БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
\
1. Горький А. М. А. М. Ярлыкину. 1 января 1929, Сорренто // Собр. соч.: В 30 т. М., 1956. Т. 30. С. 115.
2. История СССР: С древнейших времен до 1861 года. М.: Просвещение, 1983. 576 с.
3. Лихачев Д. С. О русской интеллигенции. (Письмо в редакцию) // Нов. мир. 1993. № 2. С. 8.
4. Покровский M. Н. Русская история в самом сжатом очерке. М.: Партийное изд-во, 1932. 528 с.
5. Полное собрание русских летописей: В 10 т. М.: Наука, 1965. Т. 10. С. 280.
6. Предварительные итоги тысячелетнего развития // Огонек. 1989. № 10. С. 9 — 12.
СТАНОВЛЕНИЕ ЖАНРА СТИХОТВОРНОГО РОМАНА КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ПОЭТИЧЕСКОГО ЭПОСА МОРДОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
М. И. ЛОМШИН, кандидат филологических наук
В современной мордовской литературе представлены все жанры и жанровые формы поэзии, прозы и драматургии, освоен один из самых трудных жанров эпической поэзии — стихотворный роман.
Путь к стихотворному роману в мордовской литературе проходит через весь предшествующий период ее развития. На наш взгляд, этот жанр вызревает в рамках эпической и лиро-эпической поэмы. Так, уже в первой половине 30-х годов М. И. Безбородов задумал написать большое поэтическое произведение об исторической судьбе мордовского народа, о его участии в трех революциях. Оно должно было состоять из трех частей — "За землю", "За волю", "За лучшую долю". Ему удалось написать только одну часть — поэму "За волю", судя по которой можно с уверенностью сказать, что произведение М. И. Безбородова могло перерасти в стихотворную повесть или даже в национальный стихотворный роман. у
В послевоенной мордовской литературе писатели продолжают освоение традиций крупных форм стихотворного эпоса. Так, А. Мартынов написал повесть в стихах "Мой товарищ", посвященную событиям Великой Отечественной войны. Ф. Атянин выступил с двумя стихотворными повестями — "Лед тронулся" и "На рассвете", ко-
торые по своим жанровым признакам стоят между поэмой и стихотворным романом. В этом ряду нельзя не отметить стихотворную повесть И. Чи-годанкина "Хлеб и соль", поэму А. Малькина "Земля" и другие произведения, свидетельствующие о дальнейшем освоении традиций крупных форм национального поэтического эпоса.
Все эти существенные этапы развития национальной поэзии являются
1
подступами к стихотворному роману, поэтому его появление в мордовской литературе не следует считать случай-ным.^Оно продиктовано всей логикой развития мордовской литературы,' которая в своем Становлении опиралась на фольклорные традиции и художественный опыт более развитых литератур.
Интересно отметить, что аналогичные процессы происходят и в других поволжских литературах. За сравнительно короткий срок в Чувашии, например, появился ряд больших поэтических полотен: стихотворный роман "Перевал" и стихотворная повесть "Дед Кельбук" Я. Ухсая, стихотворная повесть "Семья Аптраман" П. Хузан-гая.
"Увлечение крупными эпическими формами поэзии, — пишет А. В. Алеш-кин, — было в какой-то мере явлением повсеместным, характерным и для ли-
тератур* имеющих многовековые художественные традиции..." [1, 117].
В чем тут дело? Только ли фольклор сыграл здесь роль стимулирующего фактора? Ведь опора на эпические формы народного творчества — это общее явление, свойственное самым различным литературам, в том числе тем, которые давно отошли от прямолинейного фольклоризма и эпичность истории ярко показали в прозаических романах. Именно из этого положения исходил в свое время известный поэт Н. Рыленков. Он писал, что "роман в стиЬсах как-то не прижился. Ни эпопеи Сельвинского, ни попытки других поэтов, бравшихся за ртот жанр, не стоят на уровне высших достижений литератур нашей страны, при всей талантливости некоторых *13 них. В чем тут причина? ,
Мне представляется, что в наше время больших дифференциаций литературных жанров вряд ли есть необходимость излагать стихами то, что можно с большим успехом сказать в прозе" [7, с. 22]. В подтверждение своих рассуждений Н. Рыленков указывает на стихотворный роман "Добровольцы" Е. Долматовского, утверждая, что "большая поэтическая форма оказалась явно не по плечу автору многих популярных песен" [7, с. 23].
Подобное замечание позднее было высказано и по отношению к "Семье Аптраман" П. Хузангая на расширенном секретариате Союза писателей России, где Н. Рыленков, обосновывая свою прежнюю мысль, говорил о том, что "роман в стихах был нужен тогда, когда жил Пушкин, когда не была хорошо развита проза" [4, с. 241 ].
Такой точки зрения по отношению к стихотворному роману придерживается и поэт Н. Доризо. К ним примыкает в своих убеждениях чувашский литературовед Л. Терентьев, который считает роман в стихах "странным делом", как он в свое время заявил о стихотворном романе "Перевал" Я. Ухсая.
Правда, наряду с подобными убеждениями существует и другое мнение о судьбах стихотворного романа. Вид-, ный поэт и знаток литературы Самед
Вургун на Втором съезде писателей СССР говорил: "Не время думать, что форма рбмана в стихах и больших эпических форм устарела для нашего времени, что она была закономерной только для того периода, когда роман в прозе еще не развился. По сравнению с лирикой эпическая поэзия дает художнику возможность лирических и философских размышлений. Эпическая поэзия как нельзя лучше способствует всестороннему и полному раскрытию творческих возможностей поэта, в том числе и его лирического дарования"
[4, с. 65].
Такая точка зрения, на наш взгляд, более перспективна, так как она учитывает диалектику расширяющихся и меняющихся возможностей эпической поэзии, связанных с углублением ли-рико-философского содержания в художественном раскрытии этапных периодов исторического развития народной жизни.
"Трудно, конечно, создать поэтическое великолепие, близкое "Евгению Онегину" — отмечает Н. И. Черап-кин, — трудно, но, как нам представляется, от этого жанр романа в стихах ^не теряет права на существование. Эта мысль будет в какой-то мере справедлива и по отношению к другим жанрам. Басня, например, тоже казалась исчерпанной как жанр гением И. А. Крылова, но она живет" [8, е.. 149].
"Несмотря на категорические мнения литературоведов, роман в стихах существует. А вот где, почему и насколько жизнеспособно, вопрос совсем другой... не всегда объяснимый ни уровнем развития прозаического романа, способного якобы оживить или затормозить интерес к роману стихотворному, ни представлением об исчерпанности стихотворного романа как жанра" [2, с. 133].
Первым опытом- создания стихотворного романа э мордовской литературе явился роман А. Куторкина "Лам-зурь" посвященный конкретно-историческим событиям прошлого — Терю-щевскому восстанию мордвы в 1743 — 1745 гг. Конечно, не все ему удалось сделать так хорошо, как было задума-
но. Не случайно не было единого мне^ ния среди критиков о том, к какому жанру следует отнести это произведение. Одни рассматривали его как поэму [6, 72], другие — как роман в стихах
[5, с. 31 ],
Нам представляется, нельзя отказать в истинности утверждений ни той ни другой стороне. Ведь стихотворный роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" В. Г. Белинский тоже называет поэмой [3, с. 435 ]. Поэма как жанровое определение в научной литературе употребляется в том смысле, когда в поэтической форме отражается жизнь народа во всех ее сложностях и противоречиях. В этом смысле "Ламзурь" А. Куторкина — историческая поэма. Но по своим жанрово-стилевым признакам — многоплановости, значительному количеству действующих лиц, широкому охвату жизни, показу размаха народного движения, введению в ткань повествования диалогов и монологов, лирических и авторских отступлений — она представляет собой романную форму.
Мы считаем, что при определении жанра произведения нельзя исходить из объемно-количественных показателей, прежде всего следует учитывать масштабы и характер изображаемых событий, их общественно-историче-скую значимость, эпическую широту, полноту и глубину образного отраже-
ния наиболее важных явлений народной жизни.
Такой широтой охвата жизни мордовского народа отличается стихотворный роман А. Куторкина "Яблоня у большой дороги", ставший венцом этой жанровой формы в мордовской литературе. Произведение убедительно подтверждает мысль о прочннх связях собственных литературных традиций как самого Куторкина, так и эпико-повествовательных жанров всей мордовской литературы с традициями народного эпоса. Основу художественного новаторства в романе "Яблоня' у большой дороги" составляет опора на на-ционально-эпические традиции мордовского фольклора. Суть его заключается в стремлении автора осветить судьбы и характеры героев в органическом единстве с показом конкретных исторических событий. Через фольклорно-романтические образы в романе высвечен глубокий характер социально-исторических явлений национальной истории мордовского народа.
Таким образом, роман в стихах "Яблоня у большой дороги" Зс&ВИДё*
тельствовал собой появление* етихо-* творного романа в мордовской литерал-туре. К большому сожалению, в настоящее время ни один из поэтЬв Мордовии не закрепил эти традиции, заложенные А. Куторкиным в 60-е годы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алешкин А. В. Бдинство традиций. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1978. 190 с.
2. Алешкин А. В. Эпос дружбы. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1985. 184 с.
3. Белинский В. Г. Эстетика и литературная критика: В 2 т. М.: ГИХЛ, 1959. Т. 2. 541 с.
4. Второй съезд советских писателей: Сте-ногр. отчет. М.: Сов. писатель* 1956. 65 с.
5. Кирюшкин Б. Е. Мордовский советский роман. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1965. 182 с.
6. Маскаев А. И. Вечкемась ды тюре-мась // Сятко. 1941. № 6. С. 69 — 72.
7. Рыленков Н. И. Традиции и новаторство. М.: Сов. писатель, 1962. 133 с.
8. Черапкин Н. И. Притоки. М.: Современник, 1973. 196 с.