рубку площадок в скальном выходе и укрепление их бутовым камнем. На наш взгляд, эта же особенность делает Чикойскую обитель неповторимым памятником архитектуры XIX -начала XX в. Расположение строений по ярусам с выходом в распадок, как нам представляется, должно было производить неизгладимое впечатление на приезжающих в монастырь.
Чикойскому Иоанно-Предтеченскому монастырю потенциально может быть присвоен статус памятника как регионального, так и федерального значения. Думается, на территории всего государства не так много памятников с подобными характеристиками. Однако, на сегодняшний день данный вопрос остается даже без обсуждения. Следует сказать, что не проводятся и активные полевые работы по дальнейшему воссозданию облика монастыря, что является неоспоримым упущением забайкальской научной общественности.
Литература
1. ГАЗК (Государственный архив Забайкальского края). Ф. 8. Оп. 1. Д. 4. Л. 16.
2. ГАЗК. Ф. 8. Оп. 1. Д. 1034. Л. 4.
3. ГАЗК. Ф. 8. Оп. 1. Д. 1049. Л. 291.
4. ГАЗК. Ф. 8. Оп. 1. Д. 1066. Л. 119.
5. ГАЗК. Ф. 153. Оп. 1. Д. 508. Л. 2.
6. ГАЗК. Ф. 282. Оп. 1. Д. 2220. Л. 18.
7. ГАЗК. Ф. 282. Оп. 1. Д. 2426. Л. 2.
8. ГАИО (Государственный архив Иркутской области). Ф. 50. Оп. 1. Д. 3981. Л. 2.
9. ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 5453. Л. 38.
10. Косых, В.И. Забайкальская епархия накануне и в годы первой российской революции / В.И. Косых. - Чита: Изд-во Забайкальского государственного педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, 1999. - 196 с.
11. Мелетий, архимандрит. Пустынник Варлаам, основатель Иоанно-Предтеченского скита на границах Китайской Монголии, в Чикойских горах за Байкалом (эпизод из истории русского православного миссионерства в Сибири). - Рязань, 1901; Одесса, 1912. - 56 с.
12. Полный православный богословский энциклопедический словарь. - М.: Возрождение, 1992. - Т. 2. - 2464 стб.
13. Сойкин, П.П. Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне / П.П. Сойкин. - СПб.: Воскресенье, 1994. - 732 с.
Е.В. Дроботушенко, г. Чита к вопросу об «острожной» составляющей застройки селенгинского свято-троицкого монастыря10
История первого православного монастыря за Байкалом, Селенгинского СвятоТроицкого мужского, стала предметом научного интереса в 90-е гг. XX - начале XXI в.
10 Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, № 6.2331.2011.
Причина этому, несомненно, в изменении политического курса государства. Смена идеологии приводит к установлению свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций. На этом фоне резко возрастает религиозность общества. В контексте данного разговора неважно, имеет место псевдорелигиозность или реальная религиозность индивида. В начале 90-х гг. XX в., с одной стороны, начинается процесс открытия православных храмов и монастырей, с другой - постоянно возрастает интерес части общества к истории культовых объектов. Для Забайкалья одним из наиболее значимых является Селенгинский Свято-Троицкий монастырь, история которого как первой обители в регионе началась в 1681 г.
Нам известен спор, получивший широкое распространение в последние годы, о том, что, возможно, существовал так называемый селенгинский старый монастырь, а новый, начатый строительством в 1861 г., строился на его месте. Однако, опираясь на источники и имеющиеся публикации, начало Селенгинской обители мы ведем именно с 1861 г.
Характеристике архитектурных особенностей, как и в целом истории Селен-гинского Свято-троицкого мужского православного монастыря, посвящено относительно много работ самого различного плана. Это труды сугубо исторические, исследования по архитектуре, работы, в основе которых лежит культурологическая составляющая.
Изучение истории Селенгинской обители началось еще в досоветское время. К тому периоду относится появление первой специальной работы. Это труд И. Токмакова «Историко-статистическое описание Св. Троицкого Селенгинского монастыря Забайкальской области». Собственно, само название работы говорит о том, что публикация носит описательный характер и является вспомогательной при воссоздании истории обители [21]. Отдельные незначительные характеристики монастырской истории можно найти в публикациях, носящих справочный характер. Это работы П.П. Сойкина, В.В. Зверинского [10; 19].
Ряд публикаций относится к советскому периоду. Прежде всего это первая серьезная научная работа по истории обители М.М. Шмулевича «Троицко-Селенгинский монастырь». В контексте данной статьи интерес вызывает характеристика особенностей архитектурного ансамбля монастыря. Иные аспекты истории обители затрагиваются и в других публикациях данного автора [22; 23].
Архитектурные особенности Селенгинской обители характеризуются в объемном труде известнейшего исследователя памятников Бурятии Л.К. Минерта. Им дается описание застройки двух первых забайкальских православных монастырей: Селенгинского Свято-Троицого и Посольского Спасо-Преображенского [13].
Для полноты краткого историографического экскурса следует назвать и некоторые иные публикации советского времени. Характеризуя отдельные аспекты истории монастыря, они не дают представления о его облике [11 и др.].
Всплеск интереса к истории Селенгинского монастыря приходится на конец 90-х гг. XX - начала XXI в. Тогда защищен ряд диссертационных исследований, которые, в разной степени рассматривая составляющие «монастырской истории» Забайкалья, уделяли внимание и Селенгинской обители. Выходит из печати несколько монографий и научных статей по рассматриваемой проблематике. Данные по архитектуре монастыря в них часто отрывочны, хотя отдельные публикации уделяют этому значительное внимание [7; 9; 14].
Что же заставило автора данных строк вновь обратиться к данной теме? Казалось бы, наличие определенного объема публикаций должно заполнить все имеющиеся пробелы в «архитектурной истории» Селенгинского монастыря. Причин появления данных размышлений две. Первая - это то, что две наиболее авторитетные публикации советского времени, которые характеризуют ансамбль обители, упомянутые выше работы л.К. Минерта и М.М. шмулевича на сегодняшний день слабо известны современным исследователям. Они не нашли своего переиздания и, став относительно редкими, не в состоянии дать характеристики архитектурных особенностей монастыря для широкого круга интересующихся данным аспектом. Вторая причина в том, что имеющиеся работы далеко не в полной мере представляют нам монастырскую застройку. Автор данных строк в своей диссертации, защищенной в 2001 г. попытался собрать воедино имеющиеся опубликованные данные по ансамблю Селенгинской обители, а также сведения, полученные из архивных источников. Однако до сегодняшнего дня широкой известности итоговый материал не получил. С учетом некоторых появившихся позднее данных возвращение к данной теме видится оправданным.
Несомненно, что распространение влияния Русской Православной церкви на новые территории связано с освоением их русским населением. Появление казаков, промышленников на территории Восточной Сибири относится к XVII в. Основополагающую роль на новых территориях играли остроги, которые представляли собой тип оборонительного сооружения, в частности в Забайкалье. Важным является то, что до сегодняшнего дня споры о том, какое сооружение считать острогом, сохранились. Отсюда говорим об острожной застройке как о ее разновидности, цель которой - в обороне от потенциальных нападений. К XVII в. на территории Забайкалья относят появление Баргузинского, Нерчинского, Читинского, Кабанского, Селенгинского и Верхнеудин-ского острогов.
Особое значение в освоении Сибири имело «монастырское строительство». Из истории известны примеры, когда освоение новых земель начиналось именно с него.
Н.П. Крадин в работе «Русское деревянное оборонительное зодчество» говорит о том, что Новая Мангазея (Туруханск) возникла в местах, где до того уже существовал Троицкий монастырь [12]. Известнейший исследователь истории Забайкалья Михаил Моисеевич шмулевич, оценивая архитектурный ансамбль Селенгинского монастыря, отмечал, что его застройка - это пример острожного строительства.
Нам кажется немаловажным отметить, что некоторые исследователи, анализируя оборонное зодчество Сибири, говоря в этом контексте и о сибирских православных монастырях, даже не упоминают забайкальские обители - Селенгинскую и Посольскую (Крадин). Иные же, упоминая особенности застройки, оговаривая наличие вооружения, ни слова не говорят об особенностях Селенгинского монастыря как крепости [8].
Изучению острожного и городского строительства в Забайкалье посвящены работы владивостокского ученого А.Р. Артемьева. Он отмечал, что порядок строительства в Сибири отличался от такового на иной территории государства. Для строительства крепостей в Европейской России требовалось утверждение властями проектов сооружений. В Сибири же, в связи с удаленностью и малоосвоенностью территории, проектов не было, однако разрешение требовалось. Ко времени появления Селенгинского монастыря контроль над строительством острогов осуществлял Сибирский приказ. Первый этап строительства городов и острогов в Забайкалье А.Р Артемьев завершает второй половиной 80-х гг. XVII в. [1].
Не уделяя значительного внимания монастырскому строительству в регионе, тот же А.Р Артемьев говорит о трех основных типах оборонительных сооружений, возводимых в Забайкалье в период его освоения русскими землепроходцами: зимовье, острог и город [1]. Очевидно, что монастырская застройка не может быть отнесена к первому и последнему.
Первоначальный этап истории обители, время освоения Забайкалья, возможность нападения монгольских племен, в плане монастырского строительства итогом имел две цели. Первая, и, пожалуй, основополагающая - оборонительная. Вторая, связанная с оживанием на новом месте, - сугубо бытовая. Отсюда и особенности монастырской застройки.
В одной из публикаций нами встречено замечание, что глава первой духовной Даурской миссии за Байкалом игумен Феодосий был назначен надзирающим над церквями всех забайкальских острогов [15]. Таким образом, Селенгинский монастырь приобретает особое значение в «острожной» истории региона. Однако справедливости ради следует сказать, что длительная работа с архивными источниками не дала нам подтверждения данного факта.
В острожном строительстве все защитные функции выполняются стенами и башнями. Об острожном характере Селенгинского монастыря говорит именно наличие стены (рис. 1). Из источников известно, что ограда изначально была деревянной, строилась она в начале XVIII в. При этом точные размеры первоначальной стены неизвестны. М.М. Шмулевич говорит о том, что первоначальная стена была длиной 400 саженей, имела четыре башни. Каждая башня имела этажи с бойницами. М.М. Шмулевич называет их также ярусами или «мостами». Еще две башни располагались с двух сторон ворот въезда в монастырь. Следует отметить, что данные, приводимые в книге М.М. Шмулевича «Троицко-Селенгинский монастырь», являются единственными в своем роде. Все остальные публикации со ссылками или без них пользуются именно названными материалами. В основе работы М.М. Шмулевича два дела Центрального
Рис. 1. Стена Селенгинского Свято-Троицкого монастыря. Фотография с сайта “НовосибирскГид”
государственного архива Бурятской АССР (в настоящее время - Национальный архив Республики Бурятия) [23, с. 8]. Справедливости ради следует отметить, что характеристика архитектурного ансамбля Селенгинского монастыря в работе авторского коллектива «Православная церковь в Восточной Сибири в XVII - начале ХХ веков» дается со ссылкой на одну из работ известнейшего историка православия, протоиерея Прокопия Громова.
О том, что монастырь выполнял, помимо прочего, оборонительные функции, говорит и иная информация, приводимая М.М. Шмулевичем. В монастыре к началу второй четверти XVIII в. хранился арсенал на случай отражения военного нападения: 3 пушки, 65 самопалов, 2 пистолета, 12 бердышей, 2 палаша, 4 бочки пороха и около 2,5 пудов свинца [23, с. 7]. В одной из публикаций Д. Степанов со ссылкой на документы портфелей Г.Ф. Миллера, хранящиеся в Российском государственном архиве Древних актов, отмечает, что Селенгинский монастырь в первые годы своего существования не раз подвергался нападениям «мунгольских людей» [20]. В то же время оценки, насколько обитель выполняла острожные функции, автором не дается. Этот аспект остается в плоскости предположений.
В исторической справке на памятник архитектуры Селенгинский Свято-Троицкий монастырь отмечается, что задачи обороны определяли крепостной характер архитектуры. Монастырь оценивается как выражение сибирского «стоячего» острога. Там же отмечается, что по углам ограды располагались рубленые башни с шатровым верхом, имевшие бойницы на разных уровнях (рис. 2) [18].
Со временем деревянная ограда была заменена каменной. Время ее строительства
- вторая - третья четверть XIX в. Известны размеры новой ограды, однако ответить на вопрос, не расширялась ли территория монастыря в XIX в., на сегодняшний день однозначно не представляется возможным. Согласно разным источникам, длина каменной ограды постройки середины XIX в. составляла 330 до 380 саж. В некоторых источниках приводится длина сторон. Она составляла: южная и северная по 90 саж.,
Рис. 2. Угловая башня стены Селенгинского Свято-Троицкого монастыря. Фотография с сайта “Природа Байкала”
западная и восточная по 74 саж. По стенам сделано девять глухих арок. Высота стены приблизительно 2,3 саж. По ее углам располагались четыре башни, имеющие внутри пустые пространства [3, Л. 13, 13. Об., 14; 5. Л. 99; 23. С. 12, 13].
Особенность острожного строительства в том, что в отличие от зимовья, где бытовые постройки (амбары, избы) располагались компактно, имели между собой жесткую связь и свои оборонительные сооружения, все строение находились за высокой оградой, могли быть относительно разбросаны. Внутри ограды располагались: церковь, жилые строения и хозяйственные постройки. Точных данных о том, какие строения располагались в ограде Селенгинской обители на начальном этапе ее существования, на сегодняшний день нами не встречено. По более позднему периоду - XIX в. - можно говорить о том, что в границах ограды монастыря располагалось в разные годы в пределах десяти строений. Это каменный настоятельский корпус из шести комнат, деревянный братский корпус, странноприимница, жилой дом с трапезой, кухней, просфорней, помещениями под мастерскую, дом для рабочих. Хозяйственные постройки - каменный амбар, сараи для дров, для скота, под экипажи, конюшенный. Помимо этого, небольшая часовня рядом с настоятельским корпусом [3, Л. 14; 5, Л. 99].
В разговоре об архитектурном облике Селенгинского монастыря следует сказать, что исследователи не дают полных исчерпывающих ответов на некоторые вопросы. Достаточно известна в научных кругах проблема количества церквей обители. Нами поднимался данный вопрос в упомянутом выше диссертационном исследовании. В источниках и научной литературе существует расхождение по количеству церквей, времени их строительства и освящения. В ряде архивных документов на конец XIX
- начало XX в. речь идет о четырех церквях, двух каменных и двух деревянных. Согласно одному из источников, в двух мужских монастырях Забайкалья в начале XX в. было пять церквей. Спорным является количество церквей и во втором мужском монастырей - Чикойском, однако их было как минимум две. Таким образом, на Селенгинскую обитель приходится в лучшем случае три церкви. О таком их количестве для Селенгинского монастыря говорят и некоторые справочные издания начала XX в. Согласно исследованиям М.М. Шмулевича, в монастыре было пять церквей, одна каменная и четырех деревянных [3, Л. 13 об.; 4, Л. 149; 5, Л. 100; 16, стб. 2033; 17. С. 16; 19. С. 690].
Анализ имеющихся архивных источников и публикаций позволяет нам сделать вывод том, что в стенах Селенгинской обители было четыре церкви: Соборная Троицкая, во имя Святителя Николая, во имя всех Святых и во имя Св. Архистратига Михаила. С определенной уверенностью можно говорить о годе постройки Троицкой церкви. это 1785 г. Даты строительства и освящения иных церквей на настоящий момент времени остаются спорными. [3, Л. 13 об.; 5, Л. 100; 23. С. 9, 10].
Некоторые исследователи отмечают, что на первоначальном этапе «православного» строительства на осваиваемых территориях Сибири особое значение приобрели «часовни-башни» и «часовни-клети» [8]. Информации, имелись ли таковые в границах Селенгинской обители, нами не встречено.
Особенности присоединения сибирских территорий определялись во многом, как отмечает Е.А. Багрин, потенциально возможными действиями соседних государств. Для Забайкалья потенциальной угрозой являлся Китай [2]. Имевшиеся угрозы требовали выработки особой тактики присоединения новых территорий. Здесь значимым является постройка военно-административного пункта, функции которых на рубеже
XVII-XVIII вв. в Забайкалье выполняли, в частности, монастыри. Однако при этом нужно отметить, что присоединение новых сибирских территорий носило преимущественно мирный характер.
Следует сказать, что информации по первому времени существования Селенгинской обители немного. Имеющиеся данные не позволяют воссоздать архитектурный облик обители. Существуют расхождения в описании отдельных аспектов. По своей застройке Селенгинский монастырь был самым крупным из забайкальских. Его размеры, внешний облик монастыря позволяют сравнить его с обителями других епархий.
Согласившись с устоявшейся точкой зрения, что Селенгинский Свято-Троицкий монастырь является примером острожного строительства, отметим, что на сегодняшний день в научный оборот не введено архивных источников, которые бы подробно характеризовали архитектурные особенности обители на первоначальном этапе его существования. Имеются только отрывочные данные. Нет и сведений, которые бы подробно описывали осады обители. Отсюда неясно, насколько функция острога реализовывалась монастырем в жизни. Для нас является очевидным, что поднимаемая в данной статье проблематика требует дальнейших архивных изысканий как в региональных, так и в федеральных архивах.
Литература
1. Артемьев, А.Р. Строительство городов и острогов Забайкалья и Приамурья во второй половине XVII-XVIII в. и типы оборонительных сооружений / А.Р. Артемьев // Отечественная история. - 1998. - №5. - С. 140-147.
2. Багрин, А.Е. История присоединения Прибайкалья, Забайкалья и Приамурья к России в 40-90-е гг. XVII в. (по материалам вооружения и тактики русских служилых людей): автореф. дис. ... канд. ист. наук / А.Е. Багрин. - Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 2012. - 23 с.
3. ГАЗК (Государственный архив Забайкальского края). Ф. 8. Оп. 1. Д. 4.
4. ГАЗК. Ф. 8. Оп. 1. Д. 967.
5. ГАЗК Ф. 282. Оп. 1. Д. 2179.
6. Громов, П. Начало христианства в Иркутске и Святый Иннокентий, первый епископ Иркутский. Его служение, управление, кончина, чудеса и прославление / П. Громов.
- Иркутск: Типография окружного штаба, 1868. - 412 с.
7. Демин, Э. Историко-архитектурный ансамбль Селенгинского Троицкого монастыря / Э. Демин // Троицкое слово Забайкалья. Духовный историко-краеведческий альманах. - Вып. 1. - 2001. - С. 13-18.
8. Дулов, А.В. Православная церковь в Восточной Сибири в XVII - начале ХХ в. / А.В. Дулов [и др.] - Иркутск: Изд-во Иркутского государственного университета, 2006. - 319 с.
9. Жалсараев, А.Д. Поселения, православные храмы, священнослужители Бурятии XVII-XX столетий. Энциклопедический справочник / А.Д. Жалсарев. - Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 2001. - 448 с.
10. Зверинский, В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем / В.В. Зверинский. - СПб., 1892. - Т. 1. - 294 с.; Т. 2. - 462 с.; Т. 3. - 260 с.; СПб.: Изд-во Дмитрий Буланин, 2005. - 1340 с.
11. Зыбковец, В.Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917-1921) / В.Ф. Зыбковец. - М.: Изд-во «Наука», 1975. - 205 с.
12. Крадин, Н.П. Русское деревянное оборонное зодчество / Н.П. Крадин. - М.: Искусство, 1988. - 142 с.
13. Минерт, Л.К. Памятники архитектуры Бурятии / Л.К. Минерт. - Новосибирск: Наука, 1983. - 194 с.
14. Митыпова, Е.С. Православные храмы в Забайкалье (XVII - нач. XX в.) / Е.С. Ми-тыпова. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1997. - 103 с.
15. Памятники истории и культуры [Электронный ресурс]. Органы государственной власти Республики Бурятия: официальный портал. - Режим доступа: http://egov-buryatia.ru/attached_documents/monuments.htm.
16. Полный православный богословский энциклопедический словарь. - М.: Изд-во «Возрождение», 1992. - Т. 2. - 2464 стб.
17. Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге 1901-1902. - СПб.: Типо-лит. Министерства путей сообщения; М.: Типо-лит. Товарищества И.Н. Кушнерев и К, 1902. - 396 с.
18. Свято-Троицкий Селенгинский монастырь. Историческая справка на памятник архитектуры. - [Электронный ресурс]. Эгрегор. Системный интегратор. - Режим доступа: http://www.egregor.ru/stsmccc.
19. Сойкин, П.П. Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне / П.П. Сойкин. - СПб.: Воскресенье, 1994. - 732 с.
20. Степанов, Д. Русская Православная Церковь в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в последней трети XVII в. [Электронный ресурс]. Города и остроги земли сибирской. - Режим доступа: http://ostrog.ucoz.ru/publ/s/stepanov_d/russkaja_ pravoslavnaja_cerkov_v_vostochnoj_sibiri_i_na_dalnem_vostoke_v_poslednej_treti_ xvii_veka/122-1-0-287.
21. Токмаков, И. Историко-статистическое описание Свято Троицкого Селенгинского монастыря Забайкальской области / И. Токмаков. - М., 1895. - 39 с.
22. Шмулевич, М.М. Очерки истории Западного Забайкалья. XVII - середина XIX в. / М.М. Шмулевич. - Новосибирск: Изд-во «Наука», 1985. - 285 с.
23. Шмулевич, М.М. Троицко-Селенгинский монастырь / М.М. Шмулевич. - Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1982. - 63 с.
С.С. Журавлева, г. Новосибирск Научный руководитель: И.Л. Ростовцева, г. Новосибирск ТРАДИЦИИ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА В ТИПОВЫХ ПРОЕКТАХ ХРАМОВ СИБИРИ (КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ В.)
Деревянное русское православное зодчество опиралось как на византийский канон,
так и на конструктивные особенности материала. Кроме прямоугольных планов, часто
использовались восьмигранные формы, позволявшие увеличить площадь помещения и
при необходимости развить прямоугольный план в крестообразный за счет пристроек.
В венчающих частях здания часто применялись четырехскатные покрытия с главками.