Научная статья на тему 'Становление спасательного дела на Мурмане'

Становление спасательного дела на Мурмане Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
341
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПАСАТЕЛЬНОЕ ДЕЛО / ПОБЕРЕЖЬЕ МУРМАНА / СПАСАТЕЛЬНЫЕ СТАНЦИИ / БОТЫ "ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ КСЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА" / "ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сайданова Светлана Вячеславовна

The article is devoted to the process of organizing life-saving stations in the Teribersky bay (Lodeinaya bay) and the island Posieta on the eastern shore of the Kola peninsula. The author covers the period from the first lifesaving stations organization in Murman (January, 1902) till summarizing the first navigation results of the lifeboats «Grand Prince Alexander Mikhailovich» and «Grand Princess Ksenia Alexandrovna».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление спасательного дела на Мурмане»

УДК 94(470.1/.2)«18-19»+627

САЙДАНОВА Светлана Вячеславовна, заведующая кабинетом кафедры менеджмента Высшей школы делового администрирования Поморского государственного университета имениМ.В. Ломоносова. Автор 8 научных публикаций

СТАНОВЛЕНИЕ СПАСАТЕЛЬНОГО ДЕЛА НА МУРМАНЕ

Спасательное дело; побережье Мурмана; спасательные станции; боты «Великая Княгиня Ксения Александровна», «Великий Князь Александр Михайлович»

Середину XIX века в России можно назвать особым временем. Именно в этот период на различных уровнях власти возникла идея создания некоего общества, которое строило бы свою деятельность на оказании помощи судам, терпящим бедствие при кораблекрушениях, и спасении утопающих. Подобные общества уже существовали на территории Англии и Франции. 3 июля 1871 года было создано «Общество подания помощи при кораблекрушениях»1, 25 сентября 1873 года - «Императорское общество судоходства»2, а 30 декабря 1894 года -«Комитет для помощи поморам Русского Севера»3 . В организационных документах данных общественных организаций одним из пунктов значилось: «устроение спасательных станций на берегах русских морей, в пунктах особенно опасных для мореплавания»4. В 1896 году Общество спасания на водах, осознавая необходимость, учредило такую станцию в Териберке (в бухте Лодейной при фактории братьев Мерз-лютиных), снабдив ее отличной металлической шлюпкой системы Френсиса.

Рескриптом от 16 января 1902 года Августейшего Почетного Председателя Комитета

для помощи поморам Русского Севера, Его Императорского Высочества Великого Князя Александра Михайловича на имя председателя Императорского Российского Общества спасания на водах, генерал-адъютанта адмирала Н.И. Казнакова положено начало организации на Мурманском береге Архангельской губернии спасательных станций со спасательными крейсерами5.

Рассмотрим более подробно организацию и деятельность спасательных станций на Мурма-не. Создание спасательных станций было обусловлено климатическими условиями на Мурма-не: частыми штормами в Ледовитом океане и Белом море, малой численностью населения побережья, неспособного оказать помощь терпящему бедствие судну. Принимая во внимание опыт Норвегии в деле спасения людей и судов, терпящих бедствие, а также обращения поморов, Главное правление Императорского Российского Общества спасания на водах издало постановление от 25 января 1902 года, в котором указывалось: «...приступить к делу устройства спасательных станций под непосредственным распоряжением главного правле-

ния; учредить и, по возможности, открыть действие двух станций на восточном берегу Кольского полуострова: в Териберском заливе (в бухте Лодейной) и в Рынде на острове Могильном, который впоследствии переименован в остров Посьета»6. Была создана специальная инструкция, которой предписывалось спасательным ботам «Великий Князь Александр Михайлович» и «Великая Княгиня Ксения Александровна» в период с 1 апреля по 1 ноября непрерывно курсировать в промысловом пространстве Мурманского побережья для оказания помощи терпящим бедствие судам. Бот «Великая Княгиня Ксения Александровна» дислоцировался в бухте Лодейной, в становище Тери-берки, с присвоением имени «Августейшей Покровительницы Государыни Императрицы Марии Федоровны», так как станция была устроена на средства Ея Величества. Местом приписки бота «Великий Князь Александр Михайлович» была станция на острове Посьета, около становища Рынды. Этой станции присвоено имя «Спасательная станция К.Н. и РИ. По-сьет», так как она была устроена на средства покойного адмирала Посьета7.

В штормовую погоду боты должны были постоянно держаться на море, лавируя в полосе, занятой промысловыми судами, стараясь прокладывать курс вдоль берега. Заведывание станциями и ботами, согласно инструкции, поручалось особому уполномоченному главного правления Общества спасания на водах, в непосредственном подчинении которого находились шкипера и команды ботов (по 5 человек матросов на каждый бот). В течение 1902-1903 годов в становищах Рынде и Териберке были построены спасательные станции. Каждая имела по большому двухэтажному дому. Наружные фасады зданий были украшены цветными щитами с изображением эмблем Общества спасания на водах и изречениями августейшей покровительницы. Дома были построены по планам архитектора Общества действительного статского советника А.С. Купинскаго под контролем председателя архангельского отделения Общества генерал-майора П.И. Васильева и обошлись Обществу свыше 11 000 р. Годовой бюджет обоих станций и ботов-крейсеров равнялся 8680 р.

В мае 1902 года корабельный инженер, генерал-майор А.К. Боярский и уполномоченный Обществом начальник мурманской экспедиции Л.Л. Брейтфус отправились в норвежский город Ларвик заказывать боты г. Колин-Арчеру. Согласно контракта, оба бота должны были быть совершенно одинаковы, то есть построены по одному чертежу, длиной 50 футов, и полностью соответствовать норвежскому типу спасательных ботов. Кроме того, каждый бот должен был оснащаться следующими предметами: гребною шлюпкою около 12 футов длины, с полным снабжением; якорем свыше 9 пудов адмиралтейского образца со штоком; якорем свыше 6 пудов того же образца; одним верпом; одною якорною цепью длиной в 75 саженей и в три четверти дюйма толщиной; лебедкой для подъема якоря; тросами: травяным толщиной в

5 дюймов и длиной в 60 саженей, пеньковыми в 4 дюйма 120 см длины и в 2,5 дюйма 60 саженей, линем в 120 саженей; одной парою талей,

4 кранцами, 1 камбузом (плитою), 3 чугунными печками, 4 пиронафтными лампами с подвесами Кардана, 5 матрацами, 6 кожаными тюфяками на диваны, 2 отличительными бортовыми и одним штаговым фонарями, одним палубным компасом с лампою, 3 столами в каюты, 2 цистернами для масла, 2 бочонками для воды, резервуаром для масла с особою трубкою для выпуска масла за борт с целью ослабления волн,

1 пушкой с принадлежностями для выбрасывания линя для оказания помощи утопающим. Стоимость каждого бота составляла 17 500 крон, за оба - 35 000 крон, или около 18 500 рублей8. В августе 1902 года на эти боты были законтрактованы 2 шкипера: А.Е. Таратин («Великий Князь Александр Михайлович) и В.Е. Дикин («Великая Княгиня Ксения Александровна»).

Испытания спасательных ботов прошли вполне успешно 20 ноября 1902 года9. Из рапорта шкиперов видно, что в 11 часов дня при полном составе команды оба бота вытянулись из гавани, поставили все паруса и направились в море. На боте «Великая Княгиня Ксения Александровна» правил сам строитель г. Колин-Арчер. В испытаниях также участвовал норвежский спасательный бот «Havskaaren»,

построенный совершенно по тем же чертежам, только на 6 футов короче. Все три бота шли попутным ветром совершенно ровно, не уходя и не отставая один от другого. В течение двух часов все боты производили повороты и развороты в различных направлениях. Временами скорость измерялась семью узлами хода. Испытания ботов дали самые удивительные результаты, на основании которых можно было заключить, что суда вполне обладают хорошими морскими качествами, присущими норвежским спасательным ботам.

Таким образом, судьба ботов была решена. Подробные донесения шкипера А.Е. Таратина об осмотре ботов и их испытаниях в море были отправлены в главное правление Императорского Российского Общества спасания на водах.

6 декабря 1902 года оба судна были совершенно готовы к плаванию на Мурманский берег, укомплектованы всем необходимым, снабжены провизией и водой. Команда на каждом боте состояла из 5 человек со шкипером включительно. Учитывая, что предстоящее плавание будет проходить в темное зимнее время, шкиперы наняли в Ларвике по опытному местному мореходу в качестве лоцмана и добавочного матроса.

В ночь с 11 на 12 декабря над Норвегией разразился крепкий шторм со снегом, а на следующую ночь шторм сменился ураганом, причинившим обоим ботам много несчастий. Ветром не только срывало корабли с якорей и бросало большие промысловые палубные боты с берега в море, но даже срывало крыши с домов и разрушало небольшие дома поселян до основания. Команда бота «Великий Князь Александр Михайлович» не рискнула продолжить плавание и решила переждать непогоду в гавани Хаугезунд. Бот «Великая Княгиня Ксения Александровна» по роковому стечению обстоятельств пострадал в гавани Берген от внезапно налетевшего крепчайшего шквала. Авария была настолько серьезна, что бот пришлось вести в док для ремонта на целый месяц.

С этого времени совместное плавание ботов прекратилось. Бот «Великий Князь Александр Михайлович» под управлением шкипера Тарантина, преодолев 1550 миль в течение двух

месяцев и пяти дней, 15 февраля 1903 года был поставлен на якорь в гавани Александровска. Флаг был спущен и кампания закончена. Переход вокруг Норвегии этим ботом был сделан благополучно, без аварий и приключений.

Не так счастливо было плавание бота «Великая Княгиня Ксения Александровна». Как уже было сказано ранее, бот потерпел аварию в гавани Бергена и был введен в док для ремонта. Ремонт был произведен за счет страхового общества «Саламандра» и задержал бот в Бергене до 24 января 1903 года. Дальнейший путь судна был полон неудач. В ночь с 24 на 25 января бот волной был брошен кверху килем. Громадная попутная волна полностью закрыла его водой. В один момент все на боте было переломано, разорвано, рулевой выброшен за борт. Однако в следующий момент бот выпрямился, рулевой, державшийся за трос, влез на палубу и встал на свое место. Повреждения были настолько сильные, что оставалось только кое-как управиться с парусами и идти в ближайший порт для ремонта.

После ремонта, проведенного в гавани Штейнхавн, бот «Великая Княгиня Ксения Александровна» вновь отправился в путь 18 февраля. Завершился столь длительный и тяжелый переход 21 марта.

Оба шкипера и команда за свой трудный переход были щедро награждены Обществом спасания на водах: А.Е. Таратин удостоен звания пожизненного члена Императорского Российского Общества спасания на водах, В.Е. Дикин получил 150 рублей, а все матросы - по месячному окладу жалования.

Началом деятельности спасательных ботов нужно считать 11 апреля 1903 года, когда на крейсере «В.К. Ксения Александровна» был отслужен молебен, оба бота, подняв флаги, начали кампанию. В тот же день бот «В.К. Ксения Александровна» под командой шкипера дальнего плавания И.П. Ануфриева вышел из Екатерининской гавани на свою станцию в Тери-берку; 15 апреля снялся с якоря бот «В.К. Александр Михайлович» под командою шкипера А.Е. Таратина, направившись на свою весеннюю станцию в Вайда-губу.

За всю навигацию крейсером «В.К. Алек-

сандр Михайлович» было спасено от явной гибели 4 промысловых судна с 14 промышленниками; 22 промысловых судна с 84 промышленниками были прибуксированы во время штормов в становища. Крейсером «В.К. Ксения Александровна» за навигацию 1903 года было спасено от верной гибели в море 2 промысловых судна с экипажем из 9 человек и 2 человека на баре р. Териберки; во время штормов прибуксировано в Териберку 6 промысловых судов (шняк и ель) с экипажем в 20 человек и конвоировано до становищ 12 лодок (число спасенных - 43 человека). Кроме того, 13 мая им оказано содействие и сделаны указания парусному кораблю рижского порта, который, придя

в губу Лодейную и став на якорь, был подрей-фован к бару р. Териберки10.

Таким образом, можно сделать вывод, что польза от существования подобных спасательных станций несомненна. Опыт навигации 1903 года показал, что для 350-верстного промыслового пространства Мурмана двух спасательных ботов было недостаточно. В связи с этим следовало либо увеличить количество спасательных станций, либо улучшить оснащенность уже существующих. На подобные мероприятия требовались средства, которые не только выделялись Министерством финансов, но и собирались за счет пожертвований как царской семьи, так и «кружечных сборов» простого населения.

Примечания

1 Устав состоящего под высочайшим покровительством Ея Императорского Высочества Государыни Цесаревны Общества подания помощи при кораблекрушениях. СПб., 1871. С. 4.

2 Общество для содействия Русскому торговому мореходству. Годовой отчет (1-й год). М., 1875. С. 5.

3 Краткий очерк деятельности Комитета для помощи поморам Русского Севера, 1894-1898. СПб., 1899. С. 1-2; Булатов В.Н. Русский Север. Кн. 4. Свет полярной звезды (XVIII-XIX вв.). Архангельск, 2002.

4 Устав состоящего под высочайшим покровительством Ея Императорского Высочества Государыни Цесаревны Общества подания помощи при кораблекрушениях. СПб., 1871. С. 4; Общество для содействия Русскому торговому мореходству. Годовой отчет (1-й год). М., 1875. С. 4; Комитет для помощи поморам Русского Севера. Вып. 1. СПб., 1896. С. 3.

5 Брейтфус Л.Л. Очерк организации и первого года деятельности спасательных станций на Мурмане. СПб., 1904. С. 5.

6 Брейтфус Л.Л. Обзор действий мурманских спасательных крейсеров Императорского Российского общества спасания на водах за 1902-1910 гг. СПб., 1911. С. 17; Спасение на водах: журн. 1904. N° 5. С. 16.

7 Брейтфус Л.Л. Очерк организации и первого года деятельности спасательных станций на Мурмане. СПб., 1904. С. 15.

8 Брейтфус Л.Л. Обзор действий мурманских спасательных крейсеров Императорского Российского общества спасания на водах за 1902-1910 гг. СПб., 1911. С. 22.

9 Здесь и далее даты даны по старому стилю. - Прим. С. С.

10 Брейтфус Л. Очерк организации и первого года деятельности спасательных станций на Мурмане. СПб., 1904. С. 56

Saidanova Svetlana

ESTABLISHING LIFE-SAVING ACTIVITIES IN MURMAN

The article is devoted to the process of organizing life-saving stations in the Teribersky bay (Lodeinaya bay) and the island Posieta on the eastern shore of the Kola peninsula. The author covers the period from the first life-saving stations organization in Murman (January, 1902) till summarizing the first navigation results of the lifeboats «Grand Prince Alexander Mikhailovich» and «Grand Princess Ksenia Alexandrovna».

Рецензент - ЛукинЮ.Ф., доктор исторических наук, профессор, директор Высшей школы делового администрирования Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.