Научная статья на тему 'Становление телекоммуникационного образования на Урале'

Становление телекоммуникационного образования на Урале Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
136
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ / ТЕХНИКУМЫ / СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INDUSTRIAL SOCIETY / TELECOMMUNICATION / VOCATIONAL COLLEGE / VOCATIONAL EDUCATION / TELECOM / TELECOMMUNICATION EDUCATION / COLLEGES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мартюшов Лев Николаевич, Евдакова Лилия Николаевна

Первые пятилетки вошли в историю страны как время форсированной индустриализации, создания промышленной базы, укрепления оборонной мощи, вступления СССР в стадию индустриального общества. Особое место в пятилетних планах отводилось Уралу. Он должен был стать «срединно-индустриальной» и оборонной «базой» сосредоточения технических отраслей, которые бы составили основу для индустриализации в целом. Осуществление индустриализации региона, строительство предприятий-гигантов, таких как Уралмаш, Магнитогорский металлургический комбинат, Челябинский тракторный завод, Уралвагонзавод и др., требовало создания соответствующей инфраструктуры, надежных систем транспорта и связи. Количество переданной информации постоянно возрастало. В связи с этим электросвязь играла все большую роль в развитии экономики. Тенденции развития индустриального общества требовали опережающего развития системы телекоммуникационного образования, совершенствования его содержания, методов и форм. Планируемый резкий рост уральской индустрии требовал значительного увеличения численности специалистов с высшим и средним специальным образованием. Поэтому представляет интерес изучение истории становления телекоммуникационного образования у нас в стране и на Урале в частности. Основную массу специалистов для быстро растущей индустрии региона давали техникумы. В данной статье рассматриваются вопросы создания и становления Уральского техникума электросвязи первого учебного заведения телекоммуникационного образования на Урале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF TELECOMMUNICATIONS EDUCATION THE URALS

The first five-year plans were introduced in the country as a time of rapid industrialization, creation of the industrial base to strengthen the defense power and they marked the Soviet entry into the stage of industrial society. A special place in five-year plans was assigned to the Urals. It was supposed to be "mid-industrial" defense "base" of concentration of technical fields, which would become the basis for industrialization in general. The implementation of the industrialization of the region, the construction of giant enterprises such as Uralmash, Magnitogorsk iron and steel works, Chelyabinsk tractor plant, Uralvagonzavod, etc., demanded development of the appropriate infrastructure, reliable transport and communication. The amount of transmitted information is constantly increasing. Telecommunication played an important role in the development of the economy. Trends in the development of industrial society demanded priority development of the telecommunication system of education, improving its contents, methods and forms. The planned rapid growth of the Ural industry demanded a significant increase in the number of specialists with higher and secondary special education. In this regard, it is interesting to study the history of development of telecommunication education in our country and specifically in the Urals. The bulk of the specialists for the fast growing industry of the region were taught at vocational colleges. This article examines the creation and formation of the Ural technical school of telecommunication the first educational institution of telecommunication education in the Urals.

Текст научной работы на тему «Становление телекоммуникационного образования на Урале»

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 377.5:654(470.5)

ББК З88р211 +4447.3(235.55) 6 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.01

Мартюшов Лев Николаевич,

доктор исторических наук, профессор, кафедра теории и методики обучения истории, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; е-mail: lmartushov@yandex.ru

Евдакова Лилия Николаевна,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедры экономики связи, Уральский технический институт связи и информатики (филиал) Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики; 620000, г. Екатеринбург, ул. Репина, д. 15; е-mail: lmartushov@yandex.ru

СТАНОВЛЕНИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРАЛЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: индустриальное общество; электросвязь; техникумы; среднее специальное образование; телекоммуникации; телекоммуникационное образование; техникумы.

АННОТАЦИЯ. Первые пятилетки вошли в историю страны как время форсированной индустриализации, создания промышленной базы, укрепления оборонной мощи, вступления СССР в стадию индустриального общества. Особое место в пятилетних планах отводилось Уралу. Он должен был стать «срединно-индустриальной» и оборонной «базой» сосредоточения технических отраслей, которые бы составили основу для индустриализации в целом. Осуществление индустриализации региона, строительство предприятий-гигантов, таких как Уралмаш, Магнитогорский металлургический комбинат, Челябинский тракторный завод, Уралвагонзавод и др., требовало создания соответствующей инфраструктуры, надежных систем транспорта и связи. Количество переданной информации постоянно возрастало. В связи с этим электросвязь играла все большую роль в развитии экономики. Тенденции развития индустриального общества требовали опережающего развития системы телекоммуникационного образования, совершенствования его содержания, методов и форм. Планируемый резкий рост уральской индустрии требовал значительного увеличения численности специалистов с высшим и средним специальным образованием. Поэтому представляет интерес изучение истории становления телекоммуникационного образования у нас в стране и на Урале в частности. Основную массу специалистов для быстро растущей индустрии региона давали техникумы. В данной статье рассматриваются вопросы создания и становления Уральского техникума электросвязи - первого учебного заведения телекоммуникационного образования на Урале.

Martushov Leo Nikolaevich,

Doctor of History, Professor, Department of Theory and Methods of Teaching History, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Evdakova Lilia Nikolaevna,

Candidate of Economics, Asociate Professor, Head of Department of Economics of Communication, Ural Technical Institute of Communication and Informatics (branch), Siberian State University of Telecommunications and Informatics; Ekaterinburg, Russia

THE DEVELOPMENT OF TELECOMMUNICATIONS EDUCATION THE URALS

KEY WORDS: industrial society; telecommunication; vocational college; vocational education; telecom; telecommunication education; colleges.

ABSTRACT. the first five-year plans were introduced in the country as a time of rapid industrialization, creation of the industrial base to strengthen the defense power and they marked the Soviet entry into the stage of industrial society. A special place in five-year plans was assigned to the Urals. It was supposed to be "mid-industrial" defense "base" of concentration of technical fields, which would become the basis for industrialization in general. The implementation of the industrialization of the region, the construction of giant enterprises such as Uralmash, Magnitogorsk iron and steel works, Chelyabinsk tractor plant, Ural-vagonzavod, etc., demanded development of the appropriate infrastructure, reliable transport and communication. The amount of transmitted information is constantly increasing. Telecommunication played an important role in the development of the economy. Trends in the development of industrial society demanded priority development of the telecommunication system of education, improving its contents, methods and forms. The planned rapid growth of the Ural industry demanded a significant increase in the number of specialists with higher and secondary special education. In this regard, it is interesting to study the history of development of telecommunication education in our country and specifically in the Urals. The bulk of the specialists for the fast growing industry of the region were taught at vocational colleges. This article examines the creation and formation of the Ural technical school of telecommunication - the first educational institution of telecommunication education in the Urals.

В конце XX - начале XXI вв. человечество вступает в новую стадию развития. Начинается постепенный переход от индустриального к информационному обществу. В развернутом и детализированном виде концепцию информационного общества разработали Д. Белл и Э. Тоф-флер. Д. Белл отмечал: «В наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретает становление нового уклада, основывающегося на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества». Решающим фактором преобразования общества стала так называемая «Святая троица»: коммуникационный спутник, кабельное телевидение, персональный компьютер, -позволившая приступить к созданию единой системы информации, охватывающей весь мир.

Количество переданной информации через двухсторонние мировые сети постоянно возрастает. Поэтому электросвязь играет всё большую роль в развитии мировой экономики. Сектор мировой телекоммуникационной индустрии составил в 2012 г. около 4,7 триллиона долларов. Тенденции развития современного общества требуют опережающего развития системы телекоммуникационного образования, совершенствования его содержания, методов и форм.

В этой связи представляет интерес изучение истории становления телекоммуникационного образования у нас в стране в целом и на Урале в частности.

Объектом исследования данной статьи является система телекоммуникационного образования. Она включает подготовку кадров для электросвязи (телеграфной, телефонной, радио- и телевизионной).

Предмет исследования - деятельность учебных заведений, составляющих эту систему, их становление и развитие, влияние на эту деятельность внутренних и внешних факторов.

Территориальные рамки исследования охватывают уральский регион. Уральский промышленно-экономический район начал формироваться в конце XVII в. как центр металлургического производства России. Он прошёл ряд этапов в своём развитии - от мануфактурного производства к фабрично-заводскому, к превращению в ведущий про-

мышленный регион страны, «опорный край державы». В настоящее время Урал сохраняет свою роль одного из главных промышленных районов России.

В ноябре 1923 г. была образована Уральская область, в состав которой вошли Екатеринбургская, Пермская, Челябинская и Тюменская губернии. По размерам территория Уральской области превосходила территорию Англии, Франции, Германии и Италии вместе взятых. Население области составило 6 миллионов 380 тысяч человек, из которых 1 миллион 212 тысяч проживал в городах. Административным центром области стал Екатеринбург (с 1924 г. - Свердловск). В 1933 г. Уральская область занимала площадь 1 млн 896 тыс. кв. км. На ее территории проживало 8 млн человек, из которых 3 млн составило городское население. Руководить такой огромной территорией было практически невозможно. Вследствие этого в январе 1934 г. Уральская область была разделена на три: Свердловскую, Челябинскую и Обь-Иртышскую с центром в Тюмени. В 1938 г. из состава Свердловской области была выделена Пермская (с 1940 г. - Моло-товская). К Уралу относились также две автономных республики - Башкирская (создана в 1922 г.) и Удмуртская (в 1934 г). Согласно переписи 1939 г. на территории Урала проживали 13,5 млн. человек - около 8 % населения страны.

Источниковой базой исследования являются материалы архивов Свердловской области - Государственного архива Свердловской области (ГАСО), Центра документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО), отдела кадров и библиотеки Уральского технического института связи и информатики, материалы периодической печати.

Если основные аспекты осуществления индустриализации на Урале получили достаточно подробное освещение в трудах исследователей, то проблемам развития электросвязи посвящена единственная монография Г. Н. Шапошникова, носящая в значительной степени обзорный характер [11]. Вопросам подготовки кадров для системы телекоммуникаций Урала в ней уделено в совокупности не более десятка страниц. Следует также отметить юбилейные буклеты «75 лет телекоммуникационному образованию на Урале» [5] и «85 лет Уральскому техническому институту связи и информатики» [2], выпущенные к юбилеям УрТИСИ - СибГУТИ. Можно сделать вывод о том, что проблема подготовки кадров для систем электросвязи региона требует дальнейшего изучения.

© Мартюшов Л. Н., Евдакова Л. Н., 2018

Отсюда и цель данной статьи - изучить основные этапы становления системы телекоммуникационного образования в уральском регионе в неразрывной связи с историей страны, ее экономическим и политическим развитием.

Хронологические рамки исследования включают период с 1930 по 1941 гг.- период первых пятилеток. Нижняя граница периода определяется началом первой пятилетки, временем, когда был взят курс на осуществление форсированной индустриализации, на создание индустриального общества. Э. Тоффлер связывает создание средств массовой телекоммуникации непосредственно с потребностями индустриального общества: «Растущие как грибы информационные потребности индустриальных обществ не могли обойтись одними только письменными сообщениями.., были изобретены телефон и телеграф, чтобы принять на себя часть постоянно растущей коммуникационной нагрузки.... Общества Второй волны нуждались в мощных средствах передачи одного и того же сообщения одновременно многим людям, которые обеспечивали бы связь быстро, дешево и надежно - неудивительно, что такие средства были изобретены... Таким образом, во всех индустриальных обществах... выросла хорошо разработана инфосфера - коммуникационные каналы, посредством которых индивидуальные и массовые сообщения могут распределяться столь же эффективно, как товары и сырье» [7, с. 74-76]. Верхней границей исследуемого периода является начало Великой Отечественной войны.

Первые пятилетки вошли в историю страны как время форсированной индустриализации, создания промышленной базы, укрепления оборонной мощи, вступления СССР в стадию индустриального общества.

В апреле 1929 г. XVI конференция ВКП(б) приняла первый пятилетний план развития народного хозяйства страны. Особое место в нем отводилось Уралу. Ввиду выгодного географического положения в центре страны и огромного естественного богатства этот регион должен был стать «срединно-индустриальной» и оборонной «базой» сосредоточения технических отраслей, которые бы составили основу для индустриализации в целом. Планировалось на базе руд Урала и каменноугольных месторождений Сибири создать вторую промышленную базу на востоке страны. В итоге реализации первого пятилетнего плана должен был быть создан единый многоотраслевой межрегиональный промышленный комплекс Урало-Кузбасс.

Осуществление индустриализации региона, строительство предприятий-гигантов, таких как Уралмаш, Магнитогорский металлургический комбинат, Челябинский тракторный завод, Уралвагонзавод и др., требовали создания соответствующей инфраструктуры, надежных систем транспорта и связи. На развитие связи в первом пятилетнем плане выделялось 300 млн рублей. На Урале планировалось закончить строительство бронзовой магистрали Москва - Новосибирск, реконструировались важнейшие местные линии, соединяющие Свердловск с Челябинском, Пермью, Уфой, Магнитогорском, Березниками; планировалось перевести уральские телефонные линии на более прогрессивную двухпроводную систему центральной батареи, охватить радиосвязью все крупнейшие промышленные пункты, для чего в Свердловске предусматривалось усовершенствовать Шарташскую радиостанцию. Особой строкой в пятилетнем плане Урала стояло строительство Дома связи в Свердловске [11,

с. 73].

Планируемый резкий рост уральской индустрии требовал увеличения численности специалистов с высшим и средним специальным образованием. Если в 1928/29 учебных годах на Урале было два вуза с 3,5 тыс. студентов, то в 1932/33 учебных годах, к концу первой пятилетки, - 34 вуза с 18,4 тыс. студентов [3, а 135]. Однако основную массу специалистов для быстро растущей индустрии региона давали техникумы (с 1920 г. все средние специальные учебные заведения стали называться техникумами). Их количество росло буквально взрывооб-разно. Если в 1928 г. в 44 техникумах обучалось 7,8 тыс. учащихся, то в 1933 г. в 175 -38,5 тыс., а в 1940 г. соответственно в 305 техникумах - 75,4 тысяч. Причем быстрее других росла сеть индустриальных техникумов [1, с. 493].

В декабре 1929 г. на расширенном административно-техническом совещании Управления связи Уральской области было принято решение: « Ввиду того что существующий кризис в кадрах специалистов при чрезвычайно быстро развивающейся сети электросвязи является совершенно нетерпимым, необходимо добиваться от Народного Комиссариата Почт и Телеграфа присылки большего количества специалистов, оканчивающих центральные вузы, и одновременно поставить вопрос об открытии на Урале в текущем году техникума связи для подготовки потребных кадров на местах» [2, д. 10, л. 6].

В марте 1930 г. было принято решение Коллегии при Народном Комиссаре Почт и Телеграфов «открыть техникумы в

гг. Свердловске и Ташкенте с тремя отделениями: Телеграф, Телефон и Радио - с ежегодным приемом по 120 человек. На организацию и содержание техникума в городе Свердловске в 1929/1930 году открыть Уральскому Управлению Связи кредит в сумме 267 тыс. рублей» (Протокол заседания Коллегии № 25 от 5 марта 1930 г.) [8].

На основании этого решения 16 марта 1930 года по Управлению Связи Уральской области был издан приказ № 56/30 «Об открытии техникума связи». В нем говорилось: «С 1 мая с/г в Свердловске открывается техникум связи с тремя отделениями:

- телеграфным,

- телефонным,

- радио.

В первую очередь в техникум принимаются:

1) рабочие с производства, имеющие не менее трех лет производственного стажа;

2) работники связи - ударники, активисты преимущественно из категорий монтеров, почтальонов, рабочих складов мастерских и грузчиков;

3) дети рабочих (из них - не менее 20 % женщин)».

К приказу прилагалась разверстка по округам: «Свердловский - 25 чел., Пермский - 25 чел., Н. Тагильский - 20 человек., Верхне-Камский - 10 чел., Златоустов-ский - 20 чел., Челябинский - 15 чел., Тюменский - 10 чел., Шадринский - 7 чел., Курганский -10 чел., Сарапульский - 7 чел., Коми-Пермяцкий - 5 чел., Троицкий -10 чел., Тобольский - 5 чел., Илимский - 8 чел., Башкирская АССР - 30 чел.».

В примечании говорилось о том, что в Коми-Пермяцком округе и Башкирской АССР желательно использовать места для «националов».

Подчеркивалось, что «поступающий в техникум должен обладать подготовкой не ниже семилетки» [2, д. 10, л. 147].

В 1920 - 1930-е гг. существовал классовый принцип обучения: приоритет получали дети рабоче-крестьянского происхождения. Шла борьба за пролетаризацию техникумов: проводились постоянные чистки по социальному признаку. Вступительных экзаменов как таковых не было. Проводились наборы по партийной, комсомольской, профсоюзной разнарядке. По существу лишены были доступа к высшему и среднему специальному образованию представители

«классово чуждых элементов»: дети дворян, духовенства, купцов. В 1930-е гг. к ним добавились дети раскулаченных, «врагов народа». Поэтому в приказе предлагались «при содействии местных партийных и союзных органов открыть прием и провести отбор желающих поступить в техникум». Причем говорилось о необходимости «при подборе кандидатов обращать особое внимание на социальный состав и образовательную подготовку» [2, д. 10, Л. 147]. 15 апреля 1930 г. была создана приемная комиссия Техникума связи. Представителем комиссии приказом по Управлению связи был назначен тов. Сидельников, которому было предписано привлечь к работе комиссии представителей обкома профсоюза связи, УралОНО и обкомов ВКП(б) и ВЛКСМ [2, д. 8, л. 73]. Официальной датой открытия техникума считается 18 апреля 1930 г.

Уже состав комиссии показывает, какое значение придавалось созданию техникума.

Прием учащихся на первый курс со сроком обучения три года был проведен в мае 1930 г. Были приняты 90 человек. Штат преподавателей состоял из 4 человек, причем не было ни одного преподавателя-специалиста. С момента организации Свердловский техникум связи находился в непосредственном подчинении Уральского управления связи. Техникум был размещен в двухэтажном кирпичном здании бывшей Екатеринбургской почты с 15 комнатами, с печным отоплением на одной из центральных улиц - Пушкинской, д. 19 (сейчас это одно из зданий администрации губернатора области, см. рис. 1). Общая площадь здания составляла всего 847 квадратных метров. Здание не было приспособлено для учебных занятий, но все же на первых порах были оборудованы три лаборатории: телефонная, телеграфная и радиолаборатория. Одну комнату отвели под библиотеку. Учебных аудиторий было только три. Позднее были оборудованы лаборатории дальней связи и электротехники. Во дворе техникума началось строительство деревянного пристроя, где в дальнейшем были размещены библиотека и слесарная мастерская [8]. Первым директором техникума был назначен Григорий Анисимович Паншин, занимавший эту должность с 17 марта по 20 июня 1930 г. Его сменил И. Ф. Детушев (Приказ по управлению связи № 159 от 19 авг. 1930 г.) [2, д. 8, л. 132].

Рис. 1. Здание Уральского техникума связи, ул. Пушкина, д. 19

В техникуме существовала так называемая концентрическая система обучения, осуществляемая путем непрерывной производственной практики с таким расчетом, чтобы обучающийся после первого года обучения мог выполнять работу монтера, после второго года - техника, а после третьего года - инженера. В условиях острой нехватки специалистов такая система позволяла в кратчайшие сроки хотя бы по минимуму решить проблему кадров для отрасли. Приказом по Управлению связи № 186 от 14 октября 1930 г. Уральский техникум связи переводился на непрерывную производственную практику. Для этого предлагалось:

«- Наметить производственные звенья и предприятия связи г. Свердловска, в которых соответственно преподаваемым дисциплинам обучающиеся должны проходить непрерывную производственную практику наряду с практикой в учебных лабораториях и мастерских;

- построить учебные занятия таким образом, чтобы практикой в мастерских и на предприятии непрерывно обеспечивалась половина всей учебы;

- перестроить учебные планы и программы, а также расписание занятий с учетом производственной практики, чтобы каждый учащийся выполнял нужную предприятию работу и приобретал навыки в работе на самом производстве, тем самым становился бы активным участником производства, участником борьбы за выполнение и перевыполнение рабочих планов;

Свердловскому райотделу связи, телеграфной сети и радиоузлу предлагалось обеспечить руководство работой практикантов и рабочими местами» [2, д. 8, л. 178].

В октябре 1930 г. в техникуме обучались 132 человека, из них - 61 комсомолец. 3 октября 1930 г. в техникуме была создана партийная ячейка в количестве трех человек: Логунова, Голева, Детушева. Секретарем ячейки был избран Логунов.

С 13 марта по 23 ноября 1931 г. директором техникума был Николай Иванович Мелехов.

В сентябре 1931 г. техникум вошел в состав Уральского учебного комбината связи. В техникуме работали дневное и вечернее отделение, рабфак и краткие курсы по подготовке связистов массовых профессий: техников, монтеров двухсторонней связи, нормировщиков, экономистов, бухгалтеров. В 1931 г. техникум был переведен на четырехгодичное обучение. Была введена высшая вневойсковая подготовка. Возглавлял военные занятия комбриг О. В. Можаев -человек высокой культуры, больших знаний. Летом учащиеся выезжали в лагеря, где получали всестороннюю военную и физическую подготовку. Учащимся присваивались офицерские звания [8].

В ноябре 1931 г. директором комбината связи и одновременно техникума был назначен Абрам Самойлович Крицман. Он руководил техникумом с 23 ноября 1931 г. по 5 мая 1933 г. и много сделал для его утверждения и укрепления. Он характеризовался как «человек политически развитый, но идеологически не всегда выдер-

жанный», вместе с тем отмечали его профессионализм и проявленную в работе инициативу [9, д. 3, л. 38].

Техникум рос и укреплялся. В 1934 г. в нем было уже 270 учащихся. Крайне остро стоял вопрос с материальной базой, с жильем для студентов. В 1932 г. хозяйственным способом, главным образом силами самих преподавателей и студентов, было построено деревянное здание общежития по улице Крылова. Строительство общежитий на улицах Крауля и Студенческой, предназначенных для студентов техникума, задерживалось. Все сроки были сорваны. Часть студентов вынуждена была ночевать на столах в учебных аудиториях [9, д. 2, л. 1]. Учебное здание на улице Пушкинской, 19 было не приспособлено для ведения учебных занятий, не имело водяного отопления [2, д. 16, л. 6]. Преподавательский состав еще не был полностью укомплектован. Специальные дисциплины читали преподаватели: Б. А. Николаев, Циунчик - телефонию, Се-миошкин, Нечистик - телеграфию, Стефанович, Ильинский, В. А. Данилюк - радиодисциплины. Общеобразовательные предметы первоначально вели совместители. В 1933-1934 гг. пришли новые преподаватели. Математику преподавала Н. В. Са-ковская, химию - Н. Е. Алексеева, немецкий язык - Н. В. Сорокина, литературу -Н. А. Сморгун [8], историю - Ф. Е. Егоров (1895 г. р.). Он в течение многих лет возглавлял партийную организацию техникума. С 1915 г. по 1918 г. служил в армии, участник гражданской войны. С 1918 г. работал учителем в сельской школе. В 19271928 гг. учился в педагогическом техникуме в г. Вятке, в 1930 г. поступил в Московский педагогический институт, но не закончил его. С 1933 г. преподавал в техникуме связи, одновременно закончив вечернее отделение исторического факультета Свердловского пединститута [9, д. 9, л. 128]. Работал в техникуме до конца жизни, пользовался непререкаемым авторитетом среди студентов и преподавателей.

Продолжалась практика регулирования социального состава студентов. Зачастую она принимала уродливые формы. Так, в 1931 г. поступил анонимный донос на учащегося Л. И. Лаптева о том, что он сын кулака. Вопрос рассматривался на заседании партийного бюро техникума. Партийное бюро заняло достаточно взвешенную позицию. В его постановлении было запи-

сано: «Ввиду того что заявление поступило от частного лица и никем не заверено, и по имеющимся данным Лаптев является сыном крестьянина, сам рабочий, родители права голоса не лишены, запросить райком комсомола (телефонограммой) о Лаптеве, подтвердить соответствующими документами» [9, д. 2, л. 4-5].

Однако Управление связи заняло иную позицию. Не дожидаясь ответа на телеграмму, решили отчислить Л. И. Лаптева из техникума.

В 1932 г. практика командирования на учебу была отменена. Были введены вступительные экзамены, а после принятия Конституции СССР 1936 г., провозглашавшей равенство всех граждан, были отменены всякие ограничения по социальному признаку, хотя неофициально политика регулирования социального состава продолжала проводиться.

В 1932-1933 гг. было окончено строительство Дома связи (рис. 2). Приказом по Управлению связи от 20 января 1933 г. техникуму в порядке аренды был предоставлен для занятий шестой этаж и одно крыло четвертого [2, д. 16, л. 60]. В 1934 г. были сданы в эксплуатацию два корпуса общежития по ул. Студенческой во Втузгородке. В общежитии устроили красный уголок, соединив три комнаты, сделали небольшую сцену. Работа драматического, вокального и др. кружков проходила в общежитии.

На посту директора техникума А. С. Крицмана сменил М. М. Шапхет. С октября 1933 г. техникум возглавил С. А. Дьяков (1900 г. р.). Он окончил в

1920 г. учительскую семинарию, после чего был мобилизован в Красную Армию. В

1921 г. был демобилизован, работал учителем и директором школы. С 1927 г. член ВКП(б). Райкомом партии был командирован на учебу в Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена, где учился до 1931 г. С декабря 1931 г. с преобразованием техникума в учебный комбинат был назначен первым заместителем директора учебного комбината связи по учебной работе. С октября 1933 г. по 1937 г. работал директором учебного комбината. С. А Дьяков - отличный преподаватель, администратор, много сделал для дальнейшего развития техникума. Он был директором с 18 октября 1933 г. по 7 января 1938 г. и вновь вернулся на эту должность в годы Отечественной войны [9, д. 9, л. 128].

Рис. 2. Дом связи. 1950-е годы

Первый выпуск техникума состоялся в 1933 г. Приказом начальника управления связи от 27 февраля 1933 г. была создана квалификационная комиссия под председательством А. С. Крицмана, включавшая наряду с преподавателями техникума и работниками Управления представителей районных комитетов ВКП(б) и ВЛКСМ, дипломы техников получили 87 человек [11, а 92]. Впервые на производство пришли дипломированные специалисты, хорошо технически подготовленные, многие из них впоследствии заняли руководящие должности на предприятиях связи, работали в научных учреждениях, в высших учебных заведениях. Среди них А. Б. Непомнящий (будущий начальник Свердловского областного управления связи), М. С. Хомяков (начальник правительственной связи г. Свердловска, впоследствии возглавил областной радиоцентр), полковник Т. П. Захаров (доктор наук, генерал-майор), М. Х. Мухаметзян (преподаватель Железнодорожного института) и др. По итогам выпуска вышел Приказ по Управлению связи № 153 от 17.03.1933 г. В нем отмечалось, что «первый выпуск техников из Уральского учебного комбината связи дает нам в основном политически развитых технических кадров». «На основе выполнения решений партии и правительства о высшей и средней школе, борьбы с классово чуждыми элементами, несмотря на тяжелые условия учебы (отсутствие приспособленных помещений, достаточно оборудованных кабинетов и лабораторий), коллектив студентов во главе с руководящим составом хозяйственных и общественных организаций при активном участии преподавательского состава добились успеш-

ного выполнения учебно-

производственного плана» [2, д. 16, л. 175].

За успешную работу была объявлена благодарность с занесением в личное дело преподавателям техникума А. С. Крицману, С. А. Дьякову, Ю. А. Голову, Григорьеву, Клевцову. А. С. Крицман был премирован путевкой на курорт, а С. А. Дьяков - велосипедом.

Вместе с тем Управление связи обязало директоров городских предприятий связи и руководителей секторов Управления в пятидневный срок выявить наличие аппаратуры, которую можно передать Учебному комбинату бесплатно для пополнения лабораторий [2, д. 16, л. 175].

Учебный комбинат связи просуществовал до 1937 г. В том же году техникум был переименован в Электротехникум связи, переведен на четырехгодичное обучение и передан в непосредственное подчинение главному Управлению Учебных заведений связи. Директором техникума был назначен Н. С. Осетров, занимавший эту должность с 7 января 1938 г. по 5 февраля 1938 г. Его сменил М. Г. Коротких, руководивший техникумом с 5 февраля 1938 г. по 31 декабря 1938 г.

В жизни техникума не могли не найти отражения те негативные явления в нашем обществе, которые имели место в 1930-е гг. В целом, репрессии счастливо миновали коллектив техникума. Тем не менее, отпечаток на деятельность коллектива они наложили. Первоначально, когда вопросы борьбы с «врагами народа» стали систематически ставиться на партийных собраниях, на повседневной работе и жизни это практически не отражалось. Принимались резолюции с призывами «привлечь к суду врагов

народа, шпионов и вредителей, агентов фашизма», после чего собрание благополучно переходило к обсуждению текущих дел, вопросов организации учебного процесса, совершенствования методов обучения и т. д. Положение стало меняться после печально известной речи И. В. Сталина на мартовском пленуме ЦК ВКП(б) 1937 г., в которой он призывал к усилению бдительности, по существу к поиску врагов в своей среде: «Нынешние вредители и диверсанты... - это большей частью люди партийные с партийными билетами в кармане, - стало быть, люди формально не чужие. Если старые вредители шли против наших людей, то новые вредители, наоборот, лебезят перед нашими людьми, .. чтобы втереться им в доверие» [6, с. 14]. «Слабость наших людей составляет не техническая отсталость, а политическая беспечность, слепое доверие к людям, случайно получившим партийный билет, отсутствие проверки людей не по их политическим декларациям, а по результатам их работы» [6, с. 21].

Эта речь положила начало «охоте на ведьм». Выступая на общем собрании коллектива преподавателей и студентов Электротехникума связи, директор техникума М. Г. Коротких подчеркнул, что «одной учебы недостаточно, надо иметь еще классовое чутье и быть бдительным в каждой мелочи, чего у нас как раз нет» [9, д. 7, л. 18-19].

Теперь все недостатки - срыв срока пуска строительных объектов, антисанитарное состояние общежитий, отсутствие должного финансирования и т. д. - объяснялись происками вредителей, врагов народа. Наконец, в техникуме нашелся и свой вредитель, работник одной из лабораторий Ковалев, судя по всему, порядочный разгильдяй, который, по выражению секретаря партийной организации С. А. Дьякова, «довел лабораторию до хаотического состояния», что, в конечном счете, и привело к аварии. Ковалев был арестован и осужден как враг народа [9, д. 8, л. 54]. Была создана комиссия «по ликвидации последствий вредительства». Комиссия отметила, что «выполнение плана по ликвидации последствий вредительства идет слабо ... потому что некоторые мероприятия требуют затраты определенных средств, а они к нам не поступают» [9, д. 8, л. 51].

Как водится, нашлись и любители половить рыбку в мутной воде. Н. С. Осетров обвинил во вредительстве бывшего директора техникума С. А. Дьякова, который на время летних каникул распорядился снять силовой щиток в лаборатории и перенести

его в общежитие; завхоза Рыжова, который заявил, что щиток в общежитии был необходим, а в лаборатории в каникулярное время все равно не работал; а заодно и преподавателя истории Ф. Е. Егорова, который якобы выразил сомнения в возможности построения социализма в одной стране, «что доказывает, что он является несомненным троцкистом». Все эти обвинения разбирались на различных уровнях, ни одно из них не подтвердилось, но крови товарищам по работе он попортил много.

С Н. С. Осетровым расправились его же методами. В ходе предвыборной компании студентами был задан вопрос: «Почему товарищ Сталин баллотируется в Москве, а не в Грузии?». Осетров ответил, что товарищ Сталин баллотируется в Москве потому, что получит там 100 % голосов, а в Грузии народ менее культурен, там еще много бывших князьков и мулл (видимо товарищ Осетров полагал, что Грузия находится в Средней Азии), которые держат под влиянием темную массу. Поэтому будет неудобно для его авторитета получить менее 100 % голосов.

Ответ тов. Осетрова был расценен как политически неверный, на том основании что тов. Сталин везде по СССР получит 100 % голосов. По этому вопросу было проведено закрытое партийное собрание, на котором выступление Осетрова было расценено как контрреволюционная агитация. Ему был вынесен строгий выговор с предупреждением. Осетров немедленно подал заявление об освобождении от работы по собственному желанию в связи с «необходимостью повышения квалификации через непосредственную работу на производстве» и после увольнения сразу же уехал из города [9, д. 7, л. 29].

В 1938 г. новым директором техникума был назначен М. В. Базлев, по образованию радиоинженер. Он занимал эту должность с 31 декабря 1938 г. по 10 октября 1940 г.

Во второй половине 1930-х гг. стабилизировался состав студентов и преподавателей техникума. В этот период преподавательскую работу вели Ф. Е. Егоров, М. Г. Коротких, М. Л. Морткович, М. В. Базлев, Калугина, Селезнев, Г. П. Захаров, Н. А. Сморгун, К. В. Сорокина и др. Преподаватели Ф. Е. Егоров, М. Л. Морткович, М. В. Базлев имели высшее образование. Б. А. Данилюк, С. А. Дьяков - незаконченное высшее [9, д. 9, л. 130], что по тем временам было достаточно высоким образовательным уровнем.

Определенные представления о численности и успеваемости студентов техникума дает табл. 1.

Таблица 1

Численность и успеваемость студентов учащихся СЭТС [Составлена по: 9, д. 8, л. 16, д. 9, л. 130; 10, д. 24, л. 28-29]

Май 1937 г. Май 1938 г. Май 1939 г. Май 1940 г. Май 1941 г.

Всего уч-ся 214 320 367 403 470

Отличников 3 8 17 36 Нет свед.

Ударников 18 35 40 36 Нет свед.

Средний балл 3-4 3.4 Нет свед. Успеваемость 70.7 % Нет свед.

До войны за 11 лет существования техникума были выпущены около 500 специалистов. Среди выпускников 1930 годов -И. И. Иофин, более 25 лет бывший директором Свердловского электротехникума связи, А. И. Шушаров, более 20 лет возглавлявший Свердловскую ГТС, И. В. Клебанов, будущий начальник Свердловской МТС, генерал-майор Н. А. Космодемьянский, генерал-майор М. С. Лихачев и др. Г. П. Захаров, Н. А. Космодемьянский, М. С. Лихачев в приветствии по случаю 40-летия электротехникума связи писали: «Технические и военные знания, полученные в период учебы, явились хорошей основой для выполнения задач по организации и обеспечению связи командования в период Великой Отечественной войны. Время учебы в техникуме оставило в нас неизгладимое впечатление. Высокое чувство товарищества, оптимизма, молодого задора и энтузиазма, которым жила молодежь тех лет, мы стремимся пронести через всю нашу жизнь» [5, с. 45].

Накануне Великой Отечественной войны в техникуме большое внимание уделялось военно-оборонной работе. Возглавил эту деятельность преподаватель военного дела М. М. Марков. Была поставлена задача - вовлечь в оборонно-массовую работу всех комсомольцев, членов и кандидатов партии, всех преподавателей. Были организованы стрелковый кружок, кружки гранатометчиков и штыкового боя. Из-за отсутствия собственного стрельбища использовали стрелковый тир Дома обороны и общества «Динамо» [9, д. 8, л. 88]. В октябре 1939 г. партийное собрание техникума приняло решение о том, что каждый член партии обязан овладеть одной военной специальностью [9, д. 8, л. 45].

Не надо думать, что интересы студентов ограничивались только учебой. Работа-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ли вокальный, театральный кружок, спортивные секции. Ставились студенческие спектакли. Так, в 1939 г. в Свердловском электротехникуме связи работали драмкружок, струнный, духовой, художественная секция. Силами драмкружка были поставлены пьесы «Разлом», «Чужой ребенок». В общежитии систематически демонстрировались кинокартины, читались лекции по различной тематике, выпускались стенгазеты. Практиковалось коллективное посещение театров. В летние каникулы был организован туристический поход по р. Чу-совой. Ряд студентов отдыхал в олимпийском лагере на Кавказе.

Большое внимание уделялось спортивной работе. Студенты техникума регулярно участвовали в соревнованиях на первенство ДСО «Молния». В техникуме работали секции: гимнастическая, легкоатлетическая, волейбольная. Студенты занимали призовые места на областных соревнованиях. Систематически проводились шахматные турниры. Работала секция альпинизма [10, д. 24, л. 31-33].

В период с 10 октября 1940 г. по 15 мая 1941 г. директором техникума был М. Л. Морткович.

В годы своего становления коллектив техникума связи находился в непрерывном развитии. Совершенствовалась материальная база, росли методическое мастерство и профессиональная квалификация преподавателей. Одно из старейших учебных заведений связи страны с честью несло свое звание, готовило высококвалифицированных специалистов для предприятий связи Урала и страны. Многие выпускники техникума занимали высокие должности. Стали крупными руководителями, научными работниками, педагогами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранова Л. Я. Средние специальные учебные заведения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ural.ru/spec/ency/encyclopaedia-l7-l9l2-srednie-specialnye-ucheЪnye-zavedeniya-tehnikumy-uch-sha-kol.html.

2. 85 лет Уральскому техническому институту связи и информатики. - Екатеринбург, 2015.

3. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). - Ф. 2196 р. - Оп. 1.

4. Главацкий М. Е., Светлова И. Г. Высшая школа на Урале / / Уральская историческая энциклопедия. - Екатеринбург, 1998. - С. 135.

5. 75 телекоммуникационному образованию на Урале. - Екатеринбург, 2005.

6. Сталин И. В. О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников. Доклад и заключительное слово на Пленуме ЦК ВКП(б) 3-5 марта 1935 г. - М. : Партиздат ЦК ВКП(б), 1937.

7. Тоффлер Э. Третья волна. - М., 1999.

8. Фонды библиотеки УрТИСИ - СибГУТИ.

9. Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). - Ф. 4262. -Оп. 1.

10. ЦДООСО. - Ф. 800. - Оп. 1.

11. Шапошников Г. Н. Времен связующая нить: этапы развития электросвязи на Среднем Урале. -Екатеринбург, 2002.

REFERENCES

1. Baranova L. Ya. Srednie spetsial'nye uchebnye zavedeniya [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.ural.ru/spec/ency/encyclopaedia-i7-i9i2-srednie-specialnye-uchebnye-zavedeniya-tehnikumy-uch-sha-kol.html.

2. 85 let Ural'skomu tekhnicheskomu institutu svyazi i informatiki. - Ekaterinburg, 2015.

3. Gosudarstvennyy arkhiv Sverdlovskoy oblasti (GASO). - F. 2196 r. - Op. 1.

4. Glavatskiy M. E., Svetlova I. G. Vysshaya shkola na Urale // Ural'skaya istoricheskaya entsiklopediya. -Ekaterinburg, 1998. - S. 135.

5. 75 telekommunikatsionnomu obrazovaniyu na Urale. - Ekaterinburg, 2005.

6. Stalin I. V. O nedostatkakh partiynoy raboty i merakh likvidatsii trotskistskikh i inykh dvurushnikov. Doklad i zaklyuchitel'noe slovo na Plenume TsK VKP(b) 3-5 marta 1935 g. - M. : Partizdat TsK VKP(b), 1937.

7. Toffler E. Tret'ya volna. - M., 1999.

8. Fondy biblioteki UrTISI - SibGUTI.

9. Tsentr dokumentatsii obshchestvennykh organizatsiy Sverdlovskoy oblasti (TsDOOSO). - F. 4262. - Op. 1.

10. TsDOOSO. - F. 800. - Op. 1.

11. Shaposhnikov G. N. Vremen svyazuyushchaya nit': etapy razvitiya elektrosvyazi na Srednem Urale. -Ekaterinburg, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.