Научная статья на тему 'Исторические фотографии В.П. Ермолаева в коллективных монографиях Тувы'

Исторические фотографии В.П. Ермолаева в коллективных монографиях Тувы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические фотографии В.П. Ермолаева в коллективных монографиях Тувы»

- Тувинский национальный праздник встречи нового года «Шагаа».

- Тувинский национальный музыкальный инструмент ««Игил».

- Тувинский национальный суп ««Мандат».

- Тувинский чай с молоком и другими ингредиентами.

Использованные источники

1. Конвенция об охране нематериального культурного наследия. - Принят 17 октября 2003 г. Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры.

2. Закон «Об охране нематериального культурного наследия Республики Тыва от 17 января 2013 г. за №1770, ВХ-1.

3. Закон Республики Молдова от 29 марта 2012 г. за №58 «Об охране нематериального культурного наследия».

4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 апреля 2013 г. за №408 «Концепция об охране и развитии нематериального культурного наследия в Республике Казахстан».

5. Закон Республики Алтай «О регулировании отношений в области культурного наследия Республики Алтай» от 05 декабря 2012 г. за № 120-РЗ.

6. Закон о нематериальном культурном наследии Кыргызской Республики от 28 июня 2012 г.

7. Монгол ундестний соелын биет бус овийн ховор хосгуй торол зуйлс. - Улаанбаатар, 2010 г.

8. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» .

2 раздел

Значение наследия В.П. Ермолаева

Дыртык-оол Анна Оюновна,

член Ученого совета Национального музея РТ,

доцент ТувГУ, к.и.н.

Исторические фотографии В.П. Ермолаева в коллективных монографиях Тувы

Имя Владимира Петровича Ермолаева известно каждому ученому-краеведу в Туве. В 1964 г. в свет вышел двухтомник «История Тувы», в написании которого принимали участие В.Ч. Очур, Н.А. Сердобов, Х.М. Сейфулин, С.К. Тока, Ю.Л. Аранчын, Л.В. Гребнев, В.В. Осипова. В предисловии 2-го тома сказано, что

фотоиллюстрации взяты в основном из фондов Тувинского краеведческого музея [1, с. 10]. Перелистывая страницы коллективной монографии, мы находим в каждом разделе фотографии по различным темам: это партизанское движение, Русская самоуправляющаяся трудовая колония, народно-революционная армия, народное хозяйство ТНР, создание тувинской национальной письменности, развитие здравоохранения, культуры, материальная помощь Красной армии и др. Всего в книге более 90 фотографий, из них около 50 принадлежат, несомненно, В.П. Ермолаеву, но, к сожалению, не указано его авторство.

Исторические и культурные события 1920-1950-х годов фиксировал только В.П. Ермолаев, как единственный в то время профессиональный фотограф. Так, на странице 98 мы видим мельницу и лесопилку, построенную в Кызыле в 1922 г. Военных всадников Народно-революционной армии он сфотографировал в 1924 г. Узнаваемо здание первой электростанции в Туве, построенной Советским Союзом в подарок ТНР в 1925 г. В настоящее время здесь располагается отдел культуры и искусства Национальной библиотеки имени А.С. Пушкина. Первый кирпичный завод в Кызыле открылся в 1925 г. У краеведа более двухсот фотографий по истории Белоцарска - Кызыла. На странице 127 показан общий вид нашего города в 1928 г. Создание тувинской национальной письменности в 1930 г. - яркое событие в культурной жизни молодого государства. На одной из фотографий показано занятие кружка по изучению тувинской письменности, которое проводил А. Пальмбах для взрослых в 1930 г. в городе Кызыле.

Фотографии В.П. Ермолаева свидетельствуют о новых веяниях, не привычных для кочевого быта аратов, это появление «огненных ящиков» (автомобилей) на степных просторах Тувы, освоение рабочих профессий вчерашними кочевниками, появление трех типов школ для тувинских детей - школ-интернатов, летних школ и школ приходящего ученичества. Здание тувинского национального театра было сфотографировано в 1930-е годы, это видно по надписям на латинизированном тувинском языке на праздничных транспарантах, украшавших парадную лестницу. Напряженно смотрят в фотообъектив артисты самодеятельного оркестра народных инструментов и исполняют мелодии на бызаанчы. К сожалению, об этом искусстве в монографии нет краткого содержания. Здравоохранению в Туве посвящены три фотографии: «Оспопрививание в сумоне. 1924 г.», «Медработник С. Серенмаа осматривает детей в юрте. 1940 г.», «Слушатели медицинских курсов при учебном комбинате. 1940 г.». В ведении министерства промышленности и строительства находился кожевенный завод. В.П. Ермолаев сфотографировал, как рабочие -тувинцы обрабатывают шкуры домашних животных. Яркой иллюстрацией стали снимки о материальной помощи Тувы Советскому Союзу в годы Великой Отечественной войны: это «Обоз с подарками для Красной Армии от трудящихся Дзун-Хемчикского хошуна»; добровольное участие тувинских танкистов и кавалеристов в освобождении европейской части страны от фашистской Германии, в каждом хошуне с нетерпением ждали от них вестей, о чем свидетельствует фотография «Чтение письма с фронта в сумоне. 1943 г.».

В монографии мы читаем: «Большую помощь тувинским писателям в их творческой и организационной работе оказал направленный в ТНР в 1942 г. Союзом советских писателей поэт С. Щипачев» [2, с. 228]. На странице 129 имеется фотоиллюстрация о встрече советского поэта с тувинскими писателями С.К. Тока, Б. Ховенмеем, С.Б. Бюрбю, О.К. Саган-оолом. Многие фотографии, опубликованные в двух томах «Истории Тувы», экспонировались в залах Национального музея РТ еще в

старом здании по улице Ленина, 5. В 2012 г. в фойе нового здания открылась выставка фотографий В.П. Ермолаева, которых мы называем «золотым фондом» музея.

В 2001 г. вышел в свет 1-ый том новой книги «История Тувы» под общей редакцией С.И. Вайнштейна и М.Х. Маннай-оола. Она написана на основе новых данных археологических, этнографических, письменных и иных источников, где рассматриваются все аспекты многовековой истории тувинского народа. Данный труд подготовлен отечественными учеными. Кроме вышеназванных имен, принимали участие В.Д. Март-оол, С.Н. Астахов, Вл. А. Семенов, Л.П. Потапов, Л.Р. Кызласов, Г.В. Длужневская, В.П. Дьяконова, Ю.Л. Аранчын. Были использованы материалы В.И. Дулова. Здесь имеются 10 историко-этнографических фотографий:

- Распашка земли деревянной сохой. Начало XX в.

- Обмолот хлеба с помощью волов.

- Изготовление кошм.

- Толчение проса.

- Внутреннее убранство юрты.

- Тувинка в национальной одежде.

- Нижне-чаданское хурээ.

- Тувинский лама в своей юрте.

- Нойон Салчакского хошууна Идам-Сюрюн.

- Нойон Хайдып со свитой.

Нет сомнения в том, что автором названных работ является В.П. Ермолаев, что, к сожалению, в книге это не указано, не упоминается участие Национального музея РТ в подборе иллюстраций из «золотого фонда» краеведа. В.П. Ермолаев впервые посетил Туву (тогда Урянхайский край) в 1913 году в составе почвенно-ботанической экспедиции Красноярского краевого музея по заданию Русского Географического Общества, а в 1916 году он переехал сюда на постоянное местожительство, поэтому он успел зафиксировать феодальную Туву. В фондах музея хранятся его тематические альбомы, среди которых имеются два под названием «Старая Тува».

Второй том коллективной монографии «История Тувы» вышел в печать в 2007 году, подготовлен в основном учеными Тувинского института гуманитарных исследований, Тувинского государственного университета. Научным редактором является директор Института истории СО РАН, член-корреспондент РАН В.А. Ламин. Редакционная коллегия была признательна всем тем, кто своими материалами или советами содействовал улучшению содержания тома. Книга богата интересными иллюстрациями, в том числе фотографиями, автором многих из них является В.П. Ермолаев. Всего были включены 35 фотографий, показывающие исторические события в Туве, не считая отдельных личностей, сыгравших значительную роль в политическом, социально-экономическом и культурном развитии Тувинской Народной Республики.

Если в двухтомнике по истории Тувы, изданном в 1964 году, применялся марксистско-ленинский подход, т.е. архивные документы и другие источники были идеологизированы, были подобраны выборочно, то в начале XXI века были использованы материалы, которые были недоступны широкому кругу тувинских читателей. Следовательно, многие фотографии были впервые опубликованы в двухтомнике 2001 и 2007 гг. не случайно во втором томе «Истории Тувы» была помещена фотография Чамзы Камбы-ламы. Ведь до конца XX - начала XXI вв. нынешнее поколение не знакомо с этим именем. В §4 «Вступление на территорию Тувы колчаковцев, китайского и монгольского военных отрядов» мы находим такие

строки: «Духовный буддийский лидер в Туве Чамзы Камбы-лама, правитель самого крупного кожууна Бээзи Куулар Чымба, богач Ажыкай и некоторые другие поддерживали политику Сибирского Временного правительства в Туве» [3, с. 94-95]. На страницах 143 и 148, где речь идет о тувинских общественных организациях, впервые опубликованы две фотографии под заголовками: «В ЦК ТНРП (1925 г.). В центре - М. Буян-Бадыргы», «Президиум ЦК ТРСМ (1925 г.)». Здесь читатель много узнал и узнает о политической деятельности Монгуша Буян-Бадыргы как одном из основателей тувинской государственности. О существовании внешней торговли с Китаем свидетельствует фотография «Китайские торговцы в пос. Бай -Хаак (1926 г.)», а о создании национального центрального кооператива - «Магазин Тувинценкоопа в пос. Уюк (1926 г.)».

Книга богата яркими иллюстрациями о развитии тувинской экономики. Привлекает внимание красочное приложение с фотографиями, под которыми есть такие пояснения: «Пароход «Минусенок» на р. Бий-Хем (1924 г.)», «Караван верблюдов, везущих просо из Кызыл-Мажалыка в г. Кызыл (1925 г.)», «Артель золотостарателей на прииске Хараал (1925 г.)», «Кызылская электростанция (1925 г.)», «Первая пекарня в г. Кызыле (1925 г.)», «Кирпичный завод (1926 г.)», «Выставка пушнины на 2-ой республиканской ярмарке (1935 г.)», «Типография г. Кызыла (1932 г.)», «Наборный цех типографии (1935 г.)», «Гужевой и автомобильный транспорт 1930-1940-х гг.», «Тувинский тракторист за рулем «Фордзона» (1930 г.)», «Покупка сеялки на ярмарке в г. Кызыле (1934 г.)», «Узел связи ТНР».

Если в советских научных и художественных литературах настойчиво подчеркивались слова Ф. Энгельса: «Религия - опиум народа», в главе V «Культурное развитие ТНР» монографии впервые сказано, что «буддийские монастыри (хурэ) являлись фактически единственными очагами просвещения в Туве. В них изучались тибетский язык, алхимия, а также начала поэтики, ботаники, фармакологии, анатомии, медицины, философии. Практически все образованные люди, входившие в состав первых правительств ТНР (как на руководящих должностях, так и в качестве канцелярских работников), являлись выходцами из ламской среды» [3, с. 243]. В связи с этим здесь включены фотографии: «Хуураки Верхнечаданского хурэ», «Нижнечаданское хурэ (1926 г.)», «Делегаты буддийского съезда (1928 г.)». О последней есть такие подробные сведения: «8 марта 1928 г. состоялось открытие этого съезда (всеобщего буддийского), который носил очень представительный характер: из 33 делегатов 12 являлись докторами буддийской философии, остальные тоже имели духовное образование, причем многие учились в Монголии...». На фотографии мы видим группу участников съезда, среди которых, возможно, есть видные деятели буддизма из Бурятии, Монголии и Тибета. В.П. Ермолаев, видимо, стал сам очевидцем такого исторического события и запечатлел его для потомков тувинского народа. К сожалению, автором вовремя не было зафиксированы фамилии и имена этих участников, что характерно для многих групповых фотографий, хранящихся в фондах музея.

Фотоисточники «А.А. Пальмбах ведет занятие по изучению тувинской письменности», «Учащиеся Кызылского учебного комбината (1932 г.)» «С. Шипачев (третий справа) в кругу тувинских писателей», «Сцена из спектакля в постановке военнослужащих ТНРА (1926 г.)» показывают о создании национальной письменности тувинского народа, о росте сети школ для детей аратов и развитии тувинской литературы. Таким образом, из представленных в монографиях по истории Тувы фотографий большая часть, несомненно, принадлежит первому директору Тувинского музея, краеведу В.П. Ермолаеву.

Литература:

1. История Тувы. Том 2. М.: Наука, 1964.

2. История Тувы. Том 1. Новосибирск, 2001.

3. История Тувы. Том 2. Новосибирск, 2007.

Монгуш Ольга Оюнзаевна,

заведующий отделом археологии Национального музея Республики Тыва.

Фотографии В.П. Ермолаева как исторический источник

Долгое время, в том числе в начале XX века, Тува для ученых и путешественников, большинства жителей России и зарубежья была территорией мало изведанной и мало изученной, такой своеобразной «терра инкогнито». Маленькая страна в центре Азиатского материка была белым пятном на карте мира. И до сих пор, в наше время, здесь есть места, где редко ступает нога человека. «Терра инкогнито» всегда влекли к себе путешественников и исследователей, особенно в XIX - начале XX вв. Благодаря им, сегодня мы имеем достоверные изображения людей того времени, фрагменты из жизни и истории тувинского народа.

Среди исследователей истории тувинского края в Центре Азии был Владимир Петрович Ермолаев - основоположник и большой практик музейного дела в Туве. Его история о Туве - это уникальная фотолетопись, запечатлевшая по крупинкам события бурного и неспокойного XX века. С каждой фотографии на нас смотрят лица людей, ставших частью истории.

Откуда такая огромная любовь к Туве и ее людям? Интересным фактом становятся пять рассказов В.П. Ермолаева, объединенных общим названием «Давно это было», среди которых первый рассказ «Пчелка». Биче-оол, так звали маленького мальчика-тувинца, волею судьбы оказался в Красноярской губернии, в селе Канско-Перевозинском. Пчелка, так назвали местные ребята маленького уроженца далекой Тувы. Имя Пчелка он получил по созвучию с именем Биче-оол (в переводе на русский язык означает «маленький мальчик»). В то время село находилось на пути главного Сибирского тракта, по которому гнали скот из Тувы на продажу в сибирские города и деревни. Владимир Петрович описывает, как впервые местные ребята познакомились с мальчиком, представителем далекого Урянхайского края:

«- Ты парень или девка?

Мальчик перестал плакать, поднялся и, оглядев нас большими карими глазами, печально ответил:

- Я парнишка, Пичиолкой зовут.

- А зачем коса-то? Ты китаец?

- Не китаец я. Человек я. Тыва кижи. - С достоинством ответил он и прикрыл ладонью небольшую косичку на затылке.

- Мой дом там, далеко, за большими-большими горами... Урянхами нас называют.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.