6. Шинкарёва, Н.А. Игры с правилами как средство развития дружеских взаимоотношений детей седьмого года жизни / Н.А. Шинкарёва, М.А. Цвентарных // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. - № 2 (23). -С.311-314.
7. Фролова, С.В. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования // С.В. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, № 2. - С. 3.
Педагогика
УДК 378.1
старший преподаватель Боденова Ольга Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)
СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО
ВОСПИТАНИЯ В КАРЕЛИИ
Аннотация. В статье представлены результаты изучения процесса развития системы профессиональной подготовки педагогов дошкольного воспитания в Карелии в 20-х гг. XX в. Целью исследования явилось выделение этапов развития системы профессиональной подготовки педагогов дошкольного воспитания. Методы - фронтальное изучение архивных фондов Национального архива Карелии, анализ, сравнение, обобщение архивных и опубликованных источников. Результаты исследования. Выделен начальный этап развития системы профессиональной подготовки педагогов дошкольного воспитания в Карелии (с 1918 г. до конца 1920 г.). Описано его содержание, условия становления системы профессиональной подготовки воспитателей. Обозначены формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации воспитателей в Карелии в 20-х гг. XX в. Определено значение начального этапа для дальнейшего развития всей системы подготовки педагогов дошкольного воспитания в Карелии. Полученные данные углубляют научные знания по истории народного просвещения в Карелии, расширяют представления об истории развития региональной системы профессиональной подготовки педагогов дошкольного воспитания. Кроме этого, позволяют переосмыслить исторический опыт и применить его в разработке современной концепции непрерывного образования педагогов дошкольного образования в Карелии.
Ключевые слова: дошкольное воспитание, воспитатель, подготовка педагогов дошкольного воспитания, профтехническое образование, повышение квалификации, самообразование, Олонецкая губерния, Карелия.
Annоtation. The article presents the results of studying the process of development of the system of vocational training of preschool education teachers in Karelia in the 20s of the XX century. The purpose of the study was to identify the stages of development of the system of vocational training of preschool education teachers. Methods - frontal study of archival funds in Karelia, analysis, comparison, generalization of archival and published sources. The results of the study. The initial stage of the development of the system of professional training of teachers of preschool education in Karelia, covering the period from 1918 to the end of 1920, is highlighted. Its content and conditions of formation are described. The forms of professional training, retraining and advanced training of educators in Karelia in the 20s of the XX century are indicated. The importance of the initial stage for the further development of the entire system of training teachers of preschool education in Karelia is determined. The results of the study deepen scientific knowledge on the history of public education in Karelia, expand the understanding of the history of the development of the regional system of vocational training of teachers of preschool education. The data obtained allow us to rethink historical experience and apply it in the development of a modern concept of continuing education of preschool teachers in Karelia.
Key words: preschool education, educator, training of teachers of preschool education, vocational education, skills development, self-education, Olonets province, Karelia Введение.
Введение. История развития системы профессиональной подготовки педагогов дошкольного воспитания в Карелии неразрывно связана с процессами развития общественного дошкольного воспитания в России и на территории Олонецкой губернии, а также с общероссийским дореволюционным опытом подготовки воспитателей и постреволюционными тенденциями развития системы профессиональной подготовки кадров для советских дошкольных учреждений.
В современной науке существуют исследования, раскрывающие различные стороны зарождения и развития общественного дошкольного воспитания в России и ее регионах (Л.М. Волобуева, А.Г. Гогоберидзе, С.А. Езопова, С.В. Жундрикова, С.А. Езопова, И.А. Калабина, Л.Н. Литвин, Е.Н. Мишакова, Л.М. Маневцова В.С. Пчелина, Т.А. Мартынчук, Н.В. Рябинина, и др.). В контексте темы исследования следует отметить работы О.П. Илюха, В.Г. Кондратьева, С.Н. Филимончик, О.А. Егоровой, Л.М. Нюнько, Ю.А. Тополя, А.В. Чебаковской, в которых представлены различные аспекты развития общественного дошкольного воспитания в Карелии (конец XIX в. - XX в.).
Обзор литературы показывает, что на сегодняшний день имеются лишь отдельные сведения преимущественно статистического характера, не дающие возможности представить целостную картину зарождения и развития общественного дошкольного воспитания в Карелии, в том числе - системы профессиональной подготовки педагогов дошкольного воспитания.
В дореволюционной Олонецкой губернии, как и в России в целом, функции воспитания детей дошкольного возраста преимущественно осуществлялись семьей, сельской общиной. Первые ясли в Олонецкой губернии были организованы летом 1900 г. в Каргопольском уезде, а в 1901 г. - в с. Ладва Петрозаводского уезда; работали в них в основном люди без специальной подготовки, в лучшем случае - учителя народных школ [9, С. 229]. В 1919 г. из 57 воспитателей губернии лишь половина имела минимальную специальную (учительскую) подготовку. Это обстоятельство существенно снижало качество работы дошкольных учреждений [23, л. 15].
В Олонецкой губернии в конце XIX и начале XX вв. наиболее широко осуществлялась подготовка именно учителей разного уровня квалификации (Петрозаводская женская гимназия, Женская учительская семинария, Мужская учительская семинария, школы повышенного типа [9, 13]. К началу революции в Олонецкой губернии работали 5 профессиональных технических заведений: Петрозаводская учительская семинария, Петрозаводская фельдшерская школа, Важинская ремесленная школа, Петрозаводское низшее училище, Кемская мореходная школа [19, 35]. Ни в одном из них не осуществлялась подготовка воспитателей. К началу 20-х гг. XX в. в Олонецкой губернии собственный опыт подготовки педагогов дошкольного воспитания отсутствовал. Отсутствие подготовленных кадров, учреждений для подготовки воспитателей диктовали необходимость развития собственной системы подготовки кадров дошкольных работников.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1918 г. до конца 20-х гг. XX в. Территориальные рамки исследования включают Карелию в административно-территориальных границах Олонецкой губернии (до 1920 г.),
Карельской Трудовой Коммуны (КТК, 1920-1923 гг.), Автономной Карельской Советской Социалистической Республики (АКССР, 1923-1936 гг.) [11].
Изложение основного материала статьи. В Карелии 7 января 1918 г. был создан Олонецкий губернский комитет просвещения, переименованный 5 августа 1918 г. в Отдел народного образования при Губисполкоме (Губоно), в 1920 г. - в Карельский отдел народного образования (КОНО), в 1923 г. - Наркомпрос АКССР. 13 марта 1918 г. открывается губернский дошкольный подотдел для реализации государственных задач в области воспитания детей дошкольного возраста [4, С. 29].
На территории Олонецкой губернии реализация государственных задач по развитию общественного дошкольного воспитания столкнулась с препятствиями, выражающимися, во-первых, в отсутствии специалистов по дошкольному воспитанию, которые могли бы не только осуществлять присмотр за детьми, но и создавать условия для «раннего развития заложенных общественных и трудовых наклонностей, всестороннего физического развития организма, ума, воли и самодеятельности, творческой личности» [5, С. 40]. Во-вторых, на территории Олонецкой губернии отсутствовали, и учреждения профессиональной подготовки воспитателей детей дошкольного возраста, и опыт их подготовки.
Первоначально проблему отсутствия педагогов дошкольного воспитания планировалось решать средствами профессиональной переподготовки: привлекать к работе в дошкольных учреждениях, особенно в деревнях, сельских учительниц, получивших общую педагогическую подготовку и за «особое вознаграждение», а затем обучить их на дошкольных курсах [5, С. 41]. Но учителей, желающих изменить сферу профессиональной деятельности было недостаточно.
С 1919 г. на территории Олонецкой губернии начинается систематическая работа по подготовке кадров для дошкольных учреждений, что положило начало зарождению собственной региональной системы подготовки педагогов дошкольного образования. Внедряются две, рекомендуемые Наркомпросом, формы профессиональной подготовки -практика в дошкольных учреждениях и курсы.
Первоначально подготовка к деятельности в качестве воспитателя осуществлялась в наиболее доступной форме практики в детских садах, которая не требовала специальных организационных условий, больших финансовых затрат. Практиканты знакомились с делом дошкольного воспитания под руководством «специалистки» - воспитателя группы. Затем практикант назначался вторым руководителем в двухгрупповые сады) или во вновь открываемые. И только потом практикант должен был освоить теорию работы с детьми дошкольного возраста на дошкольных курсах [21, л. 32].
Первые губернские дошкольные курсы состоялись лишь в июле 1920 г., следующие - только в августе 1921 г. [27, л. 1, 28. л. 315]. Содержание обучения обязательно включало идейно-политическую подготовку и специальную, позднее в связи с низкой общеобразовательной подготовкой курсантов в программы стали включать общеобразовательные предметы.
Возникающие в процессе организации временных форм подготовки воспитателей трудности (недостаточное финансирование, отсутствие путей сообщения для быстрого, беспрепятственного передвижения по территории губернии, отсутствие достаточного количества лекторов, материалов для практических занятий, баз практики, помещения, общежития) подтолкнули к идее необходимости создания в губернии постоянных форм подготовки воспитателей. В 1921 г. разрабатывается Положение о Вытегорском педагогическом техникуме, образовавшемся на базе бывших Педагогических курсов, открытых в 1919 г. для подготовки учителей школы I ступени [26, л. 2]. При техникуме должны были функционировать курсы - краткосрочные, эпизодические - по школьному, дошкольному и внешкольному политико-просветительскому образованию [26, л. 3].
В 1921 г. Коллегией Отдела педагогического образования Главпрофобра утверждается положение о Педагогических 2-х годичных курсах, Положение о курсах Педагогических практикантов (сроком от 6-12 месяцев), нацеленных на подготовку «квалифицированных работников просвещения по дошкольным и школьным специальностям» [29, л. 3-4]. В Олонецкой губернии создаются Вознесенские педагогические курсы, но на них ведется подготовка только учителей [29, л. 6].
Одновременно с профессиональной подготовкой и переподготовкой начинают развиваться различные виды повышения квалификации воспитателей, как вид дополнительного образования, направленный на углубление и совершенствование имеющихся профессиональных знаний [1, С. 21]. В этих целях в губернии стал активно использоваться опыт повышения квалификации учителей, особенно его накопительные формы [15, 39]. Широкое применение нашли такие формы, как участие в работе съездов, конференций, профессиональных объединений (коллегии, коллективы, кружки, советы дошкольных учреждений), посещение музеев, выставок по дошкольному воспитанию, а также самообразование [23, 24, 25, 32]. Для него при губернском и уездных подотделах дошкольного воспитания открывались дошкольные библиотеки по дошкольному воспитанию. По состоянию на 1920 г. в Олонецкой губернии было создано 19 волостных библиотек, включающих от 35 до 50 экземпляров литературы по дошкольному воспитанию каждая [24, л. 67]. В частности, фонды дошкольных библиотек включали произведения Дж. Локка «Мысли о воспитании», Э. Крепелина «Гигиена труда», С.Т. Шацкого «Музей в детском саду», Г. Челпанова «Мозг и душа», К.Н. Корнилова «Простейшие психологические опыты», К.Н. Вентцеля «Теория свободного воспитания», Ж. Филиппа «Психические аномалии» и др. [22, л. 69, 82]. Распространение получили постоянные выставки при отделах дошкольного воспитания и временные выставки, создаваемые на основе результатов работы детских площадок, детских садов, курсов, съездов, конференций [23, л. 8].
Согласно материалам дел фондов НА РК Ф.Р.2, Ф.630, Ф.Р.1575, Ф.Р. 2658 до конца 20-х годов XX в. в Карелии не происходило существенных изменений в развитии системы профессиональной подготовки педагогов дошкольного воспитания. По-прежнему проводились курсы, конференции, съезды, работали различные объединения. В конце указанного периода отмечается повышение интереса государства к профтехническому образованию и к дошкольному, в частности. В 1928 г. Наркомпросом РСФСР издаются «Требования, предъявляемые к работникам просвещения при приеме на работу» [37]. Вводилась обязательность профессиональной подготовки, определялись задачи и направления развития региональных систем профессиональной подготовки воспитателей, создавались предпосылки для широкого охвата выпускников школ, практических работников системой профессиональной подготовки. Согласно Требованиям на должность руководителя-воспитателя дошкольных учреждений принимались только лица, получившие специальную профессиональную подготовку [37, С. 6].
В 1929 г. состоялось Карельское партсовещание по народному образованию. И. Гришкин, оценивая работу по развитию дошкольного воспитания в Карелии, подчеркнул, что в этой области сделано очень мало, не хватает как детских садов, так и воспитателей [12, С. 3]. Важным событием для создания самостоятельных учреждений профессиональной подготовки воспитателей имели решения IV сессии ЦИКа КАССР (1930 г.), на которой провозглашалась необходимость подготовки в КАССР всех основных категорий специалистов средней квалификации [34, С. 83]. Благодаря мерам государственной поддержки в 1930 г. в Карелии намечается переход к постоянным формам подготовки воспитателей - впервые объявляется набор учащихся на дошкольное отделение Русского педагогического техникума [10, С. 64-65]. Эти события знаменуют
окончание начального этапа развития системы профессиональной подготовки педагогов дошкольного воспитания в Карелии.
Выводы. Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что отличительными особенностями начального этапа развития системы профессиональной подготовки воспитателей в Карелии являются преобладание до конца 20-х гг. XX в. временных краткосрочных форм профессиональной подготовки и переподготовки (курсы, практика); одновременность процессов зарождения и развития основного и дополнительного профессионального образования; длительный, по сравнению с общероссийским уровнем, период (более 10 лет) существования временных форм подготовки педагогов дошкольного воспитания. Краткосрочные временные курсы, практика в дошкольных учреждениях не могли в полной мере решить задачи качественной профессиональной подготовки воспитателей, во-первых, в силу организационных, материальных, методических трудностей, возникавших в процессе подготовки и проведения курсов и практики; во-вторых, из-за низкого уровня общеобразовательной подготовки курсантов и практикантов. Более широкое распространение на территории Карелии в 20-х гг. XX в. получили накопительные формы повышения квалификации, используемые в работе дошкольных учреждений Москвы и Петрограда (профессиональные объединения, конференции, съезды, выставки, библиотеки).
На начальном этапе развития системы профессиональной подготовки педагогов дошкольного воспитания в Карелии был заложен фундамент формирования новой для Карелии профессиональной группы - группы воспитателей, созданы предпосылки для формирования управления системой профессиональной подготовки воспитателей, ее структуры, определена значимость практики в профессиональной подготовке воспитателей, внедрены временные, краткосрочные формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации воспитателей, апробирована работа разнообразных профессиональных объединений дошкольных работников, предопределивших зарождение идеи о методических объединениях как форме сопровождения профессиональной деятельности и повышения квалификации воспитателей, обозначена необходимость преемственности и непрерывности образования. В конечном итоге достижения первоначального этапа в совокупности с общероссийскими тенденциями развития общественного дошкольного воспитания в 1920-х гг. подготовили основу для дальнейшего развития и совершенствования системы профессиональной подготовки педагогов дошкольного воспитания в Карелии.
Литература:
1. Борисова, О.Н. Специфика организации процесса повышения квалификации работников предприятия / О.Н. Борисова, Н.А. Сизинцева // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2018. - № 1(37). - С. 20-29.
2. Волобуева, Л.М. Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Москве: (1900-1928 гг. ): автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Волобуева Людмила Михайловна. - Москва, 1994. - 16 с.
3. Гогоберидзе, А.Г. Петербургская модель подготовки педагога дошкольного образования. Модернизация длиною в век / А.Г. Гогоберидзе, С.А. Езопова, И. А. Калабина // Современное дошкольное образование. - 2018. - № 7(89). - С. 38-49.
4. Доклад 5-му Губернскому Крестьянскому Съезду в г. Петрозаводске заведывающего Губерским отделом народного образования // Народное образование Олонецкой губернии. - 1919. - №3-4. - С. 23-38.
5. Доклад о введении дошкольного воспитания в общую систему народного образования Олонецкой губернии // Известия Олонецкого губернского Комиссариат просвещения. - 1918. - №1-2. - С. 40-43.
6. Егорова, О.А. Дошкольные учреждения Карелии в первые годы советской власти / О.А. Егорова // За советскую Карелию, 1918-1920: Воспоминания о гражд. войне / АН СССР. Карел. ин-т языка, лит. и истории; Подгот.: М.Н. Власова и др.; Отв. ред. В.И. Машезерский. - Петрозаводск, 1963. - С. 509-513.
7. Маневцова, Л.М. Ретроспективный анализ подходов к подготовке руководителей системы дошкольного образования / Л.М. Маневцова, С.А. Езопова // Педагогика детства: Петербургская научная школа / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Институт детства. - Санкт-Петербург: Борей АРТ, 2005. -С. 234-242.
8. Жундрикова, С.В. Подготовка специалистов дошкольного воспитания в РСФСР: 1917-1941 гг.: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.07 / Жундрикова Светлана Владимировна. - Москва, 2004. - 22 с.
9. Илюха, О.П. Школа и детство в карельской деревне в конце XIX - начале XX в. / О.П. Илюха; Карельский науч. центр Российской акад. наук, Ин-т яз., лит. и истории. - Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2007. - 303 с.
10. Инструкция о комплектовании профтехнических учебных заведений // Бюллетень Наркомпроса АКССР. - 1930. -№4. - С. 62-75.
11. История Карелии с древнейших времен до наших дней / А.И. Афанасьева [и др.1; под общей редакцией Н.А. Кораблева [и др.1; Карельский научный центр РАН, Институт языка, литературы и истории. - Петрозаводск: Периодика, 2001. - 943 с.
12. Итоги Карельского партсовещания по народному образованию // В помощь просвещенцу. - 1929. - № 4. - С. 3-18.
13. Калинина, Е.А. Духовное образование в Олонецкой губернии в XIX - начале XX века [Текст1: [монография1 / Е.А. Калинина; Петрозаводская и Карельская епархия Русской православной церкви, Российская академия естественный наук, Секция междисциплинарных проблем науки и образования. - Петрозаводск: Петрозаводская и Карельская епархия Русской православной церкви, 2019. - 560 с.
14. Кондратьев, В.Г. Из истории дошкольного образования (вторая половина XIX-XX вв.) / В.Г. Кондратьев // Краеведческие чтения. Материалы V научной конференции (17-18 февраля 2011 г.). - Петрозаводск, 2011. - С. 30-33.
15. Крившенко, Л.П. Педагогика: учебник и практикум для вузов / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 400 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-07709-4. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт|. - URL: https://urait.ru/bcode/450442 (дата обращения: 12.02.2022).
16. Литвин, Л.Н. Общественное дошкольное воспитание в РСФСР, 1917-1940 гг. / Л.Н. Литвин; Мурм. гос. пед. ин-т. -Мурманск: МГПИ, 1992. - 166 с.
17. Мартынчук, Т.А. Профессиональная подготовка специалистов дошкольного воспитания в Коми АССР в первой половине ХХ века / Т.А. Мартынчук // Инновационные технологии в науке и образовании. - 2016. - № 1-1(5). - С. 29-32.
18. Мишакова, Е.Н. Становление и развитие дошкольных образовательных учреждений в России второй половины XIX - начала XX века: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Мишакова Екатерина Николаевна. -Волгоград, 2012. - 29 с.
19. Мосягина, С.Ю. Подготовка кадров для морской отрасли в учреждениях профессионального образования (на примере Олонецкой губернии дореволюционного периода) / С.Ю. Мосягина // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. - 2013. - № 1(47). - С. 202-208.
20. НА РК Ф. Р-2. Оп.1. Д. 69/898. Л.
21. НА РК. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 28/335.
22. НА РК. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 28/455.
23. НА РК. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 30/357.
24. НА РК. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 32/384.
25. НА РК. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 50/655.
26. НА РК. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 72/954.
27. НА РК. Ф.Р-141. Оп. 1. Д. 14/202.
28. НА РК. Ф.Р-141. Оп. 1. Д. 81/1153.
29. Нюнько, Л.М. Культурное строительство в Карелии в первые годы Советской власти, 1918-1923 гг.: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.00 / Нюнько Любовь Матвеевна. - Петрозаводск, 1959. - 304 с.
30. О работе Советов дошкольных детских учреждений // В помощь просвещенцу. - 1927. - №6. - С. 29-31.
31. Пчелина, В.С. Профессиональная подготовка воспитателей дошкольных учреждений во второй половине XX века: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Пчелина Валентина Станиславовна. - Ярославль, 2008. - 23 с.
32. Рябинина, Н.В. Воспитание нового человека в Советской России (октябрь 1917-1920-е годы). Система дошкольных учреждений: учебное пособие: для студентов, обучающихся по специальности История / Н.В. Рябинина; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Ярославский гос. ун-т им. П.Г. Демидова. -Ярославль: Ярославский гос. ун-т им. П.Г. Демидова, 2009. -108 с.
33. Советская Карелия [Гекст|: Очерки парт., сов. и культ. строительства АКССР / Под ред. Г.С. Ровио, Н.А. Ющиева, Э.А. Гюллинга... [и др.1; Ленингр. отд-ние Ком. акад. Ин-т сов. строительства и права. - Москва; Ленинград: Ленсоцэкгиз, 1933 (Л.: тип. "Сов. печатник"). - 286 с.
34. Тополь, Ю.А. Проблема кадров и развитие среднего специального образования в Карелии в годы первой пятилетки (1928-1932) / Ю.А. Тополь // Вопросы истории Европейского Севера: межвузовский научный сборник. - Петрозаводск, 1974. - С. 78-90.
35. Требования, предъявляемые к работникам просвещения при приеме на работу» (№100004/184 от 7/1Х- 1928 г.) // Бюллетень Наркомпроса КАССР. - 1929. - № 1. - С. 1-6.
36. Филимончик, С.Н. Образование и просвещение в Советской Карелии (1918-1939) [Гекст| / С.Н. Филимончик; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования Петрозаводский гос. ун-т. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013. - 150 с.
37. Цыремпилова, Н.Х. Повышение квалификации педагогов в условиях многоуровневого обучения: дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Цыремпилова, Нелли Хышиктоевна. - Улан-Удэ, 2004. - 183 с.
38. Чебаковская, А.В. Решение проблемы детской беспризорности в Карелии в 1918 - первой половине 1930-х гг.: автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Чебаковская Александра Вячеславовна. - Нижний Новгород, 2021. - 22 с.
Педагогика
УДК 378
кандидат филологических наук, доцент Большак Алла Викторовна
Кубанский государственный университет (г. Краснодар);
кандидат филологических наук, доцент Волошина Карина Сергеевна
Кубанский государственный университет (г. Краснодар); кандидат химических наук, преподаватель, руководитель службы ЭК Стаценко Оксана Владимировна Кубанский государственный университет (г. Краснодар)
ТЕХНОЛОГИЯ КРОСС-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация. В данной статье рассматривается кросс-модульного обучения как продуктивная современная технология, в которой смена позиций обучаемого и педагога приводит к изменению содержания деятельности участников образовательного процесса, что способствует вовлечению модели многосторонней коммуникации и совершенствованию языковой компетенции. В статье также представлены эффективные способы практической реализации интерактивной работы с помощью стратегии взаимного обучения, а также описаны некоторые учебные методы и формы, которые могут улучшить уровень владения английским языком.
Ключевые слова: кросс-модульное обучение, модуль, эффективная технология, образовательная среда, мотивация, интерактивная форма, конструкт, языковая среда, коммуникация.
Annotation. The article considers cross-module learning as a productive modern technology, where a change of a student -teacher position leads to the essence transformation of an actor activity in learning environment, which provides multilateral communication involvement and language competence development. The article also represents effective practical teaching techniques of interactive work implementation through peer learning strategy and describes several cooperative learning methods and forms, which can improve students' proficiency in English.
Key words: cross-module learning, module, effective technology, learning environment, motivation, interactive form, construct, language environment, communication.
Введение. Современная система образования России во многом ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство. В традиционной педагогике происходит переосмысление самой концепции преподавания иностранного языка, что выражается в создании учеными различных методов и подходов преподавания предмета. В последние годы в преподавании иностранных языков наметилась тенденция к переходу от коммуникативного подхода к его разновидности - интерактивному. Н.В. Баграмова делает вывод о том, что «основное внимание при коммуникативно-интерактивном подходе уделяется самому процессу коммуникации в учебной ситуации в аудитории», в то время как коммуникативное обучение ставит в центр внимания коммуникативные функции языка [1, С. 32]. Данный вывод согласуется с положением А.А. Леонтьева о том, что взаимодействие (интеракция) опосредовано общением. «Взаимодействие, интеракция - это коллективная деятельность, которая рассматривается нами не со стороны содержания или продукта, а в плане социальной ее организации» [4, С. 108]. Благодаря общению люди могут вступать во взаимодействие, а не наоборот. Н сегодняшний день перед преподавателями иностранного языка в неязыковом вузе остро