Научная статья на тему 'К истории создания в Томске первого Сибирского тюрко-татарского педагогического техникума'

К истории создания в Томске первого Сибирского тюрко-татарского педагогического техникума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the history of the foundation of the First Siberian turk-tatar pedagogical technical school in Tomsk

Preconditions of opening a national turk-tatar pedagogical technical school in Tomsk in the 20-s and its activity during the first years of the existence are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «К истории создания в Томске первого Сибирского тюрко-татарского педагогического техникума»

честности и они знали, что вернутся, в большинстве своем, обратно. Кроме того, как было сказано в самом начале - учреждение бедное, да и учгника по бытовым понятиям были бедняки. Многие жили к общежитиях на Киевской. 40; Горького 35. 37, 39; Фрунзе, 24; позже на Лермонтова, 6(1; а сейчас чм Усова, В 1940 I. в общежитии было 33 комнаты. Первоначально столовались из общего котла. На каждого было положено: 2 фунта картофеля, 4 золотника лука, 4» золотников моркови и столько же свеклы, 1 фунт капусты [13]; 2 фунта хлеба, 40 золотников мяса, 6 золотников масла.

Техникум многим оказывал материальную помощь в виде отрезов на юбки, брюки, нижнее белье. Иногда давали шхатоси и головные уборы, пальто, костюмы [14].

В годы Великой Отечественной войны дети военнослужащих и инвалидов 1-й и 2-й групп освобождались от платы за обучение. Ежедневно они получали талоны на завтрак, обед и ужин в столовой «Томторга». Хлебные карточки хранились у классных руководителей, а хлеб выдавали сразу на месте.

Для организации помощи семьям военнослужащих в училищах были созданы специальные комис-

сии. В их состав входили представители профкома, комитета ВЛКСМ. Учащиеся получали стипендию. некоторые - повышенную.

Русское и татарское педучилища были на виду и выполняли возложенные на них задачи своевременно и с хорошими результатами.

За 32 г. сущес твования из стен татарского пед-техиикума получили путевки в жизнь, по подсчетам завуча Г.Г. Гайфутдинова, - 170 молодых специалистов, разъехавшихся по необъятным просторам Сибири и Дальнего Востока. Двое из них (Ф.Г. Урманчеева и М.Н. Мустаева) и ныне работают в шкоде № 10 г. Томска.

Русское училище выпустило более 20 тыс. специалистов со всех отделений. Большинство из них позже окончили вузы, стали директорами, завучами, учителями в школах, воспитателями в детских домах и садах, заняли руководящие посты в больших и малых организациях.

У каждого из нас был свой неповторимый первый учитель, научивший читать, писать, считать, открывший нам окружающий мир и прививший любовь к Родине. Недаром говорится: «Учителями славится Россия. - Ученики приносят славу ей!»

Литература

1. Альбом «Нарком A.B. Луначарский в Томске 22-24 мая 1923 г.». - Изд-е Томского Губпросснаба.

2. ГАТО. Ф.Р-28. Оп. 1. Д. 38. Л. 42-43.

3. ГАТО. Ф.Р-28. Оп. 1.Д. 153. Л. 78.

4. ГАТО. Ф.Р-28. Оп. 1. Д. 380. Л. 233.

5. ГАТО. Ф.Р-756. Оп. 5. Д. 5. Л. 3; Д. 10, 69.

6. ГАТО. Ф.Р-756. Оп. 2. Д. 1. Л. 31.

7. ГАТО. Ф.Р-756. Оп. 2. Д. 1. Л. 20; Оп. 5, Д. 83, Л. 47.

8. ГАТО. Ф.Р-28. Оп. 1. Д. 380. Л. 126, 165.

9. ГАТО. Ф.Р-28. Оп. 1. Д. 379. Л. 330.

10. ГАТО. Ф.Р-756. Оп. 1. Д. 33. Л. 13.

11. ГАТО. Ф.Р-751. Оп. 5. Д. 75. Л. 905.

12. ГАТО. Ф.Р-28. Оп. 1. Д. 380. Л. 107.

13. ГАТО. Ф.Р-756. Оп. 5. Д. 82. Л. 34.

А. Г. Тучков

К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ В ТОМСКЕ ПЕРВОГО СИБИРСКОГО ТЮРКО-ТАТАРСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА

Томский государственный педагогический университет

В начале 1920-х гг. в Томске остро стояла проблема подготовки национальных педагогических кадров. Существующие в городе педагогические заведения готовили в основном преподавателей для русских школ. Национальные школы испытывали нехватку квалифицированных педагогов из своей среды. В связи с этим томские губернские и городские власти стали проводить полити-

ку, направленную на создание учебных заведений по подготовке учителей для национальных и прежде всего татарских школ.

Обосновывая необходимость открытая учебных заведений для подготовки национальных учительских кадров, Губернский отдел народного образования (Губоно) и Томский совет национальных меньшинств (Совнацмен) отмечали,

А. Г. Тучков. К истории создания в Томске..

что данная необходимость диктуется условиями поднятия общего экономического состояния и культурного уровня национальных меньшинств Томской губернии [1].

В статье, основанной на архивном материале, рассматривается начальный период организации в г. Томске первого Сибирского порко-татарс-кого педагогического техникума.

Работа по созданию в Томске пбрко-тагарс-кого педагогического техникума (он вошел в историю под названием первый Сибирский тюрко-татарский педагогический техникум) развернулась осенью 1922 г. В ноябре 1922 г. состоялось первое организационное собрание, на котором рассматривались вопросы, связанные с планом работы псдтехникума, с созданием методической комиссии и учебной программы на 1923 г. Техникум должен был открыться 1 января 1923 г. в составе 2 подготовительных отделений [2]. Базой для создания тюрко-татарского педтехникума, как указывалось в документах, должно было стать имущество и оборудование закрытой в 1921 г. тюрко-татарской семинарии, которая существовала в Томске с 1917 г. Преподавательский состав нового педтехникума должен был состоять из преподавателей-татар бывшей семинарии, а также из профессиональных педагогов. В момент организации техникума исполняющим обязанности директора был назначен председатель Совнацмена З.С. Гайсин, его помощником - М.Б. Шатилов. Предполагалось выделить под техникум помещение одной из бывших женских гимназий г. Томска [3].

Тюрко-татарский педагогический техникум (он же именовался в документах и как татаро-киргизский педагогический техникум) должен был осуществлять подготовку учителей-татар дня сельских татарских школ Томской губернии. Однако ему придавалось значение и как учебному заведению, призванному готовить профессиональные национальные учительские кадры не только для Томска и губернии, но и для всей Сибири. В техникум должны были приниматься дета татар, киргизов, шорцев, алтайцев и других национальностей, хорошо владеющих татарским языком и проживающих в Сибири. Обучение должно было проводиться на татарском языке [4]. Учащиеся техникума получали общее педагогическое образование. Предполагалась и серьезная сельскохозяйственная подготовка. Выпускники техникума распределялись по сельским школам и, помимо педагогической деятельности, должны были заниматься в селах аграрными вопросами. Для сельскохозяйственной практики, которая включала в себя огородничество, пчеловодство, скотоводство и зерновое хозяйство, был намечен участок - земли бывшего женского монастыря на разъезде Прсд-

теченском: «Ключи» - 220 десятин земли. Финансирование техникума должно было осуществляться за счет как бюджетных средств, выделяемых центром, так и за счет выделения специальных стипендий губернскими исполкомами [5]. Программа обучения включала такие предметы, как естествознание, татарский язык, русский язык и русскую литературу, математику, обществоведение, искусствоведение, физическое воспитание [6].

Вся подготовительная работа по открытию техникума была завершена к январю 1923 г. Были составлены сметы расходов на содержание техникума и выплаты стипендий учащимся, учебные планы и программы. Однако в связи с недофинансированием, нехваткой оборудования и отсутствием помещения, тюрко-татарский педагогический техникум не был открыт в намеченный раннее срок - 1 января 1923 г. Его открытие отложили до начала следующего учебного года -октябрь 1923 г. Начинается долгая межведомственная переписка по вопросам финансирования техникума. За этот период пересматриваются все сметы расходов на ею содержание, программы обучения и условия принятия учащихся. В новую учебную программу входили следующие предметы: татарский язык и татарская литература, татарский язык в системе общего языковедения, русский язык, национальная колониальная политика советской власти, этнография, история народов Востока и их революционное движение. Арабский язык не планировался как специальный курс изучения, а параллельно изучался с татарским языком [7].

Более четко была проведена возрастная дифференциация учащихся. Техникум планировали открыть с двумя подготовительными отделениями. В первое подготовительное отделение набирали учащихся в возрасте от 12 до 14 лет, окончивших 1-ю ступень национальных сельских школ и не владеющих русским языком. Во второе подготовительное отделение набирались учащиеся в возрасте от 13 до 15 лет, которые окончили 4-летнее обучение, и умеющие читать и писать по-русски [8]. Финансирование работы техникума возлагалось на Сибирский отдел народного образования, Томский государственный исполнительный комитет, а также на Мариинс-кий и Кузнецкий уезды, Анджеро-Судженский и Кольчугинекий районы, Прокопьевск и Кемерово. Эти районы должны были также послать для обучения своих учащихся, обеспечив их предварительно бельем, одеждой и обувью [9]. Часть средств выделял Омский исполнительный комитет, который также направлял на обучение в Томск своих учащихся [10].

Между тем ситуация с открытием в Томске тюрко-татарского педагогического техникума ос-

хавалась серьезной. Несмотря на ряд мер. принятых томскими властями с целью обеспечения финансирования техникума, Томск элих средств не пап.чил и в 1923 г. Более того, была поставлена под вопрос сама целесообразность открытия техникума. В июле 1923 г. за подписью начальника Главного профессионального образования (Глав-профобр) пришла директива, в которой указывалось: «На основании... сообщений о невозможности в ближайшем будущем открыть тюрко-та гар-ский педагогический техникум, Главпрофобр исключает это заведение из Вашей губернской сети профессиональных учебных заведений» [10]. В данной ситуации томские власти предпринимали все возможные таги по ликвидации сложившейся ситуации. Большую работу проводил З.С. Гайсин. Будучи председателем совета национальных меньшинств, он вел активную переписку с губернскими и краевыми исполкомами о необходимости выделения для техникума финансовых средств, обращался в центральные бюро чувашской, еврейской, украинской национальностей для поддержки инициативы по организации техникума [11]. В результате активных мер, принятых Томским гу-бисполкомом, советом национальных меньшинств и губернским отделом по делам национальностей (Губнац), к октябрю 1923 г. были изысканы средства для обеспечения работы техникума. З.С. Гайсин сообщал в Главпрофобр, что средства на содержание тюрко-татарского педагогического техникума выделяются из бюджетов сибирских губерний. Смета расходов на содержание техникума составляла 33 947 р. Таким образом, было обеспечено финансирование техникума, который должен начать работу с января 1924 г. [12].

В декабре 1923 г. состоялось заседание Коллегии томского отдела иародтюги образований. Главный вопрос, вынессшшй ка обсуждение. -открытие в Томске Первою Сибирского чюрко-татарского педагогически О техникума. С токла-дом выступал З.С. Гайсин. Ко.хшия постановила: 15 января 1924 г. открыть в Томске тюрко-татарекий педагогический техникум, оповестить об этом все губернские и уездные отделы народного образования [13]. Техникум открывался в составе двух подготовительных отделений (около 100 учащихся) с расчетом, что на следующий учебный год он сможет принять дополнительно еще 30 35 учащихся [14]. Под техникум планировали выделить помещения, расположенные в здании бывшей духовной семинарии, которые до этого занимала пехотная школа, или здание 25 военного госпиталя. Так или иначе, проблема с помещениями оставалась открытой.

Занятия в техникуме начались 15 января 1924 г. Однако в связи с отсутствием помещений тюрко-татарский педагогический техникум начал свою работу как тюрко татарское отделение при Томском педагогическом училище (русский педагогический техникум). Директором отделения был временно назначен директор педагогического училища. Совместное существование двух учебных заведений продолжалось до 192.6 г. В 1926 -1927 гг. тюрко-татарскнй педагогический техникум выделяется как самостоятельное учебное заведение. В 1949 г. он вновь сливается с русским педагогическим училищем. В 1955-1956 гг. тюрко-татарский педагогический техникум производит последний выпуск учащихся.

Литература

1. Материалы об открытии в Томске тюрко татарского педагогического техникума // ГАТО. Ф.Р-28, Оп. 1. Д. 1258. Л. 2.

2. Там же. Л. 2.

3. Там же. Л. 7, 7 об., 11.

4. Там же. Л. 28, 57.

5. Там же. Л. 24, 28,

6. Там же. Л, 24.

7. Там же. Л. 98.

3. Материалы об организации школ, краткосрочных курсов и техникумов для национальных меньшинств // ГАТО. Ф.Р-28. Оп. 1. Д. 1277. Л. 15.

9. Там же. Л. 15.

10. Материалы об открытии в Томске тюрко-татарского педагогического техникума // ГАТО. Ф.Р 28, Оп. 1. Д. 1258. Л, 14.

11. Там же. Л. 80.

12. Переписка о штатах Губнаца, об открытии в Томске тюрко-татарского педагогического техникума // ГАТО. Ф.Р 28. Оп. 1. Д. 1283. Л. 11,12,13.

13. Материалы об открытии в Томске тюрко-татарского педагогического техникума // ГАТО. Ф.Р 28. Оп. 1. Д. 1258. Л. 81, 82-86.

14. Материалы об организации школ, краткосрочных курсов и техникумов для национальных меньшинств // ГАТО. Ф.Р-28. Оп. 1. Д. 1277. Л, 15, 16.

15. Там же. Л. 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.