Научная статья на тему 'Массовая культура и её альтернативы в оценках современного студенчества'

Массовая культура и её альтернативы в оценках современного студенчества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
457
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / MASS CULTURE / КУЛЬТУРА / CULTURE / ATTITUDE / ЦЕННОСТИ / VALUES / АЛЬТЕРНАТИВЫ / ALTERNATIVES / ВАРИАНТЫ / OPTIONS / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / МИРОВОСПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Хиясова С. Г.

В данной статье рассматривается актуальная проблема массовой культуры. Обосновывается идея о том, что данная культура несет в себе скорее негативную нагрузку, нежели позитивную. Выявляя альтернативные модели рассматриваемой культуры, автор ставит своей целью выявить, на какие ценности они опираются. В работе использовались общенаучные методы: анализа и синтеза, сравнения, обобщения. В ходе эксперимента была подтверждена заявленная ранее гипотеза о том, что различные способы отражения массовой культуры в жизни человека, как и в целом отношение к ней могут быть определены мировоззренческой позицией личности. Результаты работы могут быть использованы в образовательном процессе, и могут оказаться полезными для специалистов в области философии и культурологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POPULAR CULTURE AND ITS ALTERNATIVES IN MODERN MANIFESTATIONS OF STUDENTS

The article considers the actual problem of mass culture. The research highlights the idea that this culture carries rather negative burden than the positive one. Identifying the alternative model of culture, the author aims to identify what values they are based on. The author uses general scientific methods: analysis and synthesis, comparison, generalization. The experiment confirms an earlier stated hypothesis that different ways of expressing mass culture in human life can be determined by the ideological position of the individual. The results of the research can be used in the educational process, and be of interest to specialists in the field of philosophy and cultural studies.

Текст научной работы на тему «Массовая культура и её альтернативы в оценках современного студенчества»

14. Mal'ceva E.V. Diagnostika razvitiya lichnosti uchaschegosya. Prikladnaya psihologiya ipsihoanaliz. 2004; 3: 65 - 75

15. Guba V.P., Dorohov R.N. Biologicheskie i biomehanicheskie predposylki sportivnoj orientacii detej v vidy sporta. Smolensk, 1983.

16. Volkov L.V. Teoriya imetodika detskogo iyunosheskogo sporta. Kiev: Olimp. lit., 2002.

Статья поступила в редакцию 16.06.17

УДК 378

Hiyasova S.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: [email protected]

POPULAR CULTURE AND ITS ALTERNATIVES IN MODERN MANIFESTATIONS OF STUDENTS. The article considers the actual problem of mass culture. The research highlights the idea that this culture carries rather negative burden than the positive one. Identifying the alternative model of culture, the author aims to identify what values they are based on. The author uses general scientific methods: analysis and synthesis, comparison, generalization. The experiment confirms an earlier stated hypothesis that different ways of expressing mass culture in human life can be determined by the ideological position of the individual. The results of the research can be used in the educational process, and be of interest to specialists in the field of philosophy and cultural studies.

Key words: mass culture, culture, attitude, values, alternatives, options, students.

С.Г. Хиясова, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,

Е-mail: [email protected]

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ЕЁ АЛЬТЕРНАТИВЫ В ОЦЕНКАХ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА

В данной статье рассматривается актуальная проблема массовой культуры. Обосновывается идея о том, что данная культура несет в себе скорее негативную нагрузку, нежели позитивную. Выявляя альтернативные модели рассматриваемой культуры, автор ставит своей целью выявить, на какие ценности они опираются. В работе использовались общенаучные методы: анализа и синтеза, сравнения, обобщения. В ходе эксперимента была подтверждена заявленная ранее гипотеза о том, что различные способы отражения массовой культуры в жизни человека, как и в целом отношение к ней могут быть определены мировоззренческой позицией личности. Результаты работы могут быть использованы в образовательном процессе, и могут оказаться полезными для специалистов в области философии и культурологии.

Ключевые слова: массовая культура, культура, мировосприятие, ценности, альтернативы, варианты, студенты.

Различные аспекты массовой культуры являются во многом исследованными. Особенно широко в литературе проанализирован вопрос массовизации общества (Ортега-и-Гассет, Белл, Маклюэн, Макдональд и др.). Различные аспекты данного вопроса были в поле зрения социологов, философов, культурологов, публицистов (Леонтьевой, Бердяева, Смольской, Ерасова и др.). До сих пор не утихает спор о правомерности существования концепта «массовая культура» и его содержания (Карцева, Зорская и др.). Не затрагивая вопросы определения массовой культуры, обозначим наиболее распространенные характеристики, даваемые ей. В ряде исследований была высказана критическая точка зрения по отношению к массовой культуре (Макдональд, Маркузе, Лебон, Тард). Причем критических оценок, даваемых исследователями, массовой культуре гораздо больше, нежели позитивных. Одна из них выражается в том, что за её внешней кажущейся простотой кроется определённая опасность. Эта культура манипулирует общественным сознанием, навязывая определенные установки, стереотипы поведения и т. д. Опасность этого явления указанные исследователи видят в том, что среднестатистический человек отказывается думать. Но при этом отмечают, что всегда будут люди, которые не поддадутся манипулированию массовой культурой, не поддаются стадному чувству [1, c. 15].

Массовая культура, опирается на узнаваемость и доступность, предоставляет продукцию, которая легко воспринимается, позволяет окунуться в мир грез и иллюзий, создает впечатление обращения к конкретному индивиду (компенсаторная функция). При этом теоретики массовой культуры отмечают, что под её влиянием зачастую изменяется система ценностей: стремление к занимательности и развлекательности становится доминирующим [2].

В силу того, что массовая культура псевдореалистична, она основывается на создании иллюзий, вымыслов, мифов в большей степени призывая не к познанию жизни, а к бегству от неё. Это тип культуры, рассчитанный на формирование некритического потребительского сознания, пропагандирующий эскейпизм (от англ. «escape» - бежать, спастись). Этим термином часто обозначают стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий и фантазий в ситуациях кризиса, бессилия, отчуждения. По мнению психологов, эскейпизм - это компенсация реальности миром обманчивых и утешительных иллюзий.

Давая критическую оценку массовой культуре Макдональд, отмечал, что она «массовая культура» оказывает огромное влияние на всю культуру в целом, в частности, она стремится придать всем элементам культурной системы определенность, схожесть, однородность [3, с. 30].

Некоторые исследователи выражают обеспокоенность тем, что постсоветское пространство России охватили процессы «толпообразования», когда наблюдаются целенаправленные действия по превращению народа в толпу, которые осуществляются через изменение типа школы, ослабление традиций, воздействие рекламы, телевидения, массовой культуры и т. п. И тут не до традиционной идеи русской соборности. Современный социологизм глубоко противоположен всякой соборности в религиозном смысле этого слова. «Массовая культура - это суррогат культуры», отмечает Е.П. Смольская [4, с. 39]. Следует отметить, что не все исследователи были столь пессимистичны в отношении засилья в обществе массовой культуры. Так, канадский социолог М. Маклюэн доказал, что массовая культура - естественное и органическое следствие развития средств массовой коммуникации. Массовая культура - пишет он, это высшая форма прогресса, связанного со средствами массовой коммуникации, и делает ненужными такие «устаревшие «формы культуры, как книгопечатание. И Маклюэн и Белл отмечают, что средства массовой коммуникации порождают в свою очередь новый тип культуры. «Печатная техника создала публику, электронная - массу».

К позитивным сторонам массовой культуры относят и то, что развитие средств массовой коммуникации во многом демократи-зовало сферу культуры, открыло к ней доступ широкой массовой аудитории. Вследствие простоты восприятия, легкого усвоения популярность её не ослабевает, а только увеличивается. Одна из важных её функций заключается в том, что она играет роль, возможно, самого главного средства социализации. «Ни семья, ни школа, ни даже государство не может с ней соперничать в плане её социализирующего влияния [5, с. 140]. И наконец, есть широко распространенное мнение, что массовая культура обладает некими релаксирующими функциями, когда уставший после работы человек может просто отдохнуть, например, перед телевизором, просматривая какое-то реалити-шоу.

Вместе с тем, исходя из анализа различных исследований массовой культуры, можно заключить, что отрицательных оценок влияния этой культуры на личность гораздо больше положитель-

Таблица 1

Варианты ответов Студенты ДГПУ Студенты ДГИ

посещение музеев, выставок (изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства и др.) 20 21

занятие традиционными видами декоративно-прикладного искусства Дагестана (ковроткачество, рукоделие, резьба по камню, дереву, ювелирное искусство и т.п.) 24 23

дополнительные формы поклонения (дополнительный намаз, просьбы-обращения к Богу) 15 24

чтение Корана 7 24

чтение и заучивание трудов авторитетных религиозных мыслителей, деятелей 5 20

просмотр познавательных фильмов на религиозную тематику 20 23

посещение спортивных секций (гимнастика, борьба ...) 18 17

просмотр различных телевизионных шоу, в том числе формата реалити (типа «Дом 2», «Битва экстрасенсов».) 19 2

просмотр модных актуальных сериалов 22 3

ных. При этом, как правило, не предлагаются определенные модели-альтернативы массовой культуре. В данном исследовании в первую очередь нас интересуют вопросы, связанные именно с возможностями замены предпочтений в области заявленной культуры другими формами и вариантами. Считаем, что отношение к массовой культуре с различными вариантами ее отражения в жизни человека во многом может быть обусловлено мировоззренческой позицией личности. Данная позиция существенно определяет степень предпочтений человека к тем или иным ценностям, влияет на выбор тех или иных форм досуга. В ходе эксперимента была поставлена цель - проследить степень предпочтений людей к тем или иным формам культуры, имеющих разную мировоззренческую позицию.

В ходе научного эксперимента нам интересно было узнать, какие альтернативы могут быть предпочтены различным элементам массовой культуры и есть ли они вообще. Нашим исследованием была охвачена студенческая аудитория, направление обучения, которых уже предполагает разное мировосприятие и разные взгляды на жизнь (светское и теологическое). Были составлены два варианта анкеты предварительного культурологического исследования - для студентов светского учебного заведения (ДГПУ) и студентов светского учебного заведения с теологическим уклоном (ДГИ). В заглавии обоих вариантов значилась общая тема исследования: «Массовая культура: за и против». Предварительно было разъяснено, что обычно понимают под массовой культурой в широком и узком смысле. Опросный лист содержал следующее задание:

«Отметьте, пожалуйста, знаком «+», какие из предложенных вариантов ответов являются для вас наиболее приемлемыми в вопросах удовлетворения досуга, проведения свободного времени?». Общее количество, охваченных опросом студентов, было одинаковым (25 человек), равным был и набор вариантов ответов в обоих опросных листах.

Особенностью проводимого исследования было то, что организаторы анкетирования сознательно не ограничивали опрашиваемых в количестве выделяемых ценностей: участник опроса мог обозначить знаком «+» разное количество вариантов, выбрав произвольно те, которые наиболее приемлемы для него. При анализе ответов упор делался на то, был ли тот или иной вариант ответа отмечен большей частью определенной группы участников опроса или ее меньшей частью.

Итак, среди заданных вариантов, в обеих группах практически совпали варианты, связанные с занятиями традиционным декоративно-прикладным искусством, что во многом говорит об общности интересов студентов, опрашиваемых групп в области традиционной народной культуры. Определенная общность интересов проявилась также в выборе варианта, связанного с

Библиографический список

посещением музеев, выставок (около 90% в обоих случаях), а также посещением спортивных секций(80% в обоих случаях). Полярность же позиций, как следствие разного мировосприятия действительности, подтвердилась при выборе разных вариантов ответов на вопросы, связанные с просмотром модных сериалов, популярных ток-шоу, т. е. формами, несущими на себе больше развлекательную нагрузку. Как видно из таблицы почти 90 % студентов вуза светской направленности остановились на выборе данных вариантов. Совпадение интересов студентов обоих вузов при выборе варианта ответа, связанного с просмотром фильмов на религиозную тематику (80%и 99%соответственно), скорее связано с наличием элементов занимательности, что характерно для художественных фильмов. Безусловно, нельзя утверждать, что в светских учебных заведениях у студентов не могут присутствовать элементы религиозного мировосприятия, и что они совсем оторваны от религии. Здесь элементы религиозного сознания личности не оторваны от массовой культуры вообще. Около 40% опрошенных студентов ДГПУ выбрали дополнительные формы поклонения как один из вариантов ответа. Иную картину мы наблюдаем у студентов-теологов. Здесь мы видим единичные проценты в ответах на вопросы, связанные с приобщением к массовой культуре. Таким образом, мы наблюдаем, что в данном случае мировосприятие студентов несовместимо с тем, чтобы «отвлекаться» на развлечения, предлагаемые современной телевизионной индустрией. В ходе постэкспериментальных бесед с данной аудиторией студентов мы выявили, что они оценивают этот процесс именно как бездумную трату драгоценного времени. Более того, они усматривают в этом греховный контекст и считают, что многочисленные современные шоу, сериалы, телевизионные игры наносят непоправимый урон духовному составляющему личности. Религия, как известно, всегда выступает против того, что наносит вред, ущерб личности, будь то физический или духовный.

В результате проведенного эксперимента подтвердилась заявленная нами гипотеза о том, что отношение к массовой культуре и различные способы ее отражения в жизни во многом могут быть определены мировоззренческой позицией личности. При этом каждый отдельный человек, имея определенную мировоззренческую установку, избирательно относится к выбору тех ценностей, которые являются для него приоритетными и которые не идут в разрез с его внутренней позицией и взглядами на жизнь. Критика массовой культуры, многочисленные отражения в исследованиях ее пагубного воздействия, особенно на формирование растущей личности не являются сегодня чем-то новым. В этом аспекте, считаем важным наряду с критикой, вносить планомерные предложения по реализации в жизни человека тех или иных альтернатив массовой культуре.

1. Савкина И.Ф. Массовая культура: историография и проблема влияния на общество. Культура: управление, экономика, право. 2005; 3: 35.

2. Ламонд И. Массовая культура и средства массовой информации. Культуры - диалог народов мира. 1983; 4: 43.

3. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. Москва, 1997.

4. Смольская Е.П. Массовая культура: развлечение или политика? Москва, 1986.

5. Флиер А.Я. Массовая культура и её социальные функции. Общественные науки и современность. 1998; 6: 148.

References

1. Savkina I.F. Massovaya kul'tura: istoriografiya i problema vliyaniya na obschestvo. Kul'tura: upravlenie, 'ekonomika, pravo. 2005; 3: 35.

2. Lamond I. Massovaya kul'tura i sredstva massovoj informacii. Kul'tury - dialog narodov mira. 1983; 4: 43.

3. Polikarpov V.S. Lekciipo kul'turologii. Moskva, 1997.

4. Smol'skaya E.P. Massovaya kul'tura: razvlechenie ilipolitika? Moskva, 1986.

5. Flier A.Ya. Massovaya kul'tura i ee social'nye funkcii. Obschestvennye naukii sovremennost'. 1998; 6: 148.

Статья поступила в редакцию 16.06.17

УДК 378

Ho Da, postgraduate, Department of Methodology and Technology of Pedagogy of Music Education, Moscow Pedagogical State

University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

THE FORMATION OF MUSIC EDUCATION OF CHINA AND RUSSIA IN THE CONTEXT OF CULTURAL DIALOGUE IN THE CAPITAL AND PROVINCES (10 - 19 CENTURIES). The article examines the use of music education in China and Russia in the context of cultural dialogue in the capitals and the provinces of the countries for the period from the 10th century up to the 19th century. Some general and specific features of this historical-pedagogical process were caused by social and political factors, cultural convergence, ideological doctrines. The author comes to the conclusion that external factors were the prerequisites for the formation of a cultural dialogue between the capital and the provinces of China and Russia: social and political conditions, openness to cultural convergence due to the geographical setting, the ideological doctrine of Confucianism in China, and the Christian religion in Russia.

Key words: music education, dialogue of cultures, Confucianism, Christian religion, functions of musical art.

Хо Да, аспирант каф. методологии и технологий педагогики музыкального образования, ФГБОУ ВО «Московский

педагогический государственный университет», г. Москва, E-mail: [email protected]

СТАНОВЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ И РОССИИ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА СТОЛИЦЫ И ПРОВИНЦИИ (X - XIX В.)

В статье рассматриваются вопросы становления музыкального образования Китая и России в контексте культурного диалога столицы и провинции в период с X века до XIX века. Выделяются общие и специфические черты данного историко-педагогического процесса, обусловленные социальными и политическими факторами, культурной конвергенцией, идеологическими доктринами. Автор делает вывод о том, что предпосылками становления культурного диалога столицы и провинции Китая и России стали внешние факторы: социальные и политические условия, открытость к культурной конвергенции в силу географического положения, идеологическая доктрина конфуцианства в Китае и христианская религия в России.

Ключевые слова: музыкальное образование, диалог культур, конфуцианство, христианская религия, функции музыкального искусства.

В современных научных исследованиях возрастает значение разностороннего углубленного анализа, изучения процессов генезиса и творческого потенциала международного диалога в контексте научной парадигмы диалога культур на основе подходов, учитывающих активную трансформацию социальных, политических, национальных культурных и др. реалий не только в сфере гуманитарного, но и образовательного знания. Как диалог предусматривает взаимодействие равноправных субъектов, так и диалог культур, цивилизаций основан на общих культурных ценностях.

Основополагающими в области методологии диалога культур являются работы М. Бахтина. Диалог, по М. Бахтину, - это не только взаимопонимание, но и сохранение своего мнения, это развитие и взаимодействие, показатель общей культуры социума. «Мы ставим чужой культуре новые вопросы, каких она сама себе не ставила, мы ищем у ней ответа на эти наши вопросы; и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами новые свои стороны, новые смысловые глубины» [1]. Методология гуманитарного знания М. Бахтина легла в основу "школы диалога культур" В. Библера, где проблема диалога продолжала развиваться, при этом диалогичность рассматривалась в контексте взаимодействия противоположностей.

Историко-педагогический анализ становления и развития китайской и российской систем музыкального образования должен учитывать сложный и неравномерный характер процесса взаимодействия, диалога культур, который активизируется при усвоении близких художественных ценностей, в нашем случае -музыкального образования. При этом необходимо обладать кросскультурной компетенцией (грамотностью), включающей толерантность, равно позитивное отношение к своей культуре и культуре других народов в контексте понимания и принятия культурных ценностей, традиций.

Специфика становления и развития музыкального образования в России и Китае определена историческими условиями развития обеих цивилизаций. История китайской цивилизации насчитывает по разным источникам около пяти тысяч лет. Как единое национальное образование Китай существует приблизи-

тельно с 8 века до н. э. Он имеет высокоразвитую музыкальную традицию, существуют исследования, согласно которым первая музыкальная школа, в которой обучали пению и танцам, была открыта в Китае еще в первом тысячелетии до н. э. [2] История России (Руси) начинается с конца первого тысячелетия нашей эры (862 год - год образования Древнерусского государства).

Развитие системы музыкального образования в обеих цивилизациях имело разную динамику и разную периодизацию. Так, например, говоря о Китае, важно подчеркнуть, что этот процесс был обусловлен социальными и политическими условиями, которые в свою очередь во многом зависели от того «курса», который на данный конкретный момент определяла правящая династия. В России ситуация складывалась несколько иначе. Находясь в иной географической зоне, будучи значительно более открытой к культурной конвергенции в силу ряда объективных исторических обстоятельств, все сферы российского социума развивались в зависимости от множества внешних факторов; да и сама динамика зависела не столько от того, какая именно династия в данный конкретный момент осуществляла руководство, сколько от того, насколько тот или иной представитель династии понимал ключевые актуальные социальные потребности поданных, корректируя на основе этих факторов внешнеполитический и внутриполитический курсы.

Необходимо отметить, что в России, в отличие от Китая, никогда не было столь мощной идеологической доктрины, каковой являлось конфуцианство. Христианская религия, как справедливо отмечает в своем диссертационном исследовании С.И. Дорошенко [3], сыграла важнейшую роль в формировании концепции системы музыкального образования в России, однако христианство вряд ли можно рассматривать как довлеющую над всеми сторонами жизни социума идейную систему, какой было конфуцианство.

Музыкальное искусство в конфуцианской доктрине играло особую роль. «В философской мысли Конфуция музыка - это средство установления гармонии между Землей и Небом, ибо звуками пронизан весь мир. Иначе музыка - это средство гармоничного управления обществом и государством. Однако музыка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.