Научная статья на тему 'Становление системы высшего образования на Дальнем Востоке России'

Становление системы высшего образования на Дальнем Востоке России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
22
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / Дальний Восток / вуз / университеты / higher education / Far East / university / universities

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Леонтьева Эльвира Октавьевна

В статье схематично представлено становление и развитие сети вузов на Дальнем Востоке России в контексте развития общероссийских трендов высшего образования. Подчеркивается, что развитие высшего образования являлось частью программы хозяйственного освоения региона, в результате чего преобладающими точками роста здесь были отраслевые вузы, преобразованные в университеты уже в постсоветское время. Делается вывод, что, несмотря на кризисные процессы и снижение привлекательности высшего образования в регионе, на данном этапе университетская система имеет все ресурсы для того, чтобы стать площадкой роста для осуществления миссии «разворота на Восток».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the Higher Education System in the Russian Far East

The article schematically presents the formation and development of a network of universities in the Russian Far East in the context of the development of all-Russian trends in higher education. It is emphasized that the development of higher education was part of the economic development program of the region, as a result of which the predominant points of growth here were industrial universities, transformed into universities already in the post-Soviet era. It is concluded that, despite the crisis processes and the decreasing attractiveness of higher education in the region, at this stage the university system has all the resources to become a growth platform for the mission of “turning to the East”.

Текст научной работы на тему «Становление системы высшего образования на Дальнем Востоке России»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 378 (571.6)

Эльвира Октавьевна Леонтьева - доктор социологических наук, руководитель высшей школы социальных и политических исследований, Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, Россия, 000645@pnu.edu.ru

Становление системы высшего образования на Дальнем Востоке России

Аннотация. В статье схематично представлено становление и развитие сети вузов на Дальнем Востоке России в контексте развития общероссийских трендов высшего образования. Подчеркивается, что развитие высшего образования являлось частью программы хозяйственного освоения региона, в результате чего преобладающими точками роста здесь были отраслевые вузы, преобразованные в университеты уже в постсоветское время. Делается вывод, что, несмотря на кризисные процессы и снижение привлекательности высшего образования в регионе, на данном этапе университетская система имеет все ресурсы для того, чтобы стать площадкой роста для осуществления миссии «разворота на Восток».

Ключевые слова: высшее образование, Дальний Восток, вуз, университеты

Development of the Higher Education System in the Russian Far East

Elvira Oktavievna Leontyeva - Doctor of Sociological Sciences, head of the Graduate School of Social and Political Studies, Pacific National University, Khabarovsk, Russia, 000645@pnu.edu.ru

Abstract. The article schematically presents the formation and development of a network of universities in the Russian Far East in the context of the development of all-Russian trends in higher education. It is emphasized that the development of higher education was part of the economic development program of the region, as a result of which the predominant points of growth here were industrial universities, transformed into universities already in the post-Soviet era. It is concluded that, despite the crisis processes and the decreasing attractiveness of higher education in the region, at this stage the university system has all the resources to become a growth platform for the mission of “turning to the East”.

Keywords: higher education, Far East, university, universities

© Леонтьева Э. О., 2024

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

Введение: цели и рамки работы

Совершенно естественным и закономерным является то, что за весь относительно недолгий период существования Дальнего Востока России как отдельного региона сфера высшего образования являлась производной от его хозяйственных и государственных функций. Соответственно, и конфигурация этой сферы определялась изменением роли и статуса региона в политической повестке страны. В этой статье, обращаясь к истории развития высшего образования на Дальнем Востоке России, предпринимается попытка схематично осветить ключевые векторы ее развития в контексте соответствия/несоответствия общероссийским трендам, с одной стороны, а также прокомментировать развитие университетской идеи в регионе. Становление высшего образования и реализация университетской идеи - это связанные и параллельные сюжеты, которые не являются тождественными. Однако сложность их разведения требует отдельного теоретического фокуса, который автор этой статьи пока выносит за скобки. Попытка обращения к истории высшего образования в таком ключе больше представляет собой эскиз, поэтому не претендует на целостность охвата и тем более универсальность предлагаемой логики.

Так случилось, что при обилии информации об отдельных отраслях и университетах, обобщающих научных исследований по истории высшего образования на Дальнем Востоке России очень мало. Тем не менее, такие работы есть, и благодаря им удается собрать и осмыслить важные факты. Существует большое количество сборников, посвященных истории отдельных университетов, чаще всего написанных к юбилейным датам или для рекламы университета. Второй популярный сюжет о дальневосточном образовании - отраслевые линии, т. е. истории развития инженерного, педагогического, юридического, морского, рыботехнического и пр. (даже философского) и пр. сфер высшего образования, к которым наиболее часто обращаются исследователи. Изначально осознавая невозможность системного, полного и завершенного построения общей картины, автор предлагает обратить внимание на точки схода в этих сюжетах - т. е. на существование общих трендов в отдельных линиях, как условно говоря «зависимых переменных», отражающих изменения роли и статуса региона.

Подобные попытки рассмотрения истории университета в более широком контексте - истории региона и страны являются доброй традицией для исследователей высшего образования. В общероссийском и международном контексте список таких работ будет весьма внушительным. Приятно осознавать, что в этой рамке имеются достойные работы и про дальневосточные университеты. Например, Н. Хисамутдинова [1-3], используя большое количество документов и архивных материалов рассматривает историю становления высшего образования на ДВ как процесс развития, расширения и реорганизации главного вуза региона -Восточного института, давшего жизнь Государственному Дальневосточному

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

университету и затем Дальневосточному государственному университету, который, как известно, стал базовым университетом в структуре образованного в 2013 году Дальневосточного федерального университета. Такое понимание истории высшего образования на ДВ строится в логике «отпочкования» отраслевых вузов от базовой Alma Mater. Это очень интересная интерпретация, которая в нашем фокусе нуждается в дополнительных сюжетах, усложняющих динамику процесса. На этих линиях мы и остановимся в этой работе.

Другая важная идея, взятая в нашу схему - влияние колониального типа освоения территории на развитие образования. Отношение к Дальнему Востоку как к колонии, по мнению ряда авторов, проявлялось и в образовательной политике центра на самом раннем этапе развития образования в регионе. Это проявлялось, например, даже в отсутствии права учебных заведений в XIX веке назначать своих выпускников на должности: «Приамурье рассматривали только как колонию», поэтому функционирующее там училище «... ни в коем случае не имело права выпускать или переводить в мичмана», а «... все начальники отдельных частей в том краю должны быть назначаемы из Европейской России. Этого требуют политические условия надлежащей зависимости колонии от метрополии» [4, с. 45].

И, наконец, из рамочных моментов важно проговорить основную сложность обращения к нашей теме. История высшего образования в одном отдельно взятом регионе, конечно, не может рассматриваться изолированно от общенациональных трендов - того, что происходило в высшем образовании страны в целом. В этом смысле обращение к истории региональной высшей школы всегда чревато как недооценкой общего контекста (когда региональная ситуация подается как отдельная локальность для сохранения главного фокуса), так и его преувеличением (когда общенациональный фон поглощает региональную специфику). Чтобы избежать этих крайностей, будем стараться ссылаться на общероссийский контекст максимально кратко и преимущественно через ссылки других авторов, создавших огромное количество работ по истории развития высшей школы в России.

Досоветский период: середина XIX века - до 1922 г.

Этот период достаточно явно разбивается на два - с середины XIX века до Октябрьской революции 1917 года и с 1917 года до установления Советской власти на Дальнем Востоке, т. е. до 1922 года, после чего началась активная советизация высшей школы. Несмотря на то, что хронологически эти этапы неравноценны, содержательно за 5 лет 1917-1922 г. произошло множество событий, сделавших жизнь высшей школы региона по-настоящему яркой и насыщенной.

Общепринято считать, что история высшего образования на Дальнем Востоке начинается с открытия Восточного института во Владивостоке

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

21 октября 1899 года. Не подвергая сомнению этот факт, считаем важным упомянуть и о других сюжетах, которые может быть напрямую не соотносятся с сферой высшего - в нашем современном понимании этого слова - образования, но также очень важны. Такое большое событие как открытие института не может быть точечно -случайным, оно является результирующим в логике возникших ранее точек роста - базовых образовательных центров в разных локациях региона. Как известно из работ исследователей [4, 5] на этот период приходится основной накал дискуссий между региональными и имперскими чиновниками о праве восточных территорий на собственную сеть образовательных учреждений базового уровня. И несмотря на трудности этой борьбы, в этот период произошли события, запустившие систему профессионального образования в регионе, (который на тот момент еще назывался Восточной Сибирью, не Дальним Востоком).

В первую очередь, это, конечно, проявилось в развитии традиционно приоритетного направления - духовного образования, которое стало особенно быстро распространяться в этот период. Так, в 1820 году было открыто первое на Дальнем Востоке духовное училище в Петропавловске, на базе которого через 20 лет в 1840 году в г. Ново-Архангельске стала функционировать духовная семинария, впоследствии переведенная в Якутск. Неопределенность в отношении развития территорий Русской Америки в середине XIX в. и последующая их продажа потребовали укрепления Приамурья, и в 1860 году Благовещенск стал резиденцией архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского, после чего в 1862 году там было открыто духовное училище [4, 5].

В отличие от духовных образовательных учреждений,

открывающихся высокими решениями первых государственных и церковных лиц, необходимые региону специалисты более прагматичных профессий готовились в учреждениях, либо полностью, либо частично за счет сэкономленных в регионе средств. Например, долгие дискуссии о судьбе Николаевского морского училища как слишком дорогого для казны учреждения, закончились тем, что оно, благодаря поддержке

Н. Н. Муравьева и П. В. Казакевича стало работать за счет местной власти. Также за счет сэкономленных средств в 1863 г. в Благовещенске была открыта ветеринарная школа для казаков Амурского казачьего войска.

Все эти учреждения, открываемые с большими трудностями и испытывающие постоянные материальные проблемы, с трудом закрывали потребности региона в базовом уровне образования. И несмотря на то, что на более высоких ступенях - в среднем звене и тем более высшем - до конца XIX в. не было никаких событий, упорство, с которой региональная власть вела борьбу за ресурсы базового образования в итоге доказали право региона на образовательное самоопределение.

Первым шагом на пути признания региона как площадки, достойной высшего образования, стало открытие Восточного института в октябре 1899

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

года, которое показало значимость дальневосточного региона во внешней политике России. Важность этого события высоко оценена в многочисленных работах историков высшего образования, как в регионе, так и за его пределами, и полностью разделяется автором этой статьи. Истории Восточного института посвящено большое количество работ, и многие авторы оценивают это событие не только как старт высшего образования в регионе, но и как начало реализации университетского проекта.

Следующий этап - 1918-1922 гг. стал самым турбулентным в регионе, где скопилось большое число беженцев из числа интеллигенции и преподавателей вузов европейской части России. Революционная ситуация вытеснила в дальневосточный регион значительный интеллектуальный ресурс - «имелась молодежь, которая хотела продолжить обучение, имелся и квалифицированный профессорско-преподавательский состав, но отсутствовали высшие учебные заведения» [6, с.56]. Короткий период существования Дальневосточной республики вызвал к жизни большие ожидания, в том числе проявившиеся и в отношении образования. Правительство Дальневосточной республики, несмотря на сложность военной и международной ситуации, уделяло много внимания образованию и науке. Так, в 1918 г. было создано Дальневосточное общество содействия развитию высшего образования, а в 1919 г. при поддержке А. В. Колчака Институт исследования Сибири [7].

Крайний недостаток финансирования привел к сокращению деятельности Восточного института, в связи, с чем возникли инициативы об открытии частных учреждений. Так, в 1918 г. на частные средства был открыт Высший Владивостокский политехникум - первый на Дальнем Востоке технический вуз, который в 1920 г. по Постановлению Приморской земской управы стал государственным. В 1919 г. также как частные проекты были открыты юридический и историко-филологический факультеты, которые возглавили профессора Восточного института.

17 августа 2020 г происходит очень важное событие: принимается Постановление № 220 приморской областной земской управы об

объединении Восточного института и новых факультетов в Государственный дальневосточный университет. Таким образом, идея университета в дальневосточном формате впервые проходит апробацию.

1923-1945: начало становления советской системы высшего образования

Этот период так же, как и предыдущий было бы логично разделить на два - до конца 20-х годов и с 30-х до начала второй мировой войны. Однако в силу того, что советская власть установилась на Дальнем Востоке позже, здесь хронологически «сжались» те события, которые в масштабе страны были выражены более явно - неразбериха и хаос первоначальных лет становления советской власти, сменившиеся «великим переломом» 30-х годов.

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

Изменения, произошедшие в начальный период становления советской власти, касаются активной идеологической перестройки содержания образования на предмет соответствия новому политическому курсу. Разруха, голод, бедность и постоянное недофинансирование стали тем социальным фоном, который не способствовал выработке оптимальной рациональной управленческой стратегии и поэтому на этом этапе наблюдаются противоречивые и переменчивые тренды на объединение-разделение- реорганизацию с одной стороны и отраслевизацию - с другой. В этом смысле региональная ситуация в высшем образовании отличалась от общероссийской, когда «Первые годы и даже месяцы советской власти стали периодами учреждения большого количества университетов» [8, с.65]. Здесь, наоборот, в 1923 г. произошло объединение ГДУ и Читинского университета, в результате чего все высшее образование на Дальнем Востоке на следующие 7 лет было сосредоточено в едином образовательном центре.

Затем уже в общероссийском тренде дробления с целью избавления от старой профессуры [8, 9, с.72-73] в 1930 г. происходит реорганизация ГДУ/ДВГУ, и на базе его факультетов открываются 9 вузов, составивших основу будущей сети высшего образования Дальнего Востока. Так, в рамках этих реформ были открыты 3 первые вуза в Хабаровске: Далькомвуз, медицинский институт и институт народного хозяйства [10, 11]. Еще 5 вузов - политехнический, рыбопромышленный, лесотехнический, индустриально-педагогический и сельскохозяйственный открылись во Владивостоке. С этого события началась история высшего образования и в Благовещенске, где был открыт аграрный педагогический институт. В дальнейшем эти институты постоянно преобразовывались, объединялись, закрывались, переводились из одного города в другой [10, 11]. С одной стороны, это было вызвано решением проблемы постоянного отсутствия финансирования. С другой - сумбурность происходящих реорганизаций косвенно подтверждает то, что на этом этапе вопрос о построении оптимальной сети учреждений, соответствующей требованиям экономики региона, был вторичен по отношению к доминирующей цели - советизации высшей школы и борьбе за чистку кадров. Именно этим объясняется нестабильность решений в отношении университета. Реорганизованный в 1930 г. ГДУ через год в 1931 году был открыт как Дальневосточный Государственный (ДВГУ) и уже в 1939 г. вновь закрыт. Среди историков высшего образования нет согласия относительно причин, однако версия о недружественной старой профессуре, представляющей собой «рассадник шпионов» упоминается довольно часто [10, 11].

В результате проводимой политики, в предвоенные годы в дальневосточном регионе осталось 6 вузов [12, с. 484]: Дальневосточный политехнический (1918), Хабаровский медицинский (1930), Благовещенский педагогический (1930), Хабаровский педагогический (1938), Хабаровский институт инженеров ж/д транспорта (1939), Владивостокский учительский институт (1940).

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

1941-1970: расширение и рост

Великая Отечественная война для системы высшего образования региона, также как и для всей страны, была периодом серьезных испытаний. Однако в силу отдаленности Дальнего Востока от западного фронта, и от территорий эвакуации предприятий и учреждений, региональные вузы пережили этот период относительно спокойно, и «в отличие от западных районов страны, подвергшихся оккупации, на Дальнем Востоке в годы войны сеть высших учебных заведений несколько расширилась» [12, с. 484]. Военное положение и мобилизация всех ресурсов для фронта и победы внесли коррективы и в планы подготовки студентов. Многие вузы перешли на сокращенные программы обучения. Так, в 1943 г. на базе Владивостокского двухгодичного института создается педагогический институт, а в 1944 г. также во Владивостоке открывается высшее инженерное морское училище. Развивается и среднее образование, которое часто становится базой для будущего высшего. Например, в 1942 г. в Петропавловске-Камчатском открывается морской рыбопромышленный техникум (позже преобразованный в КамчатГТУ), который становится базой для развития инженеров для рыбной промышленности,

Послевоенный период характеризуется быстрым ростом и расширением сети вузов. Необходимость послевоенного восстановления и начало идеологического соперничества двух мировых систем были теми вызовами, которые требовали форсированного развития в научно-технологической сфере. Дальневосточный регион в этом отношении представлял интерес в первую очередь как мощная ресурсная база такого роста, а во-вторых, как важнейшая оборонительная площадка («форпост» на востоке), требующая квалифицированных кадров для реализации этих важнейших функций.

За первое же послевоенное десятилетие численность вузов в регионе выросла более чем в 2 раза (см. табл. 1): с 9 в 1946 г. до 20 к 1957-му. Высшее образование приросло вузами, многие из которых в том или ином виде существуют и в настоящее время:

- 7 педагогических (включая 2 двухгодичных учительских института в Южно-Сахалинске и Уссурийске),

- 5 технических,

- 2 медицинских,

- 2 сельскохозяйственных,

- 2 университета.

Особо отметим, что в 1956 году по ходатайству Приморского крайкома КПСС был восстановлен Дальневосточный государственный университет и в этом же году педагогический институт в Якутске был преобразован в классический университет.

Таким образом, к 1957 г. сеть высших учебных заведений в регионе выросла более чем в два раза. В конце 50-х гг. в вузах региона обучалось

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

около 30 тыс. студентов. Также значительный рост количества и качественных характеристик наблюдается и в отношении профессорскопреподавательского состава [12, с. 487]. Темпы и хронология развития сети вузов представлена в табл. 1.

Таблица 1

Развитие сети государственных высших учебных заведений

на Дальнем Востоке (без учета вузов республики Бурятия и Забайкалья)

Город 1922- 1940 1941- 1946 1947- 1957 1958- 1970 1970- 1990 С 1990-х итогом до н. в.

Владивосток 2 4 8 13 13 7

Хабаровск 3 3 3 8 9 6

Благовещенск 1 1 3 3 4 4

Уссурийск - - 2 2 2 1

Южно-Сахалинск - - 1 1 1 1

Якутск (Респ. Саха) 1 1 1 1 2 5

Комсомольск-на-Амуре - - 2 2 2 2

Петропавловск - - - 1 1 2

Магадан - - - 1 1 1

Биробиджан - - - - 1 1

Всего 7 9 20 32 36 30

Примечание: составлено автором на основе источников 8, 10, 11, 12, приведенных в списке литературы.

Как видно из табл. 1, основной период роста сети приходится на 1950-1970-е гг., а большая часть вузов дальневосточного региона появляется в 1958-1970-м годах. Важно отметить, что все вузы открывались как профильные отраслевые институты. Несмотря на то, какому министерству они подчинялись, общая идея узкого специализированного образования была главной - вузы готовили людей нужных профессий - педагогов, инженеров, работников культуры, геологов и т. д. Сейчас такой подход считается нормативным - стало общим местом считать, что университет готовит людей правильных профессий. Однако в тот период классические университеты в целом во всей стране представляли собой своеобразное элитное звено системы, ориентированное на формирование личности как более значимого результата по сравнению с формированием профессионала. Поэтому, говоря о развитии университетской идеи в регионе в контексте становления системы высшего образования важно отметить, что она сложно приживалась, так как единственный вуз, ориентированный изначально на реализацию этой идеи -ГДУ/ДВГУ все время находился в состоянии турбулентности. Тем не менее, как уже отмечалось, в 1956 году открывается второй классический университет на Дальнем Востоке - в г. Якутске, что существенно усиливает

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

региональную систему. Однако вновь открытый университет в первую очередь был ориентирован на поддержку кадровой и социокультурной автономии именно этой специфической территории, что накладывало определенные ограничения на «универсальность» университетской идеи. За все время существования советской системы высшего образования университеты как форма, доставшаяся новой власти от «старого мира», существовала параллельно с отраслевой моделью и в таком виде сохранилась до самого конца Советского Союза.

Следующий период примерно с 1970 до 1990 г. в истории страны получил название застоя, что было актуальным также и для системы российского высшего образования [8, с. 116]. Как видно из табл. 1, за период 1970-1990 гг. количественный рост вузов по региону был небольшой - по одному институту прибавилось в Хабаровске, Благовещенске, Якутске, и в 1989 г. был открыт первый и до настоящего времени единственный вуз в г. Биробиджане.

Сеть вузов, сложившихся в регионе в прошлом периоде, была представлена отраслевыми институтами: медицинскими, педагогическими, политехническими, сельскохозяйственными, культуры и искусств. Практически в каждом дальневосточным городе имелся педагогический институт, решавший задачи обеспечения кадрами местных образовательных заведений. Вторым по популярности были технические вузы -политехнические институты. Здравоохранение региона обеспечивалось выпускниками трех медицинских институтов в Хабаровске, Благовещенске и Владивостоке, выполняющих эту функцию до настоящего времени. На другие отрасли приходилось единичное количество вузов.

Существующая в регионе отраслевая структура была достаточно типичной для СССР в целом: треть вузов всей страны относилась к сфере просвещения, и еще четверть - к промышленности и строительству [8, с. 117-118].

В сравнении с другими регионами, в этот период дальневосточная сеть вузов отличалась более низкой численностью и региональными диспропорциями. Если в Хабаровском и Приморском краях насчитывалось от 10 до 14 вузов, что было даже несколько выше среднего по всей стране, то для остальных субъектов Дальнего Востока этот показатель был минимальным - от 1 до 4. Вместе с тем численность дальневосточников, имеющих высшее образование в 1970 г. была выше, чем во многих других регионах, например, в Приморском крае, Магаданской области и на Камчатке она составляла 45 и больше человек на 1000 жителей [8, с. 120-121]. Возможно, частично такой показатель объясняется низкой плотностью населения, однако косвенно предполагает, что и региональная система высшего образования в целом справлялась с реализацией своих функций.

После распада Советского Союза дальневосточное высшее образование, так же как и вся система, сталкивается с вызовами, которые сформировали ее настоящую структуру и содержание. В литературе хорошо

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

прописаны все тренды переходного периода, потребовавшие радикальных реформ и модернизации образования, не завершившейся до настоящего времени. Это коммерциализация вузов, переход на многоуровневое высшее образование, курсы на интернационализацию, участие в программах глобальной конкуренции и т. д.

В конце 1990 - начале 2000 годов в соответствии с общероссийским трендом почти все вузы региона получили статус университетов, что положило начало формирования новой структуры высшего образования, в которой университеты стали конкурировать друг с другом за более статусные позиции, от которых зависит финансирование.

В настоящее время в Дальневосточном федеральном округе, приросшем в 1918 году Забайкальским краем и республикой Бурятией, насчитывается 42 высших учебных заведений, из которых 35 -

государственных и 7 негосударственных. Самое большое количество - 10 заведений приходится на Хабаровский край, далее по 8 и 7 университетов находятся в Приморском крае и республике Саха соответственно. Следующую позицию занимает Республика Бурятия и Амурская область: там находится 5 и 4 высших учебных заведения соответственно. В остальных регионах края, за исключением Чукотского автономного округа, располагается по 1-2 университета.

Таблица 2

Численность вузов и студентов в ДВФО__________________

Регион Количество вузов (гос./негос.) Численность студентов Численность студентов на 10 тыс. чел.

Республика Бурятия 5 (4/1) 19,4 198

Республика Саха (Якутия) 7 (5/2) 22,7 229

Забайкальский край 2 (2/0) 20,2 194

Камчатский край 2 (2/0) 4,1 131

Приморский край 8 (7/1) 42,1 226

Хабаровский край 10 (8/2) 39,7 306

Амурская область 4 (4/0) 14,3 185

Магаданская область 1 (1/0) 2,6 188

Сахалинская область 2 (1/1) 5,1 106

Еврейская АО 1 (1/0) 2 127

Чукотский АО - 0,1 19

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итого по региону 42 (35/7) 172,4 213

Примечания: составлено автором по данным статистического сборника Регионы России. Социально-экономические показатели /М.: Росстат, 2019, 2022

Два из дальневосточных вузов имеют особый статус -Дальневосточный и Северо-Восточный федеральные университеты.

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

Дальневосточный федеральный университет с 2013 года был включен в проект повышения конкурентоспособности российских университетов, известный под названием 5-100. В 2021 году оба эти вуза и Тихоокеанский государственный университет вошли в число победителей основного трека программы университетского лидерства «Приоритет-2030».

С 2005 года количество вузов на Дальнем Востоке в соответствии с общероссийским трендом сократилось с 56 до 42 университетов. С учетом большой территории это могло бы быть очень существенным, однако сокращение проводилось не столько за счет закрытия, сколько в форме реорганизации и укрупнения. Так, в 2010 г. Дальневосточный и СевероВосточный Федеральные университеты стали первыми результатами такой реорганизации. Вторая волна, начавшись с укрупнения Тихоокеанского государственного университета в г. Хабаровске за счет его слияния с Дальневосточным государственным гуманитарным университетом, продолжилась в 2023 году присоединением к ТОГУ Хабаровского государственного университета экономики и права. Таким образом, за счет проведенной реорганизации существенных количественных изменений вузов не произошло.

Динамика численности студентов в дальневосточных университетах за последние 10 лет отражена в табл. 3. Она показывает устойчивое снижение количества обучающихся с 2005 года, что также соответствует общероссийской тенденции.

Таблица 3

Численность студентов в субъектах ДВФО в динамике___________

Регион 2013/2014 2015/16 2019/20 2021/2022

Республика Бурятия - 33,6 20,6 19,4

Республика Саха (Якутия) 35,1 26,9 23,8 22,7

Камчатский край 10,3 6,4 4,6 4,1

Забайкальский край - 27 22,4 20,2

Приморский край 66,3 54,2 45,2 42,1

Хабаровский край 68,7 55,7 42,6 39,7

Амурская область 24,0 19,4 14,7 14,3

Магаданская область 6,8 4,5 2,7 2,6

Сахалинская область 9,2 8,9 6 5,1

Еврейская АО 5,3 3,1 2 2

Чукотский АО 0,5 0,5 0,1 0,1

Итого по региону 226,2 240,2 184,8 172,4

Примечания: составлено автором по данным статистического сборника Регионы России. Социально-экономические показатели /М.: Росстат, 2019, 2022

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

Другие тенденции, характерные для дальневосточного региона, также в целом соответствуют общероссийским. Так же как и по России, здесь отмечался бум на высшее образование в 2001-2004 годах и последующий за ним резкий спад, за время которого в следующие 5-6 лет вузы резко потеряли до четверти своих студентов. И сейчас темпы падения численности студентов в регионе, также как и в целом по стране, продолжают оставаться высокими. Так, за один только переломный 2013/2014 год в целом по региону падение составило 10,5 %, а в динамике за 10 лет с 2013 года - 25 %.

Другой показатель - численность студентов на 10 тысяч человек показывает примерную долю студентов в общей структуре населения. В среднем по России на 2021 год этот показатель составил 278 человек. Вот как он выглядит в региональной разбивке и динамике с 2000 года.

Таблица 4

Численность студентов на 10 тыс. человек по федеральным округам РФ в динамике

№ Федеральный округ 2000 2005 2013 2019 2021

В среднем по России 324 493 393 277 278

1. Центральный ФО 390 569 450 322 336

2. Северо-Западный ФО 377 534 408 300 308

3. Южный ФО 258 412 352 246 235

4. Северо-Кавказский ФО 253 400 327 210 203

5. Приволжский ФО 284 469 376 276 274

6. Уральский ФО 293 472 372 242 230

7. Сибирский ФО 330 470 380 278 277

8. Дальневосточный ФО 295 494 363 226 213

Примечание: составлено автором по данным статистического сборника Регионы России. Социально-экономические показатели /М.: Росстат, 2019, 2022

В целом, можно опять констатировать, что изменения в регионе происходят вполне в соответствии с общероссийским трендом -относительная численность студентов падает по всем регионам, что особенно заметным стало в диапазоне 2013-2019 гг. Однако эти данные показывают, что на протяжении 15 с лишим лет именно в дальневосточном регионе темпы падения доли студентов в составе населения были наиболее стремительные.

В период так называемого образовательного бума, в 2003-2008 годах Дальний Восток был одним из лидеров по численности студенчества на 10 тыс. человек - этот показатель был на уровне среднего по стране, выше

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

только в Центральном и Северо-Западном округах. Даже в Сибирском федеральном округе, знаменитом старейшими вузами и научно-образовательными центрами, концентрация студентов была меньше, чем на Дальнем Востоке. К 2013 году ситуация заметно меняется. Показатель 2013 года - 363 студента на 10 тыс. населения - был уже существенно ниже среднероссийского, и регион с третьей позиции в списке скатывается на шестую, уступая по численности студентов всем, кроме Южного и СевероКавказского федеральных округов. К настоящему времени эта тенденция продолжается, и по данным 2021 года Дальний Восток занимает предпоследнюю 7-ю позицию, лишь немного опережая Северокавказский Федеральный округ.

Этот процесс является частью дано обсуждаемого на всех уровнях миграционного оттока населения с Дальнего Востока. Появление ЕГЭ в 2009 г. дало возможность поступать в вузы всей страны, не выезжая из дома, это почти сразу же привело к росту образовательных миграций и последующее региональное размыкание вузов. Если до этого времени большинство школьников были ориентированы на вузы своего региона, в том числе из-за высоких издержек на поступление, то после введения ЕГЭ эти барьеры были сняты. Таким образом, снижение численности студентов в дальневосточном регионе к 2013 году объясняется существенным ростом популярности миграционной стратегии при переходе от школы к вузу. Это подтверждает тот факт, что значительное количество дальневосточников, имеющих детей-старшеклассников, рассматривают их будущую учебу в вузах городов западной части страны как удобную возможность для всей семьи покинуть регион за время обучения ребенка. Такие семейные стратегии были выявлены и описаны нами еще в 2017-18 году [14]. Наблюдения последних лет убеждают в том, что за прошедшие с тех пор годы эта стратегия становится все более популярной.

Для ее сдерживания, выравнивания регионального неравенства и поддержки дальневосточного высшего образования в 2022 году был запущен специальный региональный трек в Программе передовых университетов «Приоритет-2030» Дальний Восток. По итогам отбора в число лидеров проекта вошли 12 университетов из 9 дальневосточных городов. Таким образом, вместе с участниками общероссийского этапа к настоящему времени 15 из 42 дальневосточных университетов являются участниками Приоритета 2030. Это единственный региональный трек в рамках программы университетского лидерства России, который реализуется Министерством науки и образования совместно с Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики. Университеты пока что делают первые шаги в рамках реализации намеченных инициатив, но уже сейчас видна мощная информационная поддержка и общественный резонанс. Поможет ли это переломить ситуацию и создать из дальневосточных вузов действительно современные передовые университеты, привлекающую молодежь региона -покажет время.

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

Заключение

Несмотря на официально заявленный возврат к национальной системе образования, сегодня уже не отменить глобальный вектор ее развития. Другое дело, что направления и ориентиры этого вектора ключевым образом меняются, следуя за геополитическим разворотом на восток. И поскольку восточное направление очень органично для дальневосточных университетов в силу специфики их географического положения и истории становления, есть все основания рассчитывать на то, что именно на их площадках уже в ближайшее время могут возникнуть «точки роста» для того, что образно называется «воротами в Азию». Фактически, мы видим, что эта миссия уже реализуется. Дальневосточный федеральный университет стал базой Восточных экономических форумов, вузовские консорциумы, основанные на взаимодействиях через границу, существуют практически в каждом дальневосточном университете. Региональная университетская сеть, созданная в 1950-1980-е годы, пройдя через рубежные 1990-е, оптимизированная и усиленная реорганизациями 2000-х открыта к тому, чтобы эти инициативы разворачивались в новые масштабные проекты, а они в свою очередь, вывели бы регион в е образовательные лидеры России.

Список литературы

1. Хисамутдинова Н. В. Власть и высшая школа Дальнего Востока в 1918-1930-е гг. // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. 2015. № 1. С. 121-127.

2. Хисамутдинова Н. В. Как «отраслировалась» высшая школа на Дальнем Востоке СССР в 30-е годы // Высшее образование сегодня. 2007. № 5. С. 74-77.

3. Хисамутдинова Н. В. Специализация высшей школы Дальнего Востока России в 1930-е годы // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. 2009. № 5. С. 31-38.

4. Белоглазова С. Б. Начальный этап истории образования на юге Дальнего Востока России // Россия и АТР. 2010. № 3. С. 42-55.

5. Белоглазова С. Б. Культура Дальнего Востока России в условиях общественных трансформаций 20-30-х годов ХХ в. : очерки истории. Владивосток : Дальнаука, 2001. 194 с.

6. Орнацкая Т. А. Становление и развитие высшего юридического образования на Дальнем Востоке в 1917-1938 гг. Москва : Эдитус, 2017. 122 с.

7. Расколец В. В. Утверждение Положения об Институте исследования Сибири в Российском Правительстве А. В. Колчака: по материалам деловой переписки // Вестник Омского университета. Сер. Исторические науки. 2019. № 3. С. 255-265.

8. Кузьминов Я. И., Юдкевич М. М. Университеты в России: как это работает. Москва : Издат. дом НИУ ВШЭ, 2021.

9. Культурное строительство на Дальнем Востоке (1917-1941) : документы и материалы / сост. Л. П. Блещавенко, Т. П. Касаткина, В. А. Шарапов и др., гл. ред. М. П. Ким. Владивосток : Дальневост. кн. изд-во, 1982. 496 с.

10. Макаренко В. Г. Новые возможности высшего образования на Дальнем Востоке

России: от Восточного института к Дальневосточному федеральному

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

университету // Известия Восточного института. 2014. № 1. С. 9-15.

11. Макаренко В. Г. Подготовка специалистов с высшим образованием на Дальнем Востоке в 1920-30-е г.: социальные аспекты // Советский Дальний Восток в сталинскую и постсталинскую эпоху : сб. науч. ст. Владивосток, 2014. С.187-193.

12. История Дальнего Востока России, Мир после войны: дальневосточное общество в 1945-1950 гг. / под ред. В. Л. Ларина. Владивосток : Дальнаука, 2009. 696 с.

13. Регионы России. Социально -экономические показатели. Москва : Росстат, 2019,2022

14. Леонтьева Э. О., Резниченко А. П. Стратегии дальневосточников в сфере высшего образования и их влияние на миграционную активность в регионе // Регионалистика. 2019. Т 6, № 2. С. 23-37.

References

1. KHisamutdinova N. V Vlast' i vysshaya shkola Dal'nego Vostoka v 1918-1930-e gg. // Temtoriya novykh vozmozhnostey. Vestnik VGUE'S. 2015. № 1. S. 121-127.

2. KHisamutdinova N. V Kak «otraslirovalas'» vysshaya shkola na Dal'nem Vostoke SSSR v 30-e gody // Vysshee obrazovanie segodnya. 2007. № 5. S. 74-77.

3. KHisamutdinova N. V Spetsializatsiya vysshey shkoly Dal'nego Vostoka Rossii v 1930-e gody // Vestnik Dal'nevostochnogo otdeleniya Rossiyskoy akademii nauk. 2009. № 5. S. 31-38.

4. Beloglazova S. B. Nachal'nyy etap istorii obrazovaniya na yuge Dal'nego Vostoka Rossii // Rossiya i ATR. 2010. № 3. S. 42-55.

5. Beloglazova S. B. Kul'tura Dal'nego Vostoka Rossii v usloviyakh obshchestvennykh transformatsiy 20-30-kh godov KHKH v. : ocherki istorii. Vladivostok : Dal'nauka, 2001. 194 s.

6. Ornatskaya T. A. Stanovlenie i razvitie vysshego yuridicheskogo obrazovaniya na Dal'nem Vostoke v 1917-1938 gg. Moskva : E'ditus, 2017. 122 s.

7. Raskolets V. V Utverzhdenie Polozheniya ob Institute issledovaniya Sibiri v Rossiyskom Pravitel'stve A. V. Kolchaka: po materialam delovoy perepiski // Vestnik Omskogo universiteta. Ser. Istoricheskie nauki. 2019. № 3. S. 255-265.

8. Kuz'minov YA. I., YUdkevich M. M. Universitety v Rossii: kak eto rabotaet. Moskva : Izdat. dom NIU VSHE', 2021.

9. Kul'turnoe stroitel'stvo na Dal'nem Vostoke (1917-1941) : dokumenty i materialy / sost. L. P. Bleshchavenko, T. P. Kasatkina, V. A. SHarapov i dr., gl. red. M. P. Kim. Vladivostok : Dal'nevost. kn. izd-vo, 1982. 496 s.

10. Makarenko V. G. Novye vozmozhnosti vysshego obrazovaniya na Dal'nem Vostoke Rossii: ot Vostochnogo instituta k Dal'nevostochnomu federal'nomu universitetu // Izvestiya Vostochnogo instituta. 2014. № 1. S. 9-15.

11. Makarenko V. G. Podgotovka spetsialistov s vysshim obrazovaniem na Dal'nem Vostoke v 1920-30-e g.: sotsial'nye aspekty // Sovetskiy Dal'niy Vostok v stalinskuyu i poststalinskuyu epokhu : sb. nauch. st. Vladivostok, 2014. S.187-193.

12. Istoriya Dal'nego Vostoka Rossii, Mir posle voyny: dal'nevostochnoe obshchestvo v 1945-1950 gg. / pod red. V. L. Larina. Vladivostok : Dal'nauka, 2009. 696 s.

13. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. Moskva : Rosstat, 2019, 2022

14. Leont'eva E'. O., Reznichenko A. P. Strategii dal'nevostochnikov v sfere vysshego obrazovaniya i ikh vliyanie na migratsionnuyu aktivnost' v regione // Regionalistika. 2019. T. 6, № 2. S. 23-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.