Научная статья на тему 'Становление и развитие женского гимназического образования в Поречском уезде Смоленской губернии во второй половине XIX - начале XX веков'

Становление и развитие женского гимназического образования в Поречском уезде Смоленской губернии во второй половине XIX - начале XX веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
174
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SCHOOL / ГИМНАЗИЯ / HIGH SCHOOL / МЕЦЕНАТСТВО / PHILANTHROPY / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / CHARITY / ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FEMALE EDUCATION / POREC / СМОЛЕНСКАЯ ГУБЕРНИЯ / SMOLENSK PROVINCE / УЧИЛИЩЕ / ПОРЕЧЬЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Макова Елена Николаевна

В статье описывается период становления и развития женского гимназического образования в Поречском уезде Смоленской губернии, а также нежелание местной администрации под предлогом бедности населения открывать женское учебное заведение. Население, и местные благотворители, меценаты оказали всевозможную помощь в организации женского учебного заведения в своем уезде и помогали его финансированию и функционированию. Девушки из малообеспеченных семей могли получить образование, что во многом помогло им стать самостоятельными и зарабатывать себе на жизнь. Как ни старались противники женского образования, все же им не удалось погасить инициативу общественности, а активная позиция различных обществ и благотворителей лишь усилила желание дать женщине реализовать свои профессиональные возможности и талант. Несмотря на все противоборство в 1870 году было принято «Положение о женских гимназиях и прогимназиях», которое заставило местные власти пересмотреть свои притязания в адрес женского образования, так как по данному Положению в каждой губернии и каждом уезде должны были быть организованы женские учебные заведения. Они восполнили бы недостающее звено всей образовательной системы страны, но местные власти нашли способ уклониться от исполнения данного положения, ссылаясь на недостаточность средств, что во многом тормозило открытие женских гимназий. Тогда на помощь пришла общественность, благотворители, смекалка воспитанниц учебных заведений. Они организовывали различные вечера, спектакли, чтоб собрать необходимую сумму для функционирования женской гимназии. Все эти мероприятия позволили оценить, насколько важным и нужным для женщин было образование. Девушки стремились и хотели получать профессию, но многое было против их желаний. Однако, благодаря Положению 1870 года, у них появился шанс получить звание «домашней наставницы», что во многом определило новые реалии в жизни женщины. Для Смоленской губернии организация женских учебных заведений проходила, как и во всех остальных губерниях России, не без сложностей. Стоит отметить, что к концу существования Российской Империи женских гимназий насчитывалось семнадцать, когда мужских было вдвое меньше. Образование в них соответствовало государственному стандарту, но получение высшего профессионального образования было затруднено. Не каждая женщина могла окончить Бестужевские курсы, а если ей это удавалось, она оставалась и преподавала в гимназии или уезжала за границу с целью получения высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие женского гимназического образования в Поречском уезде Смоленской губернии во второй половине XIX - начале XX веков»

THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF FEMALE SECONDARY EDUCATION IN PORECHSKY COUNTY SMOLENSK REGION IN SECOND HALF OF XIX - EARLY XX CENTURIES Makova E.N. (Russian Federation) Email: Makova538@scientifictext.ru

Makova Elena Nikolaevna - Postgraduate Student, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, SMOLENSK STATE UNIVERSITY, SMOLENSK

Abstract: the article describes the period of formation and development of the female secondary education in the Porechsky district of Smolensk province, as well as the reluctance of the local administration under the pretext of poverty to open a female school. Population, and local benefactors, patrons have provided all possible assistance in the organization of women's educational institutions in your County and helping its financing and operation. Girls from poor families could get an education, which largely helped them to become independent and earn a living. It is not trying, the opponents of female education, yet they failed to suppress the initiative of the public and active position of different societies and philanthropists only strengthened the desire to give a woman to realize the professional potential and talent. Despite all opposition in 1870 it was adopted "regulations on women's gymnasiums and schools", which forced local authorities to reconsider their claim in the women's education as on the Situation in each province and each County was to be organized by women's educational institutions. They would fill the missing link of the entire educational system of the country, but the local government found a way to evade enforcement of this provision referring to the lack of funds that largely hindered the opening of girls ' schools. Then came to the aid of the public, the philanthropists, savvy pupils of educational institutions. They organize various kinds of parties, performances, to raise the necessary funds for the operation of a girls ' school. All these activities allowed us to assess how important and necessary for women was education. The girls were eager and wanted to learn a profession, but a lot was against their desires. However, due to the Position of1870 they had a chance to get the title of "home mentor", which largely determined the new realities in the life of a woman. For the province of Smolensk organization of women's educational institutions was held, as in all the other provinces of Russia is not without difficulties. It should be noted that by the end of the Russian Empire girls' schools, there were seventeen, when the male was less than half. Education they are consistent with the state standard, but higher vocational education has been hampered. Not every woman could graduate from the Bestuzhev courses, but if she did, she stayed and taught in high school or went abroad with the aim of obtaining higher professional education. Keywords: school, high school, philanthropy, charity, female education, Porec, Smolensk province.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖЕНСКОГО ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОРЕЧСКОМ УЕЗДЕ СМОЛЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ Макова Е.Н. (Российская Федерация)

Макова Елена Николаевна - аспирант, кафедра педагогики и психологии, Смоленский государственный университет, г. Смоленск

Аннотация: в статье описывается период становления и развития женского гимназического образования в Поречском уезде Смоленской губернии, а также нежелание местной администрации под предлогом бедности населения открывать женское учебное заведение. Население, и местные благотворители, меценаты оказали всевозможную помощь в организации женского учебного заведения в своем уезде и помогали его финансированию и функционированию. Девушки из малообеспеченных семей могли получить

образование, что во многом помогло им стать самостоятельными и зарабатывать себе на жизнь. Как ни старались противники женского образования, все же им не удалось погасить инициативу общественности, а активная позиция различных обществ и благотворителей лишь усилила желание дать женщине реализовать свои профессиональные возможности и талант. Несмотря на все противоборство в 1870 году было принято «Положение о женских гимназиях и прогимназиях», которое заставило местные власти пересмотреть свои притязания в адрес женского образования, так как по данному Положению в каждой губернии и каждом уезде должны были быть организованы женские учебные заведения. Они восполнили бы недостающее звено всей образовательной системы страны, но местные власти нашли способ уклониться от исполнения данного положения, ссылаясь на недостаточность средств, что во многом тормозило открытие женских гимназий. Тогда на помощь пришла общественность, благотворители, смекалка воспитанниц учебных заведений. Они организовывали различные вечера, спектакли, чтоб собрать необходимую сумму для функционирования женской гимназии. Все эти мероприятия позволили оценить, насколько важным и нужным для женщин было образование. Девушки стремились и хотели получать профессию, но многое было против их желаний. Однако, благодаря Положению 1870 года, у них появился шанс получить звание «домашней наставницы», что во многом определило новые реалии в жизни женщины. Для Смоленской губернии организация женских учебных заведений проходила, как и во всех остальных губерниях России, не без сложностей. Стоит отметить, что к концу существования Российской Империи женских гимназий насчитывалось семнадцать, когда мужских было вдвое меньше. Образование в них соответствовало государственному стандарту, но получение высшего профессионального образования было затруднено. Не каждая женщина могла окончить Бестужевские курсы, а если ей это удавалось, она оставалась и преподавала в гимназии или уезжала за границу с целью получения высшего профессионального образования.

Ключевые слова: училище, гимназия, меценатство, благотворительность, женское образование, Поречье, Смоленская губерния.

Становление и развитие женского образования в Смоленской губернии второй половины XIX века шло с осложнениями в отдельных уездах. Так, в результате долгое время без женского учебного заведения оставался Поречский уезд. Городской глава Поречья А.Е. Ляхов, купец третьей гильдии, отмечал «крайнюю бедность местного мещанства» и «малозначительность купечества» [4, Л. 2-3]. «Однако статистические данные позволяют проводить сравнения не в пользу уездной власти. Такие города как: Юхнов, Красный действительно были малочисленными, в них проживало на 1859 год соответственно 1958 и 2467 человек», то таковым нельзя назвать Поречье, в котором проживало 5105 человек, в то время в Сычевке проживало после открытия женского училища в 1862 году, 3731 человек» [2, Л. 1-2]. В 1876 году директор училищ Смоленской губернии вновь поднял вопрос о необходимости основания в Поречье женского училища. Однако местная городская дума постановила: «Относительно открытия в Поречье женского училища не могло быть проведено управою в исполнение вследствие затруднений по поводу разграничения ассигнований на этот предмет... не определения сумм на наем дома для училища, на необходимые для училища пособия и книги» [2, Л. 1]. В связи с этим открытие женских учебных заведений в губернии зависело не столько от количества и благосостояния жителей, сколько от желания и активности общества и власти уездных городов в вопросе основания женских училищ.

Несмотря на финансовые затруднения, женское училище в Поречье было открыто в 1876 году. Его преобразование в прогимназию затянулось, так как местные власти считали достаточным существование начального женского училища, которое было ущербным для женщин и не давало требуемых знаний. Учитывая наличие двух классов, в народе его называли приходским. «Заведующей училищем в 1890 годы была Анастасия Владимировна Нелидова, выпускница Смольного института» [4, Л. 2об-3].

44

В газете «Смоленские ведомости» отмечалось, что «учителями состояли: Е.П. Иванова, О.И. Ефремова, А.А. Глебова, Ф. Гальковский, Е.В. Богословская, Е.Н. Владимирова, Е. Воробьев, А.К. Григорьева» [7, с. 20]. Корреспонденты провинциальной печати зачастую обрушивались с критикой на местные власти за характер и качество организации учебных заведений в уездах губернии. В одном из мартовских выпусков 1892 года «Смоленского вестника» была помещена статья без указания автора, в которой описывалось жалкое существование женского училища в Поречье. Особенно негативно анонимный автор характеризовал деятельность руководства заведения, упрекая его в пассивности: «Также не должен быть прав и покоен совестью господин почетный блюститель, которого в училище и калачом не заманить и который является туда раз в год на экзамен и то ради соблюдения приличий с целью помогать знакомым ученицам, окончить курс или получить похвальные листы. Деятельность почетного блюстителя скорее отрицательная, чем положительная... Ассигнуемые же городской думой на приобретение пособий двадцать пять рублей училище почему-то не получает как раз с самого начала его почетного блюстительства» [7, с. 3]. Насколько была достоверна данная информация о состоянии дел в женском училище, судить сложно. Однако дело имело продолжение в суде, так как «почетный блюститель» училища, губернский секретарь Григорий Иванович Зенкович направил иск с обвинением редакторской коллегии в оскорблении. Судебные разбирательства позволяют судить о положении провинциального женского училища. «Отсутствие элементарного хозяйственного быта, средств обучения; начальница училища была лишена денежных средств, так как ими распоряжался попечитель заведения. Не смотря на доводы начальницы, свидетельства учителей, судья принял сторону Г.И. Зенковича, наложив на редактора газеты Н.П. Лесли денежный штраф» [8, с. 3-4]. Незаинтересованность провинциального руководства и отсутствие рычагов управления у училищного начальства приводило к значительным затруднениям в развитии женского образования в уезде.

В 1900 году Поречская городская дума выступила с предложением о необходимости преобразования женского училища в прогимназию. По мнению членов думы, на месте второго классного училища предполагалось открыть четырехклассную прогимназию с приготовительным отделением. Ввиду «ограниченности средств города», активистами городской думы был составлен план действий по реализации задуманной идеи, который предлагал: «1) возбудить ходатайство перед Министерством народного просвещения о преобразовании с будущего года. 2) ходатайствовать о ежегодной субсидии на содержание прогимназии от казны шестьсот рублей, причем, Поречское городское управление со своей стороны приняло решение ежегодно выдавать по шестьсот рублей, и кроме того, в свой счет иметь квартиру, как для прогимназии, так и для ее начальницы с отоплением, освещением и прислугой» [9, с. 2]. Однако реализовать план в намеченные сроки не удалось. Целый год шли согласования с Министерством народного просвещения, с губернским земством, на котором заслушивались доклады о характере организации прогимназии, формировались составы попечительского и педагогического советов. В 1902 году возникла серьезная проблема с постройкой нового здания для гимназии. Начался сбор денежных средств. «Городские власти под постройку здания бесплатно выделили участок земли, оцененный в две тысячи рублей, а также десять тысяч рублей на будущее строительство. Поречское уездное земство ассигновало три тысячи рублей и обратилось к губернскому ведомству о помощи в ходатайстве в Министерство народного просвещения, о выделении субсидий в размере шестнадцати тысяч рублей» [10, с. 3].

Как писал «Смоленский вестник», «открытие Поречской женской прогимназии состоялось в 1903 году. Прогимназию возглавила Анна Никоноровна Дейер» [11, с. 3]. Следует отметить, что женская прогимназия при открытии не соответствовала Положению о женских гимназиях и прогимназиях, так как при ней действовали три класса. Согласно информации, полученной нами из «Смоленского вестника» за 1904 год, «открытие IV класса состоялось значительно позже. Администрация заведения была скромной по своему составу, длительное время, вопреки Положению о женских гимназиях и прогимназиях, не удавалось сформировать попечительский совет, главная задача которого

45

состояла в сборе средств для успешного существования учебного заведения» [12, с. 1]. «Председателем попечительского совета был назначен надворный советник М.А. Тюленев. Среди учителей значились исключительно представительницы женского пола: О.И. Евремова, Н.А. Потапова, Л.И. Лосева, А.В. Кондратьева, А.А. Глебова,

0.Ф. Симонова, А.Д. Ерыхайлова, З.М. Мышляева» [12, с. 3].

Строительство нового здания прогимназии затянулось в связи с начавшейся русско-японской войной 1904-1905 годов. Сохранились сведения в «Журнале 41-го очередного Смоленского губернского земского собрания» о самоотверженном участии юных учениц прогимназии, раньше всех откликнувшихся на призывы земства «на отправку вещей нижним чинам действующей армии» [5, с. 17-18]. «При учебном заведении ученицами под руководством педагогов был организован пошив мужских рубах. Двадцать семь теплых рубах вскоре были направлены на имя главнокомандующего генерала Линевича, от которого последовала телеграмма с искренней благодарностью» [5, с. 17-18].

Как отмечалось в деле «Входящая документация. Поречская женская гимназия», хранящемся в Государственном архиве Смоленской области: «В августе 1908 года состоялось преобразование прогимназии в гимназию. Начальницей гимназии была назначена София Васильевна Вонлярская, бывшая учительница Гжатской женской прогимназии. В следующем году был открыт педагогический класс гимназии, гимназия переехала в новое более благоустроенное для учебных целей здание» [1, Л. 34]. Она просуществовала до 1915 года.

Таким образом, можем сделать вывод, что в Поречском уезде развитие женского образования претерпевало ряд трудностей, которые смогли разрешиться благодаря своевременному вмешательству благотворителей и местной общественности. Все же в Поречье была организована женская гимназия в 1908 году, что во многом облегчило получение образования в своем уезде, ранее девушкам приходилось уезжать в другие уезды, что для родителей было очень затратным и в результате многие отказывались от поездок и оставались дома.

Список литературы /References

1. ГАСО. Ф. 45. Оп.1. Д.312, 1908. Входящая документация. Поречская женская гимназия.

2. ГАСО. Ф. 1. Оп. 5. Д. 89, 1876. Отчет губернатору Смоленской губернии за 1875 -1876 года. Поречье.

3. ГАСО. Ф. 1. Оп. 4. Д. 818, 1859. Переписка Поречского городского главы с Министерством Народного Просвещения.

4. ГАСО. Ф. 45. Оп. 1. Д. 3013, 1902. Протоколы городской думы за 1902 год. Поречье.

5. Журналы 41 -го очередного Смоленского губернского земского собрания. Смоленск, 1905. С. 177.

6. Поречье // Смоленский вестник, 1893. № 25. С. 205.

7. Поречье // Смоленский вестник, 1893. № 26. С. 245.

8. Поречье // Смоленский вестник, 1893. № 29. С. 312.

9. Поречье // Смоленский вестник, 1900. № 200. С. 209.

10. Поречье // Смоленский вестник, 1902. № 21. С. 305.

11. Поречье // Смоленский вестник, 1903. № 19. С. 312.

12. Поречье // Смоленский вестник, 1904. № 12. С. 351.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.