Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ТИПОГРАФСКОГО ДЕЛА В ТУВЕ В ФОТООБРАЗАХ В.П. ЕРМОЛАЕВА'

СТАНОВЛЕНИЕ ТИПОГРАФСКОГО ДЕЛА В ТУВЕ В ФОТООБРАЗАХ В.П. ЕРМОЛАЕВА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фотографии / В.П. Ермолаев / фотонаследие / музей / Тыва / типография / photography / V.P. Ermolaev / photo heritage / museum / Tyva / typography

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Эфендиева Анастасия Олеговна

Во второй половине 1920-х гг. возросла необходимость в обеспечении населения газетной, журнальной и книжной продукцией. 1925-1940 гг. — начальный этап становления типографского дела в Туве, освоения и развития материально-технической базы печати, который можно проследить через ценный информационно-познавательный материал — фотоснимки и негативы первого директора музея Тувы, фотографа, журналиста, краеведа В.П. Ермолаева. При этом некоторые фотоработы имеют текстовые пояснения автора, что позволяет получить больше информации о запечатленных образах, действиях, моментах и процессах, а также яснее понять их сущность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE PRINTING BUSINESS IN TUVA IN THE PHOTOGRAPHIC IMAGES OF V.P. ERMOLAEV

In the second half of the 1920s, the need to provide the population with newspaper, magazine and book products increased. 1925-1930 — the initial stage of the formation of the printing business in Tuva, the exploration and development of the material and technical base of printing, which can be traced through valuable information and educational material photographs and negatives of the first director of the museum of Tuva, photographer, journalist, local historian V.P. Ermolaev. At the same time, some photographic works have text explanations of the author, which allows you to get more information about the captured images, actions, moments and processes, as well as to understand their essence more clearly.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ТИПОГРАФСКОГО ДЕЛА В ТУВЕ В ФОТООБРАЗАХ В.П. ЕРМОЛАЕВА»

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Kyrzhinakov Artur Alekseevich, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History of the Institute of History and Law of the Khakass State University, Abakan, Russia. E-mail: Kyrzhinakov@mail.ru

УДК 778

СТАНОВЛЕНИЕ ТИПОГРАФСКОГО ДЕЛА В ТУВЕ В ФОТООБРАЗАХ

В.П. ЕРМОЛАЕВА

Эфендиева А. О.

Аннотация. Во второй половине 1920-х гг. возросла необходимость в обеспечении населения газетной, журнальной и книжной продукцией. 1925-1940 гг. — начальный этап становления типографского дела в Туве, освоения и развития материально-технической базы печати, который можно проследить через ценный информационно-познавательный материал — фотоснимки и негативы первого директора музея Тувы, фотографа, журналиста, краеведа В. П. Ермолаева. При этом некоторые фотоработы имеют текстовые пояснения автора, что позволяет получить больше информации о запечатленных образах, действиях, моментах и процессах, а также яснее понять их сущность.

Ключевые слова: фотографии; В. П. Ермолаев; фотонаследие; музей; Тыва; типография

THE FORMATION OF THE PRINTING BUSINESS IN TUVA IN THE PHOTOGRAPHIC IMAGES OF V.P. ERMOLAEV

Efendieva A. O.

Annotation. In the second half of the 1920s, the need to provide the population with newspaper, magazine and book products increased. 1925-1930 — the initial stage of the formation of the printing business in Tuva, the exploration and development of the material and technical base of printing, which can be traced through valuable information and educational material - photographs and negatives of the first director of the museum of Tuva, photographer, journalist, local historian V. P. Ermolaev. At the same time, some photographic works have text explanations of the author, which allows you to get more information about the captured images, actions, moments and processes, as well as to understand their essence more clearly.

Keywords: photography; V. P. Ermolaev; photo heritage; museum; Tyva; typography

Республиканская типография (ныне ОАО «Тываполиграф») — это предприятие почти со 100-летней историей, ведущее начало своей деятельности со времен Тувинской Народной Республики (ТНР). Типография внесла большой вклад в развитие культуры и образования молодой республики. Процесс становления и развития типографского дела и печати в Туве на фоне общих закономерностей, связанных с законодательством, техническим оснащением и кадровым обеспечением (Судьбы печатные оттиски, 2014: 3), имеет и некоторые особенности. Так, первые национальные газеты печатались монгольским шрифтом (до 1930 года) (Кан, 2007: 43-47).

По решению райбюро РКП(б) «для организации выпуска газеты Русской самоуправляющейся трудовой колонии (РСТК) из Минусинска была направлена

небольшая группа типографских работников. Им были выделены типографский шрифт, наборная мебель, инвентарь и тигельная печатная машина «Американка» (так рабочие называли за американское происхождение фирму «Бостон»)» (Судьбы печатные оттиски, 2014: 8). 24 июля 1924 года вышел в свет первый номер газеты «Красный пахарь». «Появилась необходимость в создании собственной печати и типографии, которая позволила бы укрепить государственную самостоятельность Тувинской Народной Республики. На основании принятого 15 мая 1925 года ЦК ТНРП решения об издании в республике газет и журналов, правительство ТНР обращается в Москву с просьбой помочь в организации типографии, прислать необходимые материалы для ее создания: типографский станок, монгольский шрифт, бумагу и типографскую краску. В результате в Туве появилась вторая типография, где 31 августа 1925 года был отпечатан первый номер тувинской газеты на монгольском языке «Эрх чолоот Танну-Тува» («Свободная Тува»)» (Судьбы печатные оттиски, 2014: 8-9). В 1929 году произошло объединение двух коллективов типографий, работающих в разных помещениях, в одну государственную типографию.

28 июня 1930 года вышло Постановление отдела пропаганды и агитации ЦК ТРНП и Совета Министров ТНР «О введении тувинской национальной письменности». Это историческое событие стало толчком для дальнейшего развития печати и полиграфии в Туве. Типография была оснащена для выполнения работ комплектами шрифтов на русском и тувинском языках, началась печать первых учебников и прописей на тувинском языке. В том же году на берегу Енисея было выделено под типографию новое производственное помещение (Судьбы печатные оттиски, 2014: 10). «ЦК ТРНП принял решение об увеличении мощности типографии за счет внедрения нового оборудования и привлечения квалифицированных кадров. Из Советского Союза приехали специалисты, а для обучения типографскому делу привлекалась молодежь1.

В 1935 году был установлен локомобиль, который приводил в движение электрический генератор и трансмиссии в печатном цехе. В 1935-1936 года типография расширилась, появилась пристройка печатного цеха, где в 1937 году были установлены две новые печатные машины «Пионер». К началу Великой Отечественной войны типография была значительно механизирована. Техническое перевооружение типографии велось на протяжении всего послевоенного периода. В 1945 году были получены первые два наборных строкоотливных автомата Н-1 и Н-2 Ленинградского государственного завода точного машиностроения им. Макса Гельца. Появление наборных машин стало важным событием не только для типографии, но и для республики в целом2.

Решением Тувоблисполкома от 12 марта 1948 года №№ 150 на базе государственной типографии ТНР образована Республиканская типография управления по делам издательств, полиграфии и книжной торговли Совета Министров Тувинской АССР. До 1962 года подчинялась областному управлению (отделу) культуры, в 1962-1964 годах — Министерству культуры Тувинской АССР, в 1964-1972 гг. — управлению по печати Совета Министров Тувинской АССР, с 1972 года — управлению по делам издательств, полиграфии и книжной торговли Совета Министров Тувинской АССР3.

В 1961 году внедрение газетной ротационной машины коренным образом изменило технологию печати республиканских газет. В середине 1970-х годов в

1 Куулар Э. ОАО «Тываполиграф» 90 лет. URL: https://tyva.er.ru/activity/news/irina-samojlenko-v-oao-tyvapoligraf-trudyatsya-professionaly-svoego-dela (дата обращения: 18.07.2023).

2 Куулар Э. ОАО «Тываполиграф» 90 лет. URL: https://tyva.er.ru/activity/news/irina-samojlenko-v-oao-tyvapoligraf-trudyatsya-professionaly-svoego-dela (дата обращения: 18.07.2023).

3 Справочник-путеводитель по фондам Центрального государственного архива Тувинской АССР. Состав и содержание фондов 1756-1986 гг. 1987. URL:

http://216.17.69.62/browse/gbfond.html?bid=22&fund_id=171728 (дата обращения: 28.07.2023).

типографии были установлены две офсетные машины «Лотауог». Переход на офсетную печать (технология, при которой краситель с печатной формы переносится на изделие через промежуточный цилиндр, при этом исходное изображение прямое, а не зеркальное) повысил производительность труда и качество печати. Типография начала печатать большие тиражи книг для Тувинского книжного издательства. В 1984 году был построен корпус газетной ротации, где внедрили в эксплуатацию газетную ротационную печатную машину ПВГ-84-2 (с возможностью печатания в две краски на первой и последней полосах газет)1. Таким образом, типография в Туве прошла несколько этапов в своем развитии в первой половине-середине XX века, которые были связаны с внедрением новых технологий и оборудования.

Сама история возникновения и становления полиграфии очень увлекательна и интересна. Технической предпосылкой к ее появлению стало книгопечатание, изобретенное И. Гуттенбергом в середине XV века. Широкое распространение в виде мануфактуры полиграфия получила лишь столетие спустя. XIX век стал новой вехой и ознаменовался внедрением усовершенствованных полиграфических технологий. Именно в это время появились первые промышленные печатные машины, что стало причиной настоящей промышленной революции в отрасли2. Например, изобретение наборных литер стало определенным шагом в автоматизации процесса подготовки текста к печати. Допечатная стадия разделилась на два потока: репродукционный — подготовка иллюстраций, и наборный — подготовка текста. «Репродукционную и наборную подготовку к печати осуществляли специалисты разного профиля с использованием различных средств. Появились такие профессии, как наборщик, линотипист, монотипист, корректор, метранпаж, верстальщик, копиист, травильщик, фотограф, ретушер, художник-иллюстратор, технолог, механик и др.» (Пакшина, 2009: 212-214).

На некоторых фотографиях и негативах, составляющих так называемый «золотой фонд» Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, автором которых является Владимир Петрович Ермолаев (1892-1982 года) — первый директор музея Тувы, фотограф, журналист, краевед, запечатлены сотрудники тувинской типографии, показаны технологические процессы изготовления газетной и книжной продукции в первой половине XX века: набор текста, воспроизведение изобразительных материалов, верстка, печать, послепечатные процессы и т.д. Черно-белые фотообразы Ермолаева отчетливо сохранили и передали дух людей прошлого столетия, запечатлев опыт освоения типографского дела в Туве, выражение лиц, костюмы, позы, техническое оснащение и т.д. Так, на черно-белом негативе запечатлен наборщик типографии ТНР (рис. 1).

Мужчина тувинской национальности стоит перед высоким столом-реалом для хранения касс, на котором установлен открытый плоский деревянный ящик, разделенный перегородками — наборной кассой. Верхняя доска стола имеет наклон, чтобы наборщик видел расположение литер в отделениях и мог легче дотянуться до верхних ячеек. Человек, стоящий перед кассой, держит в левой руке небольшой металлический инструмент с тремя стенками, одна из которых сделана подвижной. Это — верстатка. В правой руке у наборщика находится литера — металлический брусочек, отлитый из гарта — сплава свинца, олова и сурьмы. На торце литеры имелось рельефное изображение буквы, знака препинания, цифры и т.д. (отливались в зеркальном отражении), которые устанавливались в верстатку, образуя слоги, слова, фразы,

1 Куулар Э. ОАО «Тываполиграф» 90 лет. URL: https://tyva.er.ru/activity/news/irina-samojlenko-v-oao-tyvapoligraf-trudyatsya-professionaly-svoego-dela (дата обращения: 18.07.2023).

2 Полиграфия: от истоков к современности. URL: https://stolitsaprint.ru/information/stati/poligrafiya-ot-istokov-k-sovremennosti/ (дата обращения: 15.07.2023).

предложения1. В наши дни сложно найти типографию, в которой процесс набора осуществляется вручную. Ручной набор — это самый старый вид набора. Наборщик должен был запомнить место расположения каждого шрифта, чтобы быстро ориентироваться во время работы. Например, после того, как газета была отпечатана, шрифты аккуратно складывались в ящики, обозначенные для каждой буквы алфавита, а наборщик начинал набирать текст для следующего номера2.

Рис. 1. Наборщик тувинец. Типография.

Фото В. П. Ермолаева, 1936 год. НМ РТ, КП-11286/1833

Далее верстальщик составлял страницы и полосы будущей книги или журнала, компоновал их с иллюстрациями, добавляя колонцифры, колонтитулы. Когда на спускальную доску были выставлены и выравнены все гранки или страницы данной формы, промежутки или поля между ними заполнялись или «обкладывались» марзанами и бабашками (пустотелый брусок, применяемый для заполнения крупных пробельных участков в типографском наборе)3. Для скрепления набора в одно целое, которое не кривилось и не раздвигалось бы в стороны при печатании, набор зажимался в железную раму с помощью металлических пластинок и заключек. Затем форма переносилась для снятия корректурных оттисков на печатную машину4.

Процесс переноса печатных форм для снятия корректурных оттисков на типографскую (печатную) машину также попал в объектив камеры В. П. Ермолаева (рис. 2).

Два сотрудника Кызылской типографии, запечатленные в кадре, облачены в рабочую униформу темного цвета. У одного из верстальщиков в руках деревянная киянка и брусок, с помощью которых он выравнивает элементы наборной печатной формы. Второй специалист осуществляет подгонку заключных рам рельефных форм.

Развитие печатного дела и появление периодических изданий открыло новые возможности и для иллюстраторов. Иллюстрации требовались для оформления книг,

1 Основа книгопечатания. URL: https://maxbooks.ru/nemir/worldb30.htm (дата обращения: 20.07.2023).

2 Жизнь - трудовой подвиг. URL: http://velizhnov.ru/countrymen/media/2019/6/6/zhizn-trudovoj-podvig/ (дата обращения: 21.07.2023).

3 Типографское дело. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. URL: https://dic.academic.ш/dic.nsf/brokgauz_efшn/Ш1225/Типографское#1 (дата обращения: 10.07.2023).

4 Наборщик профессия: Вся правда о работе «Наборщик текста». URL: https://investvlg.ru/raznoe/naborshhik-professiya-vsya-pravda-o-rabote-naborshhik-teksta.html (дата обращения: 15.07.2023).

газет и журналов1. У иллюстраций в газете много функций. Они несут дополнительную информацию, передают настроение или атмосферу событий, описанных в материале, разбивают текст, останавливают мгновенье и позволяют изучить его так, как не может этого сделать движущийся образ. К тому же они и сами по себе обладают художественной ценностью2.

Рис. 2. У печатной машины в Кызылской типографии. Из тувинской молодежи выросло много хороших специалистов печатного дела. Фото В. П. Ермолаева, 1939 год. НМ РТ, КП-11286/630

Первые газеты и журналы состояли целиком из текста. В основном только орнаменты по краям страниц могли служить графическими элементами. И лишь во второй половине XVIII века полотна текста начали разбавлять иллюстрациями, которые стали не просто украшением, а полноценным журналистским материалом с определенным смыслом3. В иллюстраторы переквалифицировались художники, получившие классическое художественное образование4. Разные изображения (иллюстрации) печатались с клише, взятых травлением (цинкография), либо гравированием (рис. 3). Постепенно качество журнальных иллюстраций улучшалось. Изобретение фотографии в XIX веке позволило воспроизводить иллюстрации с помощью фотомеханических процессов5.

1 Иллюстрация // Википедия. 2023. URL: https://m.wikipedia.org/?curid=1373832&oldid=131419543 (дата обращения: 20.07.2023).

2 Иллюстрации также должны быть разнообразными / Хоогенбом. Универсальный журналист. 2009. URL: https://uchebnikfree.com/uchebniki-jurnalistika/illyustratsii-takje-doljnyi-byit-15674.html (дата обращения: 22.07.2023).

3 Бучнева В. Как в российскую журналистику пришла иллюстрация. URL: https://lenizdat.ru/articles/1161810/ (дата обращения: 19.07.2023).

4 Иллюстрация // Википедия. 2023. URL: https://ru.wikipedia.org/?curid=1373832&oldid=131419543 (дата обращения: 20.07.2023).

5 Стржельбицкая Ю. А. Технология производства электронных и печатных средств информации. URL: https://www.google.com/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&ved=0CDcQw7AJahcKEwi47fj 4tZeBAxUAAAAAHQAAAAAQAw&url=https%3A%2F%2Fwww.kubsu.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2F users%2F12791%2Fportfolio%2Fosobennosti_ispolzovaniya_illyustraciy_v_zhurnale.docx&psig=AOvVaw1X HnmAsQmcyj4OCRpbw26g&ust=1694139057041680&opi=89978449 (дата обращения: 19.07.2023).

Рис. 3. Типография в Кызыле. Русский специалист цинкограф обучает молодого

тувинца цинкографскому делу. Фото В. П. Ермолаева, перв. половина XX в. НМ РТ, КП

11286/630

В коллекции фотонегативов В. П. Ермолаева запечатлен и процесс оценки качества готовых экземпляров газет печатником (рис. 4).

Рис. 4. Печатник. Типография Кызыла.

Фото В. П. Ермолаева, первая половина XX века. НМ РТ, КП-11286/661

В кадре сотрудник Кызылской типографии, который просматривает только что отпечатанные листы газеты «§ьп» («Шын»), контролируя процесс печати и проверяя, нет ли ошибок.

По черно-белым фотонегативам Владимира Петровича можно также наблюдать один из этапов послепечатного процесса — фальцовку газет (сгибание отпечатанных листов определенным способом). Сотрудница цеха проводит манипуляции с отпечатанным изданием газеты «Xostuq агаЪ> («Свободный арат»). В руках у нее специальный инструмент - переплетная плоская косточка-гладилка (фальцбейн) (рис. 5).

Рис. 5. Работницы типографии. Многие женщины и девушки пошли на работу в типографию и приобрели там специальности переплетчиков, брошюровщиков и пр. Фото В. П. Ермолаева, 1934 год. НМ РТ, КП-11286/645

По воспоминаниям ветеранов типографии, долгие годы выпуск газет занимал много времени с привлечением большого количества людей. Фальцовкой газет занимался тогда почти целиком весь цех Кызылской типографии, в том числе в неурочное время и выходные дни. В 1960-м году в переплетном цехе установили новое оборудование: трехножевую резальную машину, фальцевальную, две ниткошвейные и картонорезальные машины1.

На кадрах Ермолаева, сделанных в 1936-1937 гг., гг., запечатлена работа переплетчиков, включающая такие этапы как сборку твердого переплета книг (рис. 6) и операцию прессования (рис. 7).

Рис. 6. Молодой тувинец осваивает переплетное дело. Типография. Фото В. П. Ермолаева, 1936 год. НМ РТ, КП-11286/1832

1 Куулар Э. ОАО «Тываполиграф» 90 лет. URL: https://tyva.er.ru/activity/news/irina-samojlenko-v-oao-tyvapoligraf-trudyatsya-professionaly-svoego-dela (дата обращения: 18.07.2023).

Рис. 7. Тувинка управляет прессом в типографии города Кызыл.

Фото В. П. Ермолаева, 1937 год. НМ РТ, КП-11286/1234

При изготовлении книжных переплетов (соединение отдельных страниц в единый блок) применяются ручные и механизированные процессы. Для проведения ручных процессов переплетчики пользуются специальным инструментарием. На рубеже XIX-XX веков переплетное дело приобрело современный характер, сформировав определенные типы и виды книжных переплетов1. К концу 1930-х годов основная масса книг выходила в коленкоровых и ледериновых переплетах.

Процесс обжима и стягивания переплетенных книг, журналов, периодических изданий, тетрадей и прочей бумажной продукции необходим, чтобы увеличить плотность блоков и прочность скрепления с ними переплетных крышек. Операция прессования востребована практически на всех этапах переплетного процесса2.

Таким образом, благодаря фотоматериалам Владимира Петровича Ермолаева можно познакомиться с событиями прошлого века в наглядном виде, стать очевидцем действительности, показанной на фотоснимках, а также проследить взаимосвязь явлений и процессов того времени. При этом многие фотографии и негативы дополнены текстовыми пояснениями самого автора, что позволяет получить больше информации о запечатленных образах, действиях и моментах, а также лучше понять их сущность. Фотонаследие В. П. Ермолаева отображает многообразные факты из жизни тувинского народа, свидетельствуют о его достижениях, а также фиксируют внимание на определенных изменениях в социально-экономической, культурной и иных сферах деятельности. Так, часть фотоматериалов, став важным информационно-познавательным источником, акцентирует внимание на становлении типографского дела в Туве, затрагивает состояние печатного процесса, освоение и развитие материально-технической базы. Кызылская типография выполняла ряд функций, объединявших многоэтапный процесс в единую структуру, ее создание в начале XX века имело большое значение в историко-культурном развитии региона.

Список литературы:

Ворон Н. И. Жанры фотожурналистики: Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика». М.: Факультет журналистики, 2012. 145 с.

1 Из истории переплета. URL: https://expo.lib.tsu.ru/pereplet (дата обращения: 23.07.2023).

2 Кушнир Н. Обжимной пресс. URL: https://propereplet.ru/obzhimnoj-press/ (дата обращения: 21.07.2023).

150

Кан В. С. Возникновение и развитие газетной прессы на старомонгольском языке в Туве (1925-1929 гг.) // Омский научный вестник. 2007. № 2. С. 43-47.

Пакшина И. А. Эволюция дизайна полиграфической продукции на рубеже эпох // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: сб. материалов I науч.-практ. конф. 15-22 июня 2009 г., г. Москва: в 2 т. Т. 1. С. 212-214. URL: http://www.tezis.info/l/ (дата обращения: 18.07.2023).

Судьбы печатные оттиски. Книга о Республиканской типографии: к 90-летию ОАО «Тываполиграф» / редактор Н. Ш. Куулар. Кызыл, 2014. С. 3-10.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Эфендиева Анастасия Олеговна, методист филиала «Алдын Дошка» Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва. Кызыл, Россия. Электронный адрес: anastasia.museum.tuva@gmail.com

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Efendieva Anastasia Olegovna, methodologist of the Aldyn Doshka division of the Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tyva. Kyzyl, Russia. E-mail: anastasia.museum.tuva@gmail.com

УДК 069.5

ТУВИНСКИЕ ПРЕДМЕТЫ БЫТА ИЗ БЕРЕСТЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ

ФОНДОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)

Комбу Э. В.

Аннотация. В статье рассмотрены предметы традиционного тувинского быта, выполненные из бересты и хранящиеся в фондах Национального музея Республики Тыва, раскрыта история их комплектования. К традиционным берестяным предметам тувинцев относятся посуда, колыбели, покрышки чума. Среди них есть подлинные предметы и новоделы. Берестяная утварь преимущественно использовалась в традиционном быту тувинцев-оленеводов, обитавших в горно-таежных районах северовосточной части Тувы. В музейном фонде традиционной утвари из бересты ограниченное количество и поэтому они представляют интерес для историко-этнографических и культурологических исследований, связанных с традиционным бытом восточных тувинцев. В данной статье впервые публикуются музейные берестяные предметы в комплексе.

Ключевые слова: береста; предметы из бересты; домашняя утварь; тувинцы-тоджинцы; тувинцы-оленеводы; берестяная посуда; колыбель из бересты; берестяные покрышки чума; музейная коллекция; Национальный музей Республики Тыва; НМ РТ

TUVA HOUSEHOLD OBJECTS FROM BIRCH (BASED ON MATERIALS FROM THE COLLECTIONS OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC

OF TYVA)

Kombu E. V.

Annotation. The article deals with items of traditional Tuvan life made of birch bark and stored in the funds of the National Museum of the Republic of Tyva, reveals the history of their acquisition. The traditional birch bark items of the Tuvans include dishes, cradles, and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.