Научная статья на тему 'Становление музыкального образования Китая и России в контексте культурного диалога столицы и провинции (x - XIX В. )'

Становление музыкального образования Китая и России в контексте культурного диалога столицы и провинции (x - XIX В. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
86
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSIC EDUCATION / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / DIALOGUE OF CULTURES / КОНФУЦИАНСТВО / CONFUCIANISM / ХРИСТИАНСКАЯ РЕЛИГИЯ / CHRISTIAN RELIGION / ФУНКЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА / FUNCTIONS OF MUSICAL ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хо Да

В статье рассматриваются вопросы становления музыкального образования Китая и России в контексте культурного диалога столицы и провинции в период с X века до XIX века. Выделяются общие и специфические черты данного историко-педагогического процесса, обусловленные социальными и политическими факторами, культурной конвергенцией, идеологическими доктринами. Автор делает вывод о том, что предпосылками становления культурного диалога столицы и провинции Китая и России стали внешние факторы: социальные и политические условия, открытость к культурной конвергенции в силу географического положения, идеологическая доктрина конфуцианства в Китае и христианская религия в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF MUSIC EDUCATION OF CHINA AND RUSSIA IN THE CONTEXT OF CULTURAL DIALOGUE IN THE CAPITAL AND PROVINCES (10 - 19 CENTURIES)

The article examines the use of music education in China and Russia in the context of cultural dialogue in the capitals and the provinces of the countries for the period from the 10th century up to the 19th century. Some general and specific features of this historical-pedagogical process were caused by social and political factors, cultural convergence, ideological doctrines. The author comes to the conclusion that external factors were the prerequisites for the formation of a cultural dialogue between the capital and the provinces of China and Russia: social and political conditions, openness to cultural convergence due to the geographical setting, the ideological doctrine of Confucianism in China, and the Christian religion in Russia.

Текст научной работы на тему «Становление музыкального образования Китая и России в контексте культурного диалога столицы и провинции (x - XIX В. )»

References

1. Savkina I.F. Massovaya kul'tura: istoriografiya i problema vliyaniya na obschestvo. Kul'tura: upravlenie, 'ekonomika, pravo. 2005; 3: 35.

2. Lamond I. Massovaya kul'tura i sredstva massovoj informacii. Kul'tury - dialog narodov mira. 1983; 4: 43.

3. Polikarpov V.S. Lekciipo kul'turologii. Moskva, 1997.

4. Smol'skaya E.P. Massovaya kul'tura: razvlechenie ilipolitika? Moskva, 1986.

5. Flier A.Ya. Massovaya kul'tura i ee social'nye funkcii. Obschestvennye naukii sovremennost'. 1998; 6: 148.

Статья поступила в редакцию 16.06.17

УДК 378

Ho Da, postgraduate, Department of Methodology and Technology of Pedagogy of Music Education, Moscow Pedagogical State

University (Moscow, Russia), E-mail: olgarjakina@inbox.ru

THE FORMATION OF MUSIC EDUCATION OF CHINA AND RUSSIA IN THE CONTEXT OF CULTURAL DIALOGUE IN THE CAPITAL AND PROVINCES (10 - 19 CENTURIES). The article examines the use of music education in China and Russia in the context of cultural dialogue in the capitals and the provinces of the countries for the period from the 10th century up to the 19th century. Some general and specific features of this historical-pedagogical process were caused by social and political factors, cultural convergence, ideological doctrines. The author comes to the conclusion that external factors were the prerequisites for the formation of a cultural dialogue between the capital and the provinces of China and Russia: social and political conditions, openness to cultural convergence due to the geographical setting, the ideological doctrine of Confucianism in China, and the Christian religion in Russia.

Key words: music education, dialogue of cultures, Confucianism, Christian religion, functions of musical art.

Хо Да, аспирант каф. методологии и технологий педагогики музыкального образования, ФГБОУ ВО «Московский

педагогический государственный университет», г. Москва, E-mail: olgarjakina@inbox.ru

СТАНОВЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ И РОССИИ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА СТОЛИЦЫ И ПРОВИНЦИИ (X - XIX В.)

В статье рассматриваются вопросы становления музыкального образования Китая и России в контексте культурного диалога столицы и провинции в период с X века до XIX века. Выделяются общие и специфические черты данного историко-педагогического процесса, обусловленные социальными и политическими факторами, культурной конвергенцией, идеологическими доктринами. Автор делает вывод о том, что предпосылками становления культурного диалога столицы и провинции Китая и России стали внешние факторы: социальные и политические условия, открытость к культурной конвергенции в силу географического положения, идеологическая доктрина конфуцианства в Китае и христианская религия в России.

Ключевые слова: музыкальное образование, диалог культур, конфуцианство, христианская религия, функции музыкального искусства.

В современных научных исследованиях возрастает значение разностороннего углубленного анализа, изучения процессов генезиса и творческого потенциала международного диалога в контексте научной парадигмы диалога культур на основе подходов, учитывающих активную трансформацию социальных, политических, национальных культурных и др. реалий не только в сфере гуманитарного, но и образовательного знания. Как диалог предусматривает взаимодействие равноправных субъектов, так и диалог культур, цивилизаций основан на общих культурных ценностях.

Основополагающими в области методологии диалога культур являются работы М. Бахтина. Диалог, по М. Бахтину, - это не только взаимопонимание, но и сохранение своего мнения, это развитие и взаимодействие, показатель общей культуры социума. «Мы ставим чужой культуре новые вопросы, каких она сама себе не ставила, мы ищем у ней ответа на эти наши вопросы; и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами новые свои стороны, новые смысловые глубины» [1]. Методология гуманитарного знания М. Бахтина легла в основу "школы диалога культур" В. Библера, где проблема диалога продолжала развиваться, при этом диалогичность рассматривалась в контексте взаимодействия противоположностей.

Историко-педагогический анализ становления и развития китайской и российской систем музыкального образования должен учитывать сложный и неравномерный характер процесса взаимодействия, диалога культур, который активизируется при усвоении близких художественных ценностей, в нашем случае -музыкального образования. При этом необходимо обладать кросскультурной компетенцией (грамотностью), включающей толерантность, равно позитивное отношение к своей культуре и культуре других народов в контексте понимания и принятия культурных ценностей, традиций.

Специфика становления и развития музыкального образования в России и Китае определена историческими условиями развития обеих цивилизаций. История китайской цивилизации насчитывает по разным источникам около пяти тысяч лет. Как единое национальное образование Китай существует приблизи-

тельно с 8 века до н. э. Он имеет высокоразвитую музыкальную традицию, существуют исследования, согласно которым первая музыкальная школа, в которой обучали пению и танцам, была открыта в Китае еще в первом тысячелетии до н. э. [2] История России (Руси) начинается с конца первого тысячелетия нашей эры (862 год - год образования Древнерусского государства).

Развитие системы музыкального образования в обеих цивилизациях имело разную динамику и разную периодизацию. Так, например, говоря о Китае, важно подчеркнуть, что этот процесс был обусловлен социальными и политическими условиями, которые в свою очередь во многом зависели от того «курса», который на данный конкретный момент определяла правящая династия. В России ситуация складывалась несколько иначе. Находясь в иной географической зоне, будучи значительно более открытой к культурной конвергенции в силу ряда объективных исторических обстоятельств, все сферы российского социума развивались в зависимости от множества внешних факторов; да и сама динамика зависела не столько от того, какая именно династия в данный конкретный момент осуществляла руководство, сколько от того, насколько тот или иной представитель династии понимал ключевые актуальные социальные потребности поданных, корректируя на основе этих факторов внешнеполитический и внутриполитический курсы.

Необходимо отметить, что в России, в отличие от Китая, никогда не было столь мощной идеологической доктрины, каковой являлось конфуцианство. Христианская религия, как справедливо отмечает в своем диссертационном исследовании С.И. Дорошенко [3], сыграла важнейшую роль в формировании концепции системы музыкального образования в России, однако христианство вряд ли можно рассматривать как довлеющую над всеми сторонами жизни социума идейную систему, какой было конфуцианство.

Музыкальное искусство в конфуцианской доктрине играло особую роль. «В философской мысли Конфуция музыка - это средство установления гармонии между Землей и Небом, ибо звуками пронизан весь мир. Иначе музыка - это средство гармоничного управления обществом и государством. Однако музыка

может способствовать совершенствованию государственного управления только в том случае, если она прекрасна. А прекрасной может быть только в том случае, если она совершенна по форме и по содержанию. Придавая огромное значение воспитательной роли музыки, Конфуций говорил: «Ум образовывается чтением од, характер воспитывается правилами поведения, окончательное же образование дает музыка» [2]. Именно поэтому музыкальное искусство в Китае всегда имело совершенно отличные от большинства цивилизаций функции - функции воспитательные, организующие волю, ум и поведение человека, а, следовательно, организующие благополучие государства и благополучие космоса.

В истории российской цивилизации функции музыкального искусства были несколько иными. Так можно выделить две ключевые функции: религиозно-мистическая и развлекательно-бытовая (X - XVIII вв.), развлекательная и воспитательная (XVIII - XX вв.). Говоря о России, необходимо выделить музыкальную традицию русской православной церкви, которая представляла (и представляет) мощный социальный институт, имеющий богатые традиции, в том числе, и музыкальные. Воспитательной функцией обладает хоровая музыка, исполняемая во время православных богослужений и направленная на формирование особого состояния у верующих, которое можно охарактеризовать как смиренно-покаянное. Между тем, русская музыкальная традиция до XVIII столетия, до времени начала интенсивной интеграции элементов европейской музыкальной культуры, была представлена и обширным конгломератом направлений в музыке народной, существовавшей задолго до появления на Руси христианства, следовательно, музыкальную традицию последнего следует рассматривать как некую отдельную область музыкальной культуры.

По-разному развивалось музыкальное образование в контексте диалога провинции и столицы в Китае и России. На протяжении истории Китайской цивилизации (кроме XX века) ментальная дистанция между социумами провинции и города была значительно меньше, чем в России. Китай сотрясали мощные революции, в которых важную роль играл фактор «разрыва» между материальным положением жителей крупных городов и жителей провинций, однако после каждого такого социального потрясения взаимодействие города и провинции восстанавливалось в прежних рамках, а именно, в рамках единой государственной системы управления, единого закона и этико-моральных норм. В России на разных этапах ее развития взаимодействие между крупными городами и провинцией осуществлялось по-разному. Более того, городская культура в ряде случаев отличалась даже в зависимости от региона. Так, например, в период «раздробленности» культура городов-республик Пскова и Великого Новгорода отличалась от культуры Владимира и Киева.

Кроме того, начиная с XVIII века в России в силу ряда объективных исторических обстоятельств стал увеличиваться ментальный и материальный «разрыв» между городской культурой, оказавшийся более благоприятной почвой для конвергенции и ассимиляции западных инноваций, и культурой провинциальной. С одной стороны, это провоцировало различные социальные конфликты, с другой стороны - к концу XIX века мощь русской культуры, в том числе и музыкальной, стала настолько значимой, что определяла тенденции в некоторых сферах культуры Европы, США и Китая.

Рассмотрим подробнее исторические предпосылки становления и развития культурного диалога столицы и провинции в истории музыкального образования Китая. X - XIII вв. - это время правления династии Сун. Музыкальное искусство в этот период развивается на волне прогрессивных реформ, проведенных предшествующей династией Тан, в ходе правления которой было создано пять крупных учебных заведений, обучающих профессиональному музицированию и танцам. Кроме того, во времена правлении династии Тан (VII - X вв.) существенный импульс к развитию получила инструментальная музыка, был значительно расширен инструментарий (главным образом, ударные инструменты), развивалось оркестровое музицирование. Период династии Сун (X - XIII вв.) характеризуется возрождением и трансформацией конфуцианской теории музыки, выдвигающей на первый план непосредственное этическое действие музыки, музыкальной философии и теории при этом уделялось второстепенное значение. С XIII в. до Новейшего времени китайская музыка в целом остается традиционной, можно отметить лишь некоторые элементы демократизации. В период XVIII - XIX вв. китайская музыкальная культура испытывает влияние европей-

ской традиции, которое особенно усилилось на рубеже XIX-XX вв. Хотя анализ исторических документов показывает, что динамика в музыкальном образовании была, но была не столь яркой, как в период правления династии Сун.

Некоторая статичность не только музыкального искусства, но и музыкального образования в Китае характерна для XIII -XIV вв. (период Монгольской империи), однако уже в XIV - XVII вв., во времена правления династии Мин, происходит существенный рост профессиональных учебных заведений, обучающих театральному и музыкальному мастерству. Минская династия стремилась к максимальному господству государства во всех сферах жизни китайского народа. Возможно, именно тогда идейное господство конфуцианства достигает своего апогея. Тем не менее, в этот период сложно говорить о значимых инновациях -Китай существует как достаточно закрытое общество, в котором развиваются исключительно национальные традиции.

Время правления династии Цин (XVI - XX вв.) стало периодом, предвосхищающим фундаментальные преобразования, наступившие в XX веке. В это время Китай начинает открываться в торгово-экономическом и культурном отношениях окружающему миру, что способствует ускоренному развитию всех сфер культуры. В Китае возникает ряд новых жанров в искусстве, самым известным из которых является Пекинская опера и ее разновидности. Возникновение нового жанра еще более способствует открытию в крупных центрах империи новых музыкальных учебных заведений, среди которых выделяются специально готовящие исполнителей для пекинской оперы, значительно усложняется техника музицирования, развивается педагогика. В провинциях обучение музыкальному искусству носит в подавляющем большинстве случаев любительский характер. Однако именно в этот период, несмотря на то, что первые музыкальные школы были открыты в Китае еще столетия назад, начинает все более ощущаться разрыв в профессионализме столичных и провинциальных исполнителей.

Становление музыкального образования в России имеет иную периодизацию, которая обусловлена историческими процессами, шедшими внутри государства.

IX - XI века - это период формирования Древней Руси, и, как отмечают исследователи, музыкальное искусство в это время не имеет профессионального характера, господствует ритуальная и развлекательно-бытовая песенно-хоровая музыка.

XII - XIII века - это период раздробленности Российского государства. Но он характеризуется не упадком культуры, что следовало бы ожидать, а ее расцветом. Конкуренция между княжествами дает толчок к росту городов, постройке новых храмов и церквей, их богатому убранству. Во второй половине XII века возвышается Владимиро-Суздальское княжество, во главе которого стоит Андрей Боголюбский. Он строит Успенский собор, который по высоте равен Киевскому Софийскому собору, и перевозит туда византийскую икону Владимирской Богоматери, которая становится святыней Владимирской, а затем и Московской Руси. Князь Андрей как образованный человек поддерживал все начинания, связанные с созданием музыкальных и литературных произведений, посвященных Богородице. Одно из первых упоминаний о хоре находим в Лаврентьевской летописи при описании торжественных похорон князя Андрея. С Владимиром спорит Ростов Великий, где канонизируется епископ Леонтий, в чью честь созданы песнопения, записанные крюковой нотацией и относящиеся к древнейшим произведениям русской профессиональной музыки.

XIII - XV вв. - период татаро-монгольского ига. В это время усиливаются позиции православной церкви, образование сосредотачивается в монастырях. Особо следует отметить музыкальную культуру Великого Новгорода, географическое положение которого сделало его недоступным для врага. Основная часть древнейших рукописных музыкальных и литературных памятников принадлежат именно Новгороду. Так, Остромирово евангелие содержит древние музыкальные знаки экфонетической нотации, а Кондакарь - первая музыкальная певческая рукопись, где собраны песнопения годового цикла, записанные кондакарной и знаменной нотациями. В Новгороде славилось скоморошество, при этом скоморохи жили в деревнях (Скоморохово, Скомороши-ха), известны новгородские былины, в которых много внимания уделено бытовым чертам.

Новгородцы любили инструментальную музыку, гусляры играли на боярских пирах, княжеских торжественных церемониях, на крестьянских братчинах, свадьбах и тризнах. (При археологических раскопках в Новгороде были найдены музыкальные

инструменты начиная от XI века, среди них гусли 4, 5, 6, 9-ти струнные, щипковые инструменты, гудки, флейты, варганы.)

XV - XVIII вв. - это период, когда страна освободилась от татаро-монгольского ига. В это время продолжается господство церковной культуры, старавшейся оградиться от всего западного. Хотя опять необходимо отметь роль Новгорода, где с XVI века ставились средневековые мистерии, театрализованные представления на библейские темы. Эта традиция берет начало из византийских и западноевропейских мистерий. [4] В Москве и Новгороде складываются Московская и Новгородская певческие школы.

XVIII вв. - начиная со времени правления Петра Великого, русская культура оказывается все более вовлеченной в процесс интеграции с культурой европейской. С этого момента возникает разрыв между городской и провинциальной культурами. Провинциальная культура в меньшей степени интегрируется в общеевропейскую, в то время как в городской культуре с помощью, главным образом, иностранных специалистов формируются первые профессиональные (в современном смысле этого слова) учебные заведения.

XIX в. - становление системы профессионального музыкального образования в России в городской культуре. Именно в XIX столетии в России культурный диалог между столицей и провинцией вышел на другой уровень, который был обусловлен все более обретавшими популярность в то время в среде городской образованной молодежи идеями демократии. В истории этот про-

Библиографический список

цесс называется народничеством: распространяются «хождения в народ», то есть попытки творческой интеллигенции осуществлять в русской провинции просвещение, пропагандировать новые идеологические программы (в том числе и революционные). Это и попытки творческой интеллигенции обрести «в народе» некое знание национальной самоидентичности, попытки открыть некую национальную мудрость, распространение получила идея «долга перед народом».

Соответственно, музыкальное образование в России в XIX веке формируется в достаточно парадоксальной ситуации двух, на первый взгляд, совершенно разных по своему содержанию тенденций. С одной стороны, происходит интенсивное заимствование западноевропейского опыта - организация консерваторий и учебных программ по западному типу, приглашение европейских специалистов; с другой стороны, на фоне усиливающегося народничества в музыкальное образование проникают идеи поиска собственного аутентичного пути. На основе синтеза этих идейных направлений и сформировалась российская система музыкального образования, которая к началу XX века стала одной из наиболее эффективных в мире.

Таким образом, предпосылками становления культурного диалога столицы и провинции Китая и России стали внешние факторы: социальные и политические условия, открытость к культурной конвергенции в силу географического положения, идеологическая доктрина конфуцианства в Китае и христианская религия в России.

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Москва, 1986.

2. У Ген Ир Традиционная музыка Дальнего Востока - Китай, Корея, Япония. Автореферат диссертации ... доктора искусствоведения. Санкт-Петербург, 2011.

3. Дорошенко С.И. Диалог культур столицы и провинции в отечественном музыкальном образовании XIX- ХХ вв. Диссертация ... доктора педагогических наук. Владимир, 2012.

4. Келдыш Ю.В. История русской музыки. Древняя Русь XI-XVII века. Москва, 1983; Т. 1.

References

1. Bahtin M.M. 'Estetika slovesnogo tvorchestva. Moskva, 1986.

2. U Gen Ir Tradicionnaya muzyka Dal'nego Vostoka - Kitaj, Koreya, Yaponiya. Avtoreferat dissertacii ... doktora iskusstvovedeniya. Sankt-Peterburg, 2011.

3. Doroshenko S.I. Dialog kul'tur stolicy i provincii v otechestvennom muzykal'nom obrazovanii XIX - ХХ vv. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Vladimir, 2012.

4. Keldysh Yu.V. Istoriya russkojmuzyki. Drevnyaya Rus'XI-XVII veka. Moskva, 1983; T. 1.

Статья поступила в редакцию 06.07.17

УДК 37.08

Shafranova O.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dean of Department of Additional Education, Amur State

University (Blagovescshensk, Russia), E-mail: olga_shafranova@mail.ru

UPBRINGING IN PROFESSIONAL WORK OF UNIVERSITY TEACHERS: AXIOLOGICAL ASPECTS. Professional activities of a modern university teacher are considered from the standpoint of the realization of the culture-creative functions of higher education. The work proves the legitimacy and the need for understanding and acceptance of the professional community polyphonic and humanitarian nature of the teaching profession in higher education. It is understood as a condition of the development of the culture-creative subsystem within the system of the teacher's professional life activity. This subsystem contains the main features of upbringing as a process and the type of teacher activities. Understanding the value of upbringing in the professional life of a modern teacher in the national higher education school is performed from the standpoint of axiology. It is based on the value orientations and priorities of the professional activity of the teacher and the culture of the modern civilization.

Key words: teacher of higher education, upbringing, pedagogical axiology.

О.Е. Шафранова, канд. пед. наук, доц., декан факультета дополнительного образования Амурского государственного

университета, г. Благовещенск, E-mail: olga_shafranova@mail.ru

ВОСПИТАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ УНИВЕРСИТЕТА: АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Профессиональная деятельность современного университетского преподавателя рассматривается с позиций реализации культуросозидающей функции высшего образования. В статье доказывается правомерность и необходимость понимания и принятия профессиональным сообществом полифоничной и гуманитарной сущности профессии преподавателя высшей школы. Это, в свою очередь, станет условием развития культурообразующей подсистемы в пределах системы его профессиональной жизнедеятельности. Эта подсистема содержит в себе основные признаки воспитания как процесса и вида педагогической деятельности. Осмысление места воспитания в профессиональной жизнедеятельности преподавателя современной отечественной высшей школы осуществляется с позиций аксиологии. Это позволяет зафиксировать ценностные ориентиры и приоритеты, как профессиональной деятельности преподавателя, так и культуры современной цивилизации.

Ключевые слова: преподаватель высшей школы, воспитание, педагогическая аксиология.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.