Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИПТОВАЛЮТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИПТОВАЛЮТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИПТОВАЛЮТА / ЦИФРОВАЯ ВАЛЮТА / ЦИФРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ АКТИВ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТОКЕН / БЛОКЧЕЙН / МАЙНИНГ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стрельникова Алина Сергеевна

В статье проводится подробный анализ правового регулирования цифровых валют с 2014 года по настоящее время, выделяются периоды с разными подходами государства к правовому регулированию деятельности, связанной с оборотом цифровых валют. Также в статье рассматривается актуальное состояние правового регулирования цифровых валют, приводятся мнения ведущих ученых, дается оценка разным периодам правового регулирования криптовалюты. В статье сделан вывод о том, что Российская Федерация находится лишь на начальном этапе формирования и развития нормативно-правовой базы, регулирующей оборот криптовалюты, тем не менее государством проведена большая работа по урегулированию правоотношений, связанных с криптовалютой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Стрельникова Алина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF LEGAL REGULATION OF CRYPTOCURRENCIES IN THE RUSSIAN FEDERATION THE FORMATION OF LEGAL REGULATION OF CRYPTOCURRENCIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article provides a detailed analysis of the legal regulation of digital currencies from 2014 to the present, highlights periods with different approaches of the state to the legal regulation of activities related to the turnover of digital currencies. The article also examines the current state of legal regulation of digital currencies, provides opinions of leading scientists, and gives an assessment of different periods of legal regulation of cryptocurrencies. The article concludes that the Russian Federation is only at the initial stage of the formation and development of the regulatory framework governing the turnover of cryptocurrencies, nevertheless, the state has done a lot of work on the settlement of legal relations related to cryptocurrency.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИПТОВАЛЮТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Становление правового регулирования криптовалюты в Российской Федерации

The formation of legal regulation of cryptocurrencies in the Russian Federation

Стрельникова Алина Сергеевна

бакалавр юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

e-mail: alinakystova48@mail. ru

Alina S. Strelnikova

Bachelor of the Faculty of Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

e-mail: alinakystova48@mail. ru

Научный руководитель Ларина Татьяна Викторовна

к.ю.н., доцент ДПРЭД Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Москва, Россия

e-mail: tvlarina@fa.ru

Scientific supervisor Larina Tatiana V.

Candidate of Law, Associate Professor of the Financial University under the Government of the Russian Federation Moscow, Russia

e-mail: tvlarina@fa.ru

Аннотация.

В статье проводится подробный анализ правового регулирования цифровых валют с 2014 года по настоящее время, выделяются периоды с разными подходами государства к правовому регулированию деятельности, связанной с оборотом цифровых валют. Также в статье рассматривается актуальное состояние правового регулирования цифровых валют, приводятся мнения ведущих ученых, дается оценка разным периодам правового регулирования криптовалюты. В статье сделан вывод о том, что Российская Федерация находится лишь на начальном этапе формирования и развития нормативно-правовой базы, регулирующей оборот криптовалюты, тем не менее государством проведена большая работа по урегулированию правоотношений, связанных с криптовалютой.

Annotation.

The article provides a detailed analysis of the legal regulation of digital currencies from 2014 to the present, highlights periods with different approaches of the state to the legal regulation of activities related to the turnover of digital currencies. The article also examines the current state of legal regulation of digital currencies, provides opinions of leading scientists, and gives an assessment of different periods of legal regulation of cryptocurrencies. The article concludes that the Russian Federation is only at the initial stage of the formation and development of the regulatory framework governing the turnover of cryptocurrencies, nevertheless, the state has done a lot of work on the settlement of legal relations related to cryptocurrency.

Ключевые слова: криптовалюта, цифровая валюта, цифровой финансовый актив, правовое регулирование, токен, блокчейн, майнинг, цифровизация, центральный банк

Key words: cryptocurrency, digital currency, digital financial asset, legal regulation, token, blockchain, mining, digitalization, central bank

Цифровые валюты являются одним из продуктов цифровизации, которая как в Российской Федерации, так и зарубежных странах достигла высоких темпов роста за счет стремительного развития информационных технологий с начала 21 -го века. Быстрое развитие новых цифровых институтов не всегда позволяет законодателю заполнять правовые пробелы актуальными цифровым реалиям правовыми нормами. В особенности последние 10 лет активно развивается сектор финансовых технологий, с выходом глобальной пиринговой платежной системы Bitcoin в 2009 году до 2023 года криптовалюты проделали огромный путь, приобретя общемировую известность, что на сегодняшний день неоспоримо и подтверждается многими исследованиями [1].

Цифровые валюты относительно новая тенденция в экономике и в финансовой политике, проводимой Центральными банками многих стран. За последнее десятилетие количество стран так или иначе занимающихся разработкой национальных цифровых валют, эмитируемых Центробанком страны, или регулированием оборота существующих криптовалют значительно увеличилось и достигло 60 государств. Российская Федерация в том числе активно занимается формированием нормативно-правовой базы для регулирования финансовых правоотношений, складывающихся в связи с оборотом криптовалюты.

В научном сообществе существуют разные подходы к понятию «криптовалюта», по сей день ведутся оживленные дискуссии по этому вопросу, однако оговоримся, что в рамках данной статьи понятия «криптовалюта» и «цифровая валюта» будут использоваться как синонимичные понятия. Связано это с тем, что фактически до момента принятия Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 № 259-ФЗ Центральный банк РФ использовал понятие «криптовалюта» в значении, которое было придано понятию «цифровая валюта».

Впервые в России на государственном уровне вопрос о криптовалютах был поднят в 2014 г. Центральным банком РФ. ЦБ РФ высказал позицию о росте числа сделок с криптовалютой и отсутствии какого -либо правового регулирования в данной области, что в основном приводит к использованию данной криптовалюты в качестве эффективного средства легализации (отмывания) денежных средств, полученных преступным путем. Легальный запрет на обмен и сделки, связанные с оборотом криптовалюты не был установлен, тем не менее Центральный банк РФ фактически признал данное направление финансового рынка потенциально опасным и нежелательным, а криптовалюту охарактеризовал как «денежный суррогат», использование которого на территории РФ в качестве средства платежа противоречит нормам российского права. Из государственных органов, представивших позицию по данному вопросу, также стоит отметить заявление Росфинмониторинга, указавшего на непризнание сделок с криптовалютой, направленных на легализацию (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем, и финансирование терроризма. Указанные позиции были поддержаны Генеральной Прокуратурой РФ, также было добавлено, что физические и юридические лица, использующие «не обеспеченный реальной стоимостью денежный суррогат» не вправе отстаивать свои права в судебном и ином порядке. Во многом данная позиция была подкреплена тем, что большая часть как физических, так и юридических лиц использует криптовалюту именно как надежное средство анонимизации транзакций с различными незаконными умыслами от неуплаты налогов, уменьшения налогооблагаемой базы вплоть до оплат за различные незаконные услуги, работы, запрещенные в обороте предметы, товары и вещества. Ввиду чего популярность криптовалюты законодатель воспринимал через негативную призму теневого сектора экономики, поэтому на данном этапе позиция государства складывалась однозначно, криптовалюта - есть денежный суррогат.

Присоединяясь к общей тенденции регулирования в области криптовалют, Министерство Финансов РФ в 2014 г. подготовило законопроект, которым было предложено установление «запрета на выпуск денежных суррогатов, в том числе в электронном виде, а также в части внесения уточнения действующей редакции указанной статьи, распространив установленный в ней запрет не только на выпуск денежных суррогатов, но и на осуществление операций с денежными суррогатами, включая их использование в качестве средства платежа, а также в целях обмена на рубли или иностранную валюту; введение административной и (или) уголовной ответственности за выпуск денежных суррогатов и осуществление операций с их использованием; ограничение доступа к информационным ресурсам, обеспечивающим выпуск денежных суррогатов и осуществление

операций с их использованием, а также на установление соответствующей административной ответственности». Но данный законопроект не был передан на рассмотрение в Государственную Думу РФ.

В 2016 г. Министерство финансов РФ подготовило новый законопроект, целью которого было установление уголовной ответственности за оборот денежных суррогатов. В пояснительной записке к законопроекту орган государственной власти отметил распространение использования криптовалюты в теневом секторе экономики. Благодаря анонимности, криптовалюты активно использовались как средство платежа за нелегальные товары, в то же время было отмечено, что из-за высокого уровня рисков с точки зрения финансовой составляющей (непостоянность и необеспеченность криптовалют) возможны многочисленные нарушения прав и законных интересов добросовестных лиц, вовлеченных в оборот криптовалюты. Также еще раз было указано на исключительное право ЦБ РФ эмитировать законное средство платежа - российский рубль и противопоставление криптовалюты как незаконного аналога, способного подорвать монополию государства. Данный законопроект также не был поддержан общественностью, иными органами власти и не передавался на рассмотрение в Государственную думу РФ.

Стоит отметить, что предложенные Минфином законопроекты противоречили общемировым тенденциям, примерно в это же время криптовалюты были легализованы в разных концах мира: США, Мексике, Германии, Швейцарии, Беларуси, Эстонии, Болгарии, Японии, Сингапуре, Нигерии, а также частично легализованы в некоторых других государствах. То есть в то время, когда многие авторитетные организации в том числе - ФАТФ, Европейский центральный банк, центробанки государств ведущих экономик мира признали неизбежность включения криптовалюты в существующие финансовые отношения и необходимость регулирования таких отношений, в РФ обсуждалась уголовная ответственность за оборот криптовалюты. Данное отмечали в 2016 г. и некоторые российские ученые, например, Э. Л. Сидоренко активно критиковал финансовую политику РФ в сфере регулирования криптовалюты, а также связанные с ней законопроекты, отмечая их внутренние противоречия и несовершенство юридической техники, отсутствие корреляции с международным признанием криптовалюты [2].

Новый этап развития правового регулирования криптовалют можно ознаменовать изданием Указа Президента «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» от 09.05.2017 № 203, в котором затрагивались общие направления цифровизации в сфере финансовых технологий. Также стоит отметить, что чуть позже в 2017 г. были разработаны более предметные уточнения о развитии финансовой сферы, согласно которым ЦБ РФ и Правительству РФ поручалось обеспечить внесение в законодательство изменений об определении статуса цифровых технологий (в том числе цифровой валюты), установлении требований к организациям, осуществляющим «майнинг» криптовалюты, определении порядка их налогообложения, регулировании публичного привлечения денежных средств и криптовалют по аналогии с регулированием первичного размещения ценных бумаг.

Уже в 2018 г. во исполнение поручений в Государственную думу РФ внесен законопроект, кардинально отличающийся от предложенного в 2014 г. Минфином. Обсуждение законопроекта длилось более 2-ух лет с привлечением большого количества экспертов, научного сообщества. Законопроект, изначально поступивший на обсуждение в Государственную думу РФ, был практически полностью изменен и принят уже в качестве Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 № 259-ФЗ. В вышеуказанном нормативном акте были даны основополагающие легальные понятия: «цифровые финансовые активы», «цифровые валюты», а также даны понятия «токен» и «блокчейн».

Однако данный закон и сегодня подвержен критике со стороны многих ученых. Так, Г. Ф. Ручкиной отмечается: «Этот закон заслуженно подвергся критике научного сообщества в связи с тем, что оставил открытыми и неурегулированными большинство вопросов в сфере правового регулирования денежного обращения с учетом цифровых форм» [3]. В свою очередь, А. Барышев указывает, что принятие данного закона «уже в обозримом будущем существенно преобразит повседневную экономическую среду» [4]. Можно согласиться с позициями двух ученых как дополняющих друг друга, действительно, Российская Федерация находится лишь на начальном этапе формирования и развития нормативно-правовой базы, регулирующей оборот криптовалюты, тем не менее не стоит недооценивать проведенную работу по урегулированию правоотношений, связанных с криптовалютой. Законодательство в сфере регулирования цифровых валют активно совершенствуется и в целом вышеупомянутый закон выступил в качестве одной из главных законодательных новелл в области правового регулирования новейших финансовых технологий. Учитывая сложность затрагиваемых правоотношений и динамичность сферы информационных технологий, на которых базируется техническая часть реализации цифровых валют, можно сделать вывод, что технологии еще долгое время будут опережать законодательное регулирование Тем не менее правоотношения в данной области быстро развиваются и с большой долей уверенности можно утверждать, что источники нормативного регулирования в ближайшие годы претерпят многочисленные изменения.

Список используемой литературы:

1. Цареградская Ю.К. Криптовалюта, цифровые финансовые активы, цифровые права: терминологическое многообразие в процессе формирования правовой действительности // ПРАВО И ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА. - 2021. - №2 (12). - С. 32-38.

2. Сидоренко, Э.Л. Криминологические риски оборота криптовалюты в проблемы ее правовой идентификации / Э. Л. Сидоренко // Библиотека криминалиста. - 2016. - № 3. - С. 148-155.

3. Ручкина Г. Ф. Цифровой рубль: некоторые итоги внедрения новой формы денежного обращения // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2022. - № 12 (255). - С. 76-81.

4. Барышев А. Обзор Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Административное право. 2021. № 2. С. 61-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.