Научная статья на тему 'Аппарат военного управления в 20-30-е гг. Xx в'

Аппарат военного управления в 20-30-е гг. Xx в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
362
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАСНАЯ АРМИЯ / RED ARMY / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / REORGANIZATION / ШТАТ / РЕВВОЕНСОВЕТ / REVOLUTIONARY MILITARY COUNCIL / ШТАБ РККА / THE RED ARMY STAFF / ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ПО ВОЕННЫМ И МОРСКИМ ДЕЛАМ / NATIONAL COMMISSARIAT ON MILITARY AND SEA AFFAIRS / ИНСПЕКТОРАТ РККА / THE REDA ARMY INSPECTORATE / ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / DISTRICT ADMINISTRATION / ВОЕННЫЙ ОКРУГ / MILITARY DISTRICT / ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ / MILITARY COMMISSARIAT / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ШТАБ / GENERAL STAFF / STAFF / HEAD DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жарков Виталий Викторович

В статье рассмотрены преобразования органов военного управления, предпринятые руководством страны в 20-30-е гг. XX в. Исследованы изменения, коснувшиеся как центрального аппарата, так и окружного и местного. Среди основных шагов выделены упрощение аппарата управления, устранение параллелизма и бюрократизма, разграничение функций между различными органами, приспособление организации мирного времени к организации военного времени, повышение квалификации сотрудников, сокращение штатов. Представлена структура управления Красной армии в рассматриваемый период. Выделены основные итоги преобразования органов военного управления, среди которых создание более четкой системы органов, объединяющих всю полноту основных функций по подготовке страны и Красной армии к обороне, распределение однородных функций управления общего и специального характера между местными и центральными инстанциями, упрощение аппарата, сокращение его численности и дебюрократизация. Дана оценка репрессиям в армии, показано их влияние на количественно-качественные показатели работы органов военного управления, поведен численный анализ сокращения военного аппарата. На основе широкого спектра архивных источников приведены высказывания и комментарии военно-политического руководства страны о реформировании и преобразовании системы военного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Personnel of Military Management in the 20-30-s of the XX century

In the article are considered transformations of the military management bodies, undertaken by the country leaders in the 20-30-s of the XX century. The changes concerning both the central office, and the district and local ones are investigated. Among the main steps are distinguished management personnel simplification, parallelism and bureaucracy reduction, differentiation of functions between various bodies, adaptation of the organization of the peace time to the wartime organization, professional development of employees, staff reduction. The structure of management of the Red Army during the considered period is presented. The main results of transformation of military management bodies are allocated, among which creation of the more exact system of the bodies uniting all completeness of the main functions on preparation of the country and the Red Army to defense, distribution of uniform functions of management of the general and special character between local and central bodies, simplification of the personnel, reduction of its quantity and debureaucratization. The assessment is given to repressions in the Army, their influence on quantitative quality indicators of work of military management bodies is shown, the numerical analysis of reduction of the military personnel is done. On the basis of a wide range of archival sources statements and comments of the military-political country leaders on reforming and transformation of the system of military management are presented.

Текст научной работы на тему «Аппарат военного управления в 20-30-е гг. Xx в»

УДК 94(470)

В. В. Жарков

Аппарат военного управления в 20-30-е гг. XX в.

В статье рассмотрены преобразования органов военного управления, предпринятые руководством страны в 20-30-е гг. XX в. Исследованы изменения, коснувшиеся как центрального аппарата, так и окружного и местного. Среди основных шагов выделены упрощение аппарата управления, устранение параллелизма и бюрократизма, разграничение функций между различными органами, приспособление организации мирного времени к организации военного времени, повышение квалификации сотрудников, сокращение штатов. Представлена структура управления Красной армии в рассматриваемый период. Выделены основные итоги преобразования органов военного управления, среди которых - создание более четкой системы органов, объединяющих всю полноту основных функций по подготовке страны и Красной армии к обороне, распределение однородных функций управления общего и специального характера между местными и центральными инстанциями, упрощение аппарата, сокращение его численности и дебюрократизация. Дана оценка репрессиям в армии, показано их влияние на количественно-качественные показатели работы органов военного управления, поведен численный анализ сокращения военного аппарата. На основе широкого спектра архивных источников приведены высказывания и комментарии военно-политического руководства страны о реформировании и преобразовании системы военного управления.

Ключевые слова: Красная армия, реорганизация, штат, Реввоенсовет, Штаб РККА, Главное управление, Народный комиссариат по военным и морским делам, Инспекторат РККА, окружное управление, военный округ, военный комиссариат, Генеральный штаб.

V. V. Zharkov

The Personnel of Military Management in the 20-30-s of the XX century

In the article are considered transformations of the military management bodies, undertaken by the country leaders in the 20-30-s of the XX century. The changes concerning both the central office, and the district and local ones are investigated. Among the main steps are distinguished management personnel simplification, parallelism and bureaucracy reduction, differentiation of functions between various bodies, adaptation of the organization of the peace time to the wartime organization, professional development of employees, staff reduction. The structure of management of the Red Army during the considered period is presented. The main results of transformation of military management bodies are allocated, among which creation of the more exact system of the bodies uniting all completeness of the main functions on preparation of the country and the Red Army to defense, distribution of uniform functions of management of the general and special character between local and central bodies, simplification of the personnel, reduction of its quantity and debureaucratization. The assessment is given to repressions in the Army, their influence on quantitative quality indicators of work of military management bodies is shown, the numerical analysis of reduction of the military personnel is done. On the basis of a wide range of archival sources statements and comments of the military-political country leaders on reforming and transformation of the system of military management are presented.

Keywords: the Red Army, reorganization, staff, Revolutionary Military Council, the Red Army Staff, Head Department, National Commissariat on Military and Sea Affairs, the Reda Army Inspectorate, district administration, a military district, a military commissariat, the General Staff.

Для успешного осуществления намеченных мероприятий, связанных с реформированием Красной армии в начале 20-х гг. XX в., требовалось серьезно улучшить руководство Вооруженными силами страны.

До 1924 г. в сфере центрального военного управления отсутствовала единая организационная структура, также серьезной проблемой был очень громоздкий штат, не соответствующий всем требованиям времени, все это затрудняло управление войсками.

Одним из важнейших шагов военной реформы стала реорганизация военного аппарата. Проведенная проверка состояния дел в Красной армии закончилась, как отмечено выше, нелицеприятными выводами. 5 февраля 1924 г. комиссия сделала заявление, что аппарат управления Красной армии характеризуется оторванностью звеньев друг от друга, часто формальной связью между ними, нечетким построением и бюрократическими тенденциями [6].

Преобразования начались в соответствии с приказом Реввоенсовета СССР от 28 марта

© Жарков В. В., 2014

1924 г. [4]. Главной задачей стало сокращение кадров управления на 40-50 % [10]. Сокращение происходило быстрыми темпами. Если к 1 октября 1923 г. в управленческих органах числились 3.732 человек, то в 1924 г. их осталось 2.885 человек [9]. Численное сокращение (847 чел.) равнялось 22,7 % [1].

Члены национальной комиссии предложили максимально упростить аппарат управления, устранить параллелизм и бюрократизм, разграничить функции между различными органами, приспособить организацию мирного времени к организации военного времени, повысить квалификацию сотрудников, сократить штаты. ЦК РКП(б) и Реввоенсовет СССР одобрили эти положения и установили срок перехода на новую организацию с 15 апреля 1924 г.

В соответствии с разработанной схемой реорганизации была упразднена должность Главкома, необходимость в которой в мирное время и в самом деле отпала. Начальнику снабжения РККА были подчинены все учреждения, ведавшие обеспечением войск техническим имуществом. Штаб РККА был разделен на три самостоятельных органа: административный штат - Управление (с декабря 1924 г. - Главное управление) РККА, штаб подготовки войск - Инспекторат РККА, оперативный штаб - Штаб РККА. Он сосредоточил все функции по подготовке страны и армии к боевым действиям (разработка оперативных и мобилизационных планов, учет политических, экономических возможностей государ -ства, организация Красной армии, изучение опыта войн и военных конфликтов, оперативное управление). Для этого в составе Штаба выделялись 4 управления (оперативное, организационно-мобилизационное, военных сообщений и разведывательное) и научно-уставной отдел.

Однако уже в сентябре выяснилось, что Штаб РККА «перегружен делопроизводством по многим мелочным вопросам, требующим к себе большого внимания и поэтому мешающим сосредоточится на основной работе» [5]. Не удалось и разграничить функции между Инспекторатом и Штабом РККА. Поэтому по докладу заместителя начальника Штаба РККА Тухачевского Инспекторат в сентябре - октябре расформировывается, а в составе Штаба РККА создаются инспекции родов войск, упраздняется Управление боевой подготовки, вопросы комплектования и войсковой мобилизации из Штаба РККА передаются в Главное управление РККА [4, с. 19].

В соответствии с данными преобразованиями Главное Управление РККА стало заниматься непосредственным руководством боевой подготовкой, инспектированием армии, войсковым комплектованием и всеми вопросами текущей жизни. С 28 сентября 1924 г. Управлением руководил В. Н. Левичев, сменивший Н. Н. Петина. В его составе имелись следующие управления: учебно-строевое с нештатным стрелковым комитетом, военно-учебных заведений (с 13 ноября 1925 г. руководил В. Т. Путна), военно-топографическое, командное, войсковой мобилизации и укомплектования; инспекции: артиллерии, кавалерии, связи, химической и инженерной подготовки.

В 1925 г. проводится очередная реорганизация центрального военного аппарата. К тому времени борьба за власть между Сталиным и Троцким достигла своего апогея. О том, что Троцкий проиграл, свидетельствовало освобождение последнего от должности председателя Реввоенсовета СССР и народного комиссара по военным и морским делам. На этих постах его сменил Фрунзе, после смерти которого в октябре 1925 г. председателем Реввоенсовета СССР и народным комиссаром по военным и морским делам стал Ворошилов, не имевший, как и его предшественники, военного образования. 21 ноября 1925 г. Совнарком СССР утвердил следующий состав обновленного РВС: председатель -К. Е. Ворошилов, члены - П. И. Баранов,

A. С. Бубнов, С. М. Буденный, А. И. Егоров,

B. И. Зоф, С. С. Каменев, Г. К. Орджоникидзе, М. Н. Тухачевский, И. С. Уншлихт и З. Элиава.

В подчинение РВС СССР входили:

1. Управление делами Народного комиссариата по военным и морским делам.

2. Управление снабжения РККА, возглавляемое сначала И. С. Уншлихтом (впоследствии заместитель наркома по военным и морским делам), а затем с 7 февраля 1925 г. Д. Ф. Оськиным, занималось заготовкой всех видов довольствия, кроме специальных. Оно состояло из артиллерийского (с мая 1925 г. возглавлял П. Е. Дыбенко), военно-технического, военно-химического, военно-стрелкового, военно-хозяйственного, военно-финансового управлений и административно-хозяйственного отдела [3].

3. Политическое управление РККА руководило политико-просветительной работой в армии. Оно включало отделы организационно-распорядительный, агитационно-пропагандистский, информационно-

статистический, мобилизационный, морской и печати. В сентябре 1924 г. было утверждено Положение о ПУРККА, согласно которому оно являлось отделом ЦК, в связи с чем начальник Политуправления А. С. Бубнов был избран секретарем ЦК РКП(б).

4. Управление Военно-морских сил в своем составе имело учебно-строевое, спецснабжения, техническое, гидрографическое управления и научно-технический комитет.

5. Управление Военно-воздушных сил включало следующие управления: учебно-строевое, спецснабжения, техническое, научно-технический комитет, метеорологический отдел, комиссию по изучению летной работы и инспекцию ГВФ (гражданского воздушного флота).

6. Военно-санитарное управление.

7. Военно-ветеринарное управление [5, л. 11, 15].

В 1925 г. специальная комиссия во главе с заместителем начальника Штаба РККА С. А. Пугачевым разработала новые предложения по реорганизации центральных управлений Наркомво-енмора, которые в октябре получили одобрение со стороны РВС СССР. Численность центрального аппарата была сокращена до 3.598 человек. Созданы единый шифровальный отдел Нарком-военмора и Управление делами РВС СССР.

Но уже через год в связи с кампанией «режима экономии» вновь ставится вопрос о сокращении и реорганизации управленческого аппарата, В июне 1926 г. РВС СССР одобрил соответствующие предложения комиссии, которой на сей раз руководил заместитель председателя Реввоенсовета Уншлихт.

«Существенным моментом новой организации центрального аппарата, действующей с небольшими поправками и в настоящее время, -отмечалось в "Краткой исторической справке об организации центрального военного управления РККА", составленной в июне 1928 г., - является наиболее полное объединение вопросов обороны страны в Штабе РККА и администрирования - в ГУ РККА» [5, л. 15].

Инспекторат РККА был снова расформирован, инспекции родов войск вместе с Управлением военно-учебных заведений подчинены Главному управлению РККА, ему же из Штаба РККА передано Военно-топографическое управление.

Изменения в сфере центрального управления позволили:

1) создать систему органов, объединяющих всю полноту основных функций по подготовке страны и РККА к обороне;

2) четко распределить однородные функции управления общего и специального характера между местными и центральными инстанциями;

3) упростить аппарат, сократить его численно и в известной степени дебюрократизировать.

Таким образом, за центральным аппаратом сохранялись функции общего руководства. Непосредственная власть сосредоточивалась в сфере окружного управления: командующие войсками и реввоенсоветы военных округов, фронтов, отдельных армий непосредственно подчинялись РВС СССР.

К 1926 г. структура военно-окружного аппарата имела следующий вид:

1) командующий (реввоенсовет) округа;

2) штаб округа (отделы - оперативный, военных сообщений, учебный, строевой, мобилизационный, укомплектования, комсостава, разведывательный и отделения - шифровальное и административно-хозяйственное);

3) окружные управления (политическое, снабжения, ВВС, санитарное, ветеринарное);

4) начальники родов войск (артиллерии, инженерных войск, войск связи, химических). Численно управление округа сократилось с 5215 до 3460 чел., то есть на 33,5 % [1, с. 153].

Военно-административное деление страны постоянно развивалось. К концу 1923 г. имелось 6 военных округов (Московский, Петроградский, Приволжский, Украинский, Северо-Кавказский, Западно-Сибирский), 2 фронта (Западный и Туркестанский), 2 отдельных армии (5-я и Кавказская). Но уже к 1 октября 1926 г. количество округов увеличилось до 8: Московский, возглавляемый Г. Д. Базилевичем; Ленинградский (Б. М. Шапошников); Украинский (И. Э. Якир); Северо-Кавказский (И. П. Уборевич); Приволжский; Сибирский (Н. Н. Петин); Среднеазиатский (И. А. Авсентьевский).

Оставалась также одна отдельная армия -Кавказская Краснознаменная (М. К. Левандов-ский) [2].

Сфера местного военного управления была представлена военными комиссариатами. К 1 октября 1924 г. насчитывалось 86 губернских, 484 уездных (районных, окружных) комиссариатов [7]. 9 января 1925 г. ЦИК и Совнарком СССР приняли постановление «О реорганизации местных органов Наркомата по военным и морским делам» [8], в соответствии с которыми территория военных округов разделялась на территориальные мобилизационные округа. Последние устанавливались трех типов:

1) если в губернии (области) не дислоцировались корпуса или дивизии, то образовывался губернский (областной) самостоятельный территориальный округ как источник комплектования какой-либо кадровой или территориальной дивизии. Управление этого территориального округа включало начальника, политсекретариат, учетно-мобилизационный отдел, отделение вневойсковой подготовки, местную команду и административно-хозяйственной отделение;

2) если в губернии дислоцировался корпус (дивизия), то образовывался корпусной (дивизионный) территориальный округ как источник комплектования данного соединения. Во главе стоял командир соединения, имевший в своем распоряжении следующее управление: начальник, учетно-мобилизационный отдел, административно-хозяйственное управление, местная команда, политсекретариат (корпус) или политотдел (дивизия);

3) если корпус (дивизия) располагались на территории двух или более губерний, то в той, где дислоцировался штаб, образовывался корпусной (дивизионный) территориальный округ.

В таких организационных условиях значительно сокращалось количество губернских военкоматов - они оставались лишь там, где не было воинских частей. Уездные комиссариаты сохранялись в составе территориальных округов в качестве учетно-мобилизационного аппарата и действовали на правах отделов местных исполкомов.

В опубликованных в советский период работах отмечалось, что реформа центрального военного управления «сыграла огромную роль в укреплении Вооруженных Сил страны, в укреплении обороноспособности СССР» [1, с. 160]. В действительности все обстояло совсем иначе. Отсутствие у высших военных руководителей четкого представления о месте и роли центральных органов управления, не говоря уже об их неоднократной реорганизации (то слияние, то наоборот, разукрупнение), никогда не способствовали успешной работе данных органов. Не принесла пользы и частая смена руководства «мозга армии» - Штаба РККА. До апреля 1924 г. его возглавлял генерал П. П. Лебедев, затем до февраля 1925 г. вольноопределяющийся М. В. Фрунзе, которого сменил полковник С. С. Каменев, в ноябре того же года начальником Штаба РККА стал поручик М. Н. Тухачевский, в мае 1928 г. - полковник Б. М. Шапошников и в июне 1931 г. - полковник А. И. Егоров,

который руководил Штабом (Генеральным штабом до мая 1937 г. Указаны бывшие звания, присвоенные во время службы в царской армии.). Вместе они имели богатый боевой опыт, но из-за кратковременного пребывания в должности (кроме Егорова) не могли довести до конца начатое дело.

В 1928 г. Шапошников предложил провести новую реорганизацию, которая была осуществлена в январе 1930 г. В состав Штаба РККА были переданы из Главного управления РККА все вопросы мобилизации, комплектования и подготовки начсостава запаса. В 1933-1934 гг. под руководством А. И. Егорова работа по уточнению структуры центрального аппарата продолжалась. В результате мобилизационные вопросы были снова переданы в ГУ РККА, а из Штаба РККА выведено Разведывательное управление с переподчинением его непосредственно Наркомвоен-мору. В июне 1934 г. ЦИК СССР упразднил Реввоенсовет СССР, а Наркомат по военным и морским делам переименовал в Наркомат обороны (НКО). Вместо Реввоенсовета СССР при наркоме обороны был создан Военный совет совещательного характера. Преобразованный в 1938 г. в Главный совет РККА, он стал функционировать на правах бывшего РВС СССР. Вскоре и Военный совет при Наркоме ВМФ был реорганизован в Главный военный совет ВМФ. Еще в сентябре 1935 г. Штаб РККА был преобразован в Генеральный штаб (ГШ) РККА, из состава которого был выведен отдел боевой подготовки, развернутый в соответствующее самостоятельное управление.

В 1937-1939 гг. деятельность центрального военного аппарата была фактически парализована; в ходе борьбы с «врагами народа» под репрессии попали начальник Генерального штаба Егоров, его заместители В. Н. Левичев и С. А. Межининов, 22 начальника и 30 ответственных работника НКО СССР и Генерального штаба [3, с. 208].

Итогом перестройки аппарата военного управления на всех уровнях явилось его сокращение, более рациональная с точки зрения мирных условий организация, качественный рост управления боевой и политической подготовкой войск.

Библиографический список

1. Берхин, И. Б. Военная реформа в СССР (1924 -1925 гг.) [Текст] / И. Б. Берхин. - М.: Воениздат, 1958. - С. 58.

2. Военный энциклопедический словарь [Текст]. -М., 2002, - С. 712, 819, 1051, 1190, 1196, 1234, 1309.

3. История военной стратегии России [Текст]. -М.: Кучково поле, 2000. - С. 207.

4. Осьмачко, С. Г. Военная реформа в СССР (1924-1928 гг.): содержание, значение и исторические уроки [Текст] : монография / С. Г. Осьмачко. - Ярославль, 1994. - С. 19.

5. РГВА. - Ф. 4. - Оп. 1. - Д. 720. - Л. 8.

6. Российский государственный военный архив (далее РГВА). - Ф. 4. - Оп. 1. - Д. 109. - Л. 5.

7. Смирнов, П. С. Военные вопросы в программах КПСС [Текст] / П. С. Смирнов - М.: ВПА, 1967. -С. 161.

8. Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского правительства Союза Советских Социалистических Республик [Текст]. - 1925. - № 2. -С. 18.

9. Тельпуховский, Б. С. КПСС во главе строительства Вооруженных Сил СССР. Окт. 1917-1982 гг. [Текст] : Исторический очерк / Б. С. Тельпуховский. -М.: Политиздат, 1983. - С. 22.

10. Фрунзе, М. В. Избранные произведения [Текст] / М. В. Фрунзе - М.: Воениздат, 1984. -С. 140.

Bibliograficheskij spisok

1. Berkhin, I. B. Voennaya reforma v SSSR (1924 -1925 gg.) [Tekst] / I. B. Berkhin. - M.: Voenizdat, 1958. - S. 58.

2. Voennyj ehntsiklopedicheskij slovar' [Tekst]. - M., 2002, - S. 712, 819, 1051, 1190, 1196, 1234, 1309.

3. Istoriya voennoj strategii Rossii [Tekst]. - M.: Kuchkovo pole, 2000. - S. 207.

4. Os'machko, S. G. Voennaya reforma v SSSR (1924-1928 gg.): soderzhanie, znachenie i istoricheskie uroki [Tekst] : monografiya / S. G. Os'machko. - YAroslavl', 1994. - S. 19.

5. RGVА. - F. 4. - Op. 1. - D. 720. - L. 8.

6. Rossijskij gosudarstvennyj voennyj arkhiv (dalee RGVА). - F. 4. - Op. 1. - D. 109. - L. 5.

7. Smirnov, P. S. Voennye voprosy v programmakh KPSS [Tekst] / P. S. Smirnov - M.: УРА, 1967. - S. 161.

8. Sobranie zakonov i rasporyazhenij Raboche-Krest'yanskogo pravitel'stva Soyuza Sovetskikh Sotsialis-ticheskikh Respublik [Tekst] - 1925. - № 2. - S. 18.

9. Tel'pukhovskij, B. S. KPSS vo glave stroitel'stva Vooruzhennykh Sil SSSR. Okt. 1917 - 1982 gg. [Tekst] : Istoricheskij ocherk / B. S. Tel'pukhovskij. - M.: Politiz-dat, 1983. - S. 22.

10. Frunze, M. V. Izbrannye proizvedeniya [Tekst] / M. V. Frunze - M.: Voenizdat, 1984. - S. 140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.