Научная статья на тему 'Становление жанра стихотворного романа как специфической формы поэтического эпоса мордовской литературы'

Становление жанра стихотворного романа как специфической формы поэтического эпоса мордовской литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
127
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление жанра стихотворного романа как специфической формы поэтического эпоса мордовской литературы»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

\

1. Горький А. М. А. М. Ярлыкину. 1 января 1929, Сорренто // Собр. соч.: В 30 т. М., 1956. Т. 30. С. 115.

2. История СССР: С древнейших времен до 1861 года. М.: Просвещение, 1983. 576 с.

3. Лихачев Д. С. О русской интеллигенции. (Письмо в редакцию) // Нов. мир. 1993. № 2. С. 8.

4. Покровский M. Н. Русская история в самом сжатом очерке. М.: Партийное изд-во, 1932. 528 с.

5. Полное собрание русских летописей: В 10 т. М.: Наука, 1965. Т. 10. С. 280.

6. Предварительные итоги тысячелетнего развития // Огонек. 1989. № 10. С. 9 — 12.

СТАНОВЛЕНИЕ ЖАНРА СТИХОТВОРНОГО РОМАНА КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ПОЭТИЧЕСКОГО ЭПОСА МОРДОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

М. И. ЛОМШИН, кандидат филологических наук

В современной мордовской литературе представлены все жанры и жанровые формы поэзии, прозы и драматургии, освоен один из самых трудных жанров эпической поэзии — стихотворный роман.

Путь к стихотворному роману в мордовской литературе проходит через весь предшествующий период ее развития. На наш взгляд, этот жанр вызревает в рамках эпической и лиро-эпической поэмы. Так, уже в первой половине 30-х годов М. И. Безбородов задумал написать большое поэтическое произведение об исторической судьбе мордовского народа, о его участии в трех революциях. Оно должно было состоять из трех частей — "За землю", "За волю", "За лучшую долю". Ему удалось написать только одну часть — поэму "За волю", судя по которой можно с уверенностью сказать, что произведение М. И. Безбородова могло перерасти в стихотворную повесть или даже в национальный стихотворный роман. у

В послевоенной мордовской литературе писатели продолжают освоение традиций крупных форм стихотворного эпоса. Так, А. Мартынов написал повесть в стихах "Мой товарищ", посвященную событиям Великой Отечественной войны. Ф. Атянин выступил с двумя стихотворными повестями — "Лед тронулся" и "На рассвете", ко-

торые по своим жанровым признакам стоят между поэмой и стихотворным романом. В этом ряду нельзя не отметить стихотворную повесть И. Чи-годанкина "Хлеб и соль", поэму А. Малькина "Земля" и другие произведения, свидетельствующие о дальнейшем освоении традиций крупных форм национального поэтического эпоса.

Все эти существенные этапы развития национальной поэзии являются

1

подступами к стихотворному роману, поэтому его появление в мордовской литературе не следует считать случай-ным.^Оно продиктовано всей логикой развития мордовской литературы,' которая в своем Становлении опиралась на фольклорные традиции и художественный опыт более развитых литератур.

Интересно отметить, что аналогичные процессы происходят и в других поволжских литературах. За сравнительно короткий срок в Чувашии, например, появился ряд больших поэтических полотен: стихотворный роман "Перевал" и стихотворная повесть "Дед Кельбук" Я. Ухсая, стихотворная повесть "Семья Аптраман" П. Хузан-гая.

"Увлечение крупными эпическими формами поэзии, — пишет А. В. Алеш-кин, — было в какой-то мере явлением повсеместным, характерным и для ли-

тератур* имеющих многовековые художественные традиции..." [1, 117].

В чем тут дело? Только ли фольклор сыграл здесь роль стимулирующего фактора? Ведь опора на эпические формы народного творчества — это общее явление, свойственное самым различным литературам, в том числе тем, которые давно отошли от прямолинейного фольклоризма и эпичность истории ярко показали в прозаических романах. Именно из этого положения исходил в свое время известный поэт Н. Рыленков. Он писал, что "роман в стиЬсах как-то не прижился. Ни эпопеи Сельвинского, ни попытки других поэтов, бравшихся за ртот жанр, не стоят на уровне высших достижений литератур нашей страны, при всей талантливости некоторых *13 них. В чем тут причина? ,

Мне представляется, что в наше время больших дифференциаций литературных жанров вряд ли есть необходимость излагать стихами то, что можно с большим успехом сказать в прозе" [7, с. 22]. В подтверждение своих рассуждений Н. Рыленков указывает на стихотворный роман "Добровольцы" Е. Долматовского, утверждая, что "большая поэтическая форма оказалась явно не по плечу автору многих популярных песен" [7, с. 23].

Подобное замечание позднее было высказано и по отношению к "Семье Аптраман" П. Хузангая на расширенном секретариате Союза писателей России, где Н. Рыленков, обосновывая свою прежнюю мысль, говорил о том, что "роман в стихах был нужен тогда, когда жил Пушкин, когда не была хорошо развита проза" [4, с. 241 ].

Такой точки зрения по отношению к стихотворному роману придерживается и поэт Н. Доризо. К ним примыкает в своих убеждениях чувашский литературовед Л. Терентьев, который считает роман в стихах "странным делом", как он в свое время заявил о стихотворном романе "Перевал" Я. Ухсая.

Правда, наряду с подобными убеждениями существует и другое мнение о судьбах стихотворного романа. Вид-, ный поэт и знаток литературы Самед

Вургун на Втором съезде писателей СССР говорил: "Не время думать, что форма рбмана в стихах и больших эпических форм устарела для нашего времени, что она была закономерной только для того периода, когда роман в прозе еще не развился. По сравнению с лирикой эпическая поэзия дает художнику возможность лирических и философских размышлений. Эпическая поэзия как нельзя лучше способствует всестороннему и полному раскрытию творческих возможностей поэта, в том числе и его лирического дарования"

[4, с. 65].

Такая точка зрения, на наш взгляд, более перспективна, так как она учитывает диалектику расширяющихся и меняющихся возможностей эпической поэзии, связанных с углублением ли-рико-философского содержания в художественном раскрытии этапных периодов исторического развития народной жизни.

"Трудно, конечно, создать поэтическое великолепие, близкое "Евгению Онегину" — отмечает Н. И. Черап-кин, — трудно, но, как нам представляется, от этого жанр романа в стихах ^не теряет права на существование. Эта мысль будет в какой-то мере справедлива и по отношению к другим жанрам. Басня, например, тоже казалась исчерпанной как жанр гением И. А. Крылова, но она живет" [8, е.. 149].

"Несмотря на категорические мнения литературоведов, роман в стихах существует. А вот где, почему и насколько жизнеспособно, вопрос совсем другой... не всегда объяснимый ни уровнем развития прозаического романа, способного якобы оживить или затормозить интерес к роману стихотворному, ни представлением об исчерпанности стихотворного романа как жанра" [2, с. 133].

Первым опытом- создания стихотворного романа э мордовской литературе явился роман А. Куторкина "Лам-зурь" посвященный конкретно-историческим событиям прошлого — Терю-щевскому восстанию мордвы в 1743 — 1745 гг. Конечно, не все ему удалось сделать так хорошо, как было задума-

но. Не случайно не было единого мне^ ния среди критиков о том, к какому жанру следует отнести это произведение. Одни рассматривали его как поэму [6, 72], другие — как роман в стихах

[5, с. 31 ],

Нам представляется, нельзя отказать в истинности утверждений ни той ни другой стороне. Ведь стихотворный роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" В. Г. Белинский тоже называет поэмой [3, с. 435 ]. Поэма как жанровое определение в научной литературе употребляется в том смысле, когда в поэтической форме отражается жизнь народа во всех ее сложностях и противоречиях. В этом смысле "Ламзурь" А. Куторкина — историческая поэма. Но по своим жанрово-стилевым признакам — многоплановости, значительному количеству действующих лиц, широкому охвату жизни, показу размаха народного движения, введению в ткань повествования диалогов и монологов, лирических и авторских отступлений — она представляет собой романную форму.

Мы считаем, что при определении жанра произведения нельзя исходить из объемно-количественных показателей, прежде всего следует учитывать масштабы и характер изображаемых событий, их общественно-историче-скую значимость, эпическую широту, полноту и глубину образного отраже-

ния наиболее важных явлений народной жизни.

Такой широтой охвата жизни мордовского народа отличается стихотворный роман А. Куторкина "Яблоня у большой дороги", ставший венцом этой жанровой формы в мордовской литературе. Произведение убедительно подтверждает мысль о прочннх связях собственных литературных традиций как самого Куторкина, так и эпико-повествовательных жанров всей мордовской литературы с традициями народного эпоса. Основу художественного новаторства в романе "Яблоня' у большой дороги" составляет опора на на-ционально-эпические традиции мордовского фольклора. Суть его заключается в стремлении автора осветить судьбы и характеры героев в органическом единстве с показом конкретных исторических событий. Через фольклорно-романтические образы в романе высвечен глубокий характер социально-исторических явлений национальной истории мордовского народа.

Таким образом, роман в стихах "Яблоня у большой дороги" Зс&ВИДё*

тельствовал собой появление* етихо-* творного романа в мордовской литерал-туре. К большому сожалению, в настоящее время ни один из поэтЬв Мордовии не закрепил эти традиции, заложенные А. Куторкиным в 60-е годы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алешкин А. В. Бдинство традиций. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1978. 190 с.

2. Алешкин А. В. Эпос дружбы. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1985. 184 с.

3. Белинский В. Г. Эстетика и литературная критика: В 2 т. М.: ГИХЛ, 1959. Т. 2. 541 с.

4. Второй съезд советских писателей: Сте-ногр. отчет. М.: Сов. писатель* 1956. 65 с.

5. Кирюшкин Б. Е. Мордовский советский роман. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1965. 182 с.

6. Маскаев А. И. Вечкемась ды тюре-мась // Сятко. 1941. № 6. С. 69 — 72.

7. Рыленков Н. И. Традиции и новаторство. М.: Сов. писатель, 1962. 133 с.

8. Черапкин Н. И. Притоки. М.: Современник, 1973. 196 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.