заключается в том, что учитель может использовать в процессе обучения различным видам сбора информации: текущее наблюдение -ученики ежедневно по данным Internet или СМИ могут наблюдать за изменениями валютного курса; прерывное наблюдение - ежемесячное статистическое наблюдение за изменением уровней цен в данной местности на определенные товары, или наблюдение за динамикой учебной успеваемости каждого ученика в отдельности или класса в целом; сплошное наблюдение - изучение социально-экономического положения семей, в которых проживают ученики отдельно взятого класса, предполагает участие в наблюдении всех без исключения учеников класса; документальный способ наблюдения - при работе с бухгалтерским балансом какого-либо предприятия ученики смогут получить базовые знания о финансовой деятельности предприятия, об основных документах, регулирующих эту деятельность, а также изучить некоторые базовые экономические понятия: актив, пассив, основные и оборотные средства, капитал, заемные средства и т.д.
Материалы, собранные школьниками в результате статистического наблюдения, подвергаются всесторонней проверке и контролю. Они должны быть проверены учителем с точки зрения полноты и правильности заполнения документов. Затем полученные результаты исследования подвергаются интерпретации в качественной и количественной оценке.
Использование в школьной практике, особенно на уроках экономики, статистического наблюдения как одной из форм обучения, имеет важное значение, так как наблюдение - это первая стадия всякого экономико-статистического исследования. Практика проведения таких исследований и интерпретация их результатов позволит ученикам проникнуть вглубь многих социально-экономических явлений, расширить свой кругозор и приобрести необходимые навыки работы со статистической информацией.
СТАНОВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
КАК ЭЛЕМЕНТА СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ (В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ЛИЦЕЯ)
Резинкина Л.В., директор МОУ «Киришский лицей» г. Кириши, Ленинградская область, Россия
В статье рассматривается возможность создания муниципального ресурсного центра в качестве элемента системы повышения квалификации на базе отдельно взятого развивающегося общеобразовательного учреждения как связующего звена между институтами повышения квалификации и реальной практикой педагогических кадров, создающим основу для реализации принципов преемственности и практико-ориентированности непрерывного образования педагогов.
Развитие школы - это закономерное, целесообразное, как правило, эволюционное, управляемое (самоуправляемое) позитивное изменение самой школы, приводящее к достижению качественно новых результатов образования, воспитания и развития учащихся; это переход школы от прежнего качественного состояния к новому. В связи с этим особо актуальными для реализации образовательной инициативы «Новая школа» становятся проблемы проектирования системы повышения квалификации учителей в области непрерывного образования взрослых с учетом новых законодательных актов, муниципальных особенностей, а также самого учителя. Это объясняет стремле-
ние Министерства образования и науки РФ вовлечь педагогов-новаторов в процесс модернизации системы повышения квалификации. Как следствие, приобретает большое значение формирование такой инновационной системы образования, которая связана с расширением социально-образовательных функций школы, в частности, с появлением муниципальных ресурсных центров как обучающих организаций системы повышения квалификации.
Становление муниципального ресурсного центра как элемента системы повышения квалификации на базе отдельно взятого развивающегося общеобразовательного учреждения является в содержательно-процессуальном аспекте связующим звеном между институтами повышения квалификации и реальной практикой педагогических кадров, создающим основу для реализации принципов непрерывности, преемственности и практикоориентированности.
При анализе существующей практики развития инновационных школ, были выявлены следующие противоречия:
1. между необходимостью модернизации самой системы повышения квалификации и отсутствием четко разработанной стратегии и тактики этой модернизации.
2. между сложившейся практикой информационной направленностью ресурсных центров и необходимостью реализации более широкой функции центров непрерывного повышения квалификации.
3. между консервативной структурой организации методической деятельности педагогов и необходимостью создания новых форм в рамках инновационных общеобразовательных учреждений.
4. между существующей системой дополнительного образования педагогов и назревшей потребностью её модернизировать в рамках приближения к реальной практике деятельности школ.
Для исследования этих проблем на базе Киришского лицея был проведен эксперимент по созданию новой формы непрерывного повышения квалификации педагогических кадров в системе муниципального образования.
Было выдвинуто предположение, что становление ресурсного центра как обучающей организации в системе повышения квалификации станет возможным при следующих организационно-педагогических условиях:
1. в основу создания ресурсного центра положены андрогогические принципы обучения и повышения квалификации педагогического сообщества, позволяющие актуализировать инновационный потенциал педагогов.
2. организовано методическое сопровождение опережающего профессионального образования педагогов как формирования постоянного прироста и развития ядра знаний.
3. проектно-исследовательская деятельность педагогов по созданию и распространению инновационного образовательного продукта рассматривается как ведущая технология управления современными инновационными педагогическими системами и органично включена в процесс становления ресурсного центра как обучающей организации.
4. развитие умений пользоваться знаниями в инновационном режиме, желаний, способностей и возможностей к их обновлению и приращению педагогического коллектива является базовой основой организации сетевого взаимодействия учреждений муниципальной образовательной системы.
5. разработаны критерии динамики развития профессиональной компетентности педагогов и муниципальной системы образования.
Ориентируясь на основное направление деятельности ресурсного центра - повышение квалификации, в констатирующей части нашего эксперимента на основе мар-64
кетинг-анализ и анкетирование были определены основные потребности педагогов муниципальной системы образования по принципу «предлагаем не то, что мы можем предложить, а то, что требуется».
Анализ проведенного исследования среди управленческих и педагогических кадров выявил, что основные потребности сейчас у педагогов связаны с практическим, инновационным опытом, который они хотели бы получить. Важным результатом был вывод, что этот опыт должен быть продолжительным, а именно, сопровождаться не только курсами, но и долгосрочными консультациями, методической и информационной поддержкой, тьюторством. Аналитический этап показал, что для педагогов муниципального образования важно получить повышение квалификации на своем рабочем месте, без отрыва от производства (консультации, дистанционное обучение), в практических формах, с возможностью немедленного апробирования. Такая прагматичность педагогов обусловлена быстрой модернизацией образования, в частности, с внедрением Федеральных государственных стандартов второго поколения и новой формой аттестации учителя.
Следовательно, главным направлением развития нашего ресурсного центра как обучающей организации системы повышения квалификации должна стать практическая направленность, которая обусловлена введением накопительной, вариативной и персонифицированной составляющими повышения квалификации.
На первом этапе эксперимента 2006-2009 год работа была направлена на развитие творческого потенциала и инновационного мышления педагогов Киришского лицея через проектно-исследовательскую деятельность. Принципиально важным явилось следующее обстоятельство - создание инновационной команды единомышленников. Инновационным было освоение нового через собственную активную деятельность учителей, через включение в живой процесс творческих лабораторий педагогов-новаторов. В этом обучении преобладала не передача знаний в лекционной форме, а собственная учебная деятельность с её последующей рефлексией.
На данном этапе команда администрации и педагогов лицея прошли нелегкий путь качественных преобразований. К концу 2008 года в лицее были созданы условия, которые способствовали формированию коллектива, способного работать в ресурсном центре как элементе системы повышения квалификации:
■ Педагоги лицея часто привлекаются в качестве «экспертов» при аккредитации школ, проведении государственной итоговой аттестации;
■ Члены коллектива имеют возможность влиять на принятие выполняемых ими решений;
■ Проведенное анкетирование показало, что каждый педагог имеет склонность к творчеству.
Был сформирован актив в форме методического совета, сплоченного на основе общей цели, деятельности и организации. На следующей стадии влияния актива на остальных участников усилилось. Коллектив составил целостную систему, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции, как инструмент индивидуального становления его членов.
С учетом опыта лицея за предыдущие годы в рамках программы развития результаты деятельности лицея оформлены в виде образовательных программ повышения квалификации своих педагогов. В рамках этой специфической программы было обучение педагогов как сотрудников ресурсного центра основам андрогогики.
Результатом опережающего обучения стали инновационные образовательные продукты в виде разработанных программ и методика их распространения в виде отдельных семинаров, представленные на районной Методической панораме.
Районный методический кабинет в силу своих функциональных обязанностей заинтересован в деятельности ресурсного центра и конструктивно взаимодействует через совместное планирование, включение в план повышения квалификации, в программу открытых мероприятий.
С 2010 года в ходе эксперимента проведена работа по организации сетевого взаимодействия педагогов района, установления внутренних и внешних связей с целью расширения возможностей качественной реализации повышения квалификации. После проведения маркетинг-анализа составлен план повышения квалификации в сотрудничестве с Ленинградским областным институтом развития образования. На базе Кириш-ского лицея апробируется накопительная система повышения квалификации, частью которых стали образовательные программы ресурсного центра. Ресурсный центр на базе школы стал эффективной частью системы непрерывного повышения квалификации педагогов и получил высокую оценку руководителей и педагогов муниципального образования.
Подводя итог, можно сделать вывод, что создание в инновационной школе отдельного элемента системы повышения квалификации и наращивания кадрового потенциала является необходимостью и возможно в условиях модернизации образования.
Литература
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. -М.: МО РФ НФПК, 2002. - 36 с.
2. Найденова З.Г., Матина Г.О., Самсонова Н.И. Повышение конкурентоспособности и личности в инновационной образовательной системе региона.-СПб.: ЛОИ-РО, «Вестник ЛОИРО», 2009, - №1. - 130 стр.
3. Подобед В. И., Марон А. Е. и др. Практическая андрагогика. Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых. - СПб.:ИОВ РАО, 2003.
4. Топоровский В. П. Ресурсные центры как инновационная форма непрерывного образования специалистов // Человек и образование (Санкт-Петербург). - 2009. -№ 3 (20). - с. 143.
ПРОБЛЕМА ДОКУМЕНТАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Кузнецова А.В., студентка факультета «Документоведение и ДОУ» Маркер А.В., старший преподаватель кафедры психологии Филиал Иркутского государственного университета г. Ангарск, Россия
В статье раскрываются основные проблемы ведения методической документации классного руководителя и пути ее совершенствования.
Классный руководитель - это педагог, являющийся посредником между социумом и ребенком на этапе усвоения культурных ценностей, накопленных человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитательной деятельности, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и осуществляющий индивидуальную коррекцию процесса его социализации [1, с.108].