Научная статья на тему 'Становление отечественного промышленного шпионажа'

Становление отечественного промышленного шпионажа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
732
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зюкин И. Г.

Развитие успешного бизнеса в современной обстановке зависит от не-вероятно большого количества как внешних, так и внутренних факторов. Современная обстановка располагает к увеличению их количественной и качественной составляющей. В информационном обществе информация не просто выступает в роли одного из ключевых фактора развития, теперь информация, а точнее данные, необходимые для принятия управленческих решений – это один из самых необходимых ресурсов бизнеса. «Завладей данными раньше конкурента» – это лозунг успеха в современных маркетинговых войнах. Чем раньше будет получена информация, тем больше времени на ее обработку и анализ, для получения необходимых выводов и принятия решения, которое имеет возможность «вырвать» конкурентное преимущество. Современный бизнес это постоянная информационная игра на опережение. Как правила это игра не всегда бывает честной и методы промышленного шпионажа активно этому способствуют. Развитие такого сложного и разнопланового направления представляет огромный интерес, поскольку процессы, используемые для адаптации разведывательных методов, помогают понять, зачем и почему промышленный шпионаж существует и как заменить его на легальную, тактичную и толерантную конкурентную разведку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление отечественного промышленного шпионажа»

СТАНОВЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ШПИОНАЖА

© Зюкин С.Г.*

Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов

Развитие успешного бизнеса в современной обстановке зависит от не-вероятно большого количества как внешних, так и внутренних факторов. Современная обстановка располагает к увеличению их количественной и качественной составляющей. В информационном обществе информация не просто выступает в роли одного из ключевых фактора развития, теперь информация, а точнее данные, необходимые для принятия управленческих решений - это один из самых необходимых ресурсов бизнеса.

«Завладей данными раньше конкурента» - это лозунг успеха в современных маркетинговых войнах. Чем раньше будет получена информация, тем больше времени на ее обработку и анализ, для получения необходимых выводов и принятия решения, которое имеет возможность «вырвать» конкурентное преимущество. Современный бизнес это постоянная информационная игра на опережение. Как правила это игра не всегда бывает честной и методы промышленного шпионажа активно этому способствуют.

Развитие такого сложного и разнопланового направления представляет огромный интерес, поскольку процессы, используемые для адаптации разведывательных методов, помогают понять, зачем и почему промышленный шпионаж существует и как заменить его на легальную, тактичную и толерантную конкурентную разведку.

Я считаю, что промышленный шпионаж - это, прежде всего получение нелегальными методами закрытой информации, имеющей требуемый политический и экономический подтекст, необходимый для успешного развития национальных бизнес-идей и политических проектов в рамках одной страны или группы стран, а также с целью личного обогащения или повышения конкурентоспособности. Поэтому я поддерживаю мнение тех специалистов, которые считают, что началом разведывательной деятельности, которая сначала была использована в военных действиях, а затем была адаптирована для экономической среды, необходимо считать именно в рамках государственного политического или экономического интереса.

Официально история отечественного промышленного шпионажа началась в 1921 году, когда Советской Россией было решено возродить экспортно-импортные отношения с зарубежными странами. 1925 год знаменуется официальным возникновением такого структурного подразделения как научно-техническая разведка.

Следует обратить внимание, что понятия промышленный шпионаж и экономическая разведка в контексте СССР и РФ имеют разное значение.

* Аспирант кафедры «Экономика и управление народным хозяйством».

Экономическая разведка - это исключительно правительственная деятельность, направленная на созидание научно-технического прогресса и защиту советской власти от капиталистического западного рынка, существовала до распада СССР, то есть до 90-х годов. Промышленный шпионаж помимо национального интереса включает и личный, а в выше указанном контексте еще и коммерческий.

Самые первые торговые операции с зарубежными странами потребовали бдительности и осведомленности. Было решено изучить зарубежный рынок. Такая работа была поручена экономическому управлению ГПУ Разведка велась посредством тесных контактов с частными торговыми и промышленными предприятиями, а также путем проведения торговых и финансовых операций доверенными лицами. Через некоторое время линия экономической разведки была передана в ведение Иностранного отдела ОГПУ [1].

К 70-80 м годам Советский Союз уже располагал мощным механизмом экономической разведки. Комиссия Президиума Совета Министров СССР (с 2006 ВПК) под руководством Юрия Маслюкова (с 1985 г.) занимала тогда главенствующее положение в структуре разведывательных учреждений СССР. Комиссия имела ряд задач:

а) сбор заявок различных министерств, связанных с военной промышленностью;

б) разработка на основе этих заявок разведывательного плана на год;

в) передача этого плана различным разведорганам (КГБ, ГРУ, службам разведки стран Восточной Европы и т.д.);

г) сбор данных, полученных разведывательными службами за год;

д) подсчет сэкономленных средств в промышленности и научно-исследовательской деятельности.

По официальным данным комиссия созывалась раз в год: собирала заявки и разработки разведывательного плана. Однако на практике комиссия работала в течении всего года в качестве контролера. Инициатива в этой схеме приветствовалась, поскольку в конце 80-х годов большая часть материалов предоставленных оборонной промышленности, были получены разведкой, проявившей инициативу в получении интересующей информации.

Всесоюзный институт межотраслевой информации (ВИМИ) выполнял роль связующего звена между промышленностью и разведкой. Ежегодный разведплан утверждал лично Генеральный Секретарь ЦК КПСС.

В КГБ было несколько различных управлений, одно из них называлось литерой «Т». Это было первое главное управление, занимавшееся разведывательной деятельностью в области ядерной промышленности, военного и космического ракетостроения, кибернетики и общей промышленной технологии. Отдел «Д» обеспечивал иностранную поддержку отделу «Т» в лице разведслужб восточноевропейских стран. Также отдел «Т» занимался рассылкой разведплана в каждую резидентуру. Оперативный отдел научно-технической разведки ГРУ также собирал информацию необходимую для военной среды [2].

244

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

Заявки оформлялись очень скрупулезно, благодаря мощному механизму сбора предварительной информации из открытых источников (например, Американский журнал «Aviation Week and Space Technology», поставлявшийся в СССР самолетами «Аэрофлота»). К каждой такой заявке прилагалось техническое описание, номер серии, название фирмы или места, где можно получить оборудование, заказанное тем или иным министерством.

Велся обязательный учет и классификация всех западных предприятий, которые могли предоставить документацию и оборудование для советской промышленности. Основными объектами внимания в США были:

1. «General Electric»;

2. «Boeing»;

3. «Lucid»;

4. «Rockwell International»;

5. «McDonnell Douglas»;

6. «Westinghouse Electric» и т.д. до 32-й фирмы - «Pan-American» [1].

Также следует упомянуть, что помимо журналов и слежки 10-15 % задач разведплана выполнялось за счет официальных торговых сделок между государствами или советскими учреждениями и западными фирмами, через невероятно сложную и большую сеть акционерных обществ, некоторые из которых были организованны непосредственно КГБ или ГРУ.

До наступления 90-х годов и развала СССР эффективность экономической разведки измерялась в десятках и сотнях тысячах полученных технологий и документации, а сэкономленный денежные средства исчислялись миллиардами.

В 90-х годах наступила новая эра для экономической разведки. К сожалению, в этом случае «новая» не значит «лучшая». Поскольку экономическая разведка кардинально меняется, приобретает капиталистический окрас, коммерческую направленность и превращается в промышленный шпионаж. Специалисты делят 90-ые года на три этапа:

1 этап (до 1992 г.): этот период отмечен формирование рынка и бизнеса в новой России. Промышленный шпионаж начинает набирать популярность среди новоиспеченных бизнесменов. Однако, ярко выраженная нехватка «понимающих» специалистов, приводит к неутешительным показателям эффективности методов промышленного шпионажа.

2 этап (1992-1994 гг): открытый западный рынок предложил свободный доступ к своей «специальной» аппаратуре, которая заинтересовала многих частных лиц. Однако, стоимость таких аппаратов была непомерно высокой, что заставило бизнесменов приобретать дешевые альтернативные варианты, часто не на что не годные. Этот этап также сопровождается процессом расформирования спецслужб и как следствие появление высококвалифицированных незанятых специалистов по экономической разведке.

3 этап (с 1994 г. по сегодняшний день): эффективность промышленного шпионажа увеличивается за счет, привлечения бывших сотрудников спецслужб, осознавших коммерческую выгоду от работы в бизнес-среде. Откры-

тый рынок западных технических решений в области разведки, позволил освоить эту область отечественному производителю и, как следствие, современная разведывательная техника российского производства сравнялась, а по некоторым параметрам начала опережать, решения западных специалистов. Такая техника становится доступной любому человеку [3].

Подводя итоги, можно сказать, что в советское время российская экономическая разведка накопила огромный опыт. Важнейшие аспекты касаемо организационной, теоретической, практической, оперативной и морально-этической части вопроса были безукоризненно соблюдены. Хочется отметить, что такая деятельность была направлена на повышение обороноспособности страны, на укрепление ее основ и поддержания имиджа, за что она получила законное уважение со стороны спецслужб других стран.

Состояние экономической разведки на сегодняшний день не внушает надежды. Теперь, когда оставшаяся ее часть существует только в форме промышленного шпионажа, она работает как «цепной пес» влиятельных корпораций, не скупясь на грубые и жестокие методы, в погоне за личной выгодой новых хозяев.

Список литературы:

1. Доронин А. Бизнес-разведка / А. Доронин. - М., 2003. - 384 с.

2. Сколько стоит секрет фирмы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ht:tp://www.kadis.ш/dai1y/?id=31923, свободный. - загл. с экрана, яз. рус.

3. Промышленный шпионаж. Рыцари «жучка» и шантажа. Часть 1. История и этапы развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.it2b.ru/ Ыо^агЫ^91.Ыш1, свободный. - загл. с экрана, яз. рус.

ПРОБЛЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

© Тутаришева Ф.С.*, Тлепцеруков М.А.*

Майкопский государственный технологический университет, г. Майкоп Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований им. Т. Керашева, г. Майкоп

Авторы анализирует проблемы продовольственного обеспечения государства в современных условиях послекризисной экономики. В результате выявлены первоочередные направления развития агропродо-вольственной политики на различных этапах развития АПК, направленные на достижения продовольственной безопасности страны.

* Старший преподаватель кафедры Маркетинга и логистики Майкопского государственного технологического университета.

* Заведующий отделом Экономики Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т. Керашева, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.