Научная статья на тему 'Становление педагогического тестирования в России (конец XIX — начало XXI века)'

Становление педагогического тестирования в России (конец XIX — начало XXI века) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1217
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕСТ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ЕГЭ / ЗНАНИЕ / TEST / TESTING / PEDAGOGY / EDUCATION / UNIFIED STATE EXAM / KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганин Владислав Валентинович, Ганина Наталия Викторовна

В статье выделены семь этапов становления педагогического тестирования в России с конца XIX в. и до современности; дана краткая характеристика каждому этапу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Formation of Pedagogical Testing in Russia (the End of the 19th — the Beginning of the 21st Century)1The Institute of People’s Diplomacy

The article distinguishes seven stages of the pedagogical testing formation in Russia from the end of the 19th century till present time; the authors give a brief characterization of each stage.

Текст научной работы на тему «Становление педагогического тестирования в России (конец XIX — начало XXI века)»

Становление педагогического тестирования в России (конец XIX — начало XXI века)

В. В. ГАНИН (Институт общественной дипломатии, г. Севастополь, Украина),

Н. В. ГАНИНА

(Московский государственный университет тонких химических технологий

им. М. В. Ломоносова)

В статье выделены семь этапов становления педагогического тестирования в России с конца XIX в. и до современности; дана краткая характеристика каждому этапу.

Ключевые слова: тест, тестирование, педагогика, образование, ЕГЭ, знание.

П октября 2009 г. министром образования и науки РФ А. А. Фурсенко был подписан приказ № 442 «Об утверждении порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования». Данный приказ можно рассматривать как логическое продолжение приказа Министерства образования и науки РФ № 396 от 26 декабря 2008 г. «Об утверждении порядка приема граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования на 2009/2010 учебный год», по которому прием в вузы на первый курс осуществлялся по результатам Единого

государственного экзамена (ЕГЭ) по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки.

Оба эти приказа ярко демонстрируют направленность государственной политики России в области тестирования. Суть этой политики — в придании ЕГЭ статуса абсолютного критерия оценки подготовленности учащихся. Следует заметить, что к такому признанию тестовых методов контроля Россия шла не один десяток лет.

Анализ практики педагогического тестирования, содержания тестовых заданий, принципов и методов конструирования (формирования) тестов и ряда других критериев позволил

нам выделить семь этапов в развитии тестирования (табл. 1).

Первый этап характеризуется введением М. Кеттелом в научный оборот в 1890 г. термина «тест», а также появлением первых прототестов для измерений школьных достижений (Дж. М. Райс). Опубликованные Райсом в 1897 г. результаты тестирования 33 тыс. школьников из разных городов США вызвали шок у читателей и породили интерес к тестированию как средству массового унифицированного контроля обученности.

гики. В 1910г. проходит I Всероссийский съезд по экспериментальной педагогике, в том же году Ф. Е. Рыбаков создал тест для диагностики технических способностей, получивший название «Фигуры Рыбакова». Следует отметить, что в этот период отечественными учеными были достигнуты весьма значительные результаты, многие из которых превосходили достижения их западных коллег. Однако в

Характерным для второго этапа было создание в США национальной системы контроля знаний с использованием тестов. В 1909-1915 гг. в Америке под руководством и при непосредственном участии Э. Л. Торндайка были разработаны тесты по основным предметам школьного курса.

В России вопросами тестирования в этот период занимались главным образом применительно к психодиагностике (Г. И. Россоли-мо, Ф. Е. Рыбаков и др.). В 1909 г. в России создается общество экспериментальной педаго-

России, к сожалению, эти работы не были востребованы ни обществом, ни государством.

Период с 1915 по 1935 г. был временем активного использования тестов в школьном деле. В школах Америки и Европы разрабатывались и широко внедрялись предметные тесты. Так, например, в 1915-1916 гг. в США тестированием по арифметике (тесты С. А. Кор-тиса) было охвачено около 500 тыс. человек.

Таблица 1

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ

Этап Время Наименование этапа Содержание этапа

1 Конец XIX в. — 1900 г. Этап предыстории тестирования Появление первых прототестов — заданий в тестовой форме. Введение в научный оборот термина «тест»

2 1900-1915 гг. Этап становления тестирования как метода контроля обученности Создание первых предметных тестов школьных достижений

3 1916-1935 гг. Этап активного использования тестов Широкое внедрение тестирования в практику работы школ

4 1935 — середина 1960-х годов Этап застоя и кризиса в тестировании Накопление диагностической информации. В России запрет тестирования как педагогического метода

5 Середина 1960-х годов — 1990 г. Этап возрождения тестирования Возобновление интереса к тестированию. Появление машинного тестирования

6 1990-2001 гг. Этап массового тестирования Появление централизованного тестирования в России

7 2002 г. — настоящее время Этап абсолютизации тестирования как метода оценивания обученности Появление Единого государственного экзамена как общеобязательного государственного метода контроля знаний

В нашей стране этот период совпадает с периодом построения новой советской школы, когда поощрялись педагогические новации и эксперименты. Обращается внимание на тесты, формируется новое научное направление — педология. Под эгидой Наркомата просвещения РСФСР при государственном финансировании были организованы специальные центры и лаборатории, которые занимались созданием тестов школьных достижений. В 1926 г. на основе американских аналогов были разработаны отечественные тесты по основным предметам школьного курса: чтению, русскому языку, арифметике, природоведению, географии. 27 декабря 1927 г. — 4 января 1928 г. в Москве прошел I Всесоюзный педологический съезд (Российская педагогическая энциклопедия, 1999), который ратовал за самую широкую тестологическую практику. В 1927 г. выходит работа А. Н. Болтунова «Практикум по теории тестологических исследований», в 1928 г. — его же работа «Измерительная шкала ума для поклассных испытаний школьников». В 1928 г. выходит сборник трудов под редакцией М. С. Бернштейна «Тесты: теория и практика» в двух частях, а в Минске — работа С. М. Василейского «Введение в теорию и технику психологических, педологических и психотехнических исследований».

Самым продолжительным, а в истории СССР и самым трагическим, был четвертый этап — с середины 30-х до середины 60-х годов XX в.

На Западе в этот период ведутся работы по повышению объективности тестов, накоплению диагностической информации, совершенствованию средств обработки тестов, однако принципиальных новаций не появляется. Доминирующее положение занимают простые тесты закрытого типа с выбором одного правильного варианта ответа.

В России по мере формирования тоталитарного государства, школа которого должна была готовить преданных делу партии строителей коммунизма, потребность в тестах, отражавших реальный уровень подготовленности школьников, сошла на нет. Более того, тестирование было признано вредным начина-

нием. Следствием этого стал выход постановления ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпро-сов», в котором ЦК ВКП(б) «устанавливает, что Наркомпрос РСФСР и Наркомпросы других союзных республик допустили извращения в руководстве школой, выразившиеся в массовом насаждении в школах так называемых «педологов» и передоверии им важнейших функций по руководству школой и воспитанию учащихся». Распоряжениями Нар-компросов на педологов были возложены обязанности комплектования классов, организации школьного режима, направление всего учебного процесса «с точки зрения педоло-гизации школы и педагога», определение причин неуспеваемости школьников, контроль за политическими воззрениями, определение профессии оканчивающих школы, удаление из школ неуспевающих и т. д. Практика педологов, протекавшая в полном отрыве от педагога и школьных занятий, была квалифицирована как ложно-научное экспериментирование. Были закрыты все центры, занимавшиеся тестированием, их сотрудники уволены. Перестали издаваться соответствующие профильные журналы, а литература по вопросам тестирования прошлых лет была подвергнута критике в средствах массовой информации и уничтожена. На 30 лет тесты оказались вне закона.

В Педагогическом словаре, изданном Академией педагогических наук РСФСР в 1960 г., тесты определялись как короткие стандартизованные задания, по которым проводятся испытания, применяемые психологами капиталистических стран для определения умственного развития, способностей, волевых качеств и других сторон личности.

С середины 1960-х годов в СССР начинается пятый этап в развитии тестирования — этап возрождения интереса к тестам. Вузовские педагоги пробуют использовать задания в тестовой форме при контроле знаний студентов, появляются методики безмашинного программированного контроля.

В марте 1969 г. Центральным советом общества психологов СССР было фактически дано разрешение на применение тестов. Начинают проводиться первые диссертационные иссле-

дования по вопросам использования тестирования в учебном процессе. В 1971 г. проходит защита одной из первых диссертаций по вопросам тестирования — диссертации И. А. Ца-туровой на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему «Элементы тестирования при обучении чтению в технических вузах».

В 1976 г. работой В. С. Аванесова «Вопросы объективизации оценки результатов обучения» фактически было положено начало новому научному направлению — тестологии — науке по изучению тестов, их применимости, методам составления и способам обработки результатов тестирования.

В 1985 г. на базе Московского института стали и сплавов организуется Исследовательский центр по проблемам качества подготовки специалистов, в котором под руководством В. С. Аванесова велась работа по подготовке и переподготовке работников высшей школы в области педагогического тестирования.

23 декабря 1988 г. вышло постановление Госкомобразования СССР, Госкомтруда СССР, ВЦСПС «Об утверждении Типового положения об учебных заведениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов народного хозяйства», согласно которому разрешалось использовать тесты в системе повышения квалификации кадров при проверке знаний.

Несмотря на официальное снятие запрета на тесты, их разработкой и реализацией по-прежнему занимались лишь энтузиасты. С позиции сегодняшнего дня это были не тесты, а совокупность заданий в тестовой форме. Разработка их велась без опоры на теорию педагогических измерений, экспериментальным путем, методом проб и ошибок. Все это не могло не сказываться на качестве тестов и на достоверности получаемых результатов.

1990-е годы стали началом шестого этапа в развитии тестирования. 8 февраля 1990 г. приказом № 101 Государственного комитета СССР по народному образованию была создана научно-исследовательская лаборатория тестирования учащейся молодежи (Тестумрос) в составе научно-исследовательской части

Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина, которую возглавила М. М. Мирошникова.

Специальным приложением к этому приказу были определены следующие цели и задачи тестирования:

— определение уровня фундаментальной (базовой) подготовки школьников по предметам естественно-математического цикла;

— оказание методической помощи учащейся молодежи в достижении базового уровня подготовки;

— организация индивидуального подхода к учащимся и учителям;

— развитие методики тестовой проверки, которая бы способствовала профессиональному росту мастерства учителей;

— разработка новых измерителей (тестов), позволяющих учащимся — учиться, учителям — учить, институтам — видеть реальный результат и планировать дальнейшую работу;

— развитие фундаментальных поисковоприкладных исследований в области диагностики уровня знаний учащейся молодежи по различным дисциплинам, а также поддержка способной молодежи.

Следует отметить, что в США подобная структура (Центр тестирования) была создана лишь в 1994 г., т. е. на четыре года позже, чем в СССР.

24 января 1991 г. был издан приказ № 35 Госкомобразования СССР о проведении в марте — апреле 1991 г. централизованного тестирования учащихся 11-х классов средних общеобразовательных школ по русскому языку, физике, химии, информатике и математике.

Главным учебно-методическим управлениям общего среднего и высшего образования совместно с научно-исследовательской лабораторией тестирования учащейся молодежи МПГУ им. В. И. Ленина предписывалось подготовить Положение о централизованном тестировании учащихся 11-х классов средних общеобразовательных школ.

Одновременно органам управления народного образования рекомендовалось разрешить директорам школ по желанию учащихся засчитывать результаты централизованного

тестирования в качестве выпускного экзамена, а приемным комиссиям вузов разрешить засчитывать результаты централизованного тестирования при зачислении, в том числе в качестве вступительного экзамена (ГА РФ Ф. 9661. Оп. 1. Д. 788 Л. 159).

В лаборатории Тестумрос впервые в СССР была предпринята попытка создания унифицированных тестов по 11 предметам школьного курса: русскому языку, математике, физике, химии, биологии, истории, географии, информатике, английскому, немецкому и французскому языкам. Работа этой лаборатории послужила основой для создания в постсоветский период общероссийской системы массовых процедур тестирования знаний выпускников школ.

В 1994 г. в Москве Ассоциацией российских вузов была создана лаборатория «Тест школа — вуз», которую возглавил В. А. Хлебников. Целью лаборатории было создание современных тестов для оценки знаний выпускников общеобразовательных учебных заведений по русскому языку, математике, физике, химии и проведение тестирования в Москве и Московской области. Среди первых разработчиков тестов были О. А. Емельянова, В. И. Куликов, А. М. Семов, Ю. А. Ильин, Т. В. Фео-филактова, Н. В. Ганина, В. Б. Маргулис,

A. А. Цветков.

Благодаря усилиям энтузиастов тестирования и во многом их настойчивости в 1995 г. на базе лаборатории Тестумрос по приказу Госкомвуза РФ №223 был создан Центр тестирования выпускников общеобразовательных учреждений. Его первым руководителем был И. А. Дьяконов, которого вскоре сменил

B. А. Хлебников. Были созданы творческие коллективы по созданию тестов. Все разработчики проходили обязательное обучение теории педагогических измерений. К обучению авторов-составителей тестов привлекались известные специалисты в области тестологии: В. С. Аванесов, М. Б. Челышкова, А. О. Татур.

Центром велась большая организационнометодическая работа. На базе вузов в крупных городах были открыты региональные представительства Центра тестирования, началось массовое издание тестов, методических указа-

ний для учащихся и преподавателей. В 1997 г. Центром тестирования впервые в РФ было проведено репетиционное тестирование с использованием Интернета.

28 февраля 1997 г. при Министерстве образования России был создан Координационный совет по развитию системы тестирования выпускников общеобразовательных учреждений.

30 июля 1999 г. в целях координации и развития исследований в области педагогических измерений, повышения качества тестовых материалов и технологий научно-методического обеспечения работы Центра тестирования приказом Министерства образования РФ №135 был создан Научно-методический совет Минобразования РФ по проблемам тестирования, а в декабре 1999 г. принята Концепция централизованного тестирования в системе непрерывного общего и профессионального образования.

Тестирование приобрело массовый характер, став общероссийским. Достаточно отметить, что в 1999 г. было проведено 380 тыс. тестирований (табл. 2, см. с. 132), а в 2001 г. — 1,1 млн (в то время как в 1996 г. было всего 68 тыс.).

Проведенные многочисленные исследования показали высокую эффективность централизованного тестирования как с точки зрения объективности оценивания, так и с точки зрения полноты и глубины охвата учебных программ. Достоверность полученных результатов подтверждается сопоставлением результатов тестирования, с одной стороны, с текущей успеваемостью учащихся, с другой — с оценками на вступительных экзаменах в вуз, проводимых по традиционной схеме.

16 марта 2001 г. выходит приказ Министерства образования РФ о введении эксперимента по введению Единого государственного экзамена (ЕГЭ), а 9 апреля — приказ об утверждении Положения о проведении Единого государственного экзамена. Эти приказы ознаменовали начало седьмого этапа в развитии тестирования.

Общеобязательность и государственный статус ЕГЭ поставил добровольное централизованное тестирование в положение изгоя.

Таблица 2 КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ (1999 г.)*

* При подсчете использованы результаты, приведенные в сборнике «Краткие итоги централизованного тестирования в 1999 г.» (неофициальное издание).

В 2008 г. централизованное тестирование прекратило свое существование.

Вопрос применимости ЕГЭ как единственного способа оценки знаний учащихся остается спорным. Однако очевидно, что метод тестирования как педагогическая технология стал неотъемлемой частью системы образования XXI в.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Российская педагогическая энциклопедия (1999) : в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М. : Большая российская энциклопедия. Т. 2.

THE FORMATION OF PEDAGOGICAL TESTING IN RUSSIA (THE END OF THE 19TH —

THE BEGINNING OF THE 21ST CENTURY)

V. V. Ganin (The Institute of People's Diplomacy, Sevastopol City, Ukraine),

N. V. Ganina (Lomonosov Moscow State University of Fine Chemical Technologies)

The article distinguishes seven stages of the pedagogical testing formation in Russia from the end of the 19th century till present time; the authors give a brief characterization of each stage.

Keywords: test, testing, pedagogy, education, Unified State Exam, knowledge.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION) Rossiiskaia pedagogicheskaia entsiklopediia (1999) : v 2 t. / gl. red. V. V. Davydov. M. : Bol’shaia rossiiskaia entsiklopediia. T. 2.

№ п/п Предмет Количество участников

1 Русский язык 109 396

2 Математика 74 500

3 Алгебра 10042

4 Геометрия 9674

5 Физика 54 594

6 Химия 17518

7 Информатика 2840

8 Биология 29025

9 История России 22682

10 География 10973

11 Английский язык 13562

12 Немецкий язык 2056

13 Французский язык 473

14 Основы права 9926

15 Математика II 8602

16 Физика II 2304

Всего: 378167

Новые издания

Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. трудов. Вып. 23 / под общ. ред. Вл. А. Лукова. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2012. — 79 с.

В сборнике публикуются материалы научного симпозиума, проведенного на базе Московского гуманитарного университета 18 августа 2012 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.