Научная статья на тему 'СТАРООБРЯДЧЕСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ГУБЕРНИИ В XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ГОДОВЫХ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ОТЧЕТОВ)'

СТАРООБРЯДЧЕСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ГУБЕРНИИ В XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ГОДОВЫХ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ОТЧЕТОВ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
584
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРООБРЯДЧЕСТВО НА РУССКОМ СЕВЕРЕ / ВОЛОГОДСКАЯ ГУБЕРНИЯ / УКАЗ О ВЕРОТЕРПИМОСТИ / ПРОПАГАНДА СТАРООБРЯДЧЕСТВА / ВРАЧЕВАНИЕ РАСКОЛА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зяблицкий Остап Николаевич

В статье на основе годовых отчетов епархиальных архиереев в Св. Синод освещается положение старообрядчества в Вологодской губернии в XIX - начале ХХ вв. Представлен краткий статистический обзор численности и распределения старообрядцев по уездам Вологодской губернии. Обозначены основные старообрядческие толки, согласия и их процентное соотношение. Вместе с этим в статье рассмотрено изменение качества жизни и деятельность старообрядцев в Вологодской губернии после подписания императорского указа «Об укреплении начал веротерпимости», взаимоотношения с властями и духовенством Православной Церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Зяблицкий Остап Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OLD-BELIEVERS OF THE VOLOGDA PROVINCE IN THE 19TH AND EARLY 20TH CENTURIES

The article highlights the Old Believers’ status in the Vologda Province in the 19th and early 20th centuries (on the basis of the annual reports from the diocesan bishops to the Holy Synod). A brief statistical overview of the number and distribution of Old Believers in the districts of the Vologda province is presented. The main views, concordances and percentage ratio of Old Believers are indicated in the article. At the same time, the change in the Old Believers’ quality of life and their activity in the Vologda Province after the signing of the Imperial Decree “On Strengthening the Principles of Religious Tolerance”, and Old Believers’ relations with the authorities and the clergy of the Orthodox Church are studied.

Текст научной работы на тему «СТАРООБРЯДЧЕСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ГУБЕРНИИ В XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ГОДОВЫХ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ОТЧЕТОВ)»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 3 (8) 2021

Священник Сергий Зяблицкий

Старообрядчество Вологодской губернии в XIX — начале ХХ вв. (по материалам годовых епархиальных отчетов)

DOI 10.47132/2587-8425_2021_3_171

Аннотация: В статье на основе годовых отчетов епархиальных архиереев в Св. Синод освещается положение старообрядчества в Вологодской губернии в XIX — начале ХХ вв. Представлен краткий статистический обзор численности и распределения старообрядцев по уездам Вологодской губернии. Обозначены основные старообрядческие толки, согласия и их процентное соотношение. Вместе с этим в статье рассмотрено изменение качества жизни и деятельность старообрядцев в Вологодской губернии после подписания императорского указа «Об укреплении начал веротерпимости», взаимоотношения с властями и духовенством Православной Церкви.

Ключевые слова: старообрядчество на Русском Севере, Вологодская губерния, указ о веротерпимости, пропаганда старообрядчества, врачевание раскола.

Об авторе: Священник Сергий (Остап) Николаевич Зяблицкий

Магистр богословия, аспирант Санкт-Петербургской Духовной Академии, старший преподаватель кафедры библейско-богословских дисциплин Вологодской духовной семинарии. E-mail: priest.sergy@gmail.com. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3376-0087

Ссылка на статью: Зяблицкий С., свящ. Старообрядчество Вологодской губернии в XIX — начале ХХ вв. (по материалам годовых епархиальных отчетов) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 3 (8). С. 171-177.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 3 (8) 2021

Priest Sergy Zyablitsky

The Old-Believers of the Vologda Province in the 19th and early 20th Centuries

DOI 10.47132/2587-8425_2021_3_171

Abstract: The article highlights the Old Believers' status in the Vologda Province in the 19th and early 20th centuries (on the basis of the annual reports from the diocesan bishops to the Holy Synod). A brief statistical overview of the number and distribution of Old Believers in the districts of the Vologda province is presented. The main views, concordances and percentage ratio of Old Believers are indicated in the article. At the same time, the change in the Old Believers' quality of life and their activity in the Vologda Province after the signing of the Imperial Decree "On Strengthening the Principles of Religious Tolerance", and Old Believers' relations with the authorities and the clergy of the Orthodox Church are studied.

Keywords: Old Believers in the Russian North, Vologda Province, decree on religious tolerance, propaganda of Old Believers, healing of schism.

About the author: Priest Sergy (Ostap) Nikolayevich Zyablitsky

Master of Theology, Postgraduate Student at St. Petersburg Theological Academy, Senior Lecturer at the Department of Biblical and Theological Disciplines at Vologda Theological Seminary. E-mail: priest.sergy@gmail.com. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3376-0087

Article link: Zyablitsky S., priest. The Old-Believers of the Vologda Province in the 19th and early 20th Centuries. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2021, no. 3 (8), pp. 171-177.

Раскол в Вологодском крае появился вместе с возникновением его в Русской Церкви, что является одной из причин устойчивости и жизненности его в приделах епархии. Первым носителем раскола в Вологодском уезде был протопоп Иван Неронов, уроженец Спаса на Лому Пошехонского уезда. Неронов неоднократно находился в ссылках в вологодских монастырях. Сначала в Спасо-Каменном монастыре на Ку-бенском озере, близ которого в селе Новленском, он насадил первый раскол, затем он был определен под строгий надзор в Вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь1. Между своим первым и вторым заточением Иван Неронов отпросился у патриарха Никона на жительство в Спасо-Ломскую пустынь. В этот семилетний период он свободно посещал Вологду и близлежащие города. Своими письмами и устными беседами он приобрел многих последователей, в том числе, например, игумена Феоктиста из Златоустовского Московского монастыря, с которым неоднократно встречался.

Еще один центр распространения раскола появился на Северной Двине. Возник он благодаря личности протопопа Аввакума, которого справляли по реке Сухоне в место ссылки в г. Мезень. Укрепился раскол в северных землях после продолжительного бунта братии Соловецкого монастыря, которые стали в оппозицию «никонианским новшествам»2. В течение последующего времени, вплоть до начала ХХ в., раскол на территории Русского Севера получал широкое развитие и распространение.

Специфика Вологодской губернии такова, что в северных уездах приходы отдалены от деревень, что служило немаловажной причиной отчуждения народа от Церкви и того, что раскол трудно поддавался уврачеванию со стороны Церкви3. Таким образом, к началу XX в. старообрядчество различных толков проникло во все десять уездов Вологодской губернии, в некоторых уездах количество раскольников исчислялось единицами, в других — сотнями и тысячами: в каждом уезде была определенная центральная местность, где раскол имел свое главное средоточие. Так в начале ХХ в. наибольшее число старообрядцев находилось в Сольвычегодском и Устьсысольском, Гря-зовецком, Кадниковском, Вологодском уездах. Старообрядцы в Вологодской губернии по преимуществу принадлежали к беспоповскому согласию: филипповскому (55%), федосеевскому (11%), нетовскому (5%), новоспасовскому (5%), поморскому (1%), стра-неческому (2%). Еще одним направлением старообрядчества можно выделить брачные толки: аароновская (брачная) (5%) и даниловская (полубрачная) (16%). Поповцы появились достаточно поздно в конце Х1Х в. К ним принадлежал лишь один приход Кадниковского уезда — белокринницкого согласия4. Местами встречались последователи мелких толков кузьминовщины, крупкинщины, правяков и левяков (менее 1%).

Согласно статистическим данным из годовых отчетов епархиальных архиереев в Св. Синод с 1861 по 1900 гг., в рассматриваемые временные рамки общая тенденция указывает на увеличение числа старообрядцев, а в период с 1900 по 1915 гг. — на уменьшение «естественным путем от постигшей раскольников смерти, так как по большей части люди, находившиеся в расколе старых лет»5. Исключением является 1902 и 1910 гг., когда произошло значительное увеличение числа старообрядцев в Летском приходе Устьсысольского уезда, по причине переезда старообрядцев из Вятской губернии6. Ежегодно число старообрядцев увеличилось путем уклонения от Православия в среднем на 40 человек. В Православие из старообрядцев ежегодно переходило 14-15 человек.

В начале XX в. в отчетах епархиальных архиереев в Синод отмечался умеренный характер и скрытный образ жизни старообрядцев. К местным властям и духовенству

1 Зеньковский С. А. Русское Старообрядчество: Духовные движения семнадцатого века. М. «Церковь», 1995. С. 214.

2 Сырцов И.Я. Возмущение соловецких монахов-старообрядцев в XVII веке. Кострома, 1889. С. 255.

3 РГИА Ф. 796. Оп. 442. Д. 2323. Л. 43 об.

4 Там же. Л. 43.

5 РГИА Ф. 796. Оп. 442. Д. 461. Л. 42.

6 РГИА Ф. 796. Оп. 442. Д. 2379. Л. 41.

приверженцы старой веры сохраняли надлежащее отношение, но избегали общения с православными священниками.

Для ослабления и искоренения раскола на территории Вологодской епархии духовное начальство предпринимало различные меры. Во-первых, в 1861 г. были учреждены при церквях особые училища для обучения детей из старообрядческих семей. Данная мера не была эффективной, т.к. старообрядцы неохотно и мало отдавали своих детей для обучения православным священникам, но в отдельных случаях епархиальным миссионерам удавалась «завербовать» некоторых членов старообрядческих общин.

Во-вторых, в епархии были учреждены особые благочинные. Всего их было восемь, в уездах: по два в Вологодском, Грязовецком и Сольвычегодском, по одному в Кадниковском и Тотемском. Их деятельность заключалась в посещении тех приходов, в которых имелись единомышленники старообрядцев, в ведении именных списков раскольников и присоединившихся к Православию. Каждые полгода благочинные представляли епархиальному начальству сведения о состоянии раскола7.

В-третьих, в Вологодском уезде с 1863 г. действовала единоверческая церковь в Никольском храме в Домшинском погосте. Церковная власть лояльно относилась к старообрядцам, перешедшим в единоверие. Так, из Вологодского архиерейского дома были выделены старопечатные книги, а также по просьбе общины был рукоположен на священническое место Петр Степанов8.

В-четвертых, в 1885 г. было открыто Вологодское епархиальное православное братство во имя всемилостивого Спаса, а в 1896 г. Великоустюжское Стефано-Прокопьевское братство. Главный аспект деятельности братств был направлен на обращение раскольников и «колеблющихся» к истинной Церкви. Миссия состояла из трех епархиальных, двадцати трех окружных миссионеров и трех миссионеров-сотрудников. В местах проживания раскольников братства содействовали учреждению школ, церквей, про-тивораскольнических библиотек. Однако, как показывает статистика, успехи братств были незначительны. Количество людей, перешедших из раскола в православную Церковь, исчислялось единицами. В то же время особую ценность представляет собранный миссионерами материал по истории раскола в Вологодском крае, для чего в 1899 г. была учреждена особая комиссия9.

Положение старообрядцев изменилось 17 апреля 1905 г., после издания императором Николаем II указа «Об укреплении начал веротерпимости», в связи с чем многие тайные старообрядцы, которые формально числились в Православной Церкви, открыто заявили о своей принадлежности старой вере10. В глухих деревнях губернии предводители беспоповцев распространяли молву о том, что царь якобы перешел в старую веру, приняв ее за истинную, что вводило в соблазн доверчивое население. С этого времени в недрах раскола началась усиленная, оживленная организационная работа. Епархиальные миссионеры свидетельствовали от том, что предводители старообрядческих групп в своих действиях проявляли необычайную энергию и употребляли все возможные силы к тому, чтобы данную религиозную свободу использовать в наибольшей степени в интересах своих обществ. После Манифеста от 17 октября 1906 г. «О старообрядческих общинах», последние стали массово регистрироваться.

До принятиях этих законов у старообрядцев в Вологодской епархии существовало около 70 молельных, построенных без разрешения правительства. После издания манифеста их количество стало заметно расти — как правило, одним помещением для молитвы не ограничивались, строили целые комплексы, включающие в себя колокольни, богадельни и школы11. Храмы и часовни стали украшаться куполами, паникадилами, дорогой утварью. Новые храмы и моленные были построены г. Вологде,

7 РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 461. Л. 42 об.-44.

8 РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 44. Л. 15 об.

9 К истории раскола в г. Вологде в первой половине XVIII века // Вологодские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. 1905. № 4. С. 73.

10 РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2080. Л. 21 об.

11 Там же. Л. 23.

Количество старообрядцев Обращено в православие Умерло Ушли в раскол

Год Всего Муж Жен Муж Жен муж жен

1914 7096 2580 4516 - - - - -

1913 ▼7059 2560 4499 - - - - -

1912 ▼7149 2573 4576 8 4 - 29 54

1911 7154 2571 4583 6 19 - 62 76

1910 ▼7007 2470 4537 6 12 - 26 37

19(19 7090 2479 4611 8 17 173 27 79

1908 ▼6927 2398 4529 7 25 210 - -

19(17 ▼7068 2478 4590 9 19 163 24 26

1906 ▼7197 2505 4692 30 260 70

1905 7417 2003 4814 30 260 70

1904 ▼7410 2545 4865 14 24 225 115 89

1903 ▼7340 2543 4797 - - -

1902 ▼7465 2625 4840 - 250 45

1901 ▼7597 2665 4932 35 97 - -

1900 7678 2728 4950 30 57 - -

1873 ▼4955 1592 3363 6 3 - 27 34

1872 ▼5048 1634 3414 8 12 119 27 30

1871 5187 1656 3531 6 12 93 - -

1869м 5000 - - 8 16 - 28

186321 ▼4023 1309 2714 5 4 - - -

1861" ¿4345 1381 2964 9 17 - - -

Численность старообрядцев в Вологодской губернии (по материалам годовых епархиальных отчетов)

в Д. Черевкове, в с. Новленском Вологодского уезда, в Кивокурском приходе Сольвы-чегодского уезда, в Верховском приходе в Кокшеньге, Д. Подъельной Кадниковского уезда, в Михайло-Архангельском Больше-Ельминском приходе Вологодского уезда и др. Освящение храмов проходило особо торжественно, на мероприятиях, как правило, присутствовали гости из Вологды, Ярославля и даже Москвы»12.

В Вологодской епархии старообрядцы-иноки не имели своих монастырей. С появлением возможности наряду с моленными стали устраиваться и монастыри. Так в с. Черовкове на Северной Двине на месте, где в 1690 г.13 произошло самосожжение 300 приверженцев старой веры, старообрядцы открыли Филипповский монастырь14. Странники в д. Пронино также открыли «женскую обитель, в которой было очень много приезжих певчих, и народ ходил слушать пение»15.

Согласно отчету Кокшенгского окружного миссионера «успешность дел (старообрядцев. — С. З.) объясняется тем, что главными их двигателями являются 100 рублёвые

12 РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2323. Л. 45 об.

13 Щипин В.И. Старообрядчество в верхнем течении Северной Двины. М.: Лабиринт, 2003. С.1У.

14 РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2080. Л. 24.

15 РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2323. Л. 47 об.

билеты, изобильно высылаемые московскими раскольниками»16. Материальный достаток нередко становился условием уклонения в раскол «бедных, стариков и бездомных». Для этого повсеместно открывались богадельни, причем средства на их содержание доставлялись местными раскольниками, а также из Москвы и других центров русского раскола. Благотворительность между раскольниками была очень развита. Были даже люди, специально заведующие раздачей милостыни. Так, в с. Новлен-ском Вологодского уезда проживал Стефан Николаевич Колесов, как его описывает епархиальный миссионер, «человек, исколесивший всю Россию, знавший лично всех благодетелей раскола. Большею часть года ездил по благотворителям, собирая крупные жертвы на дела местного раскола. Его всегда можно увидеть не иначе, как с большим ручным саквояжем, наполненным сребрениками, около которого, как вороны около мешков зерном, вьются одетые свои традиционные костюмы всех возрастов староверы и староверки. Посему неудивительно, что были случаи уклонения в раскол с целью наживы, например и в настоящий голодный год»17.

Огромным авторитетом в среде старообрядцев пользовались наставники и начетчики. Это были люди весьма грамотные, начитанные, рьяно выступавшие с апологией своей веры. Местные староверы относились к своим «духовным отцам» с большим почтением и всегда защищали их, намеренно скрывая от православных их недостатки. Каждый начетчик имел свой небольшой округ — одну-две деревни, в пределах которого им совершалось богослужение и исполнялись необходимые старообрядцам требы. Отметим, что при собеседованиях с приезжавшими миссионерами старообрядцы в присутствии своих начетчиков теряли всякую самостоятельность. Вызвать их в это время на рассуждения было очень трудно. Полностью полагаясь на знания и опыт своих духовных наставников, староверы отдавали последним право вести спор с таким сильным соперником, как миссионер. Этот незначительный сам по себе факт является убедительным доказательством большого влияния начетчиков на своих единоверцев.

К началу ХХ в. «отцы» старообрядческих общин утратили свой авторитет среди паствы по причине «скудных знаний веры и авторитетных для раскольников книг». Зачастую старообрядческие общины практически прекращали свое существование после смерти наставника, не имея в своей среде грамотных и начитанных. В результате стали пользоваться популярностью странствующие начетчики из других губерний. Чаще всего их приглашали тогда, когда в деревню приезжал епархиальный миссионер или когда кто-либо из богатых членов общины склонялся к переходу в Православие18.

В частности, деятельная пропаганда велась в приходах Удорского края Ярен-ского уезда наставником Прохором. «Бегуны довольно часто устраивают службы, охотно посещаемые многими и православными жителями деревень ... по окончании службы Прохор всегда выступает со своей антиправославной проповедью. <...> Так он предлагал своей племяннице Ксении Фёдоровой, нашей миссионерской сотруднице 120 руб. годового вознаграждения, если бы это пожелала перейти в странничество. Но не смутили обещание денег познавшей через Вятскую миссионерскую школу истинного Православия»19.

Епархиальное начальство реагировало на изменения во взаимоотношениях с предводителями старообрядчества: «Старообрядчество и ныне по отношению к православной церкви занимает воинствующие положение. Оно теперь далеко от мира и единения с ним, только изыскивать новые и уже более утончённые способы борьбы с православием»20. Вместе с этим начетчики выступали с обличением иных старообрядческих толков с целью увеличения числа своих сторонников. В результате среди

16 Там же. Л. 45 об.

17 Там же. Л. 44 об.-45.

18 Отчет о состоянии раскола в Вологодской епархии в 1903 году // Вологодские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. 1905. № 5. С. 120.

19 РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2323. Л. 47.

20 Там же. Л. 46.

общин существовала многолетняя вражда и неприязнь друг к другу. Так, в 1903 г. в Верховском приходе на Кокшеньге представители филипповского и федосеевского согласия собрали собор с целью примириться и объединиться, но, не достигнув согласия, разошлись врагами21.

Либеральное отношение со стороны власти к старообрядцам благоприятно сказалось на развитии старообрядчества в Вологодской губернии. Старообрядцы вели активную хозяйственную деятельность, открывали собственные мануфактурные производства, строили храмы колокольни, часовни, духовные школы. У них появилась возможность открыто проповедовать свое учение. Конечно, не все толки старообрядцев с радостью приняли новый закон. Так, представители странничества считали, что закон подорвет основы их скрытного, угнетенного образа жизни, и они потеряют симпатии русского народа. «Та вера истинная, — говорили странники, — которая гонима»22. Вместе с тем никто из старообрядцев не смог в полной мере исполнить обязанностей по ведению метрических книг по регистрации рождений, смертей и браков23.

Миссионерские братства, епархиальные и окружные миссионеры Вологодской епархии принимали достаточные усилия по противодействию распространению раскола, в связи с чем после дарования свободы старообрядцам их число уже не увеличилось, а наоборот, уменьшалось. В отчете о поездке Вологодский епархиальный миссионер отмечал: «Православные стали осмотрительнее и не так доверчиво относиться к расколоучителям. Молодое поколение не следует заветам старины, а старая идёт на убыль. Старая вера уже не пользуюсь этим покровительством, тем доверием среди местного населения, какое она имела лет пять тому назад. <...> как видно старообрядчество в жизни народной по местам начинает входить несколько на задний план»24.

Источники и литература

1. Зеньковский С.А. Русское Старообрядчество: Духовные движения семнадцатого века. М.: «Церковь», 1995.

2. К истории раскола в г. Вологде в первой половине XVIII века. Вологодские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. 1905. № 4. С. 73-77.

3. Отчет о состоянии Вологодской епархии за 1861 г. // РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 44.

4. Отчет о состоянии Вологодской епархии за 1862 г. // РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 87.

5. Отчет о состоянии Вологодской епархии за 1869 г. // РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 311.

6. Отчет о состоянии Вологодской епархии за 1872 г. // РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 461.

7. Отчет о состоянии Вологодской епархии за 1905 г. // РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2080.

8. Отчет о состоянии Вологодской епархии за 1909 г. // РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2323.

9. Отчет о состоянии Вологодской епархии за 1910 г. // РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2379.

10. Отчет о состоянии Вологодской епархии за 1912 г. // РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2508.

11. Отчет о состоянии раскола в Вологодской епархии в 1903 году // Вологодские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. 1905. № 5. С. 116-123.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Сырцов И.Я. Возмущение соловецких монахов-старообрядцев в XVII веке. Кострома, 1889.

13. Щипин В.И. Старообрядчество в верхнем течении Северной Двины. М.: Лабиринт, 2003.

21 Отчет о состоянии раскола в Вологодской епархии в 1903 году // Вологодские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. 1905. № 5. С. 123.

22 РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2323. Л. 22.

23 РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2080. Л. 24.

24 РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2508. Л. 39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.