Научная статья на тему 'Становление поликультурной языковой личности в образовательном процессе'

Становление поликультурной языковой личности в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
143
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СТАНОВЛЕНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пивкин С. Д.

Описывается становление языковой личности в условиях межкультурной коммуникации. Исследуются возможности образования для развития поликультурной языковой личности. Особое внимание уделяется педагогическому воздействию на личность в процессе овладения иноязычной речевой деятельности и воспитания духовности посредством живого слова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Given in this paper is creating linguistic personality in the multicultural environment. It also studies the opportunities provided by education to develop multiple culture linguistic personality. A focus is on personality impact while mastering foreign language activity as well as on raising spirituality using the eternal word.

Текст научной работы на тему «Становление поликультурной языковой личности в образовательном процессе»

СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ПИВКИН С.Д.

Описывается становление языковой личности в условиях межкультурной коммуникации. Исследуются возможности образования для развития поликультурной языковой личности. Особое внимание уделяется педагогическому воздействию на личность в процессе овладения иноязычной речевой деятельности и воспитания духовности посредством живого слова.

Становление поликультурной языковой личности происходит не сразу, а в результате личностного развития в процессе овладения индивидом языком в условиях межкультурной коммуникации. О становлении личности можно говорить с определенного возрастного периода, который приходится на годы ученичества. Отсюда следует, что наиболее интенсивно личность развивается в школьные и студенческие годы, в так называемый сенситивный период, когда индивид внутренне переживает бурный рост и усиленно постигает законы и нормы бытия и жизнедеятельности человека. Этот процесс неизбежно связан с потребностью человека как можно больше узнать не только о внешнем мире, окружающих его людях, но и о себе самом. Знания об окружающем мире, людях и о себе самом индивид черпает как из реальной жизни, так и в семье, а также с помощью специальных общественных институтов, призванных готовить молодое поколение к взрослой жизни, т.е. с помощью образования. «Важнейшая функция и одновременно ценность образования состоят в том, что оно должно открывать своим питомцам новые миры, помогать ориентироваться в них, в том числе открывать мир знания и мир незнания, помогать делать первые шаги в эти миры. Не менее важная задача образования - помогать открывать очи, направленные внутрь, т.е. помогать открывать себя, содействовать духовному и личностному росту» [4, с. 357-358]. Если раньше образование руководствовалось во многом прагматическими и часто меняющимися установками, зависящими от потребностей общества и не всегда связанными с личностным ростом обучающихся, то в последние годы парадигма педагогической науки все в большей степени переориентируется (хочется в это верить) на определение роли образования в судьбе человека, и в этом состоит его несомненная непреходящая ценность и возрастающая роль в глобальном мире наступившего тысячелетия.

Чем же может помочь педагогика в роли воспитателя душ и носителя идей саморазвития? Обратимся к практической стороне вопроса, и поскольку наш исследовательский интерес направлен на изучение становления и развития языковой личности в учебной деятельности, т.е. при овладении иностранными языками, нам также интересно проследить, каковы возможности воздействия реальной педагогики на этот процесс в этом узком поле педагогического влияния. Поскольку мы связываем процесс становления языковой личности с ее общекультурным развитием и говорим о поликультурной языковой личности, то, возможно, это поле и не такое уж узкое, каким оно представляется на первый взгляд. Каким бы ни было представление о возможностях языкового образования, педагогическое воздействие носит универсальный характер и осуществляется посредством слова. Волшебная магия слова волнует не только литераторов, поэтов и любителей словесности, но и представителей самого широкого

Given in this paper is creating linguistic personality in the multicultural environment. It also studies the opportunities provided by education to develop multiple culture linguistic personality. A focus is on

personality impact while mastering foreign language activity as well as on raising spirituality using the eternal word.

академического мира. Педагогика в этом смысле не исключение. Мы привыкли к тому, что изучая языки, мы знакомимся с новыми языковыми кодами и совсем забываем о том, что при этом поднимаем огромные пласты культуры, развивающей человека как личность. А личность волнует педагогику давно, хотя сложные взаимоотношения с ней в прошлом, как и сложный характер минувших эпох, сделали эти взаимоотношения предметом серьезного дискурса. Не случайно общество забило тревогу и серьезно предупреждает о возможности антропологической катастрофы при недооценке роли личности в культурно-историческом развитии человечества как рода. Время требует быстрых, разумных и адекватных решений, в том числе и от педагогики как выразителе интересов образовательного сообщества, и далее медлить в этом вопросе невозможно.

Так ли уж ситуация безнадежна? Хотя и не в полной мере, современная парадигма образования стремится соответствовать вызовам времени в той части, где она нацелена на развитие личности как саморазвивающейся и творчески активной в реализации своих возможностей, и в этом проявляется ее человечность. Предоставление максимальной свободы в реализации учащимися своих способностей и внутреннего потенциала - вот желаемая модель политики в области образования и одновременно трудноосуществимая. Правда, декларирование целей образования не всегда совпадает с реальной действительностью. Образовательная практика все еще далека от заветных целей воспитания развитой и самодостаточной личности, чей культурный и академический потенциал в большей или меньшей мере реализуется в ее (образования) учреждениях. Одной из труднейших задач в этом направлении является создание условий для свободного выбора учащимися траектории своего развития и саморазвития, наиболее отвечающей их наклонностям и желаниям.

Отвлечемся на некоторое время от изложения важности выбора пути в жизни на одном из труднейших этапов жизнедеятельности человека - академическом. Обратимся к рассмотрению практического аспекта данной проблемы. Мы привыкли к тому, что обсуждению жизненно значимых проблем не находится ни времени, ни соответствующей дисциплины в академических программах, в рамках которой это обсуждение может состояться. Так ли это на самом деле? Практический курс иностранного языка, казалось бы, никак не располагает к такому обсуждению. Многочисленные учебные пособия по иностранным языкам, к тому же невысокого качества исполнения, пестрят набившими оскомину темами о роли образования, о стране изучаемого языка и проч. И никому не приходит в голову, что эти темы не обладают никаким обучающим потенциалом и фактически выливаются в пустую «говорильню» на заявленную тему. Между тем умелая организация учебного процесса в содержательном плане может дать учащемуся гораздо больше, чем простое «натаскивание» по практическому языку. И не надо бояться сложной и неадаптированной лексики, которая может потребоваться для обсуждения трудных тем. Правда, для того, чтобы беседа, обсуждение или написание эссе вылились во что-то серьезное, необходима тщательная подготовительная работа и высокий профессионализм преподавателя. К счастью, отечественная методическая наука накопила большой опыт в организации подобных этапов в работе. Обсуждение вопросов тематического характера есть часть рутинной работы по овладению навыками использования неродного языка, оно не является всеподавляющим и отвлекающим от основной цели. Темы для изучения равномерно и разумно распределяются по семестрам и блокам дисциплины. Иными словами, дискуссии в группе не должны носить характер насаждения или принуждения. Но в тоже время они должны приучать учащихся к работе с языковым материалом серьезного содержания, затрагивающим саму суть реальных взаимоотношений между людьми в обществе, семье и повседневной деятельности.

К примеру, если вернуться к проблеме становления личности и выбора жизненного пути, то для обсуждения этих вопросов можно воспользоваться широким набором тем, как-то: «Личность - это не призвание, это состояние души» (‘What Might I Have to Aspire to so as To become a Personality’), «Мой трудный выбор жизненного пути» (‘My Preferences In Lifestyle Is a Difficult Subject’), «Будущее - это трудная работа» (‘The Future is not a Gift - it is an achievement’: Harry Lauder)? «Как важно для настоящего специалиста не замыкаться в своей области» (‘The Specialist is a man who fears the other subjects’: Martin Y. Fisher) и т.д. Представленный перечень даже в малой степени не отражает всей палитры обсуждаемых проблем, а лишь иллюстрирует возможный подход к учебной работе. Разумеется, каждая тематика нуждается в тщательной проработке, согласовании общих позиций и разногласий, а также в изучении лексики и сопутствующих лингвистических трудностей и т.п.

Как уже отмечалось, важнейшей в указанном ряду является задача самоопределения и принятия своевременного решения по выбору тех видов деятельности, которые наиболее полно удовлетворяют познавательные интересы личности, а также развивают ее творчески. Обучить учащихся правильно оценить свой потенциал и имеющиеся силы и в соответствии с ними самоорганизоваться в учебном процессе для достижения поставленных целей образования всегда бывает нелегко, порой требует нестандартных подходов.

Самоопределение предполагает некий выбор из возможного реестра, И сразу возникает сомнение, только ли дело в выборе? В конце концов, выбор можно повторить, если он оказался неудачным. Система образования никак не отрицает свободного и добровольного выбора, хотя и возникают организационные проблемы, но они вполне решаемы. А что, если выбор на всю жизнь? Какова цена ошибки? Более внимательное рассмотрение вопроса убеждает нас в том, что проблема глубже и сложнее, чем это представляется на первый взгляд. Ранее мы говорили о том, что самоопределение связано с пониманием сути себя и своей самости. Не будем вдаваться в изложение экзистенциального характера важности выбора жизненного пути человеком, как об этом думают и пишут философы и психологи. Скажем только, что самоопределение - это внутренний процесс, и связан со способностью индивида опереться на себя. Что это значит для учащегося? Достаточно ли у него сил и внутреннего ресурса для того, чтобы выбор сделать самостоятельно? Возможно ли эти силы выявить на как можно раннем этапе обучения? На каком? Это слишком трудная задача для воспитателя, учителя и наставника. Можно ли этому научиться? Думается, возможно, но для этого необходимо понимание проблемы, время и главное - научить учащегося увидеть в себе личность, способную сказать свое слово в этом мире. Личность несет в себе признаки древнего представления о герое, которому подвластно многое и многое дано. Конечно, это понятие исторически претерпело существенное изменение в сознании людей, и теперь никому в голову не придет ассоциировать личность с древним героем. Тем не менее, личность до сих пор привлекает внимание своей цельной натурой, внутренней силой и убежденностью. Уверенность в себе появляется в ней, когда у человека сформировался внутренний стержень, основа. Речь идет о внутренней устойчивости и равновесии, в этом же ряду и отсутствие сдерживающего страха, тревожности и напряжения. Создать такую основу внутри себя - вопрос не одного дня и даже не одного года и есть результат воздействия многих факторов. В числе прочих можно упомянуть умение доверять себе, которое вполне по силам воспитать в учащемся с помощью педагогов, родителей и наставников. Здесь главное не ограничиться банальными нравоучениями, а вести подопечных по жизни так, чтобы это доверие созревало в недрах неокрепших душ. Достаточно сказать, что размышления, эссе на тему «Что мне мешает чувствовать себя уверенным в этой жизни?» (‘What Might I Have to Do to feel Confident?’), а также дискурс на эту же тему побуждает учащихся к тому, чтобы задуматься над

проблемой всерьез. Парадоксально, что в программе учебных заведений нет такого предмета, в рамках которого можно было бы свободно обмениваться мнениями по данному вопросу, с одной стороны. С другой стороны, выход может показаться там, где его совсем не ищешь. Умение и желание обсуждать такие проблемы вполне уместно на занятиях языковых дисциплин, например иностранного языка. Прекрасная речевая практика, к тому же на осмысленную тему повышает интерес к предмету и способствует развитию полезных качеств у учащихся, как-то: аналитического и критического мышления, открытости, внутренней собранности, уверенности. Подчас сложности молодого поколения возникают из-за того, что оно не обучено обсуждать свои проблемы и находить решения самостоятельно. Критики такого подхода могут возразить, что это пустая трата времени, поскольку он не дает ответов на многие вопросы. Конечно, решение жизненных проблем далеко не самое простое дело, но в некоторых случаях достаточно проблему заострить, и начинается трудный процесс ее решения. И самое сложное научить человека увидеть себя в перспективе возможного развития как профессионального работника и личности. Это способствует внутреннему раскрепощению и обретению внутренней свободы, что может принести замечательные плоды в будущем. Задача чрезвычайно сложная, сколь и благодарная.

Увидеть мир во всем многообразии и определить свое место в нем дается нелегко. Оттого так много несовпадений и разочарований. Опыт жизни суров, но не фатален. А свобода выбора тем и удивительна, что не закрывает пути не только к осмыслению пережитого прошлого, но что более важно - пути к возможному и желаемому будущему.

И здесь важно сказать, что педагогике много полезного может дать новый взгляд на возможное направление ее дальнейшего развития культурно-исторический экскурс в прошлое, который наметился в психологической науке в последние десятилетия. Переосмыслить прошлое после многих десятилетий тоталитарного мышления в России и вернуться на естественно-исторический путь развития означает в то же время восстановление нормального человеческого сознания, возрождение роли личности, способной самостоятельно думать и свободно развиваться, нестесненной никакими догмами и ограничениями в своих взглядах на историю и культуру своего народа. Личность для представителей этого направления является ключевым понятием, но личность, раскрепощенная и свободная в своих проявлениях и устремлениях, становление и развитие которой определяется многими факторами: самосознанием, мотивами, эмоциями, творчеством и т.п., которые необходимо учитывать в практической деятельности.

Не менее важными для построения моделей саморазвития личности в педагогике является признание культурно-исторической психологией свободы, самоценности человеческой личности, что предполагает отстаивание самобытности и неповторимости личности. В педагогике еще не получила широкого практического распространения концепция суверенности личности учащегося, поскольку построить учебный процесс вокруг этой идеи чрезвычайно трудное и затратное дело, но оно стоит того. В этом видится перспектива поступательного развития педагогической мысли в предстоящем столетии.

Из идей, выдвигаемых приверженцами культурно-исторической психологии, для нас существенным представляется стремление человека к духовному развитию, конструирование свое собственного «Я», которые укладываются в рамках более привычных «саморазвития», «само-строительства», «самосозданья» [3]. Все они исходят из необходимости заглянуть в самого себя, которое представляется главным условием саморазвития. В нем таится неисчерпаемый резерв, которым важно правильно воспользоваться себе на благо, прежде всего. Отсюда одной из труднейших задач педагогики можно рассматривать ее способность выявить этот по-

тенциал для того, чтобы личность могла успешно реализоваться в той деятельности, которую она для себя выбрала в качестве главной. Опять же может показаться полезным обсуждение тем: «Каков мой реальный потенциал?» (‘What are My Assets?’ или «На что я способен в реальной жизни?)» (‘What are My Actual Capabilities?’), или «Каких высот я могу достичь в своей жизни?» (‘What endeavors Can I aspire to?’). Выявить свои резервы - задача не из легких, но еще более трудным оказывается эти резервы воплотить в жизнь.

Итак, каковы же возможности педагогической науки в том, чтобы личность могла реализоваться в практической деятельности, к которой она готовит подрастающее поколение, организуя образовательный процесс? Прежде чем ответить на это вопрос, следует задать его тем, кого вы обучаете. «Что для меня значит самореализоваться в жизни?» (‘What is Self Fulfillment for Me?’) Полагаем, что ответ может быть небесполезным для практикующего педагога. Очевидно, речь идет о ее (личности) саморазвитии в процессе усвоения фундаментальных знаний, практических навыков и умений. Вместе с тем не стоит преувеличивать роли профессионального становления личности, овладевающей набором необходимых для успешной деятельности компетенций, хотя они, несомненно, обладают признанной обществом ценностью. В наше тревожное и противоречивое время особенно остро понимаешь, что одним профессионализмом не решить многих проблем, стоящих перед обществом на переломе его исторического развития. Приходит понимание того, что истинные ценности заключаются в способности членов этого общества соответствовать духу времени и поддержать в нем созидательное начало, которое может дать толчок дальнейшему его развитию. Расхожая фраза о том, что профессионалов достаточно, а настоящие личности встречаются редко, находит материальное воплощение в действительности. И здесь на помощь приходит культура с ее мощнейшим ресурсом и воспитательным воздействием. Культура, искусство возвышают человеческую личность, развивают такие ценные качества, как способность чувствовать прекрасное, видеть форму, стремление к совершенству и гармонии. «Красота спасет мир» - это фраза уже не вызывает удивление и даже в какой-то мере становится банальностью в силу частой и неуместной ее цитируемости. И все-таки в ней скрыт глубокий смысл, силу которого нам еще только предстоит открыть. Если перевести проблему в практическую плоскость образовательного процесса, то несомненным становится все большее усиление гуманитарной направленности подготовки специалиста, в которой видится перспектива будущего образования. Опять же дайте возможность поразмышлять на эту тему учащимся. Думается, что студенту есть, что сказать по этому поводу. В последнее время все больше проявляется тенденция отодвигать гуманитарные науки на периферию образовательного процесса. Оправдана ли такая тенденция? Вряд ли, скорее это делается в силу инерции уплотнить учебную нагрузку за счет общеобразовательных предметов, которым часто относят изучение языков. Несомненно, такой подход к образованию «обедняет» его, страдает от этого и личность, которую мы стараемся взрастить.

Постольку поскольку для нас личность означает возможность самореализоваться в качестве таковой, то естественно возникает вопрос: что есть личность и как ее воспитать, если она не рождается сама по себе в результате естественного саморазвития? «Могу я считать себя личностью?» (‘May I Hope to Consider myself A Personality?’)? «Личность - это миф?» (‘Personality is It a Myth?’) - не могут раскрыть сути проблемы, но они заостряют ее, и с этого можно начать обсуждение темы.

Как утверждал А.А. Ухтомский: «Природа наша делаема» [3, с. 218]. Следовательно, личность достраивается в течение всего жизненного цикла человека. Саморазвитие предполагает внутреннюю самоорганизацию, упорядочение внутренних ресурсов для осуществления каких-либо целей. Следует ли этому обучать и каковы тонкие методы педагогического воздействия? «Как важно построить свое будущее самому» (What is a Self Made Man for Me?’), «Как ор-

ганизовать свои внутренние ресурсы, чтобы быть успешным в жизни» (‘What is Required to Succeed in Life?’) - вопросы, волнующие не только педагогов, родителей, но и самих учащихся в первую очередь.

Личность не есть готовое образование, она создается человеческим усилием. Многие мыслители даже говорят о втором истинном рождении человека. И здесь у педагогики большой простор для приложения своих наработок в реальную практику, хотя и, нужно признать, возможности ее не безграничны. В.П. Зинченко приводит любопытное признание Гегеля в «Философии права», где он аппелирует к педагогике, которая «рассматривает человека как природное существо и указывает путь, следуя которому он может вновь родиться, превратить свою первую природу во вторую, духовную, таким образом, что это духовное станет для него привычкой» [2, с. 205-206]. Вместе с тем тот же автор словами М.К. Мамардашвили резонно возражает против упрощенного понимания гегелевского пафоса в отношении возможностей педагогики изменить природу человека: «М.К. Мамардашвили говорил, что природа не делает людей. Они делают себя сами. Каждый рожденный матерью человек должен родиться во второй раз. Он сам себе в ответе за свое второе рождение и поэтому в ответе за себя. Гегель, хотя и писал о втором, духовном рождении, но слишком уповал на педагогическое искусство» [3, с. 225]. Как бы там ни было, но педагогика стремится не остаться в стороне от магистрального направления и внести свою лепту в решение этой архиважной для человека задачи - рождения личности в практической деятельности и в общении с другими людьми, т.е. способной самореализоваться в качестве таковой в контексте развития и саморазвития.

Решение этой труднейшей задачи во многом лежит в гуманитарной сфере. Опять же возвращаясь к опыту осмысления вопроса культурно-исторической психологией, обратимся к символу, знаку, слову и попытаемся разобраться, какова их роль в рождении личности, коль скоро сама она, по утверждению П.А. Флоренского, сама является символом, притом незавершенным. И если мы говорим о втором рождении человека, то имеем в виду: «Второе рождение происходит тогда, когда потенциальный человек соединяется с другим человеком, если хотите - с Абсолютом, с Богом, сочетается с медиатором, возможно, уподобляется ему. Энергия такого сочетания со знаком, словом, символом, мифом, т.е. усилие над самим собой, порождает в человеке Человека» [3, с. 218].

Язык, как и слово, характеризует истинную природу человеческого существа, их взаимоотношения так же естественны, как и необходимы. В силу его естественного присутствия в нашей жизни роль языка неоспорима и значительна. Как можно определиться в своем пристрастии к языку, если он входит в вашу жизнь как воздух, который заполняет ваши легкие? И все-таки язык способен к некой самостоятельной роли в плане профессионального становления человека и становления его как личности. Язык открывает возможность по-новому увидеть мир через искусство, литературное творчество и особенно поэзию, поскольку, как считает М.К. Мамардашвили, она (поэзия) позволяет порождать мир чувств и мыслей. Этот мир обладает своей собственной самостоятельностью, так как вносит в наше представление об окружающем мире новые чувства, переживания и воображения [5]. Происходит соединение с горизонтом нечто большого, что не всегда доступно нам обычным взором. Увидеть мир глазами поэзии А.С. Пушкина, В. Шекспира, И. Гете означает открыть для себя новые возможности взаимодействия с ним (миром). «Что значат в моей жизни великие писатели?» (‘What are Great Writers for Me?’) давно забытая тема не перестает волновать умы людей, сколь бы технократическим не казался наступивший век. Великие мыслители прошлого приучили нас бережно относиться к культурному достоянию человеческой цивилизации, но и к достижениям своего отечества. Родная культура означает не только осознание себя членом рода, нации, но и членом человеческого племени. Но, прежде всего, конечно, членом своей общности, нации, страны. Этот невиданный культурный слой витает в воздухе, кото-

рый нас окружает, но не подавляет, а возвышает нас, пропитывает наше сознание духом времени, в котором мы живем, и дает нам возможность ощутить себя частью большой культурной цивилизации. «Культура - душа народа» (‘Culture is What We are as a Nation’). Выбор своего места в нем, когда бы он ни состоялся, всегда значительное событие для личности, но этот выбор не может быть автоматическим, это работа души и сердца, чему всемерно способствуют литература, искусство и в целом культура. Служить этому великому предназначению призвано слово, возможности которого поистине безграничны.

Библиографический список

1. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии / Т.М. Буякас. - 2002. - № 2. - С. 30.

2. Гегель, Г.В.Ф. Философия права / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1990.

3. Зинченко В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии / В.П. Зинченко. - М.: Новая школа, 1997.

4. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова): Учеб. Пособие / В.П. Зинченко. - М.: Гардарики, 2002.

5. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления / М.К. Мамардашвили. - М.: Моск. школа полит. исслед., 2002. - 416 с.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, становление языковой личности, поли-культурная языковая личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.