го сочинения, которое полностью соответствует критериям оценивания. «Данный текст, - написано в шаблоне, - посвящен важной проблеме - ... В отношении этой проблемы следует сказать, что ... Автор текста считает, что ... Я согласна с мнением автора, потому что, во-первых, ... Во-вторых, можно вспомнить ... Таким образом, ...» [10]. Многие педагоги обучают школьников этой структуре (или похожей) для написания части С.
Вновь вернувшись к анализу учебников, мы констатируем, что в них отсутствуют задания, направленные на свободную речевую деятельность старшеклассников. Лишь в учебниках А.И. Власенкова в разделе «Публицистический стиль речи» есть задания, требующие от учеников создания собственного текста, в учебниках Г.Ф. Хлебинской, В.Ф. Грекова и др. в разных разделах встречаются упражнения (примерно 10%), требующие анализа текста и его рецензирования.
В теории и методике преподавания русского языка есть специальный раздел, посвященный обучению школьников созданию вторичных текстов (изложений, сочинений, отзывов и рецензий). Ученики знакомятся с такими понятиями как текст, тема текста, его основная мысль, структура, средства связи, тип и стиль. Педагоги, подготавливая учеников к написанию сочинений/изложений/рецензий, формируют у них умения, связанные с соблюдением в своем тексте всех текстовых особенностей.
В части С ЕГЭ, к сожалению, вводятся новые понятия, не нашедшие отражение в методике обучения русскому языку: как научить старшеклассников выявлять проблему в тексте (не только в публицистическом, где она явно представлена, а художественном или научном), как создать комментарий к проблеме. Анализ разработок уроков, появляющихся методических пособий для учителя по подготовке школьников к ЕГЭ показал, что под проблемой в тексте многие педагоги, методисты понимают поставленный явно или скрыто автором вопрос, требующий размышлений, рассуждений. А комментарием к проблеме является обоснование ее актуальности, истории возникновения и для кого она значима. С выявлением проблемы текста можно согласиться, а интерпретация комментарий вызывает сомнения. На наш взгляд, комментарий - это пояснение к тексту, необходимое для понимания проблемы, замысла автора.
Несмотря на то что наиболее разработанной в методике является технология обоснования своей точки зрения и уме-
ния ее аргументировать (Т.А. Ладыженская, Богданова Г.А, И.Н. Зайдман. и др.), у выпускников возникает сложность с подбором аргументов. По мнению Соколовой Г.П., неумение подобрать доказательство связано с тем, что школьники «очень мало читают, а потому не умеют «связывать» и «протягивать ниточки» от одного известного произведения к другому (этому надо учить), не видят общности проблем у разных писателей» [11, с. 10]. На наш взгляд, это связано еще и с небольшим жизненным опытом школьников, некоторой их изолированностью от проблем в обществе.
Таким образом, основной целью обучения русскому языку в старших классах является формирование у выпускников коммуникативных умений - свободное изложение на письме своих мыслей, мечтаний, переживаний, но заданий, связанных с реальной коммуникацией, созданием собственного письменного высказывания почти нет в учебниках.
ЕГЭ побудил учителей и школьников к анализу текстов-рассуждений, формированию у старшеклассников навыков аргументации, обоснования своей позиции, созданию текстов-рассуждений, что способствует совершенствованию мировоззренческой компетенции, когнитивных качеств, связанных с познанием мира: умение задавать вопросы, устанавливать причинно-следственные связи, строить свое высказывание по законам логики.
Заключение. Анализ целей обучения русскому языку, предъявляемых к выпускнику требований, учебников для базового уровня (10-11 классы) разных авторов и заданий ЕГЭ показал, что:
ни один учебник не отвечает целям образования, следовательно, педагогу необходимо самому подбирать задания, предлагать формулировки орфограмм;
необходимо строить уроки на основе текстов куль-туроведческого, лингвистического или нравственного характера;
закреплять и систематизировать орфографический и пунктуационный материал блоками (с помощью схем, таблиц);
включать задания тестового характера, чтобы учащиеся могли познакомиться не только с требованиями к ЕГЭ, но и сформировали навык выполнения заданий в тестовой форме;
регулярно предлагать задания, ориентированные на реальное общение.
Библиографический список
1. Стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку. Базовый уровень // Национальный образовательный портал // www.edu.ru
2. Программно-методические материалы: Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. - 4-е изд., дораб. и доп. - М.: Дрофа, 2001.
3. Кулаева, Г.М. Развитие представлений старшеклассников о языковом эстетическом идеале: коммуникативно-речевые упражнения // Русский язык в школе. - 2007. - №1.
4. Власенко, А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб.пособие для 10-11 кл.общеобразоват. учреждений / А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченкова. - М.: Просвещение. АО «Московские учебники», 1996.
5. Розенталь, Д.Э. Русский язык. 10-11 классы: Пособие для общеобразовательных учреждений. - 7-е изд., стереотип / Д.Э. Розенталь. - М.: Дрофа, 2003.
6. Гольцова, Н.Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. - 6-е изд / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.
7. Греков, В.Ф. Русский язык: 10-11 кл.: учеб. для общеобразов. учреждений / В.Ф. Греков [и др.] - М.: Просвещение, 2008.
8. Хлебинская, Г.Ф. Русский язык. 11 класс. Синтаксис простого и сложного предложения: учеб.пособие для общеобразоват.учреждений . - 3-е изд. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2008.
9. Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2006 года в преподавании русского языка в средней школе // Русский язык в школе. - 2007. - № 2.
10. Федосюк, М.Ю. Заочная дискуссия о ЕГЭ по русскому языку // Сайт Всероссийское родительское собрание // http://www.oodvrs.ru /regions/index.php?id region=83&id агйс!е=839
11. Соколова, Г.П. О подготовке к ЕГЭ или «только бы закипело, слова придут» // Русский язык в школе. - 2007. - № 7.
Статья поступила в редакцию 07.02.10
УДК 82-1/-9+070+94(47)
Е.В. Евдокимова, доц. НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
СТАНОВЛЕНИЕ ЖАНРОВОЙ СИСТЕМЫ ГАЗЕТЫ «НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ»
(1906, 1909 ГГ., НОВОНИКОЛАЕВСК)
В работе рассмотрены публикации первой частной газеты г.Новониколаевска «Народная летопись», выявлены общие закономерности становления жанровой системы региональных СМИ и особенности функционирования жанров в новониколаевской прессе.
Ключевые слова: газета, печать, Новониколаевск, «Народная летопись», жанры.
Периодическая печать Новониколаевска - явление в истории сибирской журналистики уникальное, до сих пор малоисследованное. Во второй половине ХХ века объектом изучения исследователей становилась новониколаевская социал-демократическая пресса, в основных трудах по истории Сибири упоминаются лишь печатные издания РСДРП «Обский рабочий» и «Обская жизнь» [1].
В последнее десятилетие работа по изучению местной прессы начала ХХ века активизировалась. Отметим коллективный труд авторов справочника «Средства массовой информации Новониколаевска-Новосибирска 1906-2006 гг.», содержащий краткую характеристику всех городских СМИ за 100 лет [2].
Как верно замечает Н.В. Жилякова, «сибирская журналистика была вынуждена проходить все стадии своего формирования в более ограниченные сроки, с меньшим количеством изданий, однако при этом опираясь на опыт «большой» российской периодики» [3]. Это утверждение в полной мере можно отнести к новониколаевской печати, которой пришлось сократить путь своего становления до минимума. Редакторы «Народной летописи» (Н.П.Литвинов, М.О.Курский, А.Г. Новицкий) создавали газету, опираясь на уже существующие композиционно-графические модели центральных и региональных изданий. Несомненно, огромное влияние на содержательную модель «Народной летописи» оказал М.О.Курский, приобретший профессиональный опыт во время работы в первой частной томской «Сибирской газете».
Первый номер «Народной летописи» («НЛ») читатели увидели 30 марта 1906 г. Газета выходила в формате между А2 и А3 сначала 3 раза в неделю, затем становится ежедневной. Разнообразную тематику газеты определило стремительное развитие нового города. В центре внимания - выборы разных уровней, деятельность Государственной Думы и различных министерств, миграционная политика, финансовая политика государства, в том числе в отношении регионов страны (в частности, Дальнего Востока), образование, обслуживание населения, железнодорожное строительство, сельское хозяйство, здравоохранение, культура, различные происшествия.
Издатель и редактор первых двадцати номеров газеты Н.П.Литвинов в первом номере так определил главные задачи своего либерального издания: «честное и беспристрастное отношение к жизненной действительности, защита интересов трудящегося крестьянского и рабочего населения, защита человеческих прав, защита униженных и оскорбленных» («НЛ», 1906, №1).
Данная тематика, несомненно, повлияла на выбор жанров. Исторически сложилось так, что каждый из жанров публицистики «возникал в результате реакции на рождение информационных запросов читателей» [4]. Названия преобладающих рубрик в «Народной летописи» в 1906 г. позволяют считать первую газету информационным изданием: «Телеграммы», «Городская хроника», «Корреспонденции», «Русские известия».
В «Народной летописи» в 1906 г. на телеграммы приходится примерно 40 процентов информации. Объем новостных сообщений разный - от новости «одной строкой» («Австрийские банки примут участие в новом русском займе») до расширенной информационной заметки о землетрясении в Италии.
Качество газетных материалов, несомненно, зависело от профессионализма журналистских кадров. Для заметок первых городских газет характерно и несоблюдение классической «триады» вопросов, и многотемье в рамках одного материала, и обилие статистики, что часто делало новостное сообщение трудным для восприятия.
Однако несомненным достоинством газеты было наличие критической информации. В разделе «Городская хрони-
ка» местные власти критиковались за бездействие в борьбе с захлестывающей город преступностью, за антисанитарию на улицах и некомпетентность чиновников: «Убийства, грабежи, пожары, поджоги - все это ежедневно, так сказать, хронически свирепствует над Н.-Николаевском и страх обывателя за свою жизнь и целость имущества стал также хроническим его недугом...На городскую и уездную полицию никто не претендует, потому что она в данное время отвлечена от прямой обязанности охраны спокойствия и жизни населения другими заботами, ничего общего с прямыми не имеющими» («НЛ»,1906. №3).
В 1906 году сотрудники редакции «Народной летописи» обращались и к жанру отчета, чаще всего к самой простой его разновидности - к прямому информационному. Выбор данного жанра был напрямую связан с событиями во внутриполитической жизни страны, в большей степени - с работой Государственной думы. Корреспонденты газеты в сокращенном виде приводили выступления участников заседаний, цитировали самые интересные высказывания.
Отчеты «Народной летописи» образца 1909 года отличаются введением авторского комментария, особенно если речь идет о событиях местного значения, в частности, о выборах в местные органы власти: «Одним слово, выборы произвели обидное, тяжелое впечатление. Если прошли они сравнительно гладко, без всяких нарушений закона, то все это справедливость требует отнести на счет твердой распорядительности председателя собрания А. Г. Беседина» («НЛ», 1909, №15). Встречаются и тематические отчеты, в которых сообщается лишь о нескольких выступлениях по определенному вопросу, например, о земельной реформе, о торгово-промышленной деятельности, о военных законопроектах.
Такой популярный в дореволюционной журналистике информационный жанр как репортаж новониколаевскими журналистами использовался редко, что, вероятно, было связано с отсутствием необходимых профессиональных навыков у начинающих корреспондентов, хотя в печати и встречались материалы с признаками данного жанра. Так, материал о проводах представителя городской думы в столицу содержит «эффект присутствия»: « ..Видно вспомнилась им вся их горькая, беспросветная жизнь. Как дети, они всхлипывают, протягивая руки кверху, и только слышались слова: «Заступись - не забудь, помоги нам - бедным! На тебя, нашего родного, одна надежда!» И безмолвно крестилась серая толпа...Великое чувство, чувство надежды загорелось в их измученной, исстрадавшейся душе...» («НЛ», 1909, № 95).
Важную роль играли информационные корреспонденции, из которых читатели узнавали о положении дел в сибирских городах и деревнях. Материалы начинались с обозначения местности, далее сообщались основные рассматриваемые микротемы: «Красноярск. (Подготовка солдат, положение заключенных, общественные интересы)» («НЛ», 1906, №26). С течением времени, к 1909 году, роль автора корреспонденции возросла, он стремился выразить свое мнение о ситуации, что выводило корреспонденцию из группы информационных жанров и приближало к аналитическим.
Аналитических материалов на страницах первой газеты немного. Особенностью аналитики «Народной летописи» является размытость жанровых границ, в то время как журналисты центральных российских изданий стремятся к соблюдению жанрового канона. Да и аналитическими материалы «народных» газет назвать сложно: проблемы только обозначались, а не анализировались, путей выхода из них журналисты не предлагали. Необходимо принять во внимание и то, что в связи с быстрым развитием города на аналитику времени у корреспондентов не хватало: надо было успеть зафикси-
ровать происходящие перемены. Однако читатели и погрешности стиля, и несоблюдение жанровых канонов прощали журналистам: в газетах освещались местные события, о которых узнать из других источников не представлялось возможным.
Жанр статьи был связан прежде всего с социальной тематикой. Авторы статей критикуют особенности местной жизни: «Пока я не видел, не ощущал здесь биения пульса общественной жизни, мертво и как-то скучно кругом. Нельзя же считать за жизнь препровождение времени на любительских спектаклях или у какого-то профессора черной и зеленой магии. Примитивные и «упрощенные» развлечения даже и в глуши ничего не могут дать уму и сердцу» («НЛ», 1906, №2). По мнению создателей «Народной летописи», нравственное воспитание должно быть неотделимым от образования, эти слова воспринимаются в качестве синонимичных понятий и корреспондентами, и читателями городской газеты и именно эти категории становятся основным предметом критического осмысления.
Наиболее острая статья из всех материалов - «Народное образование в Барабинской степи». Автор под псевдонимом Барабинец выявляет две основные проблемы народного образования: «необходимость изыскания материальных средств, чтобы поставить народное образование на должную высоту», и «увеличение числа школ, чтобы начальное образование сделать достоянием всего населения». В отличие от авторов многих материалов, поднимающих подобные проблемы, Бараби-нец выявляет и третью - наличие зданий, не пригодных к процессу обучения: «Никто не будет отрицать, что здание, в котором помещается школа, не остается без влияния на образование и воспитание детей. Просторной школе легко избежать беспорядков и приучить к приятности и хорошему поведению». («НЛ», 1906, № 50).
Заметим, что на втором этапе существования «Народной летописи» (1909 г.), авторы статей используют различные виды аргументации, что делает текст убедительным для читателя.
В пограничной области между информационными и аналитическими жанрами находится рецензия. Предмет отображения - книга и спектакль.
В «Народной летописи» публикуются рецензии на книги, выходившие как в столичных, так и в местных, сибирских издательствах. Необходимо заметить, что объектом критики становились как качественные художественные и научные произведения, так и развлекательная литература, например, «Месть матроса» Леона Берто. («НЛ», 1906, №47). Соответственно рассматриваемому объекту, публикации помещались либо в специальном разделе «Библиография», либо в разделах, на первый взгляд, имеющих весьма косвенное отношение к жанру рецензии («Маленький фельетон»).
В 1909 г. существенно увеличилось количество рубрик, содержащих рецензии на публицистические и художественные произведения: «Из литературного мира», «Наши журналы», «Литературные новости», «Литературные заметки»
К жанру рецензии журналисты «Народной летописи» обращаются и для того, чтобы высказать собственное мнение не о самом произведении, а о ситуации, которая является пред-
Библиографический список
метом обсуждения. В появившемся в 1909 году разделе «Литературно-общественные заметки» не только анализируются статьи нашумевшего отечественного журнала «Вехи» («НЛ», 1909, №169,174), но и содержится авторская оценка общественно-политической ситуации в стране.
В театральных рецензиях 1906 года, так же, как и во многих сибирских газетах, «прослеживалась тенденция к анализу не только игры актеров, но и выбора пьес» [5]. Так, острой критике подвергается спектакль драматического кружка при театре общественного призрения «Московская бывальщина». Рецензент выражает недоумение по поводу выбранного сюжета пьесы, «произведением древних драматических мастеров», и сожалеет, что «в основе пьесы не лежат современные проблемы и герои». Хотя финал всех рецензий, начиная с первых материалов в данном жанре, стабильно заканчивается фразой: «В общем, спектакль прошел без особых недостатков» («НЛ», 1906, №3).
Художественно-публицистические жанры представлены в газете 1906 года единичными случаями: несколькими фельетонами и зарисовками. Автор фельетонов В.П.Булыгин публиковался под псевдонимом Рефлектор (самый яркий материал - «Юпитеры» о произволе чиновников на железной дороге («НЛ», 1906, № 44). В 1909 году доля фельетонов значительно возросла. Появляются новые авторы, присваивающие себе псевдонимы Овод («НЛ», 1909, №13), О.Л.Д Ор («НЛ», 1909, № 166), Эфиоп («НЛ», 1909, №216) и др. Фельетонисты использовали разные средства сатиры: иронию, сарказм, гротеск; прибегали к литературным реминисценциям.
Однако не всегда под рубриками газеты «Фельетон» и «Маленький фельетон» можно было обнаружить произведения данного жанра. Название отдела «Фельетон» в соответствии с традициями печати начала ХХ века характеризовало его «подвальное» расположение в газете, а не являлось определенной жанровой формой. Чаще всего под названной рубрикой печатались рассказы. Газета печатает произведения и отечественных («На Голгофе» М. Идина («НЛ», 1906, №1), «В светлую ночь» Н.Горбатова («НЛ», 1906, №2), и зарубежных писателей («Женщины» М. Шелига («НЛ», 1906, №3). Особое место в «подвале» отводилось рассказам Л.Н. Толстого и Л. Андреева
Присутствие литературных произведений в жанровой структуре издания было оправдано. Во-первых, таким образом редакция подтверждала статус не только общественнополитической, экономической, но и литературной газеты. Во-вторых, выполняла культтреггерскую функцию: приобщала малообразованного читателя к процессу чтения, формируя необходимые культурные навыки.
Таким образом, в результате анализа жанров первой городской газеты Новониколаевска мы пришли к выводу о том, что жанровая система «Народной летописи» претерпела эволюцию: к 1909 году определился перечень жанров, четче в материалах выделяются жанрообразующие признаки, расширяется круг профессиональных авторов. Как ни парадоксально, но эти позитивные изменения привели «Народную летопись» к закрытию: качественная, истинно народная пресса стала опасной для местных властей.
1. История Сибири. - В 3 т. - Ленинград: Наука, 1968. - Т.3.
2. Средства массовой информации Новониколаевска-Новосибирска. 1906-2006 гг.: словарь-справ / авт.-сост.: А.А.Посадсков, И.В.Лизунова; отв.ред. Е.Н.Савенко. - Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2007.
3. Жилякова, Н.В. «Торговое направление» в сибирской журналистике конца Х1Х века // Журналистика в поисках моделей развития: сборник статей научно-практической конференции. - Томск: ФЖ ТГУ, 2006.
4. Гуревич, С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. - М.: Аспект-Пресс, 2004.
5. Жилякова, Н.В. Система жанров «Сибирской газеты» (март-декабрь 1881 г., Томск) // Проблемы литературных жанров: Материалы IX Международной конференции, посвященной 120-летию со дня основания Томского государственного университета 8-10 декабря 1998. -Томск, 1999. - Ч. II.
Статья поступила в редакцию 07.02.10