертикального хранения бумаг в службе пути Юго-Восточных железных дорог были описаны В. М. Толстопятовым в брошюре «Десятичная классификация, карточная система и вертикальный способ хранения в применении к организации библиотеки, архива чертежей и регистрации деловых бумаг»2.
Возможно, в том, что В. М. Толстопятов увидел эту возможность, сказалось влияние его дяди А. А. Толстопятова (1828-1908), известного в качестве директора библиотеки Императорского Московского университета, который в своей деятельности в качестве руководителя библиотеки широко задействовал европейский опыт.
В 1912 году В. М. Толстопятов выступил в Воронежском отделении Технического общества с докладом о необходимости введения в России поясного времени. Этот доклад был напечатан в первом выпуске трудов Воронежского отделения Технического общества и отдельной брошюрой в 1913 году3. В Российской империи эта инициатива не была востребована, но в советское время его привлекли в комиссию при Главном гидрографическом управлении в Ленинграде4, которая готовила материалы для Декрета от 8 февраля 1919 года «О введении счета времени по международной системе», которым «поясное время» было введено на всей территории РСФСР.
В Российской империи В. М. Толстопятов сделал достаточно успешную карьеру, уверенно двигаясь вверх по чинам, указанным в «Табели о рангах». В «Сенатских ведомостях» за 30 августа 1905 года содержится информация, что инженер по новым работам на Московско-Ярославской-Архангельской железной дороге инженер путей сообщения коллежский асессор В. М. Толстопятов уволен в отпуск на два месяца с правом выезда внутри империи и за границу5.
Сохранилась дореволюционная открытка, получившая распространение в интернете, адресованная В. М. Толстопятову, в которой карандашом помечено,
1 ГАРФ. Ф. Р-9506. Оп. 23. Д. 5651. Л. 12-13.
2 Толстопятов В. М. Десятичная классификация, карточная система и вертикальный способ хранения в применении к организации библиотеки, архива чертежей и регистрации деловых бумаг. Воронеж, 1912.
3 ГАРФ. Ф. Р-9506. Оп. 23. Д. 5651. Л. 13.
4 Там же.
5 Сенатские ведомости. 1905. 30 августа. № 69. С. 529.
что он «начальник службы путей Северной железной дороги, инженер путей сообщения». В ней указан адрес его проживания в Москве на тот момент: Сухаревская площадь, дом 18, квартира 10. Обращение «Его Высокородию» дает возможность предположить, что у него был чин 5 класса (статский советник). При этом есть и дополнение карандашом «Превосх.». Предположительно она была направлена ему из Петрограда во время Первой мировой войны его младшим братом Вадимом Михайловичем.
Предположение о том, что В. М. Толстопятов был статским советником находит свое подтверждение в «Сенатских ведомостях» за 19 мая 1915 года, в которых содержится информация о том, что «производится за выслугу лет из коллежских в статские советники инженер путей сообщения Толстопятов с 1 ноября 1913 года»1. Карандашное дополнение «Превосх.» может давать некоторые основания для предположения, что В. М. Толстопятов был произведен в действительного статского советника — ранг, в котором завершил службу его отец М. А. Толстопятов, но документально это подтвердить не удалось.
После октября 1917 года В. М. Толстопятов оказался в числе тех высокопрофессиональных специалистов Российской империи, которые были востребованы советской властью. 1 октября 1918 года его назначили управляющим хозяйственным отделом Ленинградского округа путей сообщения, а 10 мая 1919 года он был откомандирован в распоряжение Наркомпути в Москву, занимал разные должности по хозяйственно-материальному управлению и по нормированию труда. В 1920 году состоял начальником сначала Юго-Восточной, а затем Вин-давской железных дорог2.
В мемуарах врача-фтизиатра А. Т. Ткаченко сохранилось такое свидетельство о работе В. М. Толстопятова в годы Гражданской войны: «В феврале двадцатого года в связи с отчаянным положением на нашем участке сам начальник дороги Толстопятов с двумя своими ближайшими помощниками — начальником тяги и начальником движения — решил лично проехать по участку на служебном поезде и оценить сложившуюся ситуацию. Когда они после больших мытарств добрались до Лисок, я был вызван к ним в вагон и вынужден был констатировать, что все трое заболели тифом. Мне и пришлось сопровождать их до Воронежа. По дороге начальник тяги скончался, а двое других, по моим сведениям, впоследствии выжили»3.
С 1920 по август 1929 года В. М. Толстопятов занимал должности помощника главного начальника путей сообщения, старшего инспектора при Наркоме путей сообщения, члена Совета центрального планового управления Наркомата путей сообщения. С 1921 по 1924 годы по совместительству состоял членом Госплана СССР. С сентября 1929 года полностью перешел на учебно-педагогическую и научно-исследовательскую работу4.
Работе в советском ведомстве путей сообщения нужно было придать системный характер, о чем В. М. Толстопятов писал: «.. .работу по систематизации
1 Сенатские ведомости. 1915. 19 мая. Выпуск 40. С. 289.
2 ГАРФ. Ф. Р-9506. Оп. 23. Д. 5651. Л. 44об.
3 Ткаченко А. Указ. соч.
4 ГАРФ. Ф. Р-9506. Оп. 23. Д. 5651. Л. 11.
и кодификации в настоящее время, надо начинать сызнова. При этом особенно важно правильно выбрать систему классификации, ибо от этого зависит успех всей работы. Классификация должна быть удобна для работы и устойчива, а также должна быть единая для систематизации всякого рода правил и рас-поряжений»1.
После Октябрьской революции 1917 года все чины и звания новой властью были упразднены. Советское государство вернулось к практике их присвоения только в 1934 году, причем званий гражданской государственной службы в советское время не было, но с 1934 года появились воинские и почетные звания, а также ученые степени и звания. Согласно постановлению СНК СССР «Об ученых степенях и званиях» от 13 января 1934 г. № 79 были установлены ученые степени — кандидата и доктора наук; и ученые звания — ассистента (в высших учебных заведениях) или младшего научного сотрудника (в научно-исследовательских учреждениях), доцента (в высших учебных заведениях) или старшего научного сотрудника (в научно-исследовательских учреждениях), профессора (в высших учебных заведениях) или действительного члена научно-исследовательского учреждения. Согласно этому постановлению, «Звание профессора (действительного члена научно-исследовательского учреждения) может быть присвоено лицам, имеющим степень доктора и ведущим основную преподавательскую или руководящую научно-исследовательскую работу в высших учебных заведениях или научно-исследовательских учреждениях. До 1 января 1936 г. звания профессора (действительного члена научно-исследовательского учреждения) и доцента (старшего научного сотрудника) могут присуждаться и лицам, не имеющим соответствующих ученых степе-ней»2. К 1934 году В. М. Толстопятов уже активно работал в сфере науки и образования.
С 30 ноября 1929 года по 8 сентября 1934 года он преподавал в Институте заочного повышения квалификации для инженерных работников при ВНИТО ВЦСПС. В 1931 году в этом институте был назначен заведующим кафедрой строительных работ строительного факультета3. У него было много научных и учебных публикаций. В выпущенном в 1931 году в Москве Центральным политехническим институтом транспорта пособии для техников «Изыскания и проектирование железных дорог» В. М. Толстопятов отмечал, что «настоящий курс имеет своей задачей в возможно более элементарной форме изложить основные правила производства изысканий и проектирования железных дорог. Курс этот должен дать технику-строителю необходимые познания для того, чтобы он мог под общим руководством инженера, самостоятельно производить изыскания и сознательно участвовать в разработке проекта до-роги»4.
1 Толстопятов В. М. К вопросу о систематизации узаконений и распоряжений по ведомству путей сообщения. Петроград, 1920. С. 4-5.
2 Постановление СНК СССР «Об ученых степенях и званиях» от 13 января 1934 г. N 79 — URL: https://e-ecolog.ru/docs/0XylC0WXNNbgLpp0uTQlR?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex. ru%2F (дата обращения: 10.06.2024).
3 ГАРФ. Ф. Р-9506. Оп. 23. Д. 5651. Л. 11.
4 Толстопятов В. М. Изыскания и проектирование железных дорог. М., 1931. С. 5.
С начала 1931 года он был председателем Научно-технического совета Всесоюзного научно-исследовательского института организации строительства (Гипроргстрой), а когда по положению председателем стал директор НИИ, продолжил эту деятельность в качестве заместителя председателя1.
Поэтому после выхода постановления СНК 1934 года В. М. Толстопя-тов стал одним из тех, кто был представлен к присвоению ученого звания действительного члена института и ученой степени доктора технических наук без защиты диссертации. К утверждению он был представлен Научно-техническим советом Гипрооргстроя, ходатайство поддержал заместитель наркома тяжелой промышленности Пятаков. Референт ВАК, профессор Барановский характеризовал соискателя как исключительно серьезного научного работника2. Выписка из стенограммы заседания Высшей аттестационной комиссии от 17 февраля 1935 г., на котором обсуждалось дело В. М. Толсто-пятова, показывает, что возражений против его кандидатуры в качестве соискателя ученого звания не было3. И он был утвержден ВАК только в ученом звании действительного члена Института по специальности «Проектирование, производство и организация строительных работ»4, которое соответсвовало ученому званию профессора.
А вот в качестве кандидата на присвоение докторской степени он не был поддержан — Высшей аттестационной комиссией было принято решение «считать необходимым защиту т. Толстопятовым докторской диссертации»5.
Однако В. М. Толстопятов не оставлял попытки того, чтобы ему была присвоена и ученая степень. 23 июня 1937 года Высшая аттестационная комиссия присвоила ему ученую степень кандидата технических наук без защиты диссертации6. Сведений о присвоении ему докторской ученой степени найти не удалось.
В. М. Толстопятов часто выступал в качестве официального оппонета при защите диссертаций. В газете «Вечерняя Москва» за 15 июня 1940 года размещено объявление о защите аспирантом П. Х. Бесценным диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук 25 июня 1940 года в Московском инженерно-строительном институте им. В. В. Куйбышева. Первый официальный оппонент — профессор В. М. Толстопятов 7, в той же газете за 18 июня 1946 года об оппонировании профессором В. М. Толстопятовым диссертации инженера П. П. Новожилова во время защиты 24 июня 1946 года8.
Он выступал в качестве официального оппонента и во время защит, проходивших во время Великой Отечественной войны. В газете «Вечерняя Москва»
1 ГАРФ. Ф. Р-9506. Оп. 23. Д. 5651. Л. 13.
2 ГАРФ. Ф. Р-9506. Оп. 23. Д. 5651. Л. 29.
3 ГАРФ. Ф. Р-9506. Оп. 23. Д. 5651. Л. 31.
4 ГАРФ. Ф. Р-9506. Оп. 23. Д. 5651. Л. 12.
5 ГАРФ. Ф. Р-9506. Оп. 23. Д. 5651. Д. 28.
6 ГАРФ. Ф. Р-9506. Оп. 23. Д. 5651. Л. 12, 25.
7 Вечерняя Москва. 1940. 15 июня.
8 Вечерняя Москва. 1946. 18 июня.
за 1 июня 1942 года опубликовано объявление о защите 8 июня 1942 года кандидатской диссертации аспирантом П. Б. Горбушиным, один из официальных оппонетов В. М. Толстопятов1; в той же газете за 12 февраля 1944 года опубликовано объявление о защите кандидатской диссертации инженером Н. Н. Ве-ретенниковым 21 февраля 1944 года, первый оппонент профессор В. М. Тол-стопятов2.
В газете «Вечерняя Москва» за 19 марта 1947 года было опубликовано объявление о защите инженером Н. Д. Лопуховым диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук 24 марта 1947 года на заседании Объединенного совета факультетов строительного и строительно-технологического Московского ордена трудового Красного Знамени инженерно-строительного института им. В. В. Куйбышева. Одним из официальных оппонентов на защите был профессор В. М. Толстопятов3.
В. М. Толстопятовым проводилась и большая общественная деятельность. С 1925 по 1927 годы он был членом Моссовета от сотрудников Народного комиссариата путей сообщения. Был председателем Бюро ИТС НКПС4. С 1941 года профессор В. М. Толстопятов возглавлял индустриально-техническую секцию, которая объединила свыше 300 специалистов различных областей науки и техники в Московском доме ученых; продолжал возглавлять ее и на 25 июня 1946 года5.
Вероятно, то, что его младший брат архиепископ Александр (Толстопятов) был православным иерархом, служило поводом для определенного давления на В. М. Толстопятова, который, видимо, чтобы продемонстрировать свою лояльность советской власти, в разных документах отмечал, что в сентябре 1934 года6 был премирован за работу в кружке диалектического материализма7. Однако нет прямых оснований, исходя из этой информации, делать заключение о том, что он занимался в этом кружке именно атеистической пропагандой: диалектический материализм в СССР был достаточно широким понятием.
Дата смерти Владимира Михайловича Толстопятова неизвестна; известно только, что он прожил дольше всех своих братьев и сестер8. Это человек, инженерный талант, организационные способности руководителя и научные разработки которого оказались востребованы как в Российской империи, так и в Советском Союзе, заслуживающий того, чтобы о его жизненном пути помнили.
1 Вечерняя Москва. 1942. 1 июня.
2 Вечерняя Москва. 1944. 12 февраля.
3 Вечерняя Москва. 1947. 19 марта.
4 ГАРФ. Ф. Р-9506. Оп. 23. Д. 5651. Л. 46об.
5 Вечерняя Москва. 1946. 25 июня.
6 Архиерейская хиротония его брата состоялась 21 августа 1933 г.
7 ГАРФ. Ф. Р-9506. Оп. 23. Д. 5651. Л. 8об., л. 46об.
8 Архиепископ Александр (Толстопятов) и Вадим Михайлович Толстопятов умерли в 1945 г.; Евгения Михайловна Толстопятова не вернулась в Ленинград после эвакуации, еще четверо братьев и сестер умерли в младенчестве или юности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р — 6991. Оп. 7. Д. 2.
2. ГАРФ. Ф. Р-9506. Оп. 23. Д. 5651.
3. Государственный архив Костромской области (ГАКО). Информационное письмо № Т-592/850 тем. от 08.05.2024 г.
4. Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГАВМФ). Ф. 432. Оп. 5. Д. 7844.
5. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1343. Оп. 36. Д. 25192.
6. Центральный государственный архив г. Москвы (ЦГАМ). Ф. 2126. Оп. 1. Д. 117.
7. Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). Архивная справка № 691/т от 1.04.2024 г.
8. Вечерняя Москва. 1940. 15 июня.
9. Вечерняя Москва. 1946. 18 июня.
10. Вечерняя Москва. 1942. 1 июня.
11. Вечерняя Москва. 1944. 12 февраля.
12. Вечерняя Москва. 1947. 19 марта.
13. ГАРФ. Ф. Р-9506. Оп. 23. Д. 5651. Л. 46об.
14. Вечерняя Москва. 1946. 25 июня.
15. Императорский Московский университет, 1755-1917 [Текст]: энциклопедический словарь / Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Ист. фак.; [авт. проекта, сост. А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков]. Москва: РОССПЭН, 2010. 894 с.
16. Катарин Д. Н. С. Ю. Витте, В. Н. Коковцев и реформы железных дорог в Российской империи в 1902-1913 гг. // Пятнадцатые Романовские чтения. Всероссийская научно-практическая конференция: материалы. М-во культуры СО; СОКМ; ОО «Обретение»; МО «Город Алапаевск»; УрГЮУ; УрГПУ. 2015. С. 105-113.
17. Кузнеделева Н. И практик, и теоретик. — URL: https://gudok.ru/zdr/167/? ID=1393395 (дата обращения: 17.08.2023).
18. Постановление СНК СССР «Об ученых степенях и званиях» от 13 января 1934 г. N 79 — URL: https://e-ecolog.ru/docs/OXylCOWXNNbgLpp0uTQlR7utm_ referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F (дата обращения: 10.06.2024).
19. Сарычева А. А. Развитие железных дорог Костромского края в XX веке // История и перспективы транспорта на севере России. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. Ярославль, 2020. С. 57-62.
20. Сенатские ведомости. 1905. 30 августа. № 69. С. 529.
21. Сенатские ведомости. 1915. 19 мая. Выпуск 40. С. 289.
22. Ткаченко А. На двух войнах. Воспоминания врача. Литературная обработка, публикация и вступительная заметка Александра Матвеева // Звезда. 2013. № 7. — URL: https://magazines.gorky.media/zvezda/2013/7/na-dvuh-vojnah.html (дата обращения: 15.04.2023).
23. Толстопятов В. М. Десятичная классификация, карточная система и вертикальный способ хранения в применении к организации библиотеки, архива чертежей и регистрации деловых бумаг. Воронеж, 1912. 111 с.
24. Толстопятов В. М. К вопросу о систематизации узаконений и распоряжений по ведомству путей сообщения. Петроград, 1920. 24 с.
25. Толстопятов В. М. О наилучшем соединении города Костромы непрерывным рельсовым путем с общей сетью железных дорог Империи. Воронеж,1910. 11 с., 1 л. карт.
26. Толстопятов В. М. Проектирование верхнего строения железнодорожного пути: Пособие для студентов Имп. Моск. инж. уч-ща к упражнению по проектированию верх. строения ж.-д. пути. Москва: Унив. тип., 1907. — [6], 51, [3], XVI с., 5 л. черт.: табл., черт.; 25.
27. Толстопятов, Михаил Александрович (1836, Кострома — 1890, Москва) — URL: https://scanwordbase.ru/vocabulary.php?slug=toktopatov-mihail-aleksandrovic&type=bol-saa-biograficeskaa-enciklopedia (дата обращения: 03.06.2024).
28. Толстопятов Михаил Александрович — URL: http://persons. russianuniversityhistory.tsu.ru/content/толстопятов-михаил-александрович (дата обращения: 8.07.2023).
REFERENCES
1. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii (GARF). F. R — 6991. Op. 7. D. 2.
2. GARF. F. R-9506. Op. 23. D. 5651.
3. Gosudarstvennyj arhiv Kostromskoj oblasti (GAKO). Informacionnoe pis'mo № T-592/850 tem. ot 08.05.2024 g.
4. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv Voenno-Morskogo Flota (RGAVMF). F. 432. Op. 5. D. 7844.
5. Rossijskij gosudarstvennyj istoricheskij arhiv (RGIA). F. 1343. Op. 36. D. 25192.
6. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv g. Moskvy (CGAM). F. 2126. Op. 1. D. 117.
7. Central'nyj arhiv Nizhegorodskoj oblasti (CANO). Arhivnaya spravka № 691/t ot 1.04.2024 g.
8. Vechernyaya Moskva. 1940. 15 iyunya.
9. Vechernyaya Moskva. 1946. 18 iyunya.
10. Vechernyaya Moskva. 1942. 1 iyunya.
11. Vechernyaya Moskva. 1944. 12 fevralya.
12. Vechernyaya Moskva. 1947. 19 marta.
13. GARF. F. R-9506. Op. 23. D. 5651. L. 46ob.
14. Vechernyaya Moskva. 1946. 25 iyunya.
15. Imperatorskj Moskovskj universitet, 1755-1917 [Tekst]: enciklopedicheskj slovar' / Moskovskj gos. un-t im. M. V. Lomonosova, Ist. fak.; [avt. proekta, sost. A. YU. Andreev, D. A. Cygankov]. Moskva: ROSSPEN, 2010. 894 s.
16. Katarin D. N. S.YU. Vitte, V. N. Kokovcev i reformy zheleznyh dorog v Rossjskoj imperii v 1902-1913 gg. // Pyatnadcatye Romanovskie chteniya. Vserossjskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya: materialy. M-vo kul'tury SO; SOKM; OO «Obretenie»; MO «Gorod Alapaevsk»; UrGYUU; UrGPU. 2015. S. 105-113.
17. Kuznedeleva N. I praktik, i teoretik. — URL: https://gudok.ru/zdr/167/? ID=1393395 (data obrashcheniya: 17.08.2023).
18. Postanovlenie SNK SSSR «Ob uchenyh stepenyah i zvaniyah» ot 13 yanvarya 1934 g. N 79 — URL: https://e-ecolog.ru/docs/OXylCOWXNNbgLpp0uTQlR?utm_refer-rer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F (data obrashcheniya: 10.06.2024).
19. Sarycheva A. A. Razvitie zheleznyh dorog Kostromskogo kraya v XX veke // Istoriya i perspektivy transporta na severe Rossii. Materialy IX Vserossjskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. YAroslavl', 2020. S. 57-62.
20. Senatskie vedomosti. 1905. 30 avgusta. № 69. S. 529.
21. Senatskie vedomosti. 1915. 19 maya. Vypusk 40. S. 289.
22. Tkachenko A. Na dvuh vojnah. Vospominaniya vracha. Literaturnaya obrabotka, publikaciya i vstupitel'naya zametka Aleksandra Matveeva // Zvezda. 2013. № 7. — URL: https://magazines.gorky.media/zvezda/2013/7/na-dvuh-vojnah.html (data obrashcheniya: 15.04.2023).
23. Tolstopyatov V. M. Desyatichnaya klassifikaciya, kartochnaya sistema i vertikal'nyj sposob hraneniya v primenenii k organizacii biblioteki, arhiva chertezhej i registracii delovyh bumag. Voronezh, 1912. 111 s.
24. Tolstopyatov V. M. K voprosu o sistematizacii uzakonenij i rasporyazhenij po vedom-stvu putej soobshcheniya. Petrograd, 1920. 24 s.
25. Tolstopyatov V. M. O nailuchshem soedinenii goroda Kostromy nepreryvnym rel'sovym putem s obshchej set'yu zheleznyh dorog Imperii. Voronezh,1910. 11 s., 1 l. kart.
26. Tolstopyatov V. M. Proektirovanie verhnego stroeniya zheleznodorozhnogo puti: Posobie dlya studentov Imp. Mosk. inzh. uch-shcha k uprazhneniyu po proektirovaniyu verh. stroeniya zh.-d. puti. Moskva: Univ. tip., 1907. — [6], 51, [3], XVI s., 5 l. chert.: tabl., chert.; 25.
27. Tolstopyatov, Mihail Aleksandrovich (1836, Kostroma — 1890, Moskva) — URL: https://scanwordbase.ru/vocabulary.php?slug=tolstopatov-mihail-aleksandrovic&type=bol-saa-biograficeskaa-enciklopedia (data obrashcheniya: 03.06.2024).
28. Tolstopyatov Mihail Aleksandrovich — URL: http://persons.russianuniversityhistory. tsu.ru/content/tolstopyatov-mihail-aleksandrovich (data obrashcheniya: 8.07.2023).
Статья поступила в редакцию 20.06.2024; одобрена после рецензирования: 10.07.2024; принята к публикации 15.07.2024.
The article was submitted 20.06.2023; approved after reviewing: 10.07.2024; accepted for publication 15.07.2024.