Научная статья на тему 'Становление новой системы образования посредством вхождения России в мировое информационное пространство'

Становление новой системы образования посредством вхождения России в мировое информационное пространство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
753
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Позднякова Н. О.

В данной статье рассматриваются вопросы связанные с проблемой широкого применения компьютерных технологий в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление новой системы образования посредством вхождения России в мировое информационное пространство»

Список литературы:

1. Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle: учебное пособие / А.М. Анисимов. - 2-е изд. испр. и дополн. - Харьков, ХНАГХ, 2009. - 292 с.

2. Палагин А. Знание - ориентированные системы разработки электронных курсов обучения / Krassimir Markov, Vitalii Velychko, Oleksy Voloshin (ed.) // Information Models of Knowledge ITHEA® Kiev, Ukraine - Sofia, Bulgaria, 2010 ISBN 978-954-16-0048-1. - С. 304-314.

3. Moodle [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.moodle. org. (дата обращения: 08.04.2015).

СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ВХОЖДЕНИЯ РОССИИ В МИРОВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

© Позднякова Н.О.*

Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень

В данной статье рассматриваются вопросы связанные с проблемой широкого применения компьютерных технологий в сфере образования.

Ключевые слова компьютерные технологии информационные технологии, сфера образования, применение компьютерных технологий, дистанционное образование.

Современное развитие общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, проникающим во все сферы деятельности человека, обеспечивающим распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Данный процесс сопровождается существенными изменениями учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны отвечать современным требованиям, иметь нужные техническим возможности, и способствовать гармоничному вхождению человека в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

* Ассистент кафедры «Технология машиностроения».

Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке.

В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом, информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные информационные технологии» [1].

По мнению многих специалистов, занимающихся проблемой управления экономикой и образованием, для реализации современных информационных технологий требуется:

- создать условия, аппаратные и программные средства, телекоммуникационные системы, обеспечивающие нормальное функционирование сферы производства;

- обеспечить первоочередное развитие опережающего производства информации и знаний;

- подготовить квалифицированные кадры в данной области;

- обеспечить внедрение информационных технологий в сферу производства, управления, образования, науки, и др.

Международные образовательные учреждения разрабатывают новые направления деятельности для создания условий перехода на современные информационные технологии. По их мнению, наиболее быстрый способ включения нашей страны в мировую образовательную систему - создание учебным заведениям России условий для использования глобальной сети Интернет, считающейся моделью коммуникации в условиях глобального информационного общества [2].

Существуют следующие пути вхождения Российской системы образования в мировую информационно-образовательную среду:

- улучшение базовой подготовки учащихся школ и студентов высших и средних учебных заведений по современным информационным технологиям;

- переподготовка преподавателей в области современных информационных технологий;

- оснащение системы образования техническими средствами информатизации;

- создание современной национальной информационной среды;

- информатизация процесса обучения и воспитания;

- создание на базе современных информационных технологий единой системы дистанционного образования в России;

- участие России в международных программах, связанных с внедрением современных информационных технологий в образование.

Практическая реализация компьютерных технологий и переход на последующие этапы информатизации связана с отбором содержания отдельных предметов с целью создания компьютерных программ. Программное обеспечение должно отражать действующий учебный план и быть сопряженным во времени с учебным планом школы. Таким образом, одной из ведущих научно-методических проблем в данном случае становится создание методологии проектирования современных учебных (информационных) технологий применительно к школьному образованию [3].

Компьютерные учебные программы заявили о себе, как о средстве обучения, в начале 70-х годов в период появления персональных компьютеров, но до сих пор не имеют общепризнанного и «узаконенного» названия. Наиболее часто встречаются такие формулировки, как: программно-методический комплекс, обучающие программы, программные средства учебного назначения, контролирующе - обучающие программы и др. Наиболее широким из них является понятие - программное средство учебного назначения [4].

Обучающая программа (ОП) - это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. Оно должно способствовать максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью. ОП является лишь частью всей системы обучения, следовательно, должна быть увязана со всем учебным материалом, выполняя свои специфические функции и отвечая вытекающим из этого требованиям.

При составлении ОП необходимо учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации. Очень важно создать положительный эмоциональный фактор, вызвать интерес к работе и поддерживать его во время выполнения всей ОП - это необходимое условие успешности обучения.

Для укрепления конкурентоспособности России на международном рынке образовательных услуг в нашей стране ведется разработка глобальной международной программы «Открытая образовательная система XXI века» (приказ Министерства образования РФ 32925 от 12.10.2000 г.). В данном приказе система открытого образования определяется как «обеспечивающая общенациональный доступ к образовательным ресурсам путем широкого использования информационных образовательных технологий дистанционного обучения и на этой основе предоставляющая условия для наиболее полной реализации гражданами своих прав на образование, по структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества». Программа открытого образования РФ включает два базисных проекта: «Всемирный технологический университет» и «Дистанционное образование в новой информационной среде» (Descop) [5].

Одним из препятствий более быстрого развития сети данного вида образовательных услуг является низкая степень осведомленности населения России о возможностях современных информационных технологий в сфере образования.

Список используемой литературы:

1. Гриншкун В.В., Григорьев С.Г. Образовательные электронные издания и ресурсы // Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации работников образования. - Курск: КГУ; М.: МГПУ 2006. - 98 с.

2. Дергачева Л.М. Активизация учебной деятельности школьников при изучении информатики на основе использования дидактических игр: авто-реф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2006.

3. Телегин А.А. Совершенствование методической системы обучения учителей разработке образовательных электронных ресурсов по информатике: дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2006. - 172 с.

4. Тихонов А.Н. Информационные технологии и телекоммуникации в образовании и науке(1Т&Т ES'2007): Материалы международной научной конференции / ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». - М.: ЭГРИ, 2007. - 222 с.

5. Зайцева С.А. Иванов В.В. Информационные технологии в образовании.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

© Смирнова Н.А.*

Хакасский политехнический колледж, г. Абакан

Данная статья посвящена информационным технологиям и их роли в современном образовании. Раскрывается понятие информационных технологий, их основные функции, отношение к ним общества. В результате анализа доказано, что информационно-коммуникационные технологии оказывают как положительное, так и негативное воздействие на обучающихся. В использовании средств ИТ необходим взвешенный и четко аргументированный подход.

Ключевые слова ИКТ - информационные и коммуникационные технологии, «довеском» - дополнительная нагрузка, ЭП - электронная почта, PDF - переносимый формат документов.

Образование - духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его куль-

* Преподаватель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.