УДК 316.4
Стареющее общество России и Японии
НОРИКО ИГАРАСИ,
профессор Университета Тенри (Япония)
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается проблема ухода за пожилыми людьми в России и Японии на фоне старения населения. Автор анализирует политику и правовое обеспечение рассматриваемой проблемы в обеих странах. Основной вывод - необходимость передачи опыта в области ухода за пожилыми людьми, а также изучение в Японии российских инициатив.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: демография, поколения, старение, система социального ухода.
THE AGING SOCIETY OF RUSSIA AND JAPAN
NORIKO IGARASHI,
Professor at Tenri University (Japan)
ANNOTATION
The article examines the problem of caring for the elderly in Russia and Japan against the background of an aging population. The author analyzes the policy and legal support of the problem under consideration in both countries. The main conclusion is the need to transfer experience in the field of care for the elderly, as well as to study Russian initiatives in Japan. KEYWORLDS: demographics, generations, aging, social care system
Всем известно, что Япония является супер-стареющей страной. По сравнению с Японией уровень старения населения в России довольно низкий, и это еще не считают социальной проблемой. Однако население в России тоже стареет. Процент старения населения в России достигает 16%, аналогичный показатель в Японии в 2022 г. составил 29% [1]. Прогнозируют, что в России в 2050 году процент старения достигнет 25% [2]. Это почти равно нынешнему японскому уровню старения населения. По прогнозам, в 2070 г. уровень старения населения в Японии будет 38,7% [3]. Для стареющего населения необходим уход за пожилыми людьми. Уход за пожилыми людьми стал актуальной проблемой в Японии, что привело к введению страхования по уходу. В будущем в России уход за пожилыми людьми также станет проблемой. В данной презентации будет рассмотрена ситуация со старением в Японии и России и проблемы ухода за пожилыми людьми.
Современная ситуация со старением населения вЯпонии.
Изменения в семейной структуре
В Японии было принято, что в одном доме жили три поколения. В 1980 г. доля таких семей, в которых проживали пожилые люди свыше 65 лет, достигала 50,1%, а в 2021 г. она сократилась до 9,3% [4]. Кроме того, продолжается рост численности неженатых людей, бездетных супружеских пар, а также семей, в которых неженатые дети живут вместе с родителями. Таким образом, с ростом числа неженатых людей и пожилых бездетных супружеских пар возрастает потребность в социальном обеспечении и уходе за ними.
Политика по уходу за престарелыми вЯпонии В апреле 1961 г. принят закон о медицинском страховании и вступил в силу закон о пенсиях. Согласно этим законам сформирована система «всеобщего медицинского страхования и пенсионного обеспечения»,
по которой все граждане Японии включались в государственную пенсионную систему и государственную систему медицинского страхования.
Однако в 1980-х гг. были ограничены категории получателей социальной помощи для престарелых, главным образом, одинокими гражданами с низким уровнем доходов. Поэтому общепринятым стало проживание большинства пожилых людей вместе со своими детьми, и уход за пожилыми родственниками стал рассматриваться как семейная работа. В случае необходимости оказания такого ухода при поступлении в учреждения для престарелых у людей был сильный психологический барьер, а у них на дому необходимый уход был ограничен. В результате в обществе стал выбор: направлять престарелых родственников в медицинские учреждения для пожилых людей или же семья сама будет оказывать необходимый уход.
Таким образом, общепринятым стало оказание ухода на дому. Было много примеров, когда семья, в частности, невестки оказывали такой уход. Однако нагрузку на женщин практически не считали серьезной работой. В романе Ариеси Савако «Блаженные люди», изданном в 1972 г., раскрываются недостатки системы социальной помощи по уходу за престарелыми. Это, в свою очередь, привлекло общественное внимание к проблемам по уходу за пожилыми людьми, и стали прилагаться усилия по улучшению их жизни и медицинского обслуживания.
Система социального ухода вступила в силу 1 апреля 2000 г. Она представялет собой социальное страхование, по которому от страховой компании можно получить выплаты на услуги по уходу в период наступления страхового случая. На страховые компании на уровне органов местного самоуправления была возложена обязанность государства и префектуральных властей, что составляет три четверти от всей государственной нагрузки страхования. Страхование лиц старше 40 лет является обязательным.
Изменение состава лиц, оказывающих уход
В докладе «Исследование состояния лежачих пожилых людей» за 1968 г. приводятся данные, что среди лиц, осуществляющих уход,
один из супругов - 25,1%, жена сына - 49,8%, дочь - 14,5% [5]. По данным доклада «Исследование с точки зрения демографической мобильности, социально-экономического развития» от 1995 г. эти показатели выглядят следующим образом: один из супругов - 36,6%, жена страшего сына - 27,6%, дочь - 20%, сын -5,6% [6]. При анализе этих данных видно, что роль невесток сократилась, а роль супруга и дочерей возросла. Чаще всего просят оказывать уход дочерей. По результатам за 2019 г. представлены такие данные по лицам, осуществляющим уход: супруги - 23,8%, дети -20,7%, супруги детей - 7,5%. Т. е. роль невесток значительно снижается [7].
Сейчас в Японии широко распространен семейный уход, сочетающийся с уходом с использованием системы страхования.
Уход за пожилыми людьми в России
Меры по улучшению положения пожилых людей в России отражаются в законах о социальном благополучии. Действует система социального обслуживания на основании таких законов, как «Федеральный закон о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» [8] и «Федеральный закон об основах социального обслуживания в РФ» [9] 1995 года.
После многочисленных поправок был принят и вступил в силу 1 января 2015 года Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» № 442-ФЗ, объединяющий два закона 1995 года [10].
Услуги предоставляются на основе федерального законодательства, но функционирование осуществляется по стандартам субъектов Федерации, поэтому содержание и функционирование услуг в разных субъектах Федерации различаются. Основными источниками финансирования социальной помощи в России являются бюджеты Федерации, субъектов Федерации и местных органов власти, при этом система страхования отсутствует. Поэтому количество пожилых людей, имеющих право на получение государственной помощи, ограничено.
С января 2015 года, когда вступил в силу этот закон, человек может обратиться в администрацию, если нуждается в уходе, но получит ли он разрешение, зависит
от обстоятельств. До принятия Федерального закона № 442 только государственные учреждения оказывали услуги по уходу за престарелыми, но после принятия этого закона некоммерческие организации и частный сектор также получили возможность участвовать в этой деятельности.
В России существует система ухода за пожилыми людьми, но на практике его часто осуществляют члены семьи. Это связано не только с финансовыми возможностями, но и с тем, что предполагается, что уход должен осуществляться членами семьи. Это закреплено на законодательном уровне в Конституции и Семейном кодексе, и, независимо от того, известны ли эти законы, в российском обществе существует понимание того, что дети должны заботиться о своих престарелых родителях.
Современная ситуация ухода за пожилыми людьми
Петербургский еврейский благотворительный центр «Благословение Авраама (Хэсэд)» (далее - Центр) - первая НКО в Петербурге, оказывающая помощь на дому после вступления в силу закона 2015 года [11]. Центр был сосредоточен на благотворительной деятельности по уходу на дому за пожилыми евреями, а также на оказании помощи на дому ветеранам войны и жителям блокадного Ленинграда в Петербурге. Его деятельность была признана городом, и он стал одним из первых, получивших одобрение, когда в 2015 году в закон были внесены поправки, позволяющие частному сектору участвовать в уходе на дому наряду с государственным. Мы рассматриваем проблемы ухода, выявленные в процессе расширения работы Центра после принятия Федерального закона № 442.
Однако существует большой разрыв между уходом, который хотят получить пожилые люди, и уходом, предоставляемым государством. Нынешнего бюджета совершенно недостаточно, чтобы обеспечить необходимый уход всем нуждающимся. Но власти города не понимают этой ситуации, поэтому, как и раньше, направляют соцработников. Соцработники посещают пожилых людей примерно два раза в неделю и оказывают им
помощь на дому, например, ходят за покупками, убирают и приводят клиента в порядок. В стране существуют дома престарелых для тех, кому трудно ухаживать за собой дома, и у таких пожилых людей есть возможность переехать туда.
По мнению директора Центра, в Петербурге нет понимания спроса и предложения на услуги по уходу. Прежде всего нет опроса и понимания того, сколько людей нуждается в уходе. Кроме того, не понимают, какой именно уход необходим. Он может варьироваться от простых задач, таких как поход за покупками для пожилых людей, до ухода за лежачими пожилыми людьми.
Только в Петербурге и Москве некоммерческие организации занимают лидирующие позиции в развитии ухода за пожилыми людьми, в то время как в других городах ситуация остается прежней даже после вступления в силу нового закона. Как и прежде, уход за пожилыми людьми рассматривается как семейное дело.
Как на самом деле обстоят дела в России, когда родители или близкие родственники нуждаются в уходе? Если они могут себе это позволить, они обращаются в частное учреждение или нанимают сиделку. На основании собранных интервью можно разделить пожилых людей, имеющих родственников, на две группы: 1 - группа, где уход обеспечивают члены семьи; 2 - группа, где члены семьи в основном обеспечивают уход и одновременно пользуются услугами соцработников или сиделки. Частота использования помощи сиделки зависит от состава семьи и финансовых возможностей.
Роль сиделки в сфере ухода в России значительная. Нанять русских сиделок очень дорого, поэтому нанимают мигрантов из Центральной Азии и Украины.
Из вышесказанного видно, что в России также существует проблема ухода за пожилыми людьми, и, хотя она еще не так актуальна, как в Японии, мы убеждены, что передача России опыта Японии в области ухода за пожилыми людьми, а также изучение в Японии российских инициатив будут полезны для стареющих обществ обеих стран.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. https://data.worldbank.org/indicator/ SP.POP.65UP.TO.ZS (дата обращения: 10.04.2024).
2. https://tass.ru/ekonomika/6983054 (дата обращения: 10.04.2024).
3. https://www8.cao.go.jp/kourei/ whitepaper/w-2023/zenbun/pdf/1s1 s_01.pdf. (Дата обращения: 10.04.2024).
4. https://www8.cao.go.jp/kourei/ whitepaper/w-2023/zenbun/pdf/1s1 s_01.pdf. (Дата обращения: 10.04.2024). Там же.
5. http://www.jamh.gr.jp/kokoro/series/ kazoku2.html (дата обращения: 10.04.2024).
6. http://www8.cao.go.jp/kourei/ whitepaper/w-1997/h1_6_4_1.htm (дата обращения: 10.04.2024).
7. https://www8.cao.go.jp/kourei/ whitepaper/w-2021/zenbun/pdf/1 s2s_02.pdf. (Дата обращения: 10.04.2024).
8. Федеральный закон Российской Федерации от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ.
9. Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ.
10. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ.
11. Интервью с руководством Петербургского еврейского благотворительного центра «Благословение Авраама (Хэсэд)» 19 августа 2019 года (личный архив).