Так, например, у Веррасто Давида на самом быстром пятом отрезке 2013 года (в сравнении с 2011 и 2015 годами) зафиксировано наименьшее среднее время цикла, в то же время, у него на более быстром шестом отрезке 2015 года (в сравнении с 2013 годом) большее среднее время цикла. Также можно отметить, что на более быстрых отрезках, в основном, мы наблюдаем меньшее значение оц, то есть более стабильное время цикла. Однако, есть не мало противоположных результатов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анализ результатов финальных мужских заплывов международных соревнований 20122017 годов / Л.Р. Галяутдинова, М.И. Галяутдинов, А.С. Лобанов, А.М. Ситдиков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта - 2017. - № 12 (154). - С. 63-67.
REFERENCES
1. Galyautdinova, L.R., Galyautdinov, M.I., Lobanov, A.S., and Sitdikov A.M. (2017), "Analysis of results of final men's penalties of international competitions 2012-2017", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 154, No. 1, pp. 63-67.
Контактная информация: gmarat_68@mail.ru
Статья поступила в редакцию 28.12.2018
УДК 37.015.3
СТАНОВЛЕНИЕ СПОСОБНОСТИ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
Тимур Альбертович Гильманов, старший офицер группы правового обеспечения, 2-й Центр заказчика застройщика войск национальной гвардии Российской Федерации, Ростов-на-Дону; Алексей Анатольевич Дьячков, кандидат психологических наук, старший преподаватель, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной
гвардии Российской Федерации (СПВИ войск национальной гвардии); Петр Юрьевич Наумов, кандидат педагогических наук, доцент, Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии, Москва
Аннотация
Данная работа имеет целью осветить исследование авторов: управленческие и психолого-педагогические предпосылки развития в менеджерах способности к стратегическому анализу. Приводится авторское понятие стратегии как спланированного способа использования средств и ресурсов, направленного на достижение главной цели, учитывающего условия внутренней и внешней среды, обеспечивающего эффективную деятельность и развитие в условиях постоянной изменчивости.
Ключевые слова: менеджер, стратегический анализ, стратегия, стратегический менеджмент.
FORMATION OF THE ABILITY OF FUTURE MANAGER TO IMPLEMENTING STRATEGIC ANALYSIS: MANAGEMENT AND PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL PRECONDITIONS
Timur Albertovich Gilmanov, the senior officer of group of legal support, the 2nd Center of the
customer of the builder of the National Guard Troops of the Russian Federation, Rostov-on-Don; Alexey Anatolyevich Dyachkov, the candidate of psychological sciences, senior teacher, St. Petersburg Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation; Petr Yuryevich Naumov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Federal Research Clinical Center for Resuscitation and Rehabilitation, Moscow
Annotation
This work aims at covering the research of the authors: the administrative and psychological and pedagogical prerequisites of development at the managers of ability to the strategic analysis. The author's
concept of strategy as the planned way of use of the means and resources directed to achievement of the main goal, considering the conditions of the internal and external environment and providing the effective activity and development in the conditions of the constant variability is given.
Keywords: manager, strategic analysis, strategy, strategic management.
В условиях динамичного развития конкурентной борьбы руководство организаций и предприятий встречаются все больше с проблемами удержания стабильного роста своих организаций, а те, кто намерен только встать на путь конкуренции, порой не понимают, как вырастить организацию и с чего начать, и, как следствие, не способны продолжительно удержаться на рынке. При этом проблемы управленческого характера сложно-структурные, и имеют в своем составе не только менеджерские, а еще и деятельностно-психологи-ческие компоненты.
В федеральном государственном образовательном стандарте по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата) указано, что видами профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата, относятся организационно-управленческая, информационно-аналитическая и др. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциям в т.ч. владением навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности.
Сложность процессов, как создания организации, так и ее соперничества на конкурентном рынке, в 21 веке обусловлена повышенной динамикой изменений, которые создают все новые и новые задачи для решения. Взявшись за одну, упускаешь другую, дойдя до середины третьей, уже и она не актуальна, о первой к этому времени можно забыть. Чтобы справляться с современными сложностями, предпринимателю необходимы «специальные» инструменты, помогающие выбирать понятный путь развития, удерживать свою организацию «на плаву», стабильно выращивать ее, успешно маневрируя в конкурентной среде.
Одним из таких инструментов служит умение современного менеджера анализировать ситуацию вокруг и внутри своей организации и принимать по результату такого анализа стратегически важные решения так, чтобы организация стабильно развивалась. Раз решения принимаются стратегические, то и анализ, который проводится, будет иметь стратегический характер. В свою очередь становление способности к осуществлению стратегического анализа должно обеспечиваться соответствующим психолого-педагогическим инструментарием.
По мнению В.В. Васильева стратегический анализ призван обеспечить принятие обоснованных управленческих стратегических решений на длительную перспективу. Стратегическое решение подразумевает формулирование или разработку, изменение или использование стратегий [1, С. 9]
Но на практике проведение стратегического анализа обусловлено такими сложностями, как неясность последовательности проведения стратегического анализа, непонимание важности его проведения, наличие большого объема данных для анализа и, как следствие, невозможность выделить достаточное количество времени для того, чтобы полноценно его провести.
Несмотря на понимание вышеперечисленных проблем, в российской и международной практике, существует ряд проблем теоретического, методического и психолого-педагогического характера, которые на сегодняшний день остаются нерешенными. Одной из проблем, является отсутствие в организациях компетентных специалистов, способных организовывать бизнес-процессы проведения стратегического анализа, который помог бы делегировать процесс проведения стратегического анализа, руководителям структурных подразделений. Равномерно распределив процесс подготовки к принятию решений на подчиненных сотрудников, повысив их эффективность и слаженность в работе, добросовестность и тщательность при проведении стратегического анализа, увеличив скорость
подготовки данных для принятия стратегического решения и дав каждому сотруднику почувствовать причастность к решению стратегически важных вопросов.
В настоящее время сформированы группы мнений, которые применяются учеными, и отметить в них место анализа:
1 Группа - анализ стоит первым в системе управления еще до формулирования миссии и цели организации и разработки стратегии.
2 Группа - анализ проводится после формулирования миссии и целей организации.
3 Группа - анализ проводится после формулирования миссии, но до постановки целей организации и формулирования стратегии.
Из сформированных групп мнений о месте стратегического анализа в процессе стратегического управления видно, что и единого понимания места, которое занимает анализ в стратегическом управлении организацией, у ученых нет [2, с. 35].
Стратегия - спланированный способ использования средств и ресурсов, направленный на достижение главной цели, учитывающий условия внутренней и внешней среды, обеспечивающий эффективную деятельность и развитие в условиях постоянной изменчивости. Она определяет то, как достигаются главные цели и разрешаются стоящие перед организацией проблемы при помощи различных ресурсов и одновременно может адаптироваться.
На основании предложенного Г.Б. Казначевской понятия «менеджмента» [3, с. 20] и авторского понятия «стратегии», под стратегическим менеджментом в сокращенной форме понимается обязательное управление хозяйственной деятельностью на уровне стратегии, выступающее самостоятельным видом профессиональной деятельности либо в расширенной форме под стратегическим менеджментом мы понимаем обязательное управление хозяйственной деятельностью по планированию использования средств и ресурсов, направленное на достижение главной цели, учитывающее условия внутренней и внешней среды, обеспечивающее эффективную деятельность и развитие в условиях постоянной изменчивости, выступающее самостоятельным видом профессиональной деятельности.
Сформулировав понятие стратегического менеджмента и определившись с процессом стратегического менеджмента, видно, что стратегический анализ является его частью и выступает в качестве способа, обеспечивающего непрекращающийся процесс сбора информации для принятия стратегических решений.
Стратегический анализ, в данном случае, будет являться элементом стратегического управления, состоящим из способов разделения менеджмента на части на уровне стратегии, основной задачей которого является непрерывное получение стратегом объективной и достоверной аналитической информации для разработки стратегии, и дальнейшего принятия эффективных стратегических управленческих решений, нацеленных на устойчивое развитие организации в динамичных и постоянно меняющихся условиях.
По мнению известного специалиста в области стратегического планирования Д. Хасси «...информация должна собираться и анализироваться на разных стадиях процесса стратегического менеджмента, и если этим пренебречь или выполнять недостаточно тщательно, могут быть приняты ошибочные стратегические решения» [5, с. 26]. Дополнительным помощником в эффективности проведения стратегического анализа могут служить современные информационные технологии [4, с. 106].
Поддерживая мнение Д. Хасси, а также с учетом того, что в настоящее время в экономических процессах фактор постоянной изменчивости и неопределенности только оказывает все большее влияние на развитие бизнеса и рыночной конкуренции, в управлении организацией должна непрерывно проводиться работа по минимизации рисков. Стратег, должен уметь внешнюю и внутреннюю ситуацию держать постоянно на «пульсе». Такое условие можно соблюдать при наличии актуальной, доступной, оперативной и максимально полной информации.
Основной задачей стратегического анализа выступает непрерывное получение стратегом объективной и достоверной аналитической информации для разработки стратегии и дальнейшего принятия эффективных стратегических управленческих решений, нацеленных на устойчивое развитие организации в динамичных и постоянно меняющихся условиях.
К основным проблемам способности к осуществлению стратегического анализа являются:
- отсутствие практики в анализе стратегического уровня и как следствие непониманием того, какие именно объекты необходимо анализировать;
- незнание информационных баз, программного и информационного обеспечения и умственно-интеллектуальных методов для проведения стратегического анализа;
- отсутствие у будущих менеджеров, данных о внешней и внутренней среде, что обуславливает более долгое проведение стратегического анализа;
- сложность делегирования обязанностей по стратегическому анализу стратега на персонал.
Преодоление вышеназванных проблем при формировании готовности к осуществлению стратегического анализа является важнейшей задачей образовательного процесса в высшем учебном заведении.
По нашему мнению, первым этапом становления способности будущего менеджера к осуществлению стратегического анализа является выявление и внедрение в образовательный процесс следующих психолого-педагогических условий:
- проектирование системы психологического сопровождения формирования управленческих компетенций в период осуществления образовательной деятельности, учебного и внеучебного процессов;
- обеспечение психологической готовности будущих менеджеров к осуществлению стратегического анализа в будущей реальной профессиональной деятельности;
- компонентное внедрение в учебный процесс таких видов занятий, которые позволяю овладеть приемами и способами осуществления стратегического анализа;
- психолого-педагогическое стимулирование развития лидерского потенциала личности будущего менеджера, способного нести ответственность за принятые решения и созданные прогнозы;
- реализация имитационных игр и планов в образовательном процессе для формирования самостоятельности и решительности, как предпосылок к становлению способности и готовности будущего менеджера к осуществлению стратегического анализа.
При соблюдении вышеназванных условий, планировании образовательного процесса, осуществления входного, промежуточного и итогового эмпирического контроля возможно эффективное становление способности будущего менеджера к осуществлению стратегического анализа, как личностного новообразования в структуре его управленческой компетентности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильев, В.В. Методическое обеспечение стратегического анализа деятельности организации : дис. ... канд. эконом. наук / Васильев В.В. - М., 2010. - 171 с.
2. Гильманов, Т. А. Эволюция подходов к сущности стратегии развития организации / Гиль-манов Т.А., Михайлова Е.М. // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика : сборник научных статей по материалам IX Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. - Новосибирск, 2018. - С. 234-238.
3. Казначевская, Г.Б. Основы менеджмента : учебное пособие для студентов вузов / Г.Б. Каз-начевская, И.Н. Чуев. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 384 с.
4. Родионов, М.А. Информационные технологии принятия управленческих решений в современном стратегическом менеджменте / М.А. Родионов // Научный вестник государственного технического университета гражданской авиации. - 2015. - № 214. - С. 105-109.
5. Хасси, Д. Стратегия и планирование / Д. Хасси. - СПб. : Питер, 2001. - 538 с.
REFERENCES
1. Vasilyev V.V. (2010), Methodical support strategic analysis of the organization, dissertation, Moscow
2. Gilmanov T.A. and Mikhaylova E.M. (2018), "The evolution of approaches to the essence of the organization's development strategy", Continuing professional education: theory and practice a collection of scientific articles based on the materials of the IX International Scientific and Practical Conference of teachers, graduate students, undergraduates and students, Novosibirsk, pp. 234-238.
3. Kaznachevskaja G.B. and Chuev,I.N. (2004), Fundamentals of management. Textbook for university students, Publishing house Fenix, Rostov-on-Don.
4. Rodionov M.A. (2015), "Information technology decision-making in modern strategic management", Civil aviation high technologies, No. 214, pp. 105-109.
5. Hassi D. (2001), Strategy and planning, Publisher Peter, St. Petersburg.
Контактная информация: dyachkov-alexx@mail.ru
Статья поступила в редакцию 12.12.2018
УДК 796.011.3+796.5
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ КОНЦЕНТРИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКИХ НАВЫКОВ У ШКОЛЬНИКОВ 16-17 ЛЕТ
Елена Владимировна Гинжул, старший преподаватель,
Татьяна Анатольевна Кравчук, кандидат педагогических наук, профессор, Игорь Арнольдович Зданович, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК),
Омск
Аннотация
Внедрение ВФСК «Готов к труду и обороне» ставит перед наукой целый ряд актуальных проблем, в том числе подготовка обучающихся к выполнению норматива «Туристский поход с проверкой туристских навыков». Целью исследования было изучить эффективность внедрения концентрированной технологии формирования туристских навыков у обучающихся 16-17 лет. Внедрение концентрированной технологии обучения проводилось для участников педагогических отрядов и членов клубов по месту жительства в весенне-летний период 2017 года на базе кафедры теории и методики туризма и рекреации ФГБОУ ВО СибГУФК при содействии Департамента физической культуры, спорта и молодежной политики г. Омска. В эксперименте приняло участие 225 обучающихся в возрасте 16-17 лет. Внедрение концентрированной технологии формирования туристских навыков будет способствовать дальнейшей ее интеграции в образовательный процесс учреждений общего и средне-специального образования и позволит расширить возможности обучающихся для выполнения норм ГТО.
Ключевые слова: спортивно-оздоровительный туризм, формирование туристских навыков, концентрированная технология.
EFFICIENCY OF IMPLEMENTING CONCENTRATED TECHNOLOGY OF FORMING TOURIST SKILLS AT 16-17-YEAR-OLD STUDENTS
Elena Vladimirovna Ginzhul, the senior teacher,
Tatyana Anatolyevna Kravchuk, the candidate of pedagogical sciences, professor, Igor Arnoldovich Zdanovich, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian State University of Physical Education and Sports, Omsk
Annotation
Introduction of the All-Russian sports complex "Ready for Labour and Defense" (RLD) defines a number of current problems in science, such as training students for performing the standard "A tourist campaign with check of tourist skills". The research objective was to study the efficiency of implementing