Научная статья на тему 'Становление военно-научного общества в образовательной среде военного вуза в 20-е годы ХХ века'

Становление военно-научного общества в образовательной среде военного вуза в 20-е годы ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
206
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военно-научное общество / отечественный историко-педагогический опыт / образовательная среда / комсостав / высшие военные учебные заведения / военнопрофессиональная подготовка / военная наука и практика / military scientific society / national historical and pedagogical experience / educational environment / command staff / higher military educational institutions / military professional training / military science and practice

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лазукин Владимир Федорович, Сафонова Алла Владимировна

В статье проведен историко-педагогический анализ возникновения, становления и развития военно-научного общества в образовательной среде военного вуза в 20-е годы ХХ века, представлена система организации военно-научного общества Рабоче-крестьянской Красной армии, в процессе становления выделены задачи и обозначены основные направления, а также раскрыты этапы развития этой добровольческой организации, представлена социальнопедагогическая характеристика содержания, форм и методов военно-научной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

formation of the militarY sCientifiC soCietY in the eduCational enVironment of a militarY uniVersitY in the 20s of the XX CenturY

The article deals with the historical-pedagogical analysis of the origin, formation and development of the military science society in an educational environment of a military University in the 20 years of the twentieth century, the worker’s-peasant’s Red Army military-scientific society organization system, in the process of being allocated tasks and principal lines, as well as the stages of development of this volunteer organization, presented a socio-pedagogical characteristics of the content, forms and methods of military-scientific work.

Текст научной работы на тему «Становление военно-научного общества в образовательной среде военного вуза в 20-е годы ХХ века»

УДК 001.32:355.232.6 ГРНТИ 78.21.12.09

СТАНОВЛЕНИЕ ВОЕННО-НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА В 20-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА

В.Ф. ЛАЗУКИН, доктор педагогических наук, профессор

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) А.В. САФОНОВА, кандидат исторических наук

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

В статье проведен историко-педагогический анализ возникновения, становления и развития военно-научного общества в образовательной среде военного вуза в 20-е годы ХХ века, представлена система организации военно-научного общества Рабоче-крестьянской Красной армии, в процессе становления выделены задачи и обозначены основные направления, а также раскрыты этапы развития этой добровольческой организации, представлена социально-педагогическая характеристика содержания, форм и методов военно-научной работы.

Ключевые слова: военно-научное общество, отечественный историко-педагогический опыт, образовательная среда, комсостав, высшие военные учебные заведения, военно-профессиональная подготовка, военная наука и практика.

FORMATION OF THE MILITARY SCIENTIFIC SOCIETY IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MILITARY UNIVERSITY IN THE 20s OF THE XX CENTURY

V.F. LAZUKIN, Doctor of Pedagogical sciences, Professor MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh) A.V. SAFONOVA, Candidate of Historical sciences MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

The article deals with the historical-pedagogical analysis of the origin, formation and development of the military science society in an educational environment of a military University in the 20 years of the twentieth century, the worker's-peasant's Red Army military-scientific society organization system, in the process of being allocated tasks and principal lines, as well as the stages of development of this volunteer organization, presented a socio-pedagogical characteristics of the content, forms and methods of military-scientific work.

Keywords: military scientific society, national historical and pedagogical experience, educational environment, command staff, higher military educational institutions, military professional training, military science and practice.

Введение. Изучение и анализ социально-педагогического обеспечения военно-научного общества (ВНО) в образовательной среде военного вуза в 1920-е годы подразумевают обобщение опыта становления и развития системы подготовки офицерских кадров. Историко-педагогический анализ возникновения, становления и развития ВНО в образовательной среде военного вуза предполагает определить направления его дальнейшего развития. Военно-научная деятельность соответствует духу времени, накапливает современные достижения, исторический и педагогический опыт военной теории и практики. Образовательная среда военного вуза предоставляет возможность будущим офицерам приобрести социальный и военно-профессиональный опыт. Она формирует социально и профессионально значимые

личностные качества индивида и его культуру, способствует эффективной творческой самореализации личности военного специалиста.

Актуальность. Современные условия развития общества, актуализируя интеграцию вузов, науки, производства, а также реализацию принципов гуманизации обучения и воспитания, выводят на первый план творческие функции военных специалистов. Это порождает выдвижение новых требований к оценке качества подготовки будущих офицеров в военных вузах, обеспечивающихся внедрением в учебный процесс научных исследований, органическим соединением обучения с военно-научной работой обучающихся.

Приоритетной задачей современного высшего военного учебного заведения, определяющей вектор совершенствования военно-профессионального образования, является развитие способностей у будущих офицеров к познавательной активной деятельности, умению самостоятельно вырабатывать и реализовывать на практике нестандартные способы решения. В этих условиях образовательная среда военного вуза создает условия для личностного развития будущих офицеров, их потенциальных возможностей для реализации социального опыта в пространственно-предметном и социальном окружении, способствуя творческой самореализации обучающегося.

Деятельность ВНО активно поддерживается на государственном уровне Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» [1], Государственной программой РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [2], Приказом Министра Обороны РФ от 15.09.2014 г. № 670 [3], директивами МО РФ, Генерального Штаба Вооруженных Сил РФ, государственной программой «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» от 29.03.2019 г. № 377 [4], а также различными целевыми федеральными программами «Развитие профессионального образования», «Вузы как центры пространства», «Развитие национального интеллектуального капитала» и другими.

Следует отметить, что организация военно-научного общества в образовательной среде военного вуза исследовалась в научных трудах в различных аспектах: выделение основных направлений деятельности в процессе формирования разносторонней развитой личности военного специалиста А.В. Барабанщикова [5], теория и практика военного образования И.А. Алехина [6], В.Н. Герасимова [7]; педагогический подход к информационно-технологическому обеспечению учебного процесса П.И. Образцова [8], обучение на основе личностно-социально-деятельностного подхода И.В. Биочинского [9], оптимизация процесса обучения Ю.К. Бабанского [10], самообразование Л.Н. Бережновой [11]; личностно-профессиональное развитие Б.А. Федулова [12], развитие интеллектуальных качеств у советских офицеров А.М. Воробьева [13], педагогические и научно-технические инновации В.П. Чернолеса [14]. Тем не менее, комплексного анализа по исследуемой теме не было предпринято, а научных исследований, раскрывающих организацию системы военно-научного общества в образовательной среде военного вуза, практически нет, поэтому выбор данной темы представляется научно актуальным.

Военно-научная работа представляет собой форму самостоятельной работы, направленной на приобретение глубоких и прочных знаний в военно-профессиональной деятельности, на формирование важных качеств военного специалиста: самостоятельности, собранности, организованности, дисциплинированности, требовательности к себе и окружающим.

ВНО создавалось как общественная добровольная творческая организация, призванная содействовать изучению военной теории, обобщить опыт революционных войн, разрабатывать и внедрять передовые методы обучения войск. Оно образовалось в 1920 году в Академии Генерального Штаба Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), где обучался комсостав, стремившийся восполнить свои знания теоретическим пониманием боевых операций, развития революционной классовой войны.

ВНО решало свои задачи в следующих направлениях: повышение профессиональной квалификации командного и инженерно-технического состава Красной Армии путем

активизации научной самостоятельной деятельности внутри комсостава и всей Красной Армии в целом; открытие в военных академиях отделений или кружков ВНО, которые пробуждали бы самостоятельную деятельность, преодолевая косность мышления; сближение старых и «красных» специалистов, устранение трений и разногласий между ними на почве военно-научной деятельности; создание широкой базы, через которую коммунистическая партия могла оказать влияние на развитие комсостава.

Процесс становления ВНО был сложным и противоречивым, он включал три этапа. На первом этапе с осени 1920 по осень 1921 года произошла ликвидация таких организаций как «Военное дело» и Военно-исторической комиссии, сопровождавшаяся противостоянием профессуры высшей военной школы, критиковавшей оперативные способности участников Гражданской войны и выражавшей свое презрительное к ним отношение. В то же самое время начинает проявляться научная квалификация ВНО посредством публичных докладов на конференциях и научных семинарах.

При Академии Генерального Штаба РККА была образована редакционная коллегия в 1920 г. для составления и издания очерка «Красная Армия и Красный Флот в Революционной войне Советской России в 1918-1920 гг.» [15]. Научно-популярный очерк подводил итоги напряженной работы Советской власти во время Гражданской войны в области военного строительства, раскрывал научное изучение, не имеющихся ранее примеров в мировой истории, опыта создания Революционной пролетарской армии.

В этот период был осуществлен ряд докладов об организации Вооруженных Сил Республики в связи с переходным моментом 1920 г., в заседаниях ВНО участвовали советские политические деятели, участники Октябрьской революции и Гражданской войны [16].

Для восполнения теоретических знаний комсостава возникла необходимость ознакомления с более фундаментальными научными трудами в области военного дела. Желающие более серьезно поработать над изучением теории военного дела могли получить необходимые книги в книгохранилищах и библиотеках военного округа, таких существовало в Петрограде 4 библиотеки и по одной библиотеке в Старой Руссе, Луге и Петергофе. Перечень военных изданий обновлялся по мере накопления материалов. Войсковые начальники и начальники окружных управлений также могли прислать в Штаб округа, имевшиеся у них сведения о полезных изданиях и книгохранилищах, не зарегистрированных в Штабе округа. Всего в период с 1918 г. по 1922 г. было издано 86 пособий и руководств, периодических изданий в различных областях военного дела: кавалерии, артиллерии, технических войсках, бронечастях, авиации и воздухоплавании, связи [17].

Деятельность ВНО не замыкалась внутри военных академий. К работе музея Красных Армии и Флота привлекались научные кадры высших военных учебных заведений, задействованные в ВНО. Они помогали организовывать работу отделов музея и предоставляли исчерпывающую информацию об организации Красной армии, снабжении вооружением и военной техникой, военного обучения и воспитания, военных операций и быта. Консультантами музея являлись военные теоретики, педагоги, военачальники, участники Гражданской войны А.А. Свечин, А.Е. Снесарев, И.Т. Беляев, А.А. Доливо-Добровольский и другие [18].

Второй этап становления ВНО с осени 1921 года до середины 1922 года следует считать самым результативным. Революционный Военный Совет Республики (РВСР) утвердил Положение об отделениях ВНО при штабах округов, армий, корпусов и ввузах. Помимо целого ряда высокоценных научных докладов ВНО впервые приступило к серьезной оценке прошедшей Гражданской войны. Издавались сборники трудов ВНО, охватившие целый ряд операций Красной армии: Вестник Военно-Научного Общества «Красная Армия» дискуссионного характера с явно марксистским направлением; журнал «Военный Зарубежник», пользовавшийся исключительным авторитетом в Красной Армии, так как давал сводку всего иностранного материала и тем самым расширял квалификацию командного состава, часто не

имевшего возможность пользоваться заграничным материалом. На учебных занятиях в рамках деятельности ВНО слушатели переводили научные статьи с немецкого, французского, польского и английского языков, опубликованных в иностранной периодике [19]. Журналы «А.Т.Ц.», «Ф.Д.И.», «С.А.Е.», «Милитер вохенблатт», «Техник Аэронотик» [20] оказывали большое культурное влияние на командный состав Красной армии. Второй этап устранил антагонизм между фронтовиками и тыловиками, разрушил монополию реакционной профессуры в военно-научной области и поднял авторитет ВНО в глазах армии. Рост военно-научных организаций явился результатом наглядной работы ВНО в военных академиях и их отделений на местах.

ВНО как новой организации необходимо было создать свои традиции. Ежегодно проходило празднование во всех военных академиях годовщины Октябрьской революции. Участие ВНО заключалось в подготовке программы вечера воспоминаний, программы вечера вопросов и ответов, выпуске стенной газеты, создании устной газеты [21].

Вечер вопросов и ответов проводился за несколько дней до начала празднования годовщины, чтобы с одной стороны возбудить интерес к содержанию праздника, а с другой -удовлетворить его потребности путем сообщения научно-исторических сведений о нем. В ответах звучали ссылки на известные факты, задавались дополнительные вопросы, включались декламации особенно таких стихотворений, которые по своему содержанию использованы при ответах. Статьи для стенной газеты создавались заранее, разрабатывались редакциями газет, на основе предложенных Политуправлением РККА тезисов и конспектов.

Вечеру воспоминаний и чествования героев придавался особенно торжественный характер, чтобы познакомить через него молодежь как с историей революции, так и с военным прошлым частей Красной армии в целях обучения и воспитания подрастающего поколения. К участию в мероприятиях привлекался комсостав, который проявлял больше инициативы и творчества.

Устная газета содержала постановку кратких, но ярких, с большим числом участников, инсценировок и декламацию революционных стихотворений, художественное чтение кратких рассказов, создавая атмосферу содержательного литературно-художественного вечера.

ВНО в военных академиях активно осуществляло взаимодействие с окружными частями. Так, например, военное издательство Западного фронта выпускало журналы «Революция и Война» и «Красный Стрелок», отдельные издания по вопросам тактическим, строевым, носящим прикладной характер для слушателей академий. Важное значение для слушателей военных академий имела работа «Высшее управление войсками в военное время» [22], составленная ответственными работниками Западного фронта, имевшая прикладное, уставное значение для командования армий и фронтами.

ВНО проводило военно-научную пропаганду организацией докладов, рефератов, как в стенах Академии, так и в красноармейских частях. Один раз в месяц устраивался доклад общеполитического характера для всего состава военной академии [21]. Представители ВНО квалифицированные лекторы выезжали в округа и части для проведения докладов по основным вопросам оперативно-тактической, научно-технической и военно-профессиональной подготовки военных кадров.

Третий этап с середины 1922 года по 1926 год включительно характеризовался благоприятной обстановкой, как организационных, рабочих и общественных, так и политических возможностей. Все трения между группировками военных специалистов были преодолены, военно-научная среда и материальная база способствовали объединению подчиненных кадров и созданию деловой, творческой обстановки. ВНО не встречало препятствий, за исключением личных ведомственных претензий отдельных представителей как ГУВУЗа, так и административного аппарата РВСР.

В процессе организационного роста, расширения сферы научного и идеологического влияния, совершенствования в тактике и укрепления наметившихся традиций ВНО в своем

ы

историческом развитии самоопределилось и позиционировало себя уже как учреждение республиканского характера по форме, принципам и целям. ВНО явилось новой формой Советского государственного учреждения внутри Красной армии на принципе добровольного, самодеятельного участия командного состава в области военно-научной и военно-пропагандистской деятельности. Учитывая, что в области военно-научной деятельности не целесообразны бюрократические служебные отношения, ВНО выдвинуло принцип определенной автономии, основанного на товарищеском сотрудничестве, взаимном уважении, идейной и научной авторитетности. Эта форма объединения была наиболее приемлема для всех беспартийных масс военных профессионалов без различия их рангов.

В 1924 году работа ВНО претерпела реорганизацию, был осуществлен переход от системы аудиторных секционных докладов к кружковой работе, переработан Устав ВНО, как не соответствующий действительности вследствие своей устарелости. В образовательной среде Военно-хозяйственной академии РККА выделились следующие секции ВНО: техническая; снабженческая секция, состоящая из 4 кружков; морская; войсковая; химическая, которая объединилась с Доброхимом. В этой секции слушатели военной академии изучали отравляющие вещества, так как с таковыми не приходилось знакомиться в учебном курсе, а инженеру-технологу для целей Доброхима необходимо было владеть такой информацией. Исходя из общей загруженности слушателей, были выделены 3 цикла: вопросы из области химии и применение знаний в технике; темы из области отравляющих веществ и борьбы с ними; темы для научных докладов [23].

Деятельность войсковой секции заключалась в установлении связей с частями, инструктировании работы научных хозяйственных кружков, постановке докладов на темы, имевшие прямую связь с войсковым хозяйством. В президиум секции входили руководитель, помощник начальника военно-хозяйственного снабжения корпуса, слушатели академии, 2 завхоза от частей и один представитель от управления снабжения округа. Снабженческая секция выработала три цикла: военное хозяйство; устройство тыла и снабжение армии; военные сообщения. Особое внимание обращалось на проблемы самозаготовки войсковых частей в связи с реорганизацией снабженческих аппаратов. Поддержание связи с военно-хозяйственными работниками и военно-научными организациями на местах осуществлялось с участием в работе секций военно-хозяйственных работников частей и учреждений округа. Например, доклад «Обозы русского и германского пехотных полков» посетило 32 завхоза из воинских частей и учреждений [23].

Деятельность ВНО распространялась за пределы академий по всему военному округу. ВНО ежемесячно принимало участие в работе журналов «Техника и Снабжение», «На страже» путем опубликования статей профессорско-преподавательского состава и слушателей, рекомендованных и редактированных в каждой секции. В работу кружков были вовлечены помимо профессорско-преподавательского состава и слушателей, также представители частей округа [24]. Принципом редакции журнала «Красная академия» выступало привлечение к работе слушателей младших курсов, а также беспартийных, в журнале расширялись военно-научный, учебный, бытовой отделы и отдел шаржей. Слушатели военных академий проводили лекции в прикрепленных к гражданским клубам военных уголках [25].

Одной из основных задач ВНО являлось вовлечение в активную военно-научную работу как можно большего числа слушателей. Этому способствовал переход от системы аудиторных докладов к системе кружковых занятий, то есть в каждой секции по всем тем научным дисциплинам (или отделам), с которыми секции приходилось встречаться в своей работе наиболее часто, организовывались кружки; члены секции распределялись по их личным интересам между существующими в секции кружками; возглавлял кружок, в котором занимались не более десяти человек, специалист в данной области. Работа кружка велась путем подготовки докладов всеми его участниками на одну общую тему к одному определенному сроку, но по различным источникам. На заседании кружка один из его участников делал

доклад, остальные являлись содокладчиками или участвовали в прениях. Результатом заседания выступало письменно зафиксированное мнение участников кружка по заслушанному в докладе вопросу. Лучшие доклады демонстрировались перед секцией, причем за них можно было получить вознаграждение, предусмотренное законом. Доклады общие для всех членов ВНО устраивались лишь в исключительных случаях и носили инструкторский характер или могли являться основой для дальнейшей разработки в секциях и кружках. Президиумы секций и руководители кружков назначались, согласуя выдвигаемые кандидатуры с Бюро коллектива Российской Коммунистической партией большевиков. Однако, не увлекаясь второстепенными задачами, учитывая нагрузку, ВНО выдвигало на первое место основные вопросы в области техники и снабжения Красной армии, привлекало к активной работе новых членов из среды профессорско-преподавательского состава и слушателей академий.

ВНО как учреждение возникло по инициативе военных коммунистов, которые тактично вовлекали в него беспартийных квалифицированных работников. В процессе научной работы и общения на основе военно-профессионального сотрудничества непосредственно беспартийного командира отвлекало от его личных обывательских настроений и интересов, и, наоборот, втягивало в научно-общественную жизнь Красной армии. Являясь прообразом будущей советской общественности Красной армии, ВНО выдвигало принцип массовой организации, основанной на активности ее членов и выборности руководящих органов.

На основании анализа архивного материала в данный исторический период и проведенного лонгитюдного исследования по данному научному направлению обоснована система организации ВНО РККА, которая представлена на рисунке 1.

Правление

ВНО РККА

Центральный клуб правления ВНО РККА "Ж"

Штаб Строевые части

дивизии гарнизона

А А

Командные курсы

-Г"

Военно-научный кружок

Войсковые соединения

Войсковые полки

- взаимодеиствие по строевой линии;

- взаимодействие по военной специальности

— >

Рисунок 1 - Система организации Военно-научного общества РККА

Анализ структуры и логических связей данной системы позволяет сделать следующие выводы:

1. Организационная структура ВНО РККА представлена как пятиуровневая: ВНО РККА; ВНО окружных объединений; отделения ВНО; гарнизонное объединение - кружки ВНО; военно-научные кружки, которые взаимодействуют по вертикали в зависимости от подчиненности и, как правило, по горизонтали с учреждениями высшей военной школы по совершенствованию и развитию военно-специальной подготовки рядового и командного состава объединений, соединений и строевой частей.

2. Возглавляет ВНО в РККА Правление ВНО, приоритетная важность которого подтверждается тем, что оно избиралось на Всероссийском Съезде и организовывало военно-научную работу во всех объединениях, соединениях и строевых частях с внедрением передовой теории и практики военной науки на основе привлечения для этого военно-учебных заведений по территориальному и военно-специальному признаку. Правление ВНО РККА для организации военно-научной работы в рамках всей армии имело центральный клуб правления и аудиторию для организации сборов, конференций, лекций, семинаров командного, инженерно-технического, профессорско-преподавательского и научного состава по актуальным научным направлениям оперативного искусства, тактики, вооружения и военной техники.

3. Основная военно-научная работа реализовывалась на основе взаимодействия военно-учебных заведений и строевых частей округа, которое организовывали и контролировали окружные объединения ВНО, что позволяло оперативно внедрять в войска достижения военной науки и практики. При этом окружные объединения ВНО планируют во взаимодействии с военно-учебными заведениями работу ВНО по всем подчиненным объединениям, соединениям и строевым частям, что обусловливает ее системность, оперативность, научно-техническую актуальность и полноту охвата всех войск объединения.

4. Четвертый уровень организации ВНО РККА представлен гарнизонными объединениями ВНО - кружками ВНО, которым руководит отделение ВНО, созданное при вышестоящем штабе по подчиненности, а в плане совершенствования и развития военно-специальной подготовки в частях гарнизона взаимодействуют с учреждениями высшей военной школы с учетом их специализации и территориальной дислокации. Гарнизонное объединение ВНО - кружок ВНО возглавляет приоритетное по военно-специальной деятельности и объему работы, как правило, кружок штаба дивизии или местных командных курсов, на который возлагается организация работы ВНО в военно-научных кружках, созданных при войсковых соединениях и полках, а также приравненных к ним воинских учреждениях.

5. Система организации ВНО РККА охватывает все без исключения объединения, соединения и части до полка включительно. Первичной ячейкой данной системы является военно-научный кружок при всех соединениях и частях не ниже полкового масштаба, что указывает на особое внимание руководства страны и армии к организации и деятельности ВНО по повышению боеспособности и боевой готовности РККА на основе постоянного, системного и оперативного взаимодействия между строевыми частями и военно-учебными заведениями в целях внедрения в войска передовых достижений военной науки и практики. При этом организация ВНО РККА обеспечивает взаимодействие по двум направлениям (строевому и военно-специальному), что создает условия и реальный результат органичного слияния военной науки и войсковой практики, их взаимное совершенствование и развитие на основе управления военно-научной работой с учетом прямых и обратных связей.

Активная научная работа ВНО проявлялась во взаимодействии и тесном сотрудничестве с гражданскими вузами. Представители ВНО командировались на мероприятия, где обсуждались доклады научно-исследовательского и политического характера, представлявшие интерес для военного командования [26].

Выводы. Военно-научная мысль в указанный период развивалась в образовательной среде военного вуза, где аккумулировался опыт оперативного искусства и тактики, организация

совершенствования и боевого применения вооружения и военной техники. Деятельность ВНО давала свои результаты. Литературная работа секций ВНО освещала вопросы, проработанные на заседаниях; анализ и рецензии по релевантной военно-научной литературе, публикации по вопросам близким к тематике секции; вопросы связи ВНО Академии с центром и периферией. Члены ВНО, трудившиеся в Научно-техническом комитете, Управлении Военно-воздушных Сил, объединении Общества друзей воздушного флота, Добровольном обществе содействия строительству предприятий химической промышленности, Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте, Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского регулярно освещали хронику о деятельности соответствующих организаций на страницах военных журналов.

Представители ВНО военных академий входили в состав редакционных коллегий следующих журналов: «Самолет», «Война и техника», «Вестник Воздушного флота», «Научные приложения», «Химия и жизнь», «Красная Звезда» («Авиационное приложение»). Данные периодические издания на 80-90 % состояли из статей членов ВНО Академии. С целью выявления мнений читателей о характере необходимых изменений, организовывались собрания читателей авиационных журналов ВНО ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского.

В целях укрепления связей ВНО военных академий с Красной армией Политическое управление Революционного военного совета (ПУР) предоставляло более полную информацию о состоянии армии и задачах, которые ставились в различных областях военного строительства, а также уведомлял руководство военных академий о необходимости выделения профессорско-преподавательского состава и слушателей для участия в совещаниях и съездах, устраиваемых ПУРом и Штабом РККА. Руководители ПУРа регулярно освещали важные вопросы военного строительства.

В задачу ВНО входило распространение издаваемой военными академиями научной работы, значительной части докладов, заслушанных на заседаниях ВНО, и других материалов, а также высылка их в крупнейшие войсковые части. Путем распространения своих изданий военные академии способствовали установлению тесной связи, как лаборатории военно-научной мысли, с Красной Армией. Наблюдалось увеличение тиража академических изданий для удовлетворения запросов армейских частей с 500 до 2000 экземпляров научных трудов по военным дисциплинам (стратегия, тактика, военная администрация, история войн, военная география, статистика). В Академии Генерального Штаба РККА насчитывалось 47 печатных изданий военно-научной и учебной литературы в 1925 году. К важнейшим научным трудам следует отнести «Как сражалась революция» Гражданская война в России, том I в количестве 5000 экземпляров, «Тыл и снабжение действующей армии» в количестве 1500 экземпляров, «Комплектование французской армии» в количестве 5500 экземпляров. ВНО принадлежала главная роль по расширению участия в печати вне стен академии. Сборники ВНО распространялись на промышленных предприятиях, к заводам были прикреплены лучшие представители ВНО для укрепления связей с общественностью, взаимодействия с призывниками. Общий объем издательства в Академии Генерального Штаба РККА за 1924-1925 учебный год достиг 500 печатных листов, реализованный типографией академии и частично издательскими средствами Высшего военного редакционного совета.

Научная работа в организационном, методическом и военно-научном отношении проводилась в порядке личной инициативы или по указаниям свыше различными академическими работниками индивидуально или коллективно. Она направлялась кафедрами, секциями ВНО или академическим аппаратом. Содержание ее составляло:

установление определенных взглядов и выработка понятий по различным отраслям военного дела;

знакомство, учет и популяризация новых достижений военного искусства и техники в стране и за границей;

совершенствование организации подготовки научных кадров и новых путей изыскания в военно-научной сфере в академической среде и в армии;

углубление и переоценка научных знаний;

создание новых направлений по подготовке военных специалистов на кафедрах и циклах.

Практически все это выражалось в организационных, методологических и других совещаниях Советов Военных академий, циклов и кафедр, секций и прочих объединений ВНО; в докладах, рефератах, сообщениях и диспутах; в статьях, тезисах, в записках, в составлении отзывов, рецензий и прочих документов.

Таким образом, внедрение революционной научной мысли в сферу военно-научной деятельности обеспечивалось путем личных контактов и тесной связи ВНО с гражданскими научными государственными партийными, профессиональными и спортивными организациями, что позволило избежать узкой военно-профессиональной обособленности и сохранить корпоративный дух творческой военно-научной мысли. По мнению политического руководства страны, создание внутри Красной Армии разветвленной сети ВНО оказало огромное влияние на развитие общегражданского общества молодой Республики, военной науки и реализацию ее результатов в практику войск.

Становление и развитие ВНО в военных академиях в 20-е годы ХХ века заложило основы для последующего формирования направлений научной работы в образовательной среде военного вуза. Это создало фундамент для исследования характера военных угроз, изучения проблем военно-технической политики в интересах повышения боеспособности армии и безопасности государства; для решения проблем подготовки военных специалистов, для развития военной теории и практики; для разработки способов, средств, методов и форм применения вооружения и военной техники; для изучения актуальных вопросов военной психологии и педагогики, обучения и воспитания личного состава армии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения 15.10.2019).

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.base.garant.ru. (дата обращения 14.10.2019).

3. Приказ Министра обороны РФ от 15.09.2014 № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вместе с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обороны государства в федеральных государственных военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170951. (дата обращения 21.10.2019).

4. Государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» на 2019-2030 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru. (дата обращения 14.08.2019).

5. Барабанщиков А.В. Основы военной психологии и педагогики. М.: Просвещение, 1988.

269 с.

6. Алехин И.А. Развитие теории и практики военного образования в России XVIII-начала XX века: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2004. 48 с.

7. Герасимов В.Н. Развитие превентивной педагогической теории и практики в Вооруженных Силах России (на материалах частей и подразделений Сухопутных войск): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 1996. 47 с.

ы

8. Образцов П.И., Косухин В.М. Дидактика высшей военной школы: учебное пособие / П.И. Образцов, В.М. Косухин. Орел: Академия Спецсвязи России, 2004. 317 с.

9. Биочинский И.В. Педагогика подготовки офицера в военном училище. Самара, 1994.

382 с.

10. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. 256 с.

11. Бережнова Л.Н., Гупалов М.М. Стратегии междисциплинарности в военном вузе как условие самообразования курсантов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. Т. 4. № 56. С. 173-178.

12. Федулов Б.А. Личностно-профессиональное развитие курсантов высших военных учебных заведений: Аксиологический подход: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Барнаул, 2000. 37 с.

13. Воробьев А.М. Интеллектуальные качества и их развитие у советских офицеров в процессе обучения в вузе. М.: ВПА. им. В.И. Ленина, 1976. 40 с.

14. Чернолес В.П. Интеграция инновационной и учебной деятельности в системе военного профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 2002. 44 с.

15. Письма Бюро информации и связи академии слушателям на фронт // Российский государственный военный архив. Ф. 24696. Оп. 1. Ед. хр. 59.

16. Протоколы заседаний партийного бюро // Российский государственный военный архив. Ф. 24696. Оп. 1. Ед. хр. 9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Приказы, выписки из приказов и приказания РВСР войскам ЛВО и по академии, циркуляры УВУЗа // Российский государственный военный архив. Ф. 24700. Оп. 1. Ед. хр. 263.

18. Доклад о работе военно-научного общества, смета и проект журнала академии // Российский государственный военный архив. Ф. 24696. Оп. 1. Ед. хр. 64.

19. Протоколы собраний членов заседаний бюро курсовых комячеек академии // Российский государственный военный архив. Ф. 24699. Оп. 1. Ед. хр. 3.

20. Материалы научно-исследовательской конференции академии // Российский государственный военный архив. Ф. 24699. Оп.1. Ед. хр. 326.

21. Протоколы совещаний военкомов академии, доклад комиссара о состоянии академии // Российский государственный военный архив. Ф. 24702. Оп. 1. Ед. хр. 9.

22. Протоколы заседаний педагогического состава академии, именные списки слушателей // Российский государственный военный архив. Ф. 24700. Оп.1. Ед. хр. 266.

23. Протоколы комсомольско-партийных собраний и общественной организации академии и приложения к нему // Российский государственный военный архив. Ф. 24702. Оп.1. Ед. хр. 18.

24. Доклад партийной организации академии о ее работе, цифровые отчеты // Российский государственный военный архив. Ф. 24702. Оп. 1. Ед. хр. 16.

25. Протоколы заседания военно-научного общества и отчет о работе ячейки НОТ // Российский государственный военный архив. Ф. 24702. Оп.1. Ед. хр. 23.

REFERENCES

1. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». fElektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru. (data obrascheniya 15.10.2019).

2. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» na 2013-2020 gg. fElektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.base.garant.ru. (data obrascheniya 14.10.2019).

3. Prikaz Ministra oborony RF ot 15.09.2014 № 670 «O merah po realizacii otdel'nyh polozhenij stat'i 81 Federal'nogo zakona ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» (vmeste s «Poryadkom organizacii i osuschestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti po

W g

U

osnovnym professional'nym obrazovatel'nym programmam, realizuemym v interesah oborony gosudarstva v federal'nyh gosudarstvennyh voennyh professional'nyh obrazovatel'nyh organizaciyah i voennyh obrazovatel'nyh organizaciyah vysshego obrazovaniya Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii». fElektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_170951. (data obrascheniya 21.10.2019).

4. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Nauchno-tehnologicheskoe razvitie Rossijskoj Federacii» na 2019-2030 gg. fElektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.garant.ru. (data obrascheniya 14.08.2019).

5. Barabanschikov A.V. Osnovy voennoj psihologii i pedagogiki. M.: Prosveschenie, 1988.

269 p.

6. Alehin I.A. Razvitie teorii i praktiki voennogo obrazovaniya v Rossii XVIII-nachala XX veka: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Moskva, 2004. 48 p.

7. Gerasimov V.N. Razvitie preventivnoj pedagogicheskoj teorii i praktiki v Vooruzhennyh Silah Rossii (na materialah chastej i podrazdelenij Suhoputnyh vojsk): avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Moskva, 1996. 47 p.

8. Obrazcov P.I., Kosuhin V.M. Didaktika vysshej voennoj shkoly: uchebnoe posobie / P.I. Obrazcov, V.M. Kosuhin. Orel: Akademiya Specsvyazi Rossii, 2004. 317 p.

9. Biochinskij I.V. Pedagogika podgotovki oficera v voennom uchilische. Samara, 1994. 382 p.

10. Babanskij Yu.K. Optimizaciya processa obucheniya. M.: Pedagogika, 1977. 256 p.

11. Berezhnova L.N., Gupalov M.M. Strategii mezhdisciplinarnosti v voennom vuze kak uslovie samoobrazovaniya kursantov // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2012. T. 4. № 56. pp. 173-178.

12. Fedulov B.A. Lichnostno-professional'noe razvitie kursantov vysshih voennyh uchebnyh zavedenij: Aksiologicheskij podhod: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Barnaul, 2000. 37 p.

13. Vorob'ev A.M. Intellektual'nye kachestva i ih razvitie u sovetskih oficerov v processe obucheniya v vuze. M.: VPA. im. V.I. Lenina, 1976. 40 p.

14. Chernoles V.P. Integraciya innovacionnoj i uchebnoj deyatel'nosti v sisteme voennogo professional'nogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Sankt-Peterburg, 2002. 44 p.

15. Pis'ma Byuro informacii i svyazi akademii slushatelyam na front // Rossijskij gosudarstvennyj voennyj arhiv. F. 24696. Op. 1. Ed. hr. 59.

16. Protokoly zasedanij partijnogo byuro // Rossijskij gosudarstvennyj voennyj arhiv. F. 24696. Op. 1. Ed. hr. 9.

17. Prikazy, vypiski iz prikazov i prikazaniya RVSR vojskam LVO i po akademii, cirkulyary UVUZa // Rossijskij gosudarstvennyj voennyj arhiv. F. 24700. Op. 1. Ed. hr. 263.

18. Doklad o rabote voenno-nauchnogo obschestva, smeta i proekt zhurnala akademii // Rossijskij gosudarstvennyj voennyj arhiv. F. 24696. Op. 1. Ed. hr. 64.

19. Protokoly sobranij chlenov zasedanij byuro kursovyh komyacheek akademii // Rossijskij gosudarstvennyj voennyj arhiv. F. 24699. Op. 1. Ed. hr. 3.

20. Materialy nauchno-issledovatel'skoj konferencii akademii // Rossijskij gosudarstvennyj voennyj arhiv. F. 24699. Op.1. Ed. hr. 326.

21. Protokoly soveschanij voenkomov akademii, doklad komissara o sostoyanii akademii // Rossijskij gosudarstvennyj voennyj arhiv. F. 24702. Op. 1. Ed. hr. 9.

22. Protokoly zasedanij pedagogicheskogo sostava akademii, imennye spiski slushatelej // Rossijskij gosudarstvennyj voennyj arhiv. F. 24700. Op.1. Ed. hr. 266.

23. Protokoly komsomol'sko-partijnyh sobranij i obschestvennoj organizacii akademii i prilozheniya k nemu // Rossijskij gosudarstvennyj voennyj arhiv. F. 24702. Op.1. Ed. hr. 18.

24. Doklad partijnoj organizacii akademii o ee rabote, cifrovye otchety // Rossijskij gosudarstvennyj voennyj arhiv. F. 24702. Op. 1. Ed. hr. 16.

25. Protokoly zasedaniya voenno-nauchnogo obschestva i otchet o rabote yachejki NOT // Rossijskij gosudarstvennyj voennyj arhiv. F. 24702. Op.1. Ed. hr. 23.

W g

U

© Лазукин В.Ф., Сафонова А.В., 2020

Лазукин Владимир Федорович, доктор педагогических наук, профессор, профессор 32 кафедры, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 396064, Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, vflazukin@mail.ru.

Сафонова Алла Владимировна, кандидат исторических наук, доцент 215 кафедры, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 396064, Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, safalla23@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.