СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА, СОВЕРШАЮЩЕГО КОРЫСТНО-НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
НАБОКОВ ЛЕОНИД ВАЛЕРЬЕВИЧ
Липеций государственный технический университет, г. Липецк, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ПАНФИЛОВ ИВАН ПАВЛОВИЧ
Липеций государственный технический университет, г. Липецк, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются этапы становления личности будущего несовершеннолетнего преступника, совершающего корыстно-насильственные преступления, начиная с момента его рождения и заканчивая совершеннолетием. Целью научного исследования является изучение криминологического генезиса корыстно-насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними, и его дальнейшее развитие при квалификации преступлений несовершеннолетних. Задача: исследуя научные труды В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова, Ю. М. Антоняна, Л. Д. Гаухмана, а также работы великого юриста А. Ф. Кони и на основе собственных изысканий проследить становление личности будущего несовершеннолетнего преступника с формированием у него корыстно-насильственных установок (привычек). Весь период жизни несовершеннолетнего предлагается разделить на пять этапов, каждый из которых мы называем пороговым возрастом: первый период - до 7 лет, второй -7-11 лет, третий - 11-14 лет, четвертый - 14-16 лет, пятый период - 16-18 лет.
Пороговый возраст несовершеннолетнего - это конец такого периода, когда происходит смена привычного образа жизни и переход в другие непривычные социальные и жизненные условия, которые связаны с новыми познаниями, вживанием в незнакомый коллектив, более ярким окружением и восприятием реальной действительности. Для каждого порогового возраста будущего несовершеннолетнего преступника существует своя среда для накопления и формирования противоправных корыстно-насильственных установок (привычек).
Ключевые слова: несовершеннолетние, личность, корыстные и насильственные преступления.
Личность несовершеннолетнего преступника изучается учеными-юристами, криминологами, педагогами, психологами еще с незапамятных времен.
Большинство современных исследований по изучению личности преступника и установлению его типологии посвящены уже сформировавшимся взрослым преступникам. Но на вопросы, откуда появляются убийцы, корыстные, корыстно-насильственные преступники, нет однозначного ответа.
Сакраментальная фраза «преступниками не рождаются, ими становится» требует серьезного кри-минолого-психологического исследования. Чтобы несовершеннолетний встал на путь совершения корыстно-насильственных преступлений, он должен пройти некоторый эволюционный путь с накоплением противоправных привычек (установок). Отчасти этому и посвящена настоящая статья.
На наш взгляд, одним из главных вопросов в классификации личности преступника является психологическая наука в криминологии и криминалистике.
Неслучайно в «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных», принятых Указом Императора Николая I 15.09.1845 г. полная уголовная ответственность наступала по достижении лицом 21-летнего возраста. В отношении детей до 14-ти лет предписывались меры домашнего воспитания (при совершении преступления без раздумья).
Уже тогда судебные органы понимали: малолетние преступники «не ведают, что творят», хотя юридическая психология и психиатрия были только в начальной стадии развития.
Но время шло, сменялись эпоха за эпохой, а преступления среди подростков то уменьшались, то резко возрастали. К тому же и криминологическая наука в отношении изучения несовершенно-
L. V. NABOKOV, I. P. PANFILOV
летних преступников качественно улучшалась. Поэтому назрел вопрос изучения становления личности несовершеннолетнего преступника с дальнейшим прогнозированием преступности несовершеннолетних.
Выдающийся юрист А. Ф. Кони (1844-1927 гг.) говорил, что уголовный процесс ставит судей «лицом к лицу» с живым человеком, что налагает на суд особую ответственность за правильное разрешение судебного дела [1].
А. Ф. Кони тем самым подчеркивал, что изучение личности преступника не заканчивается предварительным следствием. Например, в судебной речи по делу Ольги Палем, обвиняемой в убийстве студента Довнара А. Ф. Кони особенно настаивал на том, что на предварительном следствии не были исполнены все требования статьи 355 Устава уголовного судопроизводства.
Выражаясь современным юридическим языком, не была проведена судебно-психиатрическая экспертиза на вменяемость подсудимой, тогда как все факты говорили об этом.
Отсутствие системы изучения становления личности корыстно-насильственного преступника привело к тому, что существующая криминологическая типология личности охватывает, в основном, период с 15-тилетнего возраста до совершеннолетия [2; 3].
Формирование личности корыстно-насильственного преступника начинается задолго до вышеуказанного возраста.
На наш взгляд, необходимо установить пороговый возраст для каждого периода изучения формирования корыстно-насильственных установок (привычек) для будущего несовершеннолетнего преступника.
Пороговый возраст несовершеннолетнего - это конец такого периода, когда происходит смена привычного образа жизни и переход в другие непривычные социальные и жизненные условия, которые связаны с новыми познаниями, вживанием в незнакомый коллектив, более ярким ощущением и восприятием реальной действительности.
Предлагается для изучения становления личности корыстно-насильственного преступника весь период его жизни до совершеннолетия разделить на пять этапов, каждый из которых мы называем пороговым возрастом.
Первый период - до 7 лет; второй период -7-11 лет; третий период - 11-14 лет; четвертый период - 14-16 лет; пятый период - 16-18 лет (рис. 1).
На рисунке 1 представлена эволюционная схема накопления и формирования противоправных привычек (установок) в каждом пороговом возрасте. Причем в каждом пороговом возрасте существует своя среда формирования противоправных деяний. Например, в возрасте 7-11 лет подросток может получать и накапливать противоправные установки на улице, в сомнительных компаниях, при общении с взрослыми преступниками, и даже находить их в средствах массовой информации.
Рис. 1. Пороговый возраст и среда формирования противоправных деяний
При рождении ребенок наследует от своих родителей не только положительные качества, но и гены отрицательных действий, и тогда наследственность играет большую роль в становлении личности корыстно-насильственного преступника.
И если родители - потенциальные преступники-рецидивисты (хотя бы один из них) и не хотят вставать на путь исправления, то можно на 90 % ожидать, что ребенок будет приобщаться к противоправным действиям. Вот почему очень важно в пер-
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
вом пороговом возрасте выявлять детей, склонных к девиантному поведению.
К тому же, возможная среда формирования такого поведения очень обширна: воспитание в семье, телевидение, улица, дошкольные учреждения.
До 2-х лет ребенок повторяет все действия родителей. Это доказанный факт учеными - исследователями (педиатрами, психологами) [4]. В 5-7 лет, просматривая программы телевидения, он еще не может дать какой-то анализ увиденного, но многие негативные картинки у него обязательно отклады-
ваются в голове, и если среда воспитания отрицательная, особенно в семье, то надо ждать, что эти картинки «всплывут» у него в голове в более зрелом пороговом возрасте.
Отчасти влияние семьи на формирование личности ребенка можно проследить по поставленным вопросам (табл. 1). Знак «+» означает положительный фактор, знак «-» отрицательный. Например, количество детей в семье более 2 чел. всегда является положительным фактором. В таких семьях вероятность проявления эгоизма очень мала.
Таблица 1
Влияние семьи на формирование личности ребенка в первом пороговом возрасте (до 7 лет)
Поставленные вопросы Количество детей в семье
один ребенок два ребенка трое и более детей
1 2 3 4
Благополучная семья + + +
Неблагополучная семья - - -
Семья с недостаточным прожиточным минимумом + - -
Обеспеченная семья - + +
Родители, воспитывающие детей в дошкольных учреждениях + + +
Восприятие ребенком правильных действий родителей + + +
Восприятие ребенком негативных действий родителей - - -
Способен ли ребенок взять что-либо без разрешения родителей и утаить да нет да нет да
Здоровый образ жизни родителей + + +
Злоупотребление родителями (родителем) спиртными напитками - - -
Конфликтные родители - - -
Криминальные родители - - -
Благополучной семья с одним ребенком вряд ли может быть, а вот с двумя и более детьми при правильном воспитании результат всегда будет положительным.
Неблагополучными могут быть семьи и не зависимо от количества детей. На это влияют многие факторы: неравноправие детей в семье, отсутствие одобрения родителями положительных действий детей, за которые необходимо поощрять и т. п.
Семьи с недостаточным прожиточным минимумом всегда испытывают дискомфорт, тем более, если в семье 2 и более детей. В обеспеченных семьях, если в них один ребенок, трудно ожидать, что у ребенка не будет каких-либо негативных отклонений. А вот если в таких семьях воспитываются двое и более детей, как правило, всегда обеспечен положительный результат. Родители, воспитывающие детей в детских дошкольных учреждениях, всегда находятся в выгодных условиях.
Дети в 7-летнем возрасте всегда внимательно воспринимают поведение своих родителей, а нега-
тивные действия родителей, в особенности к своим детям, всегда оставляют «раны» в душе ребенка на многие годы.
Если ребенок без разрешения родителей способен взять вещь, ему не принадлежащую, и утаить, -это всегда повод к серьезным размышлениям. Такому ребенку надо уделить повышенное внимание и чуткость.
Хорошее здоровье родителей всегда являлось положительным фактором в воспитании детей в семье.
В конфликтных и криминогенных семьях, а также там, где родители злоупотребляют спиртными напитками, трудно вырастить детей с активной жизненной позицией.
Таким образом, анализируя в целом таблицу 1, можно подтвердить многие жизненные явления, которые возникают при воспитании детей, а влияние семьи на воспитание детей очень велико.
Первый пороговый возраст во многом является определяющим, когда происходит накопление базы негативных явлений.
Ь. V. ЫАБОКОУ, I. Р. РАЫИЬОУ
И на улице, и в дошкольном учреждении ребенок может видеть различные противоправные негативные явления, которые в этом возрасте воспринимаются им очень отчетливо.
Второй пороговый возраст - 7-11 лет, открывает для него как бы «новый мир». Это начало такого периода, когда происходит смена привычного образа жизни и переход в новые, непривычные социальные и жизненные условия, которые связаны с новыми познаниями, сменой семейного устоя, вживанием в незнакомый коллектив и др. Он пошел в общеобразовательное учреждение, иначе говоря, в школу. Новый коллектив, педагоги - воспитатели, ровесники и другое. Но главным воспитательным центром остается все же семья. И если несовершеннолетний уже заряжен негативными, а то и противоправными установками, то он обязательно будет тянуться к тем подросткам, которые много шалят, дерутся, пробуют курить, употребляют запрещенные напитки. К тому же, ежедневный просмотр телевизионных «страшилок» делает своё дело. В этом возрасте ребенок уже может слушать радио, приобщаться к сети «Интернет», добывать информацию негативного характера из газет.
Кроме того, в этом возрасте несовершеннолетний может оказаться в «сомнительной компании», которая занимается бродяжничеством, попрошайничеством, распитием спиртных напитков и нередко воровством. А знакомство с взрослыми преступниками может оказать на него решающее влияние становления на путь корыстно-насильственных преступлений.
Третий пороговый возраст (11-14 лет) является основополагающим для среды формирования корыстно-насильственных установок. По-прежнему главные воспитательные функции на подростка оказывают родители. Но может наступить момент, когда все отрицательные установки от родителей он уже получил, ему родительские «советы» уже становятся повторяющимися, не интересными, и он ищет более глубокие и ясные ответы криминального содержания. И находит их в средствах массовой информации: в просмотре жестоких фильмов по телевидению, в сети «Интернет», во взрослых журналах и т. п.
Ребенок уже начинает осознанно понимать, что такое деньги, их значимость. Старается закрепиться в противоправных группах, а если у него природные задатки лидерства, то обязательно будет подчинять сверстников и толкать их на совершение преступных деяний. К возрасту 13-14 лет такой несовершеннолетний уже «знакомится» с полицией, знает закон, когда наступает уголовная ответственность за совершенные деяния.
В этом возрасте несовершеннолетний может прочно закрепиться в противоправной группе, агитировать своих сверстников по общеобразовательному учреждению совершать противоправные поступки, распивать спиртные напитки, легко входит в контакт с взрослыми преступниками и выполняет их требования. Исследования подтверждают, что каждое четвертое правонарушение совершают лица, не достигшие 14-летнего возраста. К тому же, осуществляются кражи огнестрельного оружия и боеприпасов. Отсюда вывод: к четырнадцати годам несовершеннолетний приобретает устойчивые навыки для совершения корыстно-насильственных преступлений.
14-16 лет - это тот пороговый возраст, когда несовершеннолетний, имея устойчивые навыки к совершению корыстно-насильственных преступлений, стремится их реализовать в повседневной действительности. Он получает паспорт гражданина Российской Федерации и как бы вступает в новое социальное измерение, добирая свой негативный опыт в средствах массовой информации и пропаганды. В семье он может быть тихим или дерзким. Родители, пусть даже и с криминальным уклоном, теперь для него не являются авторитетными. Он стремится к самостоятельным индивидуальным криминальным действиям, охотно вливается в преступные группы, ведет праздный образ жизни.
В общеобразовательном учреждении он стремится к самовыражению, дерзит педагогам, школа для него - это среда отыскания «своих», которые всегда готовы к совершению противоправных действий. Со взрослыми преступниками он считается и подчиняется им, стремление его быть «на равных» проявляется все чаще и ярче.
В возрасте 16-18 лет мы можем наблюдать абсолютно сформировавшегося корыстно-насильственного преступника со своими устойчивыми преступными убеждениями и навыками, которые неоднократно реализовывались в жизни.
В этом возрасте с достаточной степенью вероятности можно устанавливать типологию личности корыстно-насильственного преступника. Мы делаем акцент на корысть несовершеннолетнего и ставим этот ментальный криминальный признак на первое место, так как именно корысть формируется первой у будущего корыстно-насильственного преступника и является его доминантой, именно она движет несовершеннолетнего на совершение преступных деяний.
Ввиду различия характеров, нервной системы, психики, умственного развития отдельные несовершеннолетние с корыстно-насильственной преступной направленностью могут в этом возрасте
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
учиться в учебных заведениях и ни разу не быть осужденными («затаились» - исключительные случаи). Но периодически, скрытно, хитро и нагло они осуществляют свои преступные действия.
Поэтому исключать из среды формирования противоправных корыстно-насильственных установок образовательные учреждения в этом возрасте не следует.
Выводы:
1. Становление личности несовершеннолетнего корыстно-насильственного преступника носит противоречивый характер, и в разном пороговом возрасте можно наблюдать «взлеты» и «падения». Но одно можно утверждать с уверенностью: происходит постоянное накопление корыстно-насильственных установок, которые периодически реализуются в противоправных деяниях.
2. Результаты исследований, приведенные в данной статье, можно рекомендовать при ведении курса лекций по дисциплинам «Криминология» и «Уголовное право» по разделу «Анализ квалифицирующих признаков составов преступлений, совершаемых несовершеннолетними и квалифицируемых ст. ст. 161, 162, 163 УК РФ.
Литература
1. Кони А. Ф. Судебные речи. М.: Изд. СГУ, 2008. С. 407-451.
2. Антонян Ю. М. Личность преступника / Ю. М. Антонян, В. Н. Кудрявцев, В. Е. Эминов // СПб.: Изд. «Юридический центр Пресс», 2004.
3. Антонян Ю. М. Личность преступника - кри-минолого-психологическое исследование / Ю. М. Ан-тонян, В. Е. Эминов / М.: Юридическое издательство «Норма», 2010.
4. Выготский Л. С. История развития психических функций. Психология: сборник. М., 2002. С. 512-755.
References
1. Koni А. F. Sudebnye rechi. Izd. SGU. M.: 2008. S. 407-451.
2. АпЮпуап Yu. M. Lichnost' prestupnika / Yu. M. АпЮпуап, V. N. Kudryavtsev, V. Ye. Eminov // SPb., Izd. «Yuridicheskij tsentr Press», 2004.
3. Айопуап Yu. M. Lichnost' prestupnika - Krimi-nologo-psikhologicheskoye issledovaniye / Yu. M. Апйпуап, V. Ye. Eminov / M.: Yuridicheskoye izdatel'stvo «Norma», 2010.
4. Vygotskij L. S. Istoriya razvitiya psikhicheskikh
funktsij. Psikhologiya: sbornik. M.: 2002. S. 512-755.
* * *
FORMATION OF THE IDENTITY OF THE MINOR CRIMINAL COMMITTING MERCENARY VIOLENT CRIMES
NABOKOV LEONID VALERYEVICH Lipetsk State Technical University, Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
PANFILOV IVAN PAVLOVICH Lipetsk State Technical University, Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
In article authors considered stages of formation of the identity of future minor criminal committing mercenary violent crimes since the moment of its birth and finishing with majority. The purpose of scientific research is studying of criminological genesis of the mercenary violent crimes committed by minors, and its further development at qualification of crimes of minors. Task: investigating Kudryavtsev V. N., Eminov V. Ye. scientific works, Antonyana Yu. M., Gaukhmana L. D., and also works of the great lawyer Koni A. F. and on the basis of own researches to track formation of the identity of future minor criminal with formation at it mercenary and violent installations (habits). Authors offered to divide the entire period of life of the minor into five stages, they called each of these threshold ages. First period: till 7 years, second period: 7-11 years. Third period: 11-14 years. Fourth period: 14-16 years. Fifth period: 16-18 years.
The threshold age of the minor is the end of such period when there is a change of a habitual way of life and transition to other unusual social and vital conditions which connects with new knowledge, a immersion in unfamiliar collective, brighter environment and perception of reality. For each threshold age of future minor criminal there is the environment for accumulation and formation of illegal mercenary and violent installations (habits).
Key words: minors, personality, mercenary and violent crimes.
L. V. NABOKOV, I. P. PANFILOV