Научная статья на тему 'Становление женского гимназического образования в кранинском уезде Смоленской губернии во второй половине XIX - начале XX веков'

Становление женского гимназического образования в кранинском уезде Смоленской губернии во второй половине XIX - начале XX веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
262
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГИМНАЗИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЧАСТНОЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КРАСНЫЙ / СМОЛЕНСКАЯ ГУБЕРНИЯ / GYMNASIUM / EDUCATIONAL PROCESS / PRIVATE AND PUBLIC EDUCATION / CHARITY / WOMEN'S EDUCATION / KRASNYI / SMOLENSK PROVINCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Макова Елена Николаевна

В статье анализируется становление и развитие женского гимназического образования в городе Красном Смоленской губернии, исследуется столкновение взглядов местных чиновников по вопросу открытия женской гимназии в смоленской провинции и всяческое препятствие властей в организации женского образования в городе Красном. Приводятся исторические свидетельства из различных источников Смоленской области, подтверждающие достоверность изложенного материала. Подчеркнута деятельность меценатов и благотворителей, оказавших огромный вклад в развитие женского гимназического образования на Смоленщине. Представлена активная жизненная позиция местного населения и представителей общественности в скорейшем решении «женского вопроса». Показана позиция руководства Краснинского уезда в отношении женского образования и открытия женских учебных заведений в уезде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FEMALE COLLEGE EDUCATION IN KRASNINSKY DISTRICT OF SMOLENSK PROVINCE IN THE SECOND HALF OF XIX - EARLY XX CENTURIES

The article analyzes the formation and development of female secondary education in the city of Krasnyi, Smolensk province, and a clash of views of local officials on the issue of opening of a girls ‘ school in Smolensk province and every obstacle of the authorities in the organization of female education in the town Krasnyi The article presents the historical evidence from various sources of Smolensk region, confirming the accuracy of the material presented. It also highlights activities of patrons and philanthropists who had a huge contribution to the development of female secondary education in the Smolensk region. An active position of the local population and representatives of the public in the early resolution of the „women’s issue” is presented. The position of the Krasnyi County administration in relation to women’s education and the opening of women’s educational institutions in the county is shown.

Текст научной работы на тему «Становление женского гимназического образования в кранинском уезде Смоленской губернии во второй половине XIX - начале XX веков»

1УДК 37.014 ББК 74.04(2)

СТАНОВЛЕНИЕ ЖЕНСКОГО ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КРАНИНСКОМ УЕЗДЕ СМОЛЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

Е. Н. Макова

Аннотация. В статье анализируется становление и развитие женского гимназического образования в городе Красном Смоленской губернии, исследуется столкновение взглядов местных чиновников по вопросу открытия женской гимназии в смоленской провинции и всяческое препятствие властей в организации женского образования в городе Красном. Приводятся исторические свидетельства из различных источников Смоленской области, подтверждающие достоверность изложенного материала. Подчеркнута деятельность меценатов и благотворителей, оказавших огромный вклад в развитие женского гимназического образования на Смоленщине. Представлена активная жизненная позиция местного населения и представителей общественности в скорейшем решении «женского вопроса». Показана позиция руководства Краснинского уезда в отношении женского образования и открытия женских учебных заведений в уезде.

Ключевые слова: гимназия, образовательный процесс, частное и государственное образование, благотворительность, женское образование, Красный, Смоленская губерния.

FORMATION OF FEMALE COLLEGE EDUCATION IN KRASNINSKY DISTRICT OF SMOLENSK PROVINCE IN THE SECOND HALF OF XIX - EARLY XX CENTURIES

E. N. Makova

Abstract. The article analyzes the formation and development of female secondary education in the city of Krasnyi, Smolensk province, and a clash of views of local officials on the issue of opening of a girls ' school in Smolensk province and every obstacle of the authorities in the organization of female education in the town Krasnyi The article presents the historical evidence from various sources of Smolensk region, confirming the accuracy of the material presented. It also highlights activities of patrons and philanthropists who had a huge contribution to the development of female secondary education in the Smolensk region. An active position of the local population and representatives of the public in the early resolution of the „women's issue" is presented. The position of the Krasnyi County administration in relation to women's education and the opening of women's educational institutions in the county is shown.

Keywords: gymnasium, educational process, private and public education, charity, women's education, Krasnyi, Smolensk province.

Государственная политика России в отношении развития женского гимназического образования рассматриваемого периода имела как положительные, так и отрицательные стороны. Отрицательные аспекты государственной политики России второй половины XIX - начала XX вв. заключались в отсутствии четко выраженной программы развития женского образования, проявлением которого

являлось нежелание чиновников решать проблему женского образования. Консервативность взглядов многих из них делало приверженцами классической системы женского гимназического образования; гимназия в «умах» чиновников должна была быть элитарной дворянской школой. В ходе изучения литературы нами было выявлено, что классическую систему образования в своей деятельности поддер-

живали такие министры народного просвещения, как Н. П. Боголепов, П. С. Ванновский, И. И. Толстой, А. Н. Шварц, П. Н. Игнатьев - они не смогли создать единую среднюю образовательную школу.

Положительным аспектом государственной политики России являлось интенсивное развитие гимназического образования, которое позволяло поступить в высшее учебное заведение, но только представителям мужского пола. Девушки могли получить звание «домашней наставницы» благодаря гимназиям, как государственным, так и частным. Такая система позволяла развиваться женскому гимназическому образованию в уездных городах.

В сфере народного образования эти поиски отражали сложившуюся ситуацию, по мнению Е. Л. Слепенковой, «являлись своеобразной апробацией педагогических начинаний, направленных на выработку принципиальных подходов, отражающих, в свою очередь, неизбежные для страны перемены в общественной жизни и изменения во взглядах на роль человека в обществе в целом и женщины в частности» [1, с. 17]. Иными словами, с этого периода начинаются существенные перемены в жизни общества, в его образовательной сфере.

Несмотря на то, что в обществе сложилось консервативное мнение о роли женщины в семейном быту, оно все же не могло изменить потребности прекрасного пола в получении гимназического образования. Стоит отметить, что в народе, как указывает О. Ю. Колпачева, бытовало мнение о том, что «дворянскому обществу требовалась, прежде всего, хозяйка модного салона, знающая иностранные языки, умеющая играть на музыкальных инструментах и имеющая некоторые представления о науках, содержание обучения в институтах благородных девиц было ориентировано, прежде всего, на реализацию указанных целей» [2, с. 16]. Можем сделать вывод, что в организованных учебных заведениях для дворянок девушек готовили к главной роли, а именно выполнению обязанностей хозяйки дома, жены и матери. Изначально женщина, по мнению чиновников, должна была знать свою главную роль в обществе, а не стремиться стать вровень с мужчиной.

Первостепенно государством были созданы гимназии Министерства народного просвеще-

ния, позже помимо министерских женских гимназий в провинциальных городах, например в городе Смоленске, начиная с 1900 г. стали возникать частные женские гимназии. Они являлись новой формой частного образования провинции с начала XX в. Их предшественниками были женские пансионы, предназначенные для обучения девочек из элитных или состоятельных семей. Причина популярности частного гимназического образования объясняется двумя факторами. Во-первых, многие состоятельные родители были противниками всесословного женского образования. Они считали неприемлемым обучение своих детей с крестьянскими или мещанскими девочками в министерских гимназиях. Во-вторых, поступить в правительственную гимназию было не простым делом, так как число желающих с каждым годом увеличивалось. В частные же гимназии, несмотря на существовавшие экзамены, поступить было значительно проще. Все же родители не стремились давать своим дочерям образование. Этому способствовало множество причин, например, с открытием заводов и предприятий стали нужны рабочие, которые смогли бы работать на производстве. У крестьян не было возможности получить образование из-за постоянной занятости на фабриках или на поле. В результате в стране стало наблюдаться закрытие школ, так как в них некому было давать знания. Подобный феномен вызывал негодование у правительства, что привело к созданию курсов на заводах и фабриках, чтобы обучить ремеслу желающих работать на производстве. Более зажиточные и состоятельные люди все же считали образование высшей ценностью и отдавали своих детей в частные или государственные гимназии. Все это приводило к тому, что образование вновь стало носить сословный характер, что, в свою очередь, показывало тупиковую ситуацию в развитии общества страны. Так, развитие промышленности, культуры и социальной сферы способствовало развитию губернии и повысило уровень жизни населения. Стоит отметить, что в Смоленской губернии «ярким примером развития промышленности и производства стал запуск первого трамвая в 1898 году, также благодаря купцу Михаилу Ивановичу Мо-тову получила широкое распространение продажа льна и пеньки в соседние губернии; Пар-

фен Гейдуков открыл производство изделий из серебра, был первым вяземским бургомистром, а также занимался благотворительностью и построил больницу. В это время состоялось открытие первого банка и ряд других достижений. Особенную известность получила культурная сфера благодаря семье Тенишевых, но, несмотря на хлынувший подъем, в губернии, как и во всей стране, наблюдался спад женского просвещения» [3, с. 56]. Чтобы хоть как-то поднять престиж образования, местные меценаты и просто состоятельные люди стали вкладывать средства в открытие школ, пансионов, училищ, прогимназий, гимназий. Все это привело к тому, что стали открываться частные женские учебные заведения.

Несмотря на подъем промышленности и культуры в Смоленской губернии развитие женского образования шло неравномерно. Так, к началу XX в. лишь в одном Краснинском уезде губернии отсутствовало среднее женское учебное заведение. «Основная проблема заключалась в немногочисленности населения и довольстве провинциального общества существовавшими начальными женскими школами» [4, с. 23]. Состоятельные родители посылали своих девочек на обучение в губернские женские гимназии. Для открытия женской прогимназии или гимназии необходимы были солидные финансовые вливания. Никто не брал на себя инициативу сбора средств. В связи с этим проблема с открытием среднего женского учреждения затягивалась на десятилетия.

В журнале 9-го очередного Смоленского городского земского собрания отмечалось, что «длительное время Краснинское женское (приходское) училище существовало как двухклассное женское училище, в ряде источников оно именовалось приходским. Оно было основано в 1862 году и имело характер начального учебного заведения. Численность учениц была незначительной, в начале 1870 годов в Краснинском женском училище состояло от пятнадцати до тридцати учениц» [5, с. 38]. Несмотря на малое количество учениц, в училище служили четыре учителя: Ф. Яблонский (законоучитель). В. Глотов, Е. Черков, П. Маторина. Известно, что училище существовало исключительно за счет частных средств. С 1871 г. уездное земство стало выделять в его пользу незначительную сум-

му - 100 рублей в год. В прессе отмечалось абсолютное безразличие властей к проблеме женского просвещения: «Несколько лет тому назад в думе был поднят вопрос о преобразовании местного женского, с пятилетним курсом училища - в женскую прогимназию, но почему-то этот вопрос остался вопросом до сего дня» [6, с. 2]. По нашим данным, местные власти пытались осуществить попытку преобразования училища в прогимназию в 1888 г., но из-за отсутствия средств данный вопрос остался нерешенным. Первоначально заведение помещалось в ветхом частном доме. Городской глава, соборный староста, купец второй гильдии Тарас Петрович Бобров приложил немало стараний по приобретению нового здания для училища. После того, как в 1893 г. городская дума переехала в новое здание, он инициировал перемещение женского училища в бывшее здание думы, что заметно улучшило его гигиенические условия. Бывшее же здание училища Т. П. Бобров распорядился отдать для устраиваемой в городе богадельни.

На протяжении 1870-1910 гг. училище возглавляли Татьяна Александровна Басова, Лидия Ивановна Гурьянова (дочь надворного советника), Мария Тарасьевна Боброва (дочь купца). В «Смоленском вестнике» писали: «Почетным блюстителем длительное время был Т. П. Бобров, купец третий гильдии, осознававший важность развития женского образовательного учреждения. Он был отцом трех дочерей, которых за неимением гимназии в Красном пришлось отправить для получения среднего образования в женскую гимназию Смоленска» [7, с. 43]. Его деятельность и жизненная позиция, по нашему мнению, была не только правильной, но и нужной для общества. «Т. П. Бобров ежегодно выделял средства в пользу Краснин-ского училища» [7, с. 145], активно поддерживая мысль о его преобразовании в прогимназию, а затем в гимназию. Его дочери впоследствии стали педагогами Краснинского женского училища. Среди первых учителей были: М. И. Лебедева, М. И. Глебова, Л. И. Гурьянова, М. И. Ивашкевич, П. Оглоблин, К. П. Ширяева, А. Д. Ивашкевич, З. Т. Боброва.

Подчеркнем, что основание прогимназии прошло позднее, чем в других уездах - 1 июля 1911 г. Главная причина состояла в скудности

городских средств. В местной прессе отмечалось: «Со вторника, 4 октября, в женской прогимназии наконец-то начались долгожданные приемные экзамены, продолжавшиеся почти всю прошлую неделю» [8, с. 3]. В год открытия в прогимназии состояло незначительное число учениц - пятьдесят две. Первоначально должность начальницы занимала госпожа Зарудина. С преобразованием заведения большую активность проявили родители учениц. В этом же году ими был поднят вопрос о возможности основания «общества родителей» или «общества вспомоществования недостаточным ученицам» [8, с. 3]. Все это, на наш взгляд, способствовало развитию женского гимназического образования. «В следующем году при заведении был открыт V класс, с 1914 года - VI класс. Для учебного заведения власти города избрали новое здание - бывший дом городского управления, в котором также размещалось начальное училище» [9, с. 23]. Начальницей прогимназии была дворянка Ольга Иосифовна Грачева. К 1913 г. в прогимназии обучались сто двадцать пять учениц. В сборнике о Краснинском уезде отмечалось, что «сословный состав распределился следующим образом: шестнадцать дворянок, шесть учениц духовного звания, одна почетная гражданка, одна из купеческого сословия, тридцать одна крестьянка и шестьдесят мещанок» [9, с. 68]. То есть большинство учениц не имели высоких званий. Больше половины детей были приезжими, в основном из сельской местности уезда.

Краснинская прогимназия последней в губернии была преобразована в гимназию. В материалах заседаний губернского земства она называлась «исключительной». Во многом это было связано с тем, что в 1912 г. в уезде была открыта Соболево-Воробьевская женская учительская семинария, готовившая учительниц для народных школ. В связи с этим потребность в открытии педагогических гимназических классов не была столь актуальной.

Преобразование в гимназию состоялось в 1915 г. По ходатайству попечительского совета заведения в следующем году был открыт VIII педагогический класс со специальностями по русскому, французскому и немецкому языкам, математике, истории и географии. Из чего следует, что гимназия отличалась широкой специ-

ализацией и делала акцент на подготовку учительниц по иностранным языкам.

Таким образом, можем сделать вывод, что становление и развитие в Краснинском уезде шло очень медленно по ряду причин: малочисленность населения, бедность и нежелание властей сыграли свою роль. Все же активная позиция местного населения, выдающиеся меценаты, открытость и заинтересованность провинциальной власти преодолевать многочисленные трудности - нехватку квалифицированных педагогов, отсутствие денежных средств, скудность бюджета, тесноту учебных помещений - помогли открыться учебному заведению в 1911 г. Женские гимназии являлись для представительниц прекрасного пола не просто учебными заведениями. Они значительно повысили общий культурный уровень населения. Кроме того, женские гимназии создали плодотворную почву для развития профессиональной деятельности женщин, что помогло им занять свое место в социокультурном пространстве.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Слепенкова Е. Л. Из истории женского среднего образования в России // Педагогика. -2000. - № 9. - С. 27-33.

2. Колпачева О. Ю. Становление и развитие женского гимназического образования в пореформенной России (конец 50-х - 70-е годы XIX в.): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. -Ставрополь, 1999. - 144 с.

3. Стерлягов А. А. Халецкий В. Н. История смоленского предпринимательства. - Смоленск: Свиток, 2016. - 320 с.

4. Журналы 45-го очередного Смоленского губернского земского собрания за 1910 г. -Смоленск, 1910.

5. Журналы 9-го очередного Смоленского губернского земского собрания за 1873 г. -Смоленск, 1873.

6. Краевский М. Н. Воспоминания. Из документального фонда Смоленского музея-заповедника. - СМЗ КП 30397/1.

7. Красный // Смоленский вестник. - 1893. -№ 18. - 213 с.

8. Красный // Смоленский вестник. - 1893. -№ 19. - 256 с.

9. Общий обзор народного образования в Крас-нинском уезде за 1913-1914 учебный год.

REFERENCES

1. Slepenkova E. L. Iz istorii zhenskogo srednego obrazovaniya v Rossii. Pedagogika. 2000. No. 9, pp. 27-33.

2. Kolpacheva O. Yu. Stanovlenie i razvitie zhenskogo gimnazicheskogo obrazovaniya v pore-formennoy Rossii (konets 50-kh - 70-e gody XIX v.). PhD dissertation (Education). Stavropol, 1999.144 p.

3. Sterlyagov A. A. Khaletskiy V. N. Istoriya smo-lenskogo predprinimatelstva. Smolensk: Svitok, 2016. 320 p.

4. Zhurnaly 45-go ocherednogo Smolenskogo gu-

bemskogo zemskogo sobraniya za 1910 g. Smolensk, 1910.

5. Zhurnaly 9-go ocherednogo Smolenskogo gu-bernskogo zemskogo sobraniya za 1873 g. Smolensk, 1873.

6. Kraevskiy M. N. Vospominaniya. Iz dokumen-talnogo fonda Smolenskogo muzeya-zapovedni-ka. CMZ KP 30397/1.

7. Krasnyy. Smolenskiy vestnik. 1893, No. 18. 213 p.

8. Krasnyy. Smolenskiy vestnik. 1893, No. 19. 256 p.

9. Obshchiy obzor narodnogo obrazovaniya v Krasninskom uezde za 1913-1914 uchebnyy god.

Макова Елена Николаевна, аспирант кафедры педагогики и психологии Смоленского государственного университета

e-mail: [email protected]

Makova Elena N., Post-graduate student, Pedagogy and psychology Department, Smolensk state University e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.