ным штаммом У. cholerae. Вышеизложенное позволяет сделать следующее заключение: инфицирование больного X произошло в Дели в период с 28 июня по 1 июля, факторами передачи возбудителя инфекции послужили либо продукты питания (рис, овощи, фрукты), либо вода.
Таким образом, межгосударственный занос инфекции и позднее выявление больного холерой произошли вследствие несвоевременного обращения за медицинской Помощью как в стране пребывания, так и по приезде в Россию. Этому способствовало отсутствие медицинского (санитарного) досмотра на СКП аэропорта Ашхабад, медицинские работники которого должны были встречать рейс, прибывающий из эндемичной по холере страны; невнимательность стюардесс, которые не обратили внимания на болезненное состояние пассажира; недостаточная подготовленность . сотоулницы таможенной службы аэропорта Домодедово).! которая должна была сообщить о подозрительном больном на СКП.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Актуальные проблемы холеры / Под ред. В.И.По-кровского и Г.Г. Онищенко. - М., 2000. - 2.,Грижебовский Г. М. Холера на Кавказе (теоретические и прикладные вопросы эпидемиологии): Дис. ... д-ра мед. наук. - Ставрополь, 1997. — 78 с. - 3. Ефременко В.И., Беляев Е.Н., Никифоров
B.Н. и др. // Холера: Матер. Российск. науч. конф. - Ростов н/Д, 1992. - С. 40-43. - 4. Ибрагимов Н И., Мухамедов
C.М., Инотамова И. А. И Пробл. особо опасных инф. - Саратов, 2001. - Вып. 1(81). - С. 47-52. - 5. Магдей . М.В., Слюсарь В.H., Гуцу A.B. и др. // Пробл. особо опасных инф. - Саратов, 2002. - Вып. 84. - С. 84-93. - 6. Марамович
A.C., Панин B.C., Урбанович Л.Я. и др. // Журн. инф. патол. - Иркутск, 1997. - Т. 4, № 1. - С- 14-22. - 7. Москви-тина Э.А. Научные обоснования принципов совершенствования противохолерных мероприятий: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - Саратов, 1996. - 8. Омариева Э.Я., Чернышов C.H., Кадиев Ш.З.идр. // Холера и патогенные для человека вибрионы. - Ростов н/Д, 1999. - Вып. 12. - С. 34-36. -9. Онищенко Г.Г., Беляев E.H.,. Москвитина Э.А. и
др. Холера в Дагестане: прошлое и настоящее. - Ростов н/Д, 1995. - 120 с. - 10. Онищенко Г.Г., Марамович A.C., Голубинский Е.П. и др. // Пробл. особо опасных инф. - Саратов, 2000. - Вып. 80. - С. 21-29. - 11. Савельев В.Н. Холера эльтор (эпидемиологические и. микробиологические аспекты): Дис. ... д-ра мед. наук. - Ставрополь, 1998. - 265 с. -12. Сатынбек У.А., Атшабар Б.Б., Айкимбаев А.М. и др. // Матер, пробл. комиссии Научного совета по санитарно-эпидемиологической охране территории Российской Федерации. - Ростов-н/Д, 2004. - Вып. 17. - С. 15-18. - 13. Семиот-рочев В.Л., Хакимов М.М., Шоумаров С.Б. // Мед. журн. Узбекистана. - 1998. - № 1. - С. 74-75. - 14. Федоров Ю.М. Санитарная охрана территории Российской Федерации (научные основы, современные принципы и нормативнометодическое обеспечение): Дис. ... д-ра мед. наук. - М., 2003.-425 с. ' '
G.D.Minin, L.I.Korobov, A.l.Kologorov, N.A.Ossina, Z.F.Sakayev, R.G.Gallyamov, L.K.Gallyamova, N.K.Kuzminykh, M.Yu.Yezhova, S.A.Shyrlina, A.G.Stepanenko, N.S.Suleymanova, A.M.Syssa, S.G.Kireyev, Z.V.Malykhina, A.V.Toporkov
An Instance of Imported Cholera in the town of Beloretsk, Bashkortostan Republic
Center of State Sanitary Surveillance for the Republic of Bashkortostan, Russian Anti-Plague Research Institute "Microbe", Center of State Sanitary Surveillance for Beloretsk Town and Beloretsk Region,
, and the Public Health Office of the Administration of Beloretsk Town
and Beloretsk Region of the Republic of Bashkortostan
/
Patient X contracted the infection in Delhi City during the period from June 28 to July 1, 2004. The infection transmission factors could be either food products (rice, vegetables or fruit) or water. The inter-state import of cholera and tardy disclosure of the cholera patient were likely to result from his/her failure to appeal for medical assistance both in the country of residence and then in Russia, This instance might have been contributed to by the absence of proper medical (sanitary) examination at the checkpoint in the airport of Ashkhabad, where medical inspectors should have met the flight arriving from a cholera endemic country, by carelessness of the stewardesses, that ignored the sickness state of their passenger, and unsatisfactory preparedness of the customs official at Sheremetyevo airport who should have notified the Sanitary Control Point about the suspicious passenger.
Поступила 04.03.05
УДК 616.932(P573)
Г.П.Мурначев, А.С.Марамович
СТАНОВЛЕНИЕ ТОРГОВОГО ПУТИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ И ЕГО РОЛЬ В ЗАНОСЕ И РАСПРОСТРАНЕНИИ ХОЛЕРЫ
Владивостокское отделение Приморской противочумной станции,
Иркутский научно-исследовательский противочумный институт
На основе анализа историко-эпидемиологических данных установлены причины и условия распространения холеры на Дальнем Востоке России в прошлом и настоящем. Показаны этапы становления Дальневосточного торгового пути и дана оценка его эпидемиологического потенциала. Обоснована направленность санитарной охраны территории в современных условиях.
Принято считать, что население Дальнего Востока из-за своей отдаленности от центральных губерний Российской империи, часто поражавшихся холерой, страдало от этой болезни реже и меньше. Однако анализ архивных материалов свидетельствует, что и здесь были крупные вспышки и эпидемии холеры в результате заноса ее из европейской части России и. стран Юго-Восточной Азии. Изт вестно, что распространение холеры, как правило, связано с торговыми путями, смена которых отра-
жалась на направлениях заноса инфекции. Действовавший важный торговый путь со странами Востока через Каспийское море, Астрахань, Новгород и Нарву обеспечивал поступление товаров в Россию и Европу [18]. Многие отечественные исследователи, обращаясь к истории эпидемий холеры в России, основывались на материалах, касающихся западных регионов страны [1, 4, 9, 17]. Азиатская классическая холера закономерно начиналась в Индии, непременно заносилась в Китай, Филиппины, Япо-
нию, Корею, поэтапно продвигалась в Европу, Африку, Америку, проникая в Россию через ее южные и западные границы. Пандемическое распространение холеры в 1817-1872 гг. прошло по многим странам мира, включая Россию, минуя, однако, регион Дальнего Востока, через который в тот период не шли международные перевозки [11].
Цель настоящей работы заключается в сопоставлении интенсивности развития транспортных путей на Дальнем Востоке России с фактами заноса, распространения холеры и оценке эпидемиологического потенциала Дальневосточного торгового' пути. Становление его началось еще в 30-е годы XVII в.; когда русские люди появились в Якутии, на северо-востоке Азии, вышли к Амуру и Охотскому морю. Отряды И.Москвитина, В.Пояркова, С.Деж-нева, В.Атласова, Е.Хабарова, О.Степанова, И.Беке-това, И.Козыревского, состоявшие из стрельцов, казаков, крестьян, священников, ремесленников, промышленников, чиновников, в своих донесениях характеризовали жизнь местного населения, как находившегося в тот период в состоянии первобытно-об-щинного строя. Отряд В.Пояркова в пути из Якутска на Амур и по Охотскому морю прошел пешком или на стругах около 8 тыс. км в течение трех лет. Селения строились на Амурском речном пути из Забайкалья к Тихому океану. Первые морские пути были проложены из устья Амура к острову Сахалин и вдоль побережья Охотского моря.
Россииские владения на Дальнем Востоке с 1842 г. испытывали угрозу со стороны морских флотов Англии, Франции и США, пытавшихся проникнуть на территорию Китая. Поэтому специально проведенная экспедиция капитана Г.И.Невельского (1849-1855 гг.) основала на р. Амур Николаевский пост, что позволило ускорить сплав по рекам Ар-гунь, Шилка и Амур людей и грузов из Восточной Сибири в Приамурье. В 1858 г. были основаны города Хабаровск и Благовещенск. Экспедиции Е.В.Путятина (1854-1856 гг.) и К.Ф.Будогосского (1858-1859 гг.) обследовали морское побережье Японского моря от Кореи до Императорской гавани и пограничную линию от Забайкалья по Амуру и Уссури до р. Тумень-Ула (Туманная). При этом на всем пространстве, которое предполагалось присоединить к российским владениям, не оказалось коренного китайского населения, дорог, городов и крупных поселений [7].
Заключение в 1858 г. Айгунского, а в 1860 г. Пекинского договоров между Китаем и Россией о разграничении территории Дальнего Востока способствовало активному освоению Уссурийского края. Из Николаевска-на-Амуре в бухту Золотой Рог в 1860 г. прибыл военный транспорт «Маньчжур», на борту которого находилось 40 солдат, основавших пост Владивосток. Его удачное географическое асположение, незамерзающая бухта обеспечили ыстрый рост Владивостока, который официально с 1862 г. стал именоваться портом. Введение беспошлинной торговли иностранными товарами привлекло в 18/0г. посещение порта 24 коммерческими судами, в 1878 г. число жителей достигло 8393 чел. [3]. Созданный в 1880 г. Добровольный флот установил постоянное сообщение с. о. Сахаг лин, г. Охотск и Камчаткой, а на следующий год пароходство М.Г.Шевелева начало свою деятельность на линии Владивосток-Шанхай-Ханькоу. Открытая в 1883 г. прибрежная пароходная линия производила перевозку людей и грузов до с. Раздольное, затем по почтовому тракту до р. Уссури и далее речным путем до р. Амур [3].
В середине XIX в. единственным надежным путем сообщения с центральной Россией служил Большой сибирский почтовый тракт, проложенный рт Тюмени до Иркутска, затем через Кяхту к границам Китая, через Забайкалье на Сретенск и по. рекам Шилка и Амур в Приамурские земли.
В период второй пандемии проникновение холеры в Китай привело к распространению ее в Монголию, а оттуда караванным путем через г. Троиц-косавск (ныне Кяхта) в Сибирь [17]. Во время
3>етьей пандемии холера с запада была занесена в ибирь через Пермь и Тобольск=[9].
Сооруженный во второй половине XIX в. Обь-Енисейский водный путь, состоящий из великих сибирских - рек Обь, -Енисей, Ангара, Селенга и Амур, связал самые дальние районы огромного края от Тюмени, где в 1886 г. уже была железная дорога, до берегов Тихого океана. Этому великому (через европейскую часть России, Урал, Сибирь и Дальний Восток) водно-железнодорожному пути не было аналогов в мире [7].
Начавшаяся в этот период пятая пандемия холеры распространилась из Индии на Восток в Китаи, Корею, Японию, создавая тем самым непосредственную угрозу Дальнему Востоку [1, 2,:| 4, 9]. В 1886 г. население Владивостока достигло 13000 чел. В нем были учреждены городское полицейское управление, должность городского врача и первая амбулаторная лечебница, установлены места для вывоза нечистот, проложены 152 сажени каменных сточных канав и 150 саженей каменных труб, 21 общественный колодец, устроенные в низменных местах и часто загрязняемые ливневыми стоками. Исследование колодезной воды показало содержание аммиака и плавающих хлопьев. Ограниченность водоснабжения Владивостока неоднократно обсуждалась на страницах городских газет [3]. По инициативе городского архитектора первые артезианские колодцы появились в морском госпитале и на улице Федоровского.
В апреле 1886 г. компания «Мицубиси» открыла регулярную грузопассажирскую линию из Нагасаки во Владивосток. 2 сентября 1886 г. во Владивостоке среди китайских рабочих выявлен первый случай холеры, вызвавший эпидемическую вспышку, продлившуюся вплоть до 28 сентября. Затем через две недели был обнаружен еще один завозной случай холеры из Кореи. В целом вспышка холеры охватила 93 чел. (700 %ооо) с 56 летальными исходами,, но за пределы города инфекция не выходила [6]. Этой вспышке предшествовали в мае эпидемии холеры в Японии, начиная с августа - в Корее, тем не менее в порт пришло 92 коммерческих и иностранных судна. В этом холерном году Правительство России приняло решение сохранить за городом звание главного порта Дальнего Востока, завершить строительство новой каменной пристани, провести значительные работы по благоустройству и приступить к изысканиям по прокладке участка железной дороги в крае до п. Графский.
Большая засуха в 1889 г. вызвала пересыхание колодцев, которых в городе явно не хватало, хотя в то время их было около 100. Тем не менее японская судоходная компания «Ниппон-Юсен-Кайся» открыла новые пароходные линии и число иностранных кораблей, заходящих в порт, ежегодно нарастало. В 1890 г. первые заболевания возникли во Владивостоке 3 августа, эпидемия продолжалась до 6 сентября, после чего 18 и 20 сентября вьмвлёно еще два завозных случая холеры. Всего в городе зарегистрировано 374 больных, из которых 259 чел. умер-
ло. Эпидемия распространилась в Приморской губернии до г. Никольск-Уссурийский, сс. Шкотово, Новокиевск, поразила 8 населенных пунктов, в. которых учтено 108 больных и 61 умерший. Установлено, что инфекция была завезена малыми судами из Кореи и, возможно, по корейскому тракту. .Эпидемические события по холере заставили городскую думу впервые в 1890 г. поднять вопрос о необходиг мости строительства водопровода, однако отсутствие необходимых средств не позволило принять положительное решение.
В конце XIX в. в европейской части. страны развернулось широкомасштабное строительство железных дорог. Царь Александр III- 15 марта 1891 г. издает высочайший указ на имя будущего Императора Николая II: «Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей задачу соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений., Вместе с тем возлагаю на Вас совершение во Владивостоке закладки Великого сибирского рельсового пути». Во Владивостоке торжественно отметили укладку первого рельса Уссурийской железной дороги и начало строительства Великого сибирского, пути. В 1893 г; вошел в строй железнодорожный вокзал, открыто движение поездов до станции Кетрицево (ныне г. Уссурийск). . , ,
Постепенное . развитие транспортных путей способствовало завозу во Владивосток холеры и ее дальнейшее распространение в Приморской губернии и на Дальнем Востоке. В 1895 -г. холера, началась с Владивостока, куда 15 июля пароход «Байкал» привез из Чифу 486 китайцев, среди которых оказались больные холерой. В начале августа в городе появились местные заболевания, непрерывно продолжавшиеся до 16 сентября, а, 2 октября был обнаружен последний случай “холеры. В эпидемический процесс оказалось вовлечено 121 чел: с 84 летальными исходами. Еще 26 спорадических случаев зарегистрировано в 8 населенных пунктах вдоль Уссурийской железной дороги. В предшествующий период эпидемии холеры свирепствовали в Китае, Маньчжурии и Корее [о].
Приведенные эпидемиологические события положили начало формированию, системы санитарной охраны Владивостока. В 1897 г. по решению царского правительства в порту быта открыта морская са-нитарно-наблюдательная станция (МСНС), которая относилась к морскому ведомству и располагалась на о. Русский в бухте Парис [.16]. Она состояла из 15; преимущественно деревянных построек и была обязана осуществлять врачебный осмотр прибывающих из-за границы, изоляцию больных и подозрительных на заболевание, обсервацию лиц, у которых предполагалось скрытое течение инфекции, дезинфекцию, зараженных товаров, предметов и судов [14]. Санитарную oxpáHy порта выполняли два специализированных учреждения в составе брандвахты и МСНС, ,а в городе - инспектор городской управы. Брандвахта размещалась на одном из военных кораблей, стояв-, ших в проливе Босфор Восточный, удобном для контроля проходивших судов. На нем постоянно находился врач МСНС, проводивший осмотр всех судов, прибывающих в порт, опрос, термометрйрование команды и пассажиров. При обнаружении инфекционных больных судно задерживалось и передавалось МСНС, где изолированных подвергали обследова-. нию и по показаниям лечению.
Безводье 1898 г. снова заставило городскую думу обсуждать проблему строительства водопро-
вода. Улучшением водоснабжения занялось управление железной дороги, которое в 1900 г. выписало из центральной России 10000 пудов чугунных труб и стало прокладывать .водопровод с Первой речки. В 1901 г., когда,в.городе вымерзли почти все колодцы, управление железной дороги, вынуждено было возить воду паровозами и выдавать ее по особым книжкам, в которых указывалось количество отпущенных ведер и их стоимость. В том же году морское ведомство построило свой водопровод с забором воды из трех водоемов с очистительной и фильтрующей системами.
В 1901 г. строительство Транссибирской железной дороги, за исключением Амэдэского участка, было закончено [5]. Укладка путей Восточно-Китайской и Южно-Китайской дорог продолжалось из нескольких пунктов, куда можно было легко доставлять строительные материалы. Такими пунктами служили ст. Никольск-Уссурийский, район пересев чения дороги с р. Сунгари и ст. Маньчжурия. Южно-Маньчжурская дорога соединила Порт-Артур, порт Йнкоу и г. Харбин, по рекам Сунгари и Нонни функционировало собственное грузопассажирское пароходство. Несмотря на дефицит рабочей силы, возникновение летом холерной эпидемии, в октябре 1902 г. железную дорогу ввели в действие [7].
Строительство транспортных путей совпало с началом VI пандемии холеры. В 1901г. болезнь вновь вышла за пределы Индостанского полуострова и распространилась на восток в Китай, Индокитай и.Японию. В России первые эпидемии холеры XX столетия начались на Дальнем Востоке в 1902 г. По мнению медицинского департамента, они были связаны с заносом болезни из Маньчжурии. Интенсивные эпидемии возникали в Приморской и Амурской областях, единичные спорадические заболевания регистрировали в Забайкальской и Иркутской губерниях, однако дадьще на запад болезнь не проникла [13]. . , •
Заносы холеры происходили как по железной дороге из Маньчжурии, так и пароходами по р. Уссури. Первый случай был выявлен в Хабаровске 4 июля, после чего инфекция распространялась среди местных жителей до 21 июля. Завоз больного холерой по железной дороге из Харбина вызвал 29 июля эпидемию во Владивостоке, продолжавшуюся вплоть до.,31 октября 1902 г. Эта эпидемия оказалась самой жестокой из всех предыдущих, поразив помимо городов Хабаровск, Владивосток, Ни-кольск-Уссурийск, Николаевск-на-Амуре еще 121 населенный .пункт, в которых заболело .1602 чел. и 1035 умерло [6]. Высокая смертность оказывала существенное влияние на показатели прироста населения [15], и это заставило военное ведомство построить в 1903 г. водопровод на Первой речке мощностью 30000 ведер воды в сутки [3].
В 1909 г. в. России начинается новая волна: холерных эпидемий, которая прокатилась по 50 губерниям Европейской части страны. Во Владивосток в этот год холера была занесена мелкими судами из Кореи [6]/Заболевания регистрировали непрерывно с 4. сентября по 7 октября, а затем с промежутками в'-1,-2 и 6 дней до 4 ноября. Всего заболело 143 чел., умерло 90, пять случаев выявлено в окрестностях города. ’
Впервые последовательное продвижение эпидемий с запада на восток России произошло в 1910 г. В августе холера появилась в Восточной Си-, бири, Забайкальской и Амурской губерниях, а в сентябре достигла Приморья. Первые заболевания азиатской холерой возникли, в г.' Николаевск-на-
Амуре. Эпидемия началась неожиданно 22 сентяб-я, носила острый взрывной характер, поразила 09 чел., из которых 149 умерло. Начало эпидемии пришлось на конец промыслового сезона, когда тысячи рабочих с мест ловли рыбы и золотых приисков стекались в г. Николаевск-на-Амурё. Большинство заболеваний холерой возникло у промысловых рабочих и грузчиков, утолявших жажду водой из малопроточной бухты, куда сбрасывались все нечистоты с пароходов и барж. В то же время среди беднейшего китайского населения, употреблявшего в основном чай, больных не наблюдалось. Отмечен своеобразный случай заражения в, результате хранения съемного зубного протеза в стакане с амурской водой [6].' •
Дальнейшее распространение инфекции происходило морскими и речными пароходами в южных и западных направлениях. В 26 населенных пунктах Удского уезда с 26 сентября по 23 октября заболело 49 чел. и . 33 умерло. На пароходах, прибывших из Николаевска-на-Амуре в Хабаровск, выявлено 73 больных холерой и снято 18 трупов. Эпидемия в Хабаровске длилась с 26 сентября по 7 ноября 1910 г. со 107 заболевшими и 47 умершими от холеры, проникла в ближайшие села и железнодорожные станции, вызвав дополнительно 15 заболеваний с 11 смертельными исходами. Завоз холеры во Владивосток пароходом - «Тунгуз», на борту которого находилось 1 ООО пассажиров, также произошел из г. Николаевск-на-Амуре. В рейсе среди них начались заболевания холерой. Запас питьевой воды на судне был ограничен и ее продавали по высокой цене. После прибытия во Владивосток 5 октября парохода «Тунгуз» на нем обнаружили 5'больных и 3 холерных трупа, вследствие чего его поставили на рейд МСНС. Во время карантина с 5 по 13 октября на пароходе «Тунгуз» выявили 114 больных холерой, из которых 67 умерло, при этом 40 в первые 3 дня. Из пассажиров первых классов и членов команды никто не заболел. МСНС располагала стационаром на 30 коек. Провести медицинский осмотр, разобщить й разместить пассажиров и членов команды парохода удалось только к 10 октября. С этого времени, когда все пассажиры и команда находились под наблюдением на МСНС; новых случаев заражения не произошло. Среди китайцев,' отправленных после карантина в Чифу, заболеваний холерой не возникло так же, как и среди эвакуированных в г. Владивосток.
Утверждение заноса холеры в г. Николаевск-на-Амуре по р. Амур из Благовещенска трудно решить однозначно, поскольку город оставался доступным и с моря, откуда приходили пароходы под различными флагами, включая иностранные корабли из Японии. По данным, опубликованным в бюллетене «Эпидемиология и гигиена», в городах Осаке (с 24 июля), Моджи (с 1 августа) и Кобе (с 31 августа 1910 г.) свирепствовала холера, что не позволяло исключить завоз ее и по данному традиционному торговому пути [6].
Следовательно, торговля с Японией, Китаем и Кореей, движение переселенцев и воинских частей способствовали заносу холеры в Сибирь и на Дальний Восток. С вводом в эксплуатацию Транссибирской железной дороги холера стала распространяться, в первую очередь, вдоль железнодорожных станций и поселков, поражались также города, расположенные на крупных судоходных реках.
Начало эпидемий зависело от времени заноса, конец их - от условий распространения болезни. Распространению холеры способствовало антисани-
тарное' состояние населенных мест и водоисточников. Хлорирование воды не проводилось из-за отсутствия хлорной извести и хлораторных установок. Реки и колодцы загрязнялись сточными водами.
Несмотря на часто повторяющиеся Эпидемии холеры на Дальнем Востоке за период 1830-1915 гг., инфекция не носила эндемичный характер и каждый год была связана с заносом из соседних зарубежных стран и лишь в 1910 г. с западных регионов России. Надо полагать, что условий для длительного сохранения классического холерного вибриона в объектах окружающей среды и укоренения холеры на Дальнем Востоке не было. !
, Известно, что с 1922 по 1988 год Владивосток был «закрытым» городом. На государственной границе соблюдался жесткий пограничный контроль. В таких условиях функционирования международных транспортных связей занос холеры во Владивосток был мало вероятен и практически исключен [11].
В 1989 г. была создана межправительственная экономическая организация - Форум «Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества» -АТЭС, объединяющая 21 страну и территорию Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР): Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, Китай, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Цапуа Новая Гвинея, Перу, Республика Корея, Сингапур, США, Тайвань, Таиланд, Филиппины, Чили, Япония. Россия была принята в АТЭС в ноябре 1997 г., а в 1998 г. установлен мораторий на прием: новых членов. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия. : '
Цели деятельности Форума АТЭС: поддержание экономического роста стран региона; укрепление многосторонней системы торговли с учетом роста экономической взаимозависимости стран -участниц; снятие ограничений на пути движения товаров, услуг, капитала в соответствии с международными нормами. Удалось разработать уникальный механизм добровольной либерализации и содействия торговле на односторонней основе. После предварительного соглашения страны объявляют об индивидуальных планах действия и. выполняют их на добровольной односторонней основе соответственно национальным правилам. ' '
Благодаря своему географическому положению Россия является уникальнои одновременно европейской и азиатской страной с хорошо развитой трансконтинентальной транспортной сетью [8]. Для нее традиционным направлением экономического сотрудничества являлось и является европейское. На страны Европейского Сотрудничества (ЕС) приходится около 40 % российского экспорта, и 40 % импорта. Доля стран - участниц Форума АТЭС составила 19,2 % российского товарооборота в 2000 г. и 16,1 %-в 1995г. [10] :
Российские транссибирские магистрали создавались так, что ключевая роль открытости территории России для стран АТР принадлежит Владивостоку. После проведения в этом городе Международного Тихоокеанского форума в 1988 г., в режиме международных сообщений стали работать 2 пункта пропуска в морских портах, вступило в действие 6 международных авиалиний и железнодорожное сообщение с Северо-Восточным Китаем. Постепенно открылась государственная граница в Приморском крае, на Дальнем Востоке и в Сибири. Владивосток стал крупным международным транспортным узлом и дальневосточной торговой базой России, стран СНГ и Европы. •'
За короткий период своего существования
АТЭС превратилась в авторитетную организацию, способствующую расширению свободной торговли, крупным инвестиционным вложениям и эффективному экономическому сотрудничеству стран АТР с возрастающей активностью России [10]. В то же время в 21 стране этого региона имеются эндемичные очаги холеры, циркулируют одновременно .три варианта возбудителя этой инфекции [13]. Столь интенсивное развитие всех видов транспортных сообщений со странами, где фактически постоянно регистрируют холеру, создает реальную угрозу завоза и распространения ее по Дальневосточному торговому пути. Ярким примером этого является занос холеры в Приморский край и Сахалинскую область в августе 1999 г. и формирование местных эпидемических очагов в городах Владивостоке и Южно-Сахалинске [12].
Таким образом, учитывая высокий эпидемиологический потенциал Дальневосточного торгового пути, мероприятия по санитарной охране территории, проводимые на российских транспортных средствах в международном рейсе, в пунктах пропуска через государственную границу, в транспортных узлах имеют местное, региональное, федеральное и международное значение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бароян О.В. Очерки по мировому распространению важнейших заразных болезней человека. - М., 1967. - С. 52-75.-2. Бароян О. В. Холера Эль-Тор.-М.: Медицина, 1971. — С. 254. - 3. Владивосток. Штрихи к портрету. - Владивосток, 1985. - С. 302. - 4.Ермольева З.В. Холера. - М., 1942,- С. 123. - 5. Залужная Д.В. Транссибирская магистраль (ее прошлое и настоящее). - М.: Мысль, 1980. - 287 с. -
6. Захаров П.В. Материалы по статистике холерных заболе-
ваний в Приморской области. - Владивосток, 1938. - 262 с. -
7. Калиничев В.П. Великий Сибирский путь. - М.: Транспорт, 1991. - 248 с. - 8. Кондратюк И.Я. // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, сотрудничество. -Владивосток, 2002. - № 2. - С. 54-56. - 9. Коробкова Е.И. Микробиология и эпидемиология холеры. - М., 1959. -С. 304. - 10. Костюнина-Г.М. Азиатско-Тихоокеанская экономическая интеграция. — М.: РОССПЭН, 2002. - 208 с. -П.Мурначев Г.П., Марамович А.С., Фисенко В.В. и др. II Пробл. особо опасных инф. - Саратов, 2002. - Вып. 84. -
С. 121-132. - 12. Онищенко Г.Г., Марамович А.С., Го-лубинский Е.П. и др. // Пробл. особо опасных инф. - Саратов, 2000. - Вып.'80. - С. 21-28. - 13. Онищенко Г.Г., Ломов Ю.М., Покровский В.И. и др. // Акт. пробл. холеры. -М.,- 2000. - 383 с. - 14. Подунова Л.Г., Коростелев Н.Б., Ивакин В.П. // Эпидемиол. и инф. бол. - 2000. - № 1. - С. 56-60. 15. Покровский В.П., Онищенко Г.Г., Черкас-
ский Б.Л. // Эпидемиол. и инф. бол. - 2003. - № 2. - С. 60-64,- 16.Федоров Ю.М., Карнаухов И.Г., Васенин
A.С. и др. // Пробл. особо опасных инф. - Саратов, 2001. -Вып. 1 (81). — С. 5-13. - 17. Фаддеева Т.Д. Холера и борьба с ней. - М., 1959. - С. 230. - 18. Щепин О.П., Ермаков
B.В. // Междунар. карантин. - М., 1982. - С. 33-42.
G.P.Mumacheov, A.S.Maramovich
Formation of Trade Routes in the Far East of Russia . and their Role in the importation and Dissemination of Cholera
■ Vladivostok Division of the Plague-Control Center for Primorye;
Irkutsk Anti-Plague Research Institute,
Analysis of historical and epidemiological events made it possible to determine'the reasons and conditions of cholera dissemination over the Russian Far East both in the past and present. The stages of formation of the Far East Trade Route are described with the assessment of its epidemiologic potential. Accounted for and substantiated is the orientation of sanitary protection of the territory under the present-day situation.
■ r ' Поступила 03.02.03
УДК 616.981.452 . ..
А.Я.Никитин, Ю.Д.Очиров, Д.Б.Вержуцкий, В.М.Корзун, А.В.Чумаков, В.А.Ткаченко, И.К.Машковский, Е.П.Михайлов, А.В.Денисов
ЭКСТРЕННАЯ ДЕЗИНСЕКЦИЯ В СИБИРСКИХ ГОРНЫХ ОЧАГАХ ЧУМЫ ПЕСТИЦИДАМИ С МАЛЫМ ВРЕМЕНЕМ ОСТАТОЧНОГО ДЕЙСТВИЯ
Научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока, Иркутск; Тувинская противочумная станция, Кьізьіл; Алтайская противочумная станция, Горно-Алтайск , - , ■ ■ ’ > . *
Последние несколько десятков лет в производстве инсектоакарицидов лидирующая роль принадлежит синтетическим пиретроидам и фосфорорганическим препаратам. Быстрое разрушение этих пестицидов при попадании в окружающую среду требует пересмотра сложившихся во время применения хлорорганических ядов тактико-методических приемов полевой дезинсекции. При использовании малоперсистентных препаратов возрастает значение точного определения сроков и районов предстоящих работ с учетом комплекса биотических и абиотических факторов, а также разработки иных подходов к проведению мероприятий по экстренной неспецифической профилактике чумы. В статье даны рекомендации, позволяющие оптимизировать борьбу с блохами в сибирских горных очагах чумы (Тувинском и Горно-Алтайском) методами полевой дезинсекции с применением неустойчивых во внешней среде пестицидов.
Длительное время в природных очагах зоонозов для борьбы с переносчиками возбудителей инфекций успешно применялись стойкие в окружающей среде хлорорганические инсектициды - прежде всего ДДТ и гексахлоран. Высокая персистентность позволяла использовать эти соединения в любое время года без глубокого анализа особенностей фенологии переносчиков, пространственной структуры их популяций. На этой основе сложилась совре-
менная практика планирования дезинсекционных мероприятий, разработана и применена тактика оздоровления природных очагов чумы путем планомерного ежегодного наращивания обрабатываемых площадей. Основными методами полевой дезинсекции в природных очагах чумы стали: опыливание входов нор и глубокое пропыливание подземных убежищ, разбрасывание импрегнированных пестицидами материалов в поселениях грызунов и зайце-