Научная статья на тему 'Становление новой культуры Сибири 1960-х гг. И художественное образование'

Становление новой культуры Сибири 1960-х гг. И художественное образование Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
378
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО СИБИРИ / ПОКОЛЕНИЕ "ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бабикова Т. В.

Рубеж 1950-1960-х гг. открыл новый этап в развитии художественной культуры страны. Образование СХ РСФСР способствовало оформлению централизованной системы регулирования художественного процесса. Подъем изобразительного искусства Сибири был обусловлен многими причинами, в том числ влиянием творческого коллектива художественно-графического факультета ОмГПИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The turn of the 1950s and 1960s opened a new stage in the development of the country's art culture. The formation of the UA (Union of Artists) of the RSFSR facilitated the design of a centralized system for regulating the artistic process. The rise of the fine art of Siberia was due to many reasons, including the influence of the creative team of the art and graphic faculty of the Omsk State Pedagogical Institute.

Текст научной работы на тему «Становление новой культуры Сибири 1960-х гг. И художественное образование»

10. Абдуллаева М. М. Особенности профессиональной идентичности представителей творческих профессий // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2009. № 563. С. 35-50.

11. Мазур Е. Ю. Особенности влияния рефлексивности на профессиональную идентичность молодого специалиста (на материале исследования прокурорских работников). URL: http://www.rd.uniyar.ac.ru/upload/iblock/085/diss. pril.mazur.vse-itog.compressed.pdf (дата обращения: 10.04.2017)

12. Кондуэлл М. Психология. А-Я. Словарь-справочник / пер. с англ. К. С. Ткаченко. М. : ФАИР-ПРЕСС, 2000. 448 с.

13. Заковоротная М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов н/Д. : Изд-во СевероКавказского науч. центра высш. шк., 1999. 200 с.

14. Ермолаева Е. П. Оценка реализации профессионала в системе «человек-профессия-общество». М. : Ин-т психологии РАН, 2011. 176 с.

15. Рикель А. М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Ч. 1 // Психологические исследования: электронный науч. журн. 2011. № 2. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 02.01.2017)

16. Поварёнков Ю. П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности субъекта труда // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия «Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Соци-окинетика». 2014. № 3. С. 9-17.

17. Профессиональная педагогика : учеб. для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. М. : Изд-во ЭГВЕС, 2009. 456 с.

© Авдонина Н. С., 2017

УДК 371.3:7

СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ КУЛЬТУРЫ СИБИРИ 1960-х ГГ. И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Рубеж 1950-1960-х гг. открыл новый этап в развитии художественной культуры страны. Образование СХ РСФСР способствовало оформлению централизованной системы регулирования художественного процесса. Подъем изобразительного искусства Сибири был обусловлен многими причинами, в том числ влиянием творческого коллектива художественно-графического факультета ОмГПИ.

Ключевые слова: художественная культура, изобразительное искусство Сибири, поколение «шестидесятников».

T. B. 5a6uKOBa T. V. Babikova

THE FORMATION OF THE NEW CULTURE OF SIBERIA OF THE 1960s AND THE ARTISTIC EDUCATION

The turn of the 1950s and 1960s opened a new stage in the development of the country's art culture. The formation of the UA (Union of Artists) of the RSFSR facilitated the design of a centralized system for regulating the artistic process. The rise of the fine art of Siberia was due to many reasons, including the influence of the creative team of the art and graphic faculty of the Omsk State Pedagogical Institute.

Keywords: art culture, fine arts of Siberia, generation of the "sixties".

Переломной эпохой в истории отечественной культуры справедливо называют середину 1950-х гг. Происходящие модернизационные процессы в послесталинском СССР привели к ломке жестких идеологических установок и оживлению духовной жизни. Утверждалось органическое сочетание «общего» и «личного». Современники писали «о восстановлении статуса свободной, искренней, не идеологизированной живописности, питавшейся традициями французского и русского импрессионизма» [1, с. 15].

На фоне резкого роста уровня жизни российского общества темпы развития образования, науки, культуры, искусства в Сибири были особенно стремительными. Критика единодушно отмечала, что к 1960-м гг. наблюдался бурный, непрерывный и значительный рост молодого сибирского искусства [2]. В результате большой подготовительной работы в 1957 г. на юбилейной Всесоюзной художественной выставке в Москве участвовало 25 сибиряков с 63 произведениями [3]. Между тем только за три года до этого, т. е.

в 1954 г., на Всесоюзной выставке были представлены всего три сибирских автора.

Накопление художественного потенциала происходило постепенно. Советскому человеку открывалось как пространство истории мирового искусства, так и опыт современного зарубежья. В середине и второй половине 1950-х гг. на выставках в Третьяковской галерее в Москве можно было увидеть еще недавно закрытое наследие отечественного искусства, в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина - французское искусство конца XIX - начала XX века, а в октябре 1956 г. - выставку к 75-летию самого известного модерниста Пабло Пикассо. Уроки живописно-экспрессивной абстракции национальных выставок США и Франции в Москве активно усваивались в первую очередь поколением молодых, ищущих новые пути в искусстве. Москва стала столицей Международного кинофестиваля, музыкального конкурса имени П. И. Чайковского, принимала VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов.

Счастливым можно назвать тот период в творчестве художников, чья молодость совпала с этой эпохой общественного обновления. Участниками всесоюзной выставки Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве были А. И. Вычугжанин (Иркутск), Э. С. Гороховский (Новосибирск), А. Г. Поздеев (Красноярск), омичи Р. Ф. Черепанов и Г. А. Штабнов. Впечатления от фестивальных просмотров, незабываемые по накалу эмоции определили во многом их дальнейший жизненный путь. Сама атмосфера праздника фестиваля давала ощущение причастности к мировому художественному процессу. Всему поколению «шестидесятников» было присуще осознание неограниченных возможностей творческого поиска.

В то время Сибирь воспринималась как символ грандиозных свершений, бескрайних просторов, новых измерений человеческой личности. Она представляла собой «великую стройку будущего, где возводятся крупнейшие в мире электростанции, решаются сложнейшие научные проблемы, прокладываются гигантские нефтепроводы, разрабатываются самые крупные в мире месторождения алмазов, где на глазах только одного поколения создается новая жизнь» [4, с. 8]. Художники стремились запечатлеть ее суровые ландшафты и облик строителей новой жизни. Заметим, что в целом, при всем усложнении и росте различных видов искусства, наиболее «укорененными» были станковые живопись и графика.

Становление новой культуры Сибири, как и всей страны, шло не просто. В провинции преодоление ограниченности художественного кругозора, восстановление контактов с зарубежным миром происходило более опосредованно и с сильным опозданием от столицы. Молодежь черпала информацию из выходивших с середины 1955 г. журналов «Иностранная литература», «Юность», художественных журналов из Восточной Европы. Порой информации о западном модернизме было больше, чем о русском авангарде начала ХХ века. Но тем не менее в искусстве региона также можно было наблюдать преодоление стереотипного официоза, а в дальнейшем и переход от открытой гражданственности и публицистичности «сурового стиля» к развернутым поэтическим метафорам.

Традиционно одной из главных причин подъема изобразительного искусства в регионе принято считать обновление творческих коллективов. Если в довоенное время они состояли преимущественно из тех, кто обучался в Омском художественно-промышленном техникуме и Иркутском училище, а порой и просто самодеятельных авторов, то в 1950-е гг. в Сибирь устремилась активная творческая молодежь, окончившая столичные вузы. Особо отметим, что для населения в Сибири естественны и закономерны миграционные процессы, причем не только в переломные периоды исторических потрясений.

Активизации развития художественного процесса в Сибири способствовало и образование в 1960 г. российского отделения Союза художников СССР. Создание СХ РСФСР и территориальных зон в республике сыграло исключительно большую роль в оживлении работы на периферии. В середине 1960-х гг. в Сибири существовало восемь отделений Союза художников РСФСР. Образовались новые коллективы в Абакане, Ангарске, Кемерово, Кызыле, Новокузнецке.

Возникли картинные галереи в Барнауле, Новокузнецке, Новосибирске и Красноярске. Открылось художественное училище в Красноярске.

Время необратимых перемен в обществе предполагало необходимость обновления в сфере образования. Создание в 1960 г. в Омском государственном педагогическом институте им. А. М. Горького художественно-графического факультета способствовало превращению его в своего рода эпицентр всех творческих процессов.

Один из главных организаторов - выпускник Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств Алексей Николаевич Либеров (1911-2001), впоследствии народный художник России, член-корреспондент Академии художеств, возглавлял кафедру рисунка до 1984 г. Творческое развитие самого Либерова определялось воздействием различных живописных методов, сосуществовавших в Академии художеств в 1930-е гг. Традиции русской реалистической и академической школы в то десятилетие переплетались с творческими установками великих художников-новаторов начала века. Можно сказать, что в его искусстве академическая система соединилась с классической традицией.

А. Н. Либеров пригласил на худграф художников более молодого поколения, тех, кого мы сейчас называем «шестидесятниками». Первыми преподавателями специальных дисциплин стали выпускники разных художественных вузов: ЛИНЖСА им. И. Е. Репина и ЛВХПУ им. В. И. Мухиной (Ленинград), ВГИК, МГХИ им. В. И. Сурикова, ХГФ МГПИ им. В. И. Ленина (Москва), ХГФ Киевского художественного института и Харьковского художественного института. Кроме того, в Омске оказались талантливые художники, приехавшие из Алма-Аты, Пензы, Одессы, Краснодара, Ташкента и других центров Советского Союза. Смена поколений совпала со временем постепенного освобождения от диктата идеологии. Смелость и новизна поисков художников-шестидесятников, обогащаясь традициями разных школ и художественных центров, легли в основу развития омской художественной школы. Это определило многоликость омского худграфа.

Педагоги были участниками художественного процесса не только региона, но и страны. Будучи активными членами Союза художников, они работали на творческих дачах республиканского и союзного значения. Произведения разных видов и жанров искусства экспонировались не только на областных, зональных, республиканских, но и всесоюзных, а также международных выставках (1974, Франция - «Графики Сибири»). Несмотря на различие индивидуальных манер, педагоги-художники сохраняли общность мироощущения, творческий подход к реалиям жизни.

Художественное образование стало средством воспитания творческой личности. Авторитет педагогов старшего поколения - С. К. Белова, Л. П. Елфимова, Б. Г. Заставного, М. И. Слободина, В. Д. Шрамова, Г. А. Штабнова, А. П. Юдина и многих других - был чрезвычайно велик. О них до сих пор вспоминают бывшие ученики, нынешние педагоги факультета искусств.

Тогда же сложилась традиция воспитания на личном примере. Так, сумрачная мягкость колорита, богатство отношений серого, текучесть живописной массы А. Н. Либерова

стали впоследствии основой плодотворной традиции в развитии омской пастели. Связь поколений - и в увлеченности мастера работой на пленэре, в стремлении постичь красоту бесконечного мира природы. Об этом не раз говорили все, кто называет его Учителем. Блестящая плеяда шестидесятников (С. К. Белов, М. И. Слободин, Г. А. Штабнов и др.) сумела передать своим талантливым ученикам, активно работающим в современном художественном пространстве, любовь к монументально-декоративным тенденциям в искусстве. Освоение разных видов эстампа, которым всегда славился омский худграф, изучение технологии уникальной печатной графики, изначально предполагают личностный характер общения с Мастером. Так художественное творчество и педагогическая практика связывались воедино.

Эмоциональный и творческий подъем, испытанный художниками во время поездок на пленэр, на творческие дачи или во время работы в составе всесоюзных групп проявлялся в поисках новых образно-пластических средств. Свет и светотень перестали быть формообразующими средствами живописи и графики. Авторы уже не следовали натурной форме предметов и не воспроизводили воздушную среду. Натурный принцип конца 1950-х гг., когда сохранялся пленэризм, существенно трансформировался. В живописи появились элементы преувеличения, декоративная яркость, плоскостность. Нарастала степень условности живописного преображения, линеарного характера формы.

Образование СХ РСФСР способствовало оформлению централизованной системы регулирования художественного процесса. Выставочная жизнь региона ярко отражала перемены, происходящие в искусстве и общественной жизни. Выставка - итог и одновременно панорама новых процессов в изобразительном искусстве. Зональные выставки стали главным стимулом художественной жизни [5]. Сложилась система взаимозависимых и регулярных выставок: областные (краевые), зональные, республиканская «Советская Россия», всесоюзная. Областные выставки стали проходить гораздо чаще.

Всесибирские, называемые теперь зональными, стали грандиозными смотрами изобразительного искусства огромного региона. Появилась возможность поэтапного продвижения от областных к республиканским и всесоюзным выставкам. 1-я зональная выставка «Сибирь социалистическая» прошла в 1964 г. в Новосибирске. Зональные выставки были и формой общения художников краев, областей, автономных республик, и местом встречи с традиционными культурами, и ареной творческого соревнования. Участие в «зоне» было гарантом получения заказов, а также приобретения работ государственными органами, и шансом для дальнейшего экспонирования произведений на выставках более высокого уровня со всеми вытекающими отсюда последствиями. Произведение, прошедшее выставку, становилось известным. Оно могло быть опубликовано в журналах и каталогах, приобретено государством. Именно на выставках находили публичное признание новые творческие работы.

Если до 1960-х гг. в экспозициях всесибирских выставок преобладала живопись, то в 1960-е стремительно утвердилась графика, ищущая свой особый вариант стилевого развития. При общности этапов развития и параллельности

тенденций изобразительного искусства в целом сибирской графике присуще своеобразие художественного языка.

В мае 1957 г. в Омске был открыт первый в Сибири Дом художника с 24 мастерскими и 2 выставочными залами. Разнообразные и яркие экспозиции начала 1960-х гг. стали этапом в смене приоритетов, в эволюции образных и формальных решений в искусстве самого западного регионального центра Сибири. Часто это происходило вопреки противодействию мастеров старшего поколения и ожесточенной критике со стороны официального руководства.

Среди художников нового поколения выделяются яркие творческие индивидуальности. Иначе стало оцениваться само творчество: интерес вызывал не только результат, но и сам процесс, подготовительная работа, связанная с непосредственным изучением натуры. Первая выставка художников-новаторов в Омске - Н. Брюханова и В. Ку-куйцева - состоялась в мае 1961 г. Внимание к проблемам пространства, цвета, фактуры делали полотна необычными по своему решению. В сентябре того же года омские зрители могли познакомиться с Н. Третьяковым, приехавшим в Омск в 1960 г., на выставке молодых авторов (Н. Третьяков, Б. Спорников, Ю. Овчинников). Молодежные выставки являлись одной из знаменательных примет «оттепели», ведь в прежние времена право на персональную выставку имел только признанный местным партийным руководством автор.

Самой «громкой» стала выставка «четырех» - в августе 1962 г. Условность и символичность языка живописных произведений Н. Брюханова и Г. Штабнова дополнялась оригинальной графикой недавнего выпускника ВГИКа С. Белова и работами скульптора с дипломом Софийского Высшего института изобразительных искусств Н. Бабаевой. В этом же году состоялась первая персональная выставка молодого живописца Р. Черепанова, вернувшегося в Омск в 1959 г. после окончания Ташкентского художественного училища уже членом СХ СССР. Широкая география интересов художника получила отражение в разнообразном спектре живописных, колористических приемов.

Выставочное движение становилось все более разнообразным. В январе 1964 г. организовали выставку молодые художники-графики, продемонстрировав высокий профессиональный уровень. В эпоху «оттепели» они окончили художественные училища в разных городах. В. Белан - в Рязани, Н. Бережной и А. Чермошенцев - в Краснодаре. На выставке было представлено многообразие уникальной графики и эстампа. Четвертым участником выставки был монументалист М. Слободин, приехавший в Омск с дипломом Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина АХ СССР, получивший первоначальное художественное образование в Одесском художественном училище. Для них была важна традиция сотворения искусства общественно значимого, заряженного максимальной энергией.

Активизация искусства российской периферии способствовала процессу историко-художественного самоопределения местных коллективов огромного региона. Энергия молодости, смелость и новизна поисков, обогащенных традициями разных школ и художественных центров, нашли свое выражение в пору перемен и необратимых процессов обновления всей жизни страны. Но главное для нас, что

в это время в разных городах Сибири, с разной интенсивностью сложилась особая творческая среда, а художественное сознание обрело в ту пору новые историко-культурные горизонты.

1. Морозов А. И. Моя современность. М. : Галарт, 2011. 144 с.

2. Десять зональных выставок : сб. ст. / [ред.-сост. и авт. вступ. ст. Ю. Нехорошев]. Л. : Художник РСФСР, 1967. 177 с.

УДК 378.1

ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАНСКИХ И ВЕДОМСТВЕННЫХ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В статье рассматривается вопрос взаимодействия образовательных организаций системы МВД России с гражданскими образовательными организациями при формировании ценностных оснований ведомственного непрерывного образования. Описаны основные направления сотрудничества.

Ключевые слова: ценностные основания, непрерывное образование, взаимодействие образовательных организаций высшего образования, вуз системы МВД РФ, ведомственное правоохранительное образование.

Образование есть взаимосвязанный процесс воспитания и обучения, осуществляемый для получения в качестве итога образовательного воздействия всесторонне развитой личности в рамках заданной, запрограммированной модели обучения и образовательной программы. Всемерно соглашаясь с изменениями в реализации государственной образовательной политики России, мы полагаем возможным обратить внимание на вопрос взаимодействия гражданских образовательных организаций, реализующих различные уровни образования и ведомственных правоохранительных образовательных организаций системы МВД РФ. Назначением такого взаимодействия мы видим формирование ценностных основ непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел.

Целью исследования вопросов взаимодействия гражданской и ведомственной правоохранительной моделей организации образовательной деятельности мы считаем выявление и обоснование путей взаимодействия ведомс-

3. Фатьянов А. Д. Вступительная статья к каталогу 2-й зональной художественной выставки «Сибирь социалистическая». Омск, 1967.

4. Лапшин В. Сибирь социалистическая. Зональная выставка. Л. : Художник РФСР, 1967. 44 с.

5. Муратов П. Д. Эпоха зональных выставок // Третьи Омские искусствоведческие чтения. Н. М. Брюханов и его время : сб. материалов. Омск : Альтернатива АРТ, 1999. С. 51-53.

© Бабикова Т. В., 2017

В. В. Васильев V. V. Vasiliev

WAYS OF INTERACTION OF CIVIL AND DEPARTMENTAL LAW ENFORCEMENT EDUCATIONAL ORGANIZATIONS FOR THE FORMATION OF VALUE BASES OF CONTINUING EDUCATION OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

The article discusses the interaction of educational organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs system with civil educational organizations in the formation of value bases of departmental continuing education. The main directions of cooperation are described.

Keywords: value bases, continuing education, interaction of educational organizations of higher education, university of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, departmental law enforcement education.

твенной правоохранительной системы образовательных организаций МВД России с аналогичными гражданскими образовательными организациями, обусловленного единообразным пониманием и формированием ценностных основ непрерывного правоохранительного образования сотрудников органов внутренних дел в нашем Отечестве.

Массив нормативных правовых актов в сфере образовательной деятельности, и прежде всего Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [1], достаточно подробно очерчивает перечень взаимосвязанных образовательных элементов, составляющих в совокупности систему непрерывного образования, реализуемого в России. Анализируя данную систему с точки зрения ведомственного правоохранительного образования, мы с удовлетворением отмечаем, что фактически все элементы непрерывного образования, посредством которого осуществляется воспитание и обучение личности сотрудника органа внутренних дел (полиции), возможны и допустимы в системе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.