Научная статья на тему 'Становление многопартийной системы в современной России: причина и проблема'

Становление многопартийной системы в современной России: причина и проблема Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2834
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современная Россия / многопартийная система / политические партии / причина / проблема

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Цуй Чжихун

В статье рассматривается становление многопартийной системы в современной России. Основное внимание в статье уделено причинам возникновению политических партий и проблемам становлению многопартийности современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление многопартийной системы в современной России: причина и проблема»

СТАНОВЛЕНИЕ МНОГОПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРИЧИНА И ПРОБЛЕМА

© Цуй Чжихун*

Цзилиньский университет, Китай, г. Чанчунь

В статье рассматривается становление многопартийной системы в современной России. Основное внимание в статье уделено причинам возникновению политических партий и проблемам становлению многопартийности современной России.

Ключевые слова: современная Россия, многопартийная система, политические партии, причина, проблема.

Возникновение политического плюрализма и многопартийной системы вызывало большой резонанс в бывшем советском обществе, в котором давно господствовала однопартийность. До сих пор еще продолжается дискуссия о том, cформировалась ли многопартийная система, или еще нет в современной России. На наш взгляд, сегодня в России идет формирование многопартийной системы, но оно пока еще не завершилось. Ну при чем же здесь упомянутый спор? Мы видим причину этого спора в том, что многопартийная система, которая действует в политической жизни современной России, все еще не очень «здорова», она действует и функционирует в ограниченной степени. Чтобы разобраться в этой проблеме, мы должны обратить внимание на анализ тех проблем, которые обнаружились в начальный период возникновения политических партий в современной России. Ибо они оказали и оказывают огромное влияние на процесс становления и развития многопартийности и возникновение политических партий.

1. Мысль «Перестройки» Горбачева и возникновение политических организаций.

После прихода к власти, отметив неблагоприятные тенденции, сложившиеся в области экономики в 70-ые годы, Горбачев выдвинул программу «ускорения» социального-экономического развития страны, направленную на быстрое развитие экономики, обновление общественной жизни и углубление социальной демократии. В связи с этим он приступил к реформированию политической системы. И так по инициативе Горбачева КПСС постепенно ослабляла всесторонний контроль над обществом, теряла статус правящей партии и в конце концов ушла с исторической сцены. Именно эти шаги, сделанные самим высшим эшелоном партии, ускорили процесс распада КПСС и возникновение политического плюрализма.

Процесс образования политического плюрализма и политических партий в современной России непосредственно связан с тем новым курсом «пе-

* Доцент кафедры Международных отношений, кандидат исторических наук.

100

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

рестройки» Горбачева. Именно с этого момента в России на фоне кампании «перестройки» стали создаваться новые политические организации и движения, которые называли «неформальными» и считали прообразами политических партий современной России. В 1986 г. в Москве и других городах появились разного рода клубы политического характера, которые со стремлением к формированию новых политических организаций некоммунистического, преимущественно социал-демократического характера ставили своей целью поддержку и углубление политики «перестройки». Горбачев даже называл их «социалистическим плюрализмом» [1, с. 296]. К концу 1990 г. на политической арене формировались четыре основные политические силы разных политических ориентаций: «Коммунисты», «Демократы», «Патриоты» и «Центристы».

2. Юридически утверждение многопартийной системы и места политической партии.

В Конституции Российской Федерации (в статье 13), опубликованной 12 декабря 1993 г. после всероссийского референдума, содержится принципиально важный момент для развития политической жизни России - «принцип политического многообразия». На его основе возникает возможность участвовать в политической жизни у всех социально-политических объединений. Это способствует вовлечению в политическую деятельность новых групп населения, формированию легальной политической оппозиции, многопартийной системы. Подтверждение второй хронологической точки состоит в том, что Федеральный Закон «О политических партиях», опубликованный в 2000 году, явился первым специальным законом о политических партиях на протяжении практически всей истории России. После его выхода в свет развитие российских политических партий должно было вступить в новую стадию.

3. Пути образования политических организаций.

В современной России образование политических партий осуществлялось главным образом двумя путями. Первый, наиболее популярный путь -это самоорганизация «снизу», второй - предварительное конструирование политической организации «сверху». В общем, первый вариант осуществлялся несколькими способами. Сначала значительное количество партий образовалось в результате трансформации политизированных неформальных организаций. Такая практика имела место преимущественно в первый период формирования политических партий. Весной 1989 г. на основе московской либерально-демократической неформальной организации «Гражданское достоинство» была создана «Конституционно-демократическая партия». Таким образом возникли «Христианско-демократический союз России», «Партия свободного труда», «Русская партия», «Партия возрождения» и др.

Объединение нескольких политических организаций в единую партию считалось эффективным способом создания партийной структуры. В июне

Политический процесс и динамика политической культуры

101

1990 г. образовался «Центристский умеренно-радикальный блок» на основе нескольких партий и организаций, включающих в себя «Либерально-демократическую партию Советского Союза» (ЛДПСС), «Российский демократический форум», «Конституционно-демократическую партию», «Партию конституционных демократов», «Союз демократических сил им. А.Д. Сахарова», «Демократическую партию РФ» (фракцию Каспарова), «Российский народный фронт» (фракцию Иванова), «Партию мира» и «Партию городских и сельских хозяйств». 16-17 октября 1993 г., незадолго до думских выборов 1993 г., прошел учредительный съезд избирательного объединения «Выбор России» (ВР), в состав которого входили демократические силы, поддерживающие Б. Ельцина и его радикальную экономическую реформу. А после успешного выступления на выборах 1993 г., привлекая некоторые малочисленные блоки и группы либеральной ориентации в свои ряды, лидеры ВР приняли решение провести учредительный съезд новой партии «Демократический выбор России» (ДВР) в июне 1994 г. 15 октября 1993 г. подобным образом был создан предвыборный блок «Яблоко», в состав которого вошли несколько политических организаций - «Республиканская партия Российской Федерации», «Социал-демократическая партия Российской Федерации» и «Российский христиаско-демократический союз». Учредительный съезд «Яблока» состоялся 5-6 января 1995 г. В сентябре 1999 г. на основе объединения «Россия молодая», движения «Вперед, Россия!», «Общего дела», «Республиканской партии Российской Федерации», «Партии экономической свободы», «Свободно-демократической партии России» был образован избирательный блок «Союз правых сил» (СПС). 7 апреля 2000 г. прошло закрытое совещание представителей организаций - инициаторов создания «Коалиции демократических сил», в котором приняли участие руководители «Российской партии социальной демократии», организации «Свободные демократы России», движения «Демократическая Россия», «Крестьянской партии России».

Второй путь образования партийных организаций - создание партий исполнительной властью для участия в парламентских выборах; в их состав вошло много представителей властных структур. В исследовательской литературе такие партии традиционно называются Партиями власти.

В современной России создание Партии власти связывается с особенностями взаимодействия между ветвями властных структур, которые создают стимулы к появлению таких организаций. Как известно, к парламентским выборам декабря 1993 г. исполнительная власть во главе с Президентом Б. Ельциным не имела какой-либо политической партии, которая смогла бы поддержать проводимый Президентом курс в будущем парламенте. Поэтому, чтобы найти опору в нижней палате, исполнительная власть была вынуждена заняться формированием собственной партии. Создание первой Партии власти произошло в первой половине 1993 г., когда политическая ситуация в

102

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

России характеризовалась нарастанием напряженности между российским Президентом Б. Ельциным и оппозиционно настроенным Съездом народных депутатов России. В связи с этим, 16 октября 1993 г. был создан избирательный блок «Выбор России» (ВР) с целью поддержки Президента и политики радикальных реформ, проводимой экс-премьером России Е. Гайдаром и главой Госкомимущества А. Чубайсом. После думских выборов 1993 г. на основе ВР была учреждена пропрезидентская партия - «Демократический выбор России» (ДВР), которая считается первой Партией власти в истории современной России. В 1995 г, когда Б. Ельцин осознал, что ДВР в качестве Партии власти фактически не состоялся, он поручил премьеру В. Черномырдину создать проправительственный блок правоцентристской ориентации - «Наш дом - Россию», одновременно поручив спикеру И. Рыбкину создать блок левоцентристского направления - «Блок Ивана Рыбкина». В этот спектр было включено «Единство» (1999 г.), которому удалось стать опорой Президента В. Путина в Госдуме. Кроме них, менее успешными проектами оказалось создание «Партии Российского единства и согласия» (ПРЕС) (1993 г.), вышеназванного «Блока Ивана Рыбкина» (1995 г.) «Отечества - Вся Россия» (1999 г.), «Партии Жизни» (2002 г.), «Партии Возрождения России» (2002 г.).

4. Проблемы. Вместо заключения.

На фоне реформаторской кампании Горбачева бурно росли новые политические партии, движения и организации. Их было больше тысячи. Соответственно, вслед за этим появилась масса проблем. Для этих политических партий, движений и организаций были характерны малочисленность, слабость организационной структуры, неопределенность и аморфность социальной базы, отсутствие сколько-нибудь четко сформулированных позитивных программ и идейно-политических платформ. О вопросе о том, существует ли в современной России многопартийная система, одни ученые считают, что в России многопартийная система все еще не сформировалась, а другие думают, что в современной России многопартийности вообще нет [2, с. 112]. Следует признать, что для скептического отношения специалистов к исследованию данной проблемы в настоящее время есть основания. Ведь Россия сравнительно недавно вступила в период формирования партий и многопартийной системы, становления гражданского общества и правового государства, ее население до сих пор не имело опыта достижения гражданского согласия демократическим способом и проживания в условиях политического плюрализма.

1. В истории России отсутствовала традиция по поводу демократии.

Как известно, Россия вошла в демократический период недавно, в ее истории имели место некоторые тенденции и формы демократизации политической жизни. Например, во второй половине XIX в. в России появилась организация демократического характера - местное самоуправление в виде земских учреждений, потом в начале XX в. наметились многопартийная

Политический процесс и динамика политической культуры

103

система и парламентская система, которые формально приблизились к об-рацам Европы и Америки. Но всем известно, что в царской России такие тенденции и формы существовали недолго.

Далее, доминирующее место долго занимал режим большевистской диктатуры, что означало категорический отказ от политического плюрализма и многопартийности в советском обществе. Французский политолог Морис Дюверже пишет в своей работе: «Следовало бы различать временную и законченную однопартийность, а точнее - единственную партию, считающую себя временной, и, напротив, провозглашающую себя таковой на вечные времена. Антидемократическая природа второй несомненна; природа первой в принципе та же самая. Можно сослаться в этом отношении прежде всего на доктрины Маркса и Ленина относительно необходимости в переходный период диктатуры пролетариата для построения полного коммунизма. Ее обоснованность бесспорна: всякое подлинное социальное потрясение предполагает такой период власти, когда сопротивление прежних посподст-вующих классов должно быть сломлено, чтобы обеспечить пришествие нового правящего класса. В той мере, в какой единственность русской коммунистической партии соответствует фазе «диктатуры пролетариата», она -нормальна. Внушают беспокойство лишь обнаруживающиеся в последние несколько лет в СССР тенденции рассматривать единственную партию не как переходное явление, соответствующее периоду созидания нового строя, но как феномен окончательный, выражающий структуру «бесклассового общества», - это не оставляет никаких шансов для демократического развития» [3, с. 345-346]. Эта работа была завершена в 1951 г. тогда, когда Сталин был жив и держал власть в руках. Естественно, никаких шансов для демократического развития не оставалось. При Н.С. Хрущеве и Л.И. Брежневе в советском обществе произошли определенные изменения. В конце 1950-х г. в некоторых крупных городах появились подпольные организации, которые чаще всего критиковали режим с позиций марксизма и социализма. В 1964 г. появились новые подпольные организации, участники которых пытались даже пропагандировать идеи реставрации капитализма в СССР [4, с. 68]. При тогдашних условиях такие организации существовали незаконно. Но эти факты доказывают, что уже в СССР существовали организации по форме так называемые «неформальные».

Мировой опыт показывает, что современные партии в принципе складываются во время становления всеобщего избирательного права и качественного расширения прав парламента. Но всего этого ни в царской России, ни в советском обществе не было. На основе вышесказанного мы можем прийти к выводу, что в истории России фактически отсутствовала историческая традиция для возникновения политического плюрализма и многопартийности из-за долговременного существования самодержавия и однопартийной диктатуры.

104

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

2. В современной России пока не формировалась социальная база для развития многопартийной системы.

Для партии, как известно, важное значение имеют не только ее программа и организационная структура, но и социальный состав. Он влияет на электорат, на жизнеспособность партии. Партия должна стать представителем интересов некоего слоя людей, который постоянно поддерживает партию и называется социальной базой. Встает вопрос: партии, которые возникали в условиях горбачевских реформ, имели ли такую социальную базу? Безусловно, не имели ни социальной базы, ни такой возможности, исключая, конечно, коммунистов. В современной России только Компартия РФ вправе называть себя «политической партией» в истинном смысле этого понятия, благодаря тому, что она является наследником КПСС, соответственно, наследником ее имущества, как материального, так и идеологического, ее социальной базы.

Здесь попытаемся проанализировать причину того, почему в советском обществе не существовало условий для создания социальной базы многопартийной системы. Как известно, политические партии возникают лишь тогда, когда общество достигает соответствующего уровня социально-экономической дифференциации. При СССР такой дифференциации не было. Ряд ученых считает, что проявления буржуазности были еще во второй половине 1960-х г., когда в советском обществе появилась теневая экономика и ее выразители. Но они фактически находились в нелегальном состоянии. Далее, «Перестройка 1987-1991 гг. усилила частнособственнические тенденции. Однако экономическая система того периода все еще держала значительную часть буржуазии на нелегальном положении. Основная часть предприятий юридически находилась в общенародной собственности. Сохранялось, хотя и в урезанном виде, государственное управление экономикой. И политическая система страны не была той формой, которая позволяла бы буржуазии в полной мере осуществлять свою власть в обществе». Еще нужно обратить внимание на тот факт, что в СССР были высшие слои (куда можно отнести, например, верхушку партгосноменклатуры) и низшие слои (куда можно отнести в значительной части крестьянство и большинство рабочего класса). Но такая дифференциация отражает возникновение привилегированного слоя в советском обществе, которое не приводит к серьезному протесту народа. Все вышесказанное доказывает, что в социальном отношении советское общество еще не расслоилось до такой степени, чтобы появились крупные общественные силы, заинтересованные в создании партийных структур. Но после распада СССР, в результате реформы рыночной экономики и приватизации, в российском обществе произошла резкая дифференциация, появились новые заинтересованные группы, организации и партии, представляющие интересы разных слоев.

Фиксирование демократической системы носит долговременный характер, так же как для формирования и институцианализации полноценных и

Политический процесс и динамика политической культуры

105

дееспособных политических партий требуется немало времени. Партии и партийные системы должны пройти длительный путь формирования и эволюции. Важнейшим фактором аномального развития политических партий в современной России является фактическое отсутствие демократических традиций в истории России и социальной базы, на основе которой возникает политическая партия. Именно это привело, с одной стороны, к могущественной власти президента (в какой-то мере это напоминает «самодержавие» и то, что уже было в СССР) и бессилие парламента, его дееспособности. С другой - к равнодушному отношению народа к политике и неопределенной симпатии электората к политической партии. Все это говорит о том, что формирование многопартийной системы в России переживает переходный период.

Список литературы:

1. Власть и оппозиция: Российский политический процесс ХХ столетия / Под ред. В.В. Журавлева. - М.: РОССПЭН, 1995.

2. Третьяков В. Многопартийности все еще нет. Парламентализм и многопартийность. - М., 2000.

3. Морис Дюверже. Политические партии. - М., 2000.

4. Козлов В.А. Крамола: инакомыслие в СССР во времена Н. Хрущева и Л. Брежнева (по материалам Верховного суда и прокуратуры СССР) // ОНС. -2000. - № 4. - С. 68.

ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА НА УКРАИНЕ

© Цыплакова Е.П.

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Статья посвящена проблемам социально-политического развития Украины. Используя классификация политических режимов Т. Карозе-са, автор приходит к выводу что главным урок украинского кризиса является тот факт, что в условиях длительного существования «бесформенного плюрализма» и отсутствия внутри страны доминирующего актора, способного консолидировать общество и элиты, его роль может принять на себя внешнеполитический актор, имеющий свои геополитические интересы.

Ключевые слова: политический режим, украинский кризис, бесформенный плюрализм, элиты, политическая борьба.

В начале 2000 г. Т. Карозерс [7] предложил, классифицировать политические режимы новых демократий в зависимости от наличия или отсутствия доминирующего актора [7].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.