Научная статья на тему 'Становление системы музыкально-педагогического образования в поликультурном регионе Ставрополья'

Становление системы музыкально-педагогического образования в поликультурном регионе Ставрополья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА РЕГИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калантарян Л.А.

В статье дан анализ процесса становления и развития дополнительного музыкального образования на Ставрополье. Особое внимание автор уделяет осмыслению проблемы вовлечения национальных кадров в сферу регионального дополнительного музыкального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление системы музыкально-педагогического образования в поликультурном регионе Ставрополья»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 398.221

Л.А. Калантарян

К.п.н., доцент Факультет искусств

Ставропольский государственный педагогический институт г. Ставрополь, Российская Федерация

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ СТАВРОПОЛЬЯ

Аннотация

В статье дан анализ процесса становления и развития дополнительного музыкального образования на Ставрополье. Особое внимание автор уделяет осмыслению проблемы вовлечения национальных кадров в сферу регионального дополнительного музыкального образования.

Ключевые слова:

Система регионального музыкального образования; дополнительное музыкальное образование; музыкально-педагогическое образование в поликультурном регионе.

Структурными компонентами системы регионального музыкального образования являются учреждения общего музыкального, дополнительного и специального музыкального образования. Осуществлявшееся, прежде всего в музыкальных школах, дополнительное музыкальное образование имело своей целью общее музыкально-эстетическое развитие личности и подготовку одаренных детей к получению специального музыкального образования.

В довоенный период, учреждений дополнительного музыкального образования в крае было не много. В 1922 году, одновременно с музыкальным училищем в Ставрополе открыта первая музыкальная школа. В 1934 году - музыкальная школа в Кисловодске, в 1935 году в Пятигорске, в ноябре 1936 года открыта Краевая музыкальная школа детских домов в Ворошиловске (Ставрополь), в 1939 году ДМШ в Георгиевске[1].

В послевоенный период количество музыкальных школ значительно увеличилось. К концу 50-х годов музыкальные школы имелись практически во всех крупных городах края: в Ессентуках, Лермонтове, Черкесске, Минеральных Водах, Невинномысске, Железноводске, Карачаевске и др. В 60-х, начале 70-х годов интенсифицировался процесс организации детских музыкальных школ в сельской местности. Так, например, в 1961 году намечалось открыть «помимо 7 сельских клубов и 5 библиотек, 7 музыкальных школ в Аполлонском, Курском, Воронцово-Александровском, Курсавском, Предгорном, Шпаковском, Новоалександровском, районах края и Карачаево-Черкесской автономной области» [1, л. 2].

В процессе становления дополнительного музыкального образования выявился круг приоритетных проблем, это: организация музыкально-просветительской и музыкально-пропагандистской деятельности учреждений дополнительного музыкального образования; расширение контингента учащихся придание дополнительному музыкальному образованию общественного характера; интенсивное вовлечение в процесс музыкального образования национальных кадров; решение кадрового вопроса; оптимизация учебной и воспитательной работы; углубление методической оснащенности преподавателей и др.

Обозначенную проблематику ярко иллюстрируют архивные материалы. Приведенный ниже «Отчет о результатах проверки работы Черкесской ДМШ (7 летки) за 1959 год», характеризует не только достижения и недостатки в деятельности конкретной детской музыкальной школы, но, во многом отражает общее состояние дел в сфере дополнительного музыкального образования в регионе.

По вопросу о контингенте учащихся в документе указано: «По установленным лимитам Краевого Управления культуры на 1/1 1959 года, в музыкальной школе должно числиться 155 человек, а по факту 205 человек. В 1958-1959 году, вместо 30 человек принято 80. Руководство ДМШ самовольно увеличило прием учащихся на 50 единиц и этим перегрузило преподавателей», при этом отмечено недостаточное количество помещений для проведения занятий [2, л. 17]. При школе организованы и подготовительные классы, в

164

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

которых обучаются 20 человек: 15 человек по классу фортепиано; 3 - по классу баяна; 2 - по классу скрипки. В 1959-1960 учебном году запланировано организовать 4-х годичную музыкальную школу для взрослых.

Приведенные данные свидетельствуют, о неуклонно возрастающем интересе к музыкальному образованию, его востребованности в региональном культурном пространстве, придании дополнительному музыкальному образованию всеобщего характера. Одной из приоритетных задач в процессе формирования системы музыкального образования в поликультурном регионе остается задача включения национальных кадров в процесс регионального музыкального образования.

В документе подчеркнуто, что «вопрос увеличения контингента учащихся из местных национальностей требует особенного внимания» [2, л. 18]. Так, в числе учащихся имеется: карачаевцев - 7 человек; черкесов - 9 человек; ногайцев - 2. Всего 18 человек. Что составляет только 9% от общего количества. На наш взгляд, одним из механизмов решения этой проблемы является активизация музыкальнопросветительской и музыкально-пропагандистской деятельности учреждений дополнительного музыкального образования, способствующей музыкальному (эстетическое, нравственное, художественное) воспитанию массовой детской аудитории.

Важнейшая сфера деятельности образовательного учреждения - организация учебной работы. Например, Черкесская детская музыкальная школа, организованная в 1951 году имела три специальных класса: фортепиано, баяна, скрипки и класс теоретических дисциплин. По классу фортепиано обучались -109 человек; по классу баяна - 84 человек; по классу скрипки - 13 человек. В классе теоретических дисциплин учащиеся изучают: музыкальную грамоту, сольфеджио, музыкальную литературу, хоровое пение.

«За первое полугодие 1958-1959 года, учащиеся школы имеют следующие оценки: «отлично» 93 учащихся - 45%; «хорошо» 66 учащихся - 32%; «удовлетворительно» 146 учащихся - 22%. Оценки «4» и «5» имеют 78% учащихся» [2, л. 18].

Высокий уровень качества знаний выпускников детской музыкальной школы определил и высокий процент поступивших в средние специальные учебные заведения. Так, из 24 человек (два выпуска ДМШ) 13 человек поступили в музыкальные училища. В Ставропольское музыкальное училище поступили 2 человека (фортепиано). В музыкальное училище Ростова-на-Дону - 1 человек (баян). В музыкальное училище Нальчика - 10 человек (1 - фортепиано, 9 - баян). Приведенные данные свидетельствуют об особо успешной подготовке баянистов, тем не мене в документе указывается: «При наличии 84 учащихся в классе баяна при школе должно иметь прекрасный оркестр баянистов, который мог бы прославить школу. Но, к сожалению, оркестр не организован. А ведь это так полезно было бы для практики педагогов и самих учащихся» [2].

На наш взгляд, здесь высвечивается еще одна важная проблема регионального музыкального образования, это недостаточное понимание интегративной сущности музыкального образования, объединяющего музыкальное воспитание, обучение, развитие. Создание детских коллективов (инструментальные, хоровые, вокальные и др.) в учреждениях дополнительного музыкального образования выступает как действенное средство музыкального воспитания и музыкального развития учащихся. Участие в детских музыкальных коллективах способствует становлению музыкальной культуры учащихся, развитию музыкальных интересов, вкусов, развитию музыкального мышления, воображения, музыкально-творческих, исполнительских, слушательских и других музыкальных умений и навыков.

В сфере дополнительного музыкального образования в регионе остро стоит и кадровый вопрос, а именно отсутствие достаточного количества квалифицированных преподавателей. Следует отметить, что в учреждениях дополнительного музыкального образования региона практически нет преподавателей с высшим музыкальным образованием, а в сельских музыкальных школах, уровень образования преподавателей зачастую ограничивается музыкальной школой.

Существенным образом, сложившаяся ситуация начинает меняться к началу 70-х годов, с открытием музыкальных училищ в Минеральных Водах и Черкесске. В региональном музыкальном образовании в целом, и в сфере дополнительного музыкального образования в частности остро стоит вопрос недостаточной методической оснащенности преподавателей. В целях улучшения методической работы, в региональных учреждениях дополнительного музыкального образования организуются предметные цикловые комиссии, цель которых - оказание методической помощи преподавателям [3].

165

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

Резюмируя выше изложенное, мы можем очертить круг приоритетных задач в сфере регионального дополнительного музыкального образования, это: интенсификация музыкально-просветительской

деятельности учреждений дополнительного музыкального образования; количественный и качественный рост учреждений дополнительного музыкального образования в сельской местности; придание дополнительному музыкальному образованию всеобщего характера (расширение сферы дополнительного музыкального образования, создание вечерних музыкальных школ для взрослых); активное вовлечение в сферу дополнительного музыкального образования национальных кадров; решение кадрового вопроса, повышение уровня образования педагогических коллективов ДМШ; оптимизация учебной работы; большее внимание к проблемам музыкального воспитания учащихся; расширение и углубление методической оснащенности преподавателей детских музыкальных школ.

Таким образом, важнейшим структурным компонентом системы регионального музыкальнопедагогического образования стала сфера дополнительного музыкального образования. В процессе становления и развития усложнились цели дополнительного музыкального образования, от общего музыкально-эстетического развития личности до приобретения дополнительным музыкальным образованием всеобщего характера. Помимо острейшей проблемы подготовки кадров, получила решение и не менее значимая проблема - вовлечение в процесс регионального музыкального образования национальных кадров. Успешное функционирование системы регионального музыкально-педагогического образования потребовало пристального внимания к проблеме методической грамотности и методической оснащенности преподавательского состава в сфере дополнительного музыкального образования.

Список использованной литературы:

1. Государственный архив Ставропольского края (ГАСК). Ф. 3798. Оп.1.

2. Государственный архив Ставропольского края (ГАСК). Ф. 3797. Оп.1.

3. Калантарян Л.А. Становление системы музыкально-педагогического образования на Ставрополье. Национальная ассоциация ученых. IX международная научно-практическая конференция: «Отечественная наука в эпоху изменений». Екатеринбург. Часть 7. 4(9) 2015. С. 46-48.

© Л.А. Калантарян, 2015

166

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.