Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ'

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная идентичность / профессиональная приверженность / профессиональный маргинализм / курсанты и слушатели / ведомственная образовательная организация / professional identity / professional commitment / professional marginalized / cadets and trainees / departmental educational organization

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хлоповских Юлия Геннадьевна, Савицкий Николай Михайлович

В статье представлена общая характеристика становления профессиональной идентичности у будущих специалистов силовых ведомств. Цель работы изучение профессиональной идентичности и профессионального маргинализма у обучающихся образовательных организаций МЧС России и МВД России. Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение, систематизация научных данных по проблеме исследования), эмпирические (опросный); методы качественного и количественного анализа данных. В работе отражено значение профессиональной идентичности и профессиональной приверженности для продуктивной деятельности специалистов сферы безопасности жизнедеятельности и правоохранительной сферы. В результате эмпирического исследования выявлены некоторые особенности сформированное™ отдельных компонентов профессиональной приверженности (аффективности, активности и стабильности) и профессионального маргинализма обучающихся образовательных организаций МЧС России и МВД России на разных этапах обучения. Анализ динамики изучаемых показателей от первого курса к пятому также позволил заключить, что выявленные изменения незначительны и носят случайный характер. Однако общие тенденции формирования профессиональной идентичности в процессе учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов силовых ведомств носят негативный характер (повышается уровень профессиональной активности, аффективное™ и профессионального маргинализма).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хлоповских Юлия Геннадьевна, Савицкий Николай Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a general characteristic of the formation of professional identity in future specialists of security agencies. The aim of the work is to study the professional identity and professional marginality of students of educational organizations of the Russian Emergencies Ministry and the Ministry of Internal Affairs of Russia. Research methods: theoretical (analysis, synthesis, synthesis, systematization of scientific data on the problem of research), empirical (survey), methods of qualitative and quantitative analysis of data. The work reflects the importance of professional identity and professional commitment for the productive activities of life security and law enforcement professionals. As a result of empirical research, some peculiarities of formation of individual components of professional commitment (affectivity, activity and stability) were revealed The Ministry of Emergency Situations of Russia and the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation at various stages of their training. The analysis of the evolution of the indicators studied from the first to the fifth year also led to the conclusion that the changes identified were small and random. However, the general trends in the formation of professional identity in the course of the educational and professional activities of future specialists in the security agencies are negative (the level of professional activity, affectivity and professional marginalization is increasing).

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

2. Земляков, Д.В. Особенности интеграции очных и онлайн-форм обучения в системе общего образования / Д.В. Земляков, O.A. Карпушова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер. «Педагогические науки». -2021. -№10 (163). - С. 73-80

3. Кузьмина, Н.В. Акмеологические технологии профессионального образования: монография / Н.В. Кузьмина, Н.М. Жаринов, E.H. Жаринова. - Российская акад. образования. Санкт-Петербург: Центр стратегических исследований, 2016.-387 с.

4. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека / Н.Д. Левитов. - М.: Просвещение, 1964. - 342 с.

5. Нижегородцева, Н.В. Проблемы системогенеза учебной деятельности: монография / Н.В. Нижегородцева, Е.В. Карпова, Н.П. Анисимова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. - 420 с.

6. Попов, Л.М. Психологическая готовность к профессиональной деятельности и методы ее формирования / Л.М. Попов, Н.М. Пучкова, П.Н. Устин // Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. - 2015. - Т. 157, Кн. 4. - С. 215-224

7. Спиридонова, С.Б. Психологическая готовность студентов к автономной и совместной деятельности в процессе онлайн-обучения /С.Б. Спиридонова, O.A. Карпушова // Гуманитарные науки. - 2021. - № 1 (53). - С. 145-151

Психология

УДК 378.095

кандидат психологических наук, доцент Хлоповских Юлия Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России» (г. Железногорск); кандидат исторических наук, доцент Савицкий Николай Михайлович Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский институт МВД России» (г. Воронеж)

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ В

ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье представлена общая характеристика становления профессиональной идентичности у будущих специалистов силовых ведомств. Цель работы - изучение профессиональной идентичности и профессионального маргинализма у обучающихся образовательных организаций МЧС России и МВД России. Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение, систематизация научных данных по проблеме исследования), эмпирические (опросный); методы качественного и количественного анализа данных. В работе отражено значение профессиональной идентичности и профессиональной приверженности для продуктивной деятельности специалистов сферы безопасности жизнедеятельности и правоохранительной сферы. В результате эмпирического исследования выявлены некоторые особенности сформированности отдельных компонентов профессиональной приверженности (аффективности, активности и стабильности) и профессионального маргинализма обучающихся образовательных организаций МЧС России и МВД России на разных этапах обучения. Анализ динамики изучаемых показателей от первого курса к пятому также позволил заключить, что выявленные изменения незначительны и носят случайный характер. Однако общие тенденции формирования профессиональной идентичности в процессе учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов силовых ведомств носят негативный характер (повышается уровень профессиональной активности, аффективности и профессионального маргинализма).

Ключевые слова: профессиональная идентичность, профессиональная приверженность, профессиональный маргинализм, курсанты и слушатели, ведомственная образовательная организация.

Annotation. The article presents a general characteristic of the formation of professional identity in future specialists of security agencies. The aim of the work is to study the professional identity and professional marginality of students of educational organizations of the Russian Emergencies Ministry and the Ministry of Internal Affairs of Russia. Research methods: theoretical (analysis, synthesis, synthesis, systematization of scientific data on the problem of research), empirical (survey), methods of qualitative and quantitative analysis of data. The work reflects the importance of professional identity and professional commitment for the productive activities of life security and law enforcement professionals. As a result of empirical research, some peculiarities of formation of individual components of professional commitment (affectivity, activity and stability) were revealed The Ministry of Emergency Situations of Russia and the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation at various stages of their training. The analysis of the evolution of the indicators studied from the first to the fifth year also led to the conclusion that the changes identified were small and random. However, the general trends in the formation of professional identity in the course of the educational and professional activities of future specialists in the security agencies are negative (the level of professional activity, affectivity and professional marginalization is increasing).

Key words: professional identity, professional commitment, professional marginalized, cadets and trainees, departmental educational organization.

Введение. Развитие личности определяется реализуемой деятельностью; в старшем юношеском и зрелом возрасте, прежде всего, - деятельностью профессиональной. Именно профессиональная принадлежность, как производная соответствующего вида деятельности и неотъемлемый компонент представлений взрослого человека о себе, обусловливает особенности направленности, идентичности, ментальности личности.

Осознание своей принадлежности к определенной профессии, положительная модальность в отношении к ней, высокая оценка важности и общественной значимости своего дела имеют существенное значение не только для развития и удовлетворения потребностей самой личности, но и для реализации потребностей общества.

Итогом профессиональной социализации личности, предполагающей становление профессионального «Я», выступает профессиональная идентичность, определяемая H.A. Перинской как «усвоение индивидом определенных профессиональных знаний, навыков, умений, накопление профессионального опыта, овладение стандартами, ценностями, языком профессионального сообщества, приобщение к соответствующей субкультуре» [5, С. 209].

Профессиональная идентичность состоит в «отождествлении себя с конкретной профессией и профессиональным сообществом» [1, С. 3], выступает важнейшим механизмом социализации личности, формируется в процессе жизнедеятельности и общения с окружающими, является результатом познания себя, своих психических свойств, психологических качеств, способностей, а также является необходимым условием эффективного выполнения деятельности. При этом человек проецирует собственные качества, способности на профессиональную деятельность [7].

Становление профессиональной идентичности продуцируется стремлением личности соотнести свои цели, ценности, потребности с внешним миром и профессиональным сообществом. Если особенности и направленность субъекта не согласуются с требованиями профессии, возникают внутриличностные конфликты. Соответственно, формирование профессиональной идентичности существенно затрудняется или становится невозможным, что обусловливает проявление профессионального маргинализма - позиции, противоположной относительно профессиональной идентичности.

Изложение основного материала статьи. Проблема профессиональной идентичности занимает существенное место в работах современных психологов и педагогов. При этом однозначной научной позиции относительно генезиса и места профидентичности в системе других личностных образований на данном этапе не существует. Так, согласно З.В. Ермаковой, профессиональную идентичность целесообразно рассматривать в рамках личностного подхода - как вид самоидентичности, предполагающий тождественность идеального и реального образов профессионала. В противовес этому Н.Л. Иванова, Е.В. Конева акцентируют социально-психологический подход, отмечая связь профессиональной идентичности с принятием группового членства и позитивным отношением к нему [2].

Согласно Ю.П. Поварёнкову, профессиональную идентичность выступает критерием профессионального развития, свидетельствующим о качественных и количественных особенностях принятия человеком себя как профессионала; конкретной профессиональной деятельности как способа самореализации и удовлетворения потребностей; системы ценностных норм, характерных для данной профессиональной общности [6].

Е.П. Ермолаева рассматривает профессиональную идентичность как компонент личностной идентичности, обеспечивающий успешную профессиональную адаптацию. Профессиональная идентичность выступает результатом развития личности в профессиональной сфере, причем достижение этого результата возможно при довольно высоких уровнях овладения профессией.

Не останавливаясь более детально на разных позициях исследователей относительно сущности и родовой привязанности профессиональной идентичности к тем или иным психологическим структурам, отметим: на наш взгляд, рассмотрение профессиональной идентичности как разновидности самоидентичности вполне обоснованно и позволяет говорить о включенности профессиональной идентичности в более широкую систему - профессиональное самосознание, представляющей собой форму отражения и переживания человеком своего профессионального статуса. В обоих подходах к рассмотрению профессиональной идентичности - с позиций личности (как компонента самосознания) и с позиций социальных связей личности с профессиональной группой - акцентируется оценка себя и своего места в профессии через рефлексию, через процесс осознания и интроекции внешних оценок индивида как специалиста, как представителя определенной профессиональной группы [7].

В понимании сущности и места профессиональной идентичности в структуре личности мы опираемся на позицию Л.Б. Шнейдер [8], которая определяет профессиональную идентичность как реализацию личностной и социальной идентичности в профессиональной сфере.

Будучи интегративным феноменом, профессиональная идентичность объединяет элементы и черты профессионального самосознания и личностной идентичности личности, является результатом отождествления и одновременно дифференциации себя с профессиональной деятельностью и профессиональным сообществом.

Основанное на идентификации себя с профессией, включенности, эмоциональном принятии, чувстве долга перед профессией, психологическое отношение индивида к профессиональной деятельности понимается как профессиональная приверженность. А.И. Калашников, С.А. Минюрова выделяют следующие компоненты профессиональной приверженности: аффективность, устойчивость, профессиональная активность, профессиональная нормативность, профессиональная идентификация [4].

С целью изучения профессиональной приверженности будущих специалистов сферы безопасности жизнедеятельности и правоохранительной сферы проведено исследование, в котором приняли участие 322 курсанта и слушателя Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России (СПСА МЧС) и Воронежского института МВД России (ВИ МВД): 188 первокурсников (98 курсантов СПСА МЧС и 90 - ВИ МВД) и 134 слушателей V курса (44 обучающихся СПСА МЧС и 90 - ВИ МВД).

Для изучения профессиональной идентичности и профессионального маргинализма применялся «Опросник профессиональной приверженности» (А.И. Калашников, С.А. Минюрова [4]; модификация Ю.Г. Хлоповских), позволяющий оценить выраженность ряда компонентов профессиональной приверженности - аффективности, активности и стабильности, а также профессионального маргинализма обучающихся. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Дифференцированные группы курсантов и слушателей I и V курсов по уровню выраженности компонентов

профессиональной приверженности (в %)

Группы ВИ МВД ВИ МВД СПСА МЧС СПСА МЧС

обучающихся I курс V курс I курс V курс

:Я ¡я :Я « :Я « :Я «

Показатели^.. JIS я Я я я и ¡я я Я Я я и ¡я я Я я я и « я Я Я я и

Профессиональной^^ и « о и « о и « о и ^ « о

приверженности я я а о Л и я я а о Л и я я а о Л и я я а о Л и

Компоненты профессиональной приверженности

Аффективность 8,9 76,7 14,4 2,2 81,1 16,7 28,6 53,0 18,4 27,3 63,6 9,1

Активность 7,8 72,2 20,0 6,7 84,4 8,9 16,3 75,5 8,2 27,3 68,2 4,5

Стабильность 6,7 75,5 17,8 23,3 55,6 21,1 14,3 73,5 12,2 4,5 86,4 9,1

Профессиональный маргинализм

14,4 76,7 8,9 21,1 62,2 16,7 16,3 69,4 14,3 13,6 68,2 18,2

Результаты исследования показывают, что после включения в учебно-профессиональную деятельность курсанты I курса образовательной организации МЧС России проявляют более высокий уровень профессиональной аффективности, по сравнению с первокурсниками вуза МВД России. Профессиональная аффективность - наиболее выраженный фактор профессиональной приверженности будущих специалистов сферы безопасности жизнедеятельности на первом этапе

обучения (высокий уровень выявлен у 18,4% курсантов образовательной организации МЧС России и 14,4% обучающихся вуза МВД России). Эти курсанты испытывают чувство гордости от принадлежности к профессии, эмоционально привязаны к ней и воспринимают профессиональную составляющую как гармоничную часть собственной личности.

Профессиональная активность, состоящая в готовности интеллектуально и эмоционально отдавать себя осваиваемой профессии, существенно выше у первокурсников ВИ МВД, по сравнению с курсантами I курса СПСА МЧС. Высокий уровень стремления к профессиональному самосовершенствованию, самореализации в профессии выявлен у 20,0% будущих специалистов правоохранительной сферы и 8,2% - сферы безопасности жизнедеятельности.

Профессиональная стабильность, отражающая чувство профессионального долга, осознание сложности ухода из профессии по причине существенных временных и энергетических вложений в ее освоение, проявляется несколько выше у будущих специалистов правоохранительной сферы. Для респондентов с высоким уровнем по данному показателю (17,8% первокурсников ВИ МВД и 12,2% обучающихся I курса СПСА МЧС) смена профессии в значительной степени неприемлема именно из-за нежелания искать другое место учебы, невозможности реализовать в новой профессии определенные потребности, анев силу приверженности профессии.

Антагонизм профессиональной приверженности - профессиональный маргинализм - у большинства первокурсников (76,7% обучающихся ВИ МВД и 69,4% - СПСА МЧС) проявляется на среднем уровне. Высокий уровень профессионального маргинализма выявлен у 8,9% будущих специалистов правоохранительной сферы и 14,3% будущих специалистов сферы безопасности жизнедеятельности. Включившись в учебно-профессиональную деятельность, имея к концу первого года обучения лишь начальный уровень сформированности профессиональной ментальности, существенная часть курсантов МЧС и каждый десятый курсант МВД уже испытывают некоторое неприятие к профессиональным нормам и ценностям, ощущение непричастности к выполнению осваиваемой профессиональной роли.

Не успев еще в полной мере погрузиться в профессиональную деятельность, осознать ее преимущества и недостатки, они проявляют довольно выраженную ментальную непричастность к профессии. Лишь у 14,4% курсантов I курса ВИ МВД и 16,3% первокурсников СПСА МЧС выявлен низкий уровень профессионального маргинализма, что указывает на отсутствие у этих обучающихся самоотрицания в профессии, ее личностной незначимости, ощущения непричастности к профессиональной роли.

Для анализа динамики показателей профессиональной приверженности и профессионального маргинализма у обучающихся СПСА МЧС и ВИ МВД усредненные значения по шкалам аффективности, активности, стабильности и маргинализма сгруппированы и представлены в виде диаграммы (рис. 1).

Профессиональная аффекта вн ость

Профессиональная активность

Профессиональная стабильность

Профессиональный маргинализм

IВ11 МВД 1 курс НВИ МВД 5 курс ■ СПСА МЧС 1 курс СПСА МЧС 5 курс

Рисунок 1. Средние значения выраженности компонентов профессиональной приверженности и профессионального маргинализма у обучающихся I и V курсов ВИ МВД и СПСА МЧС

Значимых различий в уровне выраженности отдельных аспектов профессиональной приверженности и профессионального маргинализма между обучающимися I и V курсов обеих образовательных организаций не выявлено, что подтверждается результатами статистической обработки данных, осуществленной с помощью ^критерия Стьюдента (Ъмп < Ю,05).

Опираясь на результаты, представленные в таблице 1 и на рисунке 1, следует отметить, что завершающие обучение будущие специалисты правоохранительной сферы характеризуются более высокими показателями профессиональной приверженности, по сравнению с выпускниками образовательной организации МЧС России. Эти различия статистически незначимы (1эмп < Ю,05), однако общие тенденции заметны.

К окончанию обучения уровень профессиональной аффективности у курсантов ВИ МВД незначительно возрастает, а у обучающихся СПСА МЧС снижается, составляя 14,4% и 9,1% соответственно. На это указывает и сопоставительный анализ средних показателей. Полагаем, снижение выраженности данного компонента профессиональной приверженности у будущих пожарных-спасателей обусловлено более рациональной оценкой выбранной профессии и своего места в ней.

Уровень профессиональной активности к пятому курсу несколько снижается у обучающихся обеих образовательных организаций. Иными словами, уменьшается готовность интеллектуально и эмоционально отдавать себя служебной деятельности, стремиться к профессиональному самосовершенствованию, самореализации в профессии.

Вместе с тем, у пятикурсников ВИ МВД несколько снижается, а у выпускников СПСА МЧС остается на прежнем уровне показатель профессиональной стабильности. Для значительной части пятикурсников смена профессии так же неприемлема, как и для первокурсников, в первую очередь, не из-за высокого уровня приверженности профессии, а по причине нежелания искать другое место учебы и работы, терять затраченные на освоение нынешней профессии время, энергию, другие ресурсы.

Обучающиеся, проявляющие выраженный профессиональный маргинализм, среди негативно оцениваемых факторов профессии отмечают большой рабочий день, невысокую заработную плату, недостаточную оценку в обществе важности труда, несоответствие деятельности собственному характеру.

Существенных изменений в уровне профессионального маргинализма от первого курса к пятому не выявлено, однако на завершающем этапе профессиональной подготовки происходит незначительное возрастание этого показателя по сравнению с первым годом обучения; эти изменения носят случайный характер, что подтверждается результатами статистической обработки данных (Ъмп < Ю,05).

Важно подчеркнуть, что причины профессионального маргинализма кроются не только в личностных особенностях сотрудника, его ценностно-смысловой сфере. Исследователи отмечают, что профессиональный маргинализм становится нормой на уровне как индивидуального, так и общественного сознания. Более того, именно общество, современные социально-экономические условия, отличающиеся нестабильностью и инверсией ценностных ориентаций, продуцируют профессиональный маргинализм, придавая ему массовый характер. Зачастую профессиональный маргинализм носит является вынужденным, возникая в результате неспособности специалиста совладать с воздействием глобальных изменений в обществе, реформами на уровне отдельной отрасли, ведомства или конкретной организации [3; 4].

Выводы. Продуктивная реализация профессиональной деятельности сотрудников сферы безопасности жизнедеятельности и правоохранительной сферы в значительной степени детерминирована характером профессиональной мотивации, ценностными ориентациями, личностной и профессиональной направленностью субъекта этой деятельности, что находит отражение в профессиональной идентичности этих специалистов.

Профессиональная идентичность, представляющая собой профессиональное самоопределение личности через образ «Я», осознание своей принадлежности к определенной профессии и определенному профессиональному сообществу, начинает активно формироваться уже в процессе учебно-профессиональной деятельности.

В эмпирическом исследованим, направленном на изучение динамики компонентов профессиональной идентичности, а также профессионального маргинализма будущих специалистов силовых ведомств, приняли участие обучающиеся I и V курсов образовательных организаций системы МЧС России и МВД России.

В результате существенных различий между обучающимися указанных вузов не выявлено, однако будущие специалисты правоохранительной сферы несколько превосходят сотрудников сферы безопасности жизнедеятельности по уровню выраженности профессиональной аффективности и профессиональной активности. При этом уровень профессионального маргинализма у обучающихся ВИ МВД несколько ниже. Анализ динамики изучаемых показателей от первого курса к пятому также позволяет заключить, что выявленные изменения незначительны и носят случайный характер.

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что в процессе учебно-профессиональной деятельности наблюдаются негативные тенденции в формировании профессиональной идентичности у значительной части будущих специалистов силовых ведомств, принявших участие в исследовании, в том числе повышение профессионального маргинализма.

Для превенции профессионального маргинализма обучающихся профессорско-преподавательскому составу, офицерам курсового звена, психологам образовательных организаций необходимо обладать информацией относительно потребностно-мотивационной сферы будущих специалистов МЧС России и МВД России и роли этих особенностей в формировании профессиональной приверженности, что выступает перспективным направлением дальнейших исследований и представляется значимым с точки зрения стимулирования становления профессиональной идентичности, повышения эффективности образования и дальнейшей профессиональной деятельности сотрудников силовых ведомств.

Литература:

1. Диденко, A.A. Профессиональная идентичность военнослужащих внутренних войск МВД России / A.A. Диденко, И.В. Диденко // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2013. - № 4 (55). - С. 3-7

2. Евтешина, Н.В. Профессиональная идентичность психологов: учебное пособие / Н.В. Евтешина. - Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2012. - 106 с.

3. Ермолаева, Е.П. Мультидисциплинарный подход в модели «человек - профессия - общество» / Е.П. Ермолаева // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. - 2017. - Т. 2. - № 1. -С. 3-22

4. Калашников, А.И. Профессиональная приверженность и профессиональный маргинализм педагогов / А.И. Калашников, С.А. Минюрова // Психологическая наука и образование. - 2017. - Т. 22. -№ 5. - С. 5-13

5. Перинская, H.A. Профессиональная идентичность / H.A. Перинская // Знание. Понимание. Умение. - 2018. - № 2.-С. 209-211

6. Поварёнков, Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности / Ю.П. Поварёнков // Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества: сб. науч. трудов. - Ярославль: ЯГПУ, 2003. - С. 154-163

7. Хлоповских, Ю.Г. Профессиональная идентичность сотрудника ГПС МЧС России: монография / Ю.Г. Хлоповских. - Железногорск: Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2023. - 170 с.

8. Шнейдер, Л.Б. Личностная, тендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики / Л.Б. Шнейдер. - М.: МПСИ, 2007. - 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.