ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
УДК 378.662.9(470.23-25)«1809/2009»:001.89 ББК 72.4(2)713г
В. В. Фортунатов*
Становление научных школ в Петербургском государственном университете путей сообщения -старейшем транспортно-строительном вузе России
В статье характеризуются научные школы, сформировавшиеся в Петербургском государственном университете путей сообщения за более чем 200-летнюю историю его существования. Обращается внимание на то, что ученые вуза внесли серьезный вклад не только в развитие специальных научных дисциплин, таких как мостостроение, строительные материалы, проектирование и т. д., но и значительно обогатили фундаментальную науку.
The article characterizes scientific schools formed in the St. Petersburg State University of Communications for more than 200 year history of its existence. Attention is drawn to the fact that university scientists made a major contribution not only to the development of special scientific disciplines, such as bridge engineering, building materials, design, etc., but also greatly enriched fundamental science.
Ключевые слова: Россия, научная школа, Петербургский государственный университет путей сообщения, Корпус инженеров путей сообщения, специальные научные дисциплины.
Key words: Russia, Scientific School, St. Petersburg State University of Communications, the Corps of Engineers of Railway Transport, special disciplines.
Институт Корпуса инженеров путей сообщения (ныне ПГУПС) был основан 2 декабря 1809 г. ИКИПС возник в период очередных российских реформ, которые в правление Александра I (1801-1825) проводились М. М. Сперанским (1772-1839). Высшее руководство страны, наиболее дальновидные государственные деятели стремились избавить Россию от возможной революции наподобие тех, что произошли в Нидерландах, Англии, Северной Америке и Франции. Новые люди, подготовленные в открывавшихся учебных заведениях на основе лучшего мирового научного и педагогического опыта, должны были повести страну путем постепенной эволюции.
* Фортунатов Владимир Валентинович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории, Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения
Эпоха глобального перехода от феодализма к капитализму сопровождалась острыми противоречиями, наиболее масштабным из которых стали наполеоновские войны. ИКИПС возник в краткий мирный промежуток в острых взаимоотношениях между Россией и Францией. Благодаря стечению обстоятельств и настойчивым усилиям ряда известных российских деятелей первым ректором ИКИПС стал ученый-энциклопедист и признанный организатор высшей школы испанец Агустин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия и Молина де Бетанкур, получивший в России известность под именем Августин Августинович Бетанкур. Первыми преподавателями стали представители французской Политехнической школы и Школы мостов и дорог К. И. Потье, П. П. Базен, Г. Ламе, Б. Клайперон, которые работали бок о бок с крупнейшими российскими учеными, такими как М. В. Остроградский, Н. И. Фусс, Д. С. Чижов и др.
С самого момента основания Институт Корпуса инженеров путей сообщения выступал не только как центр подготовки инженерных кадров, способных создать в стране сеть путей сообщения, соответствующую её размерам и обеспечивающую решение важнейших экономических, социальных, военно-стратегических и геополитических задач. ИКИПС выступал как мощный форпост российской науки, где ученые призваны были решать важные прикладные и теоретические вопросы транспортной отрасли с приме -нением самого передового научного аппарата высшей математики и новейших достижений механики.
Научные школы в первом высшем транспортном учебном заведении России стали возникать с самых первых лет работы ИКИПС, что было связано с активной разработкой в институте различных направлений, связанных с созданием сети сухопутных и водяных путей сообщения: строительная механика, строительные материалы, дорожное и мостовое строительство, гидротехника, портострое-ние, железнодорожное строительство и др.
Под научной школой понимается устоявшаяся система научных исследований (в одной из отраслей наук), возглавляемых признанными в научном мире крупными лидерами, а также имеющая неординарные положительные результаты теоретических и практических работ, учеников-последователей и перспективы развития.
Особое место среди первых научных школ занимает мостостроительная, обеспечивающая проектирование, строительство и последующую эксплуатацию мостовых переходов на новой основе -с математическим обеспечением прочности. Мостостроительная школа дала России выдающихся инженеров-ученых: А. А. Бетанкура, Д. И. Журавского, Н. А. Белелюбского, Л. Д. Проскурякова, Г. П. Передерия и многих других.
Так, Николай Апполонович Белелюбский (1845-1922) окончил ИКИПС в 1867 г., а уже в 1873 г. - был профессором ИИПС. В 18681886 гг. на железнодорожной линии Петербург - Москва Н. А. Белелюбский заменил все деревянные мосты на металлические. Он разработал 56 типов мостовых сооружений. Одним из первых Н. А. Белелюбский стал широко применять железобетон в строительных работах. По его инициативе началось сооружение пролетных строений мостов из литого железа. Была разработана технология поточного изготовления мостов. На заводах изготавливались отдельные секции, элементы мостовых переходов, которые доставлялись по железной дороге к месту строительства и затем быстро монтировались. Таким способом было изготовлено более 100 мостов. Белелюбский представлял отечественное мостостроение на многих конференциях в Европе. С 1912 г. он являлся президентом Международного общества по испытанию строительных материалов, что являлось признанием достижений ученых ПИИПС в этой области [4, с. 230-231, 291].
Подавляющее большинство таких сооружений, как набережные с их пристанями-спусками, многочисленные мосты из дерева, металла, камня, большие, средние и малые, различных конструкций, с разводными пролетами и без них - все это плод труда питомцев и профессоров Путейского вуза.
Мостостроительная школа со временем превратилась в национальную российскую школу, представители которой и в начале XXI в. решали сложные исследовательские и практические задачи, связанные со строительством мостов новейших конструкций. Так, например, специалисты научно-исследовательских институтов «Ленгипротранс», «Гипростроймост - Санкт-Петербург» с участием других организаций, где трудятся в основном выпускники ПГУПС, в 2006-2007 гг. подготовили проект уникального вантового моста через бухту Золотой Рог во Владивостоке протяженностью 1400 м.
С 1820-х гг. берет свое начало одна из ранних школ с многочисленными научными направлениями - «Строительные материалы». Эта школа возникла благодаря работам А. Рокура, Б. Клайперона и их последователей М. С. Волкова и Н. И. Богданова. Эта научная школа включила в себя и научные достижения в области химии вяжущих.
Раннее бурное развитие получили математическая, физическая школы, школы начертательной геометрии, теоретической и прикладной механики, которые непрерывно обогащали своими достижениями научные школы в области прикладных наук (строительное искусство, строительная механика и т. д.).
У истоков многих научных школ стояли ученые с мировым именем, выпускники или преподаватели ведущего транспортного вуза -
строители железной дороги Санкт-Петербург - Москва П. П. Мельников и Н. О. Крафт, строитель первого постоянного моста через Неву (Благовещенского) С.В. Кербедз, создатель Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеев*, выдающийся механик С. П. Тимошенко, специалист в области водоснабжения В. Е. Тимонов, паровозостроитель А. П. Бородин и многие другие. В честь этих выдающихся ученых поставлены памятники, изготовлены медали, их имена присваивались институтам, станциям, городам, улицам, учебным лабораториям. Картинная галерея выдающихся ученых, расположенная в аудиториях, залах и коридорах современного Петербургского государственного университета путей сообще -ния, включает более 80 полотен.
Наука о проектировании железных дорог началась с анализа заграничного опыта, так как в Европе железнодорожный транспорт появился в 1825 г. В 1835 г. вышла в свет книга преподавателя ИИПС инженера-майора Павла Петровича Мельникова «О железных дорогах», где были изложены его теоретические исследования вопросов взаимодействия железнодорожного пути и подвижного со -става и др. Мельникову принадлежит заслуга создания номенклатуры технических и железнодорожных терминов и слов, которые и поныне сохраняются в научном и практическом обиходе. В железнодорожной отрасли России используется собственный сочный и точный русский «железнодорожный язык». Ещё в 1844 г. П. П. Мельников на основе экономических расчетов подготовил проект сети главных линий железных дорог России протяженностью 11 тыс. км. В 1866 г. новый план развития сети железных дорог, подготов -ленный уже министром путей сообщения генералом П. П. Мельниковым, был утвержден Александром II и в последующие 50 лет был почти целиком выполнен. Не будет преувеличением утверждать, что в каждой из 70 тыс. верст железных дорог, которыми располагала Россия к 1913 г., была частица труда ученых первого транспортного вуза страны.
П. П. Мельников был не только выдающимся ученым, но и замечательным русским патриотом. Он считал, что Россия не должна закупать за границей подвижной состав, как это делалось в первые десятилетия развития железных дорог в стране. Во многом благодаря ученым, сотрудникам и даже студентам ИИПС в России было налажено собственное производство локомотивов, вагонов, рельсов, шпал, железнодорожных креплений и многого другого. Император Николай I дважды посещал выставки дипломных работ студентов института.
* Именно в стенах ПИИПС Д. И. Менделеев завершил работы по созданию своего самого популярного в России изделия. Одна из лабораторий в ПГУПС носит имя великого русского ученого. См.: Фортунатов В. В. Российская история в лицах. - СПб.: Питер, 2009. - С. 351-352.
32
Инженер-технолог и инженер путей сообщения Александр Пар-фентьевич Бородин (1848-1898) уже в 28 лет был назначен управляющим Юго-Западными дорогами. Он разработал и внедрил более гибкую и оперативную систему управления, приблизившую руководство служб к производству, к линейным подразделениям, предоставив им значительную самостоятельность. Предпринятые меры позволили четко организовать воинские перевозки во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Ещё более известен стал построенный под руководством А. П. Бородина первый четырехцилиндровый паровоз тандем-компаунд, имевший двукратное расширение пара. Это произошло в 1885 г., на пять лет раньше появления подобного паровоза в США. А. П. Бородин предложил так называемые «паровые рубашки» в машинах паровозов. Парижское общество гражданских инженеров за это инженерное решение присудило автору золотую медаль [2, с. 38-39].
Научные школы в комплексе зданий, сегодня расположенных по адресу Санкт-Петербург, Московский проспект, дом 9, появлялись не случайно. В XIX - начале XX в. не употреблялись понятия «технополис», «бизнес-инкубатор» или «инновационный центр». Но именно в Петербургском институте инженеров путей сообщения создавались настоящие испытательные центры - первые в стране и в мире. Так, Механическая лаборатория на протяжении более ста лет являлась единственной всероссийской лабораторией строительных материалов и конструкций. В Институте были созданы и самые передовые для своего времени гидравлическая, гидротехническая, электротехническая лаборатории, использовавшиеся как в учебных, так и в научно-исследовательских целях.
В эпоху первой российской, тогда капиталистической, индустриализации огромный опыт, накопленный в ПИИПС за первые пятьдесят лет развития, оказался весьма востребованным. В последние десятилетия XIX - первые десятилетия XX в. в России появилась сеть железных дорог протяженностью более 70 тыс. км. Были осуществлены такие масштабные проекты, как строительство Транссибирской магистрали (1891-1901) и Великого Северного пути (19151917). Этот период характеризовался становлением и совершенствованием новых направлений транспортной науки, среди которых автоматика и телемеханика, транспортная связь и радиотехника, управление движением поездов, электроснабжение железных дорог, промышленный и городской рельсовый транспорт.
Во второй половине XX - начале XXI в. ЛИИЖТ «добрался» до космоса. Дело в том, что вся транспортная инфраструктура (специальные пути) космодрома Байконур была запроектирована и скон -струирована коллективом кафедры «Железнодорожный путь» во главе с профессорами С. В. Амелиным, М. П. Смирновым и
В. Ф. Яковлевым. В настоящее время межкафедральное объединение, связанное с обслуживанием транспортных нужд Байконура, возглавляет кафедра «Изыскания и проектирование железных дорог».
В советское время, с 30-х по 80-е гг. XX в. старейший транспортный вуз страны был известен как ЛИИЖТ - Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. Не все знают, что до 20-х гг. XX в. в Ленинградском институте инженеров путей сообщения имелись факультеты, на которых готовили специалистов не только по железнодорожным, но и по автомобильным, водным и воздушным путям сообщения. Так, ещё в 1909 г. в ИИПС появилось направление, связанное с воздушным сообщением. Первую программу и первый курс прочитал энтузиаст воздухоплавания профессор Н. А. Рынин. В институте работал первый в России воздухоплавательный кружок. В 1914 г. в ИИПС проходил III Всероссийский съезд воздухоплавателей, на котором присутствовали многие пионеры-воздухоплаватели и известные ученые, такие как И. И. Сикорский, С. А. Чапыгин, А. А. Саткевич, К. Э. Циолковский. В 1930-1932 гг. на базе ЛИИПС возникли Ленинградский институт инженеров воздушного флота, Ленинградский институт инженеров водного транспорта, Ленинградский автодорожный институт, Военно-транспортная академия. В эти вузы перешли ученые, профессора, преподаватели из ЛИИПС, благодаря которым в новых учебных заведениях были сразу налажены полноценный учебный процесс и профилированные научные исследования.
На протяжении двухсот лет возникло более 30 главных и крупнейших научных школ. Среди них следует выделить те, которые имеют общероссийское значение для всех отраслей народного хозяйства. Это научные школы в области водоснабжения, водоотведения, гидравлики, оснований и фундаментов, тоннелей и метрополитенов. В последние десятилетия всероссийское признание получили достижения ученых института в области неразрушающего контроля объектов транспорта, информатики и вычислительной техники, экономики транспорта.
Научные школы вуза - главная сокровищница знаний, предмет гордости преподавательских коллективов факультетов и кафедр. Не будет большим преувеличением утверждать, что на протяжении всей двухсотлетней истории института целый ряд его ученых, не являвшихся профессиональными историками по своему образованию, выступили в качестве авторов серьезных исторических трудов. В связи с 250-летием со дня рождения (февраль 1758 г.) первого ректора ИКИПС состоялась международная научно-теоретическая конференция [3], вышли новые работы, посвященные А. А. Бетанкуру [7]. Большая научная делегация из ПГУПС в феврале 2008 г. побывала в Мадриде, а также на Канарских островах, в городе Пуэрто-де-ла-Крус, в котором родился будущий великий механик. Солидная
монография появилась к 200-летию со дня рождения выпускника ИКИПС, первого министра путей сообщения России Павла Петровича Мельникова (1804-1880) [1]. К 200-летию университета вышла солидная и прекрасно иллюстрированная «История Петербургского государственного университета путей сообщения». Первый том представляет собой переиздание фундаментальной работы выпускника института А. М. Ларионова, вышедшей к 100-летию университета. Последующее столетие представлено двумя книгами, составившими второй том [5]. Целый ряд книг был выпущен некоторыми факультетами и даже кафедрами. Поэтому с полным основанием можно говорить о наличии в университете своей исторической научной школы с такими главными направлениями, как история транспорта и история первого транспортного вуза страны.
Список литературы
1. Воронин М. И., Воронина М. М., Киселёв И. П. и др. Мельников - инженер, ученый, государственный деятель. - СПб.: Гуманистика, 2003.
2. Выдающиеся выпускники и деятели Петербургского государственного университета путей сообщения. - СПб.: ПГУПС, 2009.
3. Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб.: ПГУПС, 2008. - Спец. вып.
4. История железнодорожного транспорта России. - Т. I: 1836-1917 гг. -СПб., 1994.
5. История Петербургского государственного университета путей сообщения: в 2 т. - 3 кн. - СПб.: ПГУПС, 2009.
6. Научные школы Петербургского государственного университета путей сообщения. 1809-2009 / под ред. В. В. Сапожникова. - СПб.: ПГУПС, 2009.
7. Павлов В. Е. Русский испанец. - СПб.: ПГУПС, 2007.
УДК 94(470.23-25)«18»:614.842 ББК 38.96г(2)5
М. П. Бородин*
Система оповещения о пожарах в столице Российской империи в XIX в.
В статье показано становление и развитие системы оповещения о пожарах в России в XIX в. Наибольшее внимание уделяется каланчовой службе и эволюции ее использования в указанный период.
The article shows the formation and development of warning systems for fires in Russia in the XIX century. Most attention is paid to watchtower service and the evolution of its use in the period.
* Бородин Михаил Павлович, старший преподаватель кафедры переподготовки и повышения квалификации, Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России
35