Научная статья на тему 'СТАРИННЫЕ БЛЮДА И НАПИТКИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ РУССКИХ БАШКОРТОСТАНА'

СТАРИННЫЕ БЛЮДА И НАПИТКИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ РУССКИХ БАШКОРТОСТАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русские Башкортостана / Кунгурский уезд / Пермская губерния / традиционная кухня / национальная кухня / обрядовые блюда / традиционные рецепты / Russians of Bashkortostan / Kungur district / Perm province / traditional cuisine / national cuisine / ritual dishes / traditional recipes

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Галиева Фарида Габдулхаевна

В статье рассматриваются блюда и напитки, бытующие на протяжении последних столетий в русских селениях северо-восточных районов Башкортостана, в которых проживают выходцы из Кунгурского уезда Пермской губернии. Ставится цель установить причины, условия сохранения традиционной кухни и определить место в повседневной и празднично-обрядовой культуре. Методы исследования: сбор полевой информации, комплексный анализ полевых и опубликованных источников, научная интерпретация. Источники: публикации в газете «Уфимские губернские ведомости» В.С. Касимовского (1868 и 1877 гг.), которые сравниваются с полевыми материалами автора (2009, 2011, 2014, 2023 гг.) и опубликованными работами других этнографов. Выявлено, во-первых, что в разных русских селениях изучаемого региона в области традиционной кухни сложилась этнокультурная общность. Во-вторых, в рационе питания современников немало блюд, которые упоминаются В.С. Касимовским. В их числе мучное блюдо каравашки, овощная запеканка селянка, пирог с рыбой хвостом наружу. По полевым материалам, многие поколения местного населения готовят также рыбную запеканку сковордунка, похлебку из сухарей сухарница, варят калиновый и вишневый кисель. В-третьих, сохранилась обрядовая закрепленность блюд: на поминки непременно готовят рыбный пирог, блины, кисель. К свадьбе – пирог с рыбой, курник, уху, хворост. Каравашками в преддверии рождества угощают зашедших в дом славильщиков, во время зимних колядок – горбунцов, это блюдо ставят на свадебный и поминальный стол. Установлены перемены в традициях питания, связанные с местом приготовления (помимо русской печи – современное оборудование), перенятием блюд местного башкирского и татарского населения (чай с молоком, чак-чак) и других народов (борщ, манты). В способах употребления некоторых блюд (рыбный пирог) в ряде случаев выявлены локальные различия. В целом сделан вывод о сохранении традиционных блюд и напитков как неотъемлемой части повседневной и особенно празднично-обрядовой жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANCIENT DISHES AND DRINKS IN THE MODERN CULTURE OF RUSSIANS OF BASHKORTOSTAN

The article examines the dishes and drinks that have existed over the past centuries in Russian villages in the northeastern regions of Bashkortostan, where people from the Kungur district of the Perm province live. The goal is to establish the reasons and conditions for the preservation of traditional cuisine and determine its place in everyday and festive ritual culture. Research methods: collection of field information, comprehensive analysis of field and published sources, scientific interpretation. Sources: publications in the newspaper “Ufa Provincial Gazette” by V.S. Kasimovsky (1868 and 1877), which are compared with the author’s field materials (2009, 2011, 2014, 2023) and published works of other ethnographers. It was revealed, firstly, that in different Russian villages of the studied region an ethnocultural community has developed in the field of traditional cuisine. Secondly, in the diet of contemporaries there are many dishes that are mentioned by V.S. Kasimovsky. Among them are the flour dish “karavashki”, the vegetable casserole “selyanka”, and a fish pie with the tail facing out. According to field materials, many generations of the local population also prepare fish casserole “skovordunka”, rusk stew “sukharnitsa”, and boil viburnum and cherry jelly. Thirdly, the ritual fixedness of dishes has been preserved: fish pie, pancakes, and jelly are always prepared for funerals. For the wedding fish pie, chicken soup, fish soup, “khvorost”. Changes in food traditions have been established related to the place of preparation (in addition to the Russian oven modern equipment), the adoption of dishes of the local Bashkir and Tatar population (tea with milk, chak-chak) and other peoples (borscht, manti). In some cases, local differences were identified in the methods of eating certain dishes (fish pie). In general, the conclusion is made about the preservation of traditional dishes and drinks as an integral part of everyday and especially festive and ritual life.

Текст научной работы на тему «СТАРИННЫЕ БЛЮДА И НАПИТКИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ РУССКИХ БАШКОРТОСТАНА»

УДК 392.8 (512.141): 397 DOI 10.24412/1728-5283-2024-2-90-95

СТАРИННЫЕ БЛЮДА И НАПИТКИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ РУССКИХ БАШКОРТОСТАНА*

© Галиева Фарида Габдулхаевна,

Институт этнологических исследований им. РГ. Кузеева Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук, г. Уфа, Российская Федерация

В статье рассматриваются блюда и напитки, бытующие на протяжении последних столетий в русских селениях северо-восточных районов Башкортостана, в которых проживают выходцы из Кунгурс-кого уезда Пермской губернии. Ставится цель установить причины, условия сохранения традиционной кухни и определить место в повседневной и празднично-обрядовой культуре. Методы исследования: сбор полевой информации, комплексный анализ полевых и опубликованных источников, научная интерпретация. Источники: публикации в газете «Уфимские губернские ведомости» В.С. Касимовского (1868 и 1877 гг.), которые сравниваются с полевыми материалами автора (2009, 2011, 2014, 2023 гг.) и опубликованными работами других этнографов. Выявлено, во-первых, что в разных русских селениях изучаемого региона в области традиционной кухни сложилась этнокультурная общность. Во-вторых, в рационе питания современников немало блюд, которые упоминаются В.С. Касимовским. В их числе мучное блюдо каравашки, овощная запеканка селянка, пирог с рыбой хвостом наружу. По полевым материалам, многие поколения местного населения готовят также рыбную запеканку сковордунка, похлебку из сухарей сухарница, варят калиновый и вишневый кисель. В-третьих, сохранилась обрядовая закрепленность блюд: на поминки непременно готовят рыбный пирог, блины, кисель. К свадьбе -пирог с рыбой, курник, уху, хворост. Каравашками в преддверии рождества угощают зашедших в дом славильщиков, во время зимних колядок - горбунцов, это блюдо ставят на свадебный и поминальный стол. Установлены перемены в традициях питания, связанные с местом приготовления (помимо русской печи - современное оборудование), перенятием блюд местного башкирского и татарского населения (чай с молоком, чак-чак) и других народов (борщ, манты). В способах употребления некоторых блюд (рыбный пирог) в ряде случаев выявлены локальные различия. В целом сделан вывод о сохра-

_ Ключевые слова: русские Башкортостана, Кунгурский! нении традиционных блюд и напитков как уезд, Пермская губерния, традиционная кухня, националь- неотъемлемой части повседневной и осо-ная кухня, обрядовые блюда, традиционные рецепты. бенно празднично-обрядовой жизни.

ANCIENT DISHES AND DRINKS IN THE MODERN CULTURE OF RUSSIANS OF BASHKORTOSTAN

© Galieva Farida Gabdulkhaevna,

R.G. Kuzeev Institute for Ethnological Studies, Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, Ufa, Russian Federation

The article examines the dishes and drinks that have existed over the past centuries in Russian villages in the northeastern regions of Bashkortostan, where people from the Kungur district of the Perm province live. The goal is to establish the reasons and conditions for the preservation of traditional cuisine and determine its place in everyday and festive ritual culture. Research methods: collection of field information, comprehensive analysis of field and published sources, scientific interpretation. Sources: publications in the newspaper "Ufa Provincial Gazette" by V.S. Kasimovsky (1868 and 1877), which are compared with the author's field materials (2009, 2011, 2014, 2023) and published works of other ethnographers. It was revealed, firstly, that in different Russian villages of the studied region an ethnocultural community has developed in the field of traditional cuisine. Secondly, in the diet of contemporaries there are many dishes that are mentioned by V.S.

* Для цитирования: Галиева Ф.Г. Старинные блюда и напитки в современной культуре русских Башкортостана // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 2024. №2. С.90-95. DOI 10.24412/1728-5283-2024-2-90-95

старинные блюда и напитки в современной культуре русских Башкортостана

Kasimovsky. Among them are the flour dish "karavashki", the vegetable casserole "selyanka", and a fish pie with the tail facing out. According to field materials, many generations of the local population also prepare fish casserole "skovordunka", rusk stew "sukharnitsa", and boil viburnum and cherry jelly. Thirdly, the ritual fixedness of dishes has been preserved: fish pie, pancakes, and jelly are always prepared for funerals. For the wedding - fish pie, chicken soup, fish soup, "khvorost". Changes in food traditions have been established related to the place of preparation (in addition to the Russian oven - modern equipment), the adoption of dishes of the local Bashkir and Tatar population (tea with milk, chak-chak) and other peoples (borscht, manti). In some cases, local differences were identified in the methods of eating certain dishes (fish pie). In general, the

" Keywords: Russians of Bashkortostan, Kungur district7] conclusion is made about the preservati°n °f

Perm province, traditional cuisine, national cuisine, ritual dishes, traditional dishes and drinks as an integral

traditional recipes.

Введение. Серия статей журнала «Вестник Академии наук Республики Башкортостан» посвящена актуальной научной проблеме - анализу механизмов сохранения этнических культур башкир, русских, татар, чувашей, украинцев и других народов в полиэтничной и поликонфессиональной среде [1-3]. Настоящее исследование находится в русле заданной тематики и ставит цель изучить этнокультурные процессы в области традиционной кухни русского населения Башкортостана. Задачи исследования: выявление блюд, бытующих еще с XIX века; установление причин и условий их сохранения в современном обществе; определение роли в этнолокальной культуре.

Актуальность исследования обусловлена тем, что национальная кухня в концентрированном варианте характеризует условия развития культуры этноса - своеобразие хозяйственно-культурных типов и занятий (скотоводы, земледельцы, охотники, рыболовы, собиратели), среду обитания (степь, лесостепь, горнолесная зона), этносоциальный состав (крестьяне, рабочие, интеллигенция). Кроме того, кухня дает представление о межэтнических контактах (давних и современных), отражает социально-политическую и экономическую ситуацию (появление новых продуктов и изменение технологий приготовления). На первый взгляд, в условиях развитой системы общепита, популярности услуг доставки готовых блюд, катастрофической занятости современного человека кажется, что вряд ли кто использует традиционные рецепты своих предков. Тем более, после десятилетий безжалостной советизации, урбанизации и интернационализации традиции утрачены во многих областях культуры (обряды, одежда, фольклор). Однако исследование показало, что не только на селе, но и в крупных городах, традиционные блюда народов Башкортостана можно попробовать не только в специализированных ресторанах и кафе (башкирской, татарской, белорусской и другой кухни), но и у обычных людей. Если приехать в глубинку, в отдаленные от столицы сёла и деревни,

part of everyday and especially festive and —1 ritual life.

то появляется возможность собрать кулинарную книгу старинных рецептов.

Объектом исследования стало русское крестьянское население, компактно расселенное в северо-восточных районах Башкортостана (Дуван-ский, Белокатайский, Мечетлинский), представленное потомками переселенцев второй половины XVIII века преимущественно из Кунгурского уезда Пермской губернии - кунгуряками. Первые два указанных района из-за большой численности русского населения называют «русскими» В 2010 году в Башкортостане русских насчитывалось 1432906 чел. (35,2 % всего населения). В Дуванском районе проживало 63,9% русского населения, в Белокатайском районе - 49,6%, в соседнем Мечетлинском - 15,4%. В городах республики проживало 83% русских. Хронологические рамки обозначены XIX - началом XXI века. Научная новизна исследования определяется тем, что впервые собраны рецепты традиционной кухни русского населения северо-восточных районов Республики Башкортостан (далее - РБ); выявлены условия сохранения этнических традиций; показана значимость традиционных блюд в современных условиях в повседневной и празднично-обрядовой культуре. Методы исследования включают сбор полевой информации, комплексный анализ опубликованных и неопубликованных источников, научную интерпретацию. Источниками для написания статьи послужили полевые материалы автора 2009, 2011, 2014, 2023 годов и других этнографов, опубликованные в книгах [4-7]. Отправной точкой для установления динамики традиций стали сведения, собранные В. С. Касимовским в 1860-х годах в русских селениях Златоустовского уезда Уфимской губернии, опубликованные в 1868 г. и 1877 г. в газете «Уфимские губернские ведомости» [8; 9]. При написании статьи использован опыт работы автора в качестве эксперта Министерства культуры РБ по составлению Единого Реестра объектов нематериального этнокультурного достояния народов РБ, подготовки материалов по системе питания народов Башкортостана.

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __

' 2024, том 51, № 2(114)^^^^ШПШШШ 91

Полевые исследования показали, что современные жители сёл и деревень северо-восточных районов Башкортостана в рацион питания включают немало блюд, которые упоминаются В.С. Касимовским, например, каравашки / караваши [10]. Эта выпечка была повседневной и празднично-обрядовой, караваши с маслом подавались на свадьбу в числе приблизительно 20 блюд [10, с. 9, 18]. (Рецепты приготовления блюд, указанных здесь и далее, собраны автором и опубликованы в Реестре объектов нематериального этнокультурного достояния народов Республики Башкортостан [11].

В ходе этнографических экспедиций автором статьи записано, что каравашки в наши дни пекутся на рождество для угощения славильщиков Христа [12] и на колядки для горбунцов (ряженых) [13]. Блюдо также готовится на поминальный и праздничный стол, с сушеными или свежими лесными ягодами. Для приготовления раньше применялась посуда местных гончаров, сейчас - заводская, чаще металлическая. Вместо хмеля используются дрожжи, для сладости добавляется изюм, а в остальном рецепт приготовления тот же.

В с. Дуван В.С. Касимовский зафиксировал особенность местного русского населения печь пироги с рыбой хвостом наружу: «В праздник постный и скоромный, не исключая Св. Пасхи и Рождества Христова, печется пирог из соленого судака с выставленными наружу хвостом. Является гость - на стол самовар и пирог. <...> При этом пирог печется из пшеничного теста» [10, с. 6, 27]. Корреспондент «Уфимских губернских ведомостей», подписавшийся Ив-нъ Бъ-въ, уточнил, что верхняя часть пирога печется из пшеничного теста, а нижняя - из ржаной муки [14]. В наши дни тесто полностью готовится из пшеничного теста. Рыба берется местная достаточно крупная (голавля, лещ, карась, щука, сом, судак, хариус), кладется на тесто не разрезаясь, целиком. Рыбный пирог подается на сватовство, свадьбу, день рождения (как символ процветания семьи) и на поминки (символ благополучия в этом и ином мире). Сложилась символика: голова рыбы - муж, жена - шея, середина -семья, дом, а хвост - дети [6, с. 273-274].

В разных районах отличается последовательность поедания пирога. В одних случаях вначале снимают и поедают верхнюю корку, затем рыбу, нижнюю часть (Дуванский район), в других - разрезают и раскрывают, отламывают и едят кусками (Белокатайский район), в-третьих, - не режут, а ломают пирог (Мечетлинский район). По традиции хозяева пироги пекут в русской печи (они сохранились во многих домах) либо в современных духовых шкафах. Готовый пирог с рыбой хвостом наружу можно купить в местных кафе, например, с. Тастуба Дуванского района.

В крестьянском хозяйстве ничего не пропадает, готовится и крупная, и мелкая рыба. Местная мелкая рыба (пескари, красноперки, мулявки) современниками используется для приготовления повседневной или праздничной запеканки сковордунка (от слова «сковорода»). В с. Вознесенка Дуванского района Башкортостана, по сведениям старожилов, ее делают по старинным рецептам с заливкой из яиц и сметаны, готовят в печи и на открытом огне, а также в духовом шкафу [15].

Посещая местных жителей, не раз приходилось видеть упомянутые В.С. Касимовским пика-ны (их собирают в лесу, варят головки, посолив, едят). В крестьянских домах, как и в прежни е годы, большие запасы соленых и сушеных грибов (грузди, синявки, опята, обабки), соленых огурцов и капусты, дикорастущей вишни и калины. Калину сушат на печи и хранят в холщовых мешках. Вишню (предпочитают кислые сорта) освобождают от косточек, выпаривают сок на водяной бане, закатывают и хранят в погребе. Из указанных ягод с использованием ржаной муки по правилам ПП (правильного питания) готовят густой кисель как повседневное и обрядово-поминальное блюдо, оно сытное, вкусное и красиво смотрится на столе. Рецепты приготовления киселя остаются неизменными, например, в с. Дуван Русина Евгения Ивановна сохраняет традиции своей мамы Анастасии Павловны и бабушки Александры Романовны, правда местом приготовления киселя стала не печь, а электроплита. Ягоды идут также для приготовления пирогов и вареников.

Участников экспедиции хозяева часто угощали селянкой (от «сельский») - вкусной и полезной запеканкой из картофеля или моркови (морковни-ца), реже репы или тыквы - продуктов собственного производства, хранящихся в погребе крестьянского дома. Она готовится быстро и просто (варка овощей, толчение, запекание с яйцами, молоком и сметаной) утром на завтрак в печи, также в духовке днем или вечером. В прошлом при отсутствии сладостей морковница была незаменимым желанным десертом и для взрослых, и для детей [16].

Пожалуй, самое простое традиционное блюдо, которое готовится на северо-востоке Башкортостана, - это сухарница. Сухари (отсюда название блюда), лук (репчатый или зеленый), сметана, сырое яйцо, зелень (при наличии) заливаются из самовара крутым кипятком, немного постояло - и готово к употреблению. Похлёбку едят и в скоромные, и в постные дни (заменяя сметану растительным маслом), запивая чаем из местных целебных и ароматных трав [17]. Под влиянием местного башкирского и татарского населения чай стали пить с добавлением молока.

А

старинные блюда и напитки в современной культуре русских Башкортостана

Г

Свадебно-обрядовым блюдом на протяжении столетий является курник - пирог из рубленной курицы с картофелем, а также пшеном. На свадьбу обязательно по традиции готовят красивый хлебный каравай (преподносят молодым с солью), уху (на второй день свадьбы), грибницу (груздёвицу), выпекают разные виды хвороста, в том числе в виде розочек и шариков [18] Поминальные обеды содержат обязательные блюда: помимо рыбного пирога, каравашек и киселя - пироги с капустой, грибами и другой начинкой, пшеничку с медовой сытой, домашнюю лапшу (во время поста - губ-ницу, то есть грибной суп), три каши (обязательно гороховую), компот из сухофруктов. Блины являются обязательным атрибутом свадьбы, масленицы и поминок. На Пасху, как и другие православные, пекут куличи, делают творожную пасху с посыпкой в виде разноцветного крашеного пшена. Остались воспоминания о том, что раньше на Рождество пекли сочень с конопляными семечками, а на закликания Весны - печенье «жаворонки» [19].

По описаниям В.С. Касимовского, в Златоус-товском уезде русское население употребляло ржаной хлеб, а не пшеничный, как чаще всего в наши дни, пекли ярушники (хлеб из яровой ржи) [10, с. 18]. Они по-прежнему пьют много кваса. Вместо заготовки в домашних условиях медовухи и домашнего пива - предпочитают купить в магазинах алкогольные напитки. Часто варят щи с мясом говядины или свинины, делают пельмени, студень (холодец) с хреном, но реже едят каши - гороховые, пшенные, ячменные, гречневые, полбенные. Любят яичницу, сметанные шаньги. Для пирогов ягоды сушат меньше, больше хранят в холодильниках. Приготовление сладких блюд не обходится без сахара, в прошлом его заменяли медом. (Пчеловодство в изучаемых районах очень развито. В разные годы мёд был средством обмена на продукты питания, служил лекарством и консервантом).

Таким образом, традиции питания русского населения северо-восточных районов Башкортостана сохранились по ряду причин. Кунгуряки хорошо адаптировались к местный природно-гео-графической среде (условия их прежнего расселения были схожими), активно используют дары лесов, лугов (дикорастущие пиканы, щавель, грибы, орехи, ягоды и пр.) и водоёмов (рыба разных видов, в годы голода - еще и моллюски). Флора и фауна хотя и изменились за последние столетия (исчезли некоторые виды рыб и растений), но не кардинально. (Кстати, собирать дикорастущие ягоды - как и в прошлом задача детей и подростков под присмотром старшего поколения.) Русские северо-восточных районов Башкортостана по-прежнему ориентированы на приусадебное земледелие (в некоторых русских селах, например, с. Вознесенка Дуванского района, площадь земельных

уделов составляет от 60 соток до 1 гектара на одну семью). Они имеют большой перечень выращиваемых культур, прежде всего овощей (около 15 соток отводится под картофель).

Традиции в питания бытуют благодаря многочисленности русских поселений, расположенных вблизи друг от друга, относительной моноэтнич-ности сёл и деревень, отдаленности от центров урбанизации горнолесными барьерами. Браки как правило здесь заключались между кунгуряками, проживающими в соседних районах. Непрерывность трансляции обычаев из поколения в поколение способствовала формированию локальной русской культуры. В других публикациях автора [4, 5] была показана специфика кунгуряков в местном диалекте (вместо бабушка - стара мамка, красиво - баско, грибы - губы, говорить - баять), в фольклоре (сохранились примеры исторических песен, утраченные в других регионах России), в обрядовой культуре (гуляния на Троицу). Настоящее исследование выявило, что уникальная культура сформировалась и в области традиционной кухни.

В современных условиях традиционные блюда сочетаются с заимствованными из других культур. Селянка, рыбный пирог с хвостом наружу, сухарница соседствуют с такими блюдами, как украинский борщ, белорусские драники, кавказский шашлык, башкирский и татарский чак-чак и суп-лапша. Хворост, блины, квас стали межэтническими блюдами. Под влиянием местного тюркского населения русские стали пить чай с молоком. Несмотря на обновление рациона питания, изменение способов приготовления, появление современной техники и технологий традиционные блюда сохраняются. В культурах других народов Башкортостана в ходе работы по составлению Реестра объектов нематериального этнокультурного достояния РБ автор также выявила традиционные блюда, например, у белорусов бульбяники (с. Балтика Иглинского района), у украинцев - пампушки с чесноком (с. Золотоношка Стерлитамакского района). Однако у них приготовление указанных блюд прежде всего связано с проведением фоль-клорно-этнографических праздников и фестивалей, декларированием своих маркеров этнических культур. У русских северо-восточного Башкортостана традиционные блюда - неотъемлемая часть их повседневной и празднично-обрядовой жизни. Есть основание предположить, что в ближайшие десятилетия традиционная кухня сохранится и продолжит дополняться рецептами из культур других народов.

Финансирование: Исследование выполнено в рамках государственного задания ИЭИ УФИЦ РАН № 122041900118-5.

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __

' 2024, том 51, № 2М14)^^^^ИПтПППП1 93

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурангулов Б.В., Бурангулова З.Ю. Роль общества по изучению Башкирии в сохранении историко-культурного наследия края в 20-е годы XX века // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 2023. 2023. Т. 46, № 1(109). С. 5-13. DOI 10.24412/1728-5283_2023_1_5_13. EDN RXYKSK.

2. Пилипак М.А. Традиционная культура славян в полиэтничной среде Рсепублики Башкортостан на примере украинцев деревни Навроловка Федоровского района // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 2023. Т. 47, № 2 (110). С. 89-95. DOI 10.24412/1728-5283_2023_2_89_95. EDN XBSFKL.

3. Галиева Ф.Г. Тканая шаль юго-восточных башкир в контексте диалога скотоводческих и земледельческих культур // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 2022. Т. 43, № 2(106). С. 57-64. DOI 10.24412/1728-5283_2022_2_57_64. EDN ZQALHR.

4. Галиева Ф.Г. Русское село Вознесенка: этнографические очерки. Уфа: ИП Галиуллин Д.А., 2013. 92 с.

5. Галиева Ф.Г., Серебренникова С.Ю., Водоле-ева М.В. Русское село Тастуба. Прошлое и настоящее. СПб.: Свое изд-во, 2015. 144 с.

6. Нечвалода Е.Е. Традиционная материальная культура русского населения северо-восточных районов Башкортостана. М.: Старый сад, 2016. 299 с.

7. Новикова О.В. Традиционная пища и кухонная утварь русского населения Дуванского района Республики Башкортостан в первой половине - середине XX в. // Русские айско-юрюзаньского междуречья (история, антропология, культура) / сост., автор предисл. Е. Е. Нечвалода. Уфа, 2012. С. 143-158.

8. Касимовский В.С. Кунгуряки // Уфимские губернские ведомости. 1868. № 1.

9. Касимовский В.С. Этнографический очерк села Дувана, Уфимской губернии, Златоустовского уезда В. Касимовского // Уфимские губернские ведомости. 1877. №№ 11, 14, 16-18, 20, 22-26, 31, 50.

10. Касимовский В. Исторические очерки о Дуване (1868, 1877 гг.) / отв. за вып. Н. Черепанова. Месягу-тово, 1991. 29 с.

11. Единый Реестр объектов нематериального этнокультурного достояния народов Республики Башкортостан. URL: https://nknrb.ru/ (дата обращения: 07.02.2024).

12. Полевые материалы автора (далее - ПМА) 2009 г. РБ, Дуванский район, с. Метели, Г.А. Хабибова 1962 г. р.

13. ПМА 2009 г. РБ, Дуванский район, с. Тасту-ба, Е.Н. Балдина 1913 г. р.

14. Ив-нъ Бъ-въ. Верхние Киги // Уфимские губернские ведомости. 1877. 10 апр.

15. ПМА 2014 г. РБ, Дуванский район, с. Вознесенка, Н.С. Сафонова 1935 г. р.

16. ПМА 2023. РБ, Дуванский район, с. Вознесенка, Е.Д. Петрова 1959 г. р.

17. ПМА 2023. РБ, Дуванский район, с. Рухтино, Л.М. Харисова 1971 г. р.

18. ПМА 2023. РБ, Дуванский район, с. Ярослав-ка, Н.П. Городилова 1969 г. р.

19. ПМА 2011 г. РБ, Белокатайский район, с. Ста-робелокатай, Т.А. Матвеева 1838 г. р.; В.Е. Бекетова 1931 г. р.; М.Ф. Потеряева 1931 г. р.; Мечетлинский район, с. Большеустьикинск, М.А. Устюгова 1964 г. р.

REFERENCES

1. Burangulov B.V, Burangulova Z.Yu. The role of the society for the study of Bashkiria in preserving the historical and cultural heritage of the region in the 20s of the XX century // Bulletin of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan. 2023. 2023. T. 46, No. 1(109). pp. 5-13. DOI 10.24412/1728-5283_2023_1_5_

13. EDN RXYKSK.

2. Pilipak M.A. Traditional culture of the Slavs in the multi-ethnic environment of the Republic of Bashkortostan on the example of the Ukrainians of the village of Navrolovka, Fedorovsky district // Bulletin of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan. 2023. T. 47, No. 2 (110). pp. 89-95. DOI 10.24412/1728-5283_2023_2_89_95. EDN XBSFKL.

3. Galieva F.G. Woven shawl of the south-eastern Bashkirs in the context of the dialogue between pastoral and agricultural cultures // Bulletin of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan. 2022. T. 43, No. 2(106). pp. 57-64. DOI 10.24412/1728-5283_2022_ 2_57_64. EDN ZQALHR.

4. Galieva F.G. Russian village Voznesenka: ethnographic essays. Ufa: IP Galiullin D.A., 2013. 92 p.

5. Galieva F.G., Serebrennikova S.Yu., Vodoleeva M.V Russian village Tastuba. Past and present. St. Petersburg: Svoe publishing house, 2015. 144 p.

6. Nechvaloda E.E. Traditional material culture of the Russian population of the north-eastern regions of Bashkortostan. M.: Old Garden, 2016. 299 p.

7. Novikova O.V Traditional food and kitchen utensils of the Russian population of the Duvan region of the Republic of Bashkortostan in the first half - mid-20th century. // Russians of the Ay-Yuryuzan interfluve (history, anthropology, culture) / comp., author of the foreword. E. E. Nechvaloda. Ufa, 2012. pp. 143-158.

8. Kasimovsky V.S. Kungurians // Ufa Provincial Gazette. 1868. No. 1.

9. Kasimovsky V.S. Ethnographic sketch of the village of Duvan, Ufa province, Zlatoust district by V. Kasimovsky // Ufa provincial statements. 1877. Nos. 11,

14, 16-18, 20, 22-26, 31, 50.

10. Kasimovsky V. Historical essays about Duvan (1868, 1877) / rep. per issue N. Cherepanova. Mesyagutovo, 1991. 29 p.

11. Unified Register of objects of intangible ethnocultural heritage of the peoples of the Republic of Bashkortostan. URL: https://nknrb.ru/ (access date: 02/07/2024).

12. Field materials of the author (hereinafter referred to as FMA) 2009, Republic of Belarus, Duvan district, p. Meteli, G.A. Khabibova born in 1962

13. PMA 2009, Republic of Belarus, Duvan district,

А

первая кряшенская газета современности «кряшен сузе»

г

p. Tastuba, E.N. Baldina born in 1913

14. Iv-n B-v. Upper Kigi // Ufa Provincial Gazette. 1877. April 10

15. PMA 2014 Republic of Belarus, Duvan district, p. Voznesenka, N.S. Safonova born in 1935

16. PMA 2023. Republic of Belarus, Duvansky district, p. Voznesenka, E.D. Petrova born in 1959

17. PMA 2023. Republic of Belarus, Duvansky

© Галиева Фарида Габдулхаевна,

доктор филологических наук, кандидат исторических наук, доцент, заведующая отделом этнографии, Институт этнологических исследований им. РГ. Кузеева Федеральное бюджетное научное учреждение Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук. ул. К. Маркса, 6, 450077, г. Уфа, Российская Федерация. E-mail: afg18@mail.ru ORCID: 0000-0002-1548-3012

district, p. Rukhtino, L.M. Kharisova born in 1971

18. PMA 2023. Republic of Belarus, Duvansky district, p. Yaroslavka, N.P. Gorodilova born in 1969

19. PMA 2011 Republic of Belarus, Belokataysky district, p. Starobelokatay, T.A. Matveeva born in 1838; V.E. Beketova born in 1931; M.F. Poteryayeva born in 1931; Mechetlinsky district, village. Bolsheustikinsk, M.A. Ustyugova born in 1964.

© Galieva Farida Gabdulkhaevna,

Doctor of Philology,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor,

Head of the Ethnography Department,

Institute of Ethnological Research named after. R.G. Kuzeev

Federal budgetary scientific institution

Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of

Sciences

st. K. Marx, 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

450077, Ufa,

Russian Federation.

E-mail: afg18@mail.ru

ORCID: 0000-0002-1548-3012

УДК 930.85 DOI 10.24412/1728-5283-2024-2-95-100

ПЕРВАЯ КРЯШЕНСКАЯ ГАЗЕТА СОВРЕМЕННОСТИ «КРЯШЕН СУЗЕ»

© Ахметов Данир Ильгизарович

Институт проблем экологии и недропользования Академии наук Республики Татарстан г. Казань, Российская Федерация

Статья освещает историю возрождения кряшенской периодической печати. В частности, посвящена появлению и деятельности первой кряшенской газеты современности «Кряшен сузе» (1993 год). Подъем кряшенского движения на волне эпохи Перестройки в конце 1980-х - начале 1999-х, учреждение кряшенских общественных организаций разного уровня, проведение мероприятий, а также появление своих лидеров и активистов поставило на повестку дня задачи, связанные с ростом самосознания, самоидентификации кряшенского населения. Их нельзя было решить без возрождения кряшенских газет и журналов, ликвидированных сталинским режимом в 1920-х годах. Газета появилась на свет благодаря принятому Федеральному Закону «О средствах массовой информации» от 1991 года и стала одной из первых частных изданий в России. Учреждена и вела свою работу при поддержке активиста кряшенского движения Н.П. Антонова. Печаталась в г.Набережные Челны. Газета нашла своего читателя, ее признала не только кряшенская общественность но и республиканские чиновники, руководители средств массовой информации, интеллигенция и т.д. Вместе с тем, она не имела государственной поддержки и весь период своего существования испытывала материально-финасовые трудности. Удержаться на информационном поле «Кряшен сузе» смогла лишь на средства, полученные от подписчиков на газету, меценатов-спонсоров, а также неравнодушных граждан. В таком режиме она продержалась до 2002 года. По одной из версий была закрыта в связи с предстоящей всероссийской переписью населения, намеченной в том же году, по другой - из-за противоречий и разногласий среди

~ Ключевые слова: кряшены, учредитель, газетаЛ активистов и лидеров внутри самого кря-«Кряшен сузе», перепись, ликвидация шенского движения.

* Для цитирования: Ахметов Д.И. Первая кряшенская газета современности «Кряшен сузе» // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 2024. №2. С.95-100. DOI 10.24412/1728-52832024-2-95-100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.