Научная статья на тему '«Поколенческие» рубежи в искусстве Омска'

«Поколенческие» рубежи в искусстве Омска Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
223
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО РОССИИ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ СИБИРИ / ОМСКИЕ ХУДОЖНИКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бабикова Т.В.

В статье рассматривается как опыт социологических исследований помогает понять особенности изобразительного искусства одного из крупнейших художественных центров Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"GENERATIONAL" BOUNDARIES IN OMSK ART

This article considers the way the experience of sociological research helps to understand specific features of art created in one of the largest Siberian artistic centres.

Текст научной работы на тему ««Поколенческие» рубежи в искусстве Омска»

УДК 7036

«поколенческие» рубежи в искусстве омска

В статье рассматривается как опыт социологических исследований помогает понять особенности изобразительного искусства одного из крупнейших художественных центров Сибири.

Ключевые слова: изобразительное искусство России, художественная жизнь Сибири, омские художники.

Изучение искусства не исчерпывается теми моделями, которые выработаны в сфере собственно искусствоведческой. Зачастую интересно рассматривать внеинди-видуальные категории образа, такие как «школа», «стиль», «поколение». Опыт социологических исследований помогает укреплению тенденции к междисциплинарному анализу художественной ситуации региона.

По «теории поколений» Н. Хоува и В. Штрауса существует четыре основных типа поколений: «Пророки/Идеалисты», «Кочевники/Активисты», «Герои/Примиренцы» и «Художники/Приспособленцы» [1]. Каждый из них соответствует разным этапам экономического развития и имеет свои определенные ценности. Кроме характеристики глубинных ценностей, авторы теории предложили свою классификацию поколений ушедшего века:

поколение строителей или герои (1901-1922 гг. рождения); молчаливое поколение (1923-1945 гг. рождения); поколение беби-бумеров (1945-1965 гг. рождения); поколение Х (еще называют тринадцатым) (1965-1984 гг. рождения);

поколение Y («миллениум», или поколение сети) (1980/84-2000 гг. рождения).

Эта теория вполне может быть применима для понимания закономерностей отечественного художественного процесса. Ведь история искусств часто рассматривается исследователями как смена поколений. Данный фактор влияет на развитие художественного творчества, помогает и процессу идентификации художника, ведь через приобщение к интересам сверстников появляется возможность сформировать себя [2].

Отечественные ученые идентифицируют ряд поколений среди родившихся в том столетии на основе особенностей процесса политической социализации в России/СССР в ХХ веке. Событие, определяющее судьбу генерации, задается в ряде символических фактов. Отождествление себя с этими событиями и понимание их роли в своей жизни создает символическое поколение (по П. В. Малиновскому):

«Шестидесятники» (1928-1934 гг. р.) - победа над Германией, борьба с космополитизмом, смерть Сталина и «оттепель»;

«Поколение 1937 года» (1935-1939 гг. р.) - смерть Сталина, ХХ съезд КПСС, Международный фестиваль молодежи в Москве в 1957 г.;

«Дети Великой войны» (1940-1945 гг. р.) - начало космической эры, начало строительства коммунизма;

T. B. 5a6uKOBa T. V. Babikova

"generational" boundaries in omsk art

This article considers the way the experience of sociological research helps to understand specific features of art created in one of the largest Siberian artistic centres.

Keywords: fine art of Russia, artistic life of Siberia, Omsk artists.

«Сломанное поколение» (1946-1950 гг. р.) - кризисы начала 1960-х годов, попытки реформ и печальный конец Пражской весны, который привел к крушению иллюзий относительно «социализма с человеческим лицом»;

«Поколение детанта» («мирного сосуществования») (1951-1957 гг. р.) - разрядка первой половины 1970-х, «искушение Западом», которое создало убеждение, что только западные модели развития могут принести успех;

«Гагаринское поколение» (1958-1965 гг. р.) - застой с его достижениями («визитной карточкой» которых стали успехи СССР в освоении космоса) и начало системного кризиса СССР, афганская война; вторичная политическая социализация - перестройка и путч 1991 г.;

«Чернобыльское поколение» (1966-1968 гг. р.) - перестройка и Чернобыль, путч 1991 г., привившие фаталистическое мировоззрение, нередко с катастрофическим оттенком;

«Поколение пепси» (1969-1974 гг. р.) - кризис перестройки, распад СССР и в результате ценностный вакуум.

Судьба последних поколений, порой их называют «проблемными», отягощена сложными историческими обстоятельствами (гиперинфляция 1992-1993, 1998 г., октябрьские события 1993 г., первая чеченская война). Большие надежды ученые возлагают на тех, кто был рожден в 1980-х. Их политическая социализация проходила в постсоветскую эпоху. Говорят, что это «поколение последней надежды».

В явном виде художественное поколение как действительный творческий феномен существует весьма недолго и запоминается в истории зачастую именно молодежными коллективными акциями: в частности, выставками. Так, в Омске в 1961 г. впервые экспонировались работы молодых и малоизвестных авторов обособленно от старших (Н. М. Брюханова и В. В. Кукуйцева; Н. Я. Третьякова, Б. А. Спорникова, Ю. А. Овчинникова). Самой «громкой» же стала выставка «четырех» (Н. М. Брюханов, Г. А. Штаб-нов, Ст.К. Белов, Н. А. Бабаева) в августе 1962. Следующее поколение самоутверждалось на первых молодежных «зонах» «Молодые художники Сибири», организованных омичами в 1973 и 1978 г. В «постсоветский» период - альтернативные выставки различных групп и художественных объединений второй половины 1980-х («ЭХО», «Башня», «Крест», «Пульс» и др.).

Периоды творчества художников закономерно совпадают с вехами истории. Внутренняя взаимосвязь между различными явлениями той эпохи, глубинная традиция отечественной культуры в искусстве Омска ярче всего про-

слеживается в творчестве «поколения 1900-х годов». По классификации Хоува и Штрауса, это поколение строителей, или герои. Родившиеся в первые два десятилетия XX века, они пережили самые драматичные коллизии эпохи: революцию 1917 года, гражданскую войну, две пандемии (холера и испанка), НЭП, первые пятилетки, коллективизацию, электрификацию. Самый яркий пример - судьба ровесника века, «патриарха сибирского пейзажа» К. П. Белова, испытавшего наиболее горькие разочарования, связанные с событиями гражданской войны. Впрочем, судьба каждой из генераций российского искусства XX века отмечена глубокими историческими потрясениями.

Наиболее значительные мастера сибирского искусства той эпохи по-своему олицетворяли тенденцию поисков крупной формы, масштабной образности на основе претворения традиций реализма. При этом картины мастеров старшего поколения демонстрируют жизнеутверждающее, романтически-вдохновенное отношение к пейзажному образу. Природа для них - источник эстетического переживания и в то же время объект, на который проецируются настроения художника. Широта, необозримость, величие просторов родной земли объясняют постоянство образов природы в творчестве К. П. Белова, А. Н. Либерова, И. Я. Сивохи-на. Особые приметы поколения - веру в светлое будущее, оптимизм - видим на полотнах Т. П. Козлова, В. Р. Волкова, К. Н. Щекотова, П. С. Мухина.

Смена поколений в период обновления жизни всей страны, так называемую «эпоху оттепели», определила особенности самосознания «шестидесятников». Это - «молчаливое» поколение, воспитанное в условиях сталинских репрессий, коллективизации, индустриализации, Второй мировой войны, послевоенной разрухи, голода. Их ценности: преданность, соблюдение правил, жертвенность, закон и порядок, честь, терпение.

Сформировавшись в переломное время хрущевской «оттепели», почувствовав вкус свободы в области творчества, художники-«шестидесятники» навсегда сохранили искренность и открытость взгляда на жизнь. В Омске это -В. В. Кукуйцев, А. Б. Сапожников, Б. Н. Николаев, Р. Ф. Черепанов, Н. Я. Третьяков, Г. А. Штабнов, Е. А. Куприянов, Н. М. Брюханов, Ф. Д. Бугаенко и др. Самые старшие из них - В. В. Кукуйцев, Б. Н. Николаев, В. А. Босенко прошли войну, участвовали в боях, имели награды, но не любили вспоминать об этом времени.

Общая панорама изобразительного искусства региона благодаря знакомству с разными национальными школами во время учебы, творческих поездок, выставок характеризуется нарастающим разнообразием стилей, почерков, направлений [3]. К углубленной разработке проблем живописного строя образов, к поиску экспрессивности выражения обращались многие шестидесятники. Наиболее ценно желание некоторых из них вскрыть в живописно-пластическом образе драматический смысл происходящего, его напряженный внутренний импульс.

Смену поколений можно назвать динамическим фактором художественного развития второй половины XX века. В плотном потоке творческой жизни того времени все заметнее становятся более «тонкие» поколенческие слои. Во всяком случае, в искусстве Омска творческий вклад тех, кто

выступил в середине шестидесятых годов, значителен. Это и художники рождения первой половины 1930-х (Р. П. Кам-кина, М. И. Слободин, А. Ф. Красноперов, В. Н. Белан, Ю. Г. Давыдов, В. А. Десятов, В. И. Бичевой) и «поколение 1937 г.р.» (И. И. Желиостов, Ст.К. Белов, Г. С. Катилло-Рат-миров, Ан. А. Чермошенцев, А. И. Галковский, И. А. Санин, Г. Г. Пилипенко и др.). Им оказались ближе лирические тенденции «шестидесятников», такие понятия как «искренность», «открытость», «исповедальность», «раскованность». По мнению многих критиков, существенного водораздела между 1960-ми и 1970-ми годами не наблюдалось. Право художника на индивидуальное творческое выражение -смысл «нормальной эволюции».

К поколению «детей войны», которые тоже принадлежат к «молчаливым» художникам в Омске относятся М. И. Разумов, А. А. Шакенов, В. Л. Долгушин, А. А. Князев, В. С. Воробьев, В. К. Кудряшов, Б. Д. Булычевский, В. И. Маслов и др. Они стремились передать натуру «в упор», «объективно», без деформации. Не только донести до зрителя некую отвлеченную, общую истину, но и воплотить свое собственное мировосприятие. Искусство «семидесятников» апеллирует не к обществу в целом, а к сознанию и переживаниям человека, личности. По-прежнему, основные идеи поколения 1970-х в омском Прииртышье запечатлены в поэзии пейзажа, в раскрытии темы взаимодействия человека и природы.

Вместе с крушением многих общественных иллюзий в конце 1960 - 1-й половине 1970-х гг. формировалось мышление, ценящее неповторимость авторской интонации, индивидуальность художественной концепции. Потребность раскрыть внутренний мир чувств и образов, дать им художественное воплощение ощутима в творчестве и первого послевоенного («сломанного») поколения. Самые значительные его представители в сибирском регионе - Н. А. Бабин, В. Г. Бугаев, А. В. Старцев, В. А. Погодин, А. А. Теме-рев, В. А. Трохимчук. Позицию поколения можно определить как субъективистскую. Для художника важнее его собственное творческое сознание, он отражает реальность сквозь призму внутреннего субъективного восприятия. Можно говорить о своеобразном интеллектуальном романтизме «семидесятников», неуловимой многозначности образов, усложнении смысловой структуры произведения.

Поколение ставило и решало вопросы иного порядка, в первую очередь экзистенциальные и нравственные: о личной ответственности, о смысле существования. Крушение идеалов свободного самовыражения вызвало в искусстве рефлексию, осознание распада привычных человеческих связей способствовало обращению ряда авторов к вечным ценностям.

Бум рождаемости после Второй мировой войны объясняет название послевоенных поколений («Пророки/Идеалисты») как «Беби-бумеры» (рождение в 1940-1950-е гг.). Ценности «бумеров»: идеализм, оптимизм, ориентация на команду, личностный рост, вовлеченность.

1970-е предстают как время расширившихся возможностей для индивидуального выбора позиции (как эстетической, так и гражданской). Фокус художественного зрения постепенно еще больше смещается от социальности к поискам идеала. Картина развития искусства становится более

Гуманитарные исследования • 2015 • № 4 (8)

113

разнообразной. Многие, казавшиеся прочными, особенности изобразительного искусства и сама природа скульптуры, станковой живописи, графики стали меняться. Искусство сближается с общемировым процессом смены пластического мышления концептуальным. Произведение перестало быть замкнутым в себе пластическим целым. Авторов стала больше волновать передача исторического времени, дистанции, следов прошлого в настоящем. В станковом искусстве соединяются два подхода: романтический (идеальное возвышение над реальностью) и аналитический. Отчетливо это демонстрируют представители «поколения детан-та». Иногда их называют «недовосьмидесятниками», потому что они не успели сформироваться в поколение с таким же цельным мировоззрением, как предыдущие. В Омске -это живописцы и графики Н. А. Герасимов, Г. П. Кичигин, Ю. В. Бондарович, Н. Г. Горбунов, А. С. Макаров, Е. В. Гуров, С. Н. Александров, Н. Н. Молодцов, мастера декоративно-прикладного искусства А. П. Авдиенко, Е. Д. Киселев, О. К. и В. А. Крышковцы и др.

1970-е гг. были периодом высокой популярности изобразительного искусства. Бумеры: «сломанное поколение», «поколение детанта» и те, кто вступил на арену творческой жизни во времена «застоя» («гагаринцы»), демонстрируют, что в их искусстве есть некая принципиальная общность, обусловленная общностью психологии победителей. Ведь на их глазах происходило становление СССР как супердержавы, они знали про «оттепель» и они гордились покорением космоса. Говорят, что это оптимисты, нацеленные на постоянное преодоление трудностей.

Социологи отмечают, что после полета Гагарина в России не было позитивных событий общенациональной значимости. В подходе к человеку и его жизни, чем дальше, тем больше заявляло о себе не столько социальное, сколько индивидуальное, не столько общее, сколько частное. В художественной жизни Омска «гагаринцы» (В. И. Хрущ, Т. У. Колточихина, Е. Д. Дорохов, А. Н. Капралов, С. Е. Со-чивко, А. Н. Машанов, Г. С. Баймуханов, Т. Ф. Бугаенко, А. С. Лелякин и др.) задают ход всему развитию.

Художественное видение большинства авторов исключает одну единственную точку зрения, оно принимает мир в его развитии, взаимопроникновении и множественности аспектов. Это сквозное движение: интерес к единству и взаимодействию противоположных начал, отрешенная преданность творчеству, внешнее равнодушие к житейской прозе и рафинированность манеры.

Общий эмоциональный тон искусства стал более напряженным, спонтанное чувство победила рациональность, знаковый характер визуальной ткани стал очевиден. Поэтому новую поэтику можно назвать во многих отношениях условной. В ней заметно возросло значение символико-метафорических структур. Используя язык знаков, художники словно напоминают о многослойности, сложности культуры и о существовании различных форм сознания.

Ценности следующего («неизвестного») поколения: постоянная готовность к изменениям, возможность выбора, индивидуализм, неформальность взглядов, расчет только на собственные силы, собственный опыт в полной мере воплощают художники: М. П. Усова, С. М. Баранов, Д. Р. Муратов, Е. Ю. Заремба, Л. А. Серова, Н. К. Пронина, А. Г. Кичигина, А. Б. Савельева, А. Е. Гурова и др. Они родились в 1963-1983 гг. («Кочевники/Активисты»). Фоном для поколения X были холодная война, закрытость страны, война в Афганистане, застой, наркотики, СПИД, тотальный дефицит, начало перестройки. Оно выросло в нормальных условиях культурной преемственности. Действительность воспринимается ими через систему культурно устоявшихся значений: накопленный культурный багаж проявляется, участвуя в создании сложных, насыщенных рефлексией образов. Для них наиболее адекватны ключевые слова «игра», «парадокс», «эксперимент», «ремейк», ведь художник в современном искусстве большей частью рассматривается как прежде всего специалист по визуализации идей, креатор.

Поколение У 1982-2000 гг. («герои») сейчас только вступает в фазу активной жизни. Основные события их становления - это распад СССР, частые теракты, новые эпидемии. И все это на фоне самого бурного развития новых информационных, коммуникационных, цифровых и биотехнологий. При этом популярность Е. В. Бобровой, самого яркого молодого художника Омска, строится на непреложных составляющих творческого сознания прошлого века: традиционности реализма, поисков оригинальности живописного решения, творческих усилий и трудолюбия.

Конечно, представление о «поколенческих» рубежах в искусстве очень условно, живое развитие искусства гораздо более сложный процесс. Вместе с тем изучение особенностей поколенческого самосознания, опирающееся на опыт социологических исследований, помогает приблизиться к пониманию сложных коллизий творческих процессов региона.

1. Блог исследований и практика применения Теории Поколений (GenerationTheory) в России. Центр RuGeneratio. URL: http://www.rugenerations.wordpress.com / (дата обращения: 30.09.2015).

2. Кривцун О. А. «Художник и поколенческое сознание» // Поколение в социокультурном контексте ХХ века. М.: Наука, 2005.

3. Бабикова Т. В. Изобразительное искусство Омска ХХ века. Смена поколений: монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2012. 224 с.

© Бабикова Т. В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.