Научная статья на тему 'Старость в контексте дихотомии одиночество-общность: социально-философские аспекты'

Старость в контексте дихотомии одиночество-общность: социально-философские аспекты Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
398
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДИНОЧЕСТВО / СЕМЬЯ / СУПРУГ / СЕМЕЙНАЯ ПАРА / СТАРОСТЬ / ПОЗДНИЙ ВОЗРАСТ / LATE AGE / LONELINESS / FAMILY / SPOUSE / COUPLE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бухалова Н. А.

В статье анализируется жизненное пространство пожилого человека, старость рассматриваются в контексте дихотомии одиночество-общность. Рассматривается вопросы социально-философского осмысления роли и места пожилого человека в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LONELINESS AND FAMILY AS THE MAIN MODUCES OF EXISTANCE IN LATER AGES

In thearticle the question of social-philosophical thinking of role and place of the senior citizen in society is considered. The lively place of the senior citizen is analized, two alternatives of existance in later ages, which are autpnomy and matrimonial union, are considered.

Текст научной работы на тему «Старость в контексте дихотомии одиночество-общность: социально-философские аспекты»

4. Грякалов, А.А. Ночное при свете дня: к герменевтике субъективности // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина: научный журнал. Философия. - 2010. - № 4.

5. Делез, Ж. АНТИ-ЭДИП. Капитализм и шизофрения / Ж. Делез, Ф. Гваттари; пер. с фр. Д. Кралечкина. - Екатеринбург, 2007.

6. Стрелков, В.И. К онтологии исторического текста: некоторые аспекты философии истории Ф.Р Анкерсмита // Философия и современные проблемы гуманитарного знания. - М. - 2000. - Вып. 2.

7. Соколов, Б.Г. История и время // Фигуры истории, или «Общие места» историографии. - СПб., 2005.

8. Смирнова, Е.А. Философское осмысление сущности и причин терроризма // Актуальные проблемы социальной философии. -СПб., 2005.

9. Сергейчик, Е.С. Философия истории. - СПб., 2002.

10. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна. - М., 1998.

11. Фуко, М. Предисловие // Делез Ж., Гваттари Ф. АНТИ-ЭДИП. Капитализм и шизофрения. - Екатеринбург, 2007.

12. Козловски, П. Культура постмодерна. - М., 1997.

13. Стиглиц, Дж. Глобализация: тревожные тенденции. - М., 2003.

14. Агинтон, К. Альтернативный глобализм. Новые мировые движения протеста. - М., 2004.

15. Кант, И. Критика чистого разума. Трансцендентальная эстетика. - СПб., 1993.

16. Дубин, Б. Интеллектуальные группы и символические формы. Очерки социологии современной культуры. - М., 2004.

17. Лаптева, М.П. Язык историка и проблема понимания // Фигуры истории, или «Общие места» историографии. - СПб., 2005.

Bibliography

1. Kornilov, S.V. Ponyatiyjnihyj apparat filosofii russkogo zarubezhjya: analiz teoreticheskikh vozmozhnosteyj // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina: nauchnihyj zhurnal. Filosofiya. - 2010. - № 4.

2. Ankersmit, F. Narrativnaya logika. Semanticheskiyj analiz yazihka istorikov / per. s angl. O. Gavrishinoyj, A. Oleyjnikova. - M., 2003.

3. Vattimo, D. Ehpokhi interpretacii // Logos: filosofsko-literaturnihyj zhurnal. - M. - 2008. - № 4(67).

4. Gryakalov, A.A. Nochnoe pri svete dnya: k germenevtike subjhektivnosti // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S.Pushkina: nauchnihyj zhurnal. Filosofiya. - 2010. - № 4.

5. Delez, Zh. ANTI-EhDIP. Kapitalizm i shizofreniya / Zh. Delez, F. Gvattari; per. s fr. D. Kralechkina. - Ekaterinburg, 2007.

6. Strelkov, V.I. K ontologii istoricheskogo teksta: nekotorihe aspektih filosofii istorii F.R. Ankersmita // Filosofiya i sovremennihe problemih gumanitarnogo znaniya. - M. - 2000. - Vihp. 2.

7. Sokolov, B.G. Istoriya i vremya // Figurih istorii, ili «Obthie mesta» istoriografii. - SPb., 2005.

8. Smirnova, E.A. Filosofskoe osmihslenie suthnosti i prichin terrorizma // Aktualjnihe problemih socialjnoyj filosofii. - SPb., 2005.

9. Sergeyjchik, E.S. Filosofiya istorii. - SPb., 2002.

10. Liotar, Zh.-F. Sostoyanie postmoderna. - M., 1998.

11. Fuko, M. Predislovie // Delez Zh., Gvattari F. ANTI-EhDIP. Kapitalizm i shizofreniya. - Ekaterinburg, 2007.

12. Kozlovski, P. Kuljtura postmoderna. - M., 1997.

13. Stiglic, Dzh. Globalizaciya: trevozhnihe tendencii. - M., 2003.

14. Aginton, K. Aljternativnihyj globalizm. Novihe mirovihe dvizheniya protesta. - M., 2004.

15. Kant, I. Kritika chistogo razuma. Transcendentaljnaya ehstetika. - SPb., 1993.

16. Dubin, B. Intellektualjnihe gruppih i simvolicheskie formih. Ocherki sociologii sovremennoyj kuljturih. - M., 2004.

17. Lapteva, M.P. Yazihk istorika i problema ponimaniya // Figurih istorii, ili «Obthie mesta» istoriografii. - SPb., 2005.

Статья поступила в редакцию 06.11.12

УДК 136

Buhalova N.A. LONELINESS AND FAMILY AS THE MAIN MODUCES OF EXISTANCE IN LATER AGES. In the

article the question of social-philosophical thinking of role and place of the senior citizen in society is considered. The lively place of the senior citizen is analized, two alternatives of existance in later ages, which are autpnomy and matrimonial union, are considered.

Key words: late age, loneliness, family, spouse, couple.

Н.А. Бухалова, канд. соц. наук, доц., заф. каф. «Гуманитарные науки» Нижегородского гос. инженерно-экономического института, г. Княгинино, Е-mail: nat.buhalova@yandex.ru

СТАРОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ДИХОТОМИИ ОДИНОЧЕСТВО-ОБЩНОСТЬ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ

В статье анализируется жизненное пространство пожилого человека, старость рассматриваются в контексте дихотомии одиночество-общность. Рассматривается вопросы социально-философского осмысления роли и места пожилого человека в обществе.

Ключевые слова: одиночество, семья, супруг, семейная пара, старость, поздний возраст.

Проблемы старости волновали еще древнегреческих философов. Отношение к старости всегда было двойственным, с одной стороны этот жизненный этап можно воспринимать как итог существования, с другой - как увядание, деградацию. Аристотелю старость представлялась мрачным периодом, поскольку большая часть жизни уже прожита. Пожилой человек ориентирован на прошлое, на воспоминания. Цицерон, напротив, полагал, что старость есть синоним мудрости, когда чувства перестают владеть человеком, накоплен огромный жизненный опыт [1, с. 10]. М. Лютер, один из лидеров протестантизма, мрачно изрек: «Старость — это живая могила», что было в духе времени и разделялось его современниками [2, с. 91-95]. Несмотря на существование этих безрадостных аспектов есть и другой образ — достоинства старости — мудрость старцев. Образ «мудрого старца» и «мудрой пожилой женщины» весьма популярны.

Первое достоинство старости, по мнению В.К. Смолиной, мудрость. Мудрость стариков связывают с богатым жизненным

опытом. Пожилые владеют сокровищницей профессиональных и личных переживаний. Да и сами они любят напоминать о своем житейском опыте. Вторым достоинством старости принято полагать, что пожилые люди более сознательно смотрят на мир с высоты своего возраста. Однако чтобы быть полезными обществу — необходимо держать руку на пульсе современности. [3, с. 32-35].

Сегодня старость становится длительным периодом жизни человека и все меньше подходит под определение конца жизни, заката. Хотя увеличение продолжительности жизни трактуется как несомненное благо, процесс старения общества приносит и много «побочных» эффектов. Общество, ограниченное в ресурсах, экономит на всем и, в первую очередь, на наименее слабых, социально уязвимых группах населения, к которым относятся пожилые люди.

Самое главное событие для большинства пожилых людей, коренным образом меняющее положение человека в обществе

и образ жизни, - выход на пенсию. Собственно, для многих именно этот факт знаменует наступление старости. За утратой трудоспособности следует резкая смена социальных ролей, перемена образа жизни, проблемы с адаптацией к меняющемуся миру, в то время как готовность и способность принять эти изменения невелики. Пожилой человек оттесняется из ранее занимаемых высоких или средних позиций в социальной структуре общества и власти - это естественный процесс смены поколений в обществе. Но для каждого отдельно взятого пожилого человека это воспринимается как потеря социального статуса, нарастает тревожность, неудовлетворенность жизнью, снижается самоуважение. Исключение пожилых людей из большинства социальных сфер провоцирует изоляцию старшего поколения [4, с. 311-313].

В течение жизни человек стремится определить свое место в мире, очертить границы своего пространства. Основным видом деятельности и после выхода на пенсию является «поиск себя» в новом качестве, это проба своих сил в самых разных видах деятельности: в воспитании внуков, в домашнем хозяйстве, в хобби, в новых отношениях, в общественной деятельности. Утратив с прекращением работы активную экономическую роль, пенсионеры продолжают выполнять многие важные функции в семейно-бытовой сфере, в деятельности различных общественных организаций. Они являются «хранителями огня», носителями нравственных норм и ценностей общества. Это люди с большим жизненным опытом, запасом социальных и профессиональных знаний. Оставив трудовую деятельность, они продолжают участвовать в социальном воспроизводстве новых поколений, составляя звено в механизме преемственности общественных отношений, культуры, морали». Так было раньше, но не теперь. Стареющий человек все более отчуждается от принятия решений в семье и обществе, вдовство - неизбежная участь половины супругов. Востребованность общества в передаче новым поколениям социального опыта старшего поколения снизилась. Прошлый опыт взаимодействия с людьми, идеалы, нравственные нормы и правила подвергаются переосмыслению и объявляются зачастую не просто ненужными и лишними, но вредными, мешающими достижению успеха в жизни. Сегодня практически не принимаются во внимания человеческие возможности и отношения, различия в социальном времени, свойственные разным возрастам.

Люди одного поколения, как правило, живут в одно историческое время. Сегодня, по мнению С.А. Кравченко, мы сталкиваемся с эффектом временного дисхроноза: в одном обществе сосуществуют люди, фактически живущие в разных темпомирах [5, с. 24-42]. Пожилой человек уже не является носителем знаний, умений, а иногда вообще воспринимается как бесполезный, мешающий, потому что не может обращаться, например, с современной техникой. Молодые люди пренебрегают опытом старшего поколения, считают его безнадежно устаревшим. Двадцатилетнему человеку трудно представить себя стариком, когда начнут появляться хронические болезни, угрожающие его жизни, понять чувства и жизненные приоритеты пожилого.

Трудно не согласиться с С.А. Кравченко и в том, что одним из аспектов трансформации российского общества является риск производства новых маргинальных групп. Речь идет о людях, которые в силу своих физических и интеллектуальных способностей не смогут вообще адаптироваться к скорости модернизации, к усложняющейся социокультурной динамике, потенциально предрасположенных к образованию групп безработных, и особенно о тех людях, кто не может освоить технологические инновации. [5, с. 24-42]. Вещи не могут состариться сами, их старит модернизация. Статичные общества медленных изменений наделяют авторитетом старость, опыт, традицию, прошлое, в обществах динамичных престижность — это атрибут молодости. Поэтому маргинальной группой рискуют стать старики. В позднем возрасте с трудом вырабатывают новый динамический стереотип, ломка привычного образа жизни болезненна для пожилых. Пожилые люди представляют собой обособленную, непродуктивную группу, неспособную больше приносить пользу обществу. Следовательно, социум в ней не нуждается. Учитывая темпы модернизации, эта разобщенность между поколениями, а значит и эксклюзия старшего поколения не только сохранится, но и значительно возрастет.

Индивид воспринимает себя таким, каким его видят другие, стремится в своем поведении соответствовать уже существующим образцам. Старость же связывается с эксплуатацией, вик-тимизацией и стигматизацией пожилых людей, в современных обществах процветает эйджизм. Снижается социальный статус пожилого человека в семье. Важен фактор социальной изоляции пожилых людей - часть из них живут как биологические су-

щества, но для них наступила социальная смерть - они выпали из общества. В.Альперович пишет: «На какой бы ступени иерархической лестницы не находился старик, высокой или низкой, его постоянно преследует мрачный грифон, вонзая когти в самую душу. Имя этому чудовищу - «Ненужность» [6, с. 49-50]. Такова мрачная, но не сильно драматизированная картина положения пожилого человека в современном мире и в России. Старики сегодня выброшены из повседневности в силу немощности тела и ума. Кроме всего этого растущий уровень образования молодёжи, её относительная материальная независимость и высокая социальная мобильность еще больше обостряется конфликт между поколениями, распадаются большие семьи, рушится привычный быт.

В российском обществе помимо болезней и бедности поздний возраст ассоциируется с одиночеством, которое трактуется как неотъемлемая составляющая старости. Более того, старость мыслится как одиночество, отождествляется с ним. У членов семьи из разных поколений представление о различных сферах жизни разное, соответствующее каждому возрасту. Но пожилым людям труднее сориентироваться в представлениях детей и внуков, труднее найти взаимопонимание. А друзей становится все меньше и меньше. Не находя единомышленников, старики не могут выразить все свои мысли и чувства, а если и могут, то часто остаются не понятыми. У пожилых людей своя особая реальность, свой ритм жизни, независимый от ритма, в котором живет социум. Старики живут прошлым, их непринятие по отношению к новому объясняется не старческим тупоумием, а просто иным ритмом существования и, следовательно, другой скоростью освоения информации, принятия всего нового. Каждое поколение, каждый человек, достигнув третьего возраста попадает в такую ситуацию, ситуацию выброшенности из времени. Это и приводит к чувству одиночества.

Но не стоит отождествлять одиночество с изоляцией. Еще Г. Торо писал, что одиночество не измеряется милями, которые отделяют человека от его ближних [7, с. 401]. Пожилой человек может испытывать чувство одиночества и среди людей. Непонимание со стороны молодого поколения, ненужность в трудовой сфере, дискриминация в семье все эти факторы способствуют возникновению одиночества. Одиночество среди старых людей бывает довольно частым. Это определенный тип одиночества - «одиночество в толпе», когда возникают мысли, что человек никому не нужен, неинтересен, что его переживания непонятны другим. Нельзя говорить об одиночестве только как о негативном переживании, в нем есть и положительные стороны. По мнению Ж.-П. Сартра, изолированность индивида, одиночество есть основа бытия личности. Если солидарность поверхностна, то одиночество глубинно [8, с. 139]. Одиночество -это ось, пронизывающая нашу жизнь. Вокруг нее вращается детство, молодость, зрелость и старость. Одиночество (уединение) в старости дает возможность человеку пережить мир как гармонию. Х. Ортега-и-Гассет утверждал, что человек постигает истину только в одиночестве, а в обществе он в той или иной степени подменяет себя на мнимое, условное [9, с. 543].

Однако сознательное уединение, скорее исключение из правил, так как человек не может отказаться от присутствия других, поскольку оно онтологически определено. В старости увеличивается зависимость от других людей не только физическая, но и эмоциональная. Человеческое общение важно и ценно в любом возрасте, но в старости эта ценность обретает особый смысл. Переживание одиночества как изоляции, отстраненности от «другого», толкает человека на поиски этого «другого». Пожилой человек нуждается в ощущении «нужности» семье, детям, внукам, и возможностью служения другим людям своим профессиональным и жизненным опытом. Наличие близких отношений значимо для представителей всех возрастных когорт, так как существование среди других является не просто благоприятным условием жизни, но и основой бытия. Подтверждение этой позиции находим у М. Бахтина, М. Мамардашвили.

Основным средством преодоления одиночества, по мнению ряда философов, является любовь. Н. Бердяев пришел выводу, что только в любви происходит соединение одного с другим и становится возможным преодоление одиночества [10, с. 221]. По мнению автора, в старости не любовь, а супружество является определяющим фактором в борьбе с одиночеством. В позднем возрасте супруг, с которым разделяются не только бытовые хлопоты, но и сходные психологические состояния, становится важнейшим фактором эмоционального благополучия. Когда-то И. Кант выразил мысль, что, несмотря на возраст, он еще не утратил способности осознавать свою принадлежность к человечеству. Старикам крайне нужен собеседник, который ежедневно подтверждал бы им эту самую принадлежность, их высо-

кий человеческий статус, через который они узнавали бы в себе человека. Нередко лишь супруг остается не просто помощником, но другом, соратником, единомышленником. Наличие супруга в позднем возрасте обеспечивает подлинность и полноту бытия пожилого человека. Семья в позднем возрасте приобретает особое значение, которое складывается из целого спектра проявлений. Это и социальная группа, стабилизирующая социальную реальность, и хозяйственная ячейка, и область нравственного совершенствования человека. Семья это «сердце» социального организма. Пожилой человек исходно черпает свои силы из семьи, осознает себя как человека, личность. Семейная жизнь - важнейшая часть социальной практики в позднем возрасте, накладывающая отпечаток на все сферы жизнедеятельности индивида.

Наиболее изученным сточки зрения внутрисемейных отношений является межпоколенный аспект. Вечный вопрос отцов и детей актуален и в ракурсе затронутой нами проблемы. Трудности межпоколенного взаимодействия возникают по мере взросления внуков. Представители разных поколений принципиально не понимают и не принимают друг друга. Как уже говорилось выше, по мере умственного развития, мышления внуков все более приобретает дифференцирующий взгляд на мир, в то время как деды сохраняют неизменность своего мира, отстаивая его с особой настойчивостью, понимая, что это и есть все достояние его жизни, ее итог, и иного уже не дано. Старше поколение обладает собственной субкультурой, сформированной его поколением, следовательно, обращено в прошлое. Если юность уже обрела предчувствие будущего, пишет Г. Г. Феоклистов, а взрослость его осуществляет, то старость при взаимодействии с ними чувствует себя теряющей свое прошлое. Их (дедов) настоящее, тем самым, не имея перспективы будущего и потеряв значимость прошлого, существует как бы вне времени, не нужное ни ми самим, ни окружающим. И развитие на Западе домов престарелых, по существу, есть реакция общества на возникшую вневременность стариков. Так сказать, общественный инструментализм решения проблемы в форме резерваций [11]. Но старик это не только представитель старшего поколения, он другой, со своей культурой и своим временем. Это своеобразие недоступно младшим поколениям: жизнь, этика, особый стиль поведения, особые ценности.

Еще один аспект межпоколенного взаимодействия в семье - распределение домашних обязанностей. Хозяйственная функция по выполнению домашней работы часто становится доминирующей для старшего поколения семьи, но сильно обременительной, что сказывается в дальнейшем на эмоциональной составляющей семейного климата, психологической атмосфере, не оставляющими места для духовных контактов. Наблюдается также перераспределение власти в семье. Пожилые люди постепенно отстраняются от главенствующих позиций. Одним из решений межпоколенной разобщенности и изоляции пожилых людей является сохранение супружества.

На периферии научного интереса остаются проблемы пожилых семей. Причиной такого «невнимания» является анализ семьи сквозь призму репродуктивной функции. Подобные убеждения, исключающие многие аспекты жизнедеятельности семьи, обесценивают бытие пожилых семей. Вопросы ухода, социального обслуживания доминируют сегодня в научном сообществе, что способствует конструированию образа семьи пожилых людей как пассивной и беспомощной. В результате подобные семьи воспринимаются обыденным сознанием как аутсайдеры жизни, что приводит их к изоляции пожилых людей. Брак, как правило, положительно влияет на физическое и психическое самочувствие. В браке люди живут дольше, чем овдовевшие, разведенные или одинокие. Пожилой человек тяготеет к уюту обжитого дома, теплу, отгороженности от стихии, то есть любого проявления естественной жизни. Семья пожилых людей на фоне глобальных демографических процессов должна стать общественной ценностью, культурным капиталом, лежащим в основе механизма межпоколенческой социокультурной трансляции. Семья пожилого человека характеризуется определенными особенностями, имеет свои очертания и контуры, здесь происходит интенсивная выработка новых принципов взаимодействия с внутренней средой, поиск личностно ориентированных смыслов. Формируется особый режим взаимодействия как внутри семьи, так и за ее пределами, в условиях ограниченной социальной динамики, ограниченного выбора альтернативных жизненных стратегий.

Но супружеские отношения сложны и противоречивы в старости. Своеобразие семьи пожилых людей заключается, прежде всего, в сущности подобного союза, его назначении. В подобных семейных союзах происходит неизбежное сокращение

спектра социальных ролей, что влечет за собой переоценку роли супруга. В пожилом возрасте происходит трансформация ценностной системы индивида. Превалирующей ценностью становится само наличие близкого человека, возможность совместного с ним проживания, вовлеченность в общую деятельность. Взаимодействие «муж - жена» или отношения свойства в позднем возрасте существенно видоизменяются: усиливается взаимозависимость супругов, формируются общие механизмы восприятия мира, интерпретации внешних событий, переживаются схожие эмоциональные состояния.

По данным американских психологов, в поздних возрастах брак начинает в большей степени служить источником утешения, поддержки и душевной близости. Супруги чаще оказывают помощь друг другу. Таким образом, в преклонном возрасте люди редко расходятся, понимая, насколько они нуждаются друг в друге. Смерть супруга воспринимается часто как собственная смерть, без него жизнь теряет смысл. Родственные и дружеские связи не способны восполнить потурю брачного партнера. В результате высокой смертности мужчин существует диспропорция в соотношении между мужчинами и женщинами пенсионного возраста, что является демографической причиной одиночества женщин и массового распада семей. Демографическое одиночество порождает статусное одиночество - старость отождествляется с вдовством. Создание новой семьи в позднем возрасте может не просто продлить земное существование, но сделать его полноценным, счастливым. Мужчине в позднем возрасте легче вступить в новый брак в силу гендерной диспропорции. Если же этого не происходит, он переживает одиночество гораздо острее женщины. Пожилым женщинам приходится затрачивать больше усилий для поиска брачного партнера и решения проблем одиночества. Одинокий или овдовевший пожилой мужчина более беспомощен в быту, меньше следит за своим здоровьем, менее социально активен.

Существенное значение приобретает вопрос автономии семьи в позднем возрасте, где пожилой человек остается «хозяином», «правителем». После выхода на пенсию супружеские отношения остаются основной сферой реализации индивидуальных потребностей и интересов пожилых людей. Автономность семьи пожилых людей проявляется не только в стремлении к независимости от взрослых детей и органов социальной опеки, но и в растущей ценности индивидуализма, приватности. Повседневная жизнь семьи пожилых людей все больше удаляется от публичности в направлении повышения уровня закрытости: фокусированию на собственных, внутрисемейных проблемах. Семья пожилого человека менее экспансивна и более интра-вертирована и стабильна. Процессы дистанцирования пенсионеров от трудового коллектива, социальных групп компенсируются семейным взаимодействием.

В ракурсе русской философской мысли семья образует первичное лоно человеческого бытия. По мнению В.В. Розанова, семья является залогом нравственного оздоровления нации [12]. Н.А. Бердяев отстаивает необходимость семьи, которую по структуре и функциям сравнивает с государством. Отстаивая позицию И.А. Ильина о сущности семьи и ее роли в жизни человека, подчеркнем, что семья это первоначальная исходная ячейка духовности, являющаяся естественным прибежищем души человека [13]. Для этих представителей русской философии семья представляется незаменимым и незыблемым социальным институтом, первоосновой человеческой жизни. Индивид делается полноценной личностью и остается ей только в семье. С возрастом ценность семьи для человека возрастает и приобретает в старости совершенно особое значение. В семье пожилой человек имеет максимальную свободу для самореализации, которая обеспечивается возможностью создания особой, закрытой от постороннего глаза и диктата социальных стереотипов сферы деятельности, где человек «у себя дома» и «сам себе хозяин». В связи с этим необходим новый методологический подход к анализу пожилой семьи. Семейный союз пожилого человека представляет собой своеобразный, неповторимый мир, в котором сосредоточено культурное наследие социума. Пожилая семья занимает свою особую нишу, без которой невозможна динамика современного общества.

Создание новой семьи в позднем возрасте является одним из вариантов стабилизации жизни пожилых людей, повышения ее качества по сравнению с одиноким образом жизни и жизни пожилого в семье детей. Желание пожилого человека жить отдельно от детей, вероятно, продиктовано стремлением сохранить свою свободу и независимость, остаться главой семьи, самому принимать решения.

Вряд ли можно дать единые рекомендации, где и с кем желательно жить престарелым родителям - с детьми или отдель-

но. Принято считать, что взрослым детям, имеющих свои семьи, желательно жить отдельно. Но на определенном этапе жизни обстоятельства требуют совместного проживания, это в интересах стариков. Для пожилого человека очень важен выбор условий существования в соответствии с его ценностями, которые остаются с нами. Все остальные сферы выбора резко и неизбежно сокращаются. Одинаковых путей старения нет. Один человек полностью погружается в болезни и грустные мысли, другой - переживает новую любовь, а третий, получив массу свободного времени, наконец, может отдаться делу, заняться которым он мечтал всю жизнь.

Некоторые люди считают старость проклятием, иные благословением. Многие оплакивают старость, лишь некоторые ее воспевают. Современный «старик» после выхода на пенсию

Библиографический список

живет в среднем еще 15-20 лет, что в сравнении со средне продолжительностью всей жизни современного человека очень значительное время (приблизительно четверть жизни!). Неужели вся эта четвертая часть отведенного человеку срока жизни это распад и угасание? Старость обладает своими радостями, не меньшими, чем радость юности — просто другими [3, с. 32-35]. Старость - закономерный этап жизни, должен рассматриваться как период развития, имеющий будущее, что должно активно проявляется в отношении к старости - не в снисхождении, а в уважении и восхищении. Это время мудрости, когда уходят ненужные желания. Старость - это часть пути, освещаемая заходящим солнцем, но только его лучи позволяют увидеть красоту, покой и гармонию окружающего мира. Человек стареет так, как он жил и какой он был личностью.

1. Цицерон, М.Т. Беседа о старости / пер. А. Зиновьева. - М., 1866.

2. Горлач, Н.А. Старость - это печаль, радость или возможность начать жизнь заново? // Философия старости: геронтософия: сборник материалов конф. Серия «Symposium». - СПб. - 2002. - Вып. 24.

3. Смолина, В.К. Размышляя о старости // Философия старости: геронтософия: сборник материалов конф. Серия «Symposium». - СПб.

- 2002. - Вып. 24.

4. Кутявина, Е.Е. Социальное исключение пожилых людей // Старшее поколении в современной семье / под общ. ред. З.Х. Саралиевой.

- Н. Новгород, 2009.

5. Кравченко, С.А. Социальные реалии и социология: подходы // Россия реформирующаяся: ежегодник. - М. - 2010. - Вып. 9.

6. Альперович, В.Д. Социальная геронтология. - Ростов-на-Дону, 1997.

7. Торо, Г.Д. Уолден или жизнь в лесу // Высшие законы. - М., 2001.

8. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. - М., 2000.

9. Ортега-и-Гассет, Х. Человек и люди // Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. - М., 2000.

10. Бердяев, Н.А. О человеке, его свободе и духовности: избранные труды. - М., 1998.

11. Феоклистов, Г.Г. Две мудрости // Философия старости: геронтософия: сборник материалов конф. Серия «Symposium». - СПб. -2002.

- Вып. 24.

12. Розанов, В.В. Уединенное. - М., 1991.

13. Ильин, И.А. Путь духовного обновления. - М., 2006.

Bibliography

1. Ciceron, M.T. Beseda o starosti / per. A. Zinovjeva. - M., 1866.

2. Gorlach, N.A. Starostj - ehto pechalj, radostj ili vozmozhnostj nachatj zhiznj zanovo? // Filosofiya starosti: gerontosofiya: sbornik materialov konf. Seriya «Symposium». - SPb. - 2002. - Vihp. 24.

3. Smolina, V.K. Razmihshlyaya o starosti // Filosofiya starosti: gerontosofiya: sbornik materialov konf. Seriya «Symposium». - SPb. - 2002. -Vihp. 24.

4. Kutyavina, E.E. Socialjnoe isklyuchenie pozhilihkh lyudeyj // Starshee pokolenii v sovremennoyj semje / pod obth. red. Z.Kh. Saralievoyj. -N. Novgorod, 2009.

5. Kravchenko, S.A. Socialjnihe realii i sociologiya: podkhodih // Rossiya reformiruyuthayasya: ezhegodnik. - M. - 2010. - Vihp. 9.

6. Aljperovich, V.D. Socialjnaya gerontologiya. - Rostov-na-Donu, 1997.

7. Toro, G.D. Uolden ili zhiznj v lesu // Vihsshie zakonih. - M., 2001.

8. Sartr, Zh.-P. Bihtie i nichto: opiht fenomenologicheskoyj ontologii. - M., 2000.

9. Ortega-i-Gasset, Kh. Chelovek i lyudi // Ortega-i-Gasset Kh. Izbrannihe trudih. - M., 2000.

10. Berdyaev, N.A. O cheloveke, ego svobode i dukhovnosti: izbrannihe trudih. - M., 1998.

11. Feoklistov, G.G. Dve mudrosti // Filosofiya starosti: gerontosofiya: sbornik materialov konf. Seriya «Symposium». - SPb. -2002. - Vihp. 24.

12. Rozanov, V.V. Uedinennoe. - M., 1991.

13. Iljin, I.A. Putj dukhovnogo obnovleniya. - M., 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 11.10.12

УДК 122/129

Myakinnikov S.P. FROM IDEOLOGY TO THE ECOLOGICAL IDEOLOGY: ON THE EXPLICATION OF THE ECOLOGICAL OUTLOOK. In the article, in order to study the ecological problems of modernity, and carried out comparative analysis of the concepts «ideology» and «outlook», «ecological worldview» and «ecological ideology.» An author's interpretation of the notion of «ecological-oriented ideology.»

Key words: ideology, the ideas, the integrity of the worldview, the environmental Outlook, environmental ideology, ecology-oriented ideology.

С.П. Мякинников, канд. филос. наук, доц. каф. философии Кузбасского гос. технического университета им. Т.Ф. Горбачева, г. Кемерово, E-mail: mspcaph@list.ru

ОТ ИДЕОЛОГИИ К ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ:

ПО ПОВОДУ ЭКСПЛИКАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

В статье, в целях исследования экологических проблем современности, произведен компаративный анализ понятий «идеология» и «мировоззрение», «экологическое мировоззрение» и «экологическая идеология». Предложена авторская трактовка понятия «эколого-ориентированная идеология».

Ключевые слова: идеология, мировоззрение, идеи, целостность мировоззрения, экологическое мировоззрение, экологическая идеология, эколого-ориентированная идеология.

Выправление современной мировой экологической ситуа- социально-политической жизнедеятельности общества, в том ции нуждается в особых механизмах регулирования духовной и числе по отношению к природе, которые соответственно моди-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.