Л.В. Муравьева
ИЗ ИСТОРИИ ТОМСКИМ ПЕДАГОГИЧЕСКИ! УЧИЛИЩ
Томская муниципальная полная средняя общеобразовательная школа №10
«Учреждение «бедное и молодое» по характеристике его руководителей. То и другое «не порок». Молодость - само уже богатство: и сладит не только со своей бедностью, и поможет ликвидировать ее во всем социалистическом обществе» [1]. Такой автограф оставил кар ком просвещения A.B. Луначарский в книге посещений Томского педагогического техникума и Дома просвещения в мае 1923 г.
Учреждение действительно к тому времени было очень молодо, так как учебный процесс в нем начался только 15 марта 1923 года.
Вопрос об организации среднею учебного заведения для подготовки учителей начальных классов перед местными властями ставился неоднократно.
В конце декабря 1919г. был организован Томский губернский отдел народного образования. Встала задача открытия школ, детских садов, библиотек. Кадров же для них катастрофически не хватало, в связи с чем стали открываться курсы. Были открыты они в г. Мариинске Томской губернии. В 1920 г. педагогические курсы здесь окончили 24 человека, в 1921 г. уже 32.
В Мариинске работал и политтехиикум, где было 3 отделения: сельскохозяйственное, кооперативное, педагогическое. Большинство учащихся последнего составляли выпускники курсов. В течение 1921 - 1922 гг. в Томске поднимался вопрос о переводе педагогического отделения в Томск, что было обоснованно. Во-первых, здесь легче можно было решить вопрос с кадрами преподавателей, так как в Томске работали два вуза, это был центр губернии. Во-вторых, для размещения рассматривались здания: Дома науки П.И. Макушина, Дома просвещения, Пироговского училища и Учительского института. В одном из докладов указывалось, что надо было организовать техникум еще в 1919 г. на базе Учительского института. В-третьих, в 1922 г. было открыто финансирование. В центре считали, что в Томске уже функционирует татарский педагогический техникум, а о нем только еще шли разговоры.
Вот почему был решен вопрос о переводе будущих учителей из Мариинска в г. Томск. Они везли с собой весь незамысловатый скарб: 30 парт, 3 стола, 2 шкафа, кровати, лари, кипятильники, сельскохозяйственный инвентарь, сбрую для лошади, кузнечно-слесарные инструменты и библиотеку [2].
10 февраля мариинцы прибыли, разместились в здании Учительского института. В быстром темпе провели ремонт, разгрузили багаж и разместили все по местам, подключено было электричество.
15 февраля 1923 г. был объявлен прием в Томский педагогический техникум. Основными условиями были: 7-летнее образование, возраст с 15 лет и старше, здоровье. Учеба была рассчитана на 4 года.
Ровно через месяц, 15 марта 1923 г., занятия начались. В этот день прошел первый педсовет, но котором был избран завуч, составлено и утверждено расписание уроков и расчасовка по предметам.
Первым директором Томского педагогического техникума был назначен Эрнст Эмильевич Юккер, приказом № 219 от 9 декабря 1922 г. Швед по национальности, хорошо знавший и преподававший английский язык, он в июне 1922 г. работал инструктором п/о совпроса губоно по 14 разряду; в августе 1922 г. - заведовал школьным отделом, в октябре был назначен зав. Домом просвещения с совмещением прежней работы и руководством методическим объединением.
Первоначально на руководство техникумом было выделено 6 тыс. р. в год, т.е. 500 р. в месяц. Конечно, этой суммы не хватало, но начало было сделано. На следующий год количество учащихся возросло. В декабре 1923 г. в нем было уже 160 учащихся, из них - 48 юношей. В разные годы в техникуме изучалось от 27 до 35 и более предметов. Помимо общепринятых (русского языка, литературы, математики) были - сельское хозяйство, различные методики, а с 1924 г. - краеведение. В этом году техникуму был передан педагогический музей [3].
В каждой группе избиралось по 3 человека, которые отвечали за учебу, посещаемость, общественную работу. Подобное самоуправление вводилось не только в группах, но и во всем учебном заведении.
По национальному составу техникум был неоднороден. Костяк составляли русские, кроме них учились латыши, эстонцы, татары и др. Сохранился список преподавателей за июль 1923г., в нем 18 человек. Вот некоторые из них: Васильев - завуч и математик, Попов - физик, Марков -географ, Макухин - историк и культуролог, Девятое - вел Конституцию РСФСР, Игнатьев -
Л. В. Муравьева. Из истории томских педагогических училищ
пение, И1 натовская - ИЗО, Ноги - психологию,
Михалев - гигиену, Паршин - физкультуру [4].
Конечно, состав преподавателей менялся, но были и такие, кто работал не г.ми, а десятилетиями. Менялась структура. Так, в 1933 г. в нем были отделения: школьное, дошкольное, физкультуры и спорта, детского комдвижения, белорусское. Последнее не приживается, вместо ком-движения будет отделение пионервожатых. Дважды будет самостоятельным дошкольное отделение, а отделение ФК и спорта ядром открывшегося одноименного факультета в ТТПИ. Одно время даже существовало отделение народов Севера.
В 1924 г. у русского педтехникума появился брат в лице Сибирского тюрко-татарского педтехникума. Правда, в названии одно время было еще и киргиз., но оно вскоре исчезло. Появление этого техникума было закономерным. Во-первых, вот уже почти 400 лет прошло с тех пор, как князь эуштинских татар Тоян, перейдя под главенство русского царя, предложил свои земли для строительства военного форпоста, которому было дано название - Томск. Во-вторых, если смотреть на карты Томской губернии, округа, области, то мы увидим множество населенных пунктов с татарскими названиями. В-третьих, если не хватало учителей в русских школах, то татарских было вообще единицы.
До революции мусульманских мальчиков, как правило, учил мулла читать «Коран», изучать арабскую вязь. Девочек на дому обучала жена муллы молитвам. В первые годы встал очень остро вопрос об учителях национальных школ. Вот почему через 2 г., в 1924 г., был открыт этот техникум и просуществовал 32 года. Первые два года (1924-1926) - оба техникума мирно жили на одной площадке Учительского института. Вместе столовались, да и директор был один - Э.Э. Юк-кер.
В татарский педтехникум, так запросто его называли в народе, учились татары и чуваши, киргизы и таджики, одним словом, те, кто исповедовал Ислам.
В 1926 г. техникуму предоставили «свое» здание в Заистоке, где он пробыл большую часть своего существования (с 1926 г. по 1941 г., с 1945 г. по 1949 г.). В 1949 г. он был реорганизован, а в 1956 г. ликвидирован. Последние группы татарского техникума заканчивали учебный курс в русском педучилище.
Директорами этих учебных заведений были:
В русском техникуме-училище-колледже
Э.Э. Юккер с 1922 г., Карнаушевский - 1933-1933 гг., Бекетов (временно исполняющий обязанности) 1937 г.,
И. С. Огарков - 1939-1942 гг.,
Веревкин (временно исполняющий обязанности)
1940 г.,
A. С. Балакина - 1943-1953 гг.,
B. М. Истомин - 1953 г., Солдатова,
Л/. С. Романовский, А.. А. Подкадова, Гесь.
В Татарском техникуме-училище с 1924 г.
Э.Э. Юккер (по совместительству),
3. С. Гейсин,
X. Искандаров,
И.Д. Валеев,
Ю.Ш. Делжамов,
Ш. Шамсутдинов,
Х.Х. Найков,
Н.М. Найкова,
Засловская.
Конечно, это не совсем полный список. Штат преподавателей был тоже интересен... Многие работали и в том и в другом техникуме, даже тогда, когда они располагались на разных площадках. Многие из них были выпускниками томских вузов, некоторые получили образование в других городах. Пришли в школы преподаватели из дореволюционных гимназий, а в годы войны эвакуированные в Сибирь.
Более 30 лет в татарском техникуме проработал Г.Г. Гайфутдинов. Он вел сельское хозяйство и одновременно работал завучем. Его любовно называли «Абый». Его супруга М.А. Комкова окончила этот техникум в первом наборе, затем курсы в Москве и всю жизнь проработала с мужем, ведя русский и татарский языки. О В.А. Поздняковой ходила молва, что она учитель от Бога. Не имея своих детей, она всю любовь, ласку, знания отдавала им - учащимся двух техникумов. Уроки музыки и пения вели Е. Иволина и Л. Аносов. Они учили играть на струнных инструментах, петь русские и татарские песни, прививали культуру, на традициях и обычаях старались роднить учеников.
В разное время в русском техникуме и училище работали: Ю.И. Иконникова, Л.М. Подгор-нов, З.М. Болотова, Ф.М. Мальгин, А.П. Вагра-лик, Е.Р. Смолич, А.Я. Восгриков, Г.П. Осоки-на, Н. Козлова (бывший секретарь ОВ ВЛКСМ) и многие другие.
Среди них были свои музыканты и певцы, танцоры и поэты. Преподаватель ИЗО - Г.Л. Ба-калдина писала превосходные стихи, посвящая их выпускникам, учителю, Томску, природе. И даже когда серьезно болела, диктовала их своим питомцам.
М.А. Комкова мечтала написать книгу о татарском педучилище, но, к сожалению, не успела. Ее наказ выполнили другие.
Среди окончивших есть академики и доктора наук, доценты вузов. Например, А.К. Каю-мов - академик, геолог, В.А. Зибарев - профессор, д.и.н., В.М. Горячева - зав. кафедрой в ЫГУ. Многие стали кадровыми военными: Л.П. Грун-дан после русского педучилища окончил Тамбовское военное училище и академию им. Жуковского в Москве, а преподавал в Монинском военно-летном училище. По званию - полковник; Г.Ф. Юсупов разведчик, всю жизнь работал в органах КГБ в Узбекистане.
Но все-таки подавляющее большинство выпускников стали директорами школ и учителями. Среди них много награжденных орденами, медалями, значком «Отличник просвещения».
В годы Великой Отечественной войны училища продолжали работать теперь уже по другим адресам: на Степановке, в школах № 5 и 7, в общежитиях, бывшем д/д № 16 (ул. Р. Люксембург, 13) и т.д. Более 40 человек ушли на фронт из татарского училища, из русского - больше. К сожалению, полных списков нет, но эта работа не прекращается.
В 1939 г. группа юношей из 5 человек прошли от Томска до Тайги в противогазах. А когда вернулись, директор перед строем всех учащихся сказал, что был уверен, что они станут хорошими учителями, а теперь, если понадобится, и защитниками Родины.
Нелегкая судьба у них. Один раненым попал в плен к немцам, во время пыток ему отрезали уши. Умер, но не выдал, где располагался партизанский отряд.
Директор русскою педучилища В.М. Истомин встретил войну на границе, отступал долго на Восток, а потом гнал немцев до окончания войны. Пришлось воевать ему и на Дальнем Востоке. В Томск вернулся только в 1947 г.
М.З. Назыров командовал Башкирской кавалерийской дивизией, был ранен. После войны работал на ответственных должностях Башкирии.
A.M. Акуджин служил в авиации дальнего действия. Ранен, награжден, последние годы жил в Ташкенте.
3. Латыпова ушла на фронт с 3-го курса. Досталось, как и всем, немало. После войны окончила училище и всю жизнь посвятила детям.
B. Кондратьев учился в русском педучилище, немного работал, а когда пошел на фронт, то, вручая ему оружие, взводный дал ему и старенький фотоаппарат «Зенит». Сказал кратко: «Снимай войну». А как? На снимках, которые экспонировались на фотовыставках в школах г. Томска, кинотеатре им. М. Горького мы видим: «Атака», «Обед на пепелище», «Переправа», «Отдых между боями», «Трофей» и многое дру-
гое. Более 600 кадров фотопленки, разрешенных цензурой, привез с войны этот фотокорреспондент.
Он вернулся с войны в училище, выйдя на пенсию, - работал в «Томскрссгаврации». Говорят, что готовится к изданию его фотоальбом
о войне.
С.Г. Абдрашитов, окончив татарский техникум, работал учителем, директорствовал, воевал на Дальнем Востоке, учил детей трудовым навыкам . Вышел на пенсию, проработав 50 лет в школе.
P.C. Рахметова - выпускница довоенных лет. Учительствовала в сельской школе, где были татары, русские, немцы. Но эта хрупкая с виду женщина умела находить к каждому дорожку. В 1961 г. ей посчастливилось встречать в Москве первою космонавта Ю.А. Гагарина. И до сих пор ее можно встретить в школах и ДТЮ.
Таких примеров можно привести множество.
В самом начале техникумы работали по программам, присылаемым из центра. Они не всегда подходили. Приходилось что-то исправлять, додумывать, чтобы это было приемлемо.
В борьбе за качество подготовки педагогических кадров большую роль играли методические комиссии. В их обязанности входило подготовить и усовершенствовать учебные поланы и программы, упорядочить систему учета, проверки знаний, улучшить качество переподготовки учителей. В основном мегодкомиссии объединяли учителей русского языка и литературы, математики, естествознания, педпрактики.
В 1935 г. по распоряжению центра методические бюро и объединения были распущены и эта работа поручалась отдельным преподавателям под контролем педсовета. Но это не привелось и все вернулось на круги своя. В 1947 г. было уже 7 методкомиссий. К прежним прибавились военно-физкультурная и музыкальная.
Изменялась работа МО и в более позднее время.
В каждом училище был утвержден своей распорядок дня, но по многим пунктам они были схожи, сохранился распорядок за 1936 г.:
подъем в
зарядка
чай
сбор в аудитории уроки
каждый урок по 50 мин. +10
обед
мертвый час
культотдых
самостоятельная работа преподавателей свободное время
7.00,
7.15-7.30, 8.00-8.30, 8.55,
9.00-15.00, мин. перемена, 15.00-16.00, 16.00--17.00, 17.00-19.00, и консультации 19.00-22.00, 23.00-24.00.
Л.В. Муравьева. Из истории томских педагогических училищ
Все успехи и неудачи в информации «Легкой кавалерии» [6]. Согласно уставу учебный корпус открывался ровно в 8.00 утра. До конца учебы одежда из раздевалки не выдавалась. Введено было дежурство. За каждой аудиторией закреплена группа. В аудиторию входили только перед началом занятий. Категорически запрещалось в учебное время ходить по кабинетам, заниматься посторонними делами [7].
Сохранились списки тех, кто учился только на «хорошо» и «отлично» [8].
Для проведения педпрактики была своя базовая школа им. Ушинского. Практиканты татарского училища уезжали на практику в села и деревни и привозили отчеты, где говорилось не только о работе их в школе, но и о том, какую практическую помощь они оказали колхозу.
Родившись, по сути дела, от курсов, училища продолжали курсовую систему. В разные годы работали 2-, 3-, 4-, 7-, 8-, 10-месячные курсы для учителей начальных классов, русского языка и литературы, физкультуры, математики, дошкольного воспитания, преподавателей для ФЗО и ШКМ.
В воспитании подрастающего поколения большую роль играла общественная работа (1923 г.): это - участие в месячнике Просвещения, когда ребята со своего опытного поля продали все цветы, а вырученные деньги передали обществу друзей ребенка и на комплектование библиотеки. Основу библиотечного фонда составили книги, привезенные из Мариинска, 8 подвод из реального училища. А всего их было в русском училище 10 тыс. экземпляров. 500 томов - научных и политических изданий, немного художественной литературы, а остальное - учебники. В татарском училище библиотека состояла из книг медресе, закрытых мечетей, учебников.
В 50-е гг. фонд был объединен и в дальнейшем многие издания пропали. Кроме книг, в библиотеке и читальных залах можно было почитать газеты и журналы, в том числе: «Правду», «Рабочую газету», «Красное знамя», «Крокодил», «Безбожник», «Прожектор» и др. В настоящее время библиотека педколледжа располагает литературой по всем предметам, методпособиями, словарями, энциклопедиями и т.д.
Коллективы училищ принимали активное участие в выборных компаниях, переписи населения, сборе материалов для музеев. К сожалению, ныне в педучилище музей не работает, а о татарском училище есть экспозиция в музее «Заисток» школы № 10.
В воспитании культуры, нравственности, любви к Родине большую роль играли кружки, которые начали функционировать с самого начала. Первоначально их было 15. С течением времени
одни прекращали свою работу, другие продолжали. Так, в 1924 г. был духовой оркестр, позже кружки струнных инструментов, баянистов. При училищах были хоровые коллективы, драматические кружки. Им было по плечу ставить спектакли по произведениям A.C. Пушкина, А.П. Чехова, М. Горького. На их же плечи ложилась подготовка и проведение вечеров к знаменательным датам. Были свои агитаторы. В 70-80-е гг. в педучилище работали кружки художественного чтения , умелые руки, краеведения, хореографии и многие другие. Одно время даже был свой клуб, устроенный на заимке. В момент передачи церкви под клуб в 1924 г. ему же досталось 9 парчовых риз, 3 бархатных, 1 шелковая, набедренные пояса, плащаница, серебряные тарелки, сосуды, ковши, ложки, купель, подсвечники, фонари, церковные книги, иконы [9], 4 колокола в 15, 3, 3 пуда и 30 фунтов. Самый маленький использовался на сельскохозяйственной ферме. Остальные были переданы Доб-рофлоту и пожарникам [10].
Коллективы педтехникумов и училищ входили в спортивное общество «Спартак» и могли заниматься в любой секции: конькобежной, волейбольной, баскетбольной, спортивной гимнастики, теннисной, легкой атлетики, ручного мяча и др. Традиционно проводились курсы, спартакиады. В училищах были свои мастера спорта, разрядники, судьи. За спортивные успехи и в том и в другом было много награжденных грамотами и дипломами, а также переходящим Красным знаменем
[11]. Накануне войны в ТПУ было 266 значкистов ПВХО - 1 ступени, 6 - II ступени, ГСО - 74, ГТО, БГТО - 24; ворошиловских стрелков - 293, ворошиловских водников - 2. Многие имели по 3-5 значков [11].
Уделялось внимание и труду. С самого начала все работали на земле, выделенной техникумом, а она была немалой - 344,62 десятины; 276,62 десятины леса, 60 десятин покос, 10 десятин было выделено под огороды и усадьбу. До революции эти земли принадлежали владельцам Харченко и Пу-довикову. Находились земли к югу от р. Ушайки и тянулись до Спасского (Коларовского) тракта длиной в 3,5 и шириной в 1 версту. На этой земле, в районе с. Заварзино, было 5 домов для жилья, дачные домики, сараи, погреба. До линии железной дороги 1,5 версты, а до учебных корпусов - 3. На этой земле было размещено учебное поле (для опытов), цветник, огород, скотный двор (10 коров, 6 телят, 10 овец, 10 ягнят), большая пасека
[12]. В 1924 г. ферма была переведена на хозрасчет. Существовала она в предвоенные, военные и послевоенные годы. Сейчас эти земли находятся в ведении АО «Степановское».
Это подсобное хозяйство было очень необходимым, так как большинство детей были из сельской
честности и они знали, что вернутся, в большинстве своем, обратно. Кроме того, как было сказано в самом начале - учреждение бедное, да и ученики по бытовым понятиям были бедняки. Многие жил? к общежитиях на Киевской. 40; Горького 35. 37, 39; Фрунзе, 24; позже на Лермонтова, 6(1; а сейчас ча Усова, В 1940 I. в общежитии было 33 комнаты. Первоначально столовались из общего котла. На каждого было положено: 2 фунта картофеля, 4 золотника лука, 4» золотников моркови и столько же свеклы, 1 фунт капусты [13]; 2 фунта хлеба, 40 золотников мяса, 6 золотников масла.
Техникум многим оказывал материальную помощь в виде отрезов на юбки, брюки, нижнее белье. Иногда давали платки и головные уборы, пальто, костюмы [14].
В годы Великой Отечественной войны дети военнослужащих и инвалидов 1-й и 2-й групп освобождались от платы за обучение, Ежедаевно они получали талоны на завтрак, обед и ужин в столовой «Томторга». Хлебные карточки хранились у классных руководителей, а хлеб выдавали сразу на месте.
Для организации помощи семьям военнослужащих в училищах были созданы специальные комис-
сии. В их состав входили представители профкома, комитета ВЛКСМ. Учащиеся получали стипек-дию, некоторые - повышенную.
Русское и татарское педучилища были на виду и выполняли возложенные на них задачи своевременно и с хорошими результатами.
За 32 г. существования из стен татарского пед-техиикума получили путевки в жизнь, по подсчетам завуча Г.Г. Гайфутдинова, - 170 молодых специалистов, разъехавшихся по необъятным просторам Сибири и Дальнего Востока. Двое из них (Ф.Г. Урманчеева и М.Н. Мустаева) и ныне работают в шкоде № 10 г. Томска.
Русское училище выпустило более 20 тыс. специалистов со всех отделений. Большинство из них позже окончили вузы, стали директорами, завучами, учителями в школах, воспитателями в детских домах и садах, заняли руководящие посты в больших и малых организациях.
У каждого из нас был свой неповторимый первый учитель, научивший читать, писать, считать, открывший нам окружающий мир и прививший любовь к Родине. Недаром говорится: «Учителями славится Россия. - Ученики приносят славу ей!»
Литература
1. Альбом «Нарком A.B. Луначарский в Томске 22-24 мая 1923 г.». - Изд-е Томского Губпросснаба.
2. ГАТО. Ф.Р-28. Оп. 1. Д. 38. Л. 42-43.
3. ГАТО. Ф.Р-28. Оп. 1.Д. 153. Л. 78.
4. ГАТО. Ф.Р-28. Оп. 1. Д. 380. Л. 233.
5. ГАТО. Ф.Р-756. Оп. 5. Д. 5. Л. 3; Д. 10, 69.
6. ГАТО. Ф.Р-756. Оп. 2. Д. 1. Л. 31.
7. ГАТО. Ф.Р-756. Оп. 2. Д. 1. Л. 20; Оп. 5, Д. 83, Л. 47.
8. ГАТО. Ф.Р-28. Оп. 1. Д. 380. Л. 126, 165.
9. ГАТО. Ф.Р-28. Оп. 1. Д. 379. Л. 330,
10. ГАТО. Ф.Р-756. Оп. 1. Д. 33. Л. 13.
11. ГАТО. Ф.Р-751. Оп. 5. Д. 75. Л. 905.
12. ГАТО. Ф.Р-28. Оп. 1. Д. 380. Л. 107.
13. ГАТО. Ф.Р-756. Оп. 5. Д. 82. Л. 34.
А. Г. Тучков
К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ В ТОМСКЕ ПЕРВОГО СИБИРСКОГО ТЮРКО-ТАТАРСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА
Томский государственный педагогический университет
В начале 1920-х гг. в Томске остро стояла проблема подготовки национальных педагогических кадров. Существующие в городе педагогические заведения готовили в основном преподавателей для русских школ. Национальные школы испытывали нехватку квалифицированных педагогов из своей среды. В связи с этим томские губернские и городские власти стали проводить полити-
ку, направленную на создание учебных заведений по подготовке учителей для национальных и прежде всего татарских школ.
Обосновывая необходимость открытая учебных заведений для подготовки национальных учительских кадров, Губернский отдел народного образования (Губоно) и Томский совет национальных меньшинств (Совнацмен) отмечали,