ISSN2221-7711 Национальные приоритеты России. 2016. № 2 (20)
красиво и уютно не только сейчас, но и через лами прошлое, дает возможность для воплоще-много-много лет. И поэтому мне хочется поже- ния задуманного настоящее, а вдохновляет - бу-лать каждому: пусть ваши дела наполняет смыс- дущее.
Шалак Владимир Васильевич - заслуженный работник культуры Российской Федерации, директор департамента культуры Администрации города Омска; upr_cult_omsk@mail.ru
Статья поступила в редакцию 6 июня 2016 г.
УДК 75.01 ГРНТИ 18.09
ТВОРЧЕСКИЕ ПОИСКИ ОМСКИХ ХУДОЖНИКОВ-ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ
В.В. Гапешко
Омский государственный педагогический университет
Россия, 644033, г. Омск, наб. Тухачевского, 14; gapeshkov@mail.ru
Автор указывает на преемственность поколений художников, несмотря на особую атмосферу «оттепели», выдавшуюся с конца 1950-х годов. Произведения привнесли в художественную жизнь города дух свободного поиска и перемен, повлияли на формирование последующей плеяды молодых художников.
Ключевые слова: история изобразительного искусства, «суровый стиль», монументальность, лаконичность, гражданственность.
CREATIVE SEARCHES OF OMSK PAINTERS OF THE SIXTIES
V.V. Gapeshko,
Omsk State Pedagogical University
Russia, 644099, Omsk, nab. Tukhachevskogo, 14;mail@omgpu.ru
The author denotes the continuity of generations of painters, despite the special atmosphere of the "thaw", which occurred from the end of the fifties of the XX century. The works have introduced a tone of free search and changes in the art life of the city and have affected the formation of the subsequent galaxy of young painters.
Keywords: fine arts history, «severe style», monumentalize, laconism, civic consciousness.
Шестидесятые годы для художественной жизни г. Омска ознаменованы открытием ярких молодых художников, для которых это время предельно насыщено творческими поисками. Сегодня, когда непререкаемой ценностью является свобода самовыражения художника, интересно обратиться к творчеству прогрессивных художников-шестидесятников, отстаивающих право на собственные взгляды в искусстве. Сре-
© Гапешко В.В., 2016
ди них С.К. Белов, Н.М. Брюханов, Ю.Г. Давыдов, ВВ. Кукуйцев, Е.А. Куприянов, Н.Я. Третьяков, Р.Ф. Черепанов, Г.А. Штабнов...
Активные творческие поиски художников стали возможны во многом благодаря обновлению отечественного искусства, наступлению периода так называемой «оттепели». Уже с конца 1950-х годов происходит ослабление контроля над искусством со стороны власти, что пробудило
ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ
фантазию не одного поколения художников и способствовало утверждению, в том числе и в искусстве Омска, условного образного символического языка [1]. В 1960-е годы возникает новое явление в советском изобразительном искусстве, названное «суровым стилем» (понятие ввел искусствовед А.А. Каменский). К его представителям принято относить Н.И. Адронова, П.Ф. Ни-конова, П.П. Оссовского, В.Е. Попкова, Т.Т. Са-лахова, и др. Творчество данных художников во многом характеризует обращение к достижениям отечественного искусства 1910-1930-х годов и мировому художественному опыту [3]. Их произведениям в изобразительном плане присущи монументальность форм, графичность контура, лаконичность колористического решения. Данные черты прослеживаются и в работах омских художников-шестидесятников.
В творчестве многих омских художников в 1960-е годы проявляются авангардные тенденции. Исследователи отмечают, что они в особенности ощутимы в искусстве выпускников художественных училищ Средней Азии (Н.Я. Третьяков, В.В. Кукуйцев, Р.Ф. Черепанов). Художники активно работают с формой, экспериментируют с цветом, вводят контурные линии в живописные полотна...
Начало 1960-х годов связано с появлением в пространстве города монументальных работ. Н.Я. Третьяков в соавторстве с В.В. Кукуй-цевым, Н.М. Брюхановым и Г.А. Штабновым
создает для города росписи, мозаики, рельефы. Занятие монументально-декоративным искусством оказало значительное влияние на формирование изобразительного языка художников. Монументальным звучанием наполнены станковые произведения Г.А. Штабнова «Земля людей» (1969) и Н.М. Брюханова «Славянский марш» (1967). Художники в своих живописных работах активно используют декоративные приемы.
Сегодня, говоря о декоративности, многие отождествляют это понятие с красотой. С этим можно согласиться только в том случае, если отойти от сложившегося «узкого» понимания. Так, если для Р.Ф. Черепанова красота связана с чем-то прекрасным и красочным, то для Н.Я. Третьякова она сродни с категорией безобразного - это что-то кривобокое, кривоглазое, ассиметричное, ибо симметрия (спокойствие) для художника мертва в своем выражении.
В работах Р.Ф. Черепанова прослеживается ярко выраженная декоративная манера письма. Художник использует локальный чистый цвет на первом и дальнем планах (рис. 2). Декоративные тенденции также присутствуют в работах В.В. Кукуйцева начала 1960-х годов. Художники прибегают к повышенной звучности цвета, его форсированию по всему картинному полю, в связи с чем проявляется плоскостность передачи пространства. .
Рис. 1. Н.Я. Третьяков. Поморы. 1968 г.
Рис. 2. Р.Ф. Черепанов. Староладожский монастырь. 1970 г.
Н.Я Третьяков на всем протяжении своего творческого пути не оставлял идею постоянного поиска в искусстве. Для него каждое произведение требует новой закономерности. Л.П. Елфи-мов, исследуя его творчество, обращает внимание на то, что в городских пейзажах художника начала 60-х годов прослеживается влияние достижений мировой живописи; он использует в
своих работах приемы Ван Гога, П. Сезанна, А. Дерена, Ф. Леже, фовистов и экспрессионистов. С середины и до конца 1960-х годов он работает над «Северной серией», общая стилистика работ которых соотносится с «суровым стилем». Работы этой серии отличают монументальность звучания, гражданственность, экспрессивные рубленые ритмы, а в некоторых
ISSN2221-7711 Национальные приоритеты России. 2016. № 2 (20)
работах и лаконичный, сведенный до звучания графики цвет [2]. Данные черты ярко прослеживаются в работе «Поморы» (1968, рис. 1). Н.Я. Третьякову, как и Н.М. Брюханову, предстоял очень непростой путь в искусстве [4]. К этому времени еще сохранялось понятие «официального» искусства. Очевидно, данные художники выходили за его рамки. Их обвиняли в отходе от реалистического искусства, отсутствии патриотических тем, абстракционизме, подражании Западу, формотворчестве.
Поиски художников не сводились к нахождению новых пластических и колористических решений, они также были связаны с содержательной стороной работ. Так Н.Я. Третьяков в серии «Алтайские мотивы» (середина 1960-х) утверждал ценность народных традиций, его волновал мир непознанный, идущий к началу времен.
Обращение художника к теме древности в «Северной серии» и серии «Алтайские мотивы» позволяет причислить его к представителям нео-
архаики (феномен сибирского авангарда, утвердившийся в 2000-е годы). Образы данных серий наполнены символическим языком. Так, «Белые лошади» - символ чистоты, непредсказуемости, мгновенности творческого процесса [2].
Предельной выразительности и символичности образов художник во многом достигает за счет использования футуристических приемов, выраженных в сложных движениях формы, экспрессивной ритмикой орнаментальных связок.
Творчество художников-шестидесятников -это яркое явление в истории изобразительного искусства г. Омска и Сибири. Данное поколение художников «не выпало» из общей концепции развития искусства нашего региона, напротив, произошла преемственность поколений. Они привнесли в художественную жизнь города дух свободного поиска и перемен, повлияли на формирование последующей плеяды молодых художников.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
REFERENCES
1. Бабикова Т.В. Изобразительное искусство Омска ХХ века. Смена поколений: монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2012. 224 с.
2. Елфимов Л.П. Николай Третьяков. Живопись. Омск, 1994. 126 с.
3. Карпова К.В. «Суровый стиль»: художественные ориентиры направления // Вестник славянских культур. Серия «Искусствоведение». 2015. № 2 (36). С. 195-206.
4. Мороченко Н.П. Омские художники-шестидесятники. Омск, 1995. 109 с.
1. Babikova T.V. Izobrazitel'noe iskusstvo Omska XX veka. Smena pokolenij: monografiya. Omsk: Izd-vo OmGPU, 2012. 224 s.
2. Elfimov L.P. Nikolaj Tret'yakov. ZHivopis'. Omsk, 1994. 126 s.
3. Karpova K.V. «Surovyj stil'»: hudozhestven-nye orientiry napravleniya // Vestnik slavyanskih kul'tur. Seriya «Iskusstvovedenie». 2015. № 2 (36). S. 195-206.
4. Morochenko N.P. Omskie hudozhniki-shestidesyatniki. Omsk, 1995. 109 s.
Гапешко Вероника Владимировна - аспирант Омского государственного педагогического университета; gapeshkov@mail.ru
Научный руководитель - канд. искусствоведения, доцент Т.В. Бабикова, Омский государственный педагогический университет
Статья поступила в редакцию 3 июня 2016 г.