Научная статья на тему 'Естественные системы и искусственные модели'

Естественные системы и искусственные модели Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
429
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Шемакин Ю. И.

As absolute invariant and axioms of the global evolutionism are accepted as the INTERACTION concept. The system axiomatic, which includes a principle of semantic essence of a connection between the form and the contents, unity of real and ideal, is built on it. The forming roles of Knowledge, Information, Substances and Energy are defined. Distinction of natural and artificial systems is established. The name of a science and subject matter "Intellectics" is argued.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Естественные системы и искусственные модели»

ЕСТЕСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ И ИСКУССТВЕННЫЕ МОДЕЛИ

Ю.И. Шемакин, д.т.н., проф., почетный член РАЕН, профессор-консультант Российской академии государственной службы при Президенте РФ Тел.: (095) 436-02-17, E-Mail: isgs@ur.rags.ru http://www. rags. ru/

As absolute invariant and axioms of the global evolutionism are accepted as the "INTERACTION" concept. The system axiomatic, which includes a principle of semantic essence of a connection between the form and the contents, unity of real and ideal, is built on it. The forming roles of Knowledge, Information, Substances and Energy are defined. Distinction of natural and artificial systems is established. The name of a science and subject matter "Intellectics" is argued.

Прежде чем рассуждать об интеллектуальных системах в науках, очевидно, необходимо разобраться с естественными интеллектуальными системами в природе, поскольку первые выступают моделями вторых и по существу даже не являются системами.

Первый намек на определение понятия «система» сделал Аристотель формулировкой «целое несводимо к сумме частей, его образующих». В «целом» определение верно, но «частности» оно не ограничивает. Поэтому уже в толковом словаре Ожегова С.И. дается около десятка определений слову «система», отражающих различные частности. В современных публикациях и в сети Интернет, в статьях с ключевым словом «система» базой расхожих определений выступает «принципиальная не сводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и не выводимость из последних свойств целого; зависимость каждого элемента, свойства и отношения «С» от его места, функций и т. д. внутри целого». (См. например Б.В.Якушкин. Материалы предоставлены проектом Рубрикон, 2001 Russ Portal Company Ltd. «Большая Российская Энциклопедия).

Несмотря на очевидность и несомненность этих определений недостатком является их не конструктивность и, следовательно, возможность различных не безобидных, а часто меркантильных, интерпретаций понятия «система». Наука же начинается там, где все многообразие сво-

дится к единообразию. Такому сведению на конструктивной основе и посвящается предлагаемая статья.

Понятие система тесно связано с мирозданием, с картиной Мира. Материи свойственна системная организация. Вне системы материя не существует. Материя и система - понятия синонимичные. Познать сущность Мира и его составляющих вне систем утопично. Попытки создания целостной системы картины мира предпринимались многими исследователями, начиная с античных времен. Наиболее четко это проявилось в работах нидерландского философа Б.Спинозы (XVII век).

Опираясь на механико-математическую методологию, он стремился к созданию целостной картины природы.

«Общую теорию систем» выдвинул впервые в 1968 году австрийский биолог-теоретик, проживающий с 1949 г. в США и Канаде, Людвиг фон Берталанфи. В задачу этой теории входило: разработка математического аппарата описания разных типов систем, установление изоморфизма законов в различных областях знаний.

В обеих работах доминантой выступает формальный аппарат с интерпретацией авторами, содержательная истинность которой остается открытой.

С позиций самоорганизации с принципиальными трудностями на пути нелинейной науки столкнулась и синергетика, гимном которой является также форма, направленная на выяснение законов построения организации, возникновения упорядоченности в приложениях к прогнозам [3,4].

Наиболее продвинутые и содержательные взгляды на систему принадлежат Норберту Винеру как изобретателю слова «кибернетика» (в переводе с греческого

«cybernetics» - «лоцман» или «рулевой») [18, 19].

Автором в течение многих лет велись исследования и практические работы, синтез которых привел к построению наиболее общей модели Вселенной с позиций единства знаний ориентированных, информационных и вещественно-энергетических процессов в системах неживой, живой и социальной природы.

При этом важнейшим методологическим принципом было принято изучение семантической сущности материи как выражение системной связи формы с содержанием. Функциональные процессы, свойственные природе, выделенные дедуктивным анализом системной роли знаний и информации, их комплексное моделирование средствами вычислительной техники, расширение трактовки результатов моделирования на принципах системного единства и дополняемости материальных и идеальных, рациональных и иррациональных начал, а не их противопоставление и системное взаимоисключение составляют основное содержание выдвигаемых идей и положений.

На изложенных принципах автором впервые определена система как совокупность элементов, объединенных самоорганизацией, единством цели и функциональной целостностью.

В качестве абсолютного инварианта и аксиомы глобального эволюционизма принято понятие ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, являющееся вечной сущностью Вселенной, которая была свойственна ей в прошлом, в настоящем и будет определять ее будущее. Это понятие не зависит от того, конечна или бесконечна Вселенная, были или не были Большой взрыв, Всемирный потоп и другие катаклизмы. Любая система и любой ее элемент могут быть поняты и определены только в их взаимодействии с другими окружающими системами и другими элементами. Познание сути вещей означает познание их взаимодействия. За ним изучать больше нечего. Оно прослеживается на всех уровнях Мироздания, объединяет в единое целое области неорганического, органического и социального развития и позволяет идентифицировать их как системы. На этом понятии в общих чертах строится вся системная аксиоматика, включающая важнейший методологический принцип СЕМАНТИЧЕСКОЙ аргументации сущности связи ФОРМЫ и СОДЕРЖАНИЯ,

единства РЕАЛЬНОГО и ИДЕАЛЬНОГО [5]. Простейшую систему, исходя из ее определения, могут составить два элемента. Один отдельно взятый элемент или два не взаимодействующих элемента не могут составить систему (см. рис. 1а - цв. вставка). Систему могут составить два взаимодействующих элемента с разными ролями. Образованный ими контур представляет элементарную бинарную структуру. Один элемент выполняет функции СУБЪЕКТА, а другой -функции ОБЪЕКТА, находящиеся в оппозиции при единстве цели взаимодействия (см. рис. 1б - цв. вставка). Субъект и объект в единстве, по определению английского философа Б.Ф.Брэдли, составляют «абсо-лют»[6]. Субъект - это источник активности, направленный на объект. Объект -предмет (часть объективной реальности), противостоящий субъекту в его целенаправленной деятельности. Субъект воздействует на объект по ПРЯМОЙ связи, объект воздействует на субъект по ОБРАТНОЙ связи. Прямая и обратная связь в контуре обеспечивают обмен между его элементами. Системы находятся во взаимодействии с внешней средой. Окружающая среда выступает третьим участником взаимодействия, проявляющимся через системную цель (см. рис.1 в - цв. вставка), которая отражает обменные процессы системы со средой (см. рис.2 - цв. вставка).

Взаимодействие элементов в системе определяется потребностями ее существования и развития. Из таких простейших систем торообразно по иерархическому принципу формируются системы более сложной структуры. Но эта сложность преодолевается, в свою очередь, такой же бинарной субъектно-объектной соподчинен-ностью иерархических уровней, связанных совокупностей тороидов. Количество уровней иерархии во Вселенной бесконечно.

ПРОСТРАНСТВО и ВРЕМЯ - системные шкалы, определяющие их границы и период существования в природе. Время представляет собой кинематическую координату («ось абсцисс» или «стрелу времени»), определяющую идеальное положение системы в эволюционном процессе, пространство - динамические координаты («ось ординат» и «ось аппликат») реального положения системы относительно стрелы времени.

По функциональному признаку целостность системы любой природы и сложно-

сти обеспечивают четыре терминальных элемента: ВЕЩЕСТВО, ЭНЕРГИЯ, ЗНАНИЯ и ИНФОРМАЦИЯ (см. рис.3 -цв. вставка). Вещество и энергия, знания и информация составляют попарно взаимно сопряженные понятия. Вещество и энергия составляет системную форму, а знания и информация выражают ее содержательную сущность. При системном взаимодействии этих элементов вещество выступает носителем знания, а энергия - носителем информации.

Вещество, обладающее массой покоя, представляет статическую компоненту, а энергия, как физическое явление - динамическую. Знание есть потенциальная информация, а информация есть актуальное знание. Знание выступает как СТРАТЕГИЧЕСКАЯ информация, необходимая для формирования цели и построения кинематической траектории. Информация выступает как ОПЕРАТИВНЫЕ знания, используемые системой в динамическом процессе, переводящем ее из реального, фактического состояния в идеальное (желаемое, целевое).

Взаимодействие в (неживой, живой и социальной) природе связано с переносом ресурсов и отходов как внутри системы, так между системой и средой. Он может быть осуществлен только сочетанием принципов ОТКРЫТОСТИ и ЗАКРЫТОСТИ процессов самоорганизации (синергетических и кибернетических принципов). С системных позиций их нельзя противопоставлять; они с необходимостью дополняют друг друга. Только открытых и только закрытых самоорганизующихся систем не существует. Открытость обеспечивает для обмена необходимый контакт системы со средой. На основе замкнутой обратной связи закрытость обеспечивает определенную логику реакции системы на изменение условий ее работы.

Самоорганизация - это свойство системы изменять внутреннюю структуру и функции для адаптации к воздействию окружающей среды.

Самоорганизация - эволюция линейных и нелинейных превращений материального и идеального свойств систем природы, непрерывного усложнения диссипа-тивных структур до сверхсложных систем.

Она исходит из открытости Мира, обеспечивающей между любой системой и средой контакт, необходимый для выработки допустимого действия путем выбора цели и формирования кинематической тра-

ектории (сценария поведения). Идеальностью компоненты самоорганизация не исчерпывается. При реализации движения по кинематической траектории она включает системную закрытость. Только динамический процесс, вызванный силовыми действиями, способен ликвидировать возникающие при движении рассогласованности между желаемым состоянием системы, заданным кинематической траекторией, и фактическим ее состоянием. Именно это реактивное действие осуществляется в системе при управлении субъектом ее внутренними функциями, выполнение которых обеспечивают четыре терминальных структурных элемента: вещество, энергия, знание и информация.

Из этих функциональных элементов формируются диссипативные структуры -носители нового, - «которые как бы заводят механизм Хаоса, из которого рождается тенденция к порядку» [3 ].

Сочетание открытости и закрытости иллюстрирует принцип дополнительности в самоорганизации и эволюции. Доминантой синергетики, с точки зрения самоорганизации, является изучение эволюции систем на основе долгосрочных стратегических прогнозов и выбора кинематической траектории (сценария будущего в виде бифуркационных диаграмм). Для этого самоорганизующимся системам и изучающей синергетики нужны ЗНАНИЯ о прошлом, настоящем и будущем системы и среды, условиях и возможностях их взаимодействия, совместного существования и развития.

В отличие от традиционного представления знания, как результата познавательной деятельности человека, в семантической модели самоорганизующейся природы ЗНАНИЕ рассматривается как естественная системная категория, выполняющая определенную функцию формирования идеального на основе врожденного и накопленного опыта, как результата эволюционного процесса. В системном знании фиксируется опыт о прошлом, настоящем и будущем, как системы, так и среды. На основании этих знаний формируются прогнозы, которые определяют стратегические цели и кинематические траектории движения к ним.

Кинематическая траектория представляет программу движения «центра масс» - сценария развития системы, как «протокола о намерениях». Для его реализации самоорганизации необходимо на ос-

новании ИНФОРМАЦИИ об отклонении реального состояния системы от определенного программой идеального осуществить силовым воздействием динамический процесс движения «вокруг центра масс», которое и ликвидирует возникшее рассогласование. Именно этот процесс в кибернетике относят к управлению, которое охватывает любые системы с замкнутой обратной связью, обеспечивающей определенную логику выбора реакции системы на изменение условий ее работы и реализацию этой реакции через функциональные механизмы. Самоорганизация включает управление. Их нельзя противопоставлять. Без управления самоорганизация не реализуется.

Поэтому интерпретацию Н. Винером перевода с греческого слова «cybernetics» следует понимать как объединение значений его переводных соответствий «лоцман» и «рулевой». Лоцман привлекается временно для проводки судов в трудно проходимых местах. Он выполняет навигационные функции на основе хорошего знания препятствий (окружающей среды) и безопасного фарватера (кинематической траектории).

В общем случае кораблевождения и вождения летательных аппаратов на большие расстояния кинематические траектории, ведущие к цели, вычисляет штатный специалист - штурман, работающий на постоянной основе. Рулевой (в авиации - пилот) выполняет функции ее реализации воздействием на рулевые механизмы. Подобные функциональные структуры присущи любым самоорганизующимся системам Вселенной.

В итоге понятию самоорганизация следует дать единое, обобщенное с управлением, определение не противопоставляя их.

Самоорганизация выражается в свойстве системы прогнозировать на основе открытости изменения своей структуры и функций при выборе цели с адаптацией к окружающей среде и выполнять управление на основе системной закрытости определенными целью реактивными действиями путем включения функциональных механизмов.

Из этой формулы следует, что самоорганизации без управления и управления без самоорганизации в системах не существует.

Различные виды материи (систем) различаются только своей структурой. СТРУКТУРА полностью и однозначно определяет свойства систем любой природы, ее естественный ТЕЗАУРУС. Структурные элементы вещества и параметры энергетических сигналов выступают естественными знаковыми и сигнальными кодами природы при передаче знаний и информации во времени и в пространстве. Особый интерес представляют композиции ДВОИЧНЫХ кодов, отражающие структурную бинар-ность самоорганизующейся природы и ее эволюцию, что подтверждается бумом исследований по генетическим проблемам и алгоритмам.

Самоорганизация включает единство СТАТИЧЕСКИХ, КИНЕМАТИЧЕСКИХ и ДИНАМИЧЕСКИХ процессов. Статические компоненты обеспечивают накопление и хранение ЗНАНИЙ в системной ПАМЯТИ. Кинематические процессы, основанные на ЗНАНИЯХ, определяют необходимость присутствия СОЗНАНИЯ как внутрисистемного механизма. А динамические свойства, основанные на ИНФОРМАЦИИ, определяют подсознательные (автоматические, регулирующиеся) действия. Сознание и подсознание, определяющие ИНТЕЛЛЕКТ, базируются на механизме обратной связи (см. рис.4 - цв. вставка). Через обратную связь осуществляется просмотр посредством периодической подачи на вход хранящихся в памяти знаний и поступающей из окружающей среды информации.

Время цикла должно быть меньше характерных временных изменений в окружающей среде для осознания событий: успеть за событиями, обладать способностью восприятия их непрерывного развития и реакции на него [7]. Таким образом, самоорганизующиеся системы для существования и развития наследуют родовые признаки, приобретают новые свойства, адекватные изменениям внешней среды, в том числе путем мутаций, что свидетельствует о творческой сущности природы в глобальной эволюции.

Социальная особенность человека выражается в развитии способности производить орудия труда, использовать их для воздействия на окружающий мир. В процессе общественного труда создавали искусственные орудия, человек овладевал речью, развивали абстрактное мышление, формировалась его материальная и духовная культура. Целенаправленная разумная

деятельность человека привела к созданию искусственной среды его обитания, сложнейших производств, архитектурных сооружений, науки, искусства и т. п.

Творческой вершиной развития человека следует признать создание и широкое применение электронных средств информационных коммуникаций, включающих ЭВМ, аудио- и видеосредства, средства связи, многократно генерирующие разумную деятельность человека. Появляются идеи создания электронного разума, позволяющие человеку продолжить свое существование в облике ЧИПа [8], а также клонирование человека.

Однако и в этих условиях ЭВМ не заменит мышление человека, а лишь сделает его более рациональным и оперативным. Несмотря на достижения в области нейрокомпьютеров и генетических алгоритмов, человек по-прежнему сохраняет роль субъекта по отношению к созданному миру объектов и систем. Семантическая сущность информации, циркулирующей в человеко-машинных системах, проявляется через человека. В машинах нет плана содержания, в каких бы совершенных формах они ни создавались и какие бы семантические модели они ни реализовывали. В этом состоит принципиальное отличие создаваемых человеком искусственных моделей от естественных систем.

В искусственно созданные информационные системы знания и информация привнесены их создателями. В машинах отсутствует интеллект. У них нет собственной цели. Машинная технологическая информация имеет формальный, синтаксический характер, семантическая сущность сообщения и его системная интерпретация остаются за человеком. Машины остаются инструментом, орудием труда в руках человека. В истории земной цивилизации с развитием орудий труда происходят изменения в структурах социальных систем, смена общественных формаций. В самих социальных системах субъектом и объектом выступают коллективы людей, взаимодействие между которыми определяется их интересами.

В таких системах человек продолжает оставаться главным действующим лицом, накладывающим сложные субъектно-субъектные отношения, в том числе и корпоративные, на их системное взаимодействие. В свою очередь, каждая система взаимодействует с окружающей средой, в кото-

рую входят другие аналогичные системы Человечества и иные системы Вселенной. Без семантической модели таких самоорганизующихся систем не возможны их анализ и идентификация. Численное увеличение ЭВМ и качественное развитие информационных технологий породили у ряда специалистов в некоторых сферах производства и управления ошибочное мнение, что большинство стоящих перед нами проблем будет успешно разрешено по мере активного внедрения вычислительной техники в соответствующие звенья управления. На практике это приводит к преувеличению и переоценке роли машин в системах «человек -машина» и неизбежно отразится на качестве решения интеллектуальной, содержательной части процессов управления. Сохранение этих тенденций, при необходимости пространственно-временного распределения решения задач и, соответственно, интеллекта, приведет развитие цивилизации теперь уже к компьютерной техногенности.

Система научно-технической информации передает добытые наукой знания об окружающем мире от создателей к потребителям. Знания нужны для развития производительных сил общества:

- развития средств производства;

- повышения квалификации производителей;

- образования населения.

Образование включает обучение понятиям и обучение действиям. Понятие -это форма мышления, в которой отражены предметы и явления реального мира в их существенных, необходимых признаках и отношениях. Понятие представляет единицу знания. Знание является системной категорией, возникающее при взаимодействии субъекта и объекта.

Под действием понимают поведенческий акт, относящийся к знаниям и области компетенции. Знание и компетенция имеют разные структуры и содержание, но между ними существует связь, необходимая для приведения в действие сценариев поведения, построенных мыслительными процессами. Реализация действий носит вещественно-энергетический характер. Поэтому при обучении усвоение понятия контролируют собеседованием, а действия - тестированием.

Языки науки можно классифицировать на языки многомерных, трехмерных и двумерных пространств, на линейные символьные языки и языки бинарного кодиро-

вания. Они позволяют переносить инвариантные модели из одной области науки в другую на принципах, предусмотренных объединением научных описаний (знаний, моделей) с эквивалентной интерпретацией результатов двуязычного анализа и синтеза.

Например, когнитивные карты и генетические алгоритмы при совместном применении усиливают исследовательские возможности социальной сферы за счет включения в концептуальную модель генетического принципа эволюционной адаптации [14]. Другой пример, концептуальная психологическая модель сферы личности, ее взаимодействие с моделью социальной сферы определяет психологический тип личности и ее место во внешней среде -социуме [15].

Еще более поразительные примеры можно привести из языков искусства, включающих черно-белые, цветные, плоские, объемные формы, а также множество языков жестов, звуковой, тактильной информации и др.

Семантическая сила этих языков позволяет создавать эффективные семантические модели, аккумулирующие в себе общие концептуальные конструкции мира.

Термин «технология» традиционно употребляют к искусственным процессам производства и понимают как совокупность (последовательность) приемов, направленных на создание продукта. Это определение относится и к «созданию» информации.

Первой серьезной информационной технологией стало книгопечатание. В конце XX века впервые в человеческой истории одним из основных предметов труда становится информация. Автоматизированные информационные системы различного назначения, органически сливаясь с системами связи, к настоящему времени развились в электронную память государственного и глобального масштаба. Дистанционный доступ с терминальных рабочих мест через Интернет, к различным видам накопленных знаний, в режиме разделения времени, с возможностью вывода на экран и копирования, создали объективные условия для использования мирового универсума знаний.

Происходит перекачивание трудовых ресурсов из сферы материального производства в информационную сферу, что, в конечном итоге, грозит информационным кризисом общества. Преодоление кризиса становится возможным с появлением «но-

вых информационных технологий», основанных на использовании более «семантических» ЭВМ [16]. Развитые интеллектуальные технологические процессы, составляющие главный информационный конвейер такой высокоорганизованной системы, какой является человек, показаны на рис. 5 (см. рис.5 - цв. вставка). Однако все перечисленные автоматизированные процессы могут стать реальностью только при высоком уровне развития их аппаратно-программного и логико-семантического обеспечения.

В естественном языке одно и то же содержание может передаваться разной формой. Машины могут оперировать только определенной формой записи сообщений. Поэтому при человеко-машинном общении всеобщий тезаурус мира, отражающий весь универсум знаний, должен быть двуязычный, и вербально-образный, «понятный» как человеку, так и машине, Возрастающий объем знаний предполагает использование построенных по единым принципам системы тезаурусов. Все это представляет серьезные научные и практические проблемы, которые могут быть решены только на основе семантической модели и семантической логики.

В миропроявлении человек неотделим от природы. И его познавательный процесс - это, прежде всего, самопознание природой через человека. Через новые информационные технологии просматривается их общематериалистическое единство. На рис.6 (см. рис.6 - цв. вставка) показана матрица, отражающая основные информационные технологические процессы, которые присущи всем видам организации материи от атома до галактик и внеземных цивилизаций в виде функциональных систем. Состав и механизмы их реализации, безусловно, могут быть разные [12]. При этом следует иметь в виду, что по организации материи: взаимодействие твердых тел проявляется в соударении, жидкостей и газов - в диффузии, живой природы - в скрещивании, социальной сферы - в обмене.

Системная сущность человека состоит в его многофункциональности. Главные функции определяются выполняемыми им системными ролями. Человек может выполнять и роль субъекта, и роль объекта. Его доминантами могут быть или выполнение мыслительной работы по формированию поведенческого акта, или его афферентная физическая реализация.

Реализация действий заключается в ривается слабо, поскольку их доминантой

превращении информационных сигналов о является все та же форма.

принятом решении в материально-энерге- Термин «интеллектуальные» несет

тическое воздействие на объект. налет антропоидности. Поэтому для искус-

Развитие моторного аппарата систем ственных моделей целесообразнее приме-

шло наряду с развитием рецепторно - сен- нять термин «интеллектные». Науку с про-

сорного, при их взаимной связи и взаимо- тиворечивым названием «искусственный

действии с внешним миром. интеллект» (такого интеллекта быть не мо-

В ходе эволюции сформировались две жет по определению) точнее было бы на-

схемы управления моторным аппаратом: звать «Интеллектикой» (по аналогии с Ма-

рефлекторные и сознательные. Рефлектор- тематикой, Кибернетикой, Информатикой),

ные движения возникают в ответ на пуско- попутно исключив ее элитарное звучание.

вые сигналы от внешнего мира. Осознан- Обобщающие материалы о системной

ные движения запускаются изнутри по па- организации Мира представлены «Систем-

мяти за счет собственной активности. ной энциклопедией» на Web-сайте:

В искусственных моделях должны http://www.ipi.ac.ru/sysen/

присутствовать модели обеих упомянутых Ее создание в электронной версии ве-

функциональных систем. Однако в веду- дется под руководством автора на изложен-

щихся исследованиях такая связь просмат- ных идеях.

Библиография

1. Спиноза Б. // СЭС. - М.: Советская энциклопедия, 1980. -С. 1268.

2. Берталанфи Л. СЭС. - М.: Советская энциклопедия, 1980. -С. 135.

3. Пригожин И., Стенгерс Н. Порядок из Хаоса: Новый диалог человека с природой. - М., 1986.

4. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. -М.: Наука, 1997.- 283 с.

5. Шемакин Ю.И. Самоорганизующаяся Вселенная: Семантическая модель // Синергетика и социальное управление. - М.: РАГС, 1998.

6. Абсолют // ФЭС. - М,: Советская энциклопедия, 1983. -С.5.

7. Сергин В.М. Сознание как система внутреннего видения // Журнал высшей нервной деятельности. -Т. 44. - Вып. 4 - 5. - М. -1994. -С. 627-639.

8. Человек - бессмертен! Интервью Болонкина А. А. // Газета "Известия". -№ 167,- 8.09.1998. -С. 4.

9. Шемакин Ю.И. Семантика самоорганизующихся систем. - М.: Академический проект, 2003. -С.174.

10. Лефевр В.А. Космический субъект. -М.: Ин-кварто, 1996.

11. Шемакин Ю.И. Научно-техническая информация и управление. - М.: ИПКИР, 1977. -С. 65.

12 .Шемакин Ю. И. Семантика информационной технологии // НТИ.Сер. 2. -1995. - №11.

13. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы. -М.: Наука, 1978.

14. Смирнов А. Ю. Методы и алгоритмы анализа социальных процессов с применением когнитивно - адаптивной инвариантной модели: (Канд. дисс.), -РАГС, М., 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Нечаев В. В., Дарьин А. Ю. Человек: индивидуальные и персональные информационные ресурсы (концептуальное модельное представление) // Проблема идеальности в науке: Материалы второй междунар. научн. конф.. -Часть I. -М.: АСМИ, 2001.

16. Шемакин Ю.И., Романов А.А. Компьютерная семантика. -М.: НОЦ «Школа Китайгородской», 1995. - 342 с.

17. Системная энциклопедия -- www.ipi.ac.ru/sysen/

18. Винер Н. Кибернетика. -М.: Сов. Радио, 1968. - 325с.

19. Мартин Сеймур-Смит-100 величайших книг, которые, потрясли мир, - М.:«РИПОЛ классик»,2004.-591с.

20. Хакен Г. Синергетика. - М.: Мир, 1980.

21. Прангишвили И. В. Энтропийные и другие системные закономерности: вопросы управления сложными системами, -М.: Наука, 2003. - 428 с.

22. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. - М.: Наука, 1965.

23. Вернадский В.И. Живое вещество. - М.: Наука, 1978.

24. Вернадский В.И. Размышления натуралиста: научная жизнь как планетарное явление. - М.: Наука, 1978.

25. Циолковский К. Э. Происхождение жизни. - Калуга, 1920.

26. Циолковский К. Э. Зарождение жизни. - Калуга, 1920.

27. Циолковский К. Э. Жизнь в межзвездной среде. - М.: Наука, 1964.

28. Савин А. Ю. Основы ноокосмологии. Философия и ноофизика. - М.: Арбизо, 1995.

29. Карпенко М. Вселенная разумная. - М.: 1992.

30. Серебровская К. Б. Сущность жизни. История поиска. - М.: 1994.

31. Шемакин Ю. И. Тезаурус в автоматизированных системах управления и обработки информации. - М.: Воениздат, 1974.

Экономика и маркетинг

33. Шемакин Ю. И. Введение в информатику. - М.: Финансы и статистика, 1985.

34. Шемакин Ю. И. Информация как семантическое свойство материи / 2-й конгресс «Информационные процессы и технологии»: Тез. Докл. - М.: 1993.

35. Шемакин Ю. И. Семантика информационной технологии // НТИ. Сер.2. - 1995, - № 11.

36. Шемакин Ю. И. Знание и информация - семантическая сущность материи // «Информация и самоорганизация». - М.: 1996.

37. Шемакин Ю. И. Открытая семантическая модель природы и образование и образование // «Синергетика и образование». - М.: «Гнозис», 1997.

38. Романов А.А., Шемакин Ю.И. Интегральная модель нечеткой системы // Кибернетика и системный анализ, 1991, № 4.

39. Айламазян А.К., Стась Е.В. Информатика и теория развития. - М.: Наука, 1989.

40. Филатов А.П. Живой космос: человек между силами земли и неба // Вопросы философии, -1994, -№2.

41. Шемакин Ю.И. Начала компьютерной лингвистики. - М.: МГОУ А/О «Росвузнаука», 1992.

42. Поспелов Д. А. Энциклопедия по информатике. - М.: Просвещение, 1994.

43. Попов Э.В. Искусственный интеллект: Справочник: в 3 т. - М.: Радио и связь. 1990.

44. Урсул А. Д. Информация. Методологические системы. - М.: Наука, 1971.

45. Моисеев Н.Н. Восхождение к разуму. - М.: Изд. АТ. 1993.

46. Егоров В.С. Философский реализм. - М., 1994.

47. Шемакин Ю. И. Семантическая модель самоорганизующихся систем // Труды междунар. конф. НТИ-97. - М.: ВИНИТИ, 1997.

48. Шемакин Ю.И. Семантическая модель природы: фундаментализация науки и образования // НТИ. Сер.2, -1997, -№ 11.

49. Шемакин Ю. И. Знание и информация как категории систем Вселенной // Научно-методический журнал «Межотраслевая информационная служба», Вып. 2 (127) , -М.:(ФГУП «ВИМИ»), 2004. - С. 3-11.

50. Гринченко С.Н. Системная память живого. -М.: Изд. «Мир», Изд. «ИПИРАН», 2004, -С.512.

51. Шемакин Ю.И. Семантическая парадигма самоорганизующихся систем. Синергетика: человек, общество. - М.: Изд-во РАГС, 2000, -С.25-29.

52. Исаева О. В Израиле научились излечивать рак // Аргументы и факты, -№42, 2004, -С.6.

53. Информационно - гомеопатический комплекс «BIOGENIUS» при лечении онкологических заболеваний - www.biogenius.ru

54. Дж. Клир. Системология. - М.: Радио и связь, 1990, -С.43

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В. Л. Абрамов, к.и.н., проф., главный ученый секретарь Тел.: (095) 101-41-90, E-Mail: sovet@mirbis.ru Институт МИРБИС http://www.mirbis.ru

This paper analyses modern theories and concepts of the intellectual assets of organizations. It proves the statement that intellectual assets under the conditions of postindustrial society are the key factor influenced on the modern organization strategic competitiveness. The rating system evaluates the effectiveness of the intellectual assets usage and the competitive advantages of modern organizations.

Человечество является свидетелем нового этапа глобальной эволюции мировой цивилизации -перехода к постиндустриальному обществу. Основным его признаком является снижение роли материальных

факторов производства и повышение значимости информации и знаний как основных производственных ресурсов. В целом постиндустриальная экономика характеризуется следующими особенностями:

• интеллектуализация используемых технологий, обеспечивающая резкое повышение производительности труда;

• рост наукоемкости товаров;

• существенное повышение значения деятельности, связанной с производством, хранением, передачей и производством знаний;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.