УДК 021.7(470.51)
Л.Р.Вахрушева
СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Рассмотрено зарождение профессиональной подготовки библиотечных кадров в Удмуртской Республике. Выявлены учебные заведения, принимавшие участие в подготовке специалистов для библиотек, первые преподаватели специальных дисциплин, правила приема учащихся.
Ключевые слова: библиотечные специалисты, обучение библиотекарей, учебные планы, педагогические техникумы, первые выпускники.
Vakhrusheva Lydia Rufovna Becoming of professional preparation of the library specialists in the Udmurtian Republic
The formation of the library specialist’s training was considered in Udmurt Republic. In the scientific article were identified the educational institutions, which assisted in training for libraries, the first teacher of the special disciplines and the admission’s rules of students.
Keyword: library specialist, training of libraries, curricula, Teachers College, the first graduates.
Восстанавливать картину профессиональной подготовки специалистов для библиотек в Удмуртской республике крайне сложно из-за отсутствия материалов в архивах, поэтому данная тема практически не исследована. Удалось выявить, что подготовка кадров для библиотек республики начала активно проводиться в тридцатые годы прошлого столетия.
В начале 1930-х годов в стране происходит бурный рост библиотек, которым государство придавало немаловажное значение в культурном просвещении неграмотного населения России. По постановлению СНК РСФСР от 23 марта 1932 года организуются центральные районные библиотеки; открываются на крупных предприятиях, в совхозах, колхозах, а также детские и школьные библиотеки. В 1934 году в Удмуртской АССР насчитывалось 376 библиотек всех ведомств с книжным фондом 584300 экз. Из них по библиотекам отдела народного образования -189200 экз.; хозяйственных - 50800;
профсоюзных - 50000 экз.; учебных
заведений - 235690 экз.; изб-читален - 58610 экз. Насчитывалось 27 районных библиотек с книжным фондом 131680 экз., 6 городских совместно с республиканской с книжным фондом -39840 экз.; 4 сельских с книжным фондом 13500 экз.; 5 МТС с книжным фондом 10300 экз.; 3 заводских в отдельных районах Удмуртской республики с книжным фондом 15400 экз.[1].
Данная ситуация потребовала подготовки кадров в республике, т.к. в библиотеках отсутствовали профессионально подготовленные библиотечные специалисты. В 1934-1935 учебном году открылось библиотечное отделение в Ижевском педагогическом техникуме, куда было принято 33 человека на дневную форму обучения, здесь работали 25 преподавателей, один совместитель. Специалистов по библиотечному делу не было [2].
В следующем 1935-1936 учебном году снова проводился набор студентов на 1 курс (34 человека). На втором курсе из поступивших 33 человек осталось только 17 учащихся. Всего обучалось 51 человек. Но в 1936-1937 учебном году обучалось уже 58 человек. Обучение проводилось на русском языке. Работало 30 преподавателей, из них 20 постоянных, 10 совместителей.
В приказе № 17 от 20 октября 1936 года говорится: «Организацию книжных фондов» на I и II библиотечных групп вела Болотная Неоним Игнатьевна со вторым разрядом тарифной ставки 310 час.; «Библиографию» на II и III библиотечных группах вел Череменин Дмитрий Г еоргиевич по 1 разряду с тарифной ставкой 360 час., а с 15 февраля 1937 г. по приказу № 52 от 15.03.1937 его переводят штатным преподавателем в педагогический техникум. Уже в то время осознавали, что в библиотеках с детьми должны были работать специально подготовленные библиотечные специалисты.
На последнем курсе в III библиотечной группе преподавался курс «Работа с детьми» преподавателем Шемановой Анной Фёдоровной [3]. Обучение проводилось по учебным планам для нерусских педучилищ, которые разрабатывались библиотечным сектором Наркомпроса РСФСР. В текстовом отчете о работе педучилищ за 1936 - 1937 учебный год отмечалось, что при обучении учащихся, использовались различные методы обучения - рассказ, беседа, но лабораторных занятий не было.
В 1937 году первого июня состоялся первый выпуск библиотечных специалистов. Среди выпускников были Зезянов Степан Лионтьевич, который направлен на работу в Кулигинское РОНО в качестве заведующего районной библиотекой, в Яр направлена Ощепкова Любовь Васильевна - заведующей районной библиотекой, в Бемыж направлена на работу в качестве заведующей районной библиотекой Буркова
В начале 1938 года произошло разделение Ижевского педагогического техникума на два самостоятельных училища: педагогическое с отделениями школьным и физкультурным и дошкольное, в котором было два отделения, дошкольное и библиотечное. Библиотечное отделение имело 5 классов: два первых класса, два вторых класса, один третий класс. Занятия проходили в трудных условиях, не хватало классных комнат, не было кабинетов по библиотечному делу, не было условий для организации внешкольных занятий. Было всего 12 классных комнат, где должны были учиться учащиеся политпросветшколы, педагогического и дошкольного училищ (только в дошкольном училище было 25 классов).
Намеченный план набора был выполнен, но половина студентов училась плохо, успеваемость по отделению составляла 83%; в первых классах - 76%, во вторых - 89%, в третьих - 90%.
Среди учащихся проводилась большая воспитательная работа. Они систематически посещали спектакли русского и удмуртского театров, кино, экскурсии в музей им. Пастухова, типографию, художественную выставку. Проводились вечера
самодеятельности, музыкальные вечера, посвященные памяти композитора П.И. Чайковского. Работал библиотечный кружок. В библиотеке выписывали по 10 экземпляров газет «Егит большевик» и «Удмуртская правда», анализировалось чтение учащихся. В среднем каждый ученик прочитывал 11 книг.
В период Великой Отечественной войны практически прекратилось обучение в педагогическом училище на библиотечном отделении, сказались трудные годы в истории развития нашей страны.
Следующий этап развития
профессиональной подготовки библиотечных специалистов в республике связан с открытием в 1945 году библиотечного техникума, который многие годы готовил специалистов средней квалификации для работы в библиотеках Удмуртской республики.
Новые веяния, которые захлестнули развитие общества в конце ХХ столетия, потребовал и перестройки деятельности библиотечных учреждений. В библиотеках стали внедряться новые технологии. Библиотеки Удмуртии приобрели первые компьютеры, активизировались
международные связи, по-явилась необходимость в создании и обмене информации между странами. Для решения этих задач нужны были квалифицированные кадры. В 1991 году в республике на филологическом факультете Удмуртского государственного университета начинает осуществляться подготовка специалистов с высшим образованием.
Литература
1.ЦГА ф.738 оп.1 д. 410
2. ЦГА ф.738 оп. 1 д. 8
3. Городской архив ф. 51 о. 2 д. 4 с.6