Научная статья на тему 'Исторические и правовые условия формирования многопартийной системы в российской Федерации'

Исторические и правовые условия формирования многопартийной системы в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1720
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОПАРТИЙНОСТЬ / ДЕМОКРАТИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ / multiparty system / democracy / political party

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тищенко Валерий Геннадьевич

В статье раскрывается становление и развитие многопартийной системы в России до 1993 года. Многопартийная система рассматривается одной из оптимальных форм и одновременно условием демократического развития современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND LEGAL CONDITIONS OF MULTIPARTY SYSTEM FORMING IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article reveals the formation and development of a multiparty system in Russia until 1993. A multiparty system is considered one of the best forms and. at the same time, the condition of democratic development of a modern society.

Текст научной работы на тему «Исторические и правовые условия формирования многопартийной системы в российской Федерации»

77

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 2 (3) 2014

УДК 329+93 В.Г. Тищенко

V. Tishchenko

ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МНОГОПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье раскрывается становление и развитие многопартийной системы в России до 1993 года. Многопартийная система рассматривается одной из оптимальных форм и одновременно условием демократического развития современного общества.

Ключевые слова: многопартийность, демократия, политическая партия.

HISTORICAL AND LEGAL CONDITIONS OF MULTIPARTY SYSTEM FORMING IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article reveals the formation and development of a multiparty system in Russia until 1993. A multiparty system is considered one of the best forms and, at the same time, the condition of democratic development of a modern society.

Keywords: multiparty system, democracy, political party.

Современная политическая жизнь в России продолжает свое развитие. Курс на построение демократического и правового государства за последние двадцать лет стал необратим. Но реальная демократия невозможна без существования многопартийной системы. Неразвитая, невыраженная многопартийность подразумевает однобокость, узость общественной идеологии, невозможность плюрализма мнений. Именно поэтому в России по ст. 13 Конституции РФ признается идеологическое и политическое многообразие -многопартийность. Многопартийность и демократия как конституционные категории не могут быть реализованы друг без друга. Формирование многопартийной системы возможно только в условиях демократии. В свою очередь демократия немыслима без политических партий, борющихся за власть, используя при этом конституционные формы и методы. «Ни один народ никогда нс управлялся и нс мог управляться сам собой. На деле все демократии управляются политическими партия.ми»[2].

Политическая партия является звеном вертикальной связи государства и общества, участвующим практически во всех фазах политического процесса: от артикуляции интересов до принятия и осуществления решений. Деятельность партий является одним из важнейших механизмов распределения и перераспределения властных ресурсов в государстве и обществе. Устойчивые связи и отношения партий между собой, а также с государством и другими политическими институтами в совокупности составляют партийную систему.

Как показывает опыт политического развития, оптимальной формой и одновременно условием демократического развития общества выступает

многопартийная система. Хотя ряд авторов указывает на преимущества американской двухпартийной системы, для которой характерно развитое, благополучное общество, и в котором две различные партии выражают единую стратегию общественного и политического развития, расходясь друг с другом лишь в вопросах тактики. Но для современного российского общества, с его постоянными размежеваниями внутри основных политических группировок, поляризацией позиций по вопросам о целях и средствах осуществляемых реформ, двухпартийная система в обозримом будущим представляется совершенно неэффективной.

Развитие многопартийности в современной России предполагает необходимость дальнейшего правового регулирования и стимулирования этого процесса, появления и совершенствования ряда институтов, касающихся этой сферы. В связи с этим важно понимать роль и значение правового воздействия на многопартийность, проблемы и тенденции в ходе реформирования гражданского общества, степень эффективности действия правовых актов на политическую систем), чтобы понять, что целесообразно делать сейчас для развития гражданского общества и демократического правового государства.

В течение предыдущих столетий России была чужда сама идея политических партий. Самодержавие нс допускало политического инакомыслия в виде существования политической партии. Под воздействием первой русской революции 1905 года Манифестом Николая II были дарованы свободы, в том числе, образования и официального функционирования «благонадежных» партий, которые стали участвовать в выборах.

78

№2 (3) 2014 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

издавать газеты и журналы, высту пать с программами преобразования общества и государства. иметь фракции в первом российском парламенте - Госу дарственной Ду ме.

Революция 1917 г. дала новый толчок многопартийности, развертыванию деятельности партий по формированию и отражению общественного мнения, созданию и обеспечению деятельности государственных институтов, участию в подготовке и принятии политических решений. Высшей точки эта деятельность достигла к концу 1917 года во время выборов в Учредительное собрание, предназначенного определить дальнейшую судьбу страны. В это время в России действовало более 50 политических партий. Но «своей главной задачей большевики считали разрушение сверху донизу всего, что осталось от старого режима - сохранившихся органов самоуправления и политических партий...» [4, с. 218]. Большевистская партия с первых дней после Октябрьского переворота 1917 г. взяла курс на вытеснение с политической арены всех других партий.

Компартия однозначно выразила свою позицию в отношении многопартийности в резолюции XI съезда РКП(б): «Чтобы закрепить победу пролетариата, пролетарскому авангарду пришлось лишить свободы организации все тс политические гру ппировки, которые были враждебны Советской власти» [3, с. 500]. Были разгромлены все некомму нистические партии. Основы большевизма - идеологические, политические, организационные, были несовместимы с идеями и практикой многопартийности, что и привело к се ликвидации в у словиях большевистского режима. При советской политической системе вообще отсутствовала какая-либо возможность возникновения политических партий. Существовавшее диссидентское движение нс стремилось к партийной организации, прежде всего опасаясь репрессий. «Комму нистический режим и Родина в официальном лексиконе сделались синонимами. Даже попытка создания политической партии, оппозиционной комму нистам, квалифицировалась, как измена Родине» [5, с. 104].

Изменения в советском обществе могли носить лишь самый поверхностный характер, предположение же, что само госу дарство способно высту пить инициатором серьезных реформ, казалось немыслимым. Длительный период политической косности и консерватизма в 50-80 гг. сменился реформами М. Горбачева и Б. Ельцина.

Макс Вебер делил историю развития политических партий в Европейских странах на три основных периода, когда они представляли собой:

аристократические группировки: политические клубы; современные массовые партии [1]. Аналогичный путь в своем развитии прошли политические партии России. Возникновение многопартийности в нашей стране связано с массовым образованием в 1986-1988 гг. различных неформальных объединений. Эти организации назывались по-разному: клубы, союзы, комитеты, советы, фонды, движения, редакции, ассоциации, общества, но правильнее называть их клубами, потому что задачей, котору ю они в то время выполняли, было просто дать людям с похожими взглядами найти дру г дру га и общаться дру г с дру гом, выговориться. Таким образом, общение членов клубов друг с другом было главной социальной фу нкцией этих организаций.

В конце 1987 - середине 1988 гг. стали создаваться народные фронты в поддержку перестройки, союзы, демократические движения, ставившие своей целью повышение эффективности проводимых реформ - Демократическая перестройка, Псрсстройка-88, Народное действие. Социалистическая инициатива. Московский народный фронт и дру гие. Особенностью этих объединений являлось то, что они были образованы реформаторами-комму нистами, отчаявшимися реформировать КПСС изну три, как планировал Г орбачев.

Следующий этап был связан с выборами, которые впервые в СССР проводились на альтернативной основе и которые были все более свободными: сначала выборы делегатов на XIX партконференцию КПСС в 1988 году, потом выборы народных депутатов СССР в 1989 г., потом выборы народных депутатов РСФСР в 1990. По сути это были первые альтернативные выборы в нашей стране. КПСС была настолько большой (18 миллионов) и настолько сросшейся с государством, что она фактически была нс отдельной партией, а определенным срезом общества; в ней были представлены практически все су ществовавшие в обществе позиции, политические течения. которые впервые полу чили возможность самоопределиться в выборе своего представителя. Это привело к образованию фракций в КПСС, которые в дальнейшем подорвали ее способность действовать как консолидированная политическая сила и, что особенно важно, разорвали КПСС изну три, в результате чего из нее выделилось несколько небольших партий. В октябре 1988 г. - Ассоциация нау чного комму низма, в июле-сентябре 1989 г. - Объединенный фонд трудящихся, в апреле 1990 г. - движение «Коммунистическая инициатива», на базе которого позже, в конце 1991 г. была образована Российская

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА №2(3) 2014

79

коммунистическая рабочая партия. Выборы способствовали значительной политизации населения. что выразилось и в интересе к политике и в первых массовых митингах и демонстрациях, которые прокатились по всей стране именно в мае-июне 1988 года.

И, наконец, во время избрания делегатов политически активные граждане стали образовывать клубы избирателей, группы поддержки и другие объединения избирателей. Наиболее активны в этом отношении были избиратели демократической ориентации. Тогда же образовалось довольно много групп с коммунистической идеологией. При этом такие коммунистические группы находились в весьма жесткой оппозиции к официальном} руководств} КПСС, обвиняя его в отрыве от народных масс, коррупции, ревизионизме и предательстве коммунистических идеалов. Эти коммунистические группы призывали бороться на два фронта: против засилья бюрократии и против попыток свернуть с социалистического пути развития. Демократы призывали к уничтожению всевластия правящей бюрократии и к социалистической справедливости, декларировали необходимость возвращения страны на западный путь развития. Очень активны были национально-демократические движения в национальных республиках. Менее активны были русские националисты.

Важным шагом на пути к многопартийности стала отмена III Съездом народных депутатов СССР конституционного положения о руководящей роли КПСС и легализация, таким образом, принципа политического плюрализма в начале 1990 года. На этой основе вскоре был принят Закон СССР об общественных объединениях от 9 октября 1990 г., определивший правовые параметры создания и деятельности политических партий. Это положило начало становлению многопартийности в России, в котором выделились два периода: первый - до 6 ноября 1991 г., когда был принят Указ Президента Российской Федерации «О деятельности КПСС и КП РСФСР», ликвидирующий в России компартию как особую политическую организацию - основ} прежней тоталитарной системы; второй - образование партий в РФ после ликвидации КПСС.

Особенность первого периода, заключалась в необходимости различным политическим движениям преодолевать сопротивление КПСС в борьбе за гегемонию на советской политической арене. Большая часть движений образовывались как оппозиция КПСС. Ядром антикоммунистической оппозиции в стране являлась новая политическая сила - Демократическая Россия (ДР).

Именно она доминировала на политической сцене в 1990-1991 гг. Это движение сформировалось на базе депутатского блока Демократическая Россия (около ста народных депутатов РСФСР), межрегиональной депутатской группы, действовавшей в рамках союзного парламента, и Московского объединения избирателей, своеобразного клуба московской либеральной интеллигенции. Учредительный съезд движения ДемРоссия состоялся 20-21 октября 1990 г. в Москве. Среди делегатов съезда было 165 представителей общественных организаций и партий, 23 -народных депутата СССР, 104 - народных депутата РСФСР. Лидерами движения на том или ином этапе являлись - Ю. Афанасьев, Л. По-наморев, Г. Попов, Г. Якунин, Г. Старовойтова. И. Заславский, М. Акеючиц, Ю. Болдырев,

В. Шейнис, Ю. Рыжов, Т. Гдлян. Триумф ДемРоссии - избрание в июне 1991 г. Президентом РСФСР Б. Ельцина.

После крушения КПСС в результате августовских событий 1991 г. и распада Союза в декабре того же года процесс становления многопартийности в России вступил в качественно новую стадию. Если до этого политическая активность партий и движений самой разной ориентации была по преимуществу направлена против КПСС и отождествлявшегося с ней союзного центра, то теперь они были вынуждены искать новую основ} для идеологической самоидентификации. Этого требовали и новые социально-политические реалии с характерными для них процессами стремительного социального расслоения, вызванного началом «шоковых» реформ. Изменения, происходившие в обществе в 1991-1992 гг. отразились и на российском политическом спектре. В этот период сложились и институционально оформились основные субъекты политической жизни, противостояние которых и в настоящее время определяет характер социально-политической ситуации в стране. В целом эти годы стали для формирующихся российских партий периодом не слишком заметной, но вместе с тем напряженной внутренней работы по формированию своих идейно-политических платформ и поиск} собственной социальной базы.

Новые группировки сложились в соответствии с их отношением к проводившимся реформам И ТОМ} прошлом}', которое эти реформы предполагали заменить. Реформаторы - демократы, либералы отрицали прошлое как господство коммунистической ортодоксии и экономической иррациональности и предполагали его скорейший демонтаж путем радикальной либерализации российской экономики и открытия ее

80

№2(3) 2014 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

мировому рынкуКроме того, реформисты признают распад СССР необратимым и неизбежным и ориентированы на построение новой государственности в рамках Российской Федерации. Этот блок - наследник демократического блока предшествующего этапа, хотя и нс просто его продолжение. Крупнейшие силы этого блока: движение «Демократическая Россия», предвыборный блок (и одноименное движение) «Выбор России», Респу бликанская партия, Социал-демократическая партия. Партия экономической свободы, Российское движение демократических реформ.

Другой блок высту пал за сохранение старого порядка вещей, прежде всего старой госу дарственности - СССР. Впрочем, этот старый порядок понимался различными течениями этого блока по-разному. Главное, что объединяло их - идеи сильной госу дарственности, своеобразия пути России, анти-западничество. Этот блок называли националистами и коммунистами, патриотами. Хотя правильнее было бы назвать их традиционалистами или фу ндаменталистами. Он в какой-то мере являлся наследником КПСС предшествующего этапа.

Третий блок нс имел предшественников в предыду щей стадии, он оформился как таковой в первой половине 1992 г. непосредственно под влиянием начавшихся кардинальных экономических

реформ. Его лидеры поддерживали общее направление реформ в сторону рыночной открытой экономики и общества западного типа, но призывали проводить эти реформы в более медленном темпе и в более щадящем режиме как для населения, так и для существующих предприятий. Важнейшим инстру ментом такой политики является государство, которое должно, по их предложению, сохранить свой контроль над экономикой в течение еще долгого периода. Они считали распад СССР крупнейшей ошибкой и предлагали восстановить единое союзное государство, но сделать это строго добровольно, постепенно, через тесный экономический союз в качестве первого этапа. Этот блок называют, чаще всего, центристским. Хотя правильнее называть его протекционистским блоком, ибо основная его идея, объединяющая самые различные силы, - протекционизм со стороны госу дарства по отношению, во-первых, к российской промышленности, во-вторых, к социально слабым слоям. Таким образом, к середине 1992 г. в Российской Федерации сложилась трехблоковая стру кту ра. События сентября-октября 1993 г. резко изменили обществснну ю и политическуюто ситу ацию в России. Страна всту пила в новый период своего развития, в котором многопартийная структура стала практической реальностью.

*

Примечания

1. Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.

2. Гамбаров Ю. Политические партии в их прошлом и настоящем. - Спб., 1905.

3. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и плену мов ЦК. - М., 1983. - Т. 2.

4. Пайпс Р. Создание однопартийного госу дарства в советской России (1917-1918 гг.) // Полит, исследования. - 1991. -№ 1. - С. 218.

5. Тимофеев Л. Зачем приходил Горбачев? - М., 1992.

ТИЩЕНКО Валерий Геннадьевич, доцент кафедры социальных дисциплин и управления факультета Подготовки сотрудников правоохранительных органов, кандидат исторических нау к, доцент, Южно-Уральский государственный университет (НИУ). E-mail: pspo-sdiu^mail ru

TISHCHENKO Valeriy, Associate Professor, Chair of Social Subjects and Administration. Faculty of Law Enforcement Officers' Training, Candidate of History , South Ural State University (NRU). E-mail: pspo.sdiu fljnail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.