Научная статья на тему 'Становление мировой индустрии СПГ'

Становление мировой индустрии СПГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1377
229
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПГ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПГ В КАЧЕСТВЕ ТОПЛИВА / ЗАВОДЫ ДЛЯ ПОКРЫТИЯ ПИКОВЫХ НАГРУЗОК / КРУПНОТОННАЖНЫЕ ЗАВОДЫ СПГ / ТАНКЕРЫ СПГ / "PEAK-SHAVING" PLANTS / LNG / LNG AS A FUEL / BASED-LOAD PLANTS / LNG CARRIERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федорова Елена Борисовна

В статье рассматриваются этапы становления мировой индустрии сжиженного природного газа (СПГ), начиная с научных экспериментов XVIII в. Начало развитию этой отрасли положили такие именитые ученые, как Майкл Фарадей, Томас Эндрюс, Карл фон Линде, Джеймс Джоуль, Уильям Томсон, Джеймс Дьюар и другие. Промышленное внедрение технологий сжижения природного газа стало возможным только в первой половине XX в. В 30-50-х гг. XX в. велись работы по использованию СПГ в качестве топлива, были построены первые заводы для покрытия пиковых нагрузок газопотребления. Открытие крупных месторождений природного газа в Африке и необходимость транспортировать газ на большие расстояния через океан послужили импульсом к развитию крупнотоннажного производства СПГ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Федорова Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the global LNG industry

The stages of becoming the global industry of liquefied natural gas (LNG), starting with the scientific experiments of the XVIII century, considered in this article. Initiated the development of this industry have put such famous scientists as Michael Faraday, Thomas Andrews, Karl von Linde, James Joule and William Thomson, Sir James Dewar and others. Commercial introduction of natural gas liquefaction technology has been possible only in the first half of the twentieth century. In the 30 50 years of the twentieth century, work was conducted on the using LNG as a fuel, the first «peak-shaving» plants were built. The discovery of large natural gas fields in Africa and the need to transport gas over long distances across the ocean served as an impetus to the development of large-scale production of LNG «based-load plants».

Текст научной работы на тему «Становление мировой индустрии СПГ»

(Щ

Страницы истории

Становление мировой индустрии СПГ

Е.Б. Федорова,

доцент РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, к.т.н.

В статье рассматриваются этапы становления мировой индустрии сжиженного природного газа (СПГ), начиная с научных экспериментов XVIII в. Начало развитию этой отрасли положили такие именитые ученые, как Майкл Фарадей, Томас Эндрюс, Карл фон Линде, Джеймс Джоуль, Уильям Томсон, Джеймс Дьюар и другие. Промышленное внедрение технологий сжижения природного газа стало возможным только в первой половине ХХ в. В 30-50-х гг. ХХ в. велись работы по использованию СПГ в качестве топлива, были построены первые заводы для покрытия пиковых нагрузок газопотребления. Открытие крупных месторождений природного газа в Африке и необходимость транспортировать газ на большие расстояния через океан послужили импульсом к развитию крупнотоннажного производства СПГ

Ключевые слова: СПГ, использование СПГ в качестве топлива, заводы для покрытия пиковых нагрузок, крупнотоннажные заводы СПГ, танкеры СПГ.

Formation of the global LNG industry

E^. Fedorova

The stages of becoming the global industry of liquefied natural gas (LNG), starting with the scientific experiments of the XVIII century, considered in this article. Initiated the development of this industry have put such famous scientists as Michael Faraday, Thomas Andrews, Karl von Linde, James Joule and William Thomson, Sir James Dewar and others. Commercial introduction of natural gas liquefaction technology has been possible only in the first half of the twentieth century. In the 30 - 50 years of the twentieth century, work was conducted on the using LNG as a fuel, the first «peak-shaving» plants were built. The discovery of large natural gas fields in Africa and the need to transport gas over long distances across the ocean served as an impetus to the development of large-scale production of LNG - «based-load plants».

Keywords: LNG, LNG as a fuel, «peak-shaving» plants, based-load plants, LNG carriers.

Начиная с XVII в. химикам было известно, что температура вещества может определять его агрегатное состояние: газ, жидкость или твердое тело. Позже ученые выяснили, что объем газа при охлаждении уменьшается, так как замедляется движение его молекул и они занимают меньше места. Кроме того, сжатие газа или принудительное сближение молекул уменьшают его объем. В конце концов

через охлаждение и сжатие объем газа может быть уменьшен настолько, что его молекулы преодолевают силы взаимного отталкивания и вступают в контакт. Иными словами, газ превращается в жидкость. Сжатие и охлаждение вскоре стали неразлучными инструментами ученых в попытках по сжижению газов.

Первым ученым, превратившим в жидкость вещество, которое обычно

существует в виде газа, был Гаспар Монж (1746-1818), французский математик, который получил жидкий диоксид серы в 1784 г. Затем только в 1823 г. Майкл Фарадей (1791-1867) получил жидкий хлор. Фарадей нагнетал давление внутри изогнутой стеклянной трубки, наполненной газообразным хлором и одним концом погруженной в стакан с измельченным льдом. Под давлением газ превращался в жидкий хлор при охлаждении льдом в конце трубки. Фарадей тем же способом получил сжиженный углекислый газ, сероводород и бромистый водород. Более десяти лет спустя, после реализации других исследований, Фарадей вернулся к сжижению газа. В 1830-х гг. он впервые получил жидкий метан - основной элемент природного газа. К тому времени были разработаны более эффективные средства охлаждения. Но, несмотря на комбинированное воздействие охлаждения и сжатия, Фарадей был не в состоянии превратить в жидкость некоторые газы, такие как кислород и водород, которые он называл «постоянными» газами.

Только в конце 1840-х гг. ирландский ученый в области физической химии Томас Эндрюс (1813-1885) предположил, что каждый газ имеет точную температуру, которую он назвал критической температурой, выше которой газ не может быть переведен в жидкое состояние даже под большим давлением. Эндрюс пришел к этому выводу, наблюдая поведение под давлением жидкого диоксида углерода. Концепция критической температуры Эндрюса вскоре привела к прорыву в сжижении так называемых «постоянных» газов. Для достижения низких температур, достаточных для перевода этих газов в жидкое состояние, двое ученых независимо друг от друга пришли к идее использования «каскадного» процесса, при котором температуру снижают шаг за шагом. Суть этого метода заключается в том, что один сжиженный газ используется для охлаждения второго с более низкой критической температурой; а затем второй газ в сжиженном состоянии используется для охлаждения

третьего с еще более низкой критической температурой и так далее.

В 1877 г. французский физик Луи Поль Кайете (1832-1913) добился сжижения трех «постоянных» газов - кислорода, азота и оксида углерода - с помощью каскадного процесса. Примерно в то же время швейцарский физик Рауль-Пьер Пикте (1846-1929) получил жидкий кислород с помощью методов, очень похожих на методы Кайете. Вопрос о том, кто это сделал первым, очень активно обсуждался, хотя Кайете продемонстрировал результат первым.

Хотя большинство газов было получено в сжиженном состоянии к концу XIX в., коммерческое производство их было невозможно. Изменил такое положение немецкий химик Карл фон Линде (1842-1934) в 1895 г., когда изобрел непрерывный процесс для производства большого количества жидкого воздуха (в основном азота и кислорода). Фон Линде стал профессором Высшего технического училища в Мюнхене, где заинтересовался низкотемпературными исследованиями. В 1876 г. он разработал первый бытовой холодильник. Британский инженер-химик Уильям Хэмпсон (1859-1926) изобрел похожий метод сжижения примерно в то же время.

В промышленном процессе сжижения Карла фон Линде используется эффект Джоуля-Томсона, названный по имени его первооткрывателей - Джеймса Джоуля (1818-1889) и Уильяма Томсона (1824-1907). Эти ученые в 1853 г. открыли, что сжатый газ в условиях теплоизоляции охлаждается при расширении. В процессе Карла фон Линде, который до сих пор является основой всего современного производства сжиженных газов, сжижаемый воздух охлаждается и сжимается, а затем подвергается расширению, при котором охлаждается еще больше. Холодный воздух постоянно рециркулирует, чтобы охлаждать поток входящего сжатого воздуха. Из-за кумулятивного эффекта охлаждения воздух постепенно становится достаточно холодным для сжижения. Процесс фон Линде сразу же стал коммерчески успешным и заложил

основу для современной индустрии сжижения воздуха. В 1902 г. молодой французский инженер Жорж Клод (1870-1960) усовершенствовал процесс сжижения воздуха и производства кислорода, что позволило значительно повысить эффективность производства по сравнению с технологиями, применявшимися в то время. Так были основаны две очень крупных компании - Linde в Германии и Air Liquide во Франции [1].

Междутем водородупорно сопротивлялся попыткам всех исследователей перевести его в жидкое состояние вплоть до 1898 г., когда шотландский химик и физик Джеймс Дьюар (18421923) применил процесс Линде в более эффективном оборудовании. Дьюар использовал жидкий воздух для предварительного охлаждения сжатого водорода. Это позволило снизить его температуру настолько, что стало возможным при расширении получить жидкий водород. (Некоторые газы, такие как водород, имеют очень низкие температуры инверсии, и если газ расширяется выше этой температуры, то становится теплее, а не холоднее). Годом позже, в 1899 г., Дьюаруудалось получить водород и в твердом состоянии.

Джеймс Дьюар, профессор университетов Лондона и Кембриджа, заинтересовался областью чрезвычайно низких температур в 70-е гг. XIX в., когда впервые в мире стали получать в жидком виде так называемые «постоянные» газы. В 1891 г. Дьюар получил жидкий кислород в большом

количестве и изучил его магнитные свойства. В следующем году он изобрел «сосуд Дьюара» - предка всем известного сегодня термоса, который поддерживает температуру жидкости путем изоляции ее от окружающей среды. Сосуд Дьюара - это стеклянная колба с двойными стенками, покрытыми серебром, и вакуумной прослойкой между ними.

Ближе к концу века Уильям Рамзай (1852-1916) и его коллеги обнаружили новое семейство элементов, названных инертными или нереактивными газами. Эти газы, включающие аргон, гелий и неон, бросили еще один вызов ученым, работающим в области сжижения газов. Дьюар подошел очень близко к сжижению гелия, но его образец газа содержал некоторое количество неона, который заморозил и заблокировал клапаны на оборудовании. Несколько лет спустя, в 1908 г., Хайке Камерлинг-Оннес (1853-1926) добился получения жидкого гелия с использованием метода, похожего на метод Дьюара. Сжатый гелий предварительно охлаждался жидким водородом перед прохождением через дроссель, где проходит заключительная стадия охлаждения, как и в процессе Линде.

При сжижении природного газа используются столь же низкие температуры и те же процессы, какие применяются в индустрии технических газов. Но только СПГ является тем продуктом, ради которого строятся крупнейшие производственные объекты и который дает крупнейшие годовые объемы продаж.

т

'"oouw.«^

Первое упоминание о сжиженном природном газе в качестве топлива связано с именем Годфри Л. Кэбота (США), который в 1914 г. запатентовал речную баржу, работающую на СПГ. Была ли построена эта баржа - неизвестно, история умалчивает. Интересно другое: компания, которую он основал - Godfrey L. Cabot, Inc., - позже была переименована в Cabot Corporation, а ее подразделение Cabot LNG построило в 1971 г. регазифика-ционный терминал в Бостоне, первый приемный терминал в США [2]. Другое упоминание о техническом воплощении низкотемпературного метода получения СПГ относится к 1912 г. Тогда начались работы по проектированию завода сжижения природного газа, который был построен в Западной Вирджинии (США) в 1917 г. Правда, тогда основной целью строительства завода было извлечение гелия из гелиеносного природного газа [3]. Прежде, чем индустрия СПГ встала на ноги, прошло еще несколько десятилетий.

Первый завод, выпускающий СПГ в промышленных масштабах, был построен в г. Кливленде (США, штат Огайо) в 1941 г. на основе экспериментов, проводившихся в 1937 г. Производительность его была около 30 тыс. т/год. Главной целью строительства завода было получение СПГ и создание резервных запасов природного газа для покрытия пиковых нагрузок газопотребления. Сжиженный газ хранился в изотермических цистернах при атмосферном давлении в течение всего периода низкого спроса на газ, занимая объем в 600 раз меньший, чем обычный газ. В момент резкого возрастания потребления газа СПГ регазифицирова-ли и подавали в газопроводную сеть. В Соединенных Штатах оценили все преимущества такой схемы газоснабжения, и небольшие установки сжижения начали строить по всей стране. В 2008 г. в США насчитывалось 100 установок хранения СПГ для покрытия пиковых нагрузок газопотребления [4]. Здесь природный газ хранится в сжиженном состоянии, а затем преобразуется обратно в газ и поставляется

по трубопроводу потребителям. Существует два типа установок для покрытия пиковых нагрузок - с ожижителем газа и без него (так называемые сателлитные).

История завода в Кливленде связана также с крупнейшей аварией в индустрии СПГ, которая временно приостановила развитие этой индустрии. Однако она послужила катализатором для создания норм безопасности, которые с тех пор сделали ее одной из самых безопасных отраслей энергетики.

Прошло несколько лет, прежде чем были построены новые установки для получения СПГ и был сделан вывод, что эта технология может быть использована для транспортировки газа на очень большие расстояния.

Период с 1914 по 1955 г. ознаменован рождением инженерных решений в области коммерческих перевозок, использования и хранения СПГ [5]. В 1942 г. в Лондоне для работы на жидком метане были переделаны три грузовика с грузоподъемностью 1 т и несколько одноэтажных автобусов. Все технические испытания оказались успешными, но транспорт не использовался из-за отсутствия в Великобритании собственных источников жидкого метана.

В Норвегии в 40-х гг. ХХ в. Ойвинд Лоренцен разрабатывает конструкцию танкера-метановоза вместимостью

17 тыс. т. В течение 1954-1955 гг. морскими инженерами Великобритании проводится экспертиза проекта корабля для перевозок метана вместимостью около 14 тыс. т. В начале 50-х гг. прошлого века в США появляются планы поставки природного газа речными баржами от Мексиканского залива вверх по рекам Миссисипи и Иллинойс в Чикаго. В 1951 г. компанией Union Stockyard and Transit (Чикаго) начинается строительство барж для перевозки СПГ. В качестве эксперимента одну речную баржу перестроили в метановоз с пятью танками общей вместимостью 5 тыс. м3. В качестве изоляционного материала для внутренней облицовки танков было использовано пробковое дерево толщиной около 30 см. Высокая стоимость пробкового дерева побудила инженеров к разработкам новых видов изоляционных материалов, способных держать низкие температуры.

В 1954 г. к Union Stockyard and Transit присоединяется компания Continental Oil, и они образуют компанию Constock Liquid Methane: ее цель состоит в разработке океанских танкеров для сжиженного природного газа. Предварительные расчеты показали, что капитальные вложения в танкеры-метановозы будут вдвое больше, чем в обычные нефтяные танкеры. Но очевидны и преимущества: СПГ занимает объем в 600 раз мень-

ший, чем тот же газ при нормальных условиях.

В 1959 г. состоялось историческое путешествие танкера Methane Pioneer. В феврале груз в 2 тыс. т СПГ из Луизианы транспортируется через Атлантический океан и доставляется в Великобританию на приемный терминал Канви в устье Темзы. Methane Pioneer был перестроен из сухогруза в прототип СПГ-танкера вместимостью 39 тыс. баррелей (рис. 1). Безопасное пересечение океана с этим уникальным грузом, впервые перевозимым по морю,знаменует собой завершение этапа становления коммерческих перевозок СПГ. Methane Pioneer впоследствии осуществил семь дополнительных рейсов с грузом СПГ на остров Канви [6].

После первых успешных рейсов танкера Methane Pioneer в компании British Gas разрабатывались планы реализации коммерческого проекта импорта СПГ из Венесуэлы на приемный терминал о. Канви. Однако прежде, чем коммерческие соглашения были подписаны, обнаружились гигантские месторождения природного газа в Ливии и Алжире, которые находились в два раза ближе к Англии, чем Венесуэла.

В 1956 г. во французской Сахаре были обнаружены большие запасы природного газа. Основное месторождение в Hassi R'Mel являлось одним из крупнейших в мире. Его извлекаемые запасы оценивались в 1 трлн м3 газа. Встал вопрос о том, как газ, не

пользующийся тогда спросом на африканском континенте, может быть доставлен во Францию или Великобританию, где интенсивно велись работы по расширению области применения природного газа и замене угля на этот экологически чистый вид топлива. Компания Gaz de France (GdF) просчитывает варианты поставки газа из Африки в Европу по трубопроводу или танкерами в сжиженном состоянии. Окончательное решение принимается в пользу СПГ. В I960 г. начинается строительство завода по сжижению газа в г. Арзев (Алжир). Для подачи природного газа с месторождения на завод был построен 500-километровый газопровод. В Париже для управления заводом в Арзеве создается компания Compagnie Algérienne de Methane Liquide (CAMEL). Около двух третей его продукции предназначено для экспорта в Великобританию. Франция планирует аналогичные поставки СПГ. Проекты поставок СПГ из CAMEL также рассматриваются в Западной Германии и Италии. Завод в Арзеве становится первым производителем СПГ, откуда начинаются регулярные коммерческие поставки СПГ в Европу танкерами-газовозами.

К 1964 г. Великобритания окончательно сформировала планы регулярных поставок СПГ из Алжира морским путем. Долгосрочный 15-летний контракт с французской газодобывающей компанией обеспечивал более десятой части общей потребности городов Великобритании в природном

Рис. 4. Второй завод СПГ на Аляске, порт Никиски, Кенай (1969 г.)

газе. Перевозки СПГ должны были осуществляться двумя специально построенными танкерами, каждый из которых мог вместить около 12 тыс. т. Предварительная оценка стоимости их строительства из-за инновационного дизайна была очень высокой

- около 3,5 млн фунтов каждый. Ожидалось, что при скорости в 17 узлов два танкера смогут совершать 56-58 рейсов в год по маршруту протяженностью более 2,5 тыс. км между алжирским портом погрузки в Арзеве и приемным терминалом на о. Канви в Великобритании.

1964 г. считается началом мировых экспортных поставок СПГ. 27 сентября 1964 г. президент Алжира Бен Белла официально открыл завод по сжижению газа в Арзеве (рис. 2). Начальная производительность завода

- 1,5 млрд. м3/год. В Великобританию рейсы с СПГ на борту осуществляют метановозы Methane Princess и Methane Progress, каждый из которых вмещает 30 тыс. м3 СПГ (рис. 3). Проекты танкеров разработала компания Conch International Methane (бывшая Constock Liquid Methane). Постройка каждого танкера в результате обошлась в 4,8 млн фунтов стерлингов. В первые пять месяцев службы на линии Арзев - Великобритания Methane Princess и Methane Progress выполнили 11 рейсов. С 1964 г. построенные французами СПГ-танкеры будут ежегодно перевозить в Европу 335 тыс. т СПГ. Танкер Methane Princess закончил свою службу и был разобран в 1986 г., а Methane Progress - в 1997 г. После длительного периода тщательных проверок в 1964 г. спускается на воду метановоз Findon. В свой первый рейс в Арзев он берет на борт 63 т жидкого этилена - это первая перевозка

m

Страницы истории

морем подобного груза. На обратном пути он доставляет 125 т СПГ на приемный терминал о. Канви. Этот танкер впоследствии осуществит еще два подобных рейса.

Во Францию, на приемный терминал Гавра СПГ доставляется из Арзева танкером-метановозом Jules Verne. Его семь цилиндрических танков из нержавеющей стали вмещают 25 тыс. м3 СПГ. Jules Verne совершал около 30 рейсов в год между Алжиром и Францией. Приемный терминал Гавра проработал до 1988 г. В этот период французские инженеры начинают работать над конструкцией более крупных и экономичных СПГ-танкеров вместимостью до 100 тыс. м3 СПГ.

Второй завод по сжижению газа был построен в другом полушарии, в г. Кенай на Аляске (рис. 4).

Из-за уникальных погодных условий на Аляске, где приливы в заливе Кука достигают 10 м, а битый лед представляет серьезную опасность, для укрепления корпусов использовались специальные стали, а для предотвращения замерзания водяного балласта на борту было установлено отопление. Конструкция грузовых танков, как утверждалось, совершенно отличалась по дизайну от существовавших в то время на судах СПГ

Впервые была применена мембранная концепция, которая заключалась в том, что внутренние оболочки танков были изготовлены из очень тонких металлических листов, сформованных из полос инвара (35%-ной никелевой стали), которые придавали оболочке танка одновременно проч-

Рис. б. Танкер СПГ Polar Alaska

В 1967 г. Аляска становится первым контрактованным поставщиком СПГ в Японию. Поставки должны были начаться в 1969 г. после завершения строительства объектов в порту Ни-киски. В марте компании Marathon Oil и Phillips Petroleum подписали 15-летний контракт на поставки СПГ с японскими импортерами Tepco и Tokyo Gas. Проект предусматривал строительство завода по сжижению природного газа мощностью до 1,8 млн м3/год, три резервуара для хранения, каждый из которых вмещал 35 тыс. м3, шесть погрузочных насосов и 400-метровый док в заливе Кука. Для перевозок СПГ должны были использоваться два танкера, разработанных французской компанией Gaz Transport и построенных в Швеции. Каждый имел шесть танков общей вместимостью 70 тыс. м3 СПГ, что эквивалентно 42,5 млн м3 газа.

ность и гибкость в рабочем интервале температур.

Завод СПГ в порту Никиски, находящийся под управлением компании Phillips, был официально открыт в августе 1969 г. В это время один из двух построенных в Швеции низкотемпературных танкеров Polar Alaska (рис. 5) завершил ходовые испытания и находился на пути в порт Никиски.

Планы расширения французского импорта СПГ потребовали строительства нового завода в Алжире. В 1968 г. начинается строительство второго алжирского завода по сжижению газа в г. Скикда. Условия французского контракта включали строительство трубопровода из Hassi R'Mel на завод сжижения в Скикде и два или три танкера СПГ для выполнения поставок газа на приемный терминал в Фосе, недалеко от Марселя.

В 19б9 г. первая пробная партия СПГ покидает новый завод Exxon в Марса-эль-Брега в Ливии (рис. б), направляясь в Испанию и отмечая таким образом вступление Ливии во все еще эксклюзивные ряды экспортеров СПГ. Метановый танкер «Аристотель» (переименованный Methane Pioneer) транспортирует первый груз СПГ в Барселону. Для доставки СПГ из Ливии в Испанию и Италию компания Exxon строит четыре танкера вместимостью 250 тыс. баррелей каждый: Esso Вгеда, Porto Venere, Liquria и Laieta (рис. 7).

В этом же году японские импортеры СПГ рассматривают новые пути поставок газа в Японию. Тогда впервые среди потенциальных поставщиков СПГ упоминается российский о. Сахалин. Повторно к этому вопросу вернутся только через 22 года, в 1991 г. Реализация проекта СПГ на Сахалине станет возможной только после того, как в 2000 г. компания Shell объявит о своем намерении инвестировать средства в строительство завода по сжижению газа в п. Пригородное.

В декабре 19б9 г. создается компания Brunei LNG. Место для четвертого в мире завода СПГ было выбрано в Лу-муте. Бруней стал первым азиатским экспортером сжиженного природного газа. Именно здесь американская компания Air Products and Chemicals, Inc. (APCI) внедрила первые версии процесса C3-MCR и свои спирально-витые алюминиевые теплообменники. С тех пор APCI вплоть до конца 90-х гг. прошлого века обладала монополией в области теплообменников и процессов сжижения. Кроме завода для сжижения, были заложены семь танкеров СПГ. Первая партия

Рис. б. Завод СПГ Марса-эль-Брега в Ливии (1970 г.)

Рис. 7. СПГ-танкер Laieta

СПГ с завода в Брунее была отгружена в Японию в декабре 1972 г.

Вслед за заводом в Брунее заводы СПГ строятся один за другим. Параллельно развивается сеть приемных терминалов СПГ в странах-импортерах. Приемные терминалы строятся вблизи морских портов. Узлы разгрузки СПГ-танкеров так же, как и загрузки на заводах СПГ, располагаются на вынесенных в море причалах. Как и завод по производству СПГ приемный терминал должен иметь изотермические резервуары для хранения сжиженного газа, откуда в дальнейшем СПГ перекачивается на регазификацию и в потребительскую сеть.

В 1972 г. начинают работать первые три технологические линии второго алжирского завода Skikda. Позже, в 1978 г., добавилась новая четвертая линия, а в 1981 г. - еще две. Поставки газа идут, главным образом, в Европу.

В 1977 г. запускаются первые две линии завода Вог^апд в Индонезии и начинаются экспортные поставки СПГ в Японию. Завод ВоП:апд в Восточном Калимантане производительностью 0,5 млрд 1¥/сут перерабатывает газ с месторождения НиАго^ Badak, открытого в 1972 г. Последующие две линии строятся в 1983 г. - по одной в 1989, 1993, 1997 гг. и последняя в 1999 г. В настоящее время завод Воп:апд является крупнейшим в мире.

Его годовая производительность составляет 22,59 млн т/год.

На Ближнем Востоке в том же 1977 г. начинают работать первые две технологические линии завода СПГ Das Island вблизи морского нефтяного терминала на острове Дас в Абу-Даби. Для снабжения завода природным газом строится сеть газопроводов, аккумулирующая обширные запасы газа ближневосточного региона. Продукция завода предназначена для Японии.

Год спустя, в октябре, свою первую продукцию выпускает второй завод по производству СПГ в Индонезии - Arun. Две технологических линии в провинции Ачех (Северная Суматра) питаются газом с месторождения Arun, открытого в 1971 г. и принадлежащего компании Mobil. Мощности

завода были увеличены на две линии в 1984 г., и еще две линии введены в 1986 г. В этом же году запускают первую очередь - шесть линий - третьего алжирского завода СПГ Bethioua недалеко от Арзева. Вторая очередь этого завода была построена в 1981 г.

В 80-е гг. прошлого века в список экспортеров СПГ добавляются Малайзия и Австралия. 29 января 1983 г. с завода Bintulu I в Малайзии, использующего технологию Shell, отправляется первый груз СПГ в Японию. На завод газ поступает из бассейна Центральной Луконии и оффшорного месторождения Sarawak. В 1989 г. строятся первые три технологические линии на австралийском North West Shelf (Shell), к которым в 2004 г. была добавлена четвертая.

В 90-е годы строятся новые заводы: Bintulu II (Малайзия, 1995 г.); Qatargas (Катар, 1996 г.); Atlantic LNG (Тринидад, 1999 г.); Ras Laffan (RasGas) (Катар, 1999 г.); Bonny Island (Нигерия, 1999 г.); Oman LNG (Оман, 2000 г.).

В начале XXI в. к странам-экспортерам СПГ присоединяются Египет (2004 г.), Экваториальная Гвинея (2007 г.), Норвегия (2007 г.), Россия (2009 г.), Йемен (2009 г.) [8] и Перу (2010 г.) [9].

В настоящее время мировая индустрия СПГ насчитывает свыше 30 действующих крупнотоннажных заводов, нацеленных на экспортные поставки природного газа [10]. В течение нескольких ближайших лет будут запущены еще пять заводов - в Австралии (два), Анголе, Папуа Новая Гвинея и Катаре.

Литература

1. Gas, Liquefaction Of.: http://www.bookrags.com/research/gas-liquefaction-of-wsd/

2. The History of LNG.: http://www.streamrgn.com/servlet/ContentServer?gnpage=3-140-0&centralassetname=3-140-Articulo-HistoriaGNL&centralassettype=Articulo

3. Акулов Л.А.Установки и системы низкотемпературной техники. Ожижение природного газа и утилизация холода сжиженного природного газа при регазификации. - СПб.: СПбГУ-НиПТ, 2006. - 175 с.

4. The History of LNG In The U.S.: http://www.lngfacts.org/About-LNG/History.asp

5. Fundamentals of The Global LNG Industry 2004. ©The Petroleum Economist Ltd., 2004. - CD-ROM.

6. Brief History of LNG.: http://www.beg.utexas.edu/energyecon/lng/LNG_introduction_ 06.php

7. http://www.photoship.co.uk

8. Yemen LNG, Yemen.: http://www.hydrocarbons-technology.com/projects/yemen-lng/

9. Peru LNG Project, Peru.: http://www.hydrocarbons-technology.com/projects/peru-lng/

10. World's LNG Liquefaction Plants and Regasification Terminals. As of December 2010.: http:// www.globallnginfo.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.