НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017
УДК 9.908/913.8
Борщик Наталья Дмитриевна, доктор исторических наук, профессор кафедры документоведения и архивоведения Таврическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», г. Симферополь
e-mail: [email protected]
СТАНОВЛЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ В XIX В.: К ПОСТАНОВКЕ
ПРОБЛЕМЫ
Аннотация. Устойчивое развитие аграрного производства и совершенствование всей сельскохозяйственной жизни населения в условиях рыночных реформ и хозяйственно-экономических трансформаций, вызванных интеграционными процессами, будет обеспечиваться созданием надлежащей системы сельскохозяйственного образования, обучения и просвещения в соответствии с государственно-общественными и региональными потребностями. В этом отношении изучение исторического опыта создания и функционирования сети сельскохозяйственных учебных заведений в дореволюционной аграрной России на рубеже XIX - XX вв. играет важную роль в осознании социальных, экономических, политических, культурных и иных потребностей общества.
Ключевые слова: Российская Империя, Таврическая губерния, сельскохозяйственное образование, социально-экономическое развитие.
Borschik Natalia Dmitrievna, Doctor of Science in history, Professor, Taurida Academy "Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky" e-mail: [email protected]
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017
FORMATION OF AGRICULTURAL EDUCATION IN THE TAVRIC GOVERNMENT IN THE XIX CENTURY: TO THE PROBLEM OF THE
PROBLEM
Annotation. Sustainable development of agricultural production and improvement of the entire agricultural life of the population in conditions of market reforms and economic and economic transformations caused by integration processes will be ensured by the creation of an appropriate system of agricultural education, training and education in accordance with state-social and regional needs. In this respect, the study of the historical experience of the creation and functioning of a network of agricultural educational institutions in pre-revolutionary agrarian Russia at the turn of the 19th and 20th centuries.Plays an important role in understanding the social, economic, political, cultural and other needs of society.
Key words: Russian Empire, Taurida Gubernia, agricultural education, social and economic development.
Актуальность исследования проблем профессионального образования определяется современными геополитическими условиями и вызовами времени: наметившееся в последнее время противостояние сверхдержав на практике оборачивается двусторонними экономическими санкциями и ограничениями на ввоз-вывоз товаров. В Российской Федерации уже в течение нескольких лет делается упор на «импортозамещающий» характер дальнейшего развития, что ведет к перестройке сельскохозяйственной отрасли, которая до сих пор занимает ведущее место в экономике и является основой продовольственной безопасности страны.
На сегодняшний день можно констатировать, что выбранная тематика является новаторской, в регионе практически нет подобных научных исследований гуманитарного профиля. В целом по России публиковались сочинения с освещением отдельных проблем профессионального образования
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017 [1], [2], [3]; обобщающих специальных работ, освещающих эволюцию регионального сельскохозяйственного образования не имеется.
Зачастую проблемы развития современного села и состояния АПК вызваны не только и не столько санкционными мерами, сколько недостаткомили отсутствием специалистов в области сельского хозяйства, способных аккумулировать исторический опыт, учитывать ценности культурного наследия и творчески их реализовывать. Поэтому естественно, что в настоящее время для развития АПК огромное значение приобретают вопросы эффективного кадрового обеспечения проводимых в сфере сельского хозяйства реформ. Одной из важнейших становится задача организации целенаправленного профессионального образования, обеспечивающего сельскохозяйственные предприятия и организации необходимыми им категориями работников.
Масштабность задач, связанных с реконструкцией и модернизацией кадровой индустрии сельскохозяйственной отрасли, требует программно-целевых решений по созданию организационно-управленческого механизма воспроизводства кадрового потенциала АПК в соответствии с быстро меняющимися потребностями рынка сельскохозяйственного труда.
Поэтому правомерно говорить о разработке единой политики в сфере сельскохозяйственного образования и модернизации аграрного сектора экономики. В этом отношении изучение и использование позитивного отечественного опыта развития сельскохозяйственного образования, накопленного в XIX - начале XX вв., вызвано настоятельной необходимостью ускоренного решения проблем российского села: качественной подготовки профессиональных кадров, обеспечения трудоустройства сельской молодежи и пр.
После возвращения Крыма в состав Российской Федерации в регионе началось активное развитие всех отраслей, в том числе и сельского хозяйства. Эффективное использование дотаций и субсидий, грамотное управление инвестициями, активное создание фермерских хозяйств может достаточно
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017 быстро превратить полуостров в один из самых успешных в агросфере регионов России. Но в Республике Крым, как и по всей России, остро ощущается нехватка специалистов сельскохозяйственных профессий: квалифицированные агрономы, ветеринары, зоотехники и пр. очень востребованы. На наш взгляд, создание сети среднеспециальных учебных сельскохозяйственных заведений будет содействовать скорейшему решению этой проблемы.
В связи с особым положением Крымского региона, вновь вошедшего в состав России в 2014 г., и правительственной политикой в сфере образования многие вопросы организации и деятельности дореволюционных учебных заведений актуальны и сегодня. В современном мире образование является одним из самых могущественных факторов общественного развития, во многом определяющим процессы модернизации.
Проводимая в настоящее время реформа образования в ряд приоритетных направлений включает и перестройку системы профессионального образования. Одним из перспективных направлений решения существующей проблемы может стать идея создания территориальных агропромышленных учебных заведений. Такое образовательное учреждение как системообразующий центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для АПК, объединяя ресурсы образовательных учреждений различного уровня: профессионального образования, научных, научно-производственных и иных коммерческих и некоммерческих организаций сельскохозяйственного профиля, вполне способен решать задачи по комплексному обеспечению «своей» территории необходимым количеством рабочих и специалистов среднего звена. Российский исторический опыт, в частности, создание сети специальных сельскохозяйственных училищ и школ в Таврической губернии, может оказаться полезным при разработке современных концепций профессионального образования, определении тенденций и путей его дальнейшего развития в регионе.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017 Многочисленные сельскохозяйственные училища и практические школы в Таврической губернииXIX-начала XX вв., как во всей Российской Империи, ставили своей целью не только распространять теоретические знания и практические навыки, но и вести большую воспитательную работу по сохранению культурного наследия региона и формированию патриотических чувств у юношей и девушек [4].
Известно также, что помимо профессиональной подготовки кадров для сельского хозяйства, практические школы и училища Таврической губернии на рубеже XIX - XX вв. стремились повысить общую агротехническую культуру региона: из собственных питомников и оранжерей продавали населению семена и саженцы высокоурожайных сортов, реализовывали свиней, овец, коров и пр. животных ценных пород.
Обучение в большинстве своем было бесплатным для воспитанников, которые жили на полном пансионе и получали денежное вознаграждение за свой труд, поэтому среди учеников были в основном дети беднейших слоев населения и сироты, из которых стремились вырастить не только «знающих с полными теоретическими и практическими сведениями садовников», но и выпускников, «полезных для общества и преданных Царю и Отечеству» [5].Практические школы и училищатакже оказывали содействие снижению общей социальной напряженности в регионе, например, революционные события 1917 г. и действия большевиков осуждали многие крымчане.
В этой связи изучение опыта создания и функционирования в Таврической губернии на рубеже XIX - XX вв. сети сельскохозяйственных училищ, практических школ садоводства, виноградарства, огородничества может способствовать пересмотру современных образовательных концепций в сторону развития подобных учебных заведений в регионе.
Для понимания важности и своевременности поставленной проблемы необходимо наметить решение ряда задач:
- собрать необходимую информацию о сельскохозяйственных учебных заведениях Таврической губернии к. XIX - нач. XX вв., перечислим некоторые:
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017 Императорский Никитский ботанический сад и Никитское училище садоводства и виноделия с Магарачским винодельным заведением; Обиточенское низшее сельскохозяйственное училище; Салгирская практическая школа садоводства, огородничества и виноделия; Лукьяновскаясельскохозяйственная школы 1-го разряда; Эйгенфельдское низшее сельскохозяйственное училище; Эйгенфельдское низшее женское сельскохозяйственно-домоводственное училище; низшая сельскохозяйственная школа в д. Байдары Ялтинского уезда Таврической губернии; Биюк-Ламбатская школа цветоводства, садоводства и огородничества Ялтинского уезда Таврической губерниии мн. др. [6];
- выявить предпосылки и причины открытия многочисленных учебных заведений и практических школ в Таврической губернии, проанализировать реформы в сфере сельскохозяйственного образования, изучить влияние образовательных учреждений аграрной направленности на общественно-политическую жизнь региона. Основное внимание, на наш взгляд, необходимо уделить истории повседневности: анализ состава обучающихся (предварительное образование, вероисповедание, национальность, возраст, происхождение и пр.), организация быта воспитанников (распорядок дня, питание, одежда и т.д.), учебно-воспитательная работа (педагогические кадры, расписание занятий, развлечения, трудоустройство^ т.п. [7]
Для региональной историографии исследуемая проблема имеет важное прикладное значение: есть возможность выявить новые источники, по объективным причинам не сохранившиеся в крымских архивохранилищах. Поэтому в источниковедческом плане значимым станет введение в научный оборот ценного корпуса уникальных по разнообразию архивных документов, содержащих информацию о социально-экономическом и политическом развитии Крымского полуострова. В свою очередь, выявленные документы могут стать основой для создания новых музейных и архивных экспозиций, экскурсионных маршрутов (Никитский ботанический сад, урочища Магарач, Салгир и пр.)
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017 Список литературы
1. Червякова Е.М. Источники по истории профессионального образования Тобольской губернии второй половины XIX - начала XX вв.: дис. ... канд. ист. наук. Тюмень, 2005. 23 с.
2. Книга М.Д. Дореволюционная историография о сельскохозяйственном просвещении// Вектор науки ТГУ. 2015. № 1 (31). С. 150-154.
3. Пичужкин Н.А. Низшее сельскохозяйственное образование во второй половине XIX века // Наука без границ. 2016. № 4 (4). С. 27-31.
4. Третьяков А.В. Общественное движение за развитие низшего сельскохозяйственного образования в России конца XIX-начала XX века// Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. Курск, 2014. №1 (29). [Электронный ресурс] URL: http: / / scientific -notes.ru/pdf/034-005.pdf. (дата обращения 06.07.2017 г.)
5. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 382. 0п.10 Д. 55. Л. 22 - 22 об.
6. См., например: РГИА. Ф. 1287. Оп. 12. Д. 465. 18 л.
7. См., например: РГИА. Ф. 382. 0п.10. Д. 22. 129 л.