Научная статья на тему 'Деятельность Стерлитамакского областного библиотечного техникума (1937-1941 гг. )'

Деятельность Стерлитамакского областного библиотечного техникума (1937-1941 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ТЕХНИКУМ / ПОЛИТИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / LIBRARY TECHNICAL COLLEGE / POLITICAL AND EDUCATIONAL SCHOOL / LIBRARY EDUCATION / HISTORICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремина Анастасия Игоревна

В статье, на основе архивных материалов, раскрывается деятельность Стерлитамакского областного библиотечного техникума с 1937 по 1941 гг. Освещается его богатый позитивный опыт в подготовке специалистов. Проанализированы особенности учебного плана, программы учебного заведения, а также методов и приемов преподавания предметов; раскрыты содержание, формы и технологии подготовки библиотечных работников. Большое внимание уделено развертыванию материальной базы техникума, его структурным подразделениям. Проанализированы анкетные материалы преподавателей и студентов. Рассматриваются особенности организации нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITIES OF STERLITAMAK REGIONAL LIBRARY TECHNICAL COLLEGE (1937-1941 YRS.)

On the basis of archival materials the article reviews the activities of Sterlitamak regional library technical college from 1937 to 1941 yrs. Its rich positive experience of the specialists’ training is covered. Its curriculum, educational programs as well as teaching methods and techniques were explored. The content, forms and technologies of library workers training were revealed. Much attention was paid to material base development of the college, its structural departments. The teachers’ and the students’ personal data were analyzed. Moral, physical, occupational and esthetical education of the students was examined.

Текст научной работы на тему «Деятельность Стерлитамакского областного библиотечного техникума (1937-1941 гг. )»

Еремина А. И.

Деятельность

СТЕРПИТАМАКСКОГО ОБЛАСТНОГО БИБЛИОТЕЧНОГО ТЕХНИКУМА (1937-1941 гг.)

УДК 378.036 (470.57)

ББК 78.34р21192Рос.Баш-2Сте)

В статье, на основе архивных материалов, раскрывается деятельность Стерлитамакского областного библиотечного техникума с 1937 по 1941 гг. Освещается его богатый позитивный опыт в подготовке специалистов. Проанализированы особенности учебного плана, программы учебного заведения, а также методов и приемов преподавания предметов; раскрыты содержание, формы и технологии подготовки библиотечных работников. Большое внимание уделено развертыванию материальной базы техникума, его структурным подразделениям. Проанализированы анкетные материалы преподавателей и студентов. Рассматриваются особенности организации нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания учащихся.

Ключевые слова: библиотечный техникум; политико-просветительная школа; библиотечное образование; историко-педагогическое исследование.

A. I. Eremina

The activities of sterlitamak

regional library technical college

(1937-1941yrs.)

On the basis of archival materials the article reviews the activities of Sterlitamak regional library technical college from 1937 to 1941 yrs. Its rich positive experience of the specialists' training is covered. Its curriculum, educational programs as well as teaching methods and techniques were explored. The content, forms and technologies of library workers training were revealed. Much attention was paid to material base development of the college, its structural departments. The teachers' and the students' personal data were analyzed. Moral, physical, occupational and esthetical education of the students was examined.

Key words: library technical college; political and educational school; library education; historical and pedagogical research.

Происходящие реформы в сфере библиотечного образования: переход к электронным технологиям, создание комплексных автоматизированных систем, формирование и использование электронных баз данных и многое другое — коренным образом изменили роль библиотек в обществе и всю систему подготовки библиотечного работника. В связи с этим возникает необходимость пересмотра места и роли библиотечного образования в системе профессионального образования1. На наш взгляд, накопленный опыт в организации библиотечной работы в советский период может быть актуален в настоящее время. С нашей точки зрения, целостное обобщение и систематизация передового опыта позволит сформировать научную основу для объективной оценки современного состояния библиотечного дела и определения тенденций его совершенствования. В данном контексте большой интерес представляет деятельность Стерлитамакского областного библиотечного техникума.

Библиотечный техникум (на сегодняшний день Уфимский колледж библиотечного дела и массовых коммуникаций) является одним из старейших профессиональных учебных заведений Башкирии. Вот уже около 80-ти лет он хранит историческую преемственность передового педагогического опыта, качественно готовит специалистов для школ, внешкольных, дошкольных организаций и органов народного образования.

Бурный рост библиотек в 30-е годы обусловил большую потребность в подготовке среднего библиотечного персонала, а также необходимость в создании специального учебного заведения для реализации этих целей на территории Башкирской АССР. Областной библиотечный техникум (его еще называли политико-просве-тительным) изначально планировалось создать в Уфе на базе республиканской библиотеки. Но ввиду отсутствия специального для него помещения было принято решение организовать учебное заведение в Стерлитамаке, где 1 ноября 1937 года состоялось его торжественное открытие.

Целью учебного заведения являлась подготовка библиотечных работников для обслуживания села, края, области (инструкторов для домов социальной культуры, заведующих библиотеками, читальными клубами передвижными фондами, избами-чи-тальнями, и т. д.).

В библиотечный техникум принимались лица в возрасте от 15 до 25 лет с общеобразовательной подготовкой в объеме неполной средней школы (семи классов) без физических недостатков, препятствующих ведению библиотечной работы.

При поступлении абитуриентам необходимо было сдать следующие экзамены: по русскому или родному языку (устно и письменно), арифметике (устно и письменно), алгебре (устно и письменно), геометрии (устно), Конституции СССР (устно),

1 Уфимский колледж библиотечного дела и массовых коммуникаций: Время и судьбы. / Под. общ. ред. И. И. Махмутова, В.А. Тулебаева и др. Уфа: «Уфимский полиграфкомби-нат». 2007. С. 3.

географии (устно). Окончившие библиотечный техникум получали диплом и обязаны были проработать не менее 5 лет по специальности1.

В техникуме было открыто 2 отделения: по работе с взрослыми и детьми. Необходимо отметить, что учебное заведение занималось подготовкой специалистов не только для русских, но и национальных библиотек. Поэтому набор производился в разные группы: русскую, татарскую, башкирскую, марийскую, чувашскую и т. д. Обучение составляло 3 года.

Формами обучения были: дневная, заочная, вечерняя, экстернат. Экстернат давал право лицам, не имеющим образования, но желающим учиться, получить его в порядке самостоятельного изучения и сдачи учебных дисциплин в короткие сроки. Испытания могли проводиться после триместров или в конце года. Такая система образования позволяла за минимальный период времени готовить специалистов для того, чтобы как можно быстрее восполнить нехватку в библиотечных кадрах.

Также во многих городах и районах были открыты консультативные пункты заочного отделения библиотечного техникума. Это позволяло территориально объединить заочников для индивидуальных и групповых занятий (не менее 15 человек). Они организовывались при центральных библиотеках, педагогических училищах, средних школах и т. д.

Для техникума было отведено помещение политико-просветительной

1 Национальный архив Республики Башкор

2 Национальный архив Республики Башкор

школы. В материальном и хозяйственном руководстве учебные заведения были едины. Между школой и техникумом был составлен договор, где были прописаны обязательства между двумя сторонами. Так, школа предоставляла техникуму 5 классных комнат и право на проведение занятий с 2-х часов дня до 8-ми вечера. Техникум обязывался вносить ежемесячную плату за пользование школьным инвентарем, освещением, предоставлять часть топлива для центрального отопления и многое другое1. Наряду с положительными моментами были и отрицательные. Так, например, множество групп не умещались в нескольких комнатах, в связи с этим техникуму отвели дополнительное помещение.

Учебный план библиотечного техникума состоял из 3-х циклов дисциплин: общественно-политический (история, Конституция СССР, ленинизм, экономическая география), общеобразовательный (русский и иностранный язык, литература, математика, физика, химия) и специальный (организация книжного фонда, библиография и комплектование, методы работы с читателями, педагогика и психология).

Количество дисциплин на курсах составляло от 12 до 15. Наибольшее количество часов (за весь период обучения) отводилось на следующие дисциплины: русский язык — 433 ч., библиотечную практику — 417 ч., литературу — 400 ч., математику — 392 ч., историю — 345 ч., библиографию и

ш (НА РБ) Ф. Р -798. О. 1. Д. 4560. Л. 91. ш (НА РБ) Ф. Р -798. О. 1. Д. 4560. Л. 91.

комплектование — 270 ч., педагогику — 150 ч. Не менее важными дисциплинами были физкультура — 123 ч. и военное дело — 170 ч.1

Основной формой организации учебных занятий являлся урок с постоянным составом студентов. Учебные занятия проводились в виде лекций, практических и лабораторных работ. Продолжительность урока составляла 50 минут.

Расписание составлялось с учетом всех методических и физиологических рекомендаций. Так, например, всегда учитывалось чередование трудных и легких предметов. Такие предметы, как физкультура и военное дело, всегда проводились в конце учебного дня, поскольку физические нагрузки всегда утомительно сказывались на мыслительной деятельности учащихся, что приводило к плохому усвоению учебного материала.

Во время проведения практических и лабораторных занятий допускалось объединение уроков. Помимо этого, учебный план предусматривал проведение дополнительных занятий с отстающими студентами, индивидуальные и групповые консультации. На них отводилось по 4 часа в шестидневку2.

Изучение предметов проходило по линейной системе. Она позволяла учащимся освоить большой объем материала без возвращения к пройденному. Безусловно, это приводило к сокращению количества часов на изучение темы, но в то же время сказыва-

лось на знаниях учащихся, поскольку материал давался поверхностно.

Большое значение придавалось составлению предметных программ. В них подробно преподаватели расписывали количество часов на каждую тему, цели, задачи, формируемые умения и навыки, понятия, которыми должны овладеть ученики, список литературы и т. д.

В программу по литературе входило изучение произведений русских, западноевропейских, национальных поэтов и писателей (А. С. Грибоедов, И. А. Крылов, А. С. Пушкин; У. Шекспир, И. Гете, Г. Уэллс); студенты башкирской и татарской группы изучали творчество Г. Давлетшина, М. Гафури, Г. Тукая, Ф. Карима и др.), анализ творчества народов мира: поэзии, музыки, танца, искусства, в которых из поколения в поколение передавались ценности, воззрения, идеалы каждого народа. Особое внимание обращалось на изучение различных литературных жанров: рассказ, новелла, повесть, роман, драма, трагедия; литературных стилей: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм3.

В курс организации книжного фонда входило ознакомление и изучение различного рода литературы: книг, журналов, газет, карт, атласов; составление картотек по алфавиту.

Поскольку в обязанность библиотекаря, помимо выдачи книг, входила просветительная деятельность по обучению и воспитанию читателей, боль-

1 НА РБ. Ф. Р -798. О. 1. Д. 4512. Лл. 1- 2.

2 НА РБ. Ф. Р -798. О. 1. Д. 4511. Лл. 56-57.

3 НА РБ. Ф. Р -798. О. 1. Д. 4512. Лл. 104-107.

шое значение придавалось педагогике. Курс педагогики был представлен следующими разделами: история педагогики, теория воспитания и обучения, дидактика. Особое внимание уделялось рассмотрению задач, методов и способов обучения.

Также учебный план предусматривал прохождение студентами библиотечной практики, которая начиналась со 2 курса. На нее отводилось наибольшее количество часов из всех предметов. Она подразделялась на «наблюдательную» и «активную». Во время «наблюдательной» практики студенты знакомились со школами, читальными клубами, передвижными фондами, избами-читальнями, с их внутренним уставом, наблюдали за ходом работы библиотекарей и т. д. На «активной» практике студенты пробовали себя в роли библиотекаря: работали с читателями, выдавали книги, проводили лекции и семинары по библиотечному делу. Таким образом, наравне с теоретической подготовкой студенты получали хорошую практическую подготовку.

В связи с нарастанием военной опасности и угрозы Второй мировой войны в учебный план было введено военное дело. Данная дисциплина включала такие учебные предметы, как строевая, стрелковая, лыжная, санитарная, тактическая подготовка, ПВХО (противовоздушная и противохимическая оборона), военная топография (отрасль топографии, изучающая способы и средства получения информации о местности в интересах боевой деятельности войск), устройство вооруженных сил СССР,

ПВС (противовоздушные силы).

Помимо данных предметов, большое место в учебном плане отводилось рисованию, черчению и пению. Так, на уроке рисования и черчения студенты занимались лепкой частей тела человека и животных; вырезанием листьев, различных растений; срисовыванием с натуры, вычерчиванием различных геометрических фигур, изготовлением стенных газет, обложек классного и литературного журнала, вывесок, карт, диаграмм, плакатов. Это способствовало выработке у будущих библиотекарей красивого почерка, а также умения правильно и красиво оформлять книжные выставки и уголки, что тоже входило в деятельность библиотекаря.

Для того чтобы заинтересовать учеников и вызвать у них интерес и активность к предмету, преподаватели старались использовать как можно больше разнообразных методов и приемов. На каждом уроке применялся комплекс следующих методов: наглядно - иллюстративный, лекцион -но-сократический, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, метод беседы, исследовательский метод.

Будущему библиотекарю необходимо было научиться правильно и красиво говорить. Для этого на уроках русского и родного языка много внимания уделялось письменным работам, таким, как сочинения, изложения, диктанты, рефераты, аннотирование. Помимо этого, студенты постоянно разучивали наизусть различные стихи, скороговорки, осваивали технику выразительного чтения. Такого вида

работы позволяли развить мыслительные процессы и обогатить речь учащихся.

Большое внимание уделялось методике работы с различного рода литературой. Так, например, в работе с газетой применялись следующие методы: подчеркивания, вырезки, составление тематического альбома и т. д. Таким образом преподаватели старались сформировать у студентов навыки сознательного чтения, умения выделять главное в тексте, правильно вести конспект, работать с иллюстрациями, сопоставлять, сравнивать, обобщать. Все это было важным в работе библиотекаря.

При решении различных учебно-воспитательных вопросов в учебном заведении широко применялись передовые идеи таких известных педагогов, как Н. К. Крупская, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко. Они продолжали развивать великое наследие дореволюционных русских и зарубежных педагогов: К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, Я. А. Коменского, Д. Дьюи и т. д.1

Огромное значение придавалось целостному воспитанию будущих библиотекарей. В основе нравственного воспитания студентов лежала коммунистическая идеология, которая провозглашала формирование таких качеств поведения, как добросовестность, ответственность, порядочность, вежливость по отношению к другим, справедливость, честность, искренность и многое другое.

Наряду с этим, формировалась культура здорового образа жизни. Большое значение стало придаваться развитию физкультуры и спорта. В связи с этим, помимо физкультуры, во всех учебных заведениях, в том числе и библиотечном техникуме, проводились массовые мероприятия (конкурсы, спартакиады) по различным видам спорта, организовывались спортивные кружки и т. д. Необходимо отметить, что техникум не раз завоевывал призовые места.

Трудовое воспитание осуществлялось через привлечение студентов к работе на огороде, в саду, по уходу за скотом. Так, при библиотечном техникуме был организован огород (для выращивания овощей) и сад (с фруктовыми и ягодными деревьями). Студенты вместе с преподавателями ухаживали за почвой, деревьями, цветами, строили парники и теплицы, выращивали овощи и фрукты. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает цветочная оранжерея, созданная при техникуме. В ней насчитывалось более тысячи различных красивых цветочных сортов. Среди них розы, ромашки, хризантемы, пионы — трудовая деятельность способствовала формированию у студентов таких качеств, как выносливость, сила и самостоятельность .

В библиотечном техникуме применялась различная система поощрений и наказаний. За хорошую успеваемость и дисциплину каждый месяц студентов премировали благо-

1 Аминов Т. М. Библиотеки дореволюционного Башкортостана: историко-куль-турологический аспект // Педагогический журнал Башкортостана. 2010. № 5. С. 168.

дарственными письмами, почетными грамотами, денежными премиями, одеждой, канцелярскими принадлежностями (тетради, ручки, карандаши), книгами и многим другим.

Помимо поощрений, была выработана система наказаний. Она применялась к тем студентам, которые пропускали занятия без уважительной причины. К таким наказаниям относились: замечание от учителя, выговор (предупреждение), строгий выговор (от директора), исключение1.

Большое внимание преподавателями уделялось эстетическому воспитанию учащихся. Оно осуществлялось как в урочной деятельности, так и во внеучебное время. Студенты должны были приходить на урок чистыми, опрятными, следить за порядком и чистотой в помещениях. Помимо этого, организовывались выезды на природу, преподаватели старались приобщить студентов к красоте лесов, полей, отдельных природных объектов или явлений. Для этих же целей создавались музыкальные, танцевальные и художественные кружки. Все это, безусловно, способствовало развитию и обогащению внутреннего мира учащихся.

Совместно с преподавателями студенты устраивали различные концертные вечера. Они обычно были приурочены к юбилейным датам великих поэтов и писателей, различным праздникам и событиям. Так, были

проведены литературные вечера, посвященные памяти А. С. Пушкина, М. Горького, В. В. Маяковского, дню рождения В. И. Ленина, И. В. Сталина. Такие мероприятия, на наш взгляд, способствовали раскрытию природных талантов учащихся.

Среди студентов было много отличников, общественников, представителей профкома, агитаторов, хороших организаторов, таких, как Т. Карелина, М. Баширова, Г. Лазарев и др. Многие из них продолжили свое обучение в высших учебных заведениях, стали известными библиотекарями, заведующими, директорами образовательных учреждений.

По социальному происхождению студенты были из семей крестьян, колхозников, служащих, рабочих. Они приезжали из разных районов: Аургазинского, Алыпеевского, Аскинского, Благоварского,

Ишимбаевского и т. д.2 Все поступающие обеспечивались общежитием и стипендией.

При библиотечном техникуме была открыта большая библиотека. Она постоянно пополнялась различными книгами, газетами, учебно-ме-тодическими пособиями. Источники пополнения были разными: покупка, пожертвования и т. д. Особенно много было литературы по специальности: «Методы работы инспектора политпросветработы» (Егодин), «Библиотечная техника» (Кленов),

1 Аминов Т. М. Организация педагогического процесса государственных педагогических учебных заведений Башкирии в конце XIX- начале XX века // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. 2004. № 2. С. 60.

2 НА РБ. Ф. Р -798. О. 1. Д. 4513. Л. 7.

«Основы политпросветработы»

(Крупская), «Организация передвижных библиотек в колхозах и совхозах» (Потапов), «Газета и библиотека» (Слуховский) и др. Помимо этого, выписывались журналы «Красный библиотекарь»; «Культработа в совхозах и колхозах»; «Коммунистическое просвещение». Как видим, руководство всячески старалось восполнить нехватку учебных пособий для нормальной и бесперебойной работы учебного заведения1.

В техникуме работал дружный преподавательский коллектив из 12 человек. Все были выпускниками таких высших учебных заведений, как Учительский институт имени Герцена, Московский педагогический институт иностранных языков, Казанский педагогический институт, Московский государственный Библиотечный институт2. Преподаватели систематически повышали свой образовательный

уровень и квалификацию. Помимо этого, многие занимались научной деятельностью, писали статьи, выпускали книги, ездили в командировки, где обменивались опытом с коллегами из других учебных заведений.

Таким образом, деятельность Стерлитамакского библиотечного техникума, безусловно, имела положительное значение не только для Башкирской АССР, но и для страны в целом. За весь рассматриваемый период руководству удалось проделать немалую работу, чтобы заложить фундамент для дальнейшего развития и совершенствования всей системы библиотечного образования, эффективно подготовив работников, полностью отвечающих задачам своего времени. В 1941 году в связи с началом Великой Отечественной войны техникум временно закрыли. Через несколько лет работа учебного заведения была возобновлена в Уфе3.

Список литературы

1. Аминов, Т. М. Организация педагогического процесса государственных педагогических учебных заведений Башкирии в конце XIX — начале XX века / Т. М. Аминов / / Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. —

2004. - № 2. - С. 57-75.

2. Башкирская энциклопедия. Под. ред. М. А. Ильгамова. В 7 т. — Уфа: Научное из-во «Башкирская энциклопедия», 2005. - Т. 1. - 624 с.

3. Уфимский колледж библиотечного дела и массовых коммуникаций:

Время и судьбы. / Под. общ. ред. И. И. Махмутова, В. А. Тулебаева и др. — Уфа: «Уфимский полиграфкомбинат».

2007. - 224 с.

4. Национальный архив Республики Башкортостан (НА РБ). Ф. Р -798. 0.1. Д. 3741.

5. НА РБ. Ф. Р -798. 0.1. Д. 4511.

6.НА РБ. Ф. Р -798. 0.1. Д. 4512.

7. НА РБ. Ф. Р -798. 0.1. Д. 4513.

8. НА РБ. Ф. Р -798. 0.1. Д. 4560.

1 НА РБ. Ф. Р -798. О. 1. Д. 3741. Лл. 5, 9, 19, 21, 23.

2 НА РБ. Ф. Р -798. О. 1. Д. 4560. Лл. 28, 153.

3 Башкирская энциклопедия. Под. ред. М. А. Ильгамова. В 7 т. Уфа: Научное из-во «Башкирская энциклопедия», 2005. Т.1. С. 455.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.