Научная статья на тему 'Становление понятия «Информация»'

Становление понятия «Информация» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
255
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ТЕЗАУРУС / ФОРМАЛЬНЫЕ (НЕФОРМАЛЬНЫЕ) ПРОЦЕССЫ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ / АТРИБУТИВНАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАЦИИ / ВНУТРЕННЯЯ ИНФОРМАЦИЯ / ВНЕШНЯЯ ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Артамонова Я.С

Приводятся различные определения и рассматриваются семантические акценты категории «информация». Опи-сывается научное становление понятия во времени. Анализируются научные школы и направления, современные критерии классификации видов информации, выделяются ос-новные признаки информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Existing definitions» and semantic accents of information concept are given and considered, scientific development of the concept at all times is described, scientific schools and branches, modern criteria for information type classifications as well as basic features of information are also analyzed.

Текст научной работы на тему «Становление понятия «Информация»»

Я.С.АРТАМОНОВА

кандидат социологических наук Военно-технического университета Федерального агентства специального строительства

Становление понятия «информация»

Семантическая трактовка термина «информация» менялась по мере развития общества. До середины XX в. под информацией (в переводе с латинского - ознакомление, разъяснение, изложение) понимались «сообщения и сведения», передаваемые людьми устным, письменным или другим способом, хотя особого внимания информации как отдельному понятию не уделялось. Термина «информация» нет в словаре В.И.Даля. В то же время существуют некоторые этимологические особенности этого слова. Так, в XIX в. термин «информация» производился из двух слов: от слова «ин», что означало -«в», и слова «форма» - образ, вид (т.е. то, что вносит форму). В этом случае под термином «информация» подразумевалось активное действие, вносящее нечто новое в объект. В современном варианте термин «информация» производят от латинского ¡пйэгтайо - сообщение. При такой смысловой нагрузке на первое место выходит момент содержания уже переданных сведений, в то время как момент передачи или посылки действия ослаблен.

С середины XX в. информация превращается в общенаучное понятие, включающее в себя «обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке;

от организма к организму (генетическая информация); одно из основных понятий кибернетики»1.

В связи с развитием средств связи и телекоммуникаций, вычислительной техники и их использованием для обработки и передачи информации возникла необходимость измерять количественные характеристики информации.

Появились различные теории и понятие «информация» начало наполняться различным содержанием.

Р.Хартли разработал и определил меру информации, которая была независима от следующих моментов:1 способов передачи информации;, формы сигналов в передающих каналах; содержания и различных психологических аспектов передаваемых сообщений. В основу своей теории ученый положил универсальное свойство процессов связи. Из заранее известного получателю множества возможных различных сообщений отправитель выбирает каждое сообщение (независимо от его природы содержания и назначения). Поэтому на приемном конце необходимо знать только результат выбора, который является случайным для получателя. Неопределенность результата до выбора сообщения, при прочих равных условиях, зависит от выбора числа возможных сообщений. Само же количество информации может быть измерено мерой неопределенности выбора, которая уничтожается после выбора сообщения. Ученый также предложил логарифмическую меру неопределенности выбора.

1 Советский энциклопедический словарь. М., 1979, с. 499.

1 См.: Философская энциклопедия. М, 1960, т. 5. с 211-212.

Обозначенная концепция выбора позже была развита и математически обоснована К.Шенноном и У.Уивером. В статье «Математическая теория связи» («The mathematical theory of communication», 1948) они предложили вероятностные методы для определения количества передаваемой информации. Эта работа положила начало созданию теории информации. Ученые предложили схему связи, состоящую из 6 компонентов: источника информации, передатчика, линии связи, приемника, адресата, источника помех. Здесь же были представлены теоремы о пропускной способности, помехоустойчивости кодированию и т.д. В рамках данной концепции под информацией исследователи понимали лишь те сообщения, которые уменьшали неопределенность у получателя информации. Сама же неопределенность существует тогда, когда из-за неполноты информации необходим выбор одной из двух или большего числа возможностей.

Наиболее функциональной эта теория была использована в биологии и первые 20 лет после своего создания считалась универсальной. Однако, как оказалось позже, такие вероятностные методы описывают исключительно знаковую структуру информации и не затрагивают смысла, заложенного в ней сообщения (сведения). Как отмечал специалист по общей теории информационных систем В.Л. Калмыков: «Теория надежности связи Клода Шеннона, которую часто называют теорией информации, таковой не является. Это теория о емкости информационной бочкотары и о надежности информационных трубопроводов, но не теория о природе их содержимого»1. Некоторые ученые (А.Д.Урсул, Л. Фон Берталанфи, М.Ф. Веденов, М. Мессарович, Л.А. Блюменфельд и др.) важным моментом для биологических систем

1 См.: Калмыков В.Л. Об актуальности проекта «Виртуальное живое». М., 1999.

считают качество информации, ее «смысл», «ценность», «содержание», а не количество.

В 1948 г. Н. Винер предложил «Информационное видение» кибернетики как науки об управлении и выживании в живых организмах и технических системах. Под информацией стали понимать не просто сведения, а только те, которые являются новыми и полезными для принятия решения, обеспечивающего достижение цели управления. Остальные сведения информацией не считались. Возникшая впоследствии новая наука кибернетика доказала, что информация имеет отношение к процессам познания и управления. Очевидным является то, что система должна постоянно не только эффективно приспосабливаться к непрерывно меняющимся внешним условиям, но изучать и познавать эту среду путем сбора и анализа внешней и внутренней (своей) информации. Таким образом, в системе постепенно формируется модель внешнего мира. Наука кибернетика рассматривает взаимодействия систем между собой (или системы со средой) исключительно как информационные. Поэтому основная задача управления здесь -накопление и сохранение имеющейся и входящей в систему информации.

Вопросы, связанные с определением качества информации, стали рассматриваться лишь с 50-х г. в работах Д.М. Маккея и А. А. Харкевича (Очерки общей теории связи. 1955). Уже в следующем десятилетии вопрос качества информации стал привлекать широкое внимание. Начала развиваться семантическая теория информации, которая изучала смысл, содержащийся в сведениях, полезность и ценность этих сведений для потребителя. В связи с этим значимым оказался подход, основанный на доопытной (теоретической) подготовленности субъекта.

Ю.А.Шрейдер развил основные идеи семантической теории информации. В 1963 г. он ввел обобщение старого термина «<тезаурус»

(сокровище запаса знаний) и попытался разработать главные методы определения богатства состава информации, а также ее структурности, которая накапливается в объекте, их влияние (структурность и состав информации) на прием и эффективность обработки самой информации. В теории Ю.А.Шрейдера на первый план выдвигалась оценка смыслового семантического значения информации, а вопрос о качестве информации уходит на второй план. С точки зрения ученого, чтобы вообще воспринять какую-либо информацию от внешних источников, система - приемник должна обладать неким минимальным «запасом знаний», который он обозначил термином «тезаурус» («тезаурус» - это некий словарь или справочник с заранее заданными смысловыми связями). После достижения определенного максимума семантическая информация в поступающих данных перестает расти и падает до минимальной величины до тех пор, пока вновь не поступят сведения, которые обладают значительной новизной. Другими словами, система должна содержать некую начальную (внутреннюю пороговую) информацию. И если позволяет эта пороговая информация, система способна расширять свой тезаурус, извлекая извне все более обширную информацию, вплоть до максимально для нее доступной, тогда тезаурус (внутренняя информация) обогащается до оптимального уровня. Дальнейшее восприятие информации становится для системы все более избыточным и, следовательно, менее значимым. Наконец, система уже знает, что ей «доступно» и ее внутренняя информация становится насыщенной, трейдер доступно поясняет вышеобозначенную схему на примере восприятия информации человеком: если представить в качестве источника внешней информации учебник по теории вероятности, то школьник младших классов навряд ли извлечет из него полезную информацию, тан как его начальный тезаурус для этого недостаточен. Однако если этот учебник изучат

школьники старших классов, студенты, то они уже извлекут некоторую информацию.

Логичным этапом развития подобного рода исследований явилось возникновение новой научной дисциплины - информатики. С основными моментами ее истории, проблемами и понятиями знакомит книга А.И.Михайлова, Р.С.Гиляревского, В.Н. Губанкова, Н.Л.Дрониной «Введение в информатику». Информация определяется как сведение, подлежащее хранению, передаче и преобразованию1. Авторы разводят понятия «научная информация» и «научное знание». В первом случае -это информация, которая получается в процессе познания, т.е. логическая информация. Она адекватно отображает законы и явления природы, общества и мышления и используется в обществнно-исто-рической практике. В научных же знаниях информация проявляется в наиболее обобщенном и систематизированном виде и выражается в системах понятия, суждениях, умозаключениях, различного рода теориях.

Существуют формальные и неформальные процессы передачи научной информации. К формальным процессам передачи информации относятся: донаучная литература и процессы, оформившиеся в самостоятельные виды человеческой деятельности - редакционно-издательские, полиграфические, библиотечно-библиографические, архивное дело, научные публикации, научно-информационная деятельность. К неформальным процессам научной коммуникации относятся встречи, выступления на семинарах, симпозиумах, конференциях, т.е. вся та деятельность, которую выполняют сами ученые и специалисты по трансляции знаний и информации.

1 Михайлов А.И., Гиляровский Р.С., Губанков В.Н., Дронина Н.Л. Введение в информатику. М., 1982, с. 19-20.

В новейшей философии более трех десятилетий сосуществуют две различные концепции, противостоящие друг другу - атрибутивная и функциональная. Сторонники первого подхода трактуют информацию как свойство всех материальных объектов, т.е. атрибут материи. При этом главный акцент делается на независимости информации как атрибуте материального объекта и процессов ее использования. Тем самым отражается статистический аспект информации. Функциональный же подход связывает информацию с функционированием самоорганизующихся систем, определяет информацию через динамику информационных процессов и отражает динамический аспект информации.

Марксистская парадигма связывает категорию «информация» с объективными условиями проявления закона отражения. В рамках данной концепции информация рассматривается «как свойство материальных объектов и процессов порождать, передавать и сохранять многообразие состояний, которое посредством той или иной формы отражения может быть передано от одного объекта к другому и

л

запечатлено в его структуре»1. Поэтому в зависимости от уровня процесса количество информации связывается с категориями «упорядоченность», «организованность», «структурность», «сложность материальных объектов, процессов, систем» и их взаимодействием между собой. Количественная оценка информации вне процессов взаимодействия невозможна (в рамках данной парадигмы), так как многообразие состояний любого материального объекта, который рассматривается как отдельно взятый источник информации, не ограничено.

1 Философская энциклопедия, с. 212.

Г}

В настоящее время выделяют следующие виды информации2. Внутренняя информация - это такая информация, которая является характеристикой организованности любой системы. Это то, что Аристотель называл «энтелехией». С позиций современной науки, такую

о

меру организации системы называют «структурной информацией»3. На уровне социальной системы (общества) данной проблемой занимался один из известных русских ученых, русский социолог П. А. Сорокин. Он обратил внимание на циклы, циклические концепции социально-исторического процесса4. Отмечал, что циклическая концепция социально-исторических перемен является старейшей в истории развития социальной мысли. Ее формулировку можно найти в «Экклезиасте». Смутное проявление циклической концепции обозначено

бесконечной трансформации человека, без какого бы то ни было приближения к конечной цели и теории больших циклов всего мира. В конфуцианстве встречается четко выраженная циклическая концепция. Закон Конфуция о трех стадиях: Стадия Беспорядка, Стадия Малого спокойствия, Стадия Великого сходства. В древней Греции ярким представителем циклической концепции был Платон. Он отмечал, что история любой культуры, любого народа последовательно проходит

2 См.: Лопатин В.Н. Информационная безопасность России /Дисс. д-ра юрид. наук, СПб., 2000, с. 28.

3 См.: Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. M., 1986, с. 72.

4 См.: Сорокин П.А. Обзор циклических концепций социально-исторического процесса // Социс, 1998, № 12.

через основные стадии: появление, развитие и уточнение, достигают своей вершины. Затем из-за наводнений, чумы или каких-либо других бедствий приходит в упадок. Сам П. Сорокин разработал современные циклические теории социально-исторических перемен. В рамках его научной концепции циклы и ритмы могут быть периодичными (регулярно повторяющимися) и непериодичными (происходящими в неопределенные и различные промежутки времени). Он обозначил следующие периодичные циклы и ритмы: двадцатичетырехчасовые циклы и ритмы; семидневные циклы и ритмы; годовые циклы и ритмы; три с половиной и четырехгодичные циклы и ритмы; пятигодичные циклы и ритмы; семи, восьми и одиннадцатилетние циклы; пятнадцати и шестнадцатилетние циклы и ритмы; тридцати и тридцатитрехлетние циклы и ритмы; сорокавосьмилетние и шестидесятилетние циклы и ритмы; двухсотлетние циклы и ритмы; трехсотлетние циклы и ритмы; пятьсотлетние циклы и ритмы; шести, двенадцати и восемнадцативековые циклы и ритмы; одна тысяча тридцатитрехлетние циклы и ритмы.

К непериодичным циклам и ритмам относятся: циклы изобретения (восход, плато, спуск); цикл социального процесса (подражание, излучение, оппозиция, адаптация); цикл социальных институтов и организаций (возникновение социального института, его рост, усложнение, его дезинтеграция); циклы в жизни догмы, веры или идеологии (возникновение борьбы против другой идеологии, рост, упадок); ритм эпох (это долгосрочный ритм. От двух до трех и от двух до четырех веков). П. Сорокин предложил следующие методы исследования данного феномена социальной реальности: казуально-функциональный метод и логико-смысловой, который отличает исследование социальной реальности от исследовательской природы. Такая информация возникает в системе как результат отбора и закрепления, в форме четких структурных изменений, ее

положительного опыта и взаимодействия с внешней средой. И такая структурная информация является объективно самостоятельной. Так, например во времена Екатерины II (XVIII в.) люди русские четко придерживались определенного распорядка. Летом сигналом к пробуждению были петухи и восход солнца, а зимою - свечи (баре) и лучина (подневольные). Деловая жизнь государства российского начиналась рано. «Раннее пробуждение императрицы не было ее личной заслугой. Военные являлись к полкам в шестом часу утра, когда солдаты уже встали. Гражданские чины открывали доступ в канцелярии около семи... Следуя регламенту, в час пополудни всякая служба прекращалась. В гости ходили обычно к шести часам вечера. Если кто опаздывал, получал замечание...»1. Обедали в полдень. Ужинали рано. Поддерживала такой распорядок дня и церковь (заутрени и обедни). Например, всем известная пословица «Кто рано встает, тому Бог дает». Или же считалось, что оставлять стол неприбранным до утра - это признак дурного тона. В народе было поверье, что если стол на ночь оставлять неприбранным, то это значило домового кормить. Врачи также следили за распорядком дня и приписывали его нарушению различные болезни. Ритм жизни русского народа (в XVIII в.) был нарушен лишь дважды. В результате чего возникли большие социальные перемены: Отечественная война 1812 г., восстание декабристов в 1825 г. Схожие процессы можно наблюдать как на уровне личности человека, так и на уровне жизнедеятельности растительного мира. В человеческом организме более 100 циркадных ритмов1. В организме человека такие циклы скоординированы с циклом сон -бодрствование (когда происходит изменение температуры тела в

1 Пикуль В. Фаворит, т. 2, с. 264.

1 См.: Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М., 1988, с. 101-102.

течение каждых суток на 0,6 градусов, в том числе понижение температуры ночью), с ультрадианным ритмом (так, например, во время сна мозг человека каждые 90 минут проходит пять различных фаз активности); с инфрадианными ритмами (женский репродуктивный цикл). Нарушение внутренних ритмов может привести к болезни (например, к психическим расстройствам). Широко известен ученый-биолог К. Линей, спроектировавший цветочные часы, которые поочередно распускали и закрывали цветки с 6 часов утра и до 6 часов вечера. Подводя итог, необходимо отметить, что в большинстве социальных систем выделяется наличие некой информации (информационной среды системы), под которой понимается результат селекции и закрепления набора четких структурных элементов ее положительного опыта взаимодействия с внешней средой. Нарушение информационной среды системы (под воздействием внешних или внутренних факторов) может привести к деструктивным последствиям для самой системы (к ее распаду и исчезновению).

Внешняя информация - это такая информация, которая выступает как средство организации любой системы. Такую информацию Аристотель называл «кинесисом». Современные специалисты обозначают ее как «относительная» или «оперативная» информация. В широком смысле такая информация понимается как «результат отражения одного объекта в другом, используемый в конечном счете для

л

формирования управляющих воздействий»1. В качестве примера, воздействия внешней информации на биологические системы могут выступать ритмы солнечной активности, лунные ритмы и т.д. В зависимости от критерия в современной науке выделяют такую классификацию видов информации:2 по уровню мыслительно-деятельностной обработки (семантическая, синтаксическая,

1 Философский словарь. М., 1991, с. 166.

2 См.: Лопатин В.Н. Информационная безопасность России, с. 34.

прагматическая); по направленности сообщения (например, в эмоциональной, в образной или понятийной сфере); по форме фиксации информации (способ восприятия и переработки информации): пиктографическая (технический рисунок, чертеж, схема, пиктограмма, фотография); идеографическая (график, гистограмма, диаграмма, таблица, формула); текстовая.

Необходимо отметить, что в современном социуме количество потребляемой информации возрастает3. Следовательно, это приводит к дифференциации информации в обществе и к появлению различных ее видов: научно-техническая, социальная, статистическая, технологическая и т.д. Поэтому на сегодняшний момент понятие «информация» является многозначным. Так, например, в рамках семантического подхода главный акцент сделан на проблеме передачи смысла сообщений и кодировке сигналов (информационный подход). В рамках лингвистического анализа главный акцент сделан на изучении знаковой системы, которая необходима для эффективного восприятия и понимания информации между системами. Управленческий подход нацелен на изучение ценности полученного сообщения с целью его влияния на последующее решение. Технический подход изучает проблемы точности, скорости различных технических средств и методов построения каналов передачи сигналов. Все это свидетельствует о том, что информация как объект научного исследования постоянно развивается и наполняется различными смыслами и значениями.

Информации присущи следующие основные признаки: системность, преемственность, неисчерпаемость, старение во времени, массовость информации, ее ценность и универсальность.

3См.: Кастельс М. Информационная эпоха, общество и культура. М.,2000.

Рассмотренное выше определение термина «информация» дано на категориальном уровне, т.е. на уровне понятия, отражающего наиболее общие черты информации.

В практическом смысле определение термина «информация» дал С. И. Ожегов. Это:

-сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах»;

-сообщение, осведомляющее о положении дел, о состоянии чего-либо.

Артамонова Я.С. Становление понятия «информация». Приводятся различные определения и рассматриваются семантические акценты категории «информация». Описывается научное становление понятия во времени. Анализируются научные школы и направления, современные критерии классификации видов информации, выделяются основные признаки информации.

Ключевые слова: информация, тезаурус, формальные (неформальные) процессы передачи информации, атрибутивная и функциональная концепции информации, внутренняя информация, внешняя информация.

Artamonova Ya.S. Information concept development. Existing definitions» and semantic accents of information concept are given and considered, scientific development of the concept at all times is described, scientific schools and branches, modern criteria for information type classifications as well as basic features of information are also analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.