Научная статья на тему 'Становление учебной самостоятельности школьников на уроках иностранного языка'

Становление учебной самостоятельности школьников на уроках иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
398
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебная деятельность / ситуация развития / позиция ученика / становление самостоятельной личности / модель учебной деятельности / educational activity / situation of evolution / position of pupil / formation of independence personality / model of educational activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шварёва Л. В.

В данной статье анализируются условия и механизмы формирования детской самостоятельности через предметное поле иностранных языков. Сделан вывод, что становление детской самостоятельности напрямую зависит от форм организации учебной деятельности на разных возрастных ступенях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article takes up urgent problems of present school education. The author analyses the conditions and mechanisms of formation of children"s independence through the object field of foreign languages. We concluded that formation of children"s independence depends on forms of organization of educational activity at different age rungs.

Текст научной работы на тему «Становление учебной самостоятельности школьников на уроках иностранного языка»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 12 (16) 2009

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 12 (16) 2009

удк 370.153

СТАНОВЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

© л. В. ШВАРЁВА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. г. Белинского

кафедра психологии e-mail: lvshvareva@gmail.com

Шварёва Л. В. - Становление учебной самостоятельности школьников на уроках иностранного языка // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2009. № 12 (16). С. 240-242. - В данной статье анализируются условия и механизмы формирования детской самостоятельности через предметное поле иностранных языков. Сделан вывод, что становление детской самостоятельности напрямую зависит от форм организации учебной деятельности на разных возрастных ступенях.

ключевые слова: учебная деятельность, ситуация развития, позиция ученика, становление самостоятельной личности, модель учебной деятельности.

Shvaryova L. V. - Formation of educational independence of pupils at the lessons of foreign languages // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2009. № 12 (16). P. 240-242. - The article takes up urgent problems of present school education. The author analyses the conditions and mechanisms of formation of children's independence through the object field of foreign languages. We concluded that formation of children's independence depends on forms of organization of educational activity at different age rungs.

Keywords: educational activity, situation of evolution, position of pupil, formation of independence personality, model of educational activity.

нет нужды доказывать, что от того, как будет функционировать школа, зависят не только настоящие, но и, в первую очередь, будущие условия жизни людей. Школьное образование, наряду с познавательной функцией (передача ребёнку системы научных знаний об окружающей действительности), должно реализовать психологическую функцию (создание условий для формирования внутреннего субъективного мира личности с учётом уникальности, ценности и непредсказуемости психологических возможностей каждого ребёнка) [7]. Применительно к задаче воспитания это означает, что целью образовательного процесса является не простое усвоение, к примеру, иностранного языка и других предметов, но, скорее, расширение и усложнение индивидуальных ресурсов личности средствами иностранного языка и других предметов, развитие познавательной самостоятельности школьников. Однако, проблема и механизмы такого развития остаются до конца нерешёнными.

Вместе с тем справедливо утверждается [8], [11], [12], что потребности современного общества связаны с необходимостью развития у школьников самостоятельности в приобретении знаний, умений и навыков с целью более продуктивного использования их на практике. Подобные противоречия обусловливают потреб-

ность общества в самостоятельно мыслящих и действующих личностях, ставят перед наукой задачу разработки новых научно-методических технологий, направленных на развитие самостоятельности как свойства личности школьников в процессе их обучения.

В этой связи эффективным школьным образованием должно стать такое образование, при котором ученик постепенно начинает сам организовывать процесс своего обучения. для этого в структуре его ментального опыта должны быть сформированы способности к самостоятельному изменению своих знаний и умений.

исследованиями механизмов и условий становления детской самостоятельности занимались разные психологи и педагоги. Так, в контексте деятельност-ного подхода л. С. Выготский выражает позицию на развитие как процесс «овладения собственным поведением» [1]. В. В. давыдов пишет, что именно в процессе учебной деятельности формируется её субъект, т. е. ребёнок изменяющийся и совершенствующий самого себя [3], [4].

В. и. Слободчиков рассматривает субъекта деятельности как автора и распорядителя собственной деятельности [8]. Понимание ребёнка как субъекта учебной деятельности, способного к самоизменению и преобразованию действительности, заложено также в

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►

понимании учебной деятельности Д. Б. Элькониным: «Учебная деятельность - деятельность по самоизменению» [12]. Особое внимание было уделено исследованию условий становления детской самостоятельности Г. И. Цукерман и под её руководством [11]. Она рассматривает учебную самостоятельность как проявление человеческой способности к саморазвитию. В частности, в исследованиях Г. А. Цукерман подчёркивается, что для осознания себя, обретения субъектности ребёнку важна кооперация с другими детьми. Именно в условиях совместной работы осуществляется механизм рефлексии, а следовательно, целеполагание, контроль и оценка.

Как показывает практика, осуществлять эффективную совместную деятельность, влияющую на развитие личностной рефлексии важно на всех этапах учебной деятельности. Однако, выстраивание определённых связей и отношений субъектами образования достигается лучше, если участники образовательного процесса владеют способом оценивания собственной и совместной деятельности. Более того, чем выше индивидуальный вклад в совокупную, целостную оценку самого себя, своей деятельности, своих знаний и умений, тем эффективнее осуществляется процесс принятия учеником новой учебной задачи, определения границ своего знания/незнания.

Зачастую, система оценивания учеников на уроках иностранного языка сводится к обычной количественной оценке. Но самооценка ученика и уровень притязаний на оценку складываются не только после того, как он оценен официально, в фиксированной ведомости, но задолго до этого. ученик и учитель ежечасно и ежеминутно связаны в единой оценочной системе: ученик постоянно подвергается сильному психологическому воздействию со стороны педагога в виде его отдельных замечаний и суждений, оценивающих те или иные отдельные знания, навыки и поступки ребёнка. Следовательно, чрезвычайно важен вопрос точности оценки знаний обучаемых как целенаправленного диагностического и рефлексивного взаимодействия всех участников педагогического процесса.

Безусловно, традиционная система оценивания обладает такими несомненными преимуществами, как привычность и понятность для школьников, простота её организации, экономичность. Однако она имеет низкую информативность, слабо реализует обратную связь как для ученика, так и для учителя, не позволяет учитывать все аспекты учебной деятельности обучаемых и не может учесть все их достижения в обучении. При этом самооценка ребёнка непосредственно зависит от характера оценок, которые он получает от учителя, а также от сооценки учеников по классу, которые переносят неуспехи отстающих детей в учении на все другие сферы их деятельности и личность в целом.

Результаты исследований учёных по взаимовлиянию умения оценить себя и умения самостоятельно построить новую задачу поиска недостающего знания [8, 10, 12] показали, что:

1. Существует значимая положительная взаимосвязь между самооценкой своих способностей школьниками и их успеваемостью.

2. Во время школьного обучения появляется и с возрастом увеличивается разрыв самовосприятия между отличниками и неуспевающими, причём у последних оно значительно менее активно.

3. Не только учебные достижения оказывают влияние на самооценку, но и самооценка является важным условием высокой успеваемости ребёнка.

4. Нарушение адекватной самооценки у ребёнка приводит к тому, что он боится проявлять свои достижения в процессе учебной деятельности, заранее ожидая неудачи.

Организация экспериментальных уроков иностранного языка доказывает, что прогнозирование уровня успеваемости, а значит и самооценки, зарождается на этапе целеполагания, который характеризуется правильной постановкой цели действования на уроке. Сравним обычные цели урока французского языка, стоящие перед учеником:

1. Ученик должен понимать образование грамматического времени Passé composé.

2. ученик должен уметь формулировать правило образования Passé composé и привести примеры с глаголами I, II, III групп. Приведём ещё один пример постановки цели:

1. ученик должен перевести параграф с русского языка на французский.

2. ученик должен перевести параграф с русского языка на французский без словаря. Перевод будет принят, если ученик допустит не более 5 ошибок в тексте и выполнит работу не дольше, чем за 20 минут.

Предположим, что вторая цель каждого эпизода поставлена лучше, чем первая. Она описывает именно то, что ученик должен продемонстрировать, чтобы показать понимание материала, она даёт учителю вполне определённые критерии оценки знания и степени достижения цели курса. Вместе с этим, поставленная задача носит характер «принуждения», а потому является малоэффективной. В данных заданиях ученик подчинён требованиям педагога. При таком подходе процесс саморазвития, который присущ организму и психике, и педагогический процесс, направленный зачастую против саморазвития, неизбежно сталкиваются в ожесточённой борьбе и искажают становление личности.

Каковы же условия становления мотивации к самоизменению и становлению учащегося как субъекта деятельности?

Важное условие - блокирование репродуктивных действий на этапе целеполагания. Необходим «запуск» рефлексивных процессов, создание условий для самостоятельного обнаружения учащимися содержательных разрывов, которые поляризует различные точки зрения. В ходе учебной дискуссии носители и сторонники каждой точки зрения должны убедиться, что имеющихся знаний и способов действия недостаточно для решения поставленной ими задачи. Определяются границы знания/незнания, и, как следствие, возникает необходимость преодолеть собственную ограниченность и изменить сложившиеся способы действия, если они вступают в противоречие с новыми

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского • Общественные науки • № 12 (16) 2009 г.

фактами или не позволяют успешно разрешать новые ситуации.

Как видно из пояснения, создание условий к самостоятельному поиску происходит по следующим механизмам:

1. Обсуждая свои уязвимые стороны, ученик не опасается быть отвергнутым.

2. Ученик уверен, что к нему благожелательно относятся независимо от его успехов и неудач, что его не будут уравнивать с другими, вызывая болезненное чувство неадекватности. В конечном итоге основная цель развития Я - концепции заключается в том, чтобы помочь ребёнку самому стать для себя источником поддержки, мотивации и поощрения [13].

3. Показателем развития самой учебной деятельности являются рефлексивные способности, которые и определяют возможности учащегося к самостоятельному поиску недостающих знаний, к преодолению собственного незнания и неумения, к самообразованию.

4. Возрастающие способности к оценке собственных учебных действий определяют выход учащихся на самостоятельное целеполагание и способствуют становлению субъекта собственной учебной деятельности.

5. Развитие учебной деятельности характеризуется умением самостоятельно совершать такие учебные действия как целеполагание, моделирование, контроль и оценку.

Таким образом, в связи со сказанным выше имеет смысл особо подчеркнуть, что развитие способности ребёнка к самооценке как показателя умения оборачиваться на самого себя, и координации своих действий и действий партнёра даёт возможность во многом предсказывать результаты его учебной деятельности и, кроме того, является важнейшим фактором, определяющим

способность самостоятельно инициировать действие в ситуации решения новых задач. В методике иностранного языка есть все те предпосылки, на которых может быть построена система самостоятельной работы учащихся, а значит, и эффективное развитие учеников.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. C. 206 - 209.

2. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М.: Наука, 1976. C. 178 - 184.

3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Академия, 1986. C. 111 - 120.

4. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1979. С. 69 - 101.

5. Ивошина Т.Г. Психология подростковой школы: гипотезы и основания. Пенза: Изд - во Пенз. гос. технол. акад., 2005. С. 3 - 9.

6. Каган М. С., Эткинд А. М. Индивидуальность как объективная реальность // Вопросы психологии. № 4. С. 5 - 15.

7. Роджерс Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. C. 303 - 315.

8. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. М.: Школьная пресса, 2000. C. 204 - 221.

9. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Мысль, 1989. C. 78 - 95.

10. Холодная М. А. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2002, C. 206 - 211.

11. Цукерман Г. А. Оценка без отметки. - Рига: Педагогический центр «Эксперимент». - 1999. C. 52 - 53

12. Эльконин Д. Б. - Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения // Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). М.: Академия, 1966. C. 43 - 50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.