Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ФОРМАТЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ФОРМАТЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Ключевые слова
социализация / проблема / социальное воспроизводство / семья / образование / религия / труд / общество / socialization / problem / social reproduction / family / education / religion / labor / society

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова О.М., Билалова Л.М.

Статья содержит социально-философский анализ становления личности в условиях современной России. Становление личности происходит в сложных условиях коммерциализации общественных отношений, преобладания духа потребительства, обесценивания труда как источника благосостояния. В статье также рассматриваются варианты сотрудничества института церкви и системы образования в формировании созидательного мировоззрения современной российской молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Иванова О.М., Билалова Л.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PERSONALITY IN FORMAT MODERN RUSSIA

This article contains a socio-philosophical analysis of personality formation in modern Russia. The formation of the personality takes place under difficult conditions, the commercialization of social relations, the prevalence of the spirit consumerism, the depreciation of labor as source of wealth. The article also discusses options for cooperation of Church institute and the education system in the formation of creative world of nowadays Russian youth.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ФОРМАТЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

PHILOSOPHICAL SCIENCES

Иванова О.М.

профессор, доктор философских наук, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Россия

Билалова Л.М.

доцент, кандидат философских наук, Башкирский государственный университет, Бирский филиал, Россия

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ФОРМАТЕ СОВРЕМЕННОЙ

РОССИИ

FORMATION OF PERSONALITY IN FORMAT MODERN RUSSIA

Ivanova O.M., PhD (Philosophy) Professor of USPTU, Ufa, Russia

Bilalova L.M., PhD (Philosophy) Assistant professor of BSU (Birsk branch), Ufa, Russia

АННОТАЦИЯ

Статья содержит социально-философский анализ становления личности в условиях современной России. Становление личности происходит в сложных условиях коммерциализации общественных отношений, преобладания духа потребительства, обесценивания труда как источника благосостояния. В статье также рассматриваются варианты сотрудничества института церкви и системы образования в формировании созидательного мировоззрения современной российской молодежи.

ABSTRACT

This article contains a socio-philosophical analysis ofpersonality formation in modern Russia. The formation of the personality takes place under difficult conditions, the commercialization of social relations, the prevalence of the spirit consumerism, the depreciation of labor as source of wealth. The article also discusses options for cooperation of Church institute and the education system in the formation of creative world of nowadays Russian youth.

Ключевые слова: социализация, проблема, социальное воспроизводство, семья, образование, религия, труд, общество.

Keywords: socialization, problem, social reproduction, family, education, religion, labor, society.

Размышляя о становлении личности в условиях современности, исследователи неизменно приходят к выводу, что этот процесс стал весьма сложным и приобрел характер проблемы. В социально-философском аспекте проблемой, на наш взгляд, выступает объективно назревшая необходимость, требующая разрешения, но не имеющая конкретного варианта решения. Казалось бы, процесс формирования личности всегда имел сложный характер. Да, безусловно, поскольку сложна и противоречива сама биосоциальная природа человека. Однако по сравнению с предыдущими историческими периодами, например, периода социализма, стержнем социализации являлась созидательного труда, коллективизма и равенства людей вне зависимости от социальной принадлежности. Большинство населения имело средний достаток, довольно четкие перспективы на будущую работу и организацию личной жизни.

Современные условия определяются совсем другими идеями. Господство рыночных отношений и общекультурная неподготовленность российского человека к конкуренции, распоряжению материальными ценностями, в том числе денежной массой, и отсутствие единой идеологии привело к тому, что появилась значительная масса молодых людей - прожигателей жизни. Для них жизнь - это море удовольствия, бесконтрольного времяпровождения. Подобные подростки и молодежь считают труд уделом неудачников и как стрекозы из известной басни И. Крылова «порхают и поют» пока не сталкиваются с суровой реальностью. Рас-

слоение общества на бедных и богатых, бесконечная реклама «красивой» жизни создает серьезные проблемы в организации процесса социализации человека.

Под социализацией же, мы понимаем процесс становления человека социального, с его мировоззренческими, ценностными установками, культурным потенциалом, трудовыми, коммуникативными умениями и навыками, способного реализовать себя в обществе. В ходе социализации дети становятся фактором социального воспроизводства, т.е. воспроизводства социальной структуры общества. Процесс социализации включает в себя взаимообусловленный обмен между индивидом и обществом, многосторонние детерминированные связи общества и личности. Следует отметить также, что, характеризуя процесс социализации исследователи, как правило, не акцентируют внимание на его ожидаемом обществом результате. Социализация, на наш взгляд, может иметь противоположные направленности: как созидательную, так и разрушительную. В тоталитарных и диктаторских режимах фашистского типа жертвами социализации могут стать целые слои населения и под воздействием тотального государственного контроля за их поведением, в результате зомбирования, как это известно из истории, превратиться в разрушителей. [2, 3]

Человек может также стать реальной жертвой неблагоприятных условий социализации - инвалиды войн, природных и техногенных катастроф, дети и подростки с психосоматическими дефектами. Потенциальными жертвами

могут стать люди с пограничными психическими состояниями - мигранты из страны в страну, из региона в регион, из села в город и из города в село, дети, родившиеся в семьях с низким экономическим, моральным, образовательным уровнем. Кого мы хотим видеть в итоге социального воспроизводства? С позиции гуманизма и разумности человека мы предполагаем в качестве ожидаемого результата социализации формирование личности, созидающей добро, мир, творящей красоту.

Заявляя о социализации как проблеме, мы имеем в виду современное идеологическое состояние общества, причём не только в масштабах России, но и в аспекте мирового человеческого общества. Глобализация, формирование всемирного экономического пространства, межгосударственная миграция населения и взаимопроникновение культур способствовало утрате национальных особенностей и традиций. В этих условиях, превалирующим принципом жизнедеятельности любого современного общества, по нашим наблюдениям, становится принцип потребительства. Сегодня этот принцип стал настолько самодовлеющим, что труд как источник богатства и процветания отошел в тень, стал не престижным. С экранов телевизоров, с красивых глянцевых обложек журналов, дорожных рекламных баннеров и т.д. на сознание населения идет атака «красивого» образа жизни. Подтверждение нашей посылке мы находим, в частности, в автомобильном маркетинге. Например, в столице Республике Башкортостан городе Уфа наблюдаем «билборды с рекламой Daewoo Matiz. На прохожих смотрит с баннера всем известная малолитражка, под которой можно прочесть слоган «Городской хулиган» ... «На автомобильном рынке республики в основном представлена федеральная реклама, созданная по заказу производителей и рассчитанная на всю страну. Местные менеджеры, как правило, выполняют чисто техническую функцию, подыскивая площадки для размещения. Собственные рекламные кампании автодилеров чаще ограничиваются тест-драйвами». [4]

Анализ цитаты из журналистского поста Олега Дми-триенко показывает, что, во-первых, хулиганство предлагается расценивать обществом не как девиацию, а как форму жизнедеятельности, пусть даже противоправную. Во-вторых, поскольку реклама формируется на федеральном уровне, можно говорить об отсутствии заинтересованности государства в профилактике асоциального поведения. Подростки, жизненный опыт которых настолько мал, а амбиции непомерны, покупаются на эту пропаганду праздного образа жизни, неспособны нравственно противостоять прессингу бездуховной культуры.

Существенный вклад в развитие асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи внесли информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Возникшие изначально в качестве СРЕДСТВА оптимизации трудовой деятельности человека, сегодня ИКТ превратились в монстров, поглощающих несозревшие души молодых и обусловливающие их девиацию, иногда сопряженную с ущербом для здоровья и даже жизни. В качестве примеров нашим размышлениям можно привести нашумевшую на всю Россию историю о блоге девочки-подростка, где она подталкивала таких же как она юных искателей смысла жизни к суициду. В ходе расследования выяснилось, что девочка не только не испытывает к погибшим сочувствия, она откровенно смеется над ними. Таким изуверским образом подросток заняла свое место в социальной нише.

Такое явление как селфи (фотографирование самих себя с помощью мобильных телефонов) распространено именно

среди подростков и молодежи и превращено в способ самореализации, некую жизненную цель: заработать больше лайков (от англ. Like - нравиться). Лайки, проставленные под фото или видео в интернет-сети, подростки рассматривают как оценку собственной значимости. Телевидение известило о новом веянии - подростки цепляются за бешено мчащиеся поезда, бегают по их крышам, чтобы запечатлеть на мобильный телефон свою «удаль» и выложить в сеть для саморекламы. Риск разбиться насмерть не пугает их. Эти недоросли не задумываются и о том, что в случае трагического финала отвечать придется совершенно неповинным людям - работникам железной дороги, которые не могут найти способ борьбы с этими «лихачами».

Приведенные примеры лишь частичная иллюстрация пагубного воздействия ИКТ на юношей и девушек. Не меньшее зло составляют многочисленные электронные игры, которые увлекают в виртуальный мир неокрепшие души подростков и заменяют им реальность. Казалось бы, уж игра - это не провокация на суицид, - что в ней плохого? Но наблюдения за юношами, проводящими основную часть свободного времени в игре, показывают, что они становятся раздражительными, агрессивными в отношениях с окружающими, теряют интерес к занятиям физической культурой, к знаниям, учебе и т.д.

Вновь повторяем мысль о том, что девальвация ценности труда в общегосударственном масштабе способствует духовному обнищанию общества и, прежде всего, подрастающего поколения. Как результат-отсутствие интереса к труду в любых его проявлениях (умственный либо физический труд), бездумное подражание социальным псевдокумирам в образе жизни, пивной алкоголизм, токсико- и наркомания, ранее вступление в интимную жизнь и беспорядочные половые связи, ранние аборты или брошенные дети. Какое прогрессивное будущее ожидает общество с десоциализи-рованными детьми - вопрос, думается, риторический.

Важнейшей пространственной формой социализации во все времена являлась семья. Именно в семье, в недрах ее образа жизни, системы нравственных ориентиров, формы взаимодействия с обществом и т.д. ребенок получает тот образец жизнедеятельности, которому в основном следует последующую жизнь. Общество, безусловно, нивелирует характер индивида, ее мировоззренческие установки, но основы, заложенные семьей, остаются с человеком и позволяют ему выстоять либо опуститься в период жизненных кризисов. Дети в семье, в соответствии с их генетическими (биологическими) задатками, приспосабливаются к условиям семьи и под воздействием природных, экологических и социально-культурных явлений и процессов, окружающей социальной среды, соседей, сверстников, школы и т.д. постепенно обособляются как человеческие индивиды и превращаются в личности. Так в процессе смены поколений дети продолжают жизнь своих родителей, жизнь человеческого рода.

Что же происходит сегодня с институтом семьи? В работе «Проблемы развития семьи в условиях современного российского общества» мы писали о том, что современная семья как социальный институт переживает серьезнейший кризис. [4] Причем он коснулся не только семьи российской. Кризис семейных отношений мы наблюдаем повсеместно. Число разводов по данным статистики давно превышает число заключаемых браков. Растет число матерей, которые в одиночку, без участия отцов воспитывают детей. Ценности классической семьи (разнополые родители и их дети) отрицаются агрессией гомосексуализма. Негативное отно-

шение к гомосексуальным отношениям не является, по нашему мнению проявлением ханжества. Формы удовлетворения потребности человеком сексуального инстинкта могут быть разнообразны, но это должны быть глубоко личные, не выставляемые напоказ, в качестве социального вызова, отношения. Кроме того, история человечества не раз доказывала, что пренебрежительное отношение к традиционным семейным ценностям ведет к всеобщей деградации и гибели цивилизации. Достаточно вспомнить историю падения Римской империи.

Ранее мы уже говорили о таком существенном факторе социализации как средства массовой информации и реклама, в частности. Огромную роль, на наш взгляд, в создании имиджа семьи могла бы стать информация о крепких браках известных актеров, политиков, других публичных лиц, образ жизни которых, так или иначе, воздействует на общественное поведение. На практике же мы наблюдаем бесконечные истории о том, кто с кем развелся, сошелся, и как делят имущество супруги, имеющие совместных детей. Молодой человек с еще незрелой душой, который не получает должного воспитания в семье, не имеет позитивного идеологического ориентира в рамках общества, десоциализиру-ется, избирает путь наименьшего сопротивления. Общество получает незрелых личностей, вследствие чего деградирует в целом и становится легкой добычей властолюбцев, готовых развалить любое государство ради своих корыстных интересов.

В сложном процессе социализации детей современная семья, наряду с заботой об их здоровье и жизнеобеспечении, безусловно, заботится о том, чтобы дети получили хорошее образование в соответствии с их способностями и требованиями общества. Образование выступает важной составляющей процесса социализации, которое необходимо рассматривать не только и не столько как процесс обучения и научения, в результате которого обучаемый овладевает определенными знаниями, умениями, навыками. Образование как социальный институт реализует задачу формирования интеллектуально и личностно развитого человека, который в условиях всеобщего потребительства и тотального отлучения от ценности труда способен быть самодостаточным и способным к созиданию во имя и на благо человека. Образование сегодня следует рассматривать как разновидность труда, ибо известно, что знание в современных условиях становится одним из решающих факторов общественного производства. Вследствие этого учеба становится тяжелым, ответственным и судьбоносным, здоровье и финансово затратным процессом и, одновременно, подготовкой к новому этапу социализации во взрослом состоянии, когда человек реализуется в определенных сферах материального и духовного производства. Однако ценность труда, сопряженного с творчеством, самоотдачей, созиданием отрицается сегодня расширяющим границы своего влияния потребительством.

Думается, что одним из социальных институтов, способных формировать зрелую духовно богатую личность - творца, может и должна стать религия. Современная наука и философия исходят из того, что религию составляют две ее стороны. Первая, фундаментальная, присущая самой природе человека, - это вера в бога, представляемого в сознании верующих высший разум, способный, как считают верующие, помочь человеческому индивиду в трудные минуты жизни. Бог в человеческом сознании - не догмы церкви, а идеалы гуманизма как надежды. Здесь заключена психологическая и философская сторона религии. Философская проблема психологии человека заключается в том, что

растущий разум ребенка, подростка в семье, а также зрелого человека постоянно рвется за пределы психики, постигнуть его тайну, стремится проникнуть в смысл жизни человека, в глубины его «мироздания». Вторая сторона религии - ее духовные и идеологические догматы, учреждения, организации. Понятно, что носителем высшего разума может быть только человек, не случайно в мировых религиях Бог представлен в образе живого человека. Обращает на себя внимание весьма интересное для гносеологии замечание Гегеля о понятии «бог». В «Энциклопедии философских наук» Гегель в отделе «Абсолютный дух» пишет, что бог - это отношение «явления к сущности, конечного к бесконечности и т.д., а вместе с тем и вызываемый размышлением вопрос о природе этого отношения». [5]

Мысли о боге возникают от слабости человеческого индивида перед природой и обществом. Часто спрашивают: есть ли доказательство существования бога в молитвах и обрядах верующих? Есть, оно заключается в ВЕРЕ как ЖЕЛАНИИ, чтобы бог был, ибо человек нуждается в нем, нуждается в защите от зла. Бог - это духовный образ веры и желания людей в общем (пусть абстрактном) защитнике человека от зла. Человек живет в вечном страхе от возможности зла и при этом не очень надеется на человека, ибо знает, что человек слаб перед злом, которое (зло) нападает на свою жертву внезапно, безжалостно, беспощадно. В качестве зла в сознании человека выступают природные катаклизмы, войны, злодейские нападки на безвинных людей. Зло в терроризме, похищениях детей, девушек, в убийствах девушек и детей с нанесением им страшных увечий. Мудрые люди, философы обычно говорят, что в образах бесов, шайтанов и т. п. выступает сам злой человек, что именно злой человек хуже всякого зверя. Зная или предчувствуя зло, человек нуждается в защитнике более могущественном, чем сам человек. В этом проявляется его душа, на строго научном языке - его психика, его психология, или духовное в человеке. В этом - закономерность возникновения и сохранения религии. Но сложность этого явления заключается в том, что сам же человек решил взять религиозное сознание в свои руки и управлять им, для этого он создает специальные учреждения в виде церквей с ее служителями. Среди этих служителей церкви находятся люди, которые хотят использовать статус религии и церкви в своих корыстных интересах, желают господствовать над людьми. Так возникла в свое время в Западной Европе инквизиция. Таковы современные религиозные криминальные секты, убивающие выбранных маньяком жертвы, выдавая это за акт жертвоприношения богу. Маньяки это делают для страха в целях сохранения власти над вербованными членами секты. В сугубо корыстных интересах определенных кругов используются религиозные идеи как знамя для террористических актов. Как сказал Патриарх Кирилл по поводу трагических событий в Ницце 14 июля 2016 года «террористический акт - это способ ведения войны, причем самый страшный и негуманный. Убийство мирных жителей всегда считалось преступлением, а здесь основной способ ведения войны - убийство ни в чем не повинных мирных жителей». [6] Необходимо подчеркнуть, что к Богу человек обращается, как правило, в кризисные моменты своей жизни. Современное российское общество переживает именно такой - кризисный период, когда религия может способствовать возрождению, сохранению и развитию его духовной ментальности и самобытности. Необходимо подчеркнуть, что православие как форма религиозного мировоззрения всегда было и остается ведущим духовным поводырем российского общества. Как писал в свое время Н.А. Бердяев

«православие играет особую роль для России, для каждого человека, это особый цивилизационный код. Православие, подчеркивает Бердяев, «есть, прежде всего, ортодоксия жизни, а не ортодоксия учения... Православие есть, прежде всего, не доктрина, не внешняя организация, не внешняя форма поведения, а духовная жизнь, духовный опыт и духовный путь. Во внутреннем духовном делании видит оно сущность христианства». В Православии, опирающемся на учение восточных отцов Церкви, христианство не было так рационализировано, как на Западе: «Православию чужд рационализм и юридизм, чужд всякий нормативизм. Православная Церковь не определима в рациональных понятиях, она понятна лишь для живущих в ней, для приобщенных к ее духовному опыту». [7] И еще одна мысль Николая Бердяева нам кажется очень важной и актуальной в современных условиях. Он говорил, что «Православие должно выйти из состояния замкнутости и изолированности, должно актуализировать свои сокровенные духовные богатства». [7] Мы бы добавили, что православие должно стать ведущей силой интернационального российского общества в борьбе за российскую социальную духовность, организации межконфессионального сотрудничества во имя спасения Великой России. Эта роль имманентно присуща православной церкви и в этом же, по нашему мнению, ее всемирно-историческое предназначение. Следует объединить усилия всех конфессий для духовного воспитания подростков и молодежи с тем, чтобы наполнить души их миром и созиданием, а не деструкцией.

Выводы напрашиваются естественно. Современная цивилизация совершает большой скачок к новому уровню прогресса, который обещает новые надежды семье, родителям, их детям. Одновременно он приносит новые трудности и тревоги, новые проблемы, которые можно решить только в мирном сотрудничестве народов и совершенствовании общественной жизни каждого народа с учетом его конкретно-исторических особенностей. Только в мирном сотрудничестве народов возможно благополучное продолжение рода человека.

Актуальность приобретает нравственное воспитание детей, родителей, мужчин и женщин в духе уважения друг друга, сбережения ценности семьи.

Продолжение рода человека, социальное воспроизвод-

ство закономерно обуславливают социализацию детей, которая в условиях современной цивилизации, всеобщей информатизации жизнедеятельности общества представляет собой, в отличие от прошлых исторических ступеней культуры, более сложный и длительный, более наукоемкий и энергоемкий, экономически удорожающийся процесс становления биосоциальной, индивидуально-общественной природы человека, тяжелый, ответственный совместный патриотический труд детей, родителей, всего общества. И на этом пути важное место в современных условиях должно принадлежать религии.

Список литературы

1. Социальная философия: Словарь/Сост. и ред. В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая Книга, 2006. -624 с., с.377

2. См.: Контроль сознания и методы подавления личности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 2004. - 624 с. - (Библиотека практической психологии);

3. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). - М.: ООО «Издательство АСТ»; Мн.: Харвест, 2002. - 848 с. (Библиотека практической психологии).

4. Дмитриенко, О., Реклама авто: креатив против бреда. [Электронный ресурс]: №1.: http://auto.ufa1.ru/text/ today/632286.htm1 - Дата обращения 14 января 2016 г.

5. Билалова Л.М. Проблемы развития семьи в условиях современного российского общества диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Башкирский государственный университет. Уфа, 2009

6. Гегель. Энциклопедия философских наук. Часть третья. Философия духа. Перевод Б.А. Фохта. - АН СССР. Инс-т философии. - М.: 1956, с.302.

7. Елена Чинкова. Патриарх Кирилл - о теракте в Ницце: Пора всерьез задуматься о том, что происходит с человеческой цивилизацией. [Электронный ресурс]: №1.: www.Ua. kp.ru/dai1y. - Дата обращения 15 июля 2016 г.

8. Николай Бердяев. Истина Православия. [Электронный ресурс]: №1.: /1ib.eparhia-saratov.ru/books . - Дата обращения 14 января 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.