Научная статья на тему 'Староселенгинский Спасский собор: забытый памятник истории, духовности и науки'

Староселенгинский Спасский собор: забытый памятник истории, духовности и науки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
583
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАМЕННОЕ КУЛЬТОВОЕ ЗОДЧЕСТВО СИБИРИ / ЗАБАЙКАЛЬЕ / СТАРЫЙ СЕЛЕНГИНСК / РУИНЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гнеушева Валентина Владимировна, Шемелина Дарья Сергеевна

В работе рассматривается архитектура и история замечательного памятника каменной культовой архитектуры Забайкалья Спасского собора в «городе-призраке» Старом Селенгинске. История собора связана с судьбами многих известных исторических персоналий. Интерес представляет окружение собора, которое включает часовню Св. Креста, и могилу с памятником-обелиском коменданту В.В. Якоби. В настоящее время состояние собора плачевно, здание разрушается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Savior Cathedral in Stariy Selenginsk, a forgotten monument of history, spirituality and science

The article analyzes architecture and history of a remarkable stone monument of Trans-Baikal region, the Savior Cathedral in the «ghost town» Stariy Selenginsk. The history of the cathedral is associated with fates of many famous historical personalities. The environment of the cathedral includes the Chapel of the Holy Cross and the commandant V. V. Jacobi tomb with a monument-obelisk, and it is interesting on its own. Currently the cathedral is in a sorry state: it is ruined.

Текст научной работы на тему «Староселенгинский Спасский собор: забытый памятник истории, духовности и науки»

Рис. 4. Объемная модель - реконструкция церкви Литература

1. Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях. Издание Святейшего Синода.

- М.: Синодальная типография, 1899. - С. 35.

2. Пиманова, Л.А. Чалдоны и самоходы / Л.А. Пиманова // Краеведческий альманах «Коркина слобода». - 1999. - №1.

3. Фаст, М.В., Фаст, Н.П. Нарымская Голгофа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://providenie.narod.rU/0001070.html#22.

В.В. Гнеушева, Д.С. Шемелина, г. Новосибирск СТАРОСЕЛЕНГИНСКИЙ СПАССКИЙ СОБОР: ЗАБЫТЫЙ ПАМЯТНИК ИСТОРИИ, ДУХОВНОСТИ И НАУКИ

Нашей работой мы бы хотели привлечь внимание к замечательному памятнику каменной культовой архитектуры Забайкалья - Спасскому собору в окрестностях Старого Селенгинска.

Собор описывался в работах историков архитектуры Сергея Николаевича Баландина [2] и Людвига Карловича Минерта [10, 16, 23], краеведа Эдуарда Викторовича Демина [5, 6, 7]. Они высоко оценивали художественные достоинства храма. К сожалению, эта оценка осталась практически не услышанной. Каждый год туристы-автолюбители и участники сплавов по реке Селенге пополняют просторы РуНета фотографиями и рассказами о прекрасном соборе в руинах [3, 14, 18, 19]. Даже сейчас в своем нынешнем плачевном состоянии храм производит сильное впечатление, а местность вокруг собора, богатая артефактами прошлого, не дает покоя кладоискателям [3, 12].

Старый Селенгинск. Спасский собор расположен на территории Селенгинского острога, основанного в 1665 г., а в 1685 г. превращенного в рубленый город. Долгое

время Селенгинск, сооруженный на правом берегу р. Селенги, в 7 км от устья р. Чикой, был важнейшим военным укреплением региона [1, 15] (рис. 1).

Рис. 1. Общий вид собора с р. Селенги [19]

Уже в 1680-х гг. начались изменения, которые в итоге привели к упадку поселения. Все более возрастало военное и экономическое значение соседнего Удинского острога (будущего Верхнеудинска, потом Улан-Удэ) и установленной в 1728 г. Кяхтинской торговли. Факторы развития Селенгинска сокращались. Кроме того, город был подвержен подтоплениям и заносам песком [1, 16]. Еще в 1726 г. по итогам визита в город и последовавшему предложению С.Л. Владиславича-Рагузинского его должны были перенести на новое место. 22 января 1727 г. был издан указ о строительстве новой крепости, для чего в Селенгинск отправили ссыльного прадеда А.С. Пушкина - А.П. Ганнибала. В Селенгинске он занимался изучением местности, составил проект переноса города. В 1730 г. Ганнибал покинул Селенгинск [8, 15]. Только по указу 1840 г. город перенесен на левый возвышенный берег реки Селенги. На старом месте запрещалось не только строить, но и чинить оставшиеся постройки, в том числе и собор. Жители с большой неохотой покидали обжитое место. День за днем Селенгинск стал превращаться в город-призрак Старый Селенгинск, а новый город получил название Новоселенгинск (или Новый Селенгинск) [5, 6].

Однако Селенгинск знавал и лучшие времена. Долгое время по политическим и стратегическим причинам город находился под пристальным вниманием властей, являясь главным русским административным, военно-оборонительным и культурно-конфессиональным центром Западного Забайкалья. К 1745 г. Селенгинск стал крупнейшим городом региона с населением около 4000 человек. Играл важную роль в организации караванной торговли с Китаем. В городе размещались пограничная канцелярия, штабы регулярных частей, до 1772 г. - казачий гарнизон, нес службу комендант [1, 15, 16].

В 1780 г. Селенгинск пережил сразу два пожара. В 1783 г. взамен сгоревшего деревянного храма был заложен Спасский собор. Строительство было начато в 1784 г., окончено - в 1789 г. Об этом свидетельствуют надписи на фасаде у входа в нижнюю церковь [3, 5, 16]:

«Сия святая соборна церковь во имя Спасителя начата сооружатца 1784 году мая 14 числа».

«А окончилась сия святая церковь сооружением наружным 1789 году мца июня 13 числа».

Как отмечал историк древнего города А.И. Седов (отставной офицер, селенжанин, из ближайшего окружения декабристов Бестужевых), храм был построен архитекто-ром-самоучкой тюменским мещанином Воротниковым и выходцем из Европейской России селенгинским купцом И.С. Басовым [5]. Имя Воротникова как строителя храма упоминается также С.Н. Баландиным [2]. Интересно, что по данным декабриста Михаила Бестужева Спасский собор был возведен томским мещанином Мальцовым [5]. Селенгинский собор был третьим каменным собором за Байкалом - вслед за Оди-гитриевским в Верхнеудинске и Спасо-Преображенским Посольского монастыря на восточном берегу Байкала [2, 16].

Особенности архитектуры собора. Спасский собор построен «кораблем» (или по «трапезному типу»), т.е. имеет последовательно примыкающие к основному объему трапезную и колокольню. Здание храма было расширено пристройкой двух одноэтажных приделов с юга и севера - Архангела Михаила и Св. Николая Мирликийского [2, 5] (рис. 2).

Рис. 2. Современный вид собора [18]

Собор имеет два этажа. Нижняя «теплая» церковь названа во имя Св. Великомученицы Екатерины и в благодарность императрице Екатерине II, которая выделила средства для постройки нового каменного собора, верхняя «холодная» - во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя [там же].

Здание стоит на бутовых фундаментах. Полы в нижних приделах - кирпичные, во втором этаже - деревянные [2].

Перекрытия над помещениями первого этажа и трапезной во втором этаже - лотковые своды, над храмом и апсидой - сомкнутые своды. Завершение кафоликона - пя-тиглавие, что составляет отличительную черту от ранних одноглавых забайкальских храмов. В центре восьмигранного купола - световой барабан. На нем - луковичная

главка. Диагонально от центра расположены четыре малых главки, барабаны под которыми опираются на фигурные люкарны [2, 16].

Восьмерик колокольни имеет два яруса звонов, которые стоят на двухэтажном четверике. Колокольня была увенчана сложным по профилю восьмигранным куполом с шатром и маковицей [2].

Все это многообразие форм световых проемов, ритмические вертикальные ряды главок, апсиды приделов делали силуэт храма очень динамичным и живописным.

Прототипы. Оригинально решен вход во второй этаж собора (рис. 3). В архитектуре храма в камне повторяется прием северного деревянного зодчества - крытый рундук с двумя маршами. В центре - промежуточная лестничная площадка, покрытая куполком с маковицей [2, 16].

Рис. 3. Прием северного деревянного зодчества в архитектуре входа во второй этаж собора.

XIX в. Фотография с сайта http://www.predistoria.org

С архитектурой Русского Севера храм роднит не только решение лестницы, но и упрощенные формы стиля барокко в декоре здания (например, декоративные пятна над оконными проемами, плоско-рельефные фигурные обрамления и картуши оконных проемов, узкие и сдвоенные гладкие обрамления углов кафоликона, трапезной, колокольни и ребер граней апсиды) [там же].

Как отмечал С.Н. Баландин [2], в северном зодчестве можно найти приемы, использованные при строительстве Староселенгинского собора, например, в архитектуре Входо-Иерусалимской церкви города Тотьмы Вологодской области (рис. 4). Вероятно, это здание было прототипом собора в Селенгинске. В пользу этой версии говорит и то что, в XVII в. началась активная торговля Тотьмы с Сибирью. Через Тотьму тогда проходил главный торговый путь из Москвы в Сибирь [9].

Окружение собора. Одиночество собора скромно нарушают еще два относительно крупных объекта (рис. 5). Так, в непосредственной близости от него на Старом кладбище находится часовня Св. Креста. Свое название часовня получила от хранящегося в ней 300-летнего деревянного восьмиконечного 2-метрового креста, изготовленного в 1690 г. из цельного куска сосны. На кресте вырезано: «Кресту Твоему поклоняемся

Рис. 4. Входо-Иерусалимская церковь, г. Тотьма, Вологодская обл. Фотография с сайта www.totma.info

Рис. 5. Часовня Св. Креста и памятник-обелиск коменданту В.В. Якоби рядом с собором [13]

Владыко и Святое Воскресение Твое славим» и «Строил ятман Диатьев в лето от сотворения мира 7198» (т.е. в 1690 г. ссыльный запорожец атаман Диатьев). В свое время по сторонам от креста стояли написанные на дереве фигуры Богоматери и Иоанна Богослова. По преданию, их авторами являются декабристы братья Бестужевы. Предположительно сначала крест хранился в деревянной часовне Селенгинского острога.

Затем его перенесли в нынешнюю каменную часовню. Сегодня крест и фигуры хранятся в Музее декабристов в Новоселенгинске. Л.К. Минерт датирует часовню началом XIX в. и отмечает в ее архитектуре приемы провинциального классицизма [7, 23].

Интересно, что ранее на территории кладбища при соборе находилась еще одна часовня - деревянная, конца XVIII в. Сегодня ее можно увидеть в Этнографическом музее Народов Забайкалья (Республика Бурятия, пос. Верхняя Березовка) [23, 24].

Еще один объект в ансамбле собора - могила и памятник-обелиск селенгинскому коменданту Варфоломею Валентиновичу Якоби. Он был энергичным администратором Забайкалья XVIII в. Назначенный в 1740 г. комендантом в Селенгинск, он фактически выполнял воеводские обязанности и управлял канцелярией пограничных дел на протяжении 30 лет [4, 22].

Собор в судьбе исторических персоналий. В.В. Якоби был не единственной личностью, связанной с историей собора. Нами уже были названы некоторые известные имена... То, как тесно судьбы их владельцев переплетаются с историей храма, поражает, и представляет, пожалуй, не меньший интерес, чем особенности архитектуры собора.

Д.И. Многогрешный. Так, долгое время (с 1684 по 1703 г.) в Селенгинске жил и активно участвовал в становлении государственности в Забайкалье ссыльный украинский гетман Д.И. Многогрешный, отправленный в Забайкалье якобы за измену в пользу Турции. Считается, что в ходе строительства собора плита с его могилы была перенесена и заложена в каменный пол нижней церкви. При этом расположение самой могилы гетмана неизвестно [7].

Декабристы. Первым из декабристов на поселение в Селенгинск прибыл К.П. Тор-сон - декабрист, морской офицер и участник российской кругосветной экспедиции под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена. В Селенгинск декабрист был переведен в 1837 г. после пребывания в Акшинской ссылке, а в 1839 г. в Селенгинск к нему приехали мать Шарлотта Карловна и сестра. В собственном доме в Селенгинске вместе с братьями Бестужевыми Торсон устроил школу для обучения грамоте и ремеслам детей местных жителей [20, 21].

Вслед за К.П. Торсоном в Селенгинск последовали декабристы Михаил Бестужев, проживший на поселении в Селенгинске с 1839 по 1867 г., и его брат Николай. Они, как и К.П. Торсон, также являлись свидетелями былой красоты Спасского храма. Вероятно, как уже упоминалось, именно Бестужевыми были изготовлены фигуры Богоматери и Иоанна Богослова для креста, хранившегося в часовне [5, 7, 23]. Более того, по сведениям научных сотрудников иркутского Дома-музея Трубецких, стены храмы также были расписаны самим Николаем Бестужевым [3].

П.А. Кельберг. Интересно, что собор сыграл заметную роль в научной жизни края. В 1865 г. при Спасском соборе было открыто Приходское Попечительство. Возглавил его медик Петр Андреевич Кельберг (1818 - ок. 1896 гг.) - один из первых естествоиспытателей в Забайкалье. П.А. Кельберг был другом и домашним врачом декабристов Константина Торсона и братьев Бестужевых [5].

Благодаря П.А. Кельбергу Спасский собор вошел в историю становления сейсмологической службы за Байкалом. В его колокольне ученый установил один из первых в Сибири сейсмоскопов. С его помощью он вел простейшие записи местных землетрясений. Постоянным объектом исследований у П.А. Кельберга было само высотное здание собора и его поведение во время толчков.

В 1862 г. П.А. Кельберг произвел наблюдения во время катастрофического Цаганско-го землетрясения, известного как Провал на Байкале. Во время Провала собор сильно пострадал. Анализируя последствия стихийного бедствия для собора, П.А. Кельберг писал: «Кресты оба свихнулись на бок, колокольня и своды очень разщелились, в верхней церкви падали из свода кирпичи, которые разрушили паникадило и поломали несколько подсвечников. Если подобный удар еще повторится, то разрушение собора неизбежно; если он не упал теперь, то этим мы обязаны толстым стенам собора и прочной старинной его постройке» [там же].

Отметим, что декабрист Николай Бестужев, жена и сын его брата Михаила, Константин Торсон с матерью, домашний врач декабристов, ученый П.А. Кельберг - все похоронены близ Новоселенгинска, где над их могилами сооружен мемориал декабристов и высечены знаменитые строки А.С. Пушкина к Чаадаеву: «Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена!» [11].

Как видим, Старый Селенгинск, будучи маленькой точкой на карте России, является местом, уникальным по насыщенности событий прошлого и по числу пересечений судеб различных исторических личностей.

Динамика состояния собора. В 1889 г. в присутствии высшего гражданского и военного начальства Забайкалья и Приамурья состоялось празднование 100-летия постройки каменного собора [5].

К началу XX в. повседневная духовная жизнь уже переместилась на левый берег, в Новоселенгинск. Однако имеются удивительные воспоминания правнука П.А. Кель-берга - Василия Александрович (р. 1919 г.). Он воспоминал, что даже в годы Советской власти в 1929-1930 гг. колокольня еще была цела и церковь действовала. Из Новосе-ленгинска еще был виден шпиль с крестом и слышен перезвон [там же].

В 1936 г. собор пытались взорвать «на кирпичи». Как отмечают старожилы, сделано это было ради каменной вставки в деревянном 2-этажном здании напротив Музея декабристов в Новоселенгинске. Стены ломались большими глыбами, и взять отдельные кирпичи было почти невозможно. Собрали очень мало [там же].

В 1975 г. историком архитектуры Сибири Л.К. Минертом по итогам обследований для собора был составлен паспорт памятника истории и культуры. В заключении к паспорту архитектор писал: «Спасский собор является замечательным памятником архитектуры Сибири XVIII в. и, несомненно, должен быть сохранен для потомков» [16].

Еще в 1971 г. принято постановление о принятии храма под охрану. Категория охраны - местная. Храм и сегодня значится в Списке объектов культурного наследия Селенгинского района республики Бурятия, находящихся на государственной охране [17]. К сожалению, наличие статуса памятника архитектуры никак не способствует сохранности Спасского собора. Признание здания памятником архитектуры означает начало большой работы, ведь сам по себе статус памятника без проведения такой работы ничего не дает. К сожалению, такая работа не была начата и Спасский собор продолжает стоять в руинах.

Храм не значится в списках приходов Улан-Удэнской и Бурятской епархии. В одном из новостных сообщений на сайте епархии прямо говорится, что «старый город не сохранился, так же как и Спасский собор». В сообщении сказано, что по этой причине выездное богослужение было проведено в часовне Св. Креста [13]. Как видим, данные епархии о соборе противоречат действительности, ведь, к счастью, собор пока еще

существует. Расположенный в степной песчаной местности, заброшенный и одинокий храм продолжает превращаться в руины.

Мы считаем, что, хотя и очень сложно, но все же необходимо провести ревалоризацию уникального Спасского собора и территории вокруг него. Первый шаг на этом пути был сделан известным забайкальским краеведом, кандидатом технических наук Эдуардом Викторовичем Деминым. В 1980-е гг. им были сделаны 16 телепередач об историко-культурном наследии Бурятии. В 1985 г. на специальной республиканской научно-практической конференции была предложена идея создания историко-архитектурного заповедника «Старый Селенгинск». Для осуществления этой идеи в 1986-1987 гг. студенты-дипломники кафедры «Архитектура и строительные конструкции» ВосточноСибирского технологического университета разработали первые проекты заповедника. Сотрудники кафедры произвели частичную очистку пола собора от многолетнего слоя навоза. Студентами был отреставрирован памятник первому коменданту Селенгинска бригадиру В.В. Якобию. Однако дальнейшая реализация идеи заповедника явно затянулась, а потом и вовсе остановилась [5].

К счастью, в 2010 г. увидел свет фундаментальный труд Э.В. Демина «Золотая россыпь Селенгинска» [6].

Вероятно, одной из форм ревалоризации Спасского собора и территории вокруг него могло бы стать создание монастырского паломнического центра. Организация такого центра представляется вполне возможной с точки зрения расположения собора относительно населенных пунктов - Спасский собор, как было сказано, находится в изоляции, но вместе с тем на доступном расстоянии от Новоселенгинска.

В заключение приведем замечательные слова краеведа Э.В. Демина, сказанные им о Спасском соборе: «Поколения горожан рождались и умирали под его стенами. Он был всегда с ними, утверждая своим видом и колокольным звоном вечность города на Селенге, как и бесконечность человеческого повторения... Потом, с покинутой стороны реки, он продолжал манить и завораживать, как не помнящий зла, мудрый седой отшельник, возвысившийся над земным...» [5].

Мы надеемся, что дело, начатое Э.В. Деминым и другими краеведами, найдет поддержку как у местной епархии и властей, так и у архитектурной общественности, и поможет в деле восстановления Спасского собора.

Литература и источники

1. Артемьев, А.Р. Города и остроги Забайкалья и Приамурья во второй половине XVII-XVIII вв. / А.Р Артемьев. - Владивосток: ДВО РАН, 1999. - 335 с.

2. Баландин, С.Н. Культовое каменное зодчество Сибири в XVIII в. / С.Н. Баландин.

- Новосибирск: Изд-во НАРХИ, 1994. - 120 с.

3. Вечное небо Староселенгинских песков (Из ранних рассказов 2004 г.) / Пески Ста-роселенгинска 2 // Форум кладоискателей, 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.reviewdetector.m/lofiversion/index.php?t144469-1200.html - Загл. с экрана.

4. Власть в Сибири, XVI-XX вв. / сост.: М.О. Акишин, А.В. Ремнев; отв. ред. В.В. Моисеев. - Новосибирск: Сова, 2005. - 695 с.

5. Демин, Э.В. Вернись, птица-феникс! [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// chita.eparhia.ru/enapx/hist/nov/demin/ - Загл. с экрана.

6. Демин, Э.В. Золотая россыпь Селенгинска: историко-краеведческие очерки. Кн. 1-3 /

Э.В. Демин. - Улан-Удэ: Изд-во «Новапринт», 2009-2010.

7. Демин, Э.В. Селенгинская «украйна» гетмана Многогрешного [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ostrog.ucoz.ru/publikacii/4_10.htm - Загл. с экрана.

8. Кочедамов, В.И. Первые русские города Сибири / В.И. Кочедамов. - М.: Стройиздат, 1978, 190 с.

9. Кузнецова, С.В. Тотьма / С.В. Кузнецова, Е.В. Филиппова. - Вологда: Полиграфист, 2005.

10. 10.Минерт, Л.К. Памятники архитектуры Бурятии / Л.К. Минерт. - Новосибирск: Наука, СО РАН, 1983. - 191 с.

11. 11. Новоселенгинск (Новый Селенгинск) / Энциклопедия Сибири [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russiasib.ru/novoselenginsk-novyj-selenginsk/ - Загл. с экрана.

12. Ушедший под воду Селенгинск / Путешествие по заброшенным городам и селам Бурятии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kladoiskatel.ru/cyclopedia/ puteshestvie-po-zabroshennym-gorodam-i-selam-buryatii.html - Загл. с экрана.

13. Седунов, Е. Праздник Воздвижения Честного Креста Господня в Старо-Селенгин-ском остроге [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uud-eparh.ru/index. php/newsblag/625-2010-09-28-00-06-42.html - Загл. с экрана.

14. Селенгинская история [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vperedz.ru -Загл. с экрана.

15. Селенгинский острог (Селенгинск, Старый Селенгинск) / Энциклопедия Сибири [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russiasib.ru/selenginskij-ostrog-selenginsk-staryj-selenginsk/ - Загл. с экрана.

16. Спасский собор. Объекты культурного наследия. Памятники истории и культуры народов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// kulturnoe-nasledie.ru/monuments.php?id=0401046000 - Загл. с экрана.

17. Список памятников истории и архитектуры Селенгинского района / Памятники архитектуры, истории, монументального искусства [Электронный ресурс]. - Режим доступа:/http://minkultrb.ru/history/list_of_cultural_heritage/architectural_historical_ monumental_art.php - Загл. с экрана.

18. Староселенгинск. Собор Спаса Преображения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sobory.ru/article/?object=14384 - Загл. с экрана.

19. Староселенгинский Спасский собор / Природа Байкала. - [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://nature.baikal.ru/obj.shtml?obj=building&id=staruselenginsk ii - Загл. с экрана.

20. торсон Константин Петрович / Энциклопедия Сибири. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://russiasib.ru/torson-konstantin-petrovich/ - Загл. с экрана.

21. Торсон, К.П. / Энциклопедия Сибири [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://encycl.chita.ru/encycl/person/?id=3266 - Загл. с экрана.

22. Фадеева, А. Золотая россыпь Селенгинска / Селенгинский район. История. Начало [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://galuuta.ru/istoriya.nachalo/ - Загл. с экрана.

23. Часовня Святого креста / Объекты культурного наследия. Памятники истории и культуры народов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kulturnoe-nasledie.ru/monuments.php?id=0401047000 - Загл. с экрана.

24. Этнографический музей народов Забайкалья [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.emnz.ru/index.php/staroob - Загл. с экрана.

А.П. Дворецкая, Д.Д. Дворецкий, г. Красноярск К ВОПРОСУ о ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ РАСПОЛОЖЕНИИ МИНУСИНСКОГО СПАССКОГО СОБОРА

Православные храмы и монастыри на территории Приенисейской Сибири проявились еще в первой четверти XVII в., одновременно с освоением Сибири. Проникновение русских к середине-концу XVIII в. на юг региона вело и к духовному освоению территории. Одним из первых был возведен Минусинский Спасский собор, строительство которого являло своего рода символ формирования церковной среды и храмового пространства в округе.

История Спасского собора начинается с возникновения Минусинского поселения в середине XVIII в. Датой возникновения деревни Минюсинской считается осень-весна 1739-1740 гг. Приписные крестьяне Луказского (Лугавского) медноделательного завода (основан в 1738 г.), поселенные здесь, были первыми жителями Минюсы, как тогда называли поселок, вставший на берегу одноименной речки, впадающей в протоку Енисея. Они разрабатывали руду, возили ее на завод, плавили в печах, которые были для них, по отзыву современника, настоящим бичом. Из-за нерентабельности в 1747 г завод был закрыт. Когда в начале 1770-х гг. здесь проезжал П.С. Паллас, он застал на месте завода лишь руины, а в полузаброшенной Минюсе - только нескольких жителей, «присланных на поселение вместо ссылки» [3, с. 120].

Рабочие же после закрытия завода расселились по окрестностям и занялись хлебопашеством. Долгое время жители Минюсы не приступали к постройке храма, а лишь пытались выжить на этой земле. Несколько раз деревня пустела едва ли не до закрытия, и только после переселения в нее большой группы крестьян со Среднего Енисея из Надпорожной слободы в 1778-1779 гг. встал вопрос о постройке церкви. Крестьяне в эту местность были переселены в 1775-1776 гг. «для хлебопашества». В отличие от своих предшественников избавленные от подневольного тяжкого труда на заводе, новые минюсинцы прекрасно освоились в благодатном климате Минусинской котловины

и, основав хорошие хозяйства, вскоре отстроили здесь не только большие добротные жилые усадьбы, но и задумали строительство церкви. В память о прежней своей церкви крестьяне положили назвать ее Спасской в честь Христа Спасителя и Образа Его Нерукотворного [3, с. 120; 8].

21 декабря 1779 г. Варлаам, епископ Тобольский и Сибирский своей грамотой разрешил заложить деревянную церковь в деревне Минусинской. Строительство церкви во имя Всемилостивого Спаса было завершено в сентябре 1780 г. Церковь, по предположению В.И. Царева, возвели в старой части деревни. По его мнению, она занимала, вероятно, наиболее благоприятное местоположение в застройке селения, где-то недалеко от переправы через протоку Енисея [12, с. 367]. Облик церкви представлял, вероятно, традиционный в русском деревянном зодчестве клетский тип храма [12, с. 368].

29 сентября 1780 г. последующей своей грамотой Варлаам разрешил освятить новый деревянный храм [9, с. 127; 8]. В описи церковного имущества за 1803 г. и ризничной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.