ISSN 2686-973X (Print) ISSN 2687-069X (Online)
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ
Старообрядческая чеканная икона "Голгофский крест" XIX века — наследие древнерусских ставротек
Игошев В. В.
В статье исследуется чеканная рельефная икона "Голгофский Крест", выполненная на тонкой латунной пластине, ранее закрепленная на деревянной доске прямоугольной формы. Композиционное построение чеканной иконы, надписи-криптограммы схожи с резными по дереву старообрядческими иконами XVIII — XIX вв. работы мастеров Русского Севера. Общая композиция, стилистика орнамента, техника исполнения и вкладная надпись на чеканной иконе "Голгофский крест" свидетельствуют, что это произведение создано на Русском Севере в первой половине XIX в. старообрядческим мастером, последователем старопоморцев-филип-повцев и ориентировано на древнейшие образцы. Чеканная рельефная икона с изображением восьмиконечного Голгофского креста является отголоском древней традиции создания ставротек, хорошо известных в древнерусском и византийском искусстве. Подобные иконы находились не только в храмах, но и в домах, и как фамильные святыни, они бережно хранились в крестовых горницах или в красных углах в жилых помещениях, и впоследствии поступали в церкви в качестве вкладов. Изготовление ставротек связано с почитанием и сохранением богослужебных или наперсных крестов, которые врезались в доску или помещались в закрытые ковчеги и становились иконой Креста. Такие ставротеки являлись святыне: они богато украшались драгоценными окладами, драгоценными камнями, жемчугом. В статье представлены также различные типы богослужебных и наперсных крестов, из которых особенно почитались кресты с вложенными частицами мощей и священными реликвиями. Древнерусские кресты, изготовленные в различный период времени и в разных художественных центрах, отличаются формой, пропорциями, размерами, характером декора, что указывает на многообразие традиций и разнообразие почитаемых святынь, которые послужили образцами при изготовлении их "списков".
Ключевые слова: икона "Голгофский крест", ставротека, кресты-мощевики, кресты богослужебные, кресты наперсные, старообрядцы Русского Севера.
Отношения и деятельность: нет.
Игошев В. В. — Государственный научно-исследовательский институт реставрации; Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева; Московская духовная академия, Москва, Россия. ORCID: 0000-0003-3255-9354.
Автор, ответственный за переписку (Corresponding author): [email protected]
Для цитирования: Игошев В. В. Старообрядческая чеканная икона "Голгофский крест" XIX века — наследие древнерусских ставротек. Российский журнал истории Церкви. 2022;3(1S):116-129. doi:10.15829/2686-973X-2022-91
The 19th century Old Believers' chased icon "Cross of Calvary" as a heritage of Old Russian Staurotheke
Valeriy V. Igoshev
This article examines the chased relief icon "Cross of Calvary" made on a thin brass plate fastened to a rectangular wooden board. The chased icon compositional construction and the inscriptions-cryptograms are similar to the wood-carved Old Believers' icons of the 18th — 19th centuries made by masters of the Russian North. The general composition, the style of the ornament, the technique of execution and the inset inscription on the engraved icon "Cross of Calvary" testify that this work was created by an Old Believers master, a follower of the Old Pomor community Filippovtsy in the Russian North in the first half of the 19th century and is focused on the oldest traditions of church art. The chased relief icon depicting the eight-pointed Calvary Cross is an echo of the ancient tradition of creating a Staurotheke, well-known in ancient Russian and Byzantine art. Such icons did not only belong to churches but also were carefully kept as family relics in the Cross chambers or in the Red corners of the living quarters and subsequently contributed to the church. Making of a Staurotheke is associated with the veneration and preservation of liturgical or pectoral crosses, which were cut into a board or placed in closed arks then becoming an icon of the Cross. Those Staurothekes were considered to be sacred objects richly decorated with oklads, precious stones and pearls. This article also presents various types of liturgical and pectoral crosses with embedded sacred relics, which were especially revered. Old Russian crosses were made in different periods of time with different art styles, shape, proportions, sizes, nature of decor. All this indicates a variety of traditions and revered sanctities which served as models in the process of making later crosses.
Keywords: icon "Cross of Calvary", Staurotheke, reliquary crosses, liturgical crosses, pectoral crosses, Old Believers of the Russian North.
Relationships and Activities: none.
Valeriy V. Igoshev — State Research Institute for Restoration; The Central Andrey Rublev Museum of Ancient Russian Culture and Art; The Moscow Theological Academy, Moscow, Russia. ORCID: 0000-0003-3255-9354.
Corresponding author: [email protected]
For citation: Valeriy V. Igoshev. The 19th century Old Believers' chased icon "Cross of Calvary" as a heritage of Old Russian Staurotheke. Russian Journal of Church History. 2022;3(1S):116-129. (In Russ.) doi:10.15829/2686-973X-2022-91
На старообрядческой иконе "Голгофский крест" в центральной части на тонкой посеребренной латунной пластине прямоугольной формы (размером 35,5 х 22,2 см) чеканено рельефное изображение восьмиконечного Голгофского креста на фоне крепостной стены и башен Иерусалима (рис. 1). По сторонам креста, плотно примыкая к его стволу, строго вертикально изображены копие и трость с губкой — орудия казни Иисуса Христа. Здесь же тонкой линией чеканены надписи: "К[ОПИЕ] / Т[РОСТЬ]", на верхней перекладине креста — "1С ХС", ниже на кресте — "НИ/КА". Над Голгофским крестом чеканено: "Ц[А]РЬ СЛ[А]ВЫ // С[Ы]НЪ Б[О] ЖИЙ", по его сторонам на фоне — "КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛОНЯЕМ// СЯ ВЛАДЫКО И С[ВЯ]ТОЕ ВОСКРЕ//СЕНИЕ ТВОЕ / СЛАВИМЪ".
В верхней части рельефной иконы — узорчатая дуга, обозначающая небесную полусферу, и два небесных светила, окаймленные округлыми кантами со стилизованными облаками, с надписями: "С[О]ЛНЦЕ", "ЛУНА". Выше чеканен густой узор из стилизованных вьющихся стеблей
Рис. 1. Голгофский крест. Чеканная икона. Русский Север. Первая половина XIX в. Частное собрание.
трав с округлыми и остроконечными листьями, который символизируют Горний мир.
Крест утвержден на Голгофе с двумя вершинами, где в клеймах по букве: "Г[ОРА] / Г[ОЛГОФА]". Вершины олицетворяют две природы Христа — божественную и человеческую. Гора расцвечена пышными и разнообразными цветами, листьями и травами, напоминающими райский сад, о чем сообщает и аббревиатура надписи: "М[ЕСТО] Л[ОБНОЕ] Р[АЙ] Б[ЫСТЬ]". В центре Голгофы изображена круглая пещера с головой Адама с аббревиатурой: "Г[ОЛОВА] А[ДАМА]". По краю иконы чеканена кайма, состоящая из двух узких кантов-жгутиков, а между ними — повторяющиеся круглые бусины, воспроизводящие жемчужную обнизь. В нижней части латунной посеребренной пластины с чеканным изображе-
Рис. 2. Голгофский крест. Деревянная резная икона. XVIII в. Русский Север. Частное собрание.
нием "Голгофский крест" ранее крепилась деревянная доска прямоугольной формы, которая сверху и с торцов была полностью закрыта металлическим окладом. По краю металлической иконы на узких полях, украшенных чеканеной каймой с многочисленными круглыми бусинами, хорошо заметны восемь круглых пробоин от гвоздей, которые свидетельствуют, что чеканная икона ранее крепилась к деревянной доске, размеры которой совпадают с размерами иконы.
Слева по краю металлического оклада на узкой полосе отгиба (отбор-товки), которая когда-то была плотно прижата к торцу деревянной доски, чеканена подпись, сделанная линией в один штрих: "СЕЙ КР(С)ТЪ ЧЕКАНИЛЪ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ О(Т)ЦЕМЪ СОЛОВЕЦКИ(М)
И СТАРОМОРСКИ(М) НАЗЫВАЕМАГО СОГЛАСИЯ ФИЛИПОВА".
Надпись свидетельствует, что мастер, изготовивший икону, принадлежал к старообрядцам беспоповского филипповского согласия, которые именуют себя "христианами старопоморского и соловецкого потомства".
Пропорции Голгофского креста на чеканной иконе, своеобразие композиции, тип орнамента ориентированы на образцы XVII в., встречающиеся в работах серебряников Русского Севера. Однако стиль орнамента и техника чеканки указывают на произведение старообрядческого мастера, работавшего в первой половине XIX в. В исполнении орнаментики он обращался к образцам XVII столетия, причем, свободно их интерпретируя. Рассмотрим источники, к которым мог обращаться мастер иконы.
Общая композиция чеканной иконы "Голгофский крест" оригинальна и в то же время во многом схожа с резными по дереву старообрядческими иконами XVIII — XIX вв. работы мастеров Русского Севера [Бобринский 2010:237; Животворящее древо 2006:150-151; Пивоварова 2005:21-31; Плак-сина 2019:261-270; Соболев 2016:416-420;] и более ранними деревянными иконами XVI — XVII вв. [Резные иконостасы 1995:163-166]. Подобные произведения еще недостаточно хорошо изучены, их атрибуция требует уточнений.
В центре таких икон в невысоком рельефе вырезано крупное изображение восьми- или семиконечного Голгофского креста, представленного на фоне стены Иерусалима, на фоне луковичных главок храмов с крестами или расположенного в дугообразном кивории, увенчанного главками. На деревянных досках многих икон вокруг Голгофского креста с копием и тростью с губкой вырезаны надписи-криптограммы, часть предметов сохранила яркую цветную раскраску. Такие произведения имеют схожую композицию, но значительно отличаются в деталях.
Схожее низкорельефное изображение восьмиконечного Голгофского креста на фоне стилизованной стены Иерусалима с орудиями страстей вырезано на деревянной иконе XVIII в. из частного собрания (размером 27,3 х 16,5 х 3,2 см, рис. 2). Крупное изображение восьмиконечного креста представлено на плоской Голгофе с округлыми лещадками и с головой Адама в центре. На фоне изображения креста вырезаны рельефные надписи, схожие с надписями на чеканной иконе: "Ц[А]РЬ / СЛ[А]ВЫ", "ГС / ХС", "С[Ы]НЪ / Б[О]ЖШ", "К[ОПИЕ] / Т[РОСТЬ]", "НИ/КА", "М[ЕСТО] Л[ОБНОЕ] / Р[АЙ] Б[ЫСТЬ]", "Г[ОРА] / Г[ОЛГОФА]", "Г[ОЛОВА] / А[ДАМА]". Все резные буквы одного размера и одного шрифта, надписи выполнены резцом, они плоские и выступают над фоном. Деревянная икона прямоугольной формы, в верхней части — со срезанными углами, по краю окаймлена узким плоским бортиком. Изображение креста, округлых лещадок с вырезом в центре и техника резьбы характерны для произведений старообрядческих мастеров Русского Севера XVIII в.
На произведениях церковного искусства рельефные или линейные изображения Голгофского креста с орудиями казни и с надписями-монограммами часто встречаются на древнерусских поклонных, осеняльных (благословенных), наперсных крестах, панагиях, на серебряных евхаристиче-
ских сосудах, водосвятных чашах, антиминсах, шитых покровцах, пеленах и покровах на раки, а также на других предметах церковной утвари. Схожие изображения Голгофского креста и надписи хорошо известны на произведениях церковного искусства работы старообрядческих мастеров XVIII — XIX вв.
Ставротеки. Чеканная рельефная икона "Голгофский крест" XIX в. и резные деревянные иконы с аналогичными изображениями и надписями наиболее близки по типологии древнерусским и византийским деревянным ставротекам (от греческого отаирод — крест). Наиболее распространенной формой ставротек была прямоугольная доска, схожая с иконой — "малой" или "большой пядницей" или с плоской коробочкой-ковчегом с крышкой. Ковчеги-ставротеки, выполненные в виде деревянной доски с крышкой или без крышки, оковывались золоченым серебром, обволакивались тканями или кожей, украшались самоцветами, а в центре доски врезались шестиконечные или восьмиконечные кресты с частицами Животворящего Креста, обретенного в IV в. св. Еленой. В ставротеки врезались также особо почитаемые богослужебные реликварные или наперсные кресты-мощевики.
На протяжении многих веков важнейшим материалом, составляющим основу крестов и ставротек, было дерево, олицетворявшее и ветхозаветное райское Древо, и новозаветное Древо Истинного Креста. Древнейшие ставротеки сохранялись в храмах и монастырях Великого Новгорода и Русского Севера [Декоративно-прикладное искусство Новгорода 1996:178-186].
Следует отметить, что дерево было и в основе вышеописанной чеканной иконы "Голгофский крест" XIX в., о чем сказано выше. Особенно широкое распространение получили открытые ставротеки, сделанные в виде прямоугольной деревянной доски. Например, к подобным памятникам следует причислить "Ковчег князя Хворостинина" начала XVII в. из Благовещенского собора Московского Кремля с шестиконечным крестом первой половины XVI в. и с врезанной панагией с мощами [Царский храм 2003:237-239]. К открытым ставротекам относятся два аналогичных деревянных памятника, сделанные в сольвычегодских строгановских мастерских в начале XVII в. виде деревянных иконных досок прямоугольной формы с широкими полями, обитые серебряной золоченой басмой с растительным узором. В центральной части каждой из этих ставротек врезан восьмиконечный деревянный крест, изготовленный в последней четверти XVI в. из гробовых досок свт. Петра, митрополита Московского, а также из дерева гробов ярославских чудотворцев свв. князей Василия и Константина [Игошев 2018:162-166].
Ставротеки нередко отмечались в описях храмов и монастырей. Например, сканый крест-мощевик с литым "Распятием" и дробницами с изображениями святых из сольвычегодского Благовещенского собора был помещен в деревянный "ящик", внутри оболоченный черным бархатом, а снаружи — кожей и железными оковами [Саваитов 1886:39]. В Описи 1680 г. Троицкой церкви города Любима Ярославской области имеются краткие описания двух крестов-мощевиков, помещенных в ковчеги. Первый крест — в серебряном золоченом чеканном окладе, второй — в гладком окладе [Титов 1890:43].
В XVI — XVII вв. воздвизальные и напрестольные кресты нередко вкладывались в деревянные футляры-ставротеки, обтянутые тканью или кожей с металлическими накладками. Например, в Спасском монастыре Старой Руссы в Описи 1624 г. отмечен воздвизальный деревянный крест в серебряном окладе с гравированным декором и литым Распятием, вложенный в деревянный футляр, украшенный бараньей кожей красного цвета. А на крышке футляра — живописное изображение креста [Писцовые книги Старой Руссы 2009:267]. Из Троицкого Данилова монастыря Переславля-Залесского происходит массивный напрестольный семиконечный крест-мощевик в серебряном окладе, изготовленный московским мастером в 1686 — 1687 гг. Крест вложен в деревянный футляр, обитый красным бархатом с серебряными накладками [Игошев 2020:158-160].
В Описи сольвычегодского Благовещенского собора отмечен сканый крест-мощевик с литым Распятием и дробницами с изображением святых, вложенный в деревянный "ящик", внутри "оболоченный" черным бархатом, а снаружи — кожей и железными оковами [Савваитов 1886:39]. В ярославский Спасо-Преображенский монастырь в 1696 г. был "построен" напрестольный крест в золотом окладе "повелением" Иоасафа митрополита Ростовского и Ярославского и "тщанием" приказного Ивана Яковлева. На обороте креста, украшенного драгоценными камнями, имеется авторская подпись московского гравера и серебряных дел мастера Василия Андреева. Крест был помещен в кипарисовый ковчег, обтянутый зеленым рытым бархатом с серебряными чеканными накладками и "углами", петлями и запонами конца XVII в.1
Иногда в одной ставротеке помещалось два креста. В Переписной книге 1715 г. Александро-Свирского монастыря указано, что два серебряных "благословящих" восьмиконечных креста 1576 г. и 1592 г. находились в "едином ковчеге" [Петренко 2002:27]. В Спасо-Преображенском соборе ярославского Спасского монастыря в двух киотах, поставленных у стены, были помещены две ставротеки с деревянными крестами в серебряных окладах с гравированными священными изображениями. В каждой деревянной ставротеке вокруг крупных крестов находились врезанные в доску крестики малых размеров в серебряных окладах. Эти ставротеки отмечены в Описи Ярославского Архиерейского Дома 1853 г. Они "помещены за стеклами: два креста, вставленные в дску с резным изображением на них разных праздников и святых, оправленные узко безпробным серебром: около каждого креста помещено на той же дске крестов в малом размере с изображением на них разных видов, из коих некоторые оправлены в серебро"2.
Типология крестов. Размеры, форма, характер декора и техника изготовления крестов в деревянных ставротеках, известных нам по многочисленным кратким сведениям в описях храмов, монастырей и других письменных источниках, значительно варьировались. В Русском государстве
1 ОРПГФ ГММК. Ф. 20. Оп. 40. Т. 1. Л. 10. 1922 г.
2 Главная церковная и ризничная Опись Ярославского Архиерейского Дома. 1853 г. Л. 8 об. ЯМЗ. Инв. № 15532.
в различных художественных центрах под влиянием византийских образцов создавались и бытовали те или иные типы крестов. Постепенно изменялась их форма, пропорции, размеры, характер иконографии, стилистика орнамента, особенности техники изготовления.
Древнерусские богослужебные кресты различаются формой, размерами, пропорциями, что взаимосвязано с их назначением и различным характером богослужения, с устойчивыми художественными и культурными традициями. Следует отметить, что основные древнейшие формы и пропорции многих крестов долгое время служили примером для создания более поздних и сохранялись также и в Новое время. Форма средне-византийских и русских домонгольских богослужебных крестов большей частью была четырех- и шестиконечной. Такие кресты получили широкое распространение в домонголький период и бытовали вплоть до конца XV в. В XVI — XVII вв. в Русской Церкви начинают преобладать кресты восьмиконечной формы, которая в Новое время становится наиболее распространенной. Прежде всего, это многочисленные напрестольные и "благословенные" кресты (литые, резные, чеканные или басменные), которые обычно делались небольшого размера (высотой 25-30 см), всегда имели изображения распятого Христа. Наряду с восьмиконечными, в XVI — XVII вв. бытовали также кресты четырехконечные и семиконеч-ные.
Особо почитаемые богослужебные кресты в золотых и серебряных окладах — "благословящие" и воздвизальные — содержали в себе частицы Истинного Животворящего Креста Господня, что нередко отмечалось в письменных источниках [Описи новгородского Софийского собора 1988:66, 68]. Окованное золоченым серебром и золотом дерево креста являлось святыней, напоминая крестное древо Спасителя. Деревянные кресты-мощевики в драгоценных окладах всегда были важнейшими составляющими христианского богослужения [Стерлигова 2000:19-32].
Надписи с перечислением мощей размещались обычно на оборотной стороне оклада креста, здесь же нередко гравировались изображения соответствующих святых. Изготавливались также полые металлические кресты с замастикованными частицами мощей. Кроме богослужебных крестов (воздвизальных, напрестольных, водосвятных), мощи и священные реликвии вкладывались также в небольшие наперсные (энколпионы или "воротные" кресты, "что носят на вороту"). Большие запрестольные или выносные кресты обычно не содержали мощей. Исключением является запрестольный четырехконечный крест-мощевик, сделанный в 1718 — 1720 гг. московскими мастерами для Никольского монастыря Переславля-Залесского по образцу выносного креста из Успенского собора Московского Кремля, который в свою очередь повторяет византийские и древнерусские образцы домонгольского периода [Игошев 2020:43-49].
Древнерусские богослужебные кресты, изготовленные в различный период времени и в разных художественных центрах различаются формой, пропорциями, размерами, характером декора, что указывает на многообразие традиций и разнообразие видов и форм почитаемых древнейших крестов, которые послужили образцами при изготовлении их "списков".
РОССИЙСКИЙ ж\/пияп мптппмм I I ригам
9022; 3(1в)
Рис. 3. Крест напрестольный в басменном окладе. Конец XV — первая четверть XVI в. Новгородский мастер. ПЗМЗ.
Кресты были массивными или с тонким стволом и тонкими ветвями, четырех-, шести-, семи- и восьмиконечные. Косая нижняя перекладина русских крестов XVI — XVII вв. является видоизмененной формой византийского подножия креста. Как правило, в крестах, выполненных в древних традициях, наклон нижней перекладины был слева направо и сверху вниз. На некоторых древнерусских крестах нижняя перекладина делалась параллельной средней и верхней перекладине. В качестве примера можно привести напрестольные кресты XVI в. новгородской работы [Декора-тивно-прикладное искусство Новгорода 2008:256-259], а на других крестах
Рис. 4. Крест наперсный. 1660 — 1670-е гг. Россия. Частное собрание.
наклон нижней перекладины расположен зеркально — слева направо и снизу вверх, что было менее распространено. Примером является напрестольный крест в серебряном басменном окладе новгородской работы конца XV — первой трети XVI в. из Переславль-Залесского музея-заповедника [Игошев 2020:25-27] (рис. 3).
При длительном богослужебном использовании в храмах, крестных ходах, военных походах кресты ветшали, металлические и деревянные части изнашивались, появлялись утраты. По мере необходимости производились различные чинки, добавлялись новые детали. Иногда при понов-лении обветшавший драгоценный оклад воссоздавался заново, появля-
Рис. 5. Крест богослужебный. Конец XV в. Новгородский мастер. Музей-ризница Пантелеймонова монастыря на Афоне.
лись новые камни, жемчуг, но при этом, как правило, сохранялась основа креста, его форма и размеры. Однако в ряде случаев для проведения тех или иных служб в результате более поздних переделок тип креста менялся: из водосвятного3 [Игошев 2009:364] или из наперсного4 [Сохраненные свя-
3 Например, в нижней части четырехконечного водосвятного креста, сделанного ярославским мастером во второй половине XVII в. для ярославского Успенского собора, прикрепляется серебряная рукоять, и крест превращается в благословенный (ЯМЗ, инв. № 7763). Рукоять XVIII в. чеканная серебряная с рельефным изображением Архангела Михаила.
4 Наперсный золотой крест-мощевик XVI в. из Соловецкого монастыря в результате поздних переделок (в XVIII в. к нему добавлена рукоять), превращается в благословенный или напрестольный.
тыни Соловецкого монастыря 2001:157] он превращался в благословенный, осеняльный или напрестольный. Известен другой пример, когда к водо-святному восьмиконечному кресту-мощевику 1660 — 1670-х гг. в конце XVII в. было добавлено полое оглавие с чеканным изображением Спаса Нерукотворного и в результате крест стал наперсным (рис. 4). Этот серебряный полый крест-мощевик (размером: 23,3 х 13,0 х 2,2 см) с крупным чеканным Распятием на фоне стены Иерусалима состоит из верхней снимающейся крышки с чеканными высокорельефными изображениями и нижней части в виде гладкой серебряной пластины в форме восьмиконечного креста с припаянными по краям стенками, сделанными из тонкой серебряной полосы. С оборотной стороны креста гравированы наименования частиц мощей, хранящихся внутри креста, а на боковых стенках — гравирован орнамент вьющегося и закручивающегося в спирали стебля с листьями и отростками. Гладкие стебли, удлиненные листья и отростки, заканчивающиеся шариками, выделяются на фоне, проработанном фактурным чеканом. Внутри креста припаяны серебряные перегородки, образующие 24 ячейки, заполненные восковой мастикой с вложенными мощами.
Нередко один и тот же крест мог выполнять различное назначение при богослужении, он являлся и напрестольным и воздвизальным, водо-святным и благословенным и выносным. К таким относится деревянный шестиконечный крест, изготовленный новгородским мастером в конце XV в., сохранившийся в Пантелеимоновом монастыре на Афоне. К этому кресту в XVIII в. была добавлена нижняя перекладина, в результате он стал восьмиконечным [Игошев 2017:67-78] (рис. 5).
Заключение
Общая композиция, стилистика орнамента, техника исполнения и вкладная надпись на чеканной иконе "Голгофский крест" свидетельствуют, что это произведение, создано старообрядческим мастером последователем старопоморцев-филипповцев на Русском Севере в первой половине XIX в. и ориентировано на древнейшие образцы. Чеканная рельефная икона, крепящаяся на деревянной доске прямоугольной формы с изображением восьмиконечного Голгофского креста, является отголоском древних традиций создания ставротек, хорошо известных в древнерусском и византийском искусстве. Подобные иконы находились не только в храмах, но и как фамильные святыни бережно хранились в крестовых горницах или в красных углах в жилых помещениях и в последующем поступали в виде вкладов в церкви. Изготовление ставротек связано с почитанием и сохранением богослужебных или наперсных крестов, которые врезались в доску или помещались в закрытые ковчеги и становились иконой Креста. Такие ставротеки являлись святыней, они богато украшались драгоценными окладами, многоцветными камнями, жемчугом.
Список сокращений
ГИМ — Государственный исторический музей
ГММК — Государственные Музеи Московского Кремля
НГМ — Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
ОРПГФ — Отдел рукописных письменных и графических фондов Музеев Московского Кремля
ПЗМЗ — Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
ЯМЗ — Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник
Литература
1. Бобринский 2011 — Бобринский, А. А. (2011). Народные русские деревянные изделия. Предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного обихода. (Репринтн. изд.) Изд. В. Шевчук. М. ISBN: 978-5-94232-079-9.
2. Декоративно-прикладное искусство Новгорода 1996 — Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XI — XV веков (1996). Ред.-сост. Стерлигова, И. А. Изд. Наука. М. ISBN: 5-02-011534-7.
3. Декоративно-прикладное искусство Новгорода 2008 — Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XVI — XVII веков. (2008). Ред.-сост. Стерлигова, И. А. Изд. Северный Паломник. М. ISBN: 9785-94431-252-5.
4. Игошев 2009 — Игошев, В. В. (2009). Драгоценная церковная утварь XVI — XVII веков: Великий Новгород. Ярославль. Сольвычегодск. Изд. Индрик. М. ISBN: 978-5-91674-050-9.
5. Игошев 2017 — Игошев, В. В. (2017). Древнерусский богослужебный крест конца XV века из Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. Афон — Светоч Православия: Взаимодействие культур. Материалы Международной конференции 5-7 октября 2016 г. Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина при Российской академии художеств. СПб., 67-78. ISBN: 978-5-903677-56-6.
6. Игошев 2020 — Игошев, В. В. (2020). Художественное сереброXV—XVIII веков из Переславль-Залесского музея-заповедника. Изд. БуксМАрт. М. ISBN: 978-5-907267-02-2.
7. Описи новгородского Софийского собора 1988 — Описи имущества новгородского Софийского собора XVIII — начала XIXв. Сост. Гордиенко, Э. А., Маркина, Г. К. М.-Л. 042(02)1.
8. Петренко 2002 — Петренко, Т. А. (2002). Произведения древнерусского прикладного искусства из Александро-Свирского монастыря (по архивным материалам). Страницы истории отечественного искусства. XII — первая половина XIX века. Вып. VIII. СПб.
9. Пивоварова 2005 — Пивоварова, Н. В. (2005). О коллекции старообрядческих резных "намогильных досок" из фонда Отдела древнерусского искусства Русского музея. Страницы истории отечественного искусства XVI — XX века. СПб.
10. Писцовые книги Старой Русы 2009 — Писцовые и переписные книги Старой Русы конца XV — XVII вв. (2009). Сост. Анкундинов, И. Ю. Изд. Рукописные памятники Древней Руси. М. ISBN: 978-5-95510310-5.
11. Плаксина 2019 — Плаксина, Н. Е. (2019). К вопросу об атрибуции старообрядческой деревянной резной пластики нижней Печоры конца XVIII — XIX века. Проблемы атрибуции памятников декоративно-прикладного искусства XVI — XIX веков. Материалы V научно-практической конференции 25-27 октября 2017 г Труды ГИМ. Вып. 212. Сост. Ворожбитова, М. В., Шполянская, Д. В. М.
12. Резные иконостасы 1995 — Резные иконостасы и деревянная скульптура Русского Севера (1995). Каталог выставки. Автор-сост. Т. М. Кольцова. Архангельск-Москва, 163-166. ISBN: 5-7196-0759-5.
13. Савваитов 1886 — Савваитов, П. И. (1886). Строгановские вклады в СольвычегодскийБлаговещенский собор по надписям на них. СПб.
14. Соболев 2000 — Соболев, Н. Н. (2000). Русская народная резьба по дереву. М.
15. Сохраненные святыни Соловецкого монастыря 2001 — Сохраненные святыни Соловецкого монастыря. Каталог выставки (2001). Изд. Белый берег. М. ISBN: 5-88678-083-1. ISBN: 5-89652-013-1.
16. Стерлигова 2000 — Стерлигова, И. А. (2000). Новозаветные реликвии в Древней Руси. Христианские реликвии в Московском Кремле. Каталог выставки. Ред.-сост. Лидов, А. М. Изд. Радуница. М. ISBN: 5-88123-034-5.
17. Титов 1890 — Титов, А. А. (1890). Город Любим и упраздненные обители в Любиме и его уезде. М., с. 43.
18. Царский храм 2003 — Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле (2003). Автор каталожной статьи Мартынова, М. В. М. ISBN: 5-88678-095-5.
References
1. Bobrinsky 2011 — Bobrinsky, A. A. (2011). Folk Russian wooden products. Household, household and partly church household items. (Reprint. ed.) Ed. V. Shevchuk. M. ISBN: 978-5-94232-079-9.
2. Decorative and Applied Art of Novgorod 1996 — Decorative and applied Art of Veliky Novgorod. Artistic metal of the XI — XVcenturies (1996). Ed.-comp. Sterligova, I. A. Izd. Nauka. M. ISBN: 5-02-011534-7.
3. Decorative and applied art of Novgorod 2008 — Decorative and applied art of Veliky Novgorod. Artistic metal of the XVI — XVIIcenturies (2008). Ed.-comp. Sterligova, I. A. Ed. The Northern Pilgrim. M. ISBN: 978-5-94431-252-5.
4. Igoshev 2009 — Igoshev, V. V. (2009). Precious church utensils of the XVI — XVII centuries: Veliky Novgorod. Yaroslavl. Solvychegodsk. Ed. Indrik. M. ISBN: 978-5-91674-050-9.
5. Igoshev 2017 — Igoshev, V. V. (2017). The Old Russian liturgical cross of the end of the XV century from the Athos St. Panteleimon Monastery. Athos is the Light of Orthodoxy: The Interaction of Cultures. Proceedings of the International Conference on October 5-7, 2016. I. E. Repin Institute of Painting, Sculpture and Architecture at the Russian Academy of Arts. SPb., 67-78. ISBN: 9785-903677-56-6.
6. Igoshev 2020 — Igoshev, V. V. (2020). Artistic silver of the XV — XVIII centuries from the Pereslavl-Zalessky Museum-Reserve. Publishing house BuksMArt. M. ISBN: 978-5-907267-02-2.
7. Inventory of the Novgorod St. Sophia Cathedral 1988 — Inventory of the property of the Novgorod St. Sophia Cathedral of the XVIII — earlyXIXcentury. Comp. Gordienko, E. A., Markina, G. K. M.-L. 042(02)1.
8. Petrenko 2002 — Petrenko, T. A. (2002). Works of ancient Russian applied art from the Alexander-Svir monastery (according to archival materials). Pages of the history of Russian art. XII — the first half of the XIX century. Issue VIII. SPb.
9. Pivovarova 2005 — Pivovarova, N. V. (2005). About the collection of Old Believers carved "gravestones" from the fund of the Department of Ancient Russian Art of the Russian Museum. Pages of the history of Russian art of the XVI — XX century. St. Petersburg.
10. Scribal books of Old Russia 2009 — Scribal and census books of Old Russia of the late XV — XVII centuries (2009). Comp. Ankundinov, I. Y Ed. Handwritten monuments of Ancient Russia. M. ISBN: 978-5-95510310-5.
11. Plaksina 2019 — Plaksina, N. E. (2019). On the question of attribution of the Old Believer wooden carved plastic of the lower Pechora of the late XVIII — XIX century. Problems of attribution of monuments of decorative and applied art of the XVI — XIX centuries. Materials of the V Scientific and practical Conference on October 25-27, 2017 Proceedings of the GIM. Issue 212. Comp. Vorozhbitova, M. V., Shpolyanskaya, D. V. M.
12. Carved iconostases 1995 — Carved iconostases and wooden sculpture of the Russian North (1995). Exhibition catalog. The author is comp. T. M. Koltsova. Arkhangelsk-Moscow, 163-166. ISBN: 5-7196-0759-5.
13. Savvaitov 1886 — Savvaitov, P. I. (1886). Stroganov's contributions to the SolvychegodskyAnnunciation Cathedral according to the inscriptions on them. St. Petersburg.
14. Sobolev 2000 — Sobolev, N. N. (2000). Russian folk wood carving. M.
15. Preserved shrines of the Solovetsky Monastery 2001 — Preserved shrines of the Solovetsky Monastery. Exhibition catalog (2001). Publishing house. Bely Bereg. M. ISBN: 5-88678-083-1. ISBN: 5-89652-013-1.
16. Sterligova 2000 — Sterligova, I. A. (2000). New Testament relics in Ancient Russia. Christian relics in the Moscow Kremlin. Exhibition catalog. Ed.-comp. Lidov, A. M. Ed. Radunitsa. M. ISBN: 5-88123-034-5.
17. Titov 1890 — Titov, A. A. (1890). The city of Lyubim and the abolished monasteries in Lyubim and its county. M., p. 43.
18. Tsarsky Temple 2003 — Tsarsky Temple. Shrines of the Annunciation Cathedral in the Kremlin (2003). The author of the catalog article Martynova, M. V. M. ISBN: 5-88678-095-5.